Карточка " личные окончания глаголов" тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему. Личные окончания глаголов: запоминаем правило Глагольные окончания 4

Число и лицо глаголов определяется их личным окончанием, правописание которых напрямую зависит от их спряжения и наклонения. В статье подробно описаны различные способы проверки ударных и безударных личных окончаний глаголов, приведена таблица с наглядными примерами.

Правописание личных окончаний глаголов

Личные окончания глаголов – система окончаний спрягаемых форм глаголов, указывающая на лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения – различаются личные окончания I и II спряжений, а также окончания изъявительного и повелительного наклонений.

Примеры личных окончаний глаголов в таблице :

Изъявительное наклонение Повелительное наклонение
І спряжение ІІ спряжение
Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число Ед. число Мн. число
1-е лицо Управляю ;
Выберу
Управляем ;
Выберем
Спорю ;
Понравлю сь
Спорим ;
Понравим ся
Давайте управлять;
Давайте понравимся
2-е лицо Управляешь ;
Выберешь
Управляете ;
Выберете
Споришь ;
Понравишь ся
Спорите ;
Понравите сь
Управляй;
Понравься
Управляйте;
Понравьтесь
3-е лицо Управляет
Выберет
Управляют ;
Выберут
Спорит ;
Понравит ся
Спорят ;
Понравят ся
Пусть управляет;
Пускай понравится
Пусть управляют;
Пускай понравятся

Безударные личные окончания глаголов

Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными. Ударные не требуют орфографической проверки, их спряжение определяется сразу (поет, смеются ) . Безударные личные окончания проверяются инфинитивом глагола.

Ко 2 спряжению относятся глаголы:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • С инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить );
  • Семь глаголов с инфинитивом на -еть : вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть ;
  • Четыре глагола с инфинитивом на -ать : слышать, гнать, держать, дышать .

Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Если вы не уверены в спряжении и правописании безударных личных окончаний глагола, рекомендуем обращаться к словарю.

Правописание разноспрягаемых глаголов

Некоторые глаголы имеют личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения: хотеть, бежать, чтить (и производные от них).

Также существует два глагола, которые спрягаются по архаическому типу: есть, дать (и производные от них).

1. Различается написание личных окончаний у глаголов настоящего или будущего простого (если глагол совершенного вида) времени в зависимости от типа спряжения:

1) глаголы I спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут(-ют):

несу, несешь, несет, несем, несете, несут;

2) глаголы II спряжения имеют окончания: -у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат(-ят):

сижу, сидишь, сидит, сидим, сидите, сидят.

Спряжение глаголов определяется двумя способами :

По личному окончанию, если оно ударное:

петь - I спр. (петь - пою т); сидеть - II спр. (сидеть - сидя т)

По суффиксу неопределенной формы (инфинитива), если личное окончание безударное.

Для простоты запоминания и понимания предлагаю немного пренебречь морфологией и просто перечислить глаголы, которые спрягаются по I спряжению, и те, что спрягаются по II.

Итак, по правилам II спряжения будут изменяться :

Глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на ить(иться) :

вялить, готовить, ездить, жалить, жеманиться, канителиться, косить, кружить, лакомиться, манить, мерить, молить, нарядить, нездоровиться, нравиться, нянчить, пениться.

Глагол «мерить» и производные от него (домерить, померить, замерить и др.):

мерю, меришь, мерит, мерим, мерите, мерят;

Формы «меряю, меряешь, меряет, меряем, меряете, меряют» образуются от просторечного глагола «мерять» и считаются нелитературными.

По правилам I спряжения изменятся:

Исключения:

брить (брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют);

зиждиться (употребляется только в двух формах: зиждется - зиждутся;

четыре глагола на ать(аться): гнать, держать, дышать, слышать;

семь глаголов на еть(еться): видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.

- Остальные глаголы , оканчивающиеся в неопределенной форме на «ать, еть, уть» , а также глаголы на «оть» с безударными личными окончаниями.

