Как научится жить без драки классный час. Классный час «Как научиться жить без драки!?» классный час (1 класс) на тему. Если вы рассержены действиями одноклассника




Что происходит с нашими детьми, и каковы причины необузданной агрессии и ненависти к окружающим? На самом деле не так все просто как может показаться на первый взгляд. Естественно, каждый из нас в школьные дрался в кругу своих сверстников, но это были совершенно другие стычки и несли немного другой характер, чем драки современных детей....




Психологи утверждают, что самые жестокие по отношению к окружающим – это дети. Дети очень четко знают грань, за которую запрещено переступать в отношениях к другими людьми, но все же делают это. Особенно это касается других детей, которые слабее, младше либо с какими-то дефектами здоровья либо речи....


Подростки считают, что для решения какой либо проблемы самым эффективным способом решения является драка. Это быстро, удобно и, по их мнению «круто» выяснять отношения через кулаки. Таким образом, они могут показать, кто сильнее и кого следует считать главным среди всех остальных. Жестокость, страх и обиды стали частью их жизни, без которых они просто не способны ничего решать....




Что надо делать? Для того чтобы предотвратить подобные стычки необходимо соответствующее воспитание и постоянный присмотр за ребенком. Если чадо уже выросло и постоянно лезет в драки заниматься его воспитание уже поздно. Его личность почти сформирована, а постоянные кадры из телевизора и компьютерных игр только подталкивают на то, чтобы все конфликты разрешались с помощью кулаков....


К сожалению, в современном обществе очень мало примеров, на которые могла бы ровняться наша молодежь. Даже среди взрослых все конфликты в основном решаются с помощью криков и кулаков, а, как известно дети копируют поведение взрослых, а в особенности своих родителей....


Каковы же причины подростковых драк?... Психологи попытались выяснить это и пришли к следующим выводам, что, во-первых большинство действий, которые попадают под уголовный кодекс, на самом деле являются нестандартными ситуациями, своего рода приключениями для самих детей...




Для детей это своего рода игра, тем более что современные дети очень много времени уделяют компьютерным играм, и не каким-нибудь «бродилкам», а скорее «стрелялкам» и «убивалкам» с монстрами и демонами. Порой они просто не видят границы между реальной жизнью и виртуальной, продолжая свою игру....










Решение о том, что все проблемы решаются драками ребенок принимает не самостоятельно. Все это он наблюдает вокруг себя. В телевизоре постоянные фильмы с драками и убийствами, интернет переполнен жестокостью драк, а о видеоиграх и говорить просто не чего, и все это легкодоступно для просмотров наших детей. Жизненные ценности людей терпят крах и постепенно меняются....


Сейчас в приоритете сила, жестокость и умение подавлять себе людей, а если все эти качества есть у подростка – то это гремучая смесь, которая впоследствии может привести к уголовной ответственности. Ученые выяснили, что количество сцен насилия на телеканалах к вечеру значительно увеличивается, а именно в вечернее время дети усаживаются перед телевизорами....




Под воздействием спиртного детский организм практически теряет контроль над разумом и в такие моменты чаще всего, и происходят жестокие избиения сверстников. По опросу среди подростков 61% детей признались в том, что употребляют алкоголь хотя бы раз в неделю и учувствуют в драках при каждой «попойке»....


К чему же могут привести такие драки? На этот вопрос точно ответить не может никто. В то время как один из участников драки показывает свое превосходство, избивая и унижая своего соперника второй, получает помимо физических травм еще и психологические....


Детская психика может быть непредсказуемой и после таких унижений ребенок может не выдержать позора и в лучшем случае «отделятся легким испугом», а в худшем покончить с жизнью. Но психологический стресс происходит не только с тем, кого избивают, но и с тем, кто бьет.




Советы взрослым Взрослым необходимо помнить что для того чтобы предотвратить драки школьников необходимо не оставаться равнодушным к детям. С ними необходимо разговаривать, объяснять, как можно поступать, а как нет, и каким образом можно договориться мирно, не прибегая к кулачным боям....











В зависимости от степени тяжести побоев будет назначена уголовная ответственность. Уже с 14 лет учащиеся школ несут криминальную ответственность за содеянное. Помимо уголовной ответственности подросток может понести еще и гражданско-правовое наказание....






На самом деле, стоит так удивляться подобному поведению подростков, вед они копируют поведение взрослых и обращаются друг с другом, так как это делают взрослые люди, которые их окружают. Для того чтобы ребенок не становился агрессивным и не пытался всех вокруг втянуть в драку, необходима самая малость, уделять ему немного времени и говорить с ним....





Просьба изучить и поработать над собой.

