Конспект НОД в логопедической подготовительной группе «Этот загадочный подводный мир! Животный мир морей и океанов Животный мир морей океанов подготовительная группа

Новая лексика

Существительные:

морская звезда,медуза,морской конёк,морской котик, кит,тюлень,акула,скат,дельфин,кораллы,краб,рифы, хвост,плавники,колючки;названияречных,морскихи озёрных рыб.

Глаголы:

плавать,нырять,питаться,нападать,охотиться, защищаться, растопыривать (колючки), прятаться.

Прилагательные:

глубоководный, морской, хищные, рыбный, рыбий, китовый.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки.

В тихой речке у причала

Рыбка рыбкуповстречала. -

Здравствуй!

Здравствуй!

Как дела?

На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

Дядю Петю - чудака.

Где же твой рыбак?

Попался?

Нет, ушёл хитрец,

Сорвался!

Е. Череповецкий

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели: развиватьслуховоевнимание;формировать грамматическийстройречи,словообразование;учитьподбору родственных слов.

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямвнимательно прослушать ряд слов, назвать лишнее слово в ряду и объяснить свой выбор.

Например:

кит, китовый, кот, китёнок;

дельфин, дельфиний, дельфинарий, планетарий;

рыба, рыбак, рыбий, рубить, рыбное;

море, морской, моряк, марка, приморский;

Затем дети сами подбирают родственные слова к данным.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: развиватьслуховоевнимание,слуховуюпамять, логическое мышление.

Ходигры. Воспитательпроизноситрядслов.Ребёнок запоминает слова,повторяет их за воспитателем и называет, какое слово лишнее и почему.

Например:

Скат,водоросли,акула,морскойконёк.-Лишнееслово «водоросли»,потомучтоононазываетрастение,авсе остальные слова - названия морских животных.

Щука, акула, кит, дельфин. -Лишнее слово щука, потому что оно называет речную рыбу, а все остальные слова - названия морских животных.

Игра «Сосчитай-ка»

Цели: формироватьграмматическийстройречи,учить согласованию числительного с существительным в роде, числе и падеже.

Ход игры. Игра проводится с мячом покругу.Воспитатель начинает счёт, дети продолжают (от 1 до 10).

Например:

Один скат, два ската, три ската... десять скатов.

Слова: кит, акула, медуза и т. п.

Затемвоспитательусложняетзадание,предложивдетям считать, кого нет.

Например:

Нет одной акулы, нет двух акул...

Например:

Я встретил одного кита, я встретил двух китов...

Игра «Составь слово из слогов».

Цели: развиватьслуховоевнимание, совершенствовать навык слогового синтеза.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям, что слова «размыло морской водой» и осталисьтолько слоги.Дети прослушивают ряд слогов и составляют из них слова.

Например:

ДУ-ЗА-МЕ - медуза

КУ-А-ЛА - акула

БА-РЫ - рыба

ЛЕНЬ-ТЮ - тюлень

ФИН-ДЕЛЬ - дельфин

ПА-ЧЕ-РЕ-ХА - черепаха

Игра «Какие буквы спрятались?»

Цели: развиватьзрительноеислуховоевнимание, формироватьграмматическийстройречи,учитьправильному употреблениюсуществительныхвтворительномпадеже единственногочисласпредлогом«за»,совершенствовать навык чтения,закреплять навыки звукового анализа и синтеза,

активизироватьсловарьпотеме«Животныймирморейи океанов».

Ходигры. Воспитательпредлагаетдетямрассмотреть картинкуиответитьнавопрос«Какиебуквыспрятались?» Ребёнокназываетбуквы,которыеспряталисьзаморскими

животными, отвечая при этом полным предложением.

Например: За дельфином спряталась буква /О (и т. д.).

Воспитатель просит назвать маленькое слово-предлог, котор ое понадобилось, чтобы ответить на поставленный вопрос («за»).

Уточняет смысл этого предлога, соотносит с графической схемой.

Затемвоспитательпроситдетейугадать,какоеслово задумано, называя при этом последовательно морских животных. Дети называют слово.

Вконцеигрывоспитательпроситдетейнарисовать животных,названиякоторыхонипрочитали,исоставитьих звуковые схемы (под нарисованными картинками).

Игра « Отгадай, какоесловозадумано»

Цели: развиватьфонематическиепроцессы,слуховое внимание,мышление,учитьопределятьпервыйипоследний звуки в слове.

