Как повысить уровень знания английского языка с Intermediate до Advanced? От Intermediate до Upper-Intermediate: как заниматься? (уровни B1 — B2) Аудирование, восприятие речи на слух

Предыстория
Нет единственно верного способа, как изучить английский или любой другой язык. Я считаю, что у каждого есть свой путь, в зависимости от обстоятельств и личных особенностей. Хочу рассказать о том, какмне удалось освоить язык до уровня Advanced.

Мое детство пришлось как раз на ту пору, когда интерес к английскому языку начал расцветать. В пятом классе мама перевела меня в специализированную английскую школу и там я усиленно постигала азы фонетики, грамматики и чтения. На уроки иногда приезжали американцы, с которыми мы вполне сносно разговаривали. К восьмому классу у каждого из нас был друг по переписке из США.

Неожиданные открытия
Спасибо учителям, которые смогли привить такую любовь к языку, что после окончания школы я поступила в колледж на специальность «Преподаватель английского языка». Там я смогла дойти до уровня Upper Intermediate (выше среднего) и даже закончила заведение с красным дипломом. После было два года работы преподавателем в этом же колледже плюс репетиторство с частными учениками «от мала до велика».

И вот в процессе работы репетитором и учителем я вдруг поняла, что мои познания в английском далеко не совершенны. Да, чтение и грамматика - на высоком уровне. Но разговорные навыки и произношение оставляют желать лучшего. Я сделала банальные, на первый взгляд, выводы: лучше всего теория усваивается только тогда, когда обучаешь других.

Словарный запас
Благодаря занятиям с дошкольниками и младшими школьниками мой словарный запас значительно пополнился названиями животных, игр. В работе с детьми постарше я выучила много новых слов, связанных с культурой и историей различных стран.

Говорят, что для детей лучшая форма усвоения любого материала - игровая. Но, как выяснилось, для взрослых - тоже. У меня были ученики в возрасте 25-40 лет. Ради интереса я им включала не только аудиозаписи уроков по Headway, но и детские , членах семьи, распорядке дня. Удивительно, но в такой форме взрослые материал усваивали непринужденно и легко. Так я сделала для себя новое открытие: увеличивать словарный запас на начальном этапе можно и с помощью аудио-, видеоматериала для детей.

Еще одно полезное занятие для увеличения словарного запаса - это подбор синонимов. Берете любое слово и выписываете для него все возможные синонимы.

Также хочу сказать спасибо одному из своих преподавателей, которая рассказала мне о золотом правиле изучения английского языка: если ты стоишь перед выбором, каких слов должно быть больше в твоем запасе, то смело выбирай глаголы. Потому что если во время разговора забудешь какое-то существительное, к нему легко можно найти синоним или описать с помощью других слов. А вот если забудешь или не знаешь глагол, то смысл предложения вообще может потеряться. С тех пор я активнее всего пополняю свой запас именно глаголами. А описать забытое существительное - действительно, легко.

Произношение
Сложнее было «поставить» произношение самой. На занятиях со своими учениками я включала аудиозаписи, которые были выполнены носителями языка. Считается, что говорить без акцента можно только в том случае, если язык начали изучать в возрасте с рождения до 8 лет. Поэтому даже при самых интенсивных занятиях произношение не будет идеальным, акцент всё равно чувствуется. С другой стороны, это вовсе не означает, что не стоит прилагать никаких усилий и сейчас я расскажу, как улучшила свое произношение.

Я уверена, что оптимальный способ освоить любой иностранный язык - это учить его непринужденно и играючи. Конечно, в постановке правильного произношения не обошлось без отработки каждого сложного звука перед зеркалом. Потом уже в ход пошли скороговорки на английском языке. А дальше я просто выбрала любимые песни англоязычных исполнителей и стала им подпевать. В итоге получила тройной эффект: приличное произношение, пополнение словарного запаса и непринужденное усвоение некоторых речевых конструкций.

Этот же способ я использовала со многими своими учениками и мы получили отличные результаты.

Разговорные навыки и восприятие на слух
Позже я задумалась о том, что неплохо бы развить и свои разговорные навыки, восприятие на слух. Сделать это в колледже в должности преподавателя английского языка было сложно. И тогда я приняла решение искать такую работу, где будут необходимы услуги переводчика.

