Написание корня в однокоренных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах Слово учителя. Эмоциональный

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными.

Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься - однокоренные, так как содержат один и тот же корень куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-.

Правило Чтобы найти в слове корень, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.

корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова: Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы гласная была под ударением Примеры: Разб…гаться – разбег – Е М…л…дой – молод, молоденький –О О Уд…вительный – диво – И М…рской – море - О

Проверяемые слова М…ховой Кр…вые Уд…вление М…тёт З…лёное Кр…сата Д…ревянный Проверочные слова Мех Криво Диво Мёл Зелень Краше Дерево

Непроверяемые гласные в корне В русском языке существуют слова, правописание которых нужно смотреть в словарях или запоминать. Слова с непроверяемыми гласными – это словарные слова. Пример: карандаш, корова.

Урок русского языка,

Тема: Корень- общая часть родственных слов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Класс - 2 «В»

Цель:

находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Планируемые результаты:

предметные:

нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму, овладение «секретом корней».

личностные:

  • проявление учебно-познавательного интереса к учебному материалу.

Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определение цели деятельности на уроке с помощью учителя;
  • умение работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • составление алгоритма под руководством учителя;

коммуникативные

развитие речи, привитие любви к русскому языку.

Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Форма организации учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическая карта урока русского языка

на тему: «Корень - общая часть родственных слов »

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап.

Приветствие.

Проверим готовность.

Приветствуют учителя.

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивная:

Актуализация знаний

Работа в тетради.

  1. Чистописание.
  1. Работа со словом стол :

Прочитайте слово. Предлагаю исследовать это слово. Какие вопросы, задания можно придумать к этому слову? Пример: Сколько букв, слогов, согласных, гласных. Составление предложения.

Подберите родственные слова к слову стол . Скажите, какая общая часть в этих словах?

Общая часть родственных слов и называется корнем.

Выделение корня. Пример: стол, ст.ловая, стол.к, ст.лешница.

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа. Записывают слово стол , заглавную букву С.

Учащиеся работают со словом стол . Рассуждают, записывают.

Предположения детей.

Коммуникативная: Слушать собеседника;

Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательная: Выделять существенную информацию.

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Постановка учебной задачи

У нас с вами остались нерешенными орфограммы. Решите данные орфографические задачи.

Почему результаты получились разные? Чего мы пока не знаем? Или: в чем надо вам еще поупражняться?

Как вы думаете, какая тема урока?

Корень.

Какие задачи поставим перед собой?

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая гимнастика)

Учащиеся вставляют буквы в «окошки». Проверяют.

Регулятивная:

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока;

Слушают учителя;

Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Открытие «нового» знания

Работа с учебником. Работа в группах.

Упражнение 29.

Сейчас вы будете работать в группах. Значит, в каждой группе нам надо выбрать лидера. Какова его роль?

Каждая группа работает со своей группой слов.

1 группа – гриб

2 группа – хлопать

3 группа – дар

4 группа - белый

А план работы такой:

  1. Прочитать слова.
  2. Определить, являются ли слова родственными или есть лишние.
  3. Выделить корень.
  4. . Обратить внимание на слово, которое объясняет другие.
  5. Сформулировать правило нахождения родственных слов.
  6. Сформулировать правило написания корня родственных слов.

Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе.

Одинаково ли вы написали корень всех родственных слов? Почему?

Сформулируйте правило.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Правило нахождения родственных слов.

Сколько групп, столько и правил

Дети работают в группах и формулируют правило.

Запись слов. Выделение корней.

Регулятивная:

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Коммуникативная:

Познавательная:

Первичное закрепление

Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? Стр. 14, стр. 17.

Составьте алгоритм: как будете действовать, если надо будет найти родственные слова.

Составьте алгоритм написания корней родственных слов.

Физминутка

Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки».

1 группа – рыба, ры п ка, рыбачить, рыбак.

2 группа – трава, тра ф ка, травушка, травинка.

3 группа – дом, д а мишко, домик, домовой.

4 группа – дубовый, ду п , дубок.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником, делают вывод.

Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, выделяют корень.

Регулятивная:

- – выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Рефлексия.

Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как?

Что понравилось на уроке?

Дают словесную оценку.

Коммуникативные:

– Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).


Тема урока: Корень слова как общая часть родственных слов

Цели урока: Познакомить с понятием корень слова, родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

Находить корень в родственных словах.

Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

Различать родственные слова и синонимы.

Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2.Актуализация знаний.

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)


Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
ПРОВЕРКА

Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3.Создание проблемной ситуации.

Ребята, посмотрите внимательно на слова и прочитайте их.

На доске: енот, сетка, ежиха, береза.

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной является словарным?(береза)

Какую букву нам нужно запомнить?

Назовите существенные признаки дерева березы.

(лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение

А как бы вы назвали ласково березу?

(березонька, березка)

Как называется гриб, который растет под березой?

(подберезовик)

Как называется лес, в котором растут только березы?

(березняк)

Сравните эти слова по значению.