Ход игры .Перед детьми карточки с изображениями морских животных.Воспитательназываетпервыйипоследнийзвукв слове,адетиотгадывают,какоесловозадумано.Тому,кто отгадал,вручаетсякарточкасизображениезадуманного. Выигрываеттот,укоговконцеигрыокажетсябольшее количество карточек.

Слова: скат, кит, акула, черепаха, рыба, щука, рак, краб, окунь, колюшка, сом.

Игра «Загадай загадку»

Цели: развиватьсвязнуюречь,учитьсоставлению рассказов-описаний по графической схеме.

Ходигры. Детизагадываютдругдругузагадки,описывая морское животное по опорной схеме.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ФОРЕЛЬ

Я семь недель ловил форель,

Не мог ее поймать я.

Я весь промок, и весь продрог,

И все порвал я платье.

Ловил в лесах, ловил в садах,

Ловил я даже в печке.

И что ж? Форель все семь недель

Скрывалась, братцы, в речке!

Шотландский фольклор

(пер. И. Токмаковой)

РЫБКА

Что ты мечешься, рыбка, по дну,

Словно что- нибудь там потеряла?

Я здесь ночью с луною ныряла,

А к утру Потеряла луну!

Байрамов Нуры

(пер. В. Приходько)

Тексты для пересказа

МОРСКОЙ КОНЁК

Морскойконёкживётуберегасредиморскойтравы.

Зацепится за травинку хвостом и качается:взад-вперёд,взад- вперёд, вместе с прибоем.

Какосветитсолнце морскуютраву,станетоназелёная,и морскойконёкстанетзелёным.Солнцезайдёт,травыбудут коричневые,иконёк сделаетсякоричневым.Низа что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем?

Как маскируется морской конёк?

КАМБАЛА

Вморерыбытожемаскируются.Воткамбалаплоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть - хищных рыб.

Новрагамеётруднонайти.Рядомпроплывётзубатка,а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая. Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни. Дажетакойскамбалойопытделали.Положилинадно аквариумашахматнуюдоску.Камбалаподумаланемногои стала вся, как шахматная доска...

Так камбала меняет окраску - маскируется,как настоящий разведчик.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

Текст для пересказа

КОЛЮШКА

В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка, маленькая рыбка в пол-ладони. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться. Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит длянихгнездо.Всёидётвдело:иподводныетравинки,и кусочекдеревасодна-всёвплетаетколюшкавкруглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком - попробует,прочно ли? Вдругувидитбольшую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.

Но вотгнездоготово,и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.

Г. Снегирёв

Вопросы:

Где живёт колюшка?

Как выглядит колюшка?

Куда колюшка откладывает икринки?

Из чего колюшка строит своё гнездо?

Как колюшка защищается от больших рыб?

Как ведёт себя отец-колюшка?

Ирина Викторовна
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Морские обитатели»

Конспект познавательного занятия «Морские обитатели »

в подготовительной группе .

Цели занятия :

Образовательная :

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна , об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие :

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям .

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, технических средств обучения.

Оборудование : Коробка волшебная, глобус, ракушки в мешочке, набор предметных картинок «Морские обитатели » , презентации : «Морское путешествие » , «Морские загадки » , игра «Что сначала, что потом» , 2 сухих бассейна (с песком, морскими обитателями , ракушками, камушками, морская карта (для сюрприза) .

Ход занятия.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Психологический настрой :

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

Воспитатель : А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в коробке? (глобус и ракушки, разрезные картинки.)

Мозговой штурм (вопросы - ответы) .

Воспитатель : Что такое глобус?

Дети : Это наша планета только в уменьшенном виде.

Воспитатель : Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети : Голубого

Воспитатель : А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Дети : Воду.

Воспитатель : Так какой мы с вами сделаем вывод?

Дети : Воды на Земле больше чем суши. Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить?

Дети : Воду мы пьем, купаемся, моемся, готовим пищу, в воде живут рыбы, животные, растения…

Воспитатель : Какие вы знаете водоемы?

Дети : море, океаны, реки, озера, пруды, ручейки, лужи.

Воспитатели : какие из них самые большие?

Дети : Моря и океаны

Воспитатель : Чем отличаются и чем похожи моря и океаны?

Дети : различаются размерами, а похожи тем, что они соленые.

Воспитатель : Посмотрите что еще в моей коробке лежит?

