Личность не рождаются личностью становятся эссе. Сценарий классного часа "Личностью не рождаются, ею становятся". методическая разработка на тему. Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся»

Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. Пинт Александр Александрович

Личностью не рождаются, а становятся

Человеческие существа имеют большую способность к размножению и выживаемость. Многие виды животных и растений не смогли выжить в изменяющихся условиях жизни на Земле или смогли выжить только в определенных местах, где существуют необходимые для них условия. Человек же выживает в самых разных обстоятельствах и условиях. Это одна из отличительных особенностей вида - возможность приспосабливаться и выживать при изменении условий, причем не только физических, но и психологических.

При этом какому-то отдельно взятому человеку условия жизни других людей могут показаться кошмарными и невыносимыми. Он говорит, что лучше и не жить вовсе, чем жить в таких условиях. Если же он поговорит с этими другими людьми, то может выяснить, что их вполне устраивает то, как они живут, они привыкли и в принципе менять ничего не хотят. Человек может приспособиться к чему угодно. Мне кажется, что нет ничего, к чему бы человек не мог приспособиться. То есть особенность вида заключается в том, что он очень выживаем. Но это жизнь в аду. Это адова жизнь, если посмотреть непредвзято.

Да, человек привыкает к чему угодно - и на войне, и в тюрьме, в самых невыносимых и безумных условиях он все равно находит свои удовольствия и печали. При этом он говорит, что так оно и должно быть, что никак по-другому оно и не может быть. Человек привыкает к чему угодно, но если посмотреть непредвзято на то, как живут люди, то разве такая жизнь достойна высшего существа? И тогда возникает вопрос: кто же создал таких существ и обрек их на такую жизнь? Если человек - это высшее существо, то разве так оно должно жить? Или человек выполняет какую-то совершенно другую роль? А его потрясающая выживаемость, приспособляемость, нежелание осознанно менять себя необходимы кому-то для каких-то целей? Ведь если бы этих кого-то это не устраивало, то данный вид не развивался бы так интенсивно. Значит, это устраивает их по каким-то причинам. Но устраивает ли это самого человека?

Если мы посмотрим непредвзято, то увидим, что большинство людей не хотят ничего другого. Да, многие скажут, что вокруг немало ужасного, плохого, но очень мало кто готов к действительно серьезным изменениям своей жизни. Не просто разговорам, а действиям. Так что же это за вид? Что же это такое - человек? Может быть, это только возможность человека? Может быть, это просто возможность для того, чтобы действительно стать человеком? Как из куколки рождается бабочка, так, может быть, из того, что называется сейчас «человек», рождается действительно Человек? Может быть, каждый из нас имеет возможность стать Человеком, но не использует ее, считая, что уже им является? Но тогда что же такое есть сейчас человек?

Что мы имеем? Во-первых, тело. Тело дает возможность находиться в материальном мире: передвигаться, делать что-то, видеть, слышать, чувствовать хотя бы то, что связано непосредственно с этим материальным миром. Но что же находится в теле, что управляет им? Что скажут по этому поводу, например, психологи? Психологи будут говорить о личности, ее формировании, особенностях, характеристиках, факторах, влияющих на нее. Они приведут множество определений личности и способов ее описания. Множество всяких классификаций, которые описывают то, что находится в теле, то есть личность.

А что такое личность? Говорят, что личностью надо еще стать. Подростку говорят: "Ты еще не личность, но можешь стать ею". Есть определенные представления о том, что такое настоящая личность. Есть, например, представления о том, что такое настоящая личность мужчины, настоящая личность женщины. Именно на них и ориентируются при воспитании. Само воспитание и является формированием этих личностных черт, особенностей характера. Так, что же формируется в теле: человек или личность? На мой взгляд, это очень существенный вопрос. Как видите, я не считаю само собой разумеющимся то, что личность и есть человек. Я предполагаю, что человек - это что-то совсем другое. Поэтому я и спрашиваю: а что же воспитывают в ребенке? И мне представляется, что воспитывается именно личность. Личность как набор определенных представлений, привычек, верований, черт и особенностей, которые позволяют в этом теле сформироваться чему-то, что является личностью, а затем этой личности войти в социальную среду.