(близкие по значению)

Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

4. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

Назовите эту общую часть. (берез -).

Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) часть слова.

Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

5 . Понятие об однокоренных словах.

Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

6. Формирование новых знаний

Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

Прочитайте правило в учебнике на с.91

Какие слова называются родственными?

Как называется общая часть родственных слов?

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк.

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.


3. Найти общую часть – корень.

7. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

8. Закрепление.

Работа в парах. Упр.1 стр.91

Индивидуальная работа по выбору. Упр.4 стр.92.

9.Самостоятельная работа для тех, кто раньше справился с заданием.

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках двух уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

Над какой темой урока мы работали?

Что нового узнали?

Назовите два признака родственных слов.

Как иначе называются родственные слова?

11. Рефлексия

Закончите предложения:

Давайте вспомним, о каком дереве мы сегодня говорили? Нарисуйте в тетради на полях листик березы и раскрасьте его тем цветом, каким обозначена ваша работа.

Зелёный листик рисуют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красненский район Белгородская область

Материалы для муниципального конкурса

«Мой лучший урок»

«Корень как общая часть родственных слов»

План-конспект урока русского языка

2 Б класс

Учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения

«Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Аксёнова Галина Валентиновна

2017 год

Технологическая карта изучения темы

«Корень как общая часть родственных слов» 2 класс

закрепление представлений обучающихся о двух признаках родственных слов. (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению.)

Задачи:

воспитательные: формирование норм нравственно-этического поведения в разных формах работы;

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании терминологии;

предметные: расширить знания обучающихся о родственных словах; учить пользоваться разными видами словарей;

создать условия для успешного закрепления изученного материала.

Планируемый результат

Познавательные умения:

- объяснять отличительные особенности родственных слов и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

_ понимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия.

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом.

Осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания, используя термины.

Допускать существование различных точек зрения.

Контролировать действия портнёра.

Предметные умения:

Знать и уметь применять общее правило написания корней родственных слов.

Закрепить представление о двух признаках родственных слов.

Уметь находить родственные слова.

Уметь решать проблемные ситуации.

Основные понятия

Понятия: родственные слова;

корень.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

Учебник С.В.Иванов, А.О.Евдокимова « Русский язык» 2 класс, 1 часть.

Презентация, видеоматериал.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Деятель

ность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

I этап . Организационный момент

Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Настраивает детей на работу, создает доброжелатель-ную рабочую атмосферу в классе.

I этап. Организационный

момент.

Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Вдохните свежесть и красоту осеннего утра, тепло солнечных лучей. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного дня.

Личностные: самоопределе-ние;

Коммуникатив-ные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками.

II этап. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания обучающихся;

сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке;

упражняться в умении работать со словарём.

развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас, развивать речь.

Работать с информацией,

участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументиро-вать его.

Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм,

создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов;

организовать работу с со словарём.

II этап. Актуализация знаний.

Внедрение в учебную деятельность.

1.Чистописание.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

Прочитайте скороговорку,

расскажите соседу.

Кто готов быстро произнести?.....

Какой звук повторяется в скороговорке? (м м*)

Какой буквой обозначается на письме? («эм»-Мм)

Вспомним написание этой буквы.

Слайд 1. Каллиграфия.

Посмотрите на слайд и продолжите цепочку букв.

Мм Ммм…(Мммм Ммммм….)

2. Словарная работа .

Куда грибники складывали грибы? (Корзина) Слайд 2.

Как произносится это слово, а как пишется?

Где можно проверить написание слова?

Откройте орфографический словарь и найдите это слово.

Запишите его в следующей строке.

Составьте и запишите предложение с новым словом.

3 . Формулирование темы урока и целеполагание.

Прочитай слова под картинками. Слайд 3.

Одинаковое ли значение у этих слов? (общее значения слов – место, где живут)

Чем эти дома отличаются друг от друга? (Своим размером)

Значит, домик – это…маленький дом, а домище - ….большой дом (каждое из этих слов имеет своё смысловое значение

Слова дом, домик и домище – это три формы одного и того же слова?

Что их ещё объединяет?

Может кто-то знает, как называется эта часть слова?

Что имеют родственные слова? (корень)

Сформулируйте тему урока.(Корень как общая часть родственных слов). Слайд 4

Какие цели поставим перед собой?

- упражняться , в чем? …..(в умении находить родственные слова, выделять корень);

-развивать, что? … (орфографическую зоркость);

- обогащать, что? .. (словарный запас, развивать речь..).

Коммуникатив-ные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

III

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу;

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

III . Актуализация и обобщение знаний.

Работа по учебнику

Откройте урок № 27

Упражнение1. Найди и назови общую часть в группах слов.

Докажите, что слова являются родственными.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция.

Коммуникатив-ные : управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные : общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Физкультминутка. Приложение1.

Организовать работу в парах и группах,

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

-Упр.2 Читаем задание.

Что будете делать? (Найти слова с одинаковым корнем. Выписать их и обозначить корень.)

Итак, что же заключено в корне?

