Урок уменьшаемое вычитаемое разность. Урок «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность. I. Организационный момент

Открытый урок

Предмет : математика.

Тема :

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания: названия компонентов действий при вычитании, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Формирование коммуникативных УУД учащихся.

Тип урока:

ХОД УРОКА 1. Организационный момент . Психологический настрой учащихся. Учитель - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний Учитель - Начнём мы наш урок с разминки. Поиграем в игру «Крестики-нолики». Условия игры: если высказывание правильное, то ставим крестик, а если нет – нолик. (дети получили листочки с игровым полем) 1. Сумма чисел 4 и 3 равна 6 (нолик) 2. Если уменьшить 10 на 3, то получится 7. (крестик) 3. В тарелке лежало 7 яблок, съели 2 яблока. На тарелке осталось 5 яблок. (крестик) 4. 8 это 7 и 2 (нолик) Проверка по образцу.

О 1


Учитель - У кого не так? (3 человека подняли руку) Что надо вам повторить, чтобы не было ошибок? Дети : - Мне надо повторить название компонентов - А мне правильно решать задачи. Учитель - Молодцы, что смогли найти свои ошибки. В следующий раз будьте внимательными. Согните листок (квадратной формы) по диагонали. Какая фигура у вас получилась? Дети : - Получился треугольник Учитель - А если сложить 2 треугольника? Какая фигура получится? (работа в паре) Дети : - У нас с Артёмом получился квадрат - А у нас большой треугольник. Учитель - А из 4 треугольников какую фигуру можно построить?

(работа в группах из 4 человек).

Дети повернулись на соседнюю парту и стали строить различные фигуры.

ИТОГ. Молодцы! С заданием справились. У вас получились разные фигуры, потому что вы тоже разные и думаете по-разному.
3. Работа над новой темой Учитель - Сегодня мы отправляемся в сказку, героиня которой живёт в одном из домиков.

Учитель - Чтобы узнать, надо выполнить задание:
Учитель - На какие 2 группы можно разделить эти выражения? Дети : - Можно разделить на сложение и вычитание. Учитель - Запишите эти выражения в два столбика. (Дети записывают выражения в тетради)
Учитель - Что общего в выражениях первого столбика? Дети: - В этих выражениях ответ 5 Учитель - Наша героиня живёт в домике №5. – Вы её узнали? Дети: - Это Красная Шапочка
Учитель - Однажды Красная Шапочка отправилась через лес навестить бабушку. И только она вошла в лес, как перед ней откуда ни возьмись, появился Волк.
Но надо вам сказать, что Волк в нашей сказке был очень вежливым, чрезвычайно обходительным и предложил девочке проводить её.
Лес тот был необычным, потому что в нём жили удивительные животные: все они учились в лесной школе, были любознательными, читали разные книги, а поэтому знали много интересного. А знаете ли вы, что сегодня в лесу объявлен День Знаний, и все лесные обитатели при встрече задают друг другу различные вопросы и задания? Волк первым предложил выполнить его задание. Учитель - Прочитайте математическую запись, используя названия чисел при сложении. Дети : - Первое слагаемое - 2, второе слагаемое -3, значение суммы равно 5 (Ребята читают все записи). Учитель - А теперь прочитайте математическую запись, используя названия чисел при вычитании. (дети молчат)

4. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Учитель - Вы смогли выполнить задание? Дети : - Нет Учитель - В чём затруднение? Дети : - Мы не знаем, как называются числа при вычитании Учитель - Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока? Дети : - Названия чисел при вычитании Учитель - Чему мы должны научиться? Дети : - Мы должны научиться называть числа при вычитании, правильно читать выражения на вычитание

Учитель - Сегодня мы с вами попробуем сделать открытие. (Каждая группа получает по 3 конверта с карточками. В 1 конверте карточки со словами уменьшаемое, минусуемое, убираемое. Во 2 конверте – вычитаемое, отодвигаемое, выбрасываемое. В 3 конверте – разность, равняемость, результаемость.)
Учитель - При вычитании первое число уменьшается, значит, как его можно назвать? Выберите на ваш взгляд правильное название и положите его перед собой. (ребята выполняют задание) Учитель - Второе число вычитают, значит, как его можно назвать? Возьмите второй конверт и выберите правильное название. Учитель - Третье число показывает разницу между первым числом и вторым, значит, как его можно назвать? С третьим конвертом сделайте то же самое. Перед вами три названия. А где мы можем проверить правильность выполнения задания? Дети : - Проверить можно по учебнику. Учитель - Давайте откроем учебник на с.27 и прочитаем, правильно ли вы догадались. (ученики открыли учебник и проверяют) - Молодцы. Верно выбрали названия. Страница учебника:

