Сильные и слабые позиции. Урок русского языка на тему "позиционное чередование звуков" Позиции согласных: твердость и мягкость

Урок обучения грамоте

Тема: Обозначение звука [й] в позиции после согласного перед гласным.

Цели: обучающая:

Создать условия для изучения способа обозначения звука [й"] в позиции после согласного перед гласным;

Формировать у обучающихся умение находить орфограмму разделительных знаков в словах на слух;

Учить видеть возможные варианты обозначения звука [й"] в позиции после согласного перед гласным;

развивающая:

Учить обосновывать свой выбор для обозначения звука [й"] в разных позициях;

- Учить составлять модель содержания изучаемого материала;

- Учить логически выстраивать действия;

Развивать умение сравнивать, анализировать.

Оборудование: карточки звуков, таблицы – модели «Способы обозначения звука [й"]»,буквы Ь и Ъ, учебники, тетради для печатания, проектор

Ход урока

I. Оргмомент

Продолжаем работать дружно, и мы сможем подняться на ступеньку выше в освоении новых знаний.

Как будем работать на уроке? (Внимательно, уметь слушать друг друга, учителя, уметь исправлять и дополнять ответы товарища…)

II. Актуализация знаний.

Проведем небольшую разминку.

1. На какие группы можно разделить буквы? (Гласные и согласные)

2. Какие бывают гласные? (Ударные и безударные)

3. Какие бывают согласные? (Звонкие, глухие, мягкие, твердые)

4. Какие согласные всегда мягкие? (Ч, Щ, Й)

5. Какие согласные всегда твердые? (Ж, Ш, Ц)

6. Какие гласные обозначают два звука? (Е, Ё, Ю, Я)

7. В каком случае они обозначают два звука? (В начале слова и после буквы гласного)

8. Какая буква не обозначает звука? (Ь)

9. Какую работу он выполняет? (Делает согласные мягкими, разделяет согласный от гласного)

Над чем работали на прошлом уроке? (Наблюдали как буква разделительный Ь не обозначает мягкость, а помогает гласной букве обозначить звук [й’] в словах, в позиции после согласного перед гласным).

III. Создание учебной ситуации

Ребята, сегодня мы продолжим изучение нового способа обозначения звука [й"] в позиции. Какой? (В позиции после согласного перед гласным)

Какие цели мы перед собой поставим? Попробуем их сформулировать (На доске запись: познакомиться…, узнать…, научиться… )

Верно, нам нужно познакомиться с буквой разделительным Ь в словах, в позиции после согласного перед гласным.

Отгадайте такую загадку:

У лошадки скакуна

Вьется грива на ветру,

Силу всю свою собрав,

Препятствия он берет.

Что значит – препятствия он берет? (Перепрыгнула).

Что за препятствие лошадь берет? (Барьер)

А как вы понимаете значение этого слова? (Выслушать объяснение детей)

Объяснение лексического значения слова.

По словарю: Барьер – слово, заимствованное с французского языка. Забор, перегородка , поставленная в качестве препятствия на скаковой дорожке (спорт .).

2. Невысокая стена , ограждение, забор .

Составим звуковую модель слова БАРЬЕР. (Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

Проверяем работу. Есть ошибки?

- Как люди договорились обозначать звук [й"] в этой позиции ? (Буквой разделитель. Ь).

Найдите и покажите этот способ в таблице – модели:

[й"]

ья, ьё, ью, ье, ьи

Какую новую работу выполняет буква разделительный Ь в этом слове? (Буква разделит. Ь помогает гласной букве обозначать звук [й"])

Проверьте работу, справились? (Хорошо)

Составление звуковой записи слова: [бар"й"эр]

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради)

3) Составление буквенной записи слова: барьер

Проверка записи (Дети сверяют свои записи)

Итак, какую букву выбрали для обозначения звука [й"]? (Букву разделительный Ь)

Просмотр записи, как автомобиль въехал во двор)

Что автомобиль сделал? (Он въехал во двор)

1). Составление звуковой модели.

А теперь составим звуковую модель слова ВЪЕХАЛ.

(Дети работают тетрадях для печатания, один ученик работает у доски)

Давайте проверим работу, как справились.

В какой позиции находится звук [й"]? (После согласного перед гласным)

2). Составление звуковой записи.

А теперь запишем слово звуками, составим звуковую запись слова.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетради) ([в"й"эхал] .

Что заметили? (Чем похожи, что общего?) (В этом слове есть также звук [й"]).

В какой позиции находится звук [й"] в этом слове? (В той же позиции, что и в слове БАРЬЕР; в позиции после согласного перед гласным)

И вы знаете, что в этой ситуации употребляется разделительный Ь? (Да)

Попробуем записать слово буквами? А не боимся ошибиться?!

IV. Постановка учебной задачи.

Наш сказочный герой дедушка Ус – самый опытный самоучка – передал вам очень нужную информацию.

(Дети обнаруживают модели и вешают их на доску)

БАРЬЕР ВЪЕХАЛ

[й"э] = [й"э]

Ье ≠ ъе

Анализируйте запись

Прочитайте слово ВЪЕХАЛ .

Какой знак используется? Такой же как в слове БАРЬЕР? (Другой! Разделительный Ъ)

На что похож Ъ? (Показ картинок)

Найдём место букве на «Ленте букв».

В какой домик поселим Ъ?

Показ буквы.

3) Составление буквенной записи слова

Запишите слово ВЪЕХАЛ буквами (въехал) правильно.

Какой вывод можете сделать о буквах разделительных Ь, Ъ? (Звук [й"] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквами Ь и Ъ).

Какой таблицей покажем? (Выбрать и показать)

Почему в одном слове –Ь, а в другом–Ъ? Например, в словах барьер и въехал. Сможете дать ответ? (Нет)

Почему не сможете? (Буквы Ь и Ъ знаки выполняют одну и ту же работу).

Можно ли на слух определить, какую букву выбрать? (Нет)

Почему? (Может писаться и Ь, и Ъ знаки).

Чем является данное место в буквенной записи? (Орфограммой).

Ребята, способа, который объяснил бы, написание этих букв, у нас нет в запасе знаний. Поэтому есть у нас другой выход:

1. Уметь находить эту орфограмму разделительных знаков (Ь, Ъ) в словах.

2. Какой знак, букву выбрать спроси у взрослого (это учитель, родители).

Итак, какую задачу поставим на уроке? (Будем учиться находить орфограмму разделительных знаков в словах).

Как будем обозначать это место в буквенной записи? (?).

Физкультминутка

V. Анализ условий решения задачи. (На доске записаны слова)

Задание 1. Сделать буквенную запись и найти орфограмму разделительных Ь и Ъ знаков.

[май "ак]– [шй"от] –

[с"эл] – [й"ул"а]-

[сй"эл] – [кол"й"а] –

(Дети по одному выходят к доске, объясняют свой выбор буквы, орфограммы.

Задание2. Работа в парах.

- Запишите самостоятельно слова (Дана звуковая запись) : [сй"эхал] –

[уй"эхал] –

А проверку проведем друг друга в паре.

В каком слове орфограмма? (Съехал)

Как обозначили орфограмму? (?)

Почему? (Не знаем, какую букву выбрать – Ь или Ъ).

Найдите это в таблице.

[ й" ] = [ й" ]

ья, ьё, ью, ье, ьи? ъя, ъё, ъю, ъе

VI. Работа по учебнику. Чтение пословиц

Прочитайте записи под рубрикой «В народе говорят»

Как вы думаете, почему эти высказывания поместили здесь?

Найдите и прочитайте слова с разделительным Ь. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

Найдите и прочитайте слова с Ъ. Где она стоит в слове? (После согл., перед гласным)

Что это за высказывания? (Пословицы)

Прочитайте 1 пословицу. О чем она? (Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел (иноск.) не за дурной вид, а за дурные дела).