Вот некоторые из них:

бормотать, выздороветь, греть, закабалять, закаляться, кликать, колебать(-ся), колоть, колыхать(-ся), краснеть, лепетать, лопотать, молоть, обожать, омрачать, паять, плакать, пороть, считать, сыпать, таять, топтать, тянуть, шептать .

Глаголы «стлать» и «стелить» и производные от них (выстлать - выстелить, застлать - застелить, постлать - постелить, перестлать - перестелить):

стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют.

Глаголы типа «выздороветь, заиндеветь, опостылеть, опротиветь, плесневеть» :

выздоровеешь, выздоровеет, выздоровеем, выздоровеете, выздоровеют.

В неопределенной форме и прошедшем времени глаголов «баятъ, блеять, веять, каяться, лаять, леять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять (не следует путать с глаголом таить), хаять, чаять, чуять» суффикс -ять, поэтому:

таешь, тает, таем, таете, тают.

!!! Но : таИшь от таИть.

Оффтопик

Ваевский самолично убьет каждого, кто будет «прятать снег» или «растапливать загадку»

Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым,

т.е. они имеют окончания I и II спряжений .

Так, глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению (хочешь, хочет), а во множественном числе - по II (хотим, хотите, хотят);

глагол бежать в 3-м лице множественного числа имеет окончание -ут (бегут), в остальных - окончания II спряжения: бежишь, бежит, бежим, бежите;

глагол брезжить имеет только две формы: 3-е лицо единственного числа - брезжит (II спряжение) и 3-е лицо множественного числа - брезжут (I спряжение).

От глагола «мучить» употребляются формы как I, так и II спряжения :

мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают и мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат.

Предпочтительными являются формы II спряжения, а формы I спряжения считаются разговорными, они восходят к устаревшему глаголу «мучать».

У многих глаголов приставка вы- принимает на себя ударение, в результате чего возникает затруднение в написании. В этих случаях сомнительное окончание рекомендуется проверять бесприставочным словом :

выговорят - говорят (выговорить - говорИть), выспишься - спишь (выспаться - спать), выстрижешь - стрижёшь (выстричь - стричь).

2. Различаются близкие по звучанию формы 2-го лица множественного числа повелительного наклонения (определяем по «сделайте это живо!») и формы 2-го лица множественного числа настоящего или будущего (у глаголов совершенного вида) времени изъявительного наклонения (определяем по «вы сделаете это»)

Например: стукнИте (первый вариант) и стукнЕте (второй вариант)

Повелительное наклонение образуется с помощью суффикса -и- и окончания -те : сиди-те, пиши-те, прыгни-те;

в изъявительном наклонении глагол имеет окончание в зависимости от спряжения: -ете или -ите. Сравниваем:

I спряжение ПишИте аккуратней! (повелительное наклонение) - Вы пишЕте аккуратно, поэтому работу легко читать (изъявительное наклонение)

II спряжение ДержИте ручку правильно! (повелительное наклонение) - Если вы правильно держИте ручку, почерк получается красивый (изъявительное наклонение).

Буква «ь» в глагольных формах

Ь пишется :

1) в неопределенной форме глагола (все помнят, что такое инфинитив?):

жечь - жечься, развлекать - развлекаться, читать;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени (то есть в тех глаголах, которые отвечают на вопрос «что делаешь? что будешь делать?»):

обожжёшь - обожжёшься, развлекаешь - развлекаешься;

3) в повелительном наклонении после согласных:

брось, кинь, одень, оставь, прячь, режь;

При образовании повелительного наклонения множественного числа «ь» сохраняется:

бросьте, киньте, оденьте, оставьте, прячьте, режьте.

+ Исключение : лечь - ляг - лягте.

«Ь» не пишется :

В формах типа «пойдемте, начнемте, сделаемте»;

В личных формах у глаголов с корнем «да-»:

дастся (неопределенная форма - даться), выдастся (выдаться), задастся (задаться), отдастся (отдаться), придается (придаться), раздастся (раздаться);

Но! в инфинитиве данной группы глаголов «ь» сохраняется.