А теперь прочитайте математическую запись, используя названия компонентов действия вычитания.
УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ


Итог: с заданием волка мы справились и узнали названия чисел при вычитании. Отправляемся дальше в путь
5. Первичное закрепление Учитель - Преодолев некоторое расстояние по лесу, наших героев встретила Лоиосоао (ответ: лиса. Надо убрать повторяющиеся буквы)

Работа в группах. Учитель - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её)
Каждой группе даётся лист А4 и маркер. Учитель - Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Представитель от группы выходит к доске, прикрепляет лист с помощью магнита, объясняет решение, выполненное группой. Примерное объяснение детей: Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки. Молодцы! И с этим заданием вы справились.
А зайчик приглашает вас отдохнуть.

Физкультминутка.

Ребята танцуют под музыку.

6. Повторение. Решение задачи
Учитель Следующим на тропинку вышел Кижё (ответ: ёжик. Надо прочитать справа налево)


Учитель - Он предлагает - Прочитайте задачу № 2, с.27. О чём говорится в этой задаче? Прочитайте условие задачи. Что известно? Что нужно узнать в задаче? Перед вами две краткие записи.

Учитель - Какая подойдёт к нашей задаче? Почему? Дети – Подойдёт вторая, потому что яблок осталось меньше. Учитель - Поднимите руки те ребята, которые не знают, как решить эту задачу? Запишите решение и ответ самостоятельно. (При проверке используем названия компонентов действия вычитания.) Проверка. Поднимите руки те, кто выполнил по-другому. (Все дети с задачей справились)
7. Самостоятельная работа. Учитель - А теперь я предлагаю поработать самостоятельно. Откройте тетради на печатной основе. Печатная тетрадь стр. 16 №1 (по вариантам) 1 вариант выполняет 1 строчку, а 2 вариант – 2 строчку.


Взаимопроверка. (на доске висит образец) Итог: при выполнении этого задания было допущено 4 ошибки при вычислении.

Так незаметно вышли наши герои к домику бабушки.


Бабушка очень обрадовалась гостям. Угостить она решила внучку и волка яблочками и попросила выполнить задание: на яблочке запишите следующее выражение: Уменьшаемое – 7, вычитаемое – 3. Найдите значение разности.
(Дети получили вырезанные яблочки и на них пишут выражение)

А теперь проверьте правильность выполнения задания (на доске образец). (Все ребята справились с этим заданием)
8. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети: - Мы сегодня на уроке мы узнали, как называются числа при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность.

9 .Рефлексия. - Какое настроение у вас в конце урока? Нарисуйте на яблочке смайлик и покажите. Благодарю вас за урок, вы меня очень порадовали, и у меня сейчас тоже радостное настроение. Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 1 классе

учителя начальных классов

Николаевой Светланы Михайловны


Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов (познакомить учащихся с компонентами вычитания), способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

    регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;

    познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

    коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

    учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    Рабочая тетрадь к учебнику

    сигнальные карточки;

    опорные схемы, карточки для самостоятельной работы.

Урок проводился в 1 «а» классе. В нем обучается 25 человек, 2 из которых детский сад не посещали. По результатам диагностики уровня развития, высокий уровень развития имеют 3 ученика (12 %), средний уровень – 15 учеников (60 %), низкий уровень развития – 7 учеников (28 %).

Данный урок № в разделе «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. Как? В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. Свой урок я строила в соответствии с требованиями, заложенными в ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.

На уроке были использованы следующие формы и методы обучения:
словесные (устное сообщение, диалог);
наглядные (мультимедийная презентация этапов урока);
методы устного и письменного контроля и самоконтроля;
практические (участие в «превращении» одной фигуры в другую);
проблемно-поисковый метод (при подборе названий компонентов действий).
В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- в парах;
- групповая.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Тем самым формировались регулятивные УУД.

В ходе работы ребята показали высокий уровень усвоения материала, сформированность вычислительных умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.
Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.