24 декабря обучающиеся 5-11 классов были собраны в спортивном зале для проведения профилактической беседы по поводу участившихся школьных драк. Беседу проводил директор школы Жанкулов Артур Трарович.

Мы предлагаем вашему вниманию материал, который был озвучен в ходе беседы. Огромная просьба изучить эту информацию и сделать правильные выводы.

Серия психологических классных часов “Как научиться жить без драки” поможет учащимся понять природу собственного агрессивного состояния, выявить различия между агрессивным состоянием и агрессивным действием, разработать вместе с учителем рекомендации поведения в различных конфликтных ситуациях.

Занятие первое.
Тема первого занятия “Что такое драка, причины ее возникновения”. Как вы считаете, актуальна ли эта тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки?.. (Ответы детей.)

Драки являются следствием агрессии человека. Заглянем в словарь: агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это - агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

  • рукоприкладства;
  • прямых оскорблений, в т. ч. и “невинных” дерганий девочек за косички;
  • ущемляющих достоинство “дразнилок” и “обзывалок”.

Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим.

Вам предлагается описать те чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях.

Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда.

2. Я не могу слышать.

3. Я очень сильно раздражаюсь, когда.

4. Когда я злюсь, .

5. Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием

(Дети в течение 5 мин заполняют опросник.)

Предлагаю всем вместе выработать способы:

  • действия во время драки;
  • саморегуляции, когда “чешутся руки” и хочется подраться;
  • противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.

(С помощью жребия учащиеся разбиваются на 3 группы, которые в течение 10 мин разрабатывают проект, а затем представляют и обосновывают его.

После обсуждения проектов дети отвечают на вопросы:

  • Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?
  • Кто является виновной стороной в потасовке или драке?)

Итак в результате сегодняшнего занятия нам удалось выработать следующие рекомендации.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:

1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:

1. Снять напряжение с помощью:

  • счета до 10;
  • умывания рук.
  • эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
  • боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

3. Пойти к социальному педагогу / психологу.

4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку.

2. Отойдите в сторону.

3. Зайдите в класс.

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

- “Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой”.

- “Я возмущен твоим поведением”.

- “Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать”.

- “Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?”.

Занятие второе.

Давайте попробуем разобраться, от чего зависит, как пройдет очередной школьный день.

Как вы считаете, начало учебного дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее ваше эмоциональное самочувствие, успешность на уроках?

Как бы вам хотелось, чтобы прошел день? Вспомните истину, которая гласит: “поступай с другими так, как тебе хочется, чтоб поступали с тобой”. (Учащиеся отвечают на вопросы.)

У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание школы и встречаете того, с кем сейчас сидите за партой.

Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам хотелось бы, чтобы поприветствовали вас. (Дети выполняют упражнения.)

А теперь давайте представим себе такую ситуацию. Звенит звонок, начинается урок иностранного языка. Не у всех получается правильно произносить слова и звуки чужого для нас языка. Кто-то встал и произнес слово неверно, да так смешно получилось… Что ж, здесь каждый отреагирует по-своему. Кто-то засмеется, возможно, обидев тем самым чувства своего одноклассника, кто-то исправит, дав понять, что он знает правильное произношение, а кто-то после уроков подойдет и предложит научить произносить эти сложные звуки, которые никак не даются.

Предлагаю вам закончить фразу:

  • Когда кто-то ошибается на уроке, я …;
  • Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего одноклассника, я …;
  • Когда я ошибаюсь перед всем классом, то чувствую, что…;
  • Я считаю, что ошибаться на уроке …

(Учащиеся выполняют задание.)

Как вы считаете, то что мы сейчас услышали может иметь отношение к дракам, которые возникают между одноклассниками? (Ответы детей.)

А теперь давайте подведем итоги. Так от чего же накапливается агрессия в течение школьного дня?

  • От утреннего настроения.
  • От того, как тебя поприветствовали с утра (и было ли это вообще).
  • От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.
  • От того, как развита твоя нервная система (закаляешь ли ты ее).

И в конце занятия поблагодарите своего соседа за работу и помощь на сегодняшней встрече.
Что важного на нашем занятии вы услышали и отметили для себя? (Ребята своими ответами подводят итог встрече.)

Занятие третье.

На сегодняшней встрече мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Вот их названия:

  • “Наш класс”.
  • “Перемена - время отдыха”.
  • “Будущее нашего класса”.
  • “Какие мы есть на самом деле”.

Для этого нам понадобятся:

  • листы ватмана по количеству групп;
  • журналы;
  • газеты;
  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры.