Класс: 4

Цель : закреплять знания об окончаниях глаголов I и II спряжений.

Задачи урока:

  • Формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжений;
  • Развивать творческие способности учащихся, речь;
  • Прививать интерес к русский традициям, познакомить с историей самовара и чаепития;
  • Повышать интерес учащихся к изучению русского языка;
  • Воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование:

  • Мультимедиа;
  • Таблица окончаний глаголов I и II спряжения;
  • Карточки для индивидуальной, парной и групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке необычный гость, господин Глагол. (приложение №1) Он будет нам помогать, а мы его радовать ответами, а может даже удивлять.

II. Постановка темы и цели урока.

1) Сначала отгадайте загадку.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.

Это самовар!

Это русский самовар.

Что можете сказать об этом слове? (сложное слово, соединительная гласная о, состоит из двух основ. Можно заменить "сам варит")

Внутри самовара труба, куда клали дрова, угли, сверху сапог, и раздували им жар в самоваре.

Самовар свистит, гудит:
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.

2) Чистописание.

Изобразите петлеобразные элементы, как самовар пускает пар.

3) Подготовительная беседа.

Во всём мире знают русский самовар. Его родина- город умельцев и мастеров Тула. Самовары делали из красной и зеленой меди, серебра. Основным металлом для изготовления самоваров была и остается латунь. (сплав меди с цинком, оловом).

С 1956глда г. Тула выпускает электрические самовары. (замена - электрочайник)

В старину самовар являлся неодушевлённым членом семьи, его ласково называли "Дедушка" или "Иван Иваныч"

4) Самостоятельная работа.

Перед вами глаголы. Выпишите подходящие к действию самовара, выделите окончания, укажите спряжение. (Приложение №2)

Rто может сказать, что мы будем закреплять на уроке? (различать окончания глаголов I и II спряжения)

III. Закрепление пройденного материала.

1) Назовите окончания глаголов I и II спряжения.

Что называется спряжением? (изменение глаголов по лицам и числам)

2) Изменить глаголы по лицам и числам. (по вариантам)

  • 1 в. -звать (зову, зовём, зовёшь, зовёте, зовёт, зовут)
  • 2 в. -говорить (говорю, говорим, говоришь, говорите, говорит, говорят)

3) Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы своих товарищей, поставьте на полях + , если задание выполнено правильно и -, если при выполнении задания допущены ошибки.

Какие окончания у глаголов 1 варианта? 2варианта? Какого спряжения глаголы?

4) Прочитайте пословицу, спишите, определите спряжение, лицо глаголов. Объясните смысл пословицы.

Сам_вар кип_т, ух_дить (не) в_лит.

И нам самовар велит продолжать работу.

5) Дифференцированная работа в группах.

1 группа. Образовать от основ глаголов форму 3 лица множественного числа, определить спряжение.

бер- ворч- говор-
нес- скрип-
рев- шурш-

2 группа. Из глаголов 3 лица множественного числа образовать глаголы 1 лица множественного числа.

  • Пищат -
  • Жужжат -
  • Кричат -
  • Летят -
  • Лежат -

3 группа. Списать, определить спряжение, лицо глаголов, вставить пропущенные буквы.

Сам_вар сто_т,
Словно жар гор_т,
И пыхт_т, и на бабу п_гядыва_т:
"Я Федорушку проща_,
Сла_ким ча_м угоща_"

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного крутого
Самоварного чайку.

А кто знает, откуда пришло к нам слово "чай"?

(Чай- китайское слово. Мы, русские торговали с китайцами северных провинций, где чай именовали "ча". Отсюда наше русское слово "чай")

Однажды 5000 лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал согреть воду для питья. Поднялся сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. О чае говорят так: "Кто чай пьёт, сто лет проживёт". Он очищает кровь, регулирует работы печени, снимает сонливость, оживляет мышцы тела.

IV. Физминутка.

V. Найти в классе пословицы, которые говорят нам о правилах гостеприимства.

С самоваром чай вкуснее и беседа веселее.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

За пустой стол гостей не сажай.