Сказать, как было страшно перед первыми телефонными переговорами с партнерами из Великобритании - это ничего не сказать. Я очень волновалась, потому что при разговоре по телефону не видишь мимику, жесты собеседника и кроме восприятия на слух больше ничего не остается. Что меня сразу удивило - это скорость, с которой разговаривают британцы. В пособиях для изучения английского языка всё произносится нарочито медленно, с четким произношением каждого звука. А в разговоре по телефону я услышала быструю речь, с проглатыванием окончаний и сокращением слов. Кроме того, несмотря на деловой стиль общения, в разговоре было достаточно много просторечных выражений. Тем не менее, с переговорами я справилась. Длились они 10 минут. Я была в постоянном напряжении, но смогла уловить хотя бы суть того, что мне говорили.

Во второй раз было легче. В третий - еще легче. В итоге я вообще практически перестала замечать разницу между разговором на русском и английском языке. Я поняла, что стала говорить бегло и легко. Это называется - снять языковой барьер.

Успех меня окрылил. И я вызвалась выступить в качестве переводчика на полный рабочий день, когда партнер приедет с визитом в нашу страну. Так и произошло. Общаться вживую было значительно легче. Я переводила как с английского на русский, так и обратно. Признаться, переводить с русского на английский значительно труднее. Здесь, как никогда, требуется обширный словарный запас и хорошее знание грамматики.

Письменный английский
Письменный английский - это, наверное, самый простой вариант по сравнению со всеми остальными. Здесь есть возможность корректировать написанное, искать перевод в словаре, брать паузы и долго обдумывать каждое предложение.

Начальные навыки письма на английском я получила еще в школе, когда переписывалась со своей ровесницей из Америки. Честно говоря, американский английский сильно отличается от британского варианта, поэтому мы с ней не всегда понимали друг друга.

Дальше письменный английский я осваивала, уже будучи переводчиком в компании. Я вела переписку по электронной почте. Сложность была только в том, что практически каждое сообщение сопровождалось прикрепленными файлами, где были документы на английском языке. Перевод договоров и информационных писем занимал у меня немало времени. Но особенно тяжело пришлось тогда, когда директор принял решение открывать кабельный завод в Петербурге. На меня свалились горы технических текстов об оборудовании для производства кабеля. Я начала штудировать специализированные словари и пополнять свой словарный запас техническими терминами. Конечно, со всеми заданиями я справилась, но поняла, что технический перевод - занятие специфическое и должно оплачиваться гораздо выше.

Курсы и репетиторы
По поводу курсов английского языка. Я отношусь к ним скептически. Можно ли выучить язык за несколько месяцев в группе, где дается одинаковая программа для всех, без учета индивидуальных особенностей? Изучение английского языка в группе удобно тем, что можно получить практику ведения диалогов. С другой стороны, такую же практику можно получить и со своими знакомыми, изучающими язык. А еще лучше - с иностранцами, хотя бы по Skype.

По поводу репетиторов. Это удобно для тех, кто любит индивидуальные занятия и хочет «подтянуть» себя или получить верное направление, составить персональный план изучения английского языка. Но если у ученика нет мотивации, то даже самый гениальный репетитор не справится, потому что невозможно вложить свои знания в другую голову.

Мотивация
Для меня мотивацией к изучению английского языка в юном возрасте было желание стать таким же полиглотом, как папа, который знает 5 языков на хорошем уровне. В итоге я освоила английский, потом французский в колледже и начала самостоятельное изучение испанского. После окончания колледжамотивацией к усовершенствованию своих навыков было желание получить высокооплачиваемую работу и это тоже удалось. Поэтому я верю, что всё - в наших руках. И нет необходимости вкладывать большие средства в изучение языка.

Нет предела совершенству
В настоящее время я больше уделяю внимание дальнейшему развитию разговорных навыков. В этом мне помогает общение с иностранцами, просмотр фильмов на английском языке в оригинале. Особенно полезны новости на каналах BBC и CNN. Поэтому я всем рекомендую: если есть кабельное или спутниковое телевидение, то не ленитесь и смотрите новости. Как правило, у дикторов очень хорошее произношение. И именно в новостях постоянно подается различная информация, поэтому словарный запас увеличивается очень быстро.