Прочитайте 2 пословицу. О чем она? (ОТОЛЬЮТСЯ (отзовутся) ВОЛКУ ОВЕЧЬИ СЛЕЗКИ (слезы). За обиды, причиненные слабому, обидчик поплатится. Говорится как угроза, предостережение обидчику или утешение обиженному

Д/З –Расскажите дома родителям, что вы узнали на уроке, с.65 букваря.

VII. Итоговая рефлексия.

- Какое открытие мы сделали сегодня? (Звук [й"] в позиции после согласного перед гласным обозначается буквой Ъ как и разделительный Ь ).

Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний. А что мы напишем на этой ступеньке?

Как же узнать какую букву писать в слове Ь или Ъ?

Спасибо за урок! (Награждение активных участников смайликами)

Молодцы. Старались.


§1. Понятие позиционного чередования

Удивительно, но в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с разными языковыми процессами. В этом уроке поговорим об одном из них. Рассмотрим такое явление, как позиционное чередование звуков (гласных и согласных). Отметим сразу, что речь пойдет о фонетическом процессе, а не о правописании.

В потоке речи звуки, которые мы произносим, претерпевают различные изменения. Почему это происходит?

Дело в том, что звуки одной и той же морфемы (части слова) попадают в разные позиции: сильную или слабую.

Позиционное чередование – замена одного звука другим при изменении его позиции в слове.

Сильная позиция – это такая позиция, при которой звук отчетливо произносится в слове, а на письме передается соответствующим знаком (буквой).

Слабой позицией считают ту, в которой звук слышен нечетко, не произносится совсем или произносится с изменениями. В этом случае написание слова отличается от его произношения.

Давайте посмотрим на транскрипцию таких слов:

а ро́ с ] и [зной]

Теперь запишем эти слова с соблюдением правил орфографии:

м о ро з , зной

Обратите внимание, написание первого слова значительно отличается от его звучания, а второе слово пишется так же, как слышится. Это значит, что в слове «мороз» первый гласный и последний согласный звуки оказались в слабой позиции.

§2. Позиционные чередования согласных звуков

Выясним, какие позиции являются сильными и слабыми для гласных и согласных звуков.

Не изменяется, находится всегда в сильной позиции согласный [й].

Сильной позицией для твердых и мягких согласных является их положение:

на конце слова: ты[л] и тю [ л "];

перед гласными: [ д]уб и [ д "] ело ;

перед твёрдыми согласными: ба[н ] ка и ба[н"]ка.

Слабой для твердых и мягких согласных является позиция :

перед мягкими согласными: например, в слове пи[с"м "] енный;

перед [ш"], [ч"]: например, в слове бараба[н"ш"]ик.

Глухие и звонкие согласные тоже имеют свои слабые и сильные позиции .

Звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й] не имеют глухой пары, поэтому для них нет слабых позиций.

Сильными позициями для остальных согласных по глухости/звонкости являются положения:

перед гласными: воло [ с]ы или [ з ] убы;

перед согласными [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"] : например, в словах[з]лой и [ с ] лой, [з]венеть .

Слабые позиции :

в конце слова: парово[с];

перед глухими и звонкими согласными (кроме [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й], [в] и [в"]): пово[с ] ка.

§3. Позиционные чередования гласных звуков

Теперь рассмотрим позиционные чередования гласных звуков.

Сильной позицией для гласного всегда является ударное положение, а слабой, соответственно, безударное:

в[а]р[ о́ ]та

Зачастую подобное чередование характерно только для гласных о и е .

Сравним:

м[о́]крый – м[а]кро́та и м[у́]дрый – м[у]дре́ц

Существуют особенности и в произнесений звуков, которые на письме обозначаются буквами Е, Ё, Ю, Я.

Для чего нужно знать случаи позиционного (фонетического) чередования звуков? Необходимо это знать для развития орфографической зоркости.

Если не знать этих процессов и не узнавать их в словах, то можно допустить ошибку в применении той или иной орфограммы или при морфологическом разборе слова.

Одним из самых наглядных доказательств этого утверждения является правило :

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно подобрать родственное или изменить данное слово так, чтобы после проверяемой согласной стояла гласная.

Например, ду[п] – ду[б]ы.

§4. Краткие итоги урока

Теперь повторим еще раз то, что мы узнали о таком фонетическом процессе, как позиционное чередование звуков.

Чередование – замена одного звука другим.

Позиционное, т.е. зависящее от позиции звука в слове.

Важно запомнить:

Позиционное чередование звуков не отражается на письме!

Для звуков характерны сильные и слабые позиции.

В сильной позиции звук произносится отчетливо и передается на письме соответствующей (своей) буквой.

Для гласных сильным является положение под ударением.

Для мягких и твердых согласных сильная позиция – положение на конце слова, перед гласным или перед твердым согласным.

Для глухих и звонких согласных сильными выступают позиции также перед гласной и перед согласными сонорными [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [л], [л’], [в], [в"] и [й].

В остальных случаях в потоке речи звуки изменяются, чередуются – это слабые позиции.

Русский язык - сложный предмет. Мы пишем слова совсем не так, как они произносятся на самом деле. В речи одни и те же фонемы проявляют себя в разных звуковых обликах. Сравните, например, слова "мёд" - [м"от] и "медок" - [м"идок]. Все зависит от того, занимают ли фонемы сильные позиции или слабые позиции в пределах слова. Поговорим об этом подробнее.

Речь - это непрерывный поток фонем, в котором произнесение звука во многом определяется его местом в слове, соседними гласными и согласными. В слабой позиции артикуляция претерпевает существенные изменения. Фонемы теряют некоторые свои характеристики, начинают выступать в других вариантах. Например, [о] в безударной позиции начинает звучать как [а]: [вада], [сава]. Конечный [г] произносится как [к]: [друк], [крук]. Именно в таких местах мы допускаем ошибки на письме.

В сильной позиции фонема, напротив, слышна отчетливо и стоит в своем основном виде. Она не зависит от положения в слове, на ее качество не влияют соседние звуки. Это, например, фонема [о] в словах "воды", "совы". Или звук [г] в словах "другу", "кругом".

Морфологический принцип орфографии

Зачем обычному человеку, далекому от языкознания, знать сильные и слабые позиции фонем? Дело в том, что написание 90% русских слов регулируется так называемым морфологическим принципом . Согласно нему, мы не должны учитывать фонетические чередования, когда берем в руки ручку или набираем текст на клавиатуре. Корни, суффиксы, приставки, окончания пишутся всегда одинаково. Редукция гласных, смягчение согласных перед некоторыми звуками, их озвончение или оглушение не принимаются во внимание.

Отсюда следует вывод: при письме нельзя полагаться на слух. Только звуки в сильных позициях пишутся так, как слышатся. Все остальные нуждаются в проверке. Определив, что фонема находится в слабой позиции, мы начинаем подбирать проверочное слово с той же морфемой. Например, зуб - зубной, липовый - сосновый, поход - поезд, к лампе - к воде . В проверочном слове фонема должна находиться в сильной позиции, причем стоять в той же самой морфеме. Иначе можно ошибиться.

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Уже в начальной школе дети знают: звук под ударением слышится долго, отчетливо и не нуждается в проверке. Мы можем смело писать в тетрадь слова "сом", "сам". Это - сильная позиция гласного.

Совсем другое дело - безударное положение. Такой гласный находится в слабой позиции, мы произносим его коротко, с меньшей силой, неотчетливо. Сравните слова "сома́" и "сама́". Они звучат практически одинаково. Чтобы не ошибиться при их написании, школьников учат подбирать проверочные слова.