Дети : Ракушки!

Воспитатель : Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Воспитатель : Что вы слышите?

Дети : Шум моря!

Воспитатель : А что такое море? А какое оно?

Дети : Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель : А кто из вас пил морскую воду ? Какая она на вкус? (соленая)

Но не смотря на это, морская вода очень полезная . В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать на море.

Воспитатель : А каких морских обитателей вы знаете ?

Дети : Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в мешочек и продолжить беседу.

Воспитатель :

Вы хотите узнать какие богатства есть на дне морском ? А как мы сможем с вами узнать, увидеть, прочитать обо всем этом?

Дети : из книг, энциклопедий, телевизора, интернета и т. д.

Воспитатель : Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно , сказать их нужно дружно. Как только их произнесем, мы тут же перенесемся в подводный мир.

Детский сад наш изменился

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать . Ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир и сейчас мы посмотрим как живут его обитатели .

Просмотр презентации

Дети встают полукругом перед экраном.

«Морское путешествие » .

Воспитатель : Ну что ж, мы узнали много интересного, про жизнь морских обитателей . А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Дети : Из икринок.

Воспитатель : Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в контейнеры, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

Воспитатель : Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки! А они ребята не простые, а с заданиями.

1 задание : Ребята, скажите пожалуйста, а как называют человека, который ловит рыбу? Вы знаете, вот у меня в коробке есть улов. Но вот как – то все перемешалось и не понятно, что это за существа пойманы. Я предлагаю вам собрать картинки и посмотрим, кого поймали наши рыбаки.

(Дети называют, кто у них на картинках)

2 задание : игра «Что сначала, что потом» Перед вами картинки, вам надо внимательно рассмотреть и разложить в порядке роста.

3 задание : Презентация «Морские загадки »

4 задание : игра на внимание. Пять картинок с морскими обитателями . Дети должны запомнить под каким номером, какой житель и назвать.

Воспитатель : Молодцы ребята со всеми заданиями справились и за это нам морские обитатели дарят морскую карту . Вот и закончилось наше с вами путешествие.

Нам пора возвращаться обратно в детский сад. Скажем вместе волшебные слова. Вам понравилось наше морское путешествие ? Что больше всего вам запомнилось?

Ребята я хочу предложить вашему вниманию выставку изделий из ракушек.

Публикации по теме:

Представляю Вашему вниманию дидактическую игру "Морские обитатели", выполненную специально для детей 1 младшей группы. Целью этой игры является.

В этом году наш педагогический коллектив решил выбрать тему для снежных построек"Морские обитатели". Цель: создание благоприятных условий.

Конспект НОД по лепке в старшей логопедической группе «Морские обитатели. Подводный мир» Вид НОД – художественное творчество Подготовила: воспитатель Чупринина Т. Н. Непосредственная образовательная деятельность.

Онспект занятия в подготовительной группе. Лепка по замыслу «Морские обитатели». Цель: Вызвать интерес к лепке морских обитателей по представлению.

Логопедическое занятие (НОД) «Морские обитатели» Логопедическое занятие (НОД) учитель-логопед Зибукова Светлана Витальевна МБДОУ ДС "Ручеёк", г. Черногорск, республика Хакасия Тема: Закрепление.

Ирина Владимировна Никифорова
НОД в старшей группе «Животный мир морей и океанов»

ЗАДАЧИ :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ :

Уточнить и активизировать словарь по теме : «Животный мир морей и океанов » (рыба, море , чешуя, плавники, хвост, жабры, скалярия, гуппи, петушки, меченосец, золотая рыбка, телескоп, сомик, кардинал, неоны, вуалехвост, медуза, морской слон, акула, морская звезда, камбала, морской ёж, креветка, омар, электрический скат)

Совершенствовать грамматический строй речи.

Совершенствовать количественный счет.

Закреплять в речи названия геометрических фигур.

РАЗВИВАЮЩИЕ :

Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание и восприятие.

Развивать общую, мелкую, тонкую моторику, координацию речи с движением.

Развивать вкусовую чувствительность.

Развивать общие речевые навыки – четкость дикции, правильное звукопроизношение, речевое дыхание.

Развивать и стимулировать внимание.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ :

Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитывать бережное отношение к обитателям морей и океанов .