Что еть в печи- всё на стол мечи. (Мечи-быстро выставляй всё на стол. Не жадничай! Каков ты- таковы и люди для тебя. Принять по-русски- значит с открытой душой, щедро угостить.)

VI. Творческая работа "Скатерть-самобранка" (работа в группах).

На основе данных слов составить слова- угощения к чайному столу. (Приложение №3)

VII. Самостоятельная работа.

Чем ещё привлекателен чай, мы узнаем, когда составим предложения из слов. Вам необходимо выбрать, составить и записать любое предложение.

  • чай, женщины, Собирают, только.
  • женских рук, Аромат, не портит.
  • издавна, вкусно, любят и умеют, На Руси, чай, заваривать.
  • травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

Найдите глаголы, выделите окончания, определите лицо, число, спряжение.

(Проверка через мультимедиа)

2) Вставьте пропущенную гласную в окончания глаголов.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскаж_т:
Черт_т, пиш_т, иль поёт,
Вышива_т или паш_т,
Или забива_т гол,
Вар_т, жар_т, люб_т, чист_т,
Всё расскажет нам:. . (глагол)

(проверка через мультимедиа).

Скажите, а из чего пьют чай разные народы?

Разные народы пьют чай из своей национальной посуды-чашек, стаканов, пиал.

У нас есть две чашки. Вам нужно убрать из чашки лишнее слово.

играть (не указывает на того, кто совершает действие)

печь (составить словосочетание, где слово "печь" - сущ, или глагол)

IX. Работа в парах.

Дополни стихотворение подходящими по смыслу глаголами.

Чай вам жажду:
:, :,
Он: все болезни.
Нет напитка нам полезней.

(утолит, излечит, успокоит, ободрит)

Что можете сказать о глаголах, которые вы употребили? (глаголы II спряжения)

Объясните постановку знаков препинания в 1 предложении. (однородные сказуемые).

Итог урока.

На какие две группы можно разделить глаголы в зависимости от окончаний? (на глаголы I и II спряжения)

Какие глаголы относятся к глаголам I и II спряжения?

Наш урок подходит к концу. Был ли он вам интересен? Полезен? Что повторили?

Определите, на какой ступеньке лестницы знаний вы находитесь.

Хочу знать больше.
Хорошо, но могу лучше.
Пока испытываю трудности.

Одной из самых сложных тем на уроках русского языка является «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Многим школьникам приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в тонкостях этого вопроса. Попробуем выяснить основные положения и правила.

Глагол как часть речи

Наш язык очень богат и многообразен. Особое место в нём занимает такая важная и порой просто незаменимая часть речи, которую мы ежедневно используем, как глагол. Именно он заставляет нашу речь быть подвижной и динамичной. Прежде чем узнать, какие окончания у глаголов 1 и 2 спряжения, разберёмся, что собой представляет эта морфологическая группа.

Эта часть речи используется очень часто и стоит на втором месте после употребления имён существительных. А всё потому, что она обозначает действие или какое-либо состояние предмета. В начальной форме отвечает на вопрос «что делать?».

Глаголы являются изменяемой группой речи по числам (бежит - бегут) , а также по лицам (стираю - стираешь - стирает) . Спряжение - так лингвисты называют такое явление. Каждое из них имеет свой особый состав окончаний, речь о которых пойдёт далее. В предложении глаголы могут быть самыми разными членами предложения. В основном они выполняют роль сказуемых.

1 спряжение

В зависимости от того, на какое сочетание букв оканчивается глагол, его относят к первому или ко второму спряжению. Понять это правило легко. Если перед нами слово, имеющее в основе -оть, -ять и другие (кроме -ить), то оно имеет 1 спр. Например: болтать, прыгать, краснеть, пригонять, бороться. Обратите внимание, что это именно сочетание букв, а не флексия, как неверно считают многие школьники.