Оглядываясь назад, я понимаю, что собственным путем проб и ошибок создала ту систему, которая удобна лично мне. Полагаю, что у каждого этот путь должен быть свой, но хорошо, когда есть возможность брать из чужого опыта интересные эффективные идеи, как изучать английский язык. Я думаю, что все в ваших руках при большом желании и стремлении. Достаточно только по-настоящему захотеть, поставить цель, идти к ней и тогда всё получится.

  • Tutorial

Предположим, вы уже освоили английский на базовом уровне, но пока что говорите неуверенно и только на знакомые темы. Как расширить словарный запас и научиться говорить и понимать лучше? Как поддерживать высокий уровень, когда вы его достигнете? И, главное, как не потерять мотивацию? Сегодня в блоге Puzzle English поделимся инструкциями.

Довольно часто изучение языка начинают для галочки – мол, все знают, почему бы и мне не выучить. И освоив базу, студент теряется. Что делать дальше? Вроде что-то вы знаете, но в то же время свободно не говорите и допускаете серьезные ошибки. Это уже можно считать «выучил английский» или пока нет?

Первое, что вы должны для себя решить – это зачем вы вообще учите язык. Ваша цель должна быть достижимой и измеримой. Например, английский нужен для работы. Значит, нужно выучить его до уровня В2 и закрепить знания курсом профессиональной лексики, чтобы свободно ориентироваться в своей сфере. Если вы видите конечный результат, то и учиться будет значительно проще.

Второе – на высоких уровнях очень важно поддерживать свой интерес к английскому. Не нужно делать по тридцать грамматических упражнений в день. Исходя из вашей цели, делайте задания, которые будут полезны именно вам. Если вы чувствуете, что вам скучно, значит, нужно найти занятие, которое оживит ваш интерес. О них мы расскажем подробнее чуть ниже.

Разумеется, со временем вам лучше перейти на фильмы в оригинале. Причем смотреть их можно не только дома, но и в кино, если в вашем городе есть кинотеатр, который крутит фильмы с субтитрами. Если вы водите машину, переходите на англоязычные радиостанции или слушайте аудиокниги и радиоспектакли. Вообще, любой иноязычный фон хорошо сказывается на умении воспринимать речь на слух. Незаметно для себя вы привыкнете к другой интонации и темпу речи. Если у вас уже очень высокий уровень владения языком, то постоянное прослушивание чего угодно на английском поможет поддерживать тонус: не будут забываться слова и грамматические конструкции.

Чтение

Если вы еще не уверены в том, что потянете настоящую английскую книгу в оригинале, то продолжайте читать адаптации. Существует масса адаптированных книг уровней В1 и В2, и после каждой главы вам по-прежнему будут предлагаться упражнения на понимание прочитанного. Не надо стесняться читать детские книги. Они, как правило, написаны простым языком и не очень длинные. Конечно, они не дадут вам глубоких познаний в языке, но могут стать первым шагом на пути к чтению более серьезной литературы.

Освоив базу языка, вы сможете перейти с учебных текстов на иностранные статьи и блоги. Конечно, можно читать газеты типа Таймс, но лучше найти блоги и сайты, интересные именно вам. Например, вы любите читать про путешествия. Зайдите в поисковик и введите в строке поиска “Top 10 travelling blogs”. Затем просто походите по ссылкам и выбирайте понравившиеся блоги. Помните: даже одна статья в день – уже разминка для мозга.

Читайте понемногу и в свое удовольствие. Разумеется, добравшись до уровня С1, определенно стоит переходить на литературу в оригинале. Поверьте, ни один даже самый хороший перевод не сравнится с тем, что было написано автором на английском.

Письмо

К сожалению, умение грамотно писать в современном мире почему-то перестало цениться. Почти никто уже не пишет от руки, разве что в школе. Мы пользуемся встроенными словарями и автокорректом и куда чаще печатаем, чем пишем сами. Тем не менее, вам обязательно нужно освоить хотя бы азы письма. Научитесь писать разные типы писем: запросы, жалобы, предложения. Освойте азы бизнес-переписки и выучите клише, которые открывают и закрывают письма, а также структурируют их. Если английский нужен вам для международных экзаменов, то вам придется учиться писать эссе разных типов, статьи, обзоры и тому подобное. Это лучше делать с помощью пособий по подготовке к нужному экзамену. Но что бы вы ни писали, проверить свое правописание вы можете на ресурсе Grammarly .