ОБОРУДОВАНИЕ :

Проектор, запись изображения побережья моря, презентация о морских обитателях; стаканы с пресной и соленой водой по количеству детей; большой кусок ткани бирюзового цвета; заготовки с силуэтами рыб, песок, клей ПВА, кисти, влажные салфетки; дидактическая игра «Аквариум» мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

Чтение произведений : А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» , К. И. Чуковского «Айболит» , русских народных сказок «По щучьему велению» , «Царевна- Лягушка» .

Чтение книги «Что мы знаем о рыбах»

Отгадывание загадок по теме.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка»

Рассматривание с детьми аквариума и его обитателей.

Рассматривание картинок с изображением различных рыб; проводили беседы о среде их обитания.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель : Сегодня мы отправимся в путешествии к морю. На чем можно добраться до моря (на машине, самолете, поезде, автобусе) .

Предлагаю поехать на автобусе.

Мы в автобус дружно сели (приседают на корточки.)

И в окошко посмотрели (делают повороты головой вправо, влево.)

Наш шофёр педаль нажал (одной ногой нажимают на воображаемую педаль.)

И автобус побежал (бегут на носочках, в руках воображаемый руль.)

Воспитатель : Вот мы и оказались на берегу моря. Садитесь прямо на ковер. Сегодня мы будем говорить об обитателях моря и опустимся в его глубины, чтобы узнать много нового и интересного о жизни морских рыб и животных .

Все садятся на ковер.

Воспитатель : Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети : Шум прибоя, шелест морской гальки, крики чаек.

Воспитатель : Верно. А теперь вставайте. Давайте наденем костюмы

для подводного плавания и опустимся под воду.

Дети и воспитатель показывают, как надевают костюмы.

2. Упражнение «На дне морском»

Воспитатель предлагает начать просмотр презентации, сопровождающейся чтением стихотворений.

Воспитатель : Вот мы и оказались в морских глубинах.

Лежит подводная страна

Глубоко под водой

Там рыба плавает луна

Рядком с морской звездой.

Но хоть и светится она

Ничуть не ярче и звезда,

Она не светит никогда

А что скаты и угри

Найти свой дом могли бы,

Горят там всюду фонари –

Святящиеся рыбы.

Расскажите стихи о жителях моря, которые нас окружают.

1-й ребенок : Что за звезды в глубине,

На песках лежат на дне?

На вопрос ответить просто :

На песке морские звезды.

2-й ребенок : «Ну что это за рыбы?

По морю ходят толки,-

Не рыбы, а булавки,

Не рыбы, а иголки».

3-й ребенок : Электрические скаты

Неуклюжи, простоваты

Но любого ненароком

Сильно ударяют током.

4-й ребёнок : Краб забился меж камней :

Там спокойней и видней,

Кто собрался на охоту,

Кто желает съесть кого-то.

Воспитатель : Каких только рыб и животных не плавало в море !

Продолжение показа презентации.

Воспитатель : перечислите, каких еще вы видите морских животных и рыб в морских глубинах.

Дети : Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

Я вижу в… в морских глубинах.

3. Упражнение «Рисование песком»

Воспитатель предлагает детей к большому куску ткани, лежащему на ковре. Под тканью спрятаны заготовки с изображением силуэтов рыб.

Воспитатель : Предлагаю вам опустить руки «под воду» . Которую изображает ткань, найдите «заготовки-силуэты» и достаньте их из воды. Пройдите к своим столам!

Дети садятся за свои столы.

Воспитатель : Ребята нашим рыбкам неуютно без воды, они могут погибнуть. Давайте наших рыбок присыплем песком. Сначала нанесите жидкий клей на поверхность рыбки, а потом возьмите песок в ладошку и посыпьте на клей. Сыплем песок так, чтобы пустых мест не оставалось. Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» :

Рыбка плавает в водице, дети покачивают сложенными вместе

Рыбке весело играть. ладошками из стороны в стороны.

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком

Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.

Рыбка спинку изогнула Медленно наклоняют вперед

Сложенные ладони.

Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение

обеими руками.

Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе

Рыбка быстро уплыла ладонями вправо-влево.

Дети обсыпают рыб песком.

Воспитатель : Молодцы ребята! А теперь давайте с вами отдохнем. Выходите на ковер.

4. Координация речи с движением :

Ходят волны на просторе. (Идут по кругу, плавно машут

Вы узнали? Это – море . руками.)

Рыбки весело резвятся (Делают произвольные движения.)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся, (Приседают и встают.)

