Значение общественных интересов в формировании деятельной старости. Творческая деятельность в старости по самуэлю смайлсу. Особенности познавательных процессов в старости

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение

себя как личности и сохранение себя как индивида. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и

даже ее продолжительность. Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное старение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.


Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность. В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наивного искусства «Дар» в рамках проекта «Никогда не поздно быть наивным» состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых «наивных художников»: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно «живописные», - проявление потребности в «чистом» искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь». И даже - при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прикованная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: «Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю». А.Г. Лидере считает, что особая «внутренняя работа» по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью»)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить

особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном - общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).

Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека (выборать стратегию старения). Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение себя как личности и сохранение себя как индивида .

В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций .

Стратегия адаптации по типу замкнутого контура проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая пассивное старение, поведение по типу эгоистической стагнации, потерюсоциального интереса .

Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта .

Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

Пожилой, предпенсионный возраст (примерно55 лет до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

1. Социальная ситуация развития:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность ォпоскорее начать отдыхатьサ, для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он ォполезенサ и ォинтересенサ), а с другой стороны, предчувствие своей скорой ォненужностиサ, когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою ォжалкую пенсиюサ;

Стремление воспитать, подготовить себе ォдостойную заменуサ на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление ォуспетьサ сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе ォдобрую памятьサ на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы разрываютсяサ между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли,

нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития :

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще ォнеопытнымサ пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры - общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми ォделовымиサ контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, ォу которого и так много времениサ, больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это ォпоиск себяサ в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом ォпроб и ошибокサ; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что ォжизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...サ);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление ォпоучатьサ или даже ォстыдитьサ людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости ( через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто ォопекаютサ его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно ォтеряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщеннымиサ.

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их ォригидностиサ; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - ォнесоразмерностьサ всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей (ォнастоящейサ) работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: ォПока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уваженияサ;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин ォпрощаться с жизньюサ)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о ォзавещанииサ.

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном-общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы ォцепляетсяサ за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: ォЯ жил не зряサ. Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

- общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель.

В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или ォчувство жизниサ).

Молодость (25 – 30 лет). Ведущая деятельность может быть разной: профессионально-трудовая или учёба.

Движущие силы – потребность в достижениях или избегание неудач. Аффилизация – стремление человека к созданию, сохранению, иногда к восстановлению положительных взаимоотношений с другими людьми. Аффилизация влияет на результаты учений. Аффилизация (потребность в общении) если не удовлетворяется, то это приводит к фрустрации, депрессии.

Зрелый возраст, его границы. Виды зрелости человека.

Зрелость (30 – 60 лет) наиболее продолжительный период онтогенеза. Виды зрелости: физическая зрелость, зрелость как личности (гражданская зрелость), зрелость как субъекта познания (умственная зрелость), зрелость по труду.

Личностный кризис (кризис среднего возраста): человек начинает анализировать свои провалы, цели (зачем живу?).

Развитие личности в зрелом возрасте.

Б. Г. Ананьев с 1965 г. изучал зрелость. Характеристики зрелой личности: ответственность, способность к активному участию в жизни общества, направленность личности (какая-то устойчиво доминирующая система мотивов, идеалов, интересов).

Бодалёв. Понятие взрослость и зрелость – не одно и то же. Можно достичь взрослого возраста, но не обладать зрелой личностью.

Понятие об акмеологии. Аномии, их причины и последствия.

Акмеология – наука, изучающая зрелый возраст. Акме – высший для каждого человека уровень его развития.

Несовпадение во времени физической и гражданской зрелости приводит к аномиям. Аномия – нарушения в ценностно-нормативной системе.

Взято с интернета: Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментальности, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку - волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.).

Пожилой возраст и старость, их возрастные границы. Признаки старения. Понятие о геронтологии как науке.

Старость – заключительный период человеческой жизни. Человек начинает отходить от производительной жизни общества.

В соответствии с ВОЗ пожилой возраст у мужчин – 61 – 74 года, у женщин – 55 – 74, но всё привязывается к пенсионному возрасту. Старость – от 75 лет. Начиная с 90 лет – долгожительство. Учение о старости – геронтология – самая молодая область психологии развития.

Признаки старения: снижение функциональных возможностей организма (ослабление здоровья, упадок физических сил); человек не чувствует себя особенно нужным, он начинает подводить черту жизни (подытоживает то, что сделал).