В предыдущей статье в раздел «Письмо» мы также включили грамматику. Чем выше уровень, тем сложнее грамматика. С другой стороны, правил становится меньше, и вы уже изучаете не объемные темы, а детали. Но дьявол, как мы знаем, кроется именно в них, поэтому не стоит забывать о грамматике, даже если вы, казалось бы, уже все знаете.

Говорение

Чем выше уровень, тем грамотнее и красивее ваша речь. На высоких уровнях вам нужно будет освоить фразовые глаголы, ходовые идиомы, фиксированные выражения (collocations) и сленг. Тут уже не получится молчать и просто заучивать выражения. Если вы действительно хотите научиться говорить, то вам нужно будет практиковаться. Это можно сделать с друзьями, которые тоже учат или уже владеют английским, в разговорных клубах или с настоящими иностранцами. Последних можно найти на различных сайтах типа WeSpeke или iTalki . На таких сайтах вы можете найти как обычных носителей, так и квалифицированных преподавателей. С первыми можно и переписываться, и общаться по видеосвязи, со вторыми заниматься постановкой произношения и отработкой речевых навыков.

В идеале вам нужно найти так называемого Language Buddy или English Friend – носителя, который сможет поправлять ваши ошибки и будет рад пообщаться с вами на разные темы. Иногда процесс может быть взаимополезным, если иностранец учит русский или другой известный вам язык.

Что еще полезного можно сделать?

Массу всего! Если вам нравятся настольные игры, то вы можете заказать или найти у себя в городе место, где можно поиграть в эти же игры, но на английском. В интернете масса обучающих игр на английском. Достаточно поискать “English flash games”, причем можно добавить, какие именно игры нужны, например, “English flash games for vocabulary”. Так можно проводить время за играми с пользой.

Крайне полезно завести свой блог на английском и просто три-четыре раза в неделю писать туда что-нибудь. Это будет сложно, и вы будете ошибаться и бояться, но это нужно для того, чтобы вы увереннее писали и не делали орфографических ошибок.

В соцсетях регулярно проводятся английские марафоны с заданиями, но вы можете и сами создать себе такой марафон. Например, в течение месяца изучать по 5 новых выражений в день или писать по 10 предложений в блог. Еще крайне интересно устроить себе настоящее испытание и поискать английский вокруг. В русский язык пришла масса заимствований из английского, и зачастую студенты даже не подозревают, что используют английское слово. Устройте соревнование с друзьями: кто найдет больше вывесок с английскими словами?

Что бы вы ни выбрали, общее правило одно: окружить себя английским. Вы каждый день должны что-то смотреть, слушать, читать или же с кем-нибудь говорить. Конечно, вам будет очень сложно, но в то же время чем чаще вы практикуетесь, тем быстрее научитесь воспринимать иностранную речь. Не забывайте о том, что научиться чему-то новому вы можете в любом возрасте, и отговорка «у меня уже возраст не тот» попросту не работает. С возрастом вы учитесь медленнее, но все же учитесь. Главное, работать постепенно и каждый день.

Уровень B2 по Европейской шкале языковой компетенции (CEFR) соответствует такому понятию, как «независимый пользователь». Уровень B1 это тоже «независимый пользователь». Видимо, один из них более независим, чем другой. Посмотрим, в чем же.

Так как CEFR это шкала компетенций, то есть умений, то и критерии по ней сформулированы исходя из того, что человек должен уметь.

ПОЛЕЗНАЯ СТАТЬЯ

Восприятие речи на слух:

B1:

Я могу понимать основную мысль ясной речи со стандартным произношением на знакомые темы, которые чаще всего встречаются на работе, в школе, на отдыхе, и так далее. Я могу понимать основную мысль многих радио и телевизионных передач, посвященных текущим событиям или на темы, которые представляют для меня личный или профессиональный интерес, при условии, что речь относительно медленная и четкая.

B2:

Я могу понимать протяженные отрезки устной речи и лекций, следить даже за сложным развитием аргументов, при условии, что я достаточно хорошо знаком с темой сообщения. Я могу понимать большинство телевизионных новостных и публицистических передач. Я понимаю большинство фильмов с стандартным произношением.

Если на уровне B1 от нас было достаточно понять основную мысль в бытовых ситуациях общения то, на В2 мы переходим к способности понимать то, как развивается мысль говорящего, и что еще важнее, круг тем, доступных для понимания, расширяется от бытовых до тех, которые затрагиваются в обычных СМИ.