Это был урок ОНЗ. На уроке вводились понятия «уменьшаемое, вычитаемое, разность». Для самоопределения к деятельности была создана проблемная ситуация, которая продемонстрировала учащимся недостаток математических знаний. Учащиеся учились определять тему урока и формулировать ближайшую учебную цель. В результате групповой работы были выдвинуты предположения детей, как назвать числа при вычитании. Предположения детей были проверены с помощью учебника. Эта работа проводилась для того, чтобы учащиеся учились добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Для закрепления изученного материала через деятельность детей была поставлена ещё одна цель урока: научиться записывать и составлять разности. Для этого использовался игровой момент. Проверка знаний осуществлялась в ходе самостоятельной работы в рабочих тетрадях, которая содержала задания разного уровня сложности. Самостоятельная работа проверялась в результате пошаговой самопроверки по образцу. Проведена самооценка. Обратная связь осуществлялась при работе с математическим веером, смайликами.

Проверка сформированности умений и навыков была организована в течение всего урока:

Ответы на вопросы учителя;

Устный счет;

Арифметический диктант;

Решениезадач изученных видов.

Разнообразие форм организации учебной работы:

Фронтальная;

Парная;

Индивидуальная.

Создание эмоционально-благоприятной ситуации:

Игровые приемы;

Занимательный материал для счета;

Задания, направленные на развитие пространственного мышления.

Виды контроля:

Ученик - ученик (при групповой работе и работе в парах)

Самоконтроль

Ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом)

На различных этапах урока применялись методы:

Словесный;

Наглядный.

Высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась за счет:

Правильной регламентации продолжительности и рационального чередования различных видов деятельности;

Использование наглядного метода обучения;

Присутствие диалога между учителем и учащимися;

Моменты переключения с одного вида деятельности на другой;

Поддержание интереса к процессу обучения через нестандартные задания, задания развивающего характера.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения, создания ситуации успеха для каждого ученика, стимулирование активности учащихся, что обеспечивает эмоциональный комфорт и психологическую безопасность.

Считаю, что все поставленные на уроке задачи были реализованы. Ребята усвоили материал, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Итог урока был подведён. Учащиеся учились задавать друг другу вопросы по теме урока и отвечать на них. В завершении урока бал проведён самоанализ деятельности учеников на уроке. Свою работу на уроке дети оценили с помощью смайликов. Считаю, что урок цели достиг.

Конспект урока математики на тему «Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность» (1 класс).

О себе: Моя педагогическая деятельность началась в школе сразу после окончания училища в 1988 г. Педагогическое и жизненное кредо – любить ребёнка и принимать его таким, какой он есть.

Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – игра
Цель урока: Ознакомить с названиями компонентов при вычитании.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Продолжить знакомство с областью и границей.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5. Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.
Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование:
— карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
— рисунок Карабаса Барабаса;
— изображение трёх сундуков на конвертах;
— разрезные цифры, наборное полотно;
— учебник – тетрадь «Математика» Л.Г.Петерсон.

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка проблемы. (2мин)
— Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?
— Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.

Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него записку):
«Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания».

— Что, ребята, будем спасать названия?
— Тогда за работу.

2. Устный счёт. (5 мин)
1. Назови ответ:

Уменьши на 1:

Уменьши на 2:

Ученики составляют примеры и решают их.

2. Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(6 – 3 = 3)

На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
(6 – 2 = 4)

Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
(2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске

— Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:

— Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)

— Давайте выполним последнее задание Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке — серебро, а в 1 – ом не золото.

На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
1 сундук: названия чисел
2 сундук: серебро
3 сундук: золото

Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
— Молодцы!

3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания. (10 мин)
1. Практическая работа.

— Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
— Сколько кружочков осталось? (4)
— Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
— Какое из чисел самое большое? (6)
— Как называется число 6? (целое)
— Как называется число 2? (часть)
— Что получается в результате? (часть)
— Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
— Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
— Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
— Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
— Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
— Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)

Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
— А что такое число 4? (Разность)
— Или результат дейтвия вычитания.
— А что ещё называется разностью? (6 — 2)
— Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.

2.Работа с учебником.
— Открываем учебник на стр. 62 № 1.
— Рассмотрите запись в рамочке.
— Как называется самое большое число в записи?
— Как называется число, которое вычли?
— Как называется число, которое получили в ответе?
— Что ещё называется разностью? (Сам пример)
— Как же нам прочитать этот пример?
— Читаем хором запись в учебнике.
— Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.