Данное занятие научит вас проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, договариваться, обсуждать и выбирать верное решение. (С помощью жеребьевки ребята делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание и в течение 20-25 мин выполняет его. Затем дети презентуют свои работы, обосновывают изображение и тему коллажа, делятся своими впечатлениями о работе в группе, оценивают активность участников.)

А теперь каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы за участие в работе. (Ребята выражают благодарность друг другу.)

Заключительное занятие

На последнем занятии с помощью видеопрезентации учащиеся и социальный педагог вспоминают всю проделанную работу, ожидания от встреч, достижения, делятся своими чувствами. Слайды презентации помогут восстановить атмосферу групповой работы, вспомнить смешные истории. Желательно повторить рекомендации по поведению во время и перед назреванием драки, способы саморегуляции, возможности разрядить обстановку, прекратить конфликт. В завершении занятия проводится игра “Спасибо за приятное занятие”.

Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Для этого нужно образовать круг. Игра проходит следующим образом. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятное занятие!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятное занятие!”. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.



Классный час "Профилактика драк как проявление агрессивности у школьников"

Классный час «Невозможно жить без … драк?»

Цели: профилактика агрессивного поведения учащихся

сплотить детский коллектив;

воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость, милосердие по отношению друг к другу,

умение находить общий язык с окружающими;

развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа.

(на слайде начало предложения: невозможно жить…)

Уч.: Как вы думаете, без чего невозможно жить?

(дети: без семьи, друзей, мамы и т.д.)

Уч.: Посмотрите на продолжение фразы: Невозможно жить без драк.

Вы согласны с этим?

Поднимите руки те, кто хоть раз ударил кого-нибудь. Значит, нельзя без драк?

А как избежать драк?

(ответы детей фиксируются на доске)

Уч. Я думаю, что все догадались, что речь сегодня пойдет о драках, а, вернее, о том, как их избежать. Сначала выясним, что такое драка.

Драка – это взаимные побои, вызванные ссорой, скандалом.

А после драки есть те, кто остаются довольными?

(Рассматриваем последствия драк)

Уч.: Давайте поиграем в писателей. Разделимся на две команды: первая- писатели- реалисты, которые придумывают то, то может быть на самом деле. А вторые- фантасты. Я читаю начало рассказа, а вы придумайте его продолжение.

1.Коля пришел в класс в начале второй четверти. В первый же день успел подраться с Мишей из- за стула. Ребята решили…

2.Во время перемены Коля нечаянно толкнул Мишу. Миша в ответ…

3.Коля отобрал и Миши его ручку. Никита видел все это и …

Уч.: А сейчас после трудной работы предлагаю немного отдохнуть и послушать стихи. Которые, кстати, тоже относятся к нашему занятию.

1ученик:. Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой лягнул приятеля немного побольней,

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

2ученик. СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

3 ученик. ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

Уч.: Спасибо за эти поучительные стихи. А теперь проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

    Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

    Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.

    С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

    Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

    Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

    Ты устраиваешь истерику.
    2. Ты идешь с ними гулять.

Уч.: А теперь посмотрите на конкретные советы, как избежать драк.

Если тебя рассердили действия одноклассника и тебе захотелось его ударить, то мы предлагаем делать следующее:

    Снять напряжение с помощью счёта до 10;

    Умывания или обмывания рук;

    Направления агрессии на неодушевлённый предмет (эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу и т. д.);

    Агрессию направить в другую сторону: проявить заботу, милосердие к ближним.

    Осознать последствия и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если тебя втягивают в драку, мы хотим порекомендовать:

    Отойти от этого человека в сторону, зайти в класс;

    Сказать обидчику о том, что ты чувствуешь в данный момент:

Я зол, но отказываюсь драться с тобой.

Я возмущён твоим поведением.

Вопросы к учащимся: Что такое драка и каковы причины ее возникновения?.

Как вы считаете, актуальна ли эта тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки?.. (Ответы детей.)

Драки являются следствием агрессии человека. Заглянем в словарь: агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие? Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п. (слайды презентации)

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д. (слайды презентации)

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для: рукоприкладства; прямых оскорблений, в т. ч. и "невинных" дерганий девочек за косички; ущемляющих достоинство "дразнилок" и "обзывалок". (слайды презентации)

Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим. (слайды презентации)

Учащимся предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях.

Заполнение опросника поможет им осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у них агрессивные чувства.

Вопросы опросника: «Что вызывает во мне агрессию»

1. Я терпеть не могу, когда.

2. Я не могу слышать.

3. Я очень сильно раздражаюсь, когда.

4. Когда я злюсь, .

5. Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием

(Дети в течение 5 мин заполняют опросник.)