Чтение:

B1:

Я могу понимать тексты, которые состоят преимущественно из высокочастотных слов на рабочие или бытовые темы.
Я понимаю, когда в личных письмах встречается описание событий, а когда чувств и желаний.

B2:

В чтении происходят похожие сдвиги: круг тем, доступных для понимания разрастается до практически всех злободневных вопросов, то есть это бытовое понимание политики, экономики, климат, развлечения. Не наука, а бытовые аспекты - где что подорожало, кого где выбрали, где какие засухи или ураганы.
И наконец-то мы можем почитать кого-нибудь из современных авторов в оригинале! Если захочется…

Разговорные навыки, диалог

B1:

Я могу справиться с большинством ситуаций, которые вероятны во время путешествий в местности, где говорят на английском. Я могу без дополнительной подготовки принять участие в беседе на знакомую бытовую тему, или относящуюся к сфере моих личных интересов (например: семья, хобби, работа, путешествия и текущие события).

B2:

Я могу вступать в диалог с носителями языка, и общаюсь достаточно бегло, без заметных пауз, и спонтанно, то есть без предварительной подготовки, в достаточной степени для того, чтобы общение было возможным. Я могу принимать активное участие в обсуждении знакомых тем, высказывая и обосновывая свои взгляды.

Если на уровне B1 человек «справлялся» с вероятными ситуациями, то на B2 он уже просто вступает в диалог, то есть становится проактивным, инициативным и эффективным участником общения.

Важно: на B2 мы можем не только объяснить, что происходит, или что мы чувствуем, но и объяснить, почему так происходит и почему мы чувствуем то, что чувствуем.

Способность аргументировать и объяснить себя - самый важный момент здесь.

Разговорные навыки, монолог

B1:

Я могу составить простой связный рассказ, чтобы описать свой опыт, события, мои мечты, надежды и стремления. Я могу вкратце обосновать и объяснить своё мнение и рассказать о своих планах. Я могу рассказать историю или передать сюжет книги или фильма и описать свою реакцию на него.

B2:

Я могу понятно и в подробностях говорить на достаточно широкий круг тем, которые меня интересуют. Я могу высказать точку зрения на определенную тему, объяснив преимущества и недостатки разных вариантов.

От такого важного достижения В1, как умение связывать свои мысли, мы переходим к понятному и подробному рассказу о том, что нам интересно.
От простой передачи чужих слов или историй, мы переходим к умению объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо.
Но на обоих уровнях мы можем свободно говорить только на те темы, которыми интересуемся. Кто-угодно с нами не поболтает.

Письмо

B1:

Я могу написать простой связный текст на знакомую тему, или на тему из круга моих личных интересов. Я могу написать личное письмо, и описать свой опыт или свои впечатления.

B2:

Я могу написать ясный и подробный текст на достаточно большое количество тем, которые относятся к области моих интересов. Я могу написать эссе или доклад, в котором излагается информация или приводятся аргументы за или против определенной точки зрения. Я могу написать письмо, подчеркивая личную значимость событий или осмысляя свой жизненный опыт.

Как и в речи, в письме на первый план выходит детализация и аргументация позиции. Пока еще в формулировке позиции мы отталкиваемся от своих личных ощущений, но важно то, что мы уже можем выделить основные моменты.

Как заниматься, чтобы перейти с B1 на B2?

Аудирование, восприятие речи на слух

Совет для развития аудирования будет совсем не про аудирование: расширяйте словарный запас и учите грамматику. Так как ваша задача выйти из круга бытовых тем и перейти к общественно значимым, словарный запас по разным темам будет играть здесь ключевую роль.

Чтение.

Лучший материал для чтения сейчас, чтобы перейти на следующий уровень - тексты из пособий по подготовке к FCE. Там есть новые слова, там есть тексты на современные актуальные темы, авторы в них выражают свое отношение к тому, что пишут, так что - полный комплект.

Читать ли адаптированную художественную литературу? По желанию. Большой пользы для развития словарного запаса и навыков чтения она не принесет, потому что к текстам нет заданий - как же вы разовьете навыки, если никакой задачи нет?

Читайте, ведите словарь и пишите эссе о том, что прочитали. Так вы закрепите новые слова.
Нужен ли здесь преподаватель? Чтобы читать тексты, проверять задания, и вести словарь преподаватель, конечно не нужен. А вот прочитать и прокомментировать ваше сочинение никто кроме преподавателя не сможет.