Для русского языка характерны:

  • "аканье", когда безударные [а] и [о] произносятся одинакоко после твердых согласных (например, слова "дома", "дала");
  • "иканье", при котором безударные [а] и [э] неразличимы после мягких согласных (к примеру, в словах "мячом" и "мечом").

Гласные [и], [у] и [ы] в слабой позиции произносятся короче, но своего качественного звучания не меняют. Тем не менее, здесь тоже лучше проявить осторожность. Безударную [и], например, легко спутать с фонемами [а] и [э], стоящими после мягких согласных.

Позиции согласных: глухость и звонкость

Согласные звуки образуют пары по таким признакам, как "глухой-звонкий" и "твердый-мягкий". Соответственно, сильные и слабые позиции согласных также определяются по этим двум характеристикам.

Сильной позицией по признаку "глухой-звонкий" для согласных является положение:

  • перед гласным: том-дом, забор- собор;
  • перед сонорными: дрова - трава, слой - злой;
  • перед буквой "в": творец - дворец.

В перечисленных случаях согласные слышатся отчетливо и не требуют проверки. Вряд ли можно допустить ошибку и в написании которые не имеют пары по глухости. К ним относятся [л], [л"], [н], [н"], [р], [р"], [м], [м"], [й"]. Фонемы [х], [ц], [х"], [щ"] и [ч"], наоборот, не имеют звонкого парного звука. Они могут занимать различное положение в словах, сохраняя свои основные характеристики и не совпадая с другими согласными при произношении.

Когда согласные могут озвончаться или оглушаться?

Теперь научимся различать сильные позиции и слабые позиции парных по звонкости-глухости фонем. В каких случаях мы рискуем допустить ошибку на письме? Это положение:

  • в конце слова, где и звонкие, и глухие фонемы совпадают по своему звучанию: глаз - глас, дуб - туп, сук - луг;
  • перед парным звонким звуком, когда рядом стоящий согласный также произносится звонко: сбрить - [зб]рить, отдать - о[дд]ать;
  • перед глухим согласным, когда рядом стоящий звук оглушается: ложка - ло[шк]а, вход - [фх]од.

Чтобы избежать ошибок, мы должны понять, в какой морфеме находится сомнительный звук. Затем найти проверочное слово, где требуемая фонема стоит в сильной позиции. Чтобы это не занимало много времени, нужна тренировка. Подберем проверочные слова к примерам, приведенным выше: глаз - глаза, глас - гласа, дуб - дуба, туп - тупой, сук - суком, луг - луга; сбрить - сложить, отдать - отъехать; ложка - наложить, вход - влево.

Позиции согласных: твердость и мягкость

Пришло время рассмотреть сильные и слабые позиции согласных звуков по такому признаку, как "твердый-мягкий". Здесь нас подстерегает много опасностей. Морфологический принцип не всегда спасает. Например, звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но мы знаем: в некоторых случаях после них пишется мягкий знак (рожь, услышь). После твердого [ц] может стоять буква "ы" (цыпленок) или "и" (цирк).

Звуки [ч"] и [щ"] всегда произносятся мягко, но мы с первого класса помним написание слогов "ча-ща" и "чу-щу". Здесь действует другой принцип, называемый традиционным или историческим. От ошибки спасет только четкое знание правил русского языка.

Тем не менее, вернемся к теории. В каком случае согласные, имеющие пару по твердости-мягкости, не меняют своих качественных характеристик? Это положение:

  • перед гласным: [мал] - [м"ал], [вол] - [в"ол], [лук] - [л"ук], [быт"] - [б"ит"];
  • на конце слова: [кон] - [кон"], [брат] - [брат"];
  • абсолютно любое для фонем [л], [л"]: во[лн]а - во[л"н]а, по[л"з]а - по[лз]ать;
  • перед заднеязычными [г], [к], [х], [г"], [к"], [х"] и твердыми губными [б], [м], [п] для переднеязычных звуков: го[рк]а - го[р"к]о, и[зб]а - ре[з"б]а;
  • перед твердыми зубными [с], [з], [ц], [д], [т], [л], [н] для зубных: ко[нс]кий - ию[н"с]кий;
  • перед твердыми переднеязычными [c], [з], [т], [д], [ц], [л], [р], [н], [ш], [ж] для сонорных переднеязычных: янва[рс]кий - сентяб[р"с]кий, ма[нж]ета - де[н"ж]ата.

Слабые позиции по характеристике "мягкость - твердость"

Существуют позиции, в которых твердые согласные под влиянием соседних звуков смягчаются. Их относят к слабым. Это положение:

  • Перед [й"]: ворон - воро[н"й"о]. Исключение составляют согласные на конце приставки перед [й"]: [вй"эст] - въезд.
  • Перед мягкими зубными для звуков [c], [н], [з]: вме[с"т"]е, [з"д"]есь.
  • Перед фонемами [ч"] и [щ"] для звука [н]: бараба[н"щ"]ик, руло[н"ч"]ик.

Вообще очень сложно разграничить сильные позиции и слабые позиции по признаку "твердый-мягкий согласный". Дело в том, что не для всех случаев можно подобрать примеры. Так, в русском языке перед [п] мы встречаем только твердый [м]: компот, шампунь и др. Ни в одном слове нет звука [м"] в этой позиции. Следовательно, мы не можем быть уверены до конца, реализуется ли здесь фонема [м] или [м"].

Абсолютные позиции для согласных

Подведем итоги. С гласными звуками все понятно. Если они стоят под ударением, позиция считается сильной. Если ударение падает на другую фонему в слове, то позиция слабая. С согласными все сложнее.

Например, в слове "зуб" звук на конце оглушается. Позиция по признаку "звонкость-глухость" будет слабой. Но она же является сильной по шкале "мягкий-твердый". Когда слабые позиции по обеим характеристикам совпадают, фонема считается абсолютно слабой. Она реализует себя в различных вариациях и требует применения орфографических правил.

Случается, что согласный находится в сильной позиции как по признаку "звонкий-глухой", так и по характеристике "мягкий - твердый". Часто такое наблюдается в положении перед гласным звуком. Эта позиция называется абсолютно сильной.

Знать сильные позиции и слабые позиции фонем необходимо каждому человеку, желающему писать грамотно. Это позволит вовремя определить "ошибкоопасное" место в слове и вспомнить соответствующее правило.

    Сильная позиция от слабой отличается так:

    Если мы говорим про гласные, то когда они стоят под ударением, то это и есть сильная позиция. А когда без ударения - слабая.

    Но вот с согласными дело сложнее.

    Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.

    И если после стоит сонорная согласная или буква В.

    Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.

    Вот табличка с примерами:

    Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.

    А слабая позиция гласных и согласных - это когда звуки не совсем различимы.

    Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.

    Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:

    Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется позицией. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.

    Сильной называется такая позиция звука, когда его невозможно спутать с другим звуком и он отчетливо произносится. Для гласных звуков сильной позицией является их позиция под ударением, и этим способом, постановкой гласной под ударение ее проверяют на правильность написания. Соответственно и слабой позицией для гласных будет их безударное положение в слове. Согласные звуки под ударение не ставятся, но и для них есть варианты, когда произношение согласного отчетливое - перед гласной, перед сонарной, и перед согласной В. Напротив слабой позицией для согласных оказывается их расположение в конце слова или перед противоположным по звонкости звуком.

    У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.

    Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.

    Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.

    Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:

    Сильная позиция гласной - позиция под ударением, где звук не требует проверки при написании, так как он слышится отчетливо.

    Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.

    Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:

    1. перед гласными
    2. перед сонорными
    3. перед в и в.
  • Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:

    • перед гласным / согласным;
    • на конце, а также в середине или начале лексем и их форм;
    • под ударением или при отсутствии такового (для звуков гласных).