Стране нужны работники и солдаты. Таким образом, ребенок становится еще одним работником или солдатом общества. Так, кто же воспитывает ребенка: родители или общество? У меня есть такой вопрос. Кому же принадлежит ребенок? Кажется, что родителям, но именно через родителей воспитывается и прививается то, что необходимо обществу. Родители уже являются членами общества. Теперь у них уже появилось некое тело, в котором нужно воспитать, создать личность, которая станет еще одним членом общества. Так, кому же принадлежит эта личность: родителям или обществу? И следующий вопрос: а кому принадлежат родители? Кто-то может сказать, что никому не принадлежат. Но если посмотреть непредвзято, то мы увидим, что все то, что большинством обычно называется человеком, является личностью, а личность - это некое сочетание того, что задано обществом. Там нет ничего, кроме того, что есть в обществе. Это определенный фрагмент общества, который называется личностью. Так, что же такое человек? Что же такое личность? Хочет ли личность стать человеком?

- Я согласна с тем, что вы говорите. То, что я предполагала, теперь еще яснее видится. Мне кажется, что в человеке есть еще что-то такое бунтующее. Личность со своими убеждениями, представлениями настолько закостенела, что у нее нет возможности саму себя изменить. Но вот в теле, скажем так, человека, в его структуре есть еще что-то такое, что периодически все-таки восстает.

Можно назвать это Зов? Или ответ на зов?

- Это что-то стучащееся, желающее пробиться, несогласное с тем, что имеется.

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Где рождаются страхи? Чего я боюсь? Почему я боюсь именно вот этого (незнакомых людей, хирурга, одиночества, критики, замкнутого пространства, болезни и т. д.)? Происхождение наших страхов – разное.Иногда обнаружить корни страха получается легко – когда схожий негативный

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

ЧТО ЗНАЧИТ "СТАНОВИТЬСЯ ЛИЧНОСТЬЮ" Эта глава впервые была представлена в виде конспекта выступления на встрече в Оберлинском колледже в 1954 году. Я пытался объединить в более законченной и четкой форме некоторые вызревавшие во мне понятия психотерапии. Позже материал был

Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестен

КОММУНИСТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ Владимир Ильич Ленин как-то спросил знакомого мальчугана: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Эти слова обращены к советским ребятам всегда.Для тебя приближается пора прощания с пионерским детством. Нынешнее поколение пионеров

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Наркоманами рождаются Наркоманами рождаются, утверждают ученые. Но это, оказывается, можно исправить, считают врачи.Вольно или невольно, но многое в нашей жизни мы связываем с материальными приоритетами.«Как я выгляжу? Как одет? Сколько зарабатываю? Какую должность

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

«Как ты стала личностью?» Я. Да, это действительно интересно. Теперь бы я хотел вернуться к другому вопросу. Как ты сама сказала, до того как у тебя развилось психическое расстройство, ты была человеком, созданным другими людьми. Ты упомянула, что прошла психотерапию.

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора

Игровое взаимодействие с личностью Личность представляет собой сложное психологическое образование. Как совокупность общественных, социальных отношений она находится между человеком и обществом, а значит, принадлежит, как минимум, в равной степени человеку и обществу.

автора Дуэк Кэрол

Переговорщиками рождаются или становятся? Умение вести переговоры - одно из ключевых качеств, которыми должен обладать каждый занимающийся бизнесом, чтобы преуспевать. Очень трудно представить себе, как может процветать компания, если люди, стоящие у ее руля, не владеют

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся? Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Лидерами рождаются или становятся? В интервью, взятых Уорреном Беннисом у величайших лидеров нашего времени, «все они единогласно утверждали: лидерами становятся, а не рождаются, причем по большей части благодаря собственным усилиям, нежели каким-то внешним силам»294. Сам

Из книги Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно автора Ходорыч Алексей