-(общее значение)

Сравним свой вывод с правилом учебника стр. 81.

Как находили корень?

(подбирали родственные слова).

Правильно ли мы делали?

Упр.3. Работаем по группам.

Записать пары слов в таком порядке:

1 группа - родственные слова;

2 группа – формы одного и того же слова.

I V этап.

Цель –

Закреплять знания о родственных словах и корне слова;

Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение;

Развивать умение находить родственные слова;

Создать условия для успешного закрепления изученного материала.

Участвовать в практической работе по нахождению родственных слов.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению и выделению корня в родственных словах.

Организовать работу

обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

I V этап.

Закрепление пройденного материала

1.) Послушайте сказку «Сказ про воду» (видеоролик 1)

О каких корнях шла речь в сказке? (Корень дерева и корень слова)

2.)-Что же такое корень?

-(общая часть родственных слов)

3.) -За хорошую работу на уроке - вам игра

«Рассели жильцов» (видеоролик 2)

Регулятивные:

Самостоятель-ное применение изученных знаний

V . Домашнее задание

Запись домашнего задания в дневник .

Дома составьте и запишите группы однокоренных слов со следующими корнями:

вар, корм, холод. Слайд 5.

Регулятивные:

Работа с дневником

V I . Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель:

1)подвести итог проделанной работе на уроке; 2)формировать

личную ответственность за результаты своего труда.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

V. Подведение итогов урока.

Какие цели ставили в начале урока?

(подбирать родственные слова, выделять корень)

Удалось ли их решить?

Где нам могут пригодиться эти знания?

Рефлексия. Слайд 6.

А сейчас продолжите предложения…

- Я узнал, что…..

-Я понял, что……

-Чем больше мы знаем, тем…..

Кто доволен своей работой на уроке-

выйдите к доске (аплодисменты),

кто хорошо работал- встаньте,

остальным быть чуть внимательнее и всё у вас получится.

Коммуникатив-ные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразова-ние.

Анкета-заявка

на участие в конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» по направлению начальная школа на 2016/2017 учебный год


1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью)

Аксёнова Галина Валентиновна

2. Год, месяц, день рождения 30 апреля 1976
3. Место работы
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа»

Полный адрес: индекс 309875 село Новоуколово улица Школьная ,1

телефон/факс 8-(47-262)-5-41-72 Е-mail nukolovo @ inbox . ru

4. Должность учитель
5. Педагогический стаж работы
23 года
6. Преподаваемый предмет
начальные классы
7. Класс проведения урока ___ 2 Б __ Количество детей в классе 14
8. Домашний адрес автора (полностью): индекс
309584

с.Ларисовка , улица Зелёная, 99

9. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Конищева Светлана Александровна

УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ ГАРАНТИРУЕМ.
Подпись руководителя образовательного учреждения

________________________________
М.П. Дата заполнения 08.04.2017.

Пояснительная записка к уроку

Аксёнова Галина Валентиновна

Класс 2 Б

Профессия учитель начальных классов

Предмет русский язфк

Тема урока Корень как общая часть родственных слов.

Тип урока Урок постановки учебной задачи

Характеристика класса :

Во 2 Б классе обучаются 14 ученика, из них 3- из неполных, остальные воспитываются в полных семьях, многодетные - 8 семей. В основном, психологическая обстановка в классе удовлетворительная. Уровень сплоченности коллектива где-то 80%.

Уровень учебной мотивации средний. Двоих обучающихся можно отнести к педагогически запущенным, 10 обучающихся обладают учебными способностями и стремлением к учебе.

Для активного участия в подготовке и проведении открытого урока удалось привлечь всех обучающихся. Привлечь к активной работе на уроке всех учащихся помогла работа в группах. Во время проведения урока микроклимат в классе был доброжелательный и комфортный.

Методическая цель урока :

показать коллегам методику проведения урока постановки учебной задачи.

Урок подразумевает наличие эмоционально обратной связи, общения с учащимися, совместного поиска решения поставленных задач.

Для отбора материала к уроку определяющим явилось требование учебной программы к уровню подготовки обучающихся (учитывался уровень подготовленности обучающихся класса)

Структура урока строится на сочетании следующих этапов: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и различными способами деятельности, подведения итогов и формулирования выводов.

Цели и задачи урока: закрепление представлений обучающихся о двух признаках родственных слов.

Формировать УУД :

- Личностные УУД: Развивать способность к рефлексии, формировать нравственно-этические ориентиры.

- Регулятивные УУД: Формировать способность к контролю и самоконтролю.

- Коммуникативные УУД: Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать других, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания.

- Познавательные УУД: Ориентироваться в тексте произведения; ориентироваться в книгах; анализировать произведение с целью выявления причинно-следственных связей, определения авторского отношения к персонажу, определения личного отношения к персонажу, с целью характеристики персонажа.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, видеоматериалы, учебники, словари.

Физминутка Приложение 1.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки вверх,

Шевелитесь пальчики

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадёмся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернём.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно в норках мыши.