    Сии позиции подразделяются на две категории:

    Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:

    • дама дама; ровный ровный; интеллигент интеллигэнт;
    • золото з, о, л, т; сольный с, о, л, н; пятнышко п, а, т, н, к;

    Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):

    • в 1-х слогах обеих единиц словарных звуки А, И буквочками обозначены чужими (О, Е), потому в 1-м случае надо вспомнить о единообразном написании приставки, во 2-м слове найти однокоренную лексему, дабы проверить ударением корневую гласную: деревце;
    • в слоге 2-м (слово 1-е) звук А обозначен буковкой своей, (А), но и у него позиция слабая (неударная), потому выбор А ещ надо доказать, для чего тоже производим проверку: посадка.

    Таким образом, характер позиции звуков гласных тесно связан с акцентом (ударением) .

    У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:

    • предоставить предоставить;
    • терем тэрем;
    • ястреб йастреб.

    У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:

    • морозец марозиц;
    • ленивый линивый;
    • пешеход пишихот.

    Количественное, а также качественное изменение звука гласного, напрямую связанное с ударением (с положением безударным), именуют редукцией .

    Если звук неударный произносится лишь короче ударного, но не меняет своего качества (допустим, У в лексемах уход, уходящий), мы говорим о наличии редукции количественной , причм чем дальше гласный неударный оказывается от ударного (позиции предударные и заударные: 1-я, 2-я, 3-я), тем он менее длителен.

    Если гласный при этом ещ и качество сво меняет (допустим, И в лексеме запятнать на письме обозначен буквочкой Я), говорим, что, помимо количественной, он подвергся ещ и редукции качественной . Рассмотрим как пример звуки на месте буковок О в трх родственных лексемах:

    • колос 1-я буковка О звук О и обозначает (позиция сильная), у 2-й О звук короче, в вузах его принято обозначать значком Ъ (в школе используют значок А; позиция 1-я заударная слабая);
    • колосья 1-я О обозначен звук (в школе тоже применяют значок А; позиция 1-я предударная слабая), он короче по звучанию, чем А, но длиннее, чем Ъ;
    • колоситься 1-я буковка О уже известный нам звук Ъ обозначает (позиция 2-я предударная слабая); в 1-й позиции предударной (слог 2-й), также слабой, вс той же буковкой О обозначен звук.

    Для наглядности я составила такую табличку:

    Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:

    • вид звуков, следующих за ними (гласный / согласный);
    • место, занимаемое звуком в словарной единице (начало, середина, конец);
    • иной согласный, занимающий постпозицию по отношению к 1-му (глухой / звонкий, мягкий / тврдый, шумный / сонорный).

    Наличие звука гласного , располагающегося непосредственно за согласным, способствует чткому произношении первого, следовательно, создат для согласного позицию сильную :

    • быль б пыль п;
    • садик с, д седой с, д;
    • жил ж шил ш.

    Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :

    • дока д,к;
    • тога т,г.

    а также перед согласными :

    • шумными в, в (утварь т двести д);
    • сонорными (жмот ж шмат ш),

    слабыми же

    • на конце лексем и их форм (столб п столп п; луг к лук к);
    • в начале, а также на конце единиц словарных перед шумными, кроме в, в (здание з сделать з, сказка с маска с).

    Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:

    • перед гласными (мыло м мило м);
    • на конце лексем и их словоформ (сел л сель л; вяз з вязь з);
    • перед согласными тврдыми: (асфальт с перед ф; косьба з перед б),

    а слабой

    • перед согласными мягкими (степь с в препозиции к т, зонтик н перед т).

    Слабые позиции звуков согласных связаны с явлением фонетической ассимиляции (уподобление находящихся впереди согласных находящимся позади). В школьной практике термин ассимиляция , как правило, заменяется выражениями:

    • оглушение звонких согласных перед глухими;
    • озвончение глухих согласных перед звонкими;
    • смягчение тврдых согласных перед мягкими.

    Примеры:

    • футболка, косьба (озвончение: д перед б и з перед б);
    • сказка, лавка (оглушение: с и ф перед к);
    • бантик, гостинец (смягчение: н и с перед т).

    Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:

    Слабой позицией гласных и согласных звуков называют позицию, когда звуки неразличимы. например, согласная звонкая на конце слова оглушается, появляется сомнение, правильно ли букву пишем. И тогда нужно вспомнить правило по глухости - звонкости.

    Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.

    Лучше всего объяснить на примерах.

    Нас учительница раз научила так - скажи резко и грубо любое слово. Сказали, каждый сво. А теперь надо сказать какую вы все букву услышали громко и резко, та и будет стоять на сильной позиции, а остальные, которых ели слышно будут на слабых позициях.

  • Сильные и слабые позиции гласных

    Позиция гласного звука под ударением называется СИЛЬНОЙ .

    В этой позиции различаются все шесть гласных звука (мАл - мОр - мИр - мУл - мЭр - мЫл).

    В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.

    Позиция гласного в неударных слогах - это СЛАБАЯ позиция.

    В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.

    Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.

    В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается аканье.

    Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).

    Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.

    Нормативным в русском языке считается иканье.

    Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.

    Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.

    Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.

    В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.

    Сильные и слабые позиции согласных

    Позиция, в которой согласный звук не изменяется, называется сильной .

    Для согласных это месторасположение согласного перед:

    ГЛАСНЫМИ : док--ток, лук--люк, раса--ряса, милая--мыла;

    СОНОРНЫМИ : слон--клон, сноп--озноб, вниз--книзу, трава--дрова;

    согласной В : сватать, творить.

    СЛАБАЯ позиция - это позиция, при которой согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и твердости-мягкости.

    Слабой является позиция:

    а) в конце слова (звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково - глухо): плот--плод, пруд--прут, бок--бог, стог--сток;

    б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить--просьба (с=>з)

    и перед глухими (звонкие оглушаются): резок--резкий, низы--низкий (з=>с);

    Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.

Оборудование:

  • раздаточные карточки с пропуском орфограмм слабой позиции,
  • тетради,
  • учебники,
  • орфографические словари,
  • фломастеры.

На доске нарисован фрагмент из произведения А. Милна «Винни-Пух и все-все-все», приготовлен фрагмент из мультфильма. Дети сидят в группах по четыре человека.

Ход урока

I. Организационный момент

У. Здравствуйте! Сегодня на уроке мы должны рассмотреть случаи, когда звук находится в сильной позиции, а когда в слабой. Садимся правильно, кладем тетради с наклоном, записываем число и "Классная работа".

II . Чистописание

У. Посмотрите на доску, мы записываем элементы в соединении со строчной буквой "о". Напишите в тетрадях одну строчку.

Дети выполняют задание в тетрадях.

III. Работа по повторению

У. Как вы понимаете, что такое ошибкоопасное место, где оно может возникнуть?

Д. Ошибкоопасное место может возникнуть в любой части слова. Для проверки орфограммы в корне слова нужно подобрать однокоренное слово, в котором бы на месте слабого звука появился сильный.

У. А с помощью родственных слов можно проверить орфограммы только в корне или в разных частях слова?

Д. В других частях этих слов такие орфограммы проверить нельзя, т. к. эти части в родственных словах могут быть разными. Ошибкоопасное место - это место, когда мы слышим один звук, а пишем другую букву.

У. А какие ошибкоопасные места вы уже знаете?

Д. Для гласных звуков, когда звук находится в слабой позиции, т.е. на него не падает ударение. Д ля согласных звуков, когда они оказываются рядом, среди них нет звуков "волшебников".

У. А что это за волшебные звуки?

Д. Это звуки сонорные [л, м, н, р, й"] и еще звук [в]. Если согласный стоит перед этими звуками, то мы смело можем записать согласную букву, а если оказывается два согласных звука и ни один из них не "волшебник", то возникает ошибкоопасное место.