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

ПУТЕШЕСТВеННИКАМИ не рождаются Тормоза для личности У некоторых ослабление уровня социального торможения принимает формы экзотические. У них возникает интерес к чему-то потустороннему, мистическому, символическому. И вот эти некоторые, которые ищут разрядку не

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Духи в зеркале психологии автора Лебедев Владимир Иванович

Как рождаются духи Вера в сверхъестественные существа, духов не могла бы иметь такую длительную историю, вплоть до наших дней, если бы не свидетельства людей, «видевших» духов. Давайте, читатель, в этой главе попробуем разобраться в вопросе, как возникают подобные

автора Самсонова Елена

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Содержание: А: 1)Выбранная тема проекта. 2)Актуальность этой темы. 3)Наш проблемный вопрос. Б: 4)Стадии формирования личности. 5)Процесс развития личности. 6)Рассуждения. 7)Удачен ли наш проект? 8)Источники.

Мы выбрали такую тему, как «Личность» , потому что: 1. Нас заинтересовал процесс становления личностью. 2. Человек, как существо мыслящее, задумывается над вопросом «Кто я? »

Актуальна ли тема? Эта тема актуальна была и будет всегда, так каждый человек становится личностью на протяжении своего взросления. Ведь личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.

Личностью не может быть любой, человек может стать личностью, когда у него появляется свое мнение.

Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

Существуют определённые стадии становления личностью. 1 -ая стадия(раннее детство, от 1 года до 6 лет), заключает в себе доверие или недоверие к окружающему миру, проявление инициативности, также при помощи окружающих ребёнка людей, в нем формируется личное мнение о себе, также проявляется характер.

2 -ая стадия(детство от 6 лет до 12 лет), присутствуют трудолюбие и целеустремленность, становление личности в этом возрасте напрямую зависит от того, как окружающие воспринимают его успехи. Если его постоянно наказывать и ругать, то у него сформируется чувство неполноценности и конфликтный характер.

3 -яя стадия(юность и начало взросления от 12 до 20 лет), это период полового созревания и особого внимания к своей меняющейся физиологии. Меняется отношение к родителям и учителям. Результат такого поиска себя во многом зависит от признания и поддержки окружающих.

4 -ая стадия(взросление от 20 до 60 лет), Основной альтернативой служит солидарность и интимность или изоляция. Это период становления социальной личности. Это реализация себя во всех жизненных сферах: отношения с друзьями и родителями, воспитание детей, супружество и профессиональный рост.

5 -ая стадия(позднее взросление от 60 лет), Основной альтернативой является интеграция «Я» и целостность или отчаяние и разочарование. Это полное переосмысление собственной жизни.

Процесс развития личности. Основные азы формирования нашей личности. Чтобы по-настоящему познать себя и быть собой, нужно сознательно выбрать процесс развития личности. Существует множество разнообразных видов и вариантов этого процесса: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. Форма этого не столь важна - гораздо важнее наше намерение развиваться. На самом деле не имеет значения идёт ли процесс формирования личности с помощью книг, консультаций, семинаров, аудиозаписей, религии, йоги, занятий со специалистом, техники медитации, духовности, лекций, молитвы, метафизики, видео уроков или комбинации всего этого или чего-то ещё. Каждый из перечисленных методов замечателен и может послужить катализатором нашего самопознания, исцеления, изменения и в итоге - формирования и развития личности. Мы слишком часто зацикливаемся на форме нашего развития, пытаемся найти правильный способ "расти". На самом же деле метод не так уж и важен. Важно наше стремление к процессу развития, которое будет постоянно изменяться на протяжении всей жизни, как будут меняться и технологии самосовершенствования, которые мы решим использовать. Для формирования и развития личности человека

Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Направленность личности и определяется её склонностями, интересами, идеалами, приоритетами. Мы считаем, что личность формируется в обществе и мы отрицаем убеждение представителей биологизаторской теории о том, что человек рождается сформировавшейся личностью, и если гены родителей тяготеют к нейтральной стороне, то он обязательно станет преступником, а если наоборот, то его будущее должно оказать ему все блага. Конечно же, в это трудно поверить, поэтому давайте разберемся в непосредственном влиянии общества на развитие личности.