Запомните: правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения поможет возведение слова в инфинитив. Именно по нему мы сможем отличить одну форму от другой. К примеру, слово «бреется» в инфинитиве будет «брить». Оно заканчивается на -ить, но тем не менее относится к 1 спр. То же самое и с глаголом «стелить». Эти слова принято относить к исключениям.

2 спряжение

Эта группа отличается от первой и другой основой, а также наличием исключений. Зная все эти тонкости, вы легко отличите окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Как определить их, узнаем дальше.

Когда перед нами глагол, имеющий в начальной форме основу на -ить, можем смело утверждать, что это слово 2 спр. Например: говорить, просить, купить, приходить. Однако в эту группу также входят слова, заканчивающиеся на другую основу. Их нужно запомнить, тогда вы не испытаете никаких трудностей, определяя личные Список исключений составляет 11 глаголов: гнать (в шею), дышать (носом), смотреть (на учителя), видеть (драку), слышать (в тишине), ненавидеть (войну), зависеть (от мамы), терпеть (боль), вертеть (мяч), обидеть (младшего), держать (в руках).

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Теперь, когда мы знаем самую основную информацию об этой части речи, нам предстоит узнать и о некоторых сложностях. Каждое из спряжений имеет свой особый набор окончаний. Изменяя глаголы по лицам, мы увидим, что к 1 спр. относятся такие, которые во множественном числе имеют флексию -ут (или -ют). Например: белеть - белеют, показать - покажут. В ед. ч. в окончании обязательно будет буква «е»: кидать - кидаешь, кидает, сеять - сеет, сеешь.

Помните, что таким образом определяют лишь флексии в безударном положении. Рассмотрим слово «жить». Казалось бы, оно оканчивается на -ить и относится ко 2 спр. Теперь поставим его во второе лицо, получим «живёшь» («живёте»), в третье - «живёт» («живут»). Этот пример наглядно показывает, что слово относится к первому спр., поскольку в единственном числе в окончании присутствует буква «е», а во мн. ч. - ут. Таким образом, делаем вывод, что с помощью инфинитива проверяем спряжение лишь тогда, когда сомневаемся в безударном положении. Именно тогда орфограмма оказывается в слабой позиции.

Практика

Для качественного закрепления любого правила необходимо выполнить ряд тренировочных заданий. Поскольку начинает изучать тему «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения» 4-й класс, упражнения необходимо давать исходя из уровня их знаний. Учащиеся ещё вернутся к этому вопросу в среднем звене. Например, в 6-7 классах. Поэтому в начальной школе даются самые простые и понятные задания, которые способны решить четвероклассники.

После изучения глагола и его спряжений стоит предложить детям попробовать определить их самостоятельно. Это может быть готовый список слов, а также текст, в котором ребятам предстоит самостоятельно заняться поиском этой части речи. Уже в старших классах можно усложнить задачу: предоставить учащимся возможность самим написать сочинение на какую-либо тему с использованием глаголов обоих спряжений в личных формах. Таким способом они смогут отразить свои знания и пробелы по пройденному материалу. После проведённой работы обязательно нужен анализ темы и рефлексия, которая поможет ребятам усвоить полученные знания.

Целесообразно использовать дидактический материал, в котором будут использоваться исключения. Только в практике дети смогут хорошо потренироваться и понять, как пишутся личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Также можно использовать карточки, на которых будут пропущены буквы в окончаниях глаголов. Например:

Снега та...т в полях.

Когда ты напиш...шь письмо?

Мы выполн...м контрольную на «отлично»!

При этом учащимся необходимо не только вставить нужную букву, но и объяснить свой выбор. Для этого попросите их прописать алгоритм определения окончания. Только после такой работы можно оценить, поняли ли дети эту сложную тему или нет.

Вывод

Изучение морфологии в школьном курсе - дело непростое. Оно требует от ребёнка не только запоминания правила, но и умения рассуждать. Наличие большого списка исключений может сбить учащегося с толку. Но при хорошей тренировке любой школьник сможет легко отличать одно спряжение глагола от другого. А из этого следует, что и с личными окончаниями этой части речи проблем возникнуть не должно.