Д: Например, в слове шу__ка, встретились два согласных звука, они вступили в игру - "командует" второй согласный глухой – [к] Он, как бы оглушает впереди стоящий согласный.

У. Ребята, давайте хором произнесем это слово.

Д. Дети хором произносят [шупка].

У. Кто согласен с рассуждениями?

Д. Дети фиксируют свое мнение, показывая пальчиками: да "+", нет " -".

У. Все показывают "+", а один ребенок " -". Почему ты не согласен с детьми?

Д. Д умаю, что если один из таких согласных будет звонким, то впереди стоящий будет тоже звонким.

У. Хорошо. Давайте проделаем эту исследовательскую работу вместе.

Дети записывают в тетрадях звуковую модель слова [шупка].

Д. Можно мне доказать?

У. Доказывай. Иди к доске.

Д. У нас, в корне слова, встретились рядом два согласных. Второй согласный звук [к], он как бы оглушает впереди стоящий согласный. Когда мы произносим, то слышим звук [ п ], он в слабой позиции. По закону русского письма - слабую позицию согласного проверяю по сильной [шубы], => и в слове шубка я напишу букву "б", шубка.

У. А какое это чередование?

Д: Это позиционное чередование звуков [ б] / /[ п ].

У. А кто может найти слово, в котором происходит озвончение согласного звука?

Д. Затрудняемся.

Д. У меня есть записка от мамы с "просьбой...", мне кажется, что когда мы произносим это слово - [ проз"ба], то слышим звук [ з"], а написала мне мама – просьба.

У. Хорошо. В этом случае происходит озвончение согласного звука. Это ошибкоопасное место. Давайте подберем родственное слово, где этот звук будет в сильной позиции (изменением слова).

Д Может, подойдет слово просить? Здесь позиционное чередование звуков [з" / /с"].

У. На доске запись (звуковая модель слов).

[ проз"ба], [ПРАС"И Т" ]

У. Какие звуки чередуются?

Д. Гласные звуки [о / /а] и согласные звуки [з" / /с" ].

IV. Работа с Учебной тетрадью № 2.

Задание № 1. страница 11. Дописать предложения, в которых есть слова с противоположным значением.

У. Запишите самостоятельно, поставьте ударение, обведите нужную букву.

Учитель в это время раздает каждой команде задание, и дети начинают работать в группе.

I группа: «Редька горькая, а морковь________________».

II группа: «Сметана густая, а молоко_____________».

III группа: «Камень тяжелый, а пух______________».

IV группа: «Дорога широкая, а дорожка_____________».

V группа: «Луна большая, а звездочка______________.»

Дети выполнили задание в группах и от каждой команды выходят к доске по одному человеку со своими карточками - ответами. Остальные группы проверяют, дополняют представителей от каждой команды.

У .Все ли орфограммы слабой позиции вы могли проверить изменением слова?

Д.Только те, которые находятся в основе слова.

У.Почему?

Д.Т. к. при изменении слова основа не изменяется.

У.А где не можем проверить?

Д. В окончании, т. к. при изменении слова изменяется окончание. У нашей команды было слово сла_ кая (ягода) Слабая позиция в корне слова, проверяем словом сладок, сладенький. Вторая слабая позиция в окончании, достаточно одного проверочного слова, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: сладка я – зла я.

Дети показывают пальчиками "+" (согласны).

Д: У нас было слово ж__к_е. Жидкое – орфограмма сильной позиции и, проверяли по правилу: жи - ши пиши с и . Орфограмма слабой позиции в корне слова, мы подобрали проверочное слово жиденький. Вторая слабая позиция в окончании, проверяем словом, в котором звук в окончании находится в сильной позиции: жидк_е- молодое.

Дети проверяют первые два слова, выходя к доске, остальные дети специальными знаками демонстрируют свое согласие или несогласие.

После работы над каждым, словом учитель обращает внимание на способ проверки. Первые два задания ребята проверяли вместе у доски. А остальным предлагается сделать взаимопроверку между группами.

V. Работа над звуковой «оболочкой» слова

У. Составьте схему сильных и слабых позиций к слову морковка.

Д. Первый звук [м], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный.

Д. Второй звук [а], он в слабой позиции, т.к. на него не падает ударение.

Д.Третий звук [ р] - в сильной позиции, т.к. это звук "волшебник", он всегда будет в сильной позиции.

Д. Четвертый звук [к], он в сильной позиции, т.к. после него идет гласный звук.

Д. Пятый звук [о], он в сильной позиции, т.к. он под ударением.

У. Что можно сказать о шестом звуке? (произнесите хором) дети (хором) - [маркофка]

Д.Мы слышим и произносим звук [ф], потому что рядом оказываются два согласных звука и второй глухой звук [к] подчиняет согласный, который стоит перед ним и оглушает его.

У. Кто хочет написать на доске схему и закончить разбор?

Д. (у доски) составляют схему:

V_VVV_V_, м_рко_ка, звук [к] в сильной позиции, а звук [а] в слабой. Пишется слово мор-ков-ка, т.к. оно относится к словарному слову и можно посмотреть в словаре.

У. Вам надо записать буквенную модель слов, распределив их в два столбика. В первый столбик напишите слова, где слабые позиции в корне слова. Во второй столбик, где слабые позиции в окончании.

Это первая часть задания, которую дети выполняют самостоятельно.

VI. На доске звуковая модель слов: [ХАД" И Т "], [Г Р АЧ" И], [ Ш Ы Н А], [Р" Э П А], [С В" И Ч" А]

У:- Проверим задание.

К доске выходят два человека и записывают:

Д: Слова со слабой позицией в корне (письмо с дырками)

Х_дить, гр_чи, з_мля, св_ча

Д. Слабая позиция в окончании:

Д. Мы выписали в свой столбик слова (перечисляет): ходить -ход, грачи - грач, земля - земли, свеча - свечи. Пишу букву по сильной позиции.

У.Дети вы согласны с работой?

Д. У меня получилось два слова: шина, репа.

У. Спасибо.

VII. Работа с учебной тетрадью.

У. В книге А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" сова жила в великолепном замке "Каштаны". Под звонком у нее были объявления:

Почему в двух объявлениях одни и те же слова написаны по-разному?

Д. (хором) Сова не знает основного правила русского языка.

Д. Н е согласны с Совой. Слово [ аткрывай "ут] пишется открывают, слабая позиция в приставке. Мы знаем приставку от, можно проверить словом отпуск (Исправляет ошибку фломастером).

Д.Есть еще ошибка, пишется Сова, слабая позиция в корне. Проверяем словом - совы.

У. Посмотрите на второе объявление. (Дети внимательно читают).

Де согласны как сова написала, слово прошу. Слабая позиция в корне слова, можно проверить - просим. Пишется буква о.

Нашли еще одну ошибку, в слове [пад "оргат "]. Слабая позиция в приставке, мы знаем приставку по, можно проверить словом поверху.

Д: выходят к доске и исправляют ошибки в объявлениях (фломастером).

У. Вы нашли все ошибки?

Д. Все.

У. Запишите эти объявления на пустых строчках.

I вариант – записывает первое объявление.

II вариант - записывает второе объявление.

У. Урок закончен. А как вы поняли, над чем мы работали?

Д. Мы рассматривали сильные и слабые позиции для гласных и согласных звуков.

Д. Мы поняли: звук в слабой позиции обозначается той же буквой, которой обозначается в этом слове звук в сильной позиции.

VII. Домашнее задание.

У. Спасибо за урок.

Литература:

М.П. Романеева. Л.А. Суховершина, Москва. 2006 г. Учебная тетрадь № 2 по русскому языку.