Человек рождается и растет под влиянием общества, окружающих его людей. Именно общество может сломать личность или сделать ее сильнее. Кто-то из классиков говорил: «то, что не убивает – делает нас сильнее» . Мы считаем, что формирование нашей личности в большей части происходит в детстве и подростковом возрасте.

Сперва, мы начинаем знакомится с нашим обществом еще в детском саду. В нашей жизни появляется возможность общения с этим обществом, возможность анализировать и возможность проявлять себя в этом обществе. Дальше мы переходим в школу. Там мы становимся самостоятельными, у нас появляется собственное мнение, но при этом мы сталкиваемся с более сложными проблемами. В этот период жизни происходит основное формирование нашей личности.

А потом мы переходим во взрослую жизнь, окончательно перестаем быть зависимыми от родителей(в большинстве случаев). У нас появляются свои цели в жизни, мы заявляем о себе, у нас становится больше ответственности и мы пытаемся установить наше общество.

Наше исследование удалось, потому что оно нам дало много новой информации о становлении личности, например -Создавая этот проект, мы узнали намного больше о становлении личности. -Мы удостоверились, что на некую часть наша личность уже сформирована. -А так же, мы узнали, что некоторым людям в нашем окружении будет сложно стать полноценной личностью.

В нашем исследовании нам больше всего помогали разные статьи из интернета и наши собственные размышления. Примеры источников: -http: //www. oznob. com/stanovljenije-lichnosti/ -http: //growlider. ru/2011/11/razvitie-lichnosti-v-obshhestve/ А так же учебник обществознания, помощь старших и собственные наблюдения.

Эссе по обществознанию (социология)

Тема: «Личностью не родятся, личностью становятся».

(А. Н. Леонтьев)

В своем первоначальном значении понятие личности обозначало маску или роль, исполняемую актёром в древнегреческом театре. Затем оно стало обозначать самого актёра и его роль – «персонаж». Древние римляне слово «persona » использовали для обозначения социальных ролей и функций человека. Прошли столетия, и значение этого термина в современном обществознании полностью изменилось. Сегодня личностью называют человеческого индивида, выступающего в качестве субъекта сознательной деятельности и обладающего совокупностью черт, свойств и качеств, реализуемых в общественной жизни. Удивительно, что и сегодня философы, психологи и социологи продолжают исследовать процесс превращения человека в личность и по-прежнему спорят о важности становления характерных социальных признаков в отдельном человеке как субъекте отношений и сознательной деятельности между индивидом и обществом. Я полностью согласна с высказыванием Алексея Николаевича Леонтьева – выдающегося советского психолога, который выдвинул общепсихологическую теорию деятельности и провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования личности. Биологическая наука доказала, что человеческий детёныш рождается беспомощным и удивительно беззащитным, ему необходима теплота и забота его родителей, долгий процесс воспитания в обществе, чтобы он стал мыслящим человеческим существом, способным самостоятельно осуществлять свободный выбор в сознательной общественной деятельности.

Меня всегда интересовал вопрос: «Как и когда рождается личность в человеке?» Очевидно, что к новорождённому ребёнку термин «личность» не приложим, хотя наука доказала, что в каждом младенце уникально, неповторимым образом запечатлены: физиологические особенности, зачатки характера, особенные взаимоотношения с матерью и близкими людьми, специфические условия жизни. С точки зрения социальной психологии человек в процессе социализации проходит несколько стадий в своём развитии. Вначале он, как и все человеческие существа, характеризуется понятием «индивид», то есть становится конкретным, единичным человеком, рассматриваемым в качестве биосоциального существа. Подрастая и взрослея, человеческое существо проявляет свою индивидуальную неповторимость – совокупность своеобразных черт, как биологических, так и психологических. Мы все принадлежим к роду человеческому, всю свою жизнь доказываем ярко выраженную неповторимость, но вот личностью становимся не все. Почему же так трудно стать личностью? Какие специфические условия необходимо создать в социальной среде, чтобы все рожденные младенцы превращались в творческие существа, называемые талантливыми личностями.