Разговор. Диалог.

При переходе с уровня B1 на B2 диалог постепенно становится больше похож на несколько микро-монологов. Теперь от нас ждут, что мы будем не просто реагировать на реплики других, а еще и объяснять причины такой реакции.
В зависимости от вашего темперамента и когнитивного стиля вам могут подойти разные способы работы. Возьмем две крайности.

Для одних хороший вариант — слушать и учить наизусть диалоги из учебников подходящего уровня. Подойдут пособия для подготовки к FCE, потому что там образцовые диалоги на этот уровень. Таким образом у вас будет набор разговорных моделей, которые вы сможете прямо использовать в речи.

Такой же хороший вариант, но для тех, кто не любит учить наизусть - планировать свои высказывания. Нарисуйте блок-схему или план своего короткого высказывания: мысль + 2 «почему» и по иллюстрации на каждый «почему».

Тренируйтесь составлять короткие реплики по этому плану - так вы выработаете привычку развивать свои мысли и создадите свой арсенал приемов, как это делать.

Разговор. Монолог.

Готовьте устные выступления на интересные для вас темы. Если вы интересуетесь фотографией, подготовьте несколько выступлений об истории, современности, технологическом и художественном развитии этого искусства, ярких личностях в фотографии и так далее. То же самое можно делать и на любые другие темы.

Можно ли это делать самостоятельно, или посещая время от времени разговорные клубы? Не знаю, вряд ли.

Так как на следующих уровнях становится критично, чтобы вы умели говорить на разные темы, советую вам начинать уже сейчас интересоваться тем, что происходит в мире. Готовьтесь читать учебники по бизнес-английскому - там всегда есть интересные темы для обсуждения и новая непростая лексика. Возьмите «Intelligent Business” издательства Longman, не берите Оксфорд и Макмиллан - они практически пустые. Из Кембриджских - книги из серии «Professional English in Use” — там и про медицину и про маркетинг и про технику.

Письмо.

Впервые мы беремся за эссе. Это жанр, который ближе всего к «сочинениям», которые мы писали в школе. Наша задача здесь - научиться добавлять несколько детальных аргументов к какой-то главной мысли. Для русскоязычных учащихся проблема чаще всего не в том, каких же еще деталей добавить, а в том, как их привести в соответствие с главной мыслью. Для нас характерно сначала вывалить целую кучу деталей, а потом не знать, как их объединить.

Для развития навыков письма, которые будут соответствовать B2, учитесь писать сочинения по плану, или составлять план к уже написанным вами сочинениям. Не секрет, что кому-то из нас сначала легче сделать план, а кто-то не видит, куда приведет его текст, пока его не напишет. Основная цель плана на этом этапе - научить вас следить, насколько все, что вы пишете соответствует тому, что вы хотите сказать, и планировать ход вашей мысли.

Для того, чтобы вы смогли найти свою выигрышную стратегию и научились последовательно раскрывать свои идеи, нужен строгий критик и умелый организатор вашей работы - преподаватель.

Посмотрите, как определяется : про грамматику там совсем немного. Важнее то, насколько абстрактные и удаленные от себя вещи мы можем обсуждать. На Элементарном уровне (A1) темы для разговора — «я», «дом», «семья» . На Pre-Intermediate (A2) – «я», «дом», «семья», «работа», «хобби» , и так далее.

Вывод простой: чтобы быстро повысить уровень английского, учитесь рассуждать на темы, которые находятся не прямо под носом, а требуют более отвлеченных и широких знаний — необычные профессии, научные исследования, экономические и социально-политические вопросы.

Или смотрите на обычные темы под другим углом. Например, самую типичную тема для уровня Elementary,

«Место где я вырос», можно интерпретировать совершенно по-разному:

  • На начальном уровне вы рассказываете только фактическую информацию о нем.
  • На уровне повыше тема будет такая: «Мое самое яркое воспоминание о месте, где я вырос».
  • Еще выше — «Почему я могу посоветовать всем посетить место, где я вырос».
  • Еще выше — «Как можно повысить роль моего родного города в экономике региона или страны».

Понятно, что разговор на разные темы требует разного словарного запаса, но самое главное - верная установка и осознанное усилие по расширению кругозора.

Что нужно, чтобы самостоятельно повысить уровень владения английским?