Учитель предлагает всем вместе выработать способы: действия во время драки; саморегуляции, когда "чешутся руки" и хочется подраться; противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.

(С помощью расчета (считалкой или др) учащихся разбиваются на 3 группы, которые в течение 10 мин разрабатывают способы реагирования в различных ситуациях, а затем представляют и обосновывают их .)

После обсуждения способов реагирования , учащимся предлагается практическое занятие по их использованию (работают в парах).

Если вас втягивают в драку:

2. Отойдите в сторону.

3. Зайдите в класс.

4. Не нападайте первым.

Итак в результате сегодняшнего занятия нам удалось выработать следующие рекомендации:

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:

1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:

1. Снять напряжение с помощью: счета до 10; умывания рук.

2. Направить агрессию на неодушевленный предмет: эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома; боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

3. Пойти к психологу.

4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку.

2. Отойдите в сторону.

3. Зайдите в класс.

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

– "Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой".

– "Я возмущен твоим поведением".

– "Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать".

– "Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?".

Заключение:

Учитель:

УМЕТЬ ПРОЩАТЬ...

Да. Это сложно.

Порою, даже невозможно...

Не месть приносит облегченье,

не зло в ответ, а лишь ПРОЩЕНЬЕ...

И пусть СУДЬБА сама решит, за что и как вознаградит...

Ведь тот, кто сеет зло вокруг, сам попадает в этот круг...

Цель: сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими; развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.С. Фатеева»

Классный час

«Как научиться жить без драки!?»

Классный руководитель:

Первишова Наталья Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Цели: сплотить детский коллектив; воспитывать чуткость, доброту, отзывчивость по отношению друг к другу, умение находить общий язык с окружающими; развивать познавательную активность учащихся.

Задачи: - создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа

Ведущий . Давайте отложим дела на потом,

О дружбе расскажем, о дружбе споем. Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем, Подарит нам радость, согреет теплом!

(Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)

Наша сегодняшняя беседа посвящена дружбе.

Сегодня мы будем учиться радоваться победе друзей - такова цель игры, которую мы проведем. Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо получается дружить.

(читает слова на плакате). «Уважен хочешь быть – умей других уважить» - так еще издавна говорили люди. Но всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания?

Игра-тренинг «Ромашка»

Каждый из вас назовет самое необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки.

(Дети по желанию выходят к доске, на которой прикреплена ромашка, называют и записывают свое слово.)

Игра «Азбука добрых слов»

Назовите:

слово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю) ;

слово, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть) ;

слово, которым можно попросить прощения (прости, пожалуйста, извини) ;

слово-обращение с просьбой (пожалуйста, будьте добры ).

- А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе или почему у некоторых дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям? (Ответы детей.)

- Наверное, вы обращали внимание, как ведут себя драчуны перед схваткой? Они стоят, напыжившись, отведя локти далеко в стороны. Кого они напоминают в этот момент? Пусть не обижаются драчуны, но больше всего они похожи на шимпанзе, которые, когда злятся, становятся в такую же позу. Они еще вздыбливают шерсть, чтобы выглядеть больше и страшнее. Но стоит ли так старательно подражать шимпанзе? (Ответы детей.)

Стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья»

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый - я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том, что он и я -

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем:

Даже вместе... отстаем!

Дружба дружбою, однако

И у нас случилась драка...

Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

Я как тресну!

Он как даст!

А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду -

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим - что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Борьки на сестра

Облила нас из ведра!

А она еще смеется:

Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Как же научиться обходиться без кулаков, без драки? (Ответы детей.)

- Почему бы нам не говорить людям учтивые и приятные слова столь же легко и естественно, как мы спрашиваем, например, который сейчас час?

Делать добро – это не подвиг, не обязанность. Совершать добрые поступки столь же необходимо для культурного человека, как и принимать пищу, спать, быть опрятным.

- В жизни всякое случается. Бывает и такое...

Рассказ «Чепуха, а не марки...»

Папа подарил на день рождения Вове новые марки. Он показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:

Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?

Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. - Что в них особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх ты! То же мне филателист! И твой отец хорош - в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал...

Как ты думаешь, почему? (Ответы детей.)

Рассказ «Давай, давай, рассказывай»

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

Чего это у тебя глаза на мокром месте? - громко закричала Катя.

Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну-ну, давай, рассказывай! - подскочила к ней Наташа.

Что случилось? Почему слезы? - закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была ошибка школьников? Что бы вы сделали на их месте? (Ответы детей.)

Стихотворение «Кто кого обидел…»

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл! (Ответы детей.)