Мне особенно импонирует точка зрения выдающегося немецкого философа Иммануила Канта, который утверждал, что человек становится личностью, лишь осознавая себя, отличая себя не только от других объектов, от животных, но и от других людей. Наличие самосознания в виде такой формы самоиндентификации, как «Я», позволяет человеку свободно и осознанно подчинять себя нравственному закону, лежащему в основе социальности.

Сегодня понятие личности вошло и в житейский и литературный обиход. Личность стала характеризоваться как сильная и слабая, яркая или бесцветная, богатая или бедная (по духовным компонентам), открытая или закрытая. Так мы говорим обыденным языком, пытаясь выразить собственное отношение к другому человеку. Ну, а как же современная наука? Что предлагает она нам в определении сущности личности? Обратимся вначале к науке социологии. Социологи рассматривают личность как представителя определённой социальной группы, как социальный тип, как продукт общественных отношений. Их интересует включённость личности в общественные отношения и его системные качества, проявляющиеся в совместной деятельности и общении.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, точный слепок образца, столь необходимого для социальных нужд самого общества, но, прежде всего, настоящая личность – это активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

В исторической науке под личностью понимается индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние на массы и ход истории. Такими неповторимыми личностями, безусловно, являются Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, Владимир Ульянов-Ленин.

Современная социальная психология доказала, что становление и развитие личности осуществляется в процессе социализации индивидов, освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Человек в процессе своей жизни приобретает социальные качества, получает социальные роли и статусы, исполняет важнейшие функции социального мира. В становлении личности участвует не только общая социальная среда в виде семьи, но и различные социальные институты: государство, система образования, институт брака, сложившееся законодательство. В процессе социализации личность проходит несколько этапов приобщения к нормам коллективной жизни. Любой представитель общества усваивает правила общежития, находит своё место в системе социальных ролей, учится творческому взаимодействию с другими людьми и всем социальным миром. Когда человек проходит все эти стадии, то постепенно он превращается из индивида в личность.

На протяжении всей сознательной жизни человеку предстоит решать главное противоречие: осмысленно выбирать своё место в мире, разрешать постоянно возникающие альтернативы, чтобы, с одной стороны, сформировать в себе социальные характеристики, свойственные обществу, в котором он существует. А, с другой стороны, взрастить своё индивидуальное неповторимое «Я», способное обогащать свой внутренний мир и воздействовать на социальную среду, преобразуя её по собственному усмотрению. Безусловно, личность – это понятие социальное, она выражает всё, что есть в человеке надприродного, исторического. Поэтому личностью никто не рождается, ею становятся те из нас, кто способен осуществлять важнейшие общественные функции, отвечать за свои решения и поступки, самостоятельно действовать по законам нравственности, чтобы преобразовать мир человеческих отношений на основе красоты и гуманизма.