То зароются в песке. (Ложатся на спину, руки и ноги

вверх, трясут ими.)

5. Упражнение «Скажи наоборот» :

Воспитатель : Нам пора возвращаться на сушу. Выходите на берег, снимайте костюмы.

Дети изображают, как выходят на берег и снимают костюмы.

Воспитатель : Теперь мы поиграем на морском берегу, но сначала я хочу угостить вас колодезной и морской водой.

Воспитатель приглашает детей к столам и раздают каждому ребенку по два стакана (синего и зеленого цвета) . В синем – соленая вода, а в зеленом – пресная.

Воспитатель : Какой была вода в синем стаканчике?

Дети : Соленой.

Воспитатель : А в зеленом?

Дети : Несоленой.

Воспитатель : Верно. Она была пресной.

Воспитатель собирает стаканчики и берет в руки мяч.

Воспитатель : Давайте поиграем в знакомую вам игру «Скажи наоборот» . Я буду начинать предложение, и бросать вам мяч. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение, подобрав слова – «наоборот» .

Морская вода соленая, а колодезная….(пресная)

Морская вода теплая, а колодезная …. (холодная)

Колодезная вода мягкая, а морская …. (жесткая)

Морская вода мутная, а колодезная …. (прозрачная)

6. Работа со скороговоркой :

Воспитатель : Предлагаю вам повторить со мной скороговорку :

«В озере – карп, а в море краб » . (Дети проговаривают скороговорку вместе с воспитателем)

Сначала давайте произнесем тихо. (Дети проговаривают скороговорку шёпотом с воспитателем)

Теперь проговорите громко. (Дети проговаривают громко скороговорку)

Попробуйте проговорить быстро. (Дети проговаривают быстро скороговорку)

Еще быстрее.. (Дети проговаривают еще быстрее скороговорку)

Кто хочет самостоятельно повторить скороговорку?

Дети по желанию повторяют скороговорку.

7. Составление рассказов-описаний о рыбах :

Воспитатель : Составьте рассказы о рыбах, которых вы сегодня увидели по известному вам плану. Старайтесь говорить красиво .

3-4 ребенка составляют рассказа по схеме.

8. Упражнение «Наш аквариум» :

Воспитатель : Необычная река, которая никуда не течет, со стеклянными берегами – это аквариум. Аквариум – частичка подводного мира, который перенесли в дом. Смотрите, как тянется вверх изумрудная зелень, проплывают – разноцветные рыбки – голубые неоны, алые барбусы, прозрачные вуалехвосты, серебристые скалярии, глазастые телескопы, словно вышедшие из сказки золотые рыбки - и отдыхаешь. Люди вывели, огромное множество аквариумных рыбок.

На какую геометрическую фигуру похож наш аквариум?

Дети : На прямоугольник.

Воспитатель : На какие геометрические фигуры могут быть похожи аквариумы?

Дети : Круг, квадрат, цилиндр.

Я опускаю в аквариум Воспитатель : Но к сожалению наш аквариум пуст. Давайте его заселим аквариумными рыбками. Возьмите рыбку и прикрепите ее к аквариуму.

Дети берут по одной рыбке и прикрепляют к аквариуму.

Дети : - Я опускаю в аквариум скалярию.

Я опускаю в аквариум ….

Я опускаю в аквариум….

Я опускаю в аквариум….

Воспитатель : Посчитайте, сколько всего рыб живет в аквариуме?

Дети считают рыб в аквариуме.

Воспитатель : Молодцы ребята!

9. Итог занятия :

Воспитатель : Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего запомнилось и понравилось? Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Надеюсь, в дальнейшем вы тоже будете стараться .

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе

Образовательная область «Познание»

Тема: «Морские обитатели»

Подготовила и провела:

Гадзиева Л. Р.

г.Алагир

2014г

«Морские обитатели».

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим и ручному труду c детьми старшего дошкольного возраста.

Цели занятия:

Образовательная:

Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Формировать навык полных ответов на вопросы.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

Развивать мелкую моторику рук

Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям.

Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу.

Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации

Воспитывать дружеские отношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы и приемы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств обучения.

Развивающая среда:

Ракушки (в корзинке).

Глобус.

«Морские обитатели» - видеофильм.

Технические средства обучения.

Сухой бассейн.

Рамки для песочной терапии.

Бумага для оригами, ножницы, клей, глазки для рыб.