Стихотворение «Два козла»

Да, такие отношения дружескими не назовёшь, лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка». Даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Игра «Кто с кем дружит?»

Угадайте кто с кем дружит, кто кому нужен?

Добрый Малыш и …(Карлсон)

Стихотворение А. Барто

СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

(Не ябедничай за спиной у товарища!)

Ребята, что вы можете посоветовать ребятам? (Жить дружно! Без ссор! Не ссориться с друзьями, не драться, стараться играть вместе.)

- Поступай с другими так, как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой, - если ты будешь следовать этому мудрому совету, ты никогда не ошибешься.

А чего в первую очередь ты ждешь от других? Внимания, заботы, теплоты, понимания. Но иногда в жизни складывается так, что тебя о чем-то просят, а времени на выполнение просьбы совсем нет.

Как поступить в таком случае? (Ответы детей.)

- «Человек может обойтись без многого, но не без человека!» Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от людей.

Рассказы детей «Мой лучший друг».

Дети называют своих друзей, делятся секретами дружбы, рассказывают, каким успехам своего друга они рады.

Как мы должны общаться с друзьями?

Составление правил дружбы

Не ссорится

Уступать

Не грубить – быть вежливым

Не злиться

Не жадничать

То любое желанье исполнится.

Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте сделаем нашу жизнь лучше. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. А теперь давайте возьмёмся за руки, никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

« ДАВАЙТЕ жить дружно!»

Цель:

Создание благоприятной атмосферы в начальной школе и формирование доброжелательных взаимоотношений между учениками.

Задачи:

Создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.

Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие и формирование сплоченного коллектива.

Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.

Воспитание уважительного отношения друг к другу.

Ход классного часа:

Организационное начало классного час.

Постановка темы и задач классного часа

Классный час начинается с просмотра отрывка из мультфильма "Ссора"(видео)

- О чем мультфильм?

Бывают ли такие ситуации в жизни?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает ответы детей и называет тему классного часа.

3. Работа по теме классного часа

Сегодня будем говорить о том, как научиться жить дружно,без ссор.

Это возможно?

Что такое ссора?

Воспитанники высказывают свое мнение о том, как они понимают слово «ссора».

Несогласие, раздор, разлад, вражда - так нам говорит толковый словарь русского языка.

Когда вы ссоритесь?

Учащиеся приводят примеры из жизни.

Посмотрите. Какая пасмурная погода! - Много неприятностей могут натворить эти тучи. Среди них могут быть и такие.

Внимательно послушайте стихотворение Владимира Орлова.

Из-за чего поссорились два друга?

Дети выходят в центр и разыгрывают по ролям стихотворение «Бывает ли так?».

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

Учащиеся отвечают на вопрос.

К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, послушав его, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожими на этих персонажей.

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один лягнул приятеля немного посильней,

Другой лягнул приятеля немного побольней,

Один разгорячился, лягнул, что было сил,

Другой его рогами под брюхо зацепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной перемене такой же вспыхнул бой.

Да, такие отношения дружескими не назовёшь, лучше, если всё происходит, как в сказке «Репка».

Даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт.

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

(Исполняется «Песенка друзей» из мультфильма «Волшебник изумрудного города», слова Токмакова И. )

Игра «Кто с кем дружит?»

Перед вами разные герои, разные имена. Как вы думаете, кто с кем дружит, кто кому нужен?

Забавные бурундучки Чип и…(Дейл)

Добрая Белоснежка и …(Семь гномов)

Забавный Вини-Пух и …(Пятачок)

Добрый Малыш и …(Карлсон)

Доверчивый Буратино и …(Мальвина)

Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)

Ребята, что вы можете посоветовать ребятам.?

- Жить дружно! Без ссор!

- Не ссориться с друзьями, не драться, стараться играть вместе.

А такие ребята вам встречались? Сталкивались ли вы с такой ситуацией?

Дети читают стихотворение А. Барто

СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

Всегда ли надо идти к взрослому (учителю или к родителям) жаловаться и ябедничать на одноклассников, друзей?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Не ябедничай за спиной у товарища!

Иногда люди обижаются друг на друга, знакома ли вам эта ситуация?

Дети читают стихотворение Ирины Токмаковой.

ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

Учитель . А теперь посмотрите сценку .

Сценка. «Хулиган и ребята».

Хулиган. Так, кого же мне подразнить? Вон Юрка бежит. Эй, малявка, а ну иди сюда.

Юра . Я не малявка. Да ну тебя! (уходит обиженным прочь)

Хулиган . Ага, вон Нинка идёт. Эй,белобрысая, побегай за мной!