Личностью не рождаются
познавательный час с воспитанниками 8 класса
Цель:
познакомить воспитанников с понятиями «личность», «индивидуальность»;
показать неповторимость, уникальность личности;
дать представление о путях формирования личности.
Ход занятия
Вступление
Сегодня на нашей беседе мы с вами поговорим о человеке. Ещё в древности людиговорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Знаменитый философ Диоген 2 500 лет назад расхаживал с фонарём по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, полны людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами и торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы. Сегодня мы узнаем, каким же образом становятся личностями, может быть, ими рождаются? Тема нашего занятия так и называется «Личностями не рождаются».
Повторение- Ребята, о чём шла речь на прошлом занятии?
- С какими профессиями вы познакомились?
Личность и её формирование
О каждом из нас можно сказать многое, но прежде всего каждый – это личность, то есть человек, наделённый особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определённое место среди людей. Понятие слова «личность» в разных источниках трактуется по-разному. Внимание на экран.
Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств. (С.И. Ожегов, толковый словарь русского языка);
Личность – лицо, самостоятельное, отдельное существо. (В.И. Даль, толковый словарь)
Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, член общества. (Большой энциклопедический словарь)
Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности – это довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Основными институтами становления личности являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общность людей, в которых протекает процесс становления личности или другими словами социализации человека.
У каждого из этих институтов своя миссия, свои функции, свои нелёгкие задачи.
- Какой, на ваш взгляд, из перечисленных институтов играет особо важную роль в социализации личности?
1. Бесспорно, особо важную роль в становлении личности, играет семья, та первичная малая группа, в которой живёт и воспитывается человек с момента рождения.
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остаётся комнатным растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рожденияСила, стойкость, жизненность растения.
С.Я. Маршак
- Прочитайте стихотворение С.Я Маршака. Как вы его понимаете?
В первый период жизни ребёнка он взаимодействует с обществом только через семью. Профессия родителей, их культурный уровень и общественные связи определяют социальный статус ребёнка и дают ему чувство социальной принадлежности. Родительские любовь и забота, психологическая зависимость ребёнка от родителей создают в раннем возрасте оптимальные условия для передачи и усвоения знаний и навыков.
При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка.
В семье ребёнок знакомится со всеми возможными типами человеческих взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов. Здесь у него есть своя роль, свои обязанности в её хозяйственной жизни. Взаимодействуя с взрослыми, участвуя в досуге семьи, у ребёнка развивается способность к общению.
- Подумайте, каким образом происходит социализация личности в современной российской семье?
- Всё ли так благополучно и безоблачно, как хотелось бы нам?
Современная российская семья испытывает влияние целого ряда неблагоприятных факторов, не способствующих развитию личности:
отсутствие в семье одного из родителей,
жизнь на почти символическое социальное пособие,
безработица,
задержки с выплатой заработной платы,
отсутствие в повседневной жизни самого необходимого для нормальной жизнедеятельности.
В этих условиях, по моему мнению, может произойти одно из двух – либо формирующаяся личность созреет для решительных шагов, чтобы навсегда покончить с полунищенским состоянием, либо ещё в детстве смирится с полунищенским существованием и уже никогда не захочет и не сможет добиться успехов в чём-либо.
Жизнь, однако, полна примеров того, как откуда-нибудь из далёкой глубинки, вопреки неблагоприятным условиям существования, пробивался самородок, добивавшийся больших высот в сфере профессиональной, чаще – художественно-творческой деятельности.
Василий Шукшин, Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Чёрный, братья Юрий и Виталий Соломины – все они родом из малоизвестных российских деревень, из простых крестьянских семей.
Но сколько одарённых, талантливых юношей и девушек не сумели или не могли «выбиться в люди» только потому, что родились и выросли в неблагополучных семьях.
2. Другой сферой развития личности является образовательная система, включающая общеобразовательную школу, среднее и высшее профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования и др.
Как отмечают учёные, образование имеет целью передачу социально необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система добивается минимума знаний от каждого учащегося.
3. С ранних лет перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы, молодыми рабочими самых разных профессий открывается ещё одна возмсожность целенаправленного формирования и развития личности. Речь идёт о включении молодёжи в систему социально-культурной деятельности.
Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем, или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни общеобразовательная школа или даже высшая школа, ни средства массовой информации с их многолетним охватом населения.
В социально-культурной сфере молодой человек не только выслушивает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или в виртуальном мире, но имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социально-полезную деятельность.
Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сфере как любительские, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике.
Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антони ван Левенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амёб, жгутиковых и инфузорий.
Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрёл телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.
Итак, занятия любительские, а в современных условиях – включены в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – это благо.
Уникальность и неповторимость личности
На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим. Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большее и значительное.
Упражнение «Никто из вас не знает, что я …»
- Каждый из вас, ребята, должен закончить фразу: «Никто из вас не знает, что я …». Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто не знает, например: «Никто из вас не знает, что я отлично разбираюсь в машинах» или совершил какой-то добрый поступок.
Мы с вами убедились, что человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Но эту неповторимость и уникальность не следует скрывать, не надо бояться её проявлять, не надо бояться иметь своё мнение.
Упражнение «Индивидуальность и личность»
На листочках, ребята, напишите своё имя. А напротив имени напишите качества, присущие только вам, которые начинаются с букв, имеющихся в вашем имени. (Например, ВАДИМ – вежливый, активный, добрый, интересующийся, мягкий).
- Зачитайте свои записи.
- У кого качества совпали?
- Как вы думает, почему у большинства из вас качества записаны разные?