1) сильная позиция – произносительные условия, в которыхпроявляются все дифференциальные признаки фонем: для гласных под ударением и в открытом слоге;для согласных – интервокальная позиция, перед гласными и сонорными согласными;

2) слабая позиция – произносительные условия, в которых проявляются не все дифференциальныепризнаки фонем: для гласных – безударное положение, в закрытом слоге; для согласных – в конце слова,перед глухими согласными.

Сильные и слабые фонемы

Сильные фонемы – фонемы, обладающие максимальной различительной способностью. Гласные под ударением – сильные фонемы.

Слабые фонемы обладают меньшей различительной способностью, т.к. в слабой позиции фонема является заместителем двух или даже трех сильных фонем. Так [ъ] может заменять, : [тънцы э ва´т], [шълк/\в´и´стый], [мъл/\ка´].

Как уже отмечалось раньше, каждая фонема имеет ряд постоянных, независимых от позиций, конститутивных признаков. Среди конститутивных признаков выделяется дифференциальный признак, который является и релевантным (соотносительным), и конститутивным одновременно. Для таким признаком является глухость по отношению к: пал, бал. Но глухость устраняется в позиции перед звонким согласным.

Если признак фонемы не является релевантным, то конститутивный признак является недифференцирующим. Например, глухость для - конститутивный нерелевантный признак.

Понятие релевантности связано с двумя рядами фонем: первый ряд составляют согласные, парные по глухости-звонкости, второй – согласные, парные по твердости-мягкости. Позиция, которая является сильной для одного члена ряда, является сильной для всех членов ряда: [п║б, п´║б´, ф║в, ф´║в´, т║д, т´║д´, с║з, с´║з´, ш║ж, к║г, к´║г´].

За пределами этого ряда остаются внепарные согласные: ,м>, , .

Сильные позиции по глухости-звонкости:

1. положение перед гласными: [до´т] –[то´т];

2. положение перед сонорными: [гро´т] – [кро´т];

3. положение перед [j]: [бjо´т] –[пjо´т];

4. положение перед [в], [в´]: [дв´э´р´]- [тв´э´р´].

Слабыми позициями являются:

1. конец слова: код [ко´т] – кот [ко´т];

2. для глухих положение перед звонкими, для звонких положение перед глухими: сдача [здач´ь], над столом [нътст/\ло´м].

Второй ряд – фонемы, парные по твердости-мягкости:[п║п´, б║б´, в║в´, ф║ф´, м║м´, с║с´, з║з´, т║т´, д║д´, л║л´, н║н´, р║р´, г║г´, к║к´, х║х´].

Вне пар остаются: согласные: , .

Сильные позиции по твердости-мягкости:

1. конец слова: [ста´н] – [ста´н´];

2. позиция перед гласными непереднего ряда: [ма´л] – [м´а´л];

3. переднеязычные перед заднеязычными [рэ´т´къ] – [рэ´дкъ] и твердыми губными [р´и э з´ба´ ] - [изба´ ] ;

4. сонорные (кроме [м]) перед зубными: [йи э нва´ р´ ] - [йи э нва´рск´ий].

5. всегда в сильной позиции: [л´ва´ ] – [м/\лва´], исключение составляет позиция перед [j]: [л´ j у´].

Слабые позиции по звонкости-глухости проявляются очень отчетливо, по твердости-мягкости они не так очевидны.

Фонетическая транскрипция передает звуковой состав слов, фонологическая (фонематическая) транскрипция передает фонемный состав слов.

В фонологической транскрипции принято обозначать:

α -все слабые гласные фонемы,

α 1 - слабые гласные 2 и 3 предударных и всех заударных слогов:

индексом 1 - слабые по твердости-мягкости согласные фонемы:

труд , индексом 2 - слабые по глухости-звонкости согласные:

надбавка ,

индексом 3 - слабые по твердости-мягкости и глухости-

звонкости согласные: стерегли .

Если в фонологической записи одна и та же морфема предстает в разных фонемных видах, обусловленных фонологической позицией в словоформе, то в морфофонематической транскрипции используется обобщенная фонемная запись словоформы, отвлеченная от обусловленных фонологической позицией видов составляющих ее морфем. Например, слово стог в фонетической транскрипции – [с т о´к], в фонематической транскрипции - , в морфофонематической транскрипции - , где скобками выделено сочетание согласных с общими фонетическими признаками глухости и твердости.

Аллофо́н (греч. άλλος другой и φωνή звук ) - реализация фонемы, её вариант, обусловленный конкретным фонетическим окружением. В отличие от фонемы, является не абстрактным понятием, а конкретным речевым звуком. Совокупность всех возможных позиций, в которых встречаются аллофоны одной фонемы, называется дистрибуцией фонемы. Носители языка хорошо распознают фонемы, то есть смыслоразличительные единицы языка, и не всегда в состоянии распознать отдельные аллофоны одной фонемы. Фонемы в сознании говорящих обычно представлены основными аллофонами.

Основно́й аллофо́н - такой аллофон, свойства которого минимально зависят от позиции и фонетического окружения. Основными аллофонами в русском языке считаются:

  • гласные в изолированном произнесении;
  • твёрдые согласные перед ударным [а];
  • мягкие согласные перед ударным [и].

Основные аллофоны обычно реализуются в сильной позиции звука. Сильная позиция - это позиция, в которой возможно максимальное количество фонем данного типа. В русском языке для гласных сильной позицией является положение под ударением, для согласных - перед гласным непереднего ряда.

Различаются комбинаторные и позиционные аллофоны.

Комбинато́рные аллофо́ны - реализации фонем, связанные с коартикуляцией под влиянием фонетического окружения звуков.

Примерами комбинаторных аллофонов в русском языке могут служить:

  • продвинутые вперед гласные заднего ряда [а], [о], [у] после мягких согласных;
  • лабиализованные (огубленные) согласные перед гласными [о], [у];
  • звонкие аффрикаты [дз], [д’ж"] на месте [ц], [ч] перед звонкими шумными.

Комбинаторными аллофонами также считаются назализованные гласные перед носовыми [n], [m], [ŋ] в английском языке. В некоторых языках мира комбинаторные признаки (например, назализация) могут распространяться на несколько слогов.

Позицио́нные аллофо́ны - реализации фонем, связанные с их фонетической позицией в слове или слоге. Под фонетической позицией принято понимать:

  • положение звука по отношению к абсолютному началу слова (после паузы);
  • положение звука по отношению к абсолютному концу слова (перед паузой);
  • положение звука по отношению к ударению.

Позиционными аллофонами гласных [а], [о] в русском языке считаются гласные [ъ], [ʌ] в безударных слогах.

Обязательные и свободные аллофоны

В зависимости от степени предсказуемости реализации, аллофоны подразделяются на обязательные , то есть реализуемые в соответствии с правилами грамматики языка, и свободные , то есть реализуемые в соответствии с предпочтениями говорящих.

Обязательные аллофоны одной фонемы находятся в отношениях дополнительной дистрибуции, когда два разных аллофона одной фонемы не могут существовать в одной позиции. В русском языке в отношениях дополнительной дистрибуции находятся огубленные и неогубленные согласные: огубленные согласные возможны только перед огубленными гласными [о], [у], а неогубленные согласные произносятся во всех остальных случаях. Произнесение такого аллофона в иной позиции воспринимается носителями языка как неестественное звучание или иностранный акцент.

Свободными аллофонами могут считаться как широко распространенные в различных социальных и диалектных группах факультативные варианты фонем (например, щелевой /г/ или твёрдый /щ/ в отдельных русских говорах), так и индивидуальные варианты фонем, составляющие особенности произношения отдельных говорящих (например, неслоговой [w] на месте дрожащего [р] в русском языке).