Бутафорский аквариум.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг

Дружно за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь

Вы готовы поиграть,

Можем смело начинать?

Воспитатель: Скажите, какого цвета на глобусе больше?

Дети: Голубого

Воспитатель: А что обозначает голубой цвет на глобусе?

Дети: Воду.

Воспитатель: Так какой мы с вами сделаем вывод?

Дети: Воды на Земле больше чем суши.

Воспитатель: Молодцы. А я пришла к вам сегодня не с пустыми руками.

Ребята, посмотрите, что у меня в корзине?

Дети: Ракушки!

Воспитатель: Правильно! Возьмите по одной ракушке, и приложите ее к уху.

Мозговой штурм (вопросы - ответы).

Воспитатель: Что вы слышите?

Дети: Шум моря!

Воспитатель: А что такое море? А какое оно?

Дети: Море – это когда много воды. Оно соленое, глубокое и т. д.

Воспитатель: Ребята, а море обитаемо?

Дети: Да!

Воспитатель: А каких морских обитателей вы знаете?

Дети: Моллюски, водоросли, акулы, киты, дельфины, осьминоги и т. д.

Воспитатель: Ребята, а как вам кажется, ракушки – морские обитатели?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, конечно! Морские ракушки – это твердые наружные оболочки очень живучих улиток, которые обитают в морях и океанах в различной среде и на различной глубине. Их можно найти на морском

берегу пустыми, без мягкого тела, которое когда – то обитало в этой оболочке.

Дети рассматривают ракушки. Затем воспитатель предлагает им положить их в корзину и продолжить беседу.

Воспитатель:

Ребята, сегодня у нас с вами не простой день, а самое настоящее увлекательное путешествие, причем не простое, а « подводное»!

Я знаю волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, сказать их нужно дружно и громко. Как только мы их произнесем, тут же перенесемся в подводный мир.

Воспитатель:

Детский сад наш изменился,

В океан он превратился,

Мы отправимся гулять,

Дно морское изучать

Звучит фрагмент музыки(Волшебное превращение).

Открыли глаза, ну вот ребята мы перенеслись с вами в подводный мир, и сейчас мы посмотрим, как живут его обитатели.

Дети встают полукругом перед экраном.

Видеофильм: «Обитатели подводного мира».

Воспитатель: Мы с вами посмотрели, как живут подводные обитатели, а теперь я предлагаю занять места на песчаном дне и продолжить нашу беседу.

Ребята, отгадайте загадку:

Глазастая, зубастая.

Хвостом виляет,

В океане промышляет.

Дети: Акула .

Воспитатель: А что вы знаете про акул?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, внимание! Кажется, к нам подплывает акула.

Слайд: Акула

Воспитатель : Ребята , а вы знаете, какие рыбы проплыли мимо нас за спиной у акулы? Это маленькие акулята. Они прячутся потому, чтобы мама акуланечаянно их не съела.

Акула всю жизнь находится в движении, даже на минутку она не может остановиться, ведь только двигаясь, акула может дышать. Если она остановиться, то задохнется и погибнет.

У акулы очень хороший слух и острый нюх.

Воспитатель : Ну что ж, мы узнали много интересного, про жизньморских обитателей. А знаете ли вы, из чего появляются рыбы?

Дети: Из икринок.

Воспитатель : Правильно. Жители подводного мира решили с вами поиграть, здесь на морском дне они спрятали свои икринки, и предлагают вам их найти. Икринки, которые вы найдете, нужно будет положить в стеклянные вазочки, рядом с сухими бассейнами.

Ребята, теперь разбейтесь на пары и приступайте к поиску икринок.

Дети ищут икринки (красные и черные бусинки) в сухих бассейнах – камушки, ракушки, песок желтый, цветные стекляшки и

камушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Икринки наши на редкость крупные, из них появятся замечательные рыбки!

Ребята, пока мы искали икринки, в подводном мире случилось настоящее бедствие: набежала большая волна и смыла морских обитателей. Никого не осталось: ни морских звездочек, ни рыбок, ни осьминожек. Даже водорослей и тех нет. Что же нам делать, чем им помочь, как вы думаете?

Дети предлагают нарисовать их снова.

Воспитатель: Правильно, а рисовать мы их будем указательным пальчиком.

Звучит тихая мелодия. Песочная терапия.