Совершенно точно нельзя брать обычные учебники или грамматические справочники. Учебники «разбиты по уровням», а значит, будут держать вас на том уровне, который написан у них на обложке. Грамматические справочники не развивают словарный запас и не учат рассуждать на разные темы.

Значит, нужно брать материалы, которые будут содержать информацию на актуальные темы и освещать их под разными углами, подавать ее ярко, так,чтобы она запоминалась. Лучше всего запоминается то, что мы видим и слышим одновременно - видео.

Видео на английском можно брать как материал для самостоятельного изучения английского начиная с

Elementary – Pre-Intermediate, но не всякое видео подойдет. Лекции TED, например, не подойдут. Там только говорят. Люди рассуждают о чем-то, и чтобы понять их, и заинтересоваться темой выступления, ты уже должен достаточно много знать, а значит для начинающих или для Pre-Intermediate они не подходят. Они слишком отвлеченные.

В «Organic English Video» мы берем видео, которые прекрасно подходят для изучения английского. Для начинающих и до уровня Pre-Intermediate+ мы берем короткие мультфильмы «Animal Stories», где за 4 минуты не самым простым, но понятным языком рассказывается поучительная и интересная история, а для продолжающих на уровне Intermediate / Upper-Intermediate (B1 — B2) — короткие сюжетные и тематические зарисовки «Great Big Story».

Чтобы самостоятельно выучить язык, мало просто посмотреть видео - с ним нужно работать: потренировать понимание, проработать новые слова, найти и отработать ключевую грамматику, написать сочинение, рассказ или доклад на тему. Так как ученик - не специалист, самостоятельно сформулировать задачи на каждый модуль достаточно трудно. Преподаватель понимает, как и на что направить внимание, чтобы сегодняшний урок прошел с пользой.

Чаще всего язык мы начинаем учить, когда он нам уже нужен. Поэтому многие хотят выучить его за короткий срок. Например, вы:

  • планируете сменить работу, и у вас скоро собеседование;
  • через пару недель уезжаете в США в отпуск;
  • у вас через месяц выставка за границей, где вам надо представлять вашу компанию;
  • хотите поехать летом по программе Work and Travel

В этих условиях вам хочется максимально сократить время обучения.

За сколько времени я смогу повысить свой уровень?

Ваш прогресс зависит от нескольких факторов: методика, регулярность занятий, ваше желание научиться и т. д.

В статье я собрала 5 советов, которые помогут вам повысить свой уровень английского языка за короткий срок.

Важно : если вы действительно хотите быстро освоить английский, то эти советы надо выполнять!

Итак, начнем.

Совет №1: Поставьте цель и начните двигаться к ней


Ваше желание выучить английский язык является двигателем вашего обучения. Если у вас нет мотивации к изучению, то оно растянется на долгий срок.

Важно: Ни один преподаватель не сможет заставить вас учить язык, если вы сами не хотите делать этого или не знаете, зачем вам его учить.

Поэтому первое, что нужно сделать при изучении английского - поставить себе цель, для которой вам нужен язык.

Например:

  • Вы учитесь в университете и хотите по обмену уехать на год учиться в Италию. Вам для этого нужен уровень - Intermediate и выше.
  • Вы хотите работать в сфере туризма, ездить в командировки за границу и общаться с иностранцами. Вам для этого нужен уровень - Upper-intermediate и выше.
  • Вы много путешествуете и хотите находить новых друзей, узнавать больше о культуре стран. Для таких целей нужен уровень - Pre-intermediate и выше.

Однако просто представить свою цель - мало. Нужно начать действовать, чтобы достичь ее за короткий срок.

Для этого нужна мотивация. Представьте в деталях всю выгоду от изучения английского.

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы прямо сейчас могли говорить на английском? Где бы вы были? С кем общались? Что читали? Куда бы ездили?

Начните учить английский прямо сейчас, не откладывайте на понедельник, следующий месяц или год.

Ведь, я уверена, что если бы вы в прошлом году собрались и начали учиться, то сейчас легко говорили бы на английском.

Ваш прогресс напрямую зависит от регулярности ваших занятий.

Например, если вы занимаетесь два раза в неделю, то из-за больших промежутков между занятиями, вы будете забывать пройденный материал. Поэтому вам придется много времени тратить на повторение материала.