Геронтология - это наука о старении и о профилактике старения. Она изучает биологические механизмы и процессы, обусловливающие и сопровождающие старение живых существ, а также способы замедления старения и увеличения продолжительности жизни.

Смертность в старости в XX веке упала в 4 раза по сравнению с концом XVIII века. Достижение чувства полноты жизни возможно только в случае положительного прохождения остальных участков жизни.

Проблема ведущей деятельности в старости.

Ведущая деятельность в старости: (Основные новообразования: мудрость.)

· Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т.п.);

· Для части пенсионеров («счастливчиков») первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии; в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

· Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста, особенно подростков и юношей.

· Для части пенсионеров это может быть стремление спокойно осмыслить всю прожитую жизнь. Это то, что условно можно было бы назвать «ретроспективной профконсультацией».

Проблема типологии старения. Вклад в ее разработку Ф. Гизе, И.С. Кона и других ученых.

Психология выделяет типы старения и старости. Кон выделяет 2 типа старости: благополучный и неблагополучный.

I. Благополучные:

· Активная творческая старость. Представители данного типа продолжают участвовать в общественной жизни (наука, искусство и т.д.). Энергия направлена обществу.

· Пенсионеры занимаются тем, на что у них не хватало времени (иностранцы по миру путешествуют, занятие с/х (огород, цветы)). Хорошая социальная адаптация. Энергия направлена на себя.

· Те, которые находят главное приложение своих сил в семье (в основном женщины). У них удовлетворённость жизнью ниже, чем у первых двух групп людей.

· Те люди, у которых смысл жизни – забота о своём здоровье, но у них обнаруживается склонность к преувеличению своих болезней и мнимые болезни.

II. Неблагополучные:

· Агрессивные старые ворчуны. Критикуют всех и всё, только не себя. Бесконечные претензии, терроризируют ими окружающих.

· Тихие разочарованные (и в себе тоже). Они одинокие, грустные, вечно плачут, винят себя за действительные и мнимые упущенные возможности.

Особенности познавательных процессов в старости.

В старческом возрасте хорошо развита долговременная память, а кратковременная сильно ослабляется. В поздней старости (80 – 90 лет) страдает механическая память. Мышление продолжает хорошо работать, логическая память хорошая.

Долгожительство, возраст начала этого периода. Характеристики долгожителей. Долгожители среди выдающихся людей творческого склада.

Долгожительство (>90 лет).

Оно распространено там, где чистый воздух, чистая вода. Творчество и деловитость спасает человека от старости.

Взято из интернета. Процесс старения у долгожителей происходит медленнее. Возрастные изменения основных физиологических систем развиваются плавно, состояние ряда систем организма сходно по многим параметрам с таковым у лиц более молодого возраста.

Тип высшей нервной деятельности у долгожителей, как правило, сильный, уравновешенный. Они общительны, доброжелательны, проявляют интерес к событиям и явлениям окружающего мира, устойчивы к стрессам, инфекционным заболеваниям. Долгожители обладают хорошей памятью, для них характерны высокая умственная и физическая активность, работоспособность. Они отличаются также длительной сохранностью репродуктивной функции и многодетностью.

Состояние сердечно-сосудистой системы характеризуется значительной сохранностью, по сравнению с лицами из недолгожительских семей. Реже встречается стенокардия, гипертония; существует тенденция к пониженному содержанию холестерина. Низкое содержание холестерина крови считается одним из показателей предрасположения к долголетию.

Долгожителям свойственны размеренный, упорядоченный образ жизни, отсутствие вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение, нерациональное питание), семейное благополучие.

Вместе с тем, несомненно, существенная роль принадлежит социально-экономическому и природным факторам, а также образу жизни.

Факторы долгожительства:

· Генетический фактор.

· Экологические факторы.

· Традиционное питание.

· Трудовой фактор.

· Психологический климат.

пожилых людей до 80 лет практически не наблюдается значительного снижения интеллекта , и их интеллектуальные способности остаются такими же, как и в более молодом возрасте.

Психическое состояние и в старости зависят главным образом от двух факторов: образования и уровня профессиональной квалификации. Чем выше уровень образования, полученного человеком в молодости, тем лучше сохраняется интеллект в старости. Люди с более высоким уровнем профессиональной подготовки, приобретенной в молодые годы, постоянно пополняют свои знания и в зрелом возрасте, т. е. в течение всей жизни занимаются интеллектуальной тренировкой. Следовательно, и в старости они сохраняют интеллектуальные способности и высокий жизненный тонус.