Воспитатель: Вы у меня – настоящие художники! Всех спасли. Морские жители очень благодарны вам. Ну а теперь мои дорогие, я приглашаю вас на

веселую разминку.

Дети выполняют разминку «Песенка про море».

Кто бывал на море? Я!

Да, конечно вы бывали!

А если были то, наверное, видали,

Что в море очень много разных, всяких жителей

А ну – ка, покажите нам морских любителей!

А волны покоряют высоту,

А мы с тобою видим красоту.

А рыбы в море плавают вот так,

Волна морская двигается в такт

Жемчужина, что в ракушке живет

С нами вместе песенку поет.

Воспитатель: Что ж, мои маленькие рыбки! Мы свами замечательно провели время в подводном мире и нам пора возвращаться в детский сад. Для этого я произнесу волшебные слова, а вы будьте внимательны и выполняйте

мои команды.

Нужно вам закрыть глаза.

Сделать два больших прыжка,

Руки вытянуть вперед,

А затем наоборот.

Как рыбешки покружиться

Чтоб в саду нам очутиться.

Звучит музыка « Волшебное превращение». Дети открывают глаза.

Воспитатель: Ну вот, мы в детском саду.Ребята, где мы с вами были?

Дети: В подводном мире!

Воспитатель: А хотите, мы создадим подводный мир здесь, в детском саду?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда рассаживайтесь за столы и приготовьтесь слушать.

Воспитатель ставит на столы контейнеры с бумагой, клеем, ножницами.

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водою,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотою…

Что это?

Дети: Аквариум!

Воспитатель: Правильно! А вот это наш аквариум, наш маленький подводный мир (воспитатель ставит на стол макет заранее подготовленного аквариума). Сегодня мы сложим с вами рыбку в технике «Оригами».

Но прежде чем мы приступим к работе, я предлагаю разогреть пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пять маленьких рыбок играли в реке

(волнообразные движения в воздухе)

Лежало большое бревно на воде

(ладони прижаты друг к другу, повороты с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»

(выполняем ныряющее движение)

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»

(качаем сомкнутыми ладонями- отрицательный жест)

А третья сказала: « Мне хочется спать»

(ладони поворачиваем на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит).

Четвертая стала чуть – чуть замерзать

(быстро качаем ладонями – дрожь)

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»

(ладони раскрываются и соединяются - рот)

Плывите скорей, чтоб он вас не схватил.

(волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают).

Воспитатель: А теперь я покажу вам, как правильно сложить рыбку.

Квадратный лист бумаги сложить по диагонали (уголочек к уголочку),разгладить линии сгиба пальчиками. Развернуть и сложитьлист еще раз по диагонали (уголочек к уголочку) .Снова развернуть лист и согнуть его пополам, от себя.

Сложить лист по линиям сгиба, которые находятся с правой и левой стороны.

(Зеркальный показ). Посмотрим, что у нас получилось. Есть голова, есть плавнички, чего нет у нашей рыбки?

Дети: Хвостика.

Воспитатель: Для того, чтобы вырезать хвостик, нужно сложить треугольник пополам, взять ножницы, сделать небольшой надрез снизу вверх и дальше по косой линии к плавнику.

Развернуть поделку, приклеить рыбке веселые, озорные глазки и поселить ее в аквариум.

Ребята, всем все понятно? Тогда приступаем к работе вместе со мной.

Под тихую музыку дети приступают к работе.

Итог: Ребята, посмотрите, какой чудесный аквариум у нас получился. Как вы думаете, какое настроение у наших рыбок?

Ответы детей:

Воспитатель: А какое настроение у вас?

Ответы детей:

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось наше путешествие и хочу подарить вам эти ракушки и аквариум на память. До свидания, всего вам доброго!


Марина Новопашина
Конспект НОД «Обитатели морей и океанов» в подготовительной группе

Задачи : Уточнить знания детей об обитателях морских глубин , умение выделять

характерные признаки, классифицировать, расширять кругозор, работать

развитием речи.

Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание,

закрепить знание состава числа из двух меньших, прямой, обратный,

парный счет, умение находить в предметах сходство с геометрическими

фигурами.

Развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, умение передавать

в рисунке форму, окраску и особенности строения подводных обитателей .

Словарь : батискаф, аквалангист, материки, океаны , моря

Предварительная работа : чтение книг, рассматривание альбомов, энциклопедий,

открыток, просмотр познавательных фильмов.