Фон , фо́на в фонетике - единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке безотносительно к её фонемной принадлежности (то есть без отнесения её к той или иной фонеме) или как конкретная реализация фонемы в речи.

В отличие от фонем и аллофонов, принадлежащих языку, фоны относятся к речи . Связывая фон с аллофоном и фонемой, говорят, что фонема является «общим» (или классом), аллофоны - «особым» (или подклассами), а фоны - «единичным». Всякая фонема в речи выступает в одном из своих аллофонов, который реализуется как тот или иной фон.

Мимическая реализация фонемы (фона) называется виземой. Виземы используются при чтении по губам и в технике компьютерного распознавания речи.

В классе используют различные формы разноуровневого обучения школьников. Ученики работают в трёх группах. В первой группе дети с высокими учебными способностями и высокой и средней работоспособностью. Вторая группа – средний и низкий уровень способностей к учению и средняя работоспособность. Третья группа учащихся с низкими и средними учебными способностями и низкой работоспособностью.

На данном уроке происходит работа по открытию новой позиции парных согласных звуков и дальнейшему её применению в обучении школьников.

Тема: Сильные и слабые позиции согласных звуков.

Цели: научить выделять признаки сильных и слабых позиций парных согласных звуков; знакомство с новой для детей “слабой” позицией согласных звуков перед согласными звуками; отрабатывать способ письма с пропусками орфограмм слабых позиций.

Ход урока:

1. Организационный момент .

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на доброжелательное отношение друг к другу; на культурный диалог при работе в группах.

2 . Актуализация знаний.

– Измените слова: луга, бока так, чтобы они называли один предмет. Запишите оба изменения каждого слова звуками. Рядом запишите изменения буквами.

Для 3 группы задание №1 выполняется по образцу. Задание №2 в группах разное, с учётом их учебных способностей.

Для 1 группы: записать схемы сильных и слабых позиций согласных звуков.

2 группа: указать рядом со схемами сильную и слабую позицию согласных звуков.

3 группа: соединить линией сильную и слабую позиции со схемами.

3. Проверка работ группы у доски:

Начинают дети из 1 группы, чтобы остальные ученики ещё раз послушали объяснение.

1 Гр. 2 Гр. 3 Гр.

[ЛУГА] [Г] O Луга

[ЛУГ] [К]. Лу_

[БАКА][К] O Б_

[БОК] [К]. Бо_

Из схем, записанных на доске выбирают более полную или отвечают на вопросы учителя.

4. Постановка проблемы:

– Нет ли у согласных, ещё каких–нибудь слабых позиций? (Выслушивают мнение детей).

– Запишите название предметов гудок, каток звуками. Измените каждое слово так, чтобы оно называло много предметов, и запишите изменения слов звуками. Выделите кружками предпоследние согласные звуки в изменениях.

Ученики 1 группы работают самостоятельно и наблюдают над изменениями каждого слова.

Ученики 2 и 3 группы работают вместе с учителем.

[ГУДОК] [Д]

[ГУТК’И] [Т]

[КАТОК] [Т]

[КАТК’И] [Т]

– У гласных звуков сильные и слабые позиции определяются ударением. А чем же определяются позиции парных согласных звуков? (соседом справа, то есть О, нет).

– Выделите и выпишите предпоследние согласные звуки.

– Есть ли гласные звуки в слабой позиции? Отметь их.

– Есть ли согласные звуки в сильных позициях? Объясните.

– Позиции всех ли согласных звуков отметили?

– В какой позиции возможны оба звука из пары? (В сильной). Выпишите их.

– А в какой позиции на работу выходит только 1 согласный звук из пары? (В слабой).

– Какой это звук? (согласный, глухой).

– Покажите стрелочками, какой звук появился вместо звуков [Д] и [Т] перед согласными.

Открытие детьми новой позиции.

– Сравните и обсудите в паре слабую позицию согласных звуков с той, которую вы узнали раньше. (1 группа самостоятельно делают вывод о новой слабой позиции). Вы сегодня сделали ещё одно открытие. Сколько теперь знаете слабых позиций согласных звуков? Можно ли буквами обозначить звуки в слабых позициях? (Нет, т.к. орфограммы, ставлю прочерк).

Запишите рядом буквенную запись. У кого буквенная запись другая, без пропусков?

– Что помогло записать слова без пропусков? (закон русского письма).

6. Первичное закрепление:

Запись слов, предложений с пропуском орфограмм слабых позиций.

Первая группа работает самостоятельно;
Вторая – по образцу;
Третья группа с учителем.

Если в группах возникают вопросы, то они показывают карточку с вопросительным знаком. Дети из 1 группы приходят на помощь.

7. Рефлексия деятельности:

– Какое открытие каждый для себя сделал?

8. Домашнее задание:

Для первой группы: записать несколько слов, где парные согласные звуки стоят перед другими согласными.

Вторая и третья группа задание по учебнику.

Следующий урок русского языка начинается с определения позиций согласных звуков в словах, записанных 1 группой.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные, произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед, и перед возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Урок …

Тема: Обозначение звука [й] с помощью разделительного мягкого знака

Проектная группа: учителя-стажеры 1 .

Эксперты: Восторгова Е.В., Г.В. Ширяева.

Цель: обнаружить новую позицию звука [Й’] (после согласного звука перед гласным) и узнать способ обозначения звука [Й’] на письме.

Вводный комментарий: Без преувеличения можно сказать, что этот урок - один из самых сложных ключевых уроков в букварном периоде. Учащиеся уже знакомы с двумя разными способами обозначения звука [й] на письме: в позиции не перед гласным (например, перед согласным или на конце слова) он обозначается буквой Й, в позиции перед гласными – буквами Я, Е, Ё и Ю. Таким образом, ученики уже имеют представление о том, что звук [й] нужно обозначать по-разному в зависимости от его позиции. На предстоящем уроке дети столкнутся с новой позицией этого звука – после согласного перед гласным. Наличие согласного приводит к тому, что буквы Я, Е, Ё и Ю не могут «в одиночку» выполнить «свою работу» и обозначить два звука – [й] и гласный звук. Находясь рядом с согласной буквой, любая из этих гласных букв обозначает лишь мягкость предыдущего согласного и «теряет» звук [й]. Поэтому необходимо дополнительное знаковое средство: нужна любая «беззвучная» буква, которая, встав между согласной и гласной буквами, как бы «отделит» одну букву от другой и позволит, таким образом, гласной букве обозначить сразу два звука – звук [й] и гласный звук. Разумеется, мягкий знак, будучи не более, чем «преграда», «разделитель» (отсюда и термин для мягкого знака в данной позиции), в этом случае мягкости не обозначает . Он лишь является дополнительным знаком, «помогающим» гласной букве обозначить два звука. Именно в этом и заключается сложность данного урока, ведь дети привыкли к тому, что работа мягкого знака – обозначать мягкость предыдущего согласного. Кроме того, главный вывод на данном уроке сопряжен с детальным и, возможно, утомительным для первоклассников анализом разных позиций звука [й].

Проектируемый ход урока:

    Актуализация опорных знаний.

Задание: Составить звуковую модель слова МАЯК (один человек работает у доски, остальные в тетради).

Запишите это слово буквами.

То же задание со словами ТАЙНА, ЯМА.

МАЯК

    Постановка УЗ.

Составьте звуковую модель слова РУЖЬЯ.

Запишите на листочках слово буквами. (Попросить одного ребёнка повесить на доску листок).

Кто записал по-другому? (Учащиеся вешают на доску другие варианты. Если варианты отсутствуют, учитель предлагает свои: РУЖЙА, РУЖЙЯ, РУЖЯ)

    Решение УЗ.