Если вы хотите максимально сжать сроки изучения английского языка, вам надо заниматься каждый день. При этом для погружения в языковую среду - занимайтесь не менее 2-х часов в день.

Вы можете чередовать занятия следующим образом.

1. В понедельник вы проходите:

  • Новый список слов
  • Разбираете несколько правил грамматики

Все это вы отрабатываете устно, составляя предложения и проговаривая их.

2. На следующий день вы отрабатываете весь пройденный материал письменно, составляя предложения и записывая их.

Таким образом, вы тренируете письменный навык и закрепляете пройденный материал.

Именно так занимаются наши студенты, отрабатывая устно весь материал в классе и закрепляя его письменными домашними заданиями.

Совет №3: Разговаривайте большую часть времени занятий

Изучение любого языка состоит из 2-х частей:

  • Теоретической (изучение слов и правил)
  • Практической (использование в своей речи выученных слов и правил)

Если вы будете изучать только теорию, то не сможете использовать свои знания в жизни. То есть вы не сможете свободно говорить.

Без практической отработки правила, которые вы изучаете, путаются в вашей голове и забываются. А мы очень быстро забываем то, что не используем.

Сколько времени уделять "говорению"?

Для этого каждый кусочек теории вам необходимо отрабатывать на практике в устной речи.

Например :

Если вы изучаете время Present Simple, то вы должны устно составлять предложения в этом времени и проговаривать их.

Проговаривайте каждое предложение, работая с ним по 4-м шагам :

1. Грамматическая правильность

2. Правильное произношение

3. Интонация

4. Беглость

Только когда вы будете говорить предложения правильно, красиво и быстро, переходите к следующей тренировке.

Подробно про то, как правильно тренировать разговорный английский, я рассказывала вам .

Что делать, если я занимаюсь самостоятельно?

В этом случае вам надо делать разговорные упражнения, но самому с собой. Вы должны проговаривать предложения так, как будто вы общаетесь с кем-то.

Конечно, в этом случае будет большой минус: вы не будете слушать иностранную речь другого человека. То есть аудирование (понимание речи на слух) у вас не будет развиваться.


У всех, кто учит иностранные языки, есть проблема: забывание слов. Многие зубрят по 100 слов в день, но толку от этого никакого.

Чтобы запомнить слово, необходимо использовать его и составлять предложения с ним. Как это делать правильно, я рассказывала в этой статье .

Чтобы вам было легче учить слова, объединяйте их в небольшие списки слов. Для этого объединяйте нужные слова по темам.

Например, возьмите 20 слов по теме "семья".

Не учите все подряд!

Чтобы сэкономить время, учите только те списки слов, которыми вы действительно будете пользоваться. Например, если вы не имеете отношения к бизнесу, учить бизнес лексику вам не нужно.

Лучше возьмите темы, которые вам действительно пригодятся: ежедневные обязанности, ресторан, магазин и т. д.

Закрепляйте выученные слова небольшими рассказами. Например, для повторения списка слов «семья» расскажите о членах своей семьи.

Можете комбинировать темы. Например, совместив списки слов «внешность и характер» и «семья», вы получите подробный рассказ про членов своей семьи.

Так вы будете постепенно «наращивать» свой словарный запас.

Не стоит ждать, когда вы выучите английский язык идеально. Начинайте использовать английский язык в своей жизни прямо сейчас.

Замените те действия, которые вы делали на русском, английским языком. Так вы сможете одновременно пользоваться своим английским языком и улучшать его.

Прямо сейчас подумайте, где вы можете использовать английский, и начните делать это.

Вот вам несколько подсказок:

  • Пишите списки дел на английском
  • Начните читать иностранные блоги на английском
  • Ищите информацию в поисковике на английском
  • Слушайте подкасты на английском языке.

Совет: Скачайте на компьютер программу itunes . В ней вы найдете огромное количество подскастов на разные темы: бизнес, семья, цели, развитие и т. д.

Сколько нужно времени, чтобы повысить свой уровень английского языка?

Чтобы повысить свой уровень английского языка, вам нужно:

1. Поставить цель и двигаться к ней

2. Заниматься английским каждый день, минимум 2 часа

3. 80% занятий уделять практике

4. Учить только нужные списки слов, чтобы расширить словарный запас

5. Использовать свой английский в жизни

На основании опыта наших студентов, занимаясь так, вы сможете повысить уровень английского за 1,5 - 3 месяца.