В ходе исследований обнаружен интересный факт: подвижность психики в старости обусловлена «средой обитания» пожилого человека. Такой вывод был сделан на основании сравнительного анализа результатов двух обследованных групп. Одна группа состояла из здоровых пожилых людей, живущих в благоприятной среде, которая способствовала повышению их жизненного тонуса. В другой группе были люди такого же возраста, но живущие в «тепличных условиях», которые вынуждали их к пассивности.

Очевидно, окружающая среда, требующая от пожилых людей самостоятельности и независимости, позволяет им сохранить высокий уровень развития интеллекта в старости. Кроме того, чтение специальной и художественной литературы, изучение иностранных языков, различные увлечения - все это требует постоянной работы ума.

Авторы этих наблюдений делают вывод, что в нормальных условиях умственные способности человека к старости не уменьшаются. Естественно, что между отдельными индивидуумами различия могут быть весьма существенными, но это зависит в основном от условий существования человека.

Существует еще одно наблюдение, касающееся интеллекта пожилых людей. Из-за возрастного снижения слуха человек иногда странно реагирует на вопросы или замечания окружающих. А окружающие приписывают ответы невпопад или неверные замечания снижению его умственных способностей.

У некоторых групп пожилых людей с высоким уровнем образования интеллект в старости не только не уменьшается, но даже в некотором смысле возрастает. Так, например, способности к абстрактным и философским рассуждениям лучше всего проявляются в пожилом возрасте, особенно между 50-80 годами. Если в зрелости у кого-то творческая деятельность была нормой жизни, то этот человек продолжает заниматься ею до глубокой старости. В качестве примера можно привести плодотворную работу до самой смерти таких выдающихся старцев, как Лев Толстой , Жорж Сименон , Иоганн Гете и многих других.

Лучшее лекарство против старения тренировка интеллекта и психики .

Из этого следует, что если человек занимается интеллектуальным трудом, учится в течение всей жизни, стремится к самосовершенствованию, то позже, в период старения и старости, мозг у него работает гораздо лучше. Существует, конечно, и обратная зависимость. Как недостаточное использование физических функций ведет к снижению физических способностей, так и недостаточная эксплуатация мозга, недозагрузка мозговых клеток может привести к ухудшению памяти. Результаты исследований показывают, что к старости лучше сохраняется не память механическая, а память систематическая. В случае необходимости решить задачу, требующую усилий памяти, определенных навыков и опыта, пожилой человек может даже превзойти молодого, которому часто мешают излишние эмоции и недостаток опыта.

Умственная работа требует больших энергозатрат. Немногие осознают, что, испытывая психическое напряжение, они быстрее, чем прежде, утомляются и после такого рода активности нуждаются в более частом отдыхе. Поэтому пожилому человеку необходимо несколько раз в течение трудового дня делать кратковременные паузы для отдыха. Минутная релаксация, небольшая прогулка на свежем воздухе - и снова заряжена «психическая батарейка». Мозг будет лучше снабжаться кровью и не произойдет перенапряжения. Чтобы сохранить психическую активность и здоровье, следует поддерживать динамическое равновесие между работой и отдыхом.


По теме статьи:


Найти ещё что-нибудь интересное:

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общественной позиции, с выходом на пенсию и удалением от активного участия в производительном труде. Существующий в обществе ограниченный и негативный характер «культурных эталонов» старости и неопределенность социальных ожиданий в отношении пожилого человека в семье не позволяют рассматривать социальную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную ситуацию развития. Уходя на пенсию, человек сталкивается с необходимостью важного, трудного и абсолютно самостоятельного выбора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития - это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

Подготовка к выходу на пенсию, рассматриваемая как выработка готовности к смене социальной позиции, - необходимый момент психического развития в старости, как направленность на школьное обучение в пяти-шестилетнем возрасте или как профориентация, профессиональное самоопределение в юности.

Решение общечеловеческой проблемы «проживания/переживания старости», выбора стратегии старения не рассматривается узко, как некое одномоментное действие, это растянутый, может быть, на годы процесс, связанный с преодолением нескольких личностных кризисов. На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ли ему сохранять старые, а также создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, т.е. перейти к жизни в целом индивидуальной. Этот выбор определяет ту или иную стратегию адаптации - сохранение

себя как личности и сохранение себя как индивида. В соответствии с этим выбором и, соответственно, стратегией адаптации ведущая деятельность в старости может быть направлена либо на сохранение личности человека (поддержание и развитие его социальных связей), либо на обособление, индивидуализацию и «выживание» его как индивида на фоне постепенного угасания психофизиологических функций. Оба варианта старения подчиняются законам адаптации, но обеспечивают различное качество жизни и

даже ее продолжительность. Стратегия адаптации «по типу замкнутого контура» проявляется в общем снижении интересов и притязаний к внешнему миру, эгоцентризме, снижении эмоционального контроля, в желании спрятаться, в чувстве неполноценности, раздражительности, которая со временем сменяется равнодушием к окружающим. Примерно о такой модели старения говорят, описывая «пассивное старение», поведение по типу «эгоистической стагнации», потерю социального интереса. Альтернатива состоит в поддержании и развитии многообразных связей с обществом. В этом случае ведущей деятельностью в старости может стать структуризация и передача жизненного опыта.

Вариантами адекватных возрасту видов социально значимой деятельности могут быть продолжение профессиональной деятельности, написание мемуаров, преподавание и наставничество, воспитание внуков, учеников, общественная деятельность. В 1999 г. (в Международный год пожилого человека в Москве) в галерее наивного искусства «Дар» в рамках проекта «Никогда не поздно быть наивным» состоялись выставки пяти художников России. Там были представлены произведения лучших, официально признанных так называемых «наивных художников»: Александра Суворова, Павла Леонова, Василия Григорьева, Любови Майковой, Елены Волковой. Каждый из них начал писать либо раскрылся как художник именно в пожилом возрасте. Например, Любовь Майкова впервые взяла кисть в руки в 79 лет. И их картины, яркие, истинно «живописные», - проявление потребности в «чистом» искусстве, проявление мудрости и индивидуальности, особого глубокого внутреннего мира, который состоялся в душах очень простых людей. Это тот идеал творческой деятельности в старости, тот высокий образец полноты жизни и цельности, который не всем доступен, но к которому следовало бы стремиться. Сохранение себя как личности предполагает возможность посильно трудиться, иметь разносторонние интересы, стараться быть нужным близким людям, ощущать «вовлеченность в жизнь». И даже - при самых суровых обстоятельствах: очень пожилая, больная, прикованная к постели женщина радуется, что может приносить пользу близким: «Ведь вы же целый день на работе, квартира без присмотра, а тут хоть я дома, присмотрю». А.Г. Лидере считает, что особая «внутренняя работа» по принятию своего жизненного пути, по переосмыслению пережитого в условиях невозможности реальных существенных изменений жизни и выполняет функцию ведущей деятельности в старости.

Н.С. Пряжников предложил выделить специфику самоопределения и деятельности на разных этапах старости:

I. Пожилой, предпенсионный возраст – 55-60 лет (до выхода на пенсию) - это прежде всего ожидание, а в лучшем случае - подготовка к пенсии. В целом период характеризуется:

Ожидание пенсии: для кого-то пенсия воспринимается как возможность «поскорее начать отдыхать», для кого-то - как прекращение активной трудовой жизни и неясность, что делать со своим опытом и еще немалой оставшейся энергией;

Основные контакты еще носят больше производственный характер, когда, с одной стороны, коллеги могут ожидать, чтобы данный человек поскорей ушел с работы (а сам человек это чувствует), а с другой стороны, человека не хотят отпускать и он сам втайне надеется, что пенсия для него наступит позже, чем для многих его сверстников;

Отношения с родственниками, когда, с одной стороны, человек еще может в немалой степени обеспечивать свою семью, включая и внуков (и в этом смысле он «полезен» и «интересен»), а с другой стороны, предчувствие своей скорой «ненужности», когда он перестанет много зарабатывать и будет получать свою «жалкую пенсию»;

Стремление воспитать, подготовить себе «достойную замену» на работе;

2. Ведущая деятельность:

Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оставить о себе «добрую память» на работе;

Стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

При появлении внуков люди предпенсионного возраста как бы «разрываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, которые для них не менее важны (это ведь тоже продолжение их рода);

К концу предпенсионного периода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблюдается стремление выбрать себе занятие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

П. Период выхода на пенсию (первые годы после выхода на пенсию) - это прежде всего освоение новой социальной роли, нового статуса. В целом этот период характеризуется следующим:

1. Социальная ситуация развития:

Старые контакты (с коллегами по работе) в первое время еще сохраняются, но в дальнейшем становятся все менее выраженными;

В основном контакты с близкими людьми и родственниками (соответственно, со стороны родственников требуется особая тактичность и внимание к еще «неопытным» пенсионерам);

Постепенно появляются друзья - пенсионеры или даже другие, более молодые люди (в зависимости от того, чем будет заниматься пенсионер и с кем ему придется общаться. Например, пенсионеры-общественники сразу же находят для себя новые сферы деятельности и быстро обзаводятся новыми «деловыми» контактами);

Обычно родные и близкие стремятся к тому, чтобы пенсионер, «у которого и так много времени», больше занимался воспитанием внуков, поэтому общение с детьми и внуками также является важнейшей характеристикой социальной ситуации пенсионеров.

2. Ведущая деятельность:

Прежде всего, это «поиск себя» в новом качестве, это проба своих сил в самых разных видах деятельности (в воспитании внуков, в домашнем хозяйстве, в хобби, в новых отношениях, в общественной деятельности и т. п.) - это самоопределение методом «проб и ошибок»; фактически у пенсионера времени много, и он может себе позволить это (правда, все это происходит на фоне ощущения того, что «жизнь с каждым днем все уменьшается и уменьшается...»);

Для части пенсионеров первое время на пенсии - это продолжение работы по своей основной профессии (особенно когда такой работник получает пенсию и основную зарплату вместе); в этом случае у работающего пенсионера значительно повышается чувство собственной значимости;

Все более усиливающееся стремление «поучать» или даже «стыдить» людей более молодого возраста;

III. Период собственно старости (через несколько лет после выхода на пенсию и до момента серьезного ухудшения здоровья), когда человек уже освоил новый для себя социальный статус, характеризуется примерно следующим:

1. Социальная ситуация:

Общение в основном с такими же старцами;

Общение с членами своей семьи, которые либо эксплуатируют свободное время старика, либо просто «опекают» его;

Некоторые пенсионеры находят для себя новые контакты в общественной деятельности (или даже в продолжающейся профессиональной деятельности);

Для части пенсионеров меняется значение отношений с другими людьми. Например, некоторые авторы отмечают, что многие ранее близкие для старика связи постепенно «теряют свою прежнюю интимность и становятся более обобщенными».

2. Ведущая деятельность:

Досуговое увлечение (нередко пенсионеры меняют одно увлечение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях...). Главная проблема такого поиска - «несоразмерность» всех этих деятельностей по сравнению с предыдущей («настоящей») работой;

Стремление всяческими путями подтвердить свое чувство собственного достоинства, согласно принципу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

Для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью»)

ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, в частом хождении на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

IV. Долгожительство в условиях резкого ухудшения состояния здоровья существенно отличается от старости без особых проблем со здоровьем. Поэтому есть смысл выделить

особенности именно такого варианта старости.

1. Социальная ситуация:

В основном - общение с родными и близкими, а также с врачами и соседями по палате (если старец находится на стационарном лечении);

Также это соседи по палате в домах престарелых (в основном старцев передают в такие дома, когда за ними нужен особый уход).

К сожалению, во многих домах такой уход фактически хуже, чем в домашних условиях.

2. Ведущая деятельность:

Лечение, стремление хоть как-то бороться с болезнями;

Стремление осмыслить свою жизнь. Очень часто это стремление приукрасить свою жизнь, человек как бы «цепляется» за все лучшее, что было (и чего не было) в его жизни. В этом состоянии человек хочет оставить после себя что-то очень хорошее, значимое, достойное и этим как бы доказать себе и окружающим: «Я жил не зря». Или покаяться в чем-то недостойном.

V. Долгожительство при относительно хорошем здоровье (примерно после 75 - 80 лет и старше) может характеризоваться:

1. Социальная ситуация:

Общение с близкими и родными людьми, которые начинают даже гордиться, что в их семье живет настоящий долгожитель. В какой-то мере эта гордость эгоистична: родные считают, что в их роду хорошая наследственность и что они также долго проживут. В этом смысле долгожитель - символ будущей долгой жизни для других членов семьи;

У здорового долгожителя могут появиться новые друзья и знакомые;

Поскольку долгожитель - явление редкое, то пообщаться с таким старцем стремятся самые разные люди, включая представителей средств массовой информации. Поэтому круг знакомых у долгожителя может даже несколько расшириться.

2. Ведущая деятельность:

Она во многом зависит от наклонностей данного человека, но в любом случае это достаточно активная жизнь (иногда даже с излишествами, характерными для здорового зрелого человека). Вероятно, для сохранения здоровья важны не только предписания врача, но и само чувство своего здоровья (или «чувство жизни»).


Похожая информация.