Материал : крупный лего конструктор , столы, стулья, акваланги, маска для

подводного плавания, ласты, рупор, иллюстрации с изображением

морского дна и морских обитателей , гуашь, бумага, шляпа водяного,

аудио запись шума моря, песни водяного и осьминожек из мульфильма.

Индивидуальная работа :

Воспитатель в рупор приглашает детей на морскую прогулку :

"Внимание, внимание, приглашаю всех желающих отправиться на морскую прогулку, просьба собраться на берегу и не опаздывать"

На чем можно путешествовать по водным просторам? (Корабль, яхта, лодка, пароход, теплоход.)

А как же нам оказаться на морском дне? (спуститься на подводной лодке, батискафе, с аквалангом.)

Хорошо, мальчики отправятся под воду с аквалангами, на моторной лодке. (дети строят лодку из лего)

А девочки опустятся в морские глубины на батискафе (строят из столов и стульев многоугольник, залазят во внутрь)

Встречаемся на морском дне.

Звучит музыка шума моря.

Пока мы не опустились на дно, давайте вспомним сколько материков на нашей планете? (5)

На каком материке мы с вами живем? (Евразия) Какой материк самый маленький? (Австралия) Назовите остальные. (Африка, Северная и Южная Америка)

А сколько океанов омывает материки ? (4) Чего больше? Материков или океанов ? На сколько?

Ну вот, кажется мы опустились, посмотрите в иллюминаторы, там плывут наши аквалангисты, а как нам присоединится к ним и полюбоваться на морских обитателей , ведь у нас нет баллонов с кислородом?

(дети предлагают различные варианты)

Может нам превратится в русалок, как в сказке Г. Х. Андерсена.

(Девочки снимают обувь, их ноги превращаются в рыбьи хвосты)

Пора и нам присоединиться к мальчикам и поинтересоваться, знают ли они сколько на нашей планете материков, океанов и морей .

Вылазят из батискафа, плывут на встречу мальчикам (на ковер)

А какие моря знаете вы? (дети перечисляют)

Посмотрите, сколько здесь рыб! Посчитайте.

Какие разные по размеру, форме, цвету камни, водоросли, кораллы. (пересчитывают, сравнивают, сопоставляют.)

Вам не кажется, что некоторые из морских обитателей напоминают геометрические фигуры? (краб-трапецию, черепахи-овал, рыбы-треугольник и овал)

А каких ракообразных вы знаете? (креветки, омары, лангусты, раки)

Сколько ног у краба? Лангуста? У кого больше? На сколько?

Все они могут жить в море ? Почему? (раки пресноводные, а в море вода соленая )

Звучит песня про водяного.

А как вы думаете, пиявки с лягушками могут жить в соленой воде? (ответы детей) Давайте поиграем с водяным.

Физминутка. Игра "Водяной"

Давайте посчитаем сколько кислородных баллонов у аквалангистов. (10. прямой и обратный счет)

Составление задач на вычитание и сложение.

Воздуха в баллонах осталось совсем мало, боюсь не хватит, чтобы вернуться на катер. Придется вам возвращаться вместе с нами в батискафе. Да и русалки могут превратиться в девочек.

(дети плывут к столам. залазят во внутрь)

Звучит музыка шума моря.

Ну вот мы с вами и вернулись на поверхность, посмотрите, лодку мальчиков прибило к берегу, Вам понравилось путешествие?

Каких обитателей мы встретили в морских глубинах? (ответы детей)

Звучит песня из мультфильма про осьминожек.

Ну конечно же, именно осьминожек мы и не встретили. Хотите их нарисовать?

Дети вылазят из батискафа, берут кисти, гуашь, бумагу и рисуют ладошкой осьминогов. Добавляют недостающие ножки, пересчитавают.

Моют руки, по желанию вырезают по контуру осьминожек и вешают на оформленную стену.

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире морей и океанов: морские обитатели» Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1. Продолжать расширять знания детей о планете Земля;.

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» Тема: «Подводный мир» Задачи: Закреплять и расширять знания детей о морских обитателях и их особенностях. Развивать умение детей решать.

Методическая разработка образовательной деятельности (лепка) «Обитатели морей и океанов» для детей средней группы. Цель: Расширять, углублять.

Цель:Пополнять знания детей о подводном мире,его обитателях. Задачи:Развивать связную диалогическую речь,расширять словарный запас детей,воспитывать.

Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.