    Сразу отпадает слово РУЖЯ, потому что не обозначен звук [Й’]

    Оказывается у нас проблема как обозначить звук [Й’] в слове [РУЖЙ’А]

3) Давайте посмотрим на соседа справа и слева, сравним с предыдущими позициями.

Вывод: у нас совершенно новая позиция у звука [Й’]:

      А как же обозначить этот звук?

Давайте посмотрим в учебниках на странице 53.

РУЖЬЯ – Люди договорились обозначать звук [Й’] в позиции после согласного перед гласным с помощью Ь знака и гласной буквы.

А что мы знаем про Ь знак?

А какую работу выполняет Ь знак в этом слове?

ВЫВОД : Ь знак не обозначает мягкость, а помогает гласной букве Я обозначить звук [Й’].

    Применение способа действия:

Запись слов: ЛЬЁТ, ПЬЮТ, КУРЬЕР, УЛЬИ.

Анализ проекта и его реализации:

Этап 1. Актуализация опорных знаний.

Все звуко-буквенные модели трех слов составляет один ребенок. Конечно, было бы лучше, если бы эту работу у доски выполняли разные дети.

Далее учитель предлагает учащимся соотнести получившиеся модели с двумя схемами, отражающими разные позиции звука [й] (изученные ранее). Понятна идея авторов проекта: восстановить то, что детям известно об обозначении данного звука. Однако, все же этот разговор выглядит несколько натянутым, немотивированным для детей – выполненное задание (записанные слова) не создает необходимости анализировать разные позиции звука [й].

Этап 2. Постановка УЗ.

На этом этапе в реализации проекта возникло только два варианта: РУЖЯ и РУЖЙА. Было бы выгодным увеличить количество этих вариантов (например, добавить еще вариант РУЖЙЯ). Ведь чем больше вариантов, тем острее конфликт тем ярче проблемная ситуация. Однако, учитель (в полном соответствии с проектом), напротив, стремился уменьшить это количество – он убеждает детей, что вариант РУЖЯ – это неверно (не обозначен звук [й]) и снимает этот вариант с доски, оставив только один. Однако цель данного этапа как раз обратная – нужно зафиксировать разные варианты решения задачи. На уроке же, наоборот, учитель все делает для того, чтобы выяснить, какой вариант «правильный», а какой неправильный. Анализ правомерности вариантов, конечно необходим, но только после того, как будет установлена проблематичность обозначения звука [й] в новой позиции. В реализации проекта разговор на данном этапе фактически сводится к поиску ошибок, а не к постановке задачи поиска причин этих ошибок, причин появлен6ия разных записей одного слова.

Этап 3. Решение УЗ.

По замыслу проекта только на этом этапе дети должны были обнаружить, что перед ними новая позиция звука [й] и нужен новый способ его обозначения. Понятно, что это все же должно было произойти на этапе постановки задачи. На самом уроке, к сожалению, задача четко так и не была поставлена (ни на этом, ни на предыдущем этапе). Как следствие – детям не очень было понятно, зачем учитель предлагает им анализировать позиции звука [й] в разных словах, зачем вспоминает еще раз те слова, которые были записаны в самом начале урока.

На уроке получилось, что единственно правильный вариант – тот, что в книге. Однако, вариант РУЖЙА можно рассматривать тоже как возможный (но не нормативный!). Дети должны понимать, что этот вариант тоже решает проблему правильного прочтения слова, как, впрочем, и вариант слова РУЖЙЯ.

Этап 4. Применение способа действия:

Последний этап урока представлен в проекте в виде задания: детям было предложено записать в тетрадь слова: ЛЬЁТ, ПЬЮТ, УЛЬИ. Проектная группа не указала, каким образом необходимо это делать. Дети только зафиксировали новую позицию и новый способ действий, но они пока не готовы его свернуть в такой степени, чтобы сразу записать слова буквами, не опираясь на звуковую схему. Поэтому выполнять задание следует, начиная с составления звуковой схемы, определения позиции звука [й’], только после этого, составления буквенной записи. Результаты выполнения этой работы на уроке хорошо продемонстрировали, что дети пока еще недостаточно разобрались в способе обозначения звука [й] в новой позиции.

Перепроектированный ход урока по результатам обсуждения его видеозаписи:

    Актуализация опорных знаний.

Задание: Составить звуко-буквенную схему слов МАЯК, ТАЙНА, ЯМА (ребята по очереди выходят к доске, остальные работают в тетрадях. Работа каждого учащегося оценивается всем классом с помощью значков «согласен», «не согласен»).

Соотнесите слова с опорными схемами.

Ребята выясняют позицию звука [й’] и соотносят со схемами. Прикрепляют слова со схемами.

ТАЙНА МАЯК

    Постановка УЗ.

Составьте на альбомных листах звуковую схему слова РУЖЬЯ.

Обозначьте звуки буквами. (Один из ребят выносит сою работу на доску)).

Кто записал по-другому? (Учащиеся вывешают на доске другие варианты. Если какой-то из вариантов отсутствует, учитель предлагает свои: РУЖЙА, РУЖИЯ, РУЖЯ)

Ведь записав слово РУЖЙА ребята действовали по знакомой схеме: звук [й’] перед звуком [а] обозначаем буквой Я. Почему же до сих пор проблем не возникало, а слово РУЖЬЯ при чтении портится? Видимо у звука [й’] в этом слове не совсем такая позиция как в слове МАЯК и ЯМА. Проанализировав же вариант записи слова РУЖЙА и РУЖЙЯ, ребята увидят другую проблему: слово хорошо читается, но нарушен способ обозначения звука [й’] в позиции перед гласным. Вывод: есть особая позиция звука [й’], в которой старый способ действия не работает. На доске фиксируется первый вопрос:

Эта позиция похожа на одну из известных нам: звук [й’] перед гласным. Может виноват сосед слева?

Дети обнаруживают, что в слове РУЖЬЯ сосед слева согласный. В словах ЯМА и МАЯК согласного нет. Значит, нам необходимо научиться обозначать звук [й’] в позиции после согласного перед гласным. На доске фиксируется второй вопрос:

    Решение УЗ.

Давайте обсудим, как же обозначить звук [й’] в новой позиции? Нельзя ли выбрать один из ваших вариантов?

Ребята выясняют, что варианты РУЖЙА и РУЖЙЯ подходят: при чтении слово не портится.

Посмотрим, какой из этих вариантов выбрали учёные на странице 53 в Букваре.

РУЖЬЯ – Люди договорились обозначать звук [Й’] в позиции после согласного перед гласным с помощью Ь знака и гласной буквы.

Интересный способ. Слово отлично читается. Только вот благодаря чему?

Благодаря букве Ь.

А что мы знаем про Ь знак?

Он обозначает мягкость предыдущего звука.

А какую работу выполняет Ь знак в слове РУЖЬЯ?

Он помогает букве Я обозначать звук [й’] в позиции после согласного перед гласным.

Такой знак называется разделительным. Он,действительно, работает не так, как простой мягкий знак.

ВЫВОД : Разделительный Ь знак не обозначает мягкость, а помогает гласной букве Я обозначить звук [Й’] в новой позиции:

    Применение нового способа действия:

Составление звуко-буквенных схем к словам: КОПЬЯ, ЛЬЁТ, ПЬЮТ, КУРЬЕР, УЛЬИ.

Ребята определяют позицию звука [й’], соотносят её с одной из трёх схем и обозначают звук буквой. По ходу работы схема дополняется гласными буквами:

Ь+Я, Ё, Ю, Е

1 Данный урок проектировали и проводили учителя-стажеры, которые проходили курсы переподготовки в НОУ «Бакалавр». Проект урока приводится в том виде, в котором он был подготовлен слушателями курсов.