3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора

№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
— Разность – это что? (часть)
— Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в «окошко» записываем цифру 4)

б) 2-я строчка таблицы:
— Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
— Чему равна разность?
— Запишите результат в «окошко».

в) 3-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Чему равно уменьшаемое?
— Чему равна разность?
— назовите целое и части.
— Чему равно вычитаемое?
— Докажите.
— Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
— Что известно?
— Что нужно найти?
— Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
— Как найти целое?
— Запишите результат.
— Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5)
— Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.

4. Физкультминутка.(1 мин)
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!

5.Повторение изученного материала. (12 мин)
1. Области и границы.
№ 3 стр. 62
Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
— Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
— Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).

2.Самостоятельная работа.
№ 4 стр. 62

3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
№ 5 стр. 63

4.Составление числовых выражений по рисунку
№ 6 стр. 63
а) По размеру:
— На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)

— Какое выражение получилось? (2 + 4)
— Сколько всего фигур? (6)

б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
— Сколько фигур в каждой группе?
— Запишите выражение. (3 + 3)

в) По цвету:
— Сколько групп в третьей совокупности?
— Сколько фигур в каждой группе?
— По какому ризнаку разбили на группы? (По цвету)
— Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
— Что общего у всех выражений?
— Что их объединяет?

5.Знаки действий.
№ 7 стр. 63 (Решают с комментированием)
6.Решение примеров на сложение и вычитание.
№ 8 стр. 63
— Объясните смысл данного задания.

6.Итог урока. (1 мин)
— С чем познакомились на уроке?
— Чему учились?
— Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?

Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.

Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание;

выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 10).

Личностные:

Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике.

Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану.

Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;

Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога.

Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Средства формирования этих действий: организация работы в парах

Оборудование:

учебник «Математика 1 класс» М.И.Моро, С.И.Волкова;

рабочая тетрадь к учебнику;

набор цифр

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Начинаем урок математики. Мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление. Желаю вам сделать на уроке новые, пусть небольшие открытия.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». (На доске)

Желаю вам удачи!

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Запишите решение задач в тетрадь.

1) Буратино и Мальвина, гуляя по лесу, наткнулись на 3 птичьих гнезда. В каждом из них было по 2 яйца. Буратино хотел взять в руки яйцо и посмотреть, но Мальвина вовремя остановила его. «Не трогай птичьих гнёзд и яиц!» - закричала она. Почему? (Птицы бросают гнезда, которые трогал человек) . Сколько будущих птенцов спасла Мальвина?

(2+2+2=6)

Ребята, а сколько раз в день надо чистить зубы? А как вы думаете, пресную воду зря тратить можно? (Варианты ответов детей)

2) Незнайка чистит зубы и не закрывает кран. В результате чего напрасно расходуется 3 литра воды. Если Незнайка чистит зубы утром и вечером, то сколько воды впустую расходуется за день?

Ребята, а что вы знаете о мухоморах? Мухоморы - ядовитые грибы, их нельзя рвать! Но, оплетая корень берёзы, они питают это дерево.

3) Буратино нашёл под одной берёзой 4 мухомора, а под другой - 3 мухомора. Сколько мухоморов нашёл Буратино?

4) Красная Шапочка сорвала 5 кг травы чистотела . Она подложила 1 кг к муравейнику, так как это лакомство для муравьёв . А остальную траву она засушила, так как трава эта лекарственная и лечит заболевания кожи.

Сколько килограммов травы засушила Красная Шапочка?

Что вы, ребята, знаете о дикорастущем ландыше?

5) Дикорастущий ландыш занесен в Красную книгу России. На одной веточке ландыша было 9 цветов, а на другой – 6 цветов. На сколько цветов больше было на первой веточке, чем на второй?

(9 – 6 =3)

3.Выявление места и причины затруднения

Цель: обсуждение затруднений

Посмотрите на доску.

Разделите записи на 2 группы.

Как называются записи в 1 столбике?

Вычислите.

Как называются числа при сложении?

Посмотрите на записи, которые остались. Вычислите.

Значит, чего мы ещё не знаем?

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

1) Целеполагание

На какой вопрос нам предстоит ответить?

А для чего нам нужны эти знания? - А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить названия чисел при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание).

Это будет урок повторения или открытия новых знаний?

Где можно об этом узнать?

2) Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Откройте учебник с. 27. Прочитайте шёпотом выделенные слова вверху. Рассмотрите рисунок.

Сколько было снегирей? (5).

Сколько улетело? (2).

Сколько осталось? (3).

Какой пример составили по рисунку? (5 – 2=3).

Как называется число 5? (Уменьшаемое).

Как называется число 2? (Вычитаемое).

Как называется число 3? (Разность).

Карточки с названиями закреплены на доске.

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Физкультминутка

5.Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания

Прочитайте задание и приготовьтесь записать его в тетради.

Кто хочет записать разность на доске? (Один ученик записывает на доске, а остальные – в рабочих тетрадях: уменьшаемое рвано 9, вычитаемое – 4. Чему равна разность?).

Правильно выполнено задание? (Дети проверяют запись на доске).

Игра в слова.

Из некоторых слов с помощью вычитания получили новые слова. Составьте и решите соответствующие примеры.

После выполнения детьми самостоятельной работы они сверяют свои примеры с записями на доске.

У меня получились такие примеры, а у вас?

Прочитайте примеры, используя наше “открытие” .

На доске висят карточки с примерами с «окошечками»:

Как называется число, которое закрыли в «окошечке»?

9 - __ = 6 __ - 2 = 7 6 – 4 = __ __ - 3 = 4 8 - __ = 7

(Дети называют и прикрепляют карточки – сокращённые компоненты при вычитании:

9 – в. =6 ум. – 2 = 7 6 – 4 = р. ум. – 3 = 4 8 – в. = 7)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Рабочая тетрадь «Математика» стр.13

Прочитаем задание. Как вы его поняли?

Работайте самостоятельно, вдумчиво, не отвлекаясь.

Проверим правильность выполнения.

(На доску прикрепляется карточка – образец).

7. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Какое открытие мы сделали на уроке?

Как называются числа при вычитании?

Вам понравилось делать открытия?

Кто доволен своей работой, поднимите руку.

Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания.

Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо всем за работу.

Конспект урока математики в 1 классе по теме “Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность”.

УМК “Школа России”.

Архив содержит конспект урока, презентацию, карточки с заданиями, пояснительную записку.

Предмет : математика.

Тема : «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»

Класс : 1.

УМК: «Школа России»

Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков.

Задачи урока:

Познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;

Способствовать развитию мышления, памяти, внимания;

Воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Тип урока: урок «открытия» нового знания на основе технологии деятельностного метода.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.

Метапредметные :

  • регулятивные УУД: уметь принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей;
  • познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль.

Предметные: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор;
  • мультимедийное приложение к уроку (презентация, файл *pptx);
  • учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
  • сигнальные карточки;
  • конвертики с изображением Квадрика, опорные схемы, карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок, маркеры, магнитики.

Фрагмент урока

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (6 мин)

Учитель:

- Ребята, вы помните, чем мы занимались на прошлом уроке?

Ученики:

- Учились решать задачи.

Учитель:

- Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно.

Слайд 3.

Учитель:

- Прочитайте просьбу Квадрика.

Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом.

- Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано?

Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку.

- Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь?

Слайд 4.

- Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки.

- Сколько стоит баночка мёда?(7р. и 8 р.)

- Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.)

- Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую)

- Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка?

Ребёнок выходит к обычной доске и записывает выражение мелом.

10-7=3 10-8=2

- Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты)

- Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.)

- Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка.

Варианты ответов ребят:

- Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3.

Записывает на доске: 2+1 =3

- Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3

Записывает на доске.

- Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2

Записывает на доске.

Класс реагирует сигнальными карточками.

Записи на доске:

10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1+1=3 1+1=2

Учитель:

- Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама.

Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке.

Затем учитель отключает экран (щелчок правой кнопкой по слайду, выбираем – экран, далее – белый экран).

- Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы.

Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками.

- Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении.

(Первое слагаемое – 2, второе слагаемое- 1,значение суммы равно 3)

Ребята читают все выражения.

- А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании.

Контроль результатов: устные ответы, сигнальные карточки

Спонсор сайта: интернет-магазин бытовой техники .

Вы можете совершать покупки не выходя из дома в интернет-магазине бытовой техники. Широкий ассортимент бытовой техники, поддержка и подсказка опытных специалистов, выгодные цены, удобство доставки, гарантия на все товары от производителей ждут вас в лучшем интернет-магазине бытовой техники.