ВЫВОД: Люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам, они проявляются в своеобразии личности.
Итог занятия
Закончить наше занятие я бы хотела притчей.
Мудрец поселился на вершине горы. Все к нему приходили, и всем он помогал советом. Но одному человеку стало завидно. И он сказал: «Я всем докажу, что никакой он не мудрец. Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня в руке. Если он скажет: «Бабочка» - я спрошу: «Живая она или нет?». Если он скажет: «Живая», - я сожму ладонь и убью бабочку, а если он скажет – мертвая – разожму ладонь, и она улетит. Пришли к мудрецу. Завистник спрашивает: «Что у меня в ладони?». «Бабочка» - отвечает мудрец. «А живая она или мертвая?» - спросил завистник. Мудрец прищурился и ответил: «Сожмешь ладонь – будет мертвой, а не сожмешь – останется живой. Все в твоих руках».
Личностью не рождаются – личностью становятся. Так вот, ребята, какой вы станете личностью, зависит только от вас самих.
- Кто мне скажет, что же такое личность?
Личность – целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.
- В чём состоит индивидуальность и неповторимость личности?

Человек рождается индивидом, то есть представителем биологического вида с присущими ему природными чертами: внешним видом, инстинктами (врожденным поведением), внутренним строением организма. Каждый из нас на данном этапе является уникальным существом, потому что уже у ребенка проявляется индивидуальность. Мы отличаемся телосложением, цветом глаз, волос и кожи, темпераментом и многим другим. Но только что родившийся человек не может обладать необходимым набором умений и навыков, которые присущи личности.

Так, например, в 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное: предпочитал есть птиц и овощи сырыми; не умел разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер .

Этот пример показывает, что одичавший мальчик являлся представителем человеческого биологического вида (индивидом) и даже обладал некой индивидуальностью (много волос), но не имел опыта социального поведения и общения, потому что с раннего возраста рос в условиях крайней социальной изоляции. Таким образом, это мальчик не был личностью, так как в нем не воплотились социальные качества, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими людьми.

По какой причине человек не может стать личностью сразу после рождения? Так распорядилась природа: процессы социализации продолжаются всю жизнь, но в определенный момент индивида уже можно назвать личностью. Это происходит тогда, когда человек уже усвоил необходимый минимум знаний об окружающем мире и об обществе и готов вступить в него как полноценный участник.

Получение необходимых знаний, умений, навыков, приобретение которых означает, что человек может с уверенностью назвать себя личностью, происходит благодаря агентам социализации, которых можно подразделить на первичных (например, семья, друзья) и вторичных (например, школа, армия, СМИ). Так, в семье мы приобретаем первые знания об окружающем мире, о правилах поведения. Именно мои родные и близкие научили меня говорить слова благодарности за помощь, которую мне оказывали другие люди.

Кроме того, личность можно определить по отношению человека к правилам, выработанным обществом. Так, немецкий философ Гегель определял личность как способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твёрдым принципам.

Это означает, что кроме социальных качеств, личность определяют по ее отношению к социальным нормам. Ученые считают, что человек, соблюдающий моральные правила является развитой личностью, нарушающий – неразвитой.

Родиона Раскольникова в произведении Ф.М.Достоевского, обладающего социальными качествами, можно назвать личностью. Но, при решении своих проблем он нарушает социальные нормы, что наносит вред обществу, значит, главный герой романа «Преступление и наказание» - неразвитая личность. И наоборот, Великий гражданин России Андрей Сахаров, несмотря на гонения со стороны власти, выступал за соблюдение прав человека в нашей стране в 1980-е годы.