Нина. Я не белобрысая! Не белобрысая! (плачет и убегает)

Хулиган. Так кого бы ещё подразнить. Сейчас я к Оле пристану. Эй, дылда чего читаешь? Ты чего молчишь? Дылда, дылда!

(Хулиган бегает вокруг Оли, показывает ей язык. Она не обращает на него внимания, и спокойно читает книгу.)

Да, ну тебя ты чего не дразнишься? Побегу лучше других дразнить.

Учитель. Почему хулигану было не интересно дразнить Олю? (ответы детей)

Ребята, попробуйте вспомнить слова с корнем –друж-.

(Ответы детей: дружба, дружить, подруга, друг, дружный, дружелюбие, дружеский).

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт на земле один раз, поэтому нужно каждый день творить добро.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал,

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Друзья

Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты -
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.

Елена Стеквашова

Можно ли этих героев назвать настоящими друзьями? Почему? (Нет, они дружат только когда им выгодно).

- Старайтесь не обижаться, а играть все вместе весело и дружно!

Говорите друг другу «Давай дружить! Давай играть! Не обзывай! Не обижай!»

Что же надо сделать, чтобы тучки ушли, и всегда было солнечно?

Как этого добиться?

Давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни нашего, когда было радостно, у нас было тепло и светло, так бывает, когда светит солнце.

(На доске появляется солнце)

Что нам нужно делать и какими быть, чтобы у нас не было ссор?

Какие советы вы можете дать?

1.Сначала думай, потом делай.

2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать.

3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

У вас на партах лежат карточки – лучики, которые солнышко отправило в наш класс. Выберите только теплые солнечные лучики, которые нам помогут никогда не ссориться и жить дружно. Осторожно, вредные тучки хотят вам помешать!

(Работа в группах)

Прочитайте те советы, правила, которые, на ваш взгляд, помогут нам жить дружно и не ссориться. Постарайтесь объяснить, почему вы так думаете?

Не ябедничай! Больше рассказывай о себе.

Уважайте друг друга! Уважайте только родителей и учителей.

Не дерись! Решил подраться – выбирай того, кто послабей.

Не обзывай ребят! Называй ребят по прозвищу.

Помогайте друг другу! Помогай только себе и своему другу.

Посмотрите, в нашем классе изменилась погода, засияло солнце.

А что любят делать дети в хорошую погоду?

Давай поиграем в одну интересную игру.

Ребята а сейчас я предлагаю поиграть в игру на внимание .

Сосредоточим свое внимание, встанем в круг, выберем ведущего, завяжем глаза. Ведущий должен по рукам, голове определить, кто рядом с ним. А мы, ребята будем ему помогать, если он будет затруднятся. Мы должны описать человека, до которого он дотронулся, но называть будем только его добрые поступки, определять его внешность, характеризовать положительные черты характера.(3 – 4 раза)

Итог игры. Ребята, вы были внимательны и сосредоточены, вы хорошо знаете своих друзей одноклассников, поэтому справились с заданиями неплохо.

- Я надеюсь, что теперь в нашем классе будет всегда тепло, светло и солнечно от ваших лиц и улыбок.

А в природе после дождя выглядывает солнышко и часто появляется … что?

Смотрите, и у нас появилась радуга. Но эта радуга непростая, а говорящая. Посмотрим, что она вам хочет пожелать.

Вспомните цвета радуги.

Дети читают на радуге правила

Не ябедничать

Помогать друг другу

Не обзываться

Не драться

Уважать друг друга

Нравятся вам эти правила? Постараемся их соблюдать, тогда у нас будет общая радость добрых отношений друг к другу.

Какой совет радуги вам запомнился больше всего?

Давайте еще раз их вспомним.

Выступление детей поможет вам рассказать, как мы должны общаться с друзьями?

Если с другом разделил
Ты свои конфеты -
Хорошо ты поступил,
Каждый скажет это.

Ты узнал чужой секрет,
И разнёс сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Это подло даже!

Если подал ты при всех
Девочке пальтишко,
Ты - культурный человек,
Мировой мальчишка!

Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Не достоин ты, поверь,
Человеком зваться!

Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это - просто красота,
Только так и нужно!

Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен, в сорок раз
Ты собаки хуже.

Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже.
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.

Как мы должны общаться с друзьями? Составьте правила дружбы

Не ссорится

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить – быть вежливым

Не злиться

Не жадничать

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подходит к концу наш праздник, праздник дружбы. Давайте сделаем нашу жизнь лучше. Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. А теперь давайте возьмёмся за руки, никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»

(Исполняется песня «Улыбка», муз. В.Шаинский, сл. М.Пляцковский )


Тема классного часа для 3 класса "Как научиться жить без драки?, проводится в игровой форме. Целью которого является сплочение коллектива. Создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться. Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие, формирование сплоченного коллектива.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

ГОУ «Могочинская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Тема открытого занятия: «Конфликт и пути его разрешения»

Педагог - психолог: Дмитриева Е.В.

Возраст: учащиеся 14-15 лет

Дата:

Занятие посвящено способам эффективного общения. Многие подростки просто не научены, мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание занятия.

Цель: Исследования конфликтов, причины их возникновения и способы их разрешения.

На занятии были поставлены следующие задачи :

Обучающие:

Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;

Ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

Отработка навыков работы в группе.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса;

Развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы.

Развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации

Воспитательные:

Воспитание коммуникативных навыков, умения выходить из конфликтных ситуаций.

Задачи жизненной компетенции: формирования у детей толерантности, умения жить в ладу с окружающими, учить бесконфликтному общению с окружающими

Оборудование:

Таблица для выполнения упражнения «Алфавит эмоций»

Бланки теста.

Магниты синего, красного, зеленого цвета;

Памятки.

Форма занятия: занятие с элементами тренинга.

Ход занятия:

1 Разминка.

Упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто...»

Для снятия эмоционального напряжения, а также для создания хорошего настроения проводится упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто…». Участникам, стоящим в большом кругу, предлагается выйти в центр круга и пожать друг другу руки тем, кто:

Кто пришел в хорошем настроении;

Кто любит общаться;

Кому нравиться дарить подарки;

Кто увлекается спортом;

Кто любит праздник Новый год;

Кто получает хорошие оценки и т.д.

Упражнение «Подними монету»

Цель: сплочение группы, включение в работу.

Материалы: газеты, по одной монете на каждого ребёнка.

Инструкция: дети делятся на две группы по 3 человека и встают всей группой на одну из газет, кладут на свободные края свои монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что - нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать между собой. Команды приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.

Обсуждение:

1 Какой команде удалось выполнить задание?

2. Отчего это зависело?

3. Что было самым трудным?

Вывод: работа в команде требует от каждого поддержки и взаимовыручки.

2. Организационный момент.

1. Создание ситуации - провокации:

К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии:

Здание должно быть объемным, а не плоским,

Крыша - современная и т.д.

Затем учитель дает возможность учащимся закончить рисунок.

После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Вам понравилась такая игра? (Учащиеся после выполнения задания расстроены, отвечают).

Почему?

Почему рисунок не получился? (комментарии учащихся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)

Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)

Что произошло в данной ситуации? (ссора, спор, взгляды не сошлись, противоречия)

Как можно назвать это одним словом? (конфликт)

А - агрессия

М - месть

Б - боль беспокойство,беседа

Н - ненависть, несчастье, недопонимание, нападение недружелюбие

В - вина, враждебность

О-отступление, отстаивание своего права

Г - грубость

П - победа, проблема, противоречие

Д- драка

Р - радость, размолвка

разногласие

Е - ехидство

С - стресс, ссора, страх, сложная ситуация, столкновение

ж - желание

Т - тревожность, трудность

З - злость, зависть

У - удивление, уверенность

И - интерес

Ч - честь, чувства, честность

К - крик

Х- хохот

Л - ликование

Я- ярость

Вывод: Любому конфликту способствует какое-то эмоциональное состояние. Человека переполняют чувства, которые он не может сдержать в себе.

  • В конфликте может участвовать один человек? (Нет, обязательно несколько.)

Вывод: Большинство конфликтов начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного эмоционального состояния.

3.Основная часть.

Одно из определений понятия « конфликт» означает следующее.

Слово «конфликт» от латинского, означает «столкновение», а в психологии

КОНФЛИКТ - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Какой человек, чаще всего попадает в конфликтную ситуацию. Почему?

Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе.

Выберите эмоции и придумайте ситуации, в которой могут возникнуть конфликтная ситуация?

(снова работаем по карточкам «мозгового штурма»)

4.Мини-лекция «Эти вредные конфликты» (предлагаю проиграть ситуации, и объяснить к какому виду относится конфликт)

Ученые вывели несколько разновидностей конфликтов:

1.Внутренний конфликт (холодная напряжённость). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

2.Межличностныи конфликт.

Каждый из нас - индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт.

З. Самый распространенный - неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: «Вот, нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «Смотреть надо!» В результате можно дойти и до драки.

  1. Межгрупповой конфликт.

1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт ).

2.Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой, и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти» (межличностный конфликт ).

З. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт ).

Поднимите руки, кому приходилось участвовать в конфликтной ситуации?

Вспомните, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Как вы вышли из конфликта?

5. Упражнение «Тройка»

Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В, или С.

Психолог: - Ваша задача вынести общее решение - в какой цвет покрасить забор? Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.

А - слепой, но слышит и говорит (завязать глаза).

В - глухой, но может видеть и двигаться (заткнуть уши).

С - паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться (привязать к стулу).

Вопросы:

1.Сколько времени понадобилось тройкам на выработку ситуации?

2.Какую стратегию избрали участники в достижении цели?

З. Какие чувства испытывали?

4. Способы выхода из конфликтной ситуации.

6.Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?».

Если вам свойственно, то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.

Если подобным образом вы ведете себя:

ЧАСТО – поставьте З балла;

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;

РЕДКО - 1 балл.

Вопрос : «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

Ответы:

1) Угрожаю или дерусь;

2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей;

3) Ищу компромиссы;

4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5) Избегаю противника;

6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей;

7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем -категорически нет.

8) Иду на компромисс;

9) Сдаюсь;

10) Меняю тему;

11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего;

12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось;

13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону;

14) Предлагаю мир;

15) Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка результатов теста . Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А» - это « жесткий тип решения конфликтов и споров ». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

«Б» - это « демократичный » стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это « компромиссный » стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - « мягкий » стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - « уходящий » стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения

Вывод: Анкетирование показало, что вы все по-разному ведете себя в конфликтных ситуациях.

7.Упражнение «Реши конфликт»

Цель: поиск конструктивных приёмов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Инструкция. Прочитайте ситуацию, представьте себя в этой ситуации, и подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации.

Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации. Обсуждение в группах:

Как бы вы поступили в данной ситуации? –

Проиграйте ситуацию.

Конфликтные ситуации:

1.Ты хочешь сегодня подольше погулять, а воспитатели не разрешают, между вами возник конфликт.

2.На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.

З.Ты хочешь слушать громкую музыку, а учителя предлагают тебе отключить, так как идут уроки. Возник конфликт.

Обсуждение: Ребята, какая пара показала наиболее конструктивную форму достижения результата?

8.Приёмы - техники выхода из проблемных ситуаций.

Цель: обучение детей технике выхода из конфликтных ситуациях.

Ребята, сейчас я вручу каждому подарок-закладку! На обратной стороне закладки, прописаны приемы - техники выхода из конфликтной ситуации, давайте попробуем выполнить. (Звучит спокойная музыка, для выполнения упражнений)

Можно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди это поза выдержанного, сильного духом человека;

Можно сильно до боли сжать кулачки и медленно разжать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?

Способов может быль множество. Важно найти свои, те, которые помогут именно тебе.

Сделать глубокий вдох - медленный выдох.

3.Заключительная часть:

Психологическая притча «Верь в себя!»

Психолог: - О том, как важно не обращать внимания на негативные эмоции окружающих, рассказывается в психологической притче «Верь в себя!» (видеоролик).

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками.

Соревнования начались...

Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики: «Это слишком сложно!! Они НИКОГДА не заберутся на вершину!», « У них нет шансов! Башня слишком высокая!». Маленькие лягушата начали падать. Один за другим.За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!» Ещё больше лягушата устали и упали... Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Тот единственный не поддался! В конце -концов все поддались. За исключением одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину! Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось? Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?

Пауза. - Как вы думаете? Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!

Мораль: Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение. Они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце! Не забывай о силе слов, верь в себя и в свои силы! ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ!

Педагог-психолог: - Ребята, в заключении хотелось бы вам сказать, что человеческие отношения - это очень непростое понятие, у каждого из нас бывают дни, когда мы не в настроении, а бывает наоборот, когда мы счастливы и беззаботны. Я желаю, чтобы в вашей жизни, было побольше радостных дней, и давайте не будем друг друга огорчать обидными словами и ссорами.

Рефлексия:

У каждого из вас лежит лягушонок. Поместите лягушонка под одной из надписей на горе:

1.Нужно, полезно, интересно, необходимо - синий цвет.

2.Сложно, неинтересно - зеленый цвет.

З. Бесполезно, безразлично - красный цвет.

По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.

Преобладает...цвет. Конечно же, сегодняшнее занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.

Предлагаю Вам 8 правил, соблюдение, которых позволяет разрешить разногласия (памятка раздаётся ученикам).

Памятка

1. Единственный способ одержать вверх, в споре - это уклониться от него.

2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

З. Если вы не правы, признайте это.

4.С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.

5.Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6.Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7.Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

8.Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.