Этапы эволюции человека. Основные этапы эволюционного становления человека Этапы эволюции человека

Процесс, охватывающий около 3 млн. лет. Однако на территории Африки найдены остатки ископаемых существ, занимавших по своему строению промежуточное положение между человекообразными обезьянами и современными людьми. Их возраст - около 4,5-5 млн. лет, и многие ученые считают их первыми гоминидами (от лат. homo - человек), т. е. представителями того же семейства, к которому относятся современные люди и их ближайшие ископаемые предки. Но происхождение этих существ пока точно не установлено, и к тому же никаких орудий труда у них не найдено.

Древнейшие орудия из камня археологи обнаружили в геологических пластах, возраст которых не превышает 2,5-3 млн. лет, поэтому именно эту дату современная наука считает началом антропогенеза и формирования человеческого общества. Сделанные на протяжении последних 30 лет в Африке важные палеоантропологические открытия (здесь обнаружены ископаемые остатки всех видов древнего человека и орудий его труда) позволяют большинству исследователей именно этот континент считать прародиной человечества, точнее - Восточную Африку, откуда происходят наиболее выразительные находки ископаемого человека и следов его культуры.

В ходе своего формирования человечество прошло три этапа. Первый этап развития ископаемых предков человека представлен австралопитеками, ископаемые остатки которых впервые были найдены в Южной Африке, почему они получили название южных обезьян (от лат. australis - южный и греч. pitēkos - обезьяна). Ростом австралопитеки были примерно с современного шимпанзе, передвигались на двух ногах, причем их походка уже полностью сбалансирована. От человекообразных обезьян австралопитеки отличались и строением кисти руки: у них большой палец был развит сильнее и противопоставлялся, как и у человека, остальным пальцам. И наконец, главное отличие австралопитеков от своих эволюционных предшественников заключалось в их трудовой деятельности и изготовлении орудий труда. В качестве материала они использовали кости животных, дерево и камень. Дошедшие до нас древнейшие орудия из камня представляют собой грубые желваки с режущим краем. Совокупность этих каменных орудий получила название олдувайской индустрии (по названию местности в Танзании; см. Археология). В настоящее время олдувайская индустрия рассматривается как начальный, наиболее ранний этап в культурном и техническом развитии человечества.

Второй этап становления человечества - эпоха питекантропов (от греч. pitēkos - обезьяна и ánthrōpos - человек), или архантропов (архаических людей). Первые стоянки питекантропов были открыты в 1891 г. на Яве голландским исследователем Э. Дюбуа, а затем обнаружены в Китае, европейских странах и в Африке. Наиболее богатое местонахождение с остатками питекантропов - пещера Чжоукоудянь недалеко от Пекина; в ней найдены скелеты более чем 40 особей. В строении отдельных костей скелета питекантропы имеют еще много примитивных признаков, но объем мозга у них достигает 1000 см 3 (у австралопитеков он равен 600-650 см 3). С увеличением объема мозга и развитием его лобных долей уменьшилась покатость лба и надбровных Дуг.

Орудия труда питекантропов отличались большим разнообразием, чем у австралопитеков. Они научились делать ручное рубило - большой яйцевидной формы каменный желвак, обработанный сколами с двух сторон и имевший два лезвия, или рабочих края, и приострен-ный конец; разнообразные скребла, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем и т. д. С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных. Они уже умели пользоваться огнем, о чем свидетельствуют остатки очагов и обожженных костей на стоянках. Совокупность орудий питекантропов получила название ашельской каменной индустрии (от названия города Сент-Ашель во Франции).

Третий этап связан с неандертальцами (от названия долины Неандерталь в Германии). Первые неандертальцы появились, по-видимому, 250-300 тыс. лет назад, и по своему строению они уже напоминали современного человека. Набор каменных орудий неандертальцев стал еще более разнообразным. Появились остроконечники, проколки, острия. Эта индустрия получила название мустьерской (по наименованию городка Ле-Мустье во Франции).

Неандертальцы вели более оседлый образ жизни, чем их предшественники, занимались охотой на крупных животных, причем приемы охоты стали более изощренными. Еще питекантропы начали на равнинах строить наземные жилища, неандертальцы же использовали их более или менее постоянно, хотя в горных местностях продолжали жить и в пещерах. Материалом служили дерево, кости крупных животных и шкуры. Шкуры употреблялись и в качестве примитивной одежды для защиты от холода.

Появление первых, еще очень примитивных религиозных представлений связано у неандертальцев с культом мертвых. Покойника хоронили в специально вырытом углублении, куда его опускали в определенном положении по отношению к небесным светилам. В могилу иногда помещали и орудия труда. Зарождается у неандертальцев и примитивное искусство. Об этом рассказывают нам насечки и углубления на каменных пластинках, покрытых охрой, а также зигзагообразные охряные полосы на стенах пещер.

Рассмотренные три стадии становления человечества предшествовали появлению людей современного типа (кроманьонцев), с которыми заканчивается процесс становления человечества и начинается подлинная человеческая история.

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее б млн. лет назад. Первые представители рода Ноmo появились около 2 млн. лег, а современный человек - не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 - 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

В эволюции человека (Ноmo) различают три этапа (кроме того, некоторые ученые выделяют в отдельный вид еще и вид Ноmo habilis- человек умелый) Вот они:

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид "человек прямоходящий" – Homo erectus).

2. Древние люди - неандертальцы (первые представители вида человек разумный - Ноmo sapiens).

3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид "человек разумный" - Ноmo sapiens/

Таким образом, следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице - уже "первый человек", первый представитель рода Ноmo. Это "человек умелый" (Ноmo habilis).

В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками "человека умелого" самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как элект­рическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст "олдовайской галечной культуры", как ее назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет.

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом "облегчить" череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

Галечные орудия "человека умелого" постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

Другая ветвь эволюции рода Ноmo, стоящая, по оценкам биологов, выше "человека умелого", - "человек выпрямленный" (Ноmo егесtus).

Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по-латыни - "обезьяночеловека"), синантропа ("китайского человека" - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

Питекантроп – "обезьяночеловек". Останки его были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем и ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 - 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом - это географический вариант человека прямоходящего.

Их часто называют обезьянолюдьми. "Человек выпрямленный" уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и "человек умелый" уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой "человеку умелому", видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ).

Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Форма челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 - 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

Современные люди

Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Ноmo Sapiens – "человек разумный". Этот вид сформировался не позднее 100 - 40 тыс. лет тому назад.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы: неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.

Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.

Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Ноmo erectus ("Человека прямоходящего"). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т.е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов. Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Ноmo erectus превратился в Ноmo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Ноmo erectus появился в Африке около 1,8 млн. лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Ноmo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана. Формирование человека разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.


Заключение

Человек - существо биологическое и социальное, что и определяет его особое положение в природе и качественно отличает от всех других организмов. Благодаря тому, что человек является биологическим существом, его эволюционное развитие подчиняется всем основным закономерностям наследственности и изменчивости. Реализация наследственной информации в условиях определенной внешней среды формирует биологическую природу человека - его строение и физиологию, создает материальные предпосылки для развития и мышления, способности мозга накапливать информацию нового типа - социальную. В процессе очеловечивания происходит уменьшение плодовитости, удлинение периода детства, замедление полового созревания, возрастание длительности жизни одного поколения.

Социальная информация передается с помощью слова при обучении и определяет духовный облик индивидуума. Она создается при доминирующей роли социально-экономических факторов - общественной формации, уровня производственных сил, производственных отношений, национальных особенностей и т. п. Человек, как социальное существо, эволюционирует быстрее, чем, как существо биологическое, поэтому, несмотря на огромные достижения цивилизации, между человеком, жившим тысячелетия назад, и человеком, живущим сейчас, нет существенных биологических различий. Способности, талант, эмоциональность, добродетели, пороки человека зависят от наследственного предрасположения и действий социальной среды. Генотип человека обеспечивает возможность восприятия социальной программы, а полная реализация его биологической организации возможна лишь в условиях социальной среды.

Хотя мутационный процесс продолжается, биологическая эволюция человека будет и далее замедляться благодаря ослаблению естественного отбора, прекращению его видообразующей функции. Однако в пределах вида возможны колебания: в длине тела (доспехи средневековых рыцарей малы большинству современных европейцев), изменении темпов онтогенеза (акселерация подростков) и т.п.

Жизнеспособность человеческого общества в целом возрастает, так как по мере развития цивилизации, устранения национальных и расовых барьеров обеспечивается обмен генами между ранее изолированными популяциями, увеличивается гетерозиготность и уменьшается возможность проявления рецессивных генов.

Средствами, контролирующими эволюцию человека, являются предохранение от воздействия мутагенных факторов, разработка методов лечения наследственных болезней, раскрытие способностей человека в детском и юношеском возрасте и создание оптимальных условий для обучения и воспитания, для повышения культурного уровня всего общества.


Литература:

I. Основная

1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. – М., 1988.

2. Воейков В. Правда Дарвина и ложь дарвинизма // Человек. – 1997. – № 3. – С. 33-47.

3. Зубов А. А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек. – 1997. – № 1. – С. 5-18.

4. Поннамперума С. Происхождение жизни. – М., 1977.

5. Эволюция Homo sapiens: традиционные механизмы и новые факторы // Человек. – 1998. – № 1. – С. 41-47.

6. Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д, 2001.

7. Лучшие рефераты. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д, 2002.

8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М., 2002.

9. Скопин А.Ю. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Соломатин В.А. История и концепции современного естествознания. М., 2002.

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности - одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию - развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд ("Оральная стадия"). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру - доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: "доверие-недоверие".

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует "Анальной стадии" по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия - ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности "Я сам", важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.


Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют "Возраст игры", по Фрейду - "Фаллическая стадия", период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий - игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: "Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер - Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду - "Латентный период". Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: "Я то, чему могу научиться". Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация - принадлежность к неформальным группам и более того - наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство - любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя - "Блажен, кто смолоду был молод…" (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает "кризис среднего возраста", появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.


Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость - это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни - так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.


6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности - этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру - в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают "человека" лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.


2. Уровень обывателя

Второй уровень - уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа - потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, - начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому "балуют" себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом - причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности - уровень "начальника". При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения - желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня - очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода - это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа - духовное совершенствование, саморазвитие.


4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом "блаженного". Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства - ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации - это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.


5. Этап мудреца

Следующий период называют "этап мудреца". Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период - преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение - "мудрый не по годам".

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление - это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее - всего лишь иллюзия. Проявления - успокоение, созерцание жизни, "всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно". Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь - это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни - они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.


Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, - используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

В эволюции человека (Homo) различают три этапа (кроме того некоторые ученые выделяют в отдельный вид еще и вид Homo habilis – человек умелый):

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).

2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный – Homo sapiens).

3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).

Таким образом следующий после австралопитеков в эволюционной лестнице - уже первый человек, первый представитель рода Ноmo. Это человек умелый (Homo habilis). В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками человека умелого самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный топор выглядит рядом с ними так же, как электрическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определённым углом галька, слегка заострённая. (В природе таких расколов камня не встречается.) Возраст олдовайской галечной культуры, как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет.

Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило коренным образом облегчить череп человека, уменьшить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготовлявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивилизации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

Галечные орудия человека умелого постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

Другая ветвь эволюции рода Ноmо, стоящая, по оценкам биологов, выше человека умелого, - человек выпрямленный (Ноmo erectus). Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад. К этому виду относят питекантропа (по-латыни - обезьяночеловека), синантропа (китайского человека - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды.

Питекантроп – обезьяночеловек. Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.

Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего.

Их часто называют обезьянолюдьми. Человек выпрямленный уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и человек умелый уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой человеку умелому, видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Вероятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожалуй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Форма челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характеризует современного человека: членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда, украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.

В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.

Сегодня большинство ученых придерживаются теории африканского происхождения человека и считают, что будущий победитель в эволюционной гонке возник на Юго-Востоке Африки около 200 тыс. лет назад и расселился оттуда по всей планете.

Раз человек вышел из Африки, то, казалось бы, само собой разумеется, что наши дальние африканские прародители были похожи на современных жителей этого континента. Однако некоторые исследователи считают, что первые люди, появившиеся в Африке, были ближе к монголоидам.

Монголоидная раса имеет ряд архаичных черт, в частности в строении зубов, которые характерны для неандертальцев и Homo erectus (Человека прямоходящего). Популяции монголоидного типа обладают высокой адаптивностью к различным условиям обитания, от арктической тундры до экваториальных влажных лесов, тогда как у детей негроидной расы в высоких широтах при недостатке витамина D быстро возникают заболевания костей, рахит, т. е. они специализированы к условиям высокой инсоляции. Если бы первые люди были подобны современным африканцам, то сомнительно, что они смогли бы успешно осуществить миграции по всему земному шару. Однако эта точка зрения оспаривается большинством антропологов.

Концепции африканского происхождения противопоставляется концепция мультирегионального происхождения, предполагающая, что наш предковый вид Homo erectus превратился в Homo sapiens в различных точках земного шара независимо.

Homo erectus появился в Африке около 1,8 млн лет назад. Он изготавливал каменные орудия, найденные палеонтологами, и, возможно, более совершенные орудия из бамбука. Однако от бамбука через миллионы лет не остается следов. За несколько сотен тысяч лет Homo erectus распространился сначала по среднему Востоку, затем в Европу и до Тихого океана. Формирование человек разумного на базе питекантропа привело к сосуществованию поздних форм неандертальцев и зарождающихся пока малочисленных групп современных людей на протяжении нескольких тысяч лет. Процесс вытеснения старого вида новым был довольно длительным, а следовательно, и сложным.

Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 1. Обезьяны, кости и гены.

Необычайно интересно, познавательно, написано прекрасным языком, понятно любому грамотному человеку. Плюс авторский юмор, при этом никакого упрощения и уплощения. Популярное, в самом лучшем смысле этого слова, изложение, без ущерба для содержательности!

Книга Александра Маркова - это очень увлекательный рассказ о происхождении и устройстве человека, основанный на последних исследованиях в антропологии, генетике и эволюционной психологии. Двухтомник "Эволюция человека" отвечает на многие вопросы, давно интересующие человека разумного. Что значит- быть человеком? Когда и почему мы стали людьми? В чем мы превосходим наших соседей по планете, а в чем - уступаем им? И как нам лучше использовать главное свое отличие и достоинство - огромный, сложно устроенный мозг? Один из способов - вдумчиво прочесть эту книгу.

Александр Марков - доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН. Его книга об эволюции живых существ "Рождение сложности" (2010) стала событием в научно-популярной литературе и получила широкое признание читателей.

Эволюция человека. В 2 книгах. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа.

Совершенно потрясающая книга. Даже ещё интереснее, чем первая часть. Автору удалось просто и с юмором рассказать обо всем, что достигнуто наукой в очень далеких от обычного человека областях биологии и даже в совершенно новых дисциплинах, таких, к примеру, как эволюционное религиоведение.

Великолепная книга, читается как детектив.

Эволюция. Триумф идеи. Evolution: The Triumph of an Idea

Эволюция жизни на протяжении четырех миллиардов лет - величественное повествование, полное заговоров, интриг, сюрпризов и смерти. Мэтт Ридли, автор книги "Геном" .

Потрясающая книга. Здесь не только о самом Дарвине и о его теории, но, что даже важнее, о развитии дарвинизма. О том, как сегодня представляет эволюцию современная наука. В чём Дарвин ошибался и в чём однозначно прав. Очень многое становится понятным. Рекомендуем. Большой плюс книги хорошая бумага и легко читаемый шрифт.

Один из лучших научных современных журналистов со свойственными ему основательностью, доходчивостью и неизменным юмором дает полный обзор теории эволюции Чарльза Дарвина в свете сегодняшних представлений и научных открытий.

Эта книга дает понимание не столько основных положений теории Чарльза Дарвина, но рассказывает о новейших исследованиях процессов эволюции. Показывает, как современная наука расширяет и углубляет теоретическое наследие великого ученого. В книге перед нами просто и величественно раскрывается вся история эволюции, процесса, который по-прежнему, как и несколько миллиардов лет назад движет всем окружающим миром.

Книга для всех, кто стремится найти ответы на вечные вопросы: Почему по сей день не прекращаются споры о происхождении жизни и человека на Земле? Что стояло за идеями великого человека, мучительно прокладывающего путь новых знаний в консервативном обществе? Как биологи-эволюционисты выдвигают и проверяют свои гипотезы и почему категорически не могут согласиться с доводами креационистов? В поисках ответа на эти вопросы читатель делает множество поразительных открытий о жизни животных, птиц и насекомых, заставляющих задуматься о людских нравах и этике, о месте и предназначении человека во Вселенной.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).

Дриопитеки - древнейшие предки человека. Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отдели­лись две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангу­тан, шимпанзе), и гоминид, давших начало возникновению че­ловека. Фактическое основание для выделения гоминидов как наибо­лее раннего предка человека - это большое сходство в строении и функциях понгид и человека. Предполагается, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших в миоцене примерно 25-30 млн. лет назад. Способность человеческой руки вращаться во все сто­роны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла воз­никнуть только у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Древесная жизнь способствовала совершенствованию слож­ных и тонко координированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хвата­тельная функция кисти явилась предпосылкой к манипулиро­ванию предметами и превращению ее в руку человека.

Наиболее древним представителем эволюционной линии гоминид многие ученые считают рамапитека.

Стадия протоантропа. Представи­теля нового вида назвали «зинджантроп» (в переводе с арабского - «человек Восточной Африки») и предложил объеди­нить всех трех предшественников человека в один род австра­лопитековых.



Коренные и предкоренные зубы зинджантропа имели особен­ности строения, характерные для гоминид, и свидетельствовали о питании растительной пищей. Однако зинджантроп употреб­лял и мясную пищу, что подтверждалось строением резцов и клыков, а также обилием найденных на его стоянке костей разных животных и грубо обработанных орудий, которыми он, несомненно, пользовался при охоте и разделывании добычи. Австралопитеки отчетливо сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Таз и нижние конечности их похожи на таз и ноги человека, что свидетельствует о передвижении австралопите­ков на двух ногах. Рост их составлял около 150 см, масса 50 кг.

Стадия архантропа. Были найдены останки еще одного существа. Вначале его назвали «презинджантропом». Строение костей верхней конечности презинджантропа свидетельствовало о хорошо развитой хватательной функции, а нижних - о пол­ном приспособлении к прямохождению. Кривизна нижней че­люсти свидетельствовала о возможном овладении зачатками речи. Все это были свидетельства несомненной целенаправленной деятельности и ему дали название «человеком умелым» и выделили его в новый вид - Homo habilis. По многим признакам он был ближе к современному человеку. Следующим звеном на пути эволюции архантропа принято считать древнейших людей типа питекантропа (1 -1,3 млн. лет). Термин «питекантроп» (обезьяночеловек) ввел Э. Геккель для характеристики промежуточного звена между обезьяной и чело­веком. Среди характерных черт новой находки выделялось значительное развитие мозга (800-1200 см3), что представляло собой огромный скачок на пути эволюции к современному человеку. В то же время у яванского человека отмечались такие примитивные признаки, как низкий лоб, малая высота черепа и его массивность, сильно развитые надбровные валики.

Переход к прямохождению сопровождался двумя круп­нейшими ароморфозами в эволюции человека.1), прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности.2), благодаря верти­кальному положению тела значительно возрос объем восприни­маемой информации, что обусловило вместе с трудовой деятель­ностью быстрое развитие мозга и способность к групповому адаптивному поведению. Н. erectus овладел искусством изготовления орудий из камней и палок (галечная культура), научился пользоваться огнем и вареной пищей. На стадии архантропа начинается широкий биологический прогресс гоминид - распространение по разным частям света и диффе­ренциация на отдельные внутривидовые формы.

Стадия палеоантропа (неандертальца). Неандерталец явля­ется промежуточным звеном между Homo erectus или другими, неизвестными видами архантропов и современным человеком. Мозг неандертальца уже достигал объема 1200- 1400 см3. Характерными же его признаками были уплощенная черепная коробка, выступающие вперед челюсти, отсутствие подбородка, огромные надглаз­ничные валики и очень большие глазницы. Для стадии неандертальца характерна высо­коразвитая палеолитическая куль­тура.

Стадия неоантропа (чел совр типа). По-видимому, неандертальский человек представлял собой полиморфный вид, из к-го мог формироваться в разных участках его ареала человек современного типа. Вопрос о том, в каком месте земного шара сформировался вид Homo sapiens, составляет предмет дискуссии между сторон никами моноцентризма и полицентризма. Моноцентристы считают, что неоантроп возник в одной области и произошел от одной группы палеоантропов (принцип монофилии). По мнению полицентристов, каждая раса современного человека имела своего предка палеоан­тропа и приобрела черты современного человека конвергентно и независимо от других рас (принцип полифилии). Неоантроп (кроманьонец) характеризовался значительным развитием отделов мозга, связанных с трудовой деятельностью и речью, в частности большими размерами височной доли, а также переднего отдела лобной доли, ответственного за контролируемое поведение, необходимое в условиях общественной жизни. Становление человека разумного отмечено двумя очень важ­ными моментами: - завершается формирование устойчивого, характерного для вида Homo sapiens морфоло­гического типа, - низкий уровень и темп развития ору­дийной деят-ти у палеоантропов сменился у неоантропа быстрым ростом культуры. С возникновением устойчивого мор­фологического типа современного человека его биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась социальным раз­витием.

75. Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции. Новые эволюционные концепции .

Критика синтетической теории эволюции. Синтетическая теория эволюции не вызывает сомнений у большинства биологов: считается, что процесс эволюции в целом удовлетворительно объясняется этой теорией. В качестве одного из наиболее часто критикуемых общих положений синтетической теории эволюции можно привести ее подход к объяснению вторичного сходства, то есть одинаковых морфологических и функциональных признаков, которые не были унаследованы, а возникли независимо в разных линиях эволюции организмов. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются генотипом и характером отбора. Поэтому параллелизм(вторичное сходство родственных существ) объясняется тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от своего недавнего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты сходства, развивающиеся в достаточно удалённых линиях, часто бывают неадаптивны и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое возникновение одинаковых генов и их сочетаний заведомо исключается, поскольку мутации и рекомбинация - случайные процессы. В ответ на такую критику сторонники синтетической теории могут возразить, что представления С. С. Четверикова и Р. Фишера о полной случайности мутаций в настоящее время значительно пересмотрены. Мутации случайны лишь по отношению к среде обитания, но не к существующей организации генома. Сейчас представляется вполне естественным, что разные участки ДНКобладают различной устойчивостью; соответственно, одни мутации будут возникать чаще, другие - реже. Кроме того, наборнуклеотидов весьма ограничен. Следовательно, существует вероятность независимого (и притом вполне случайного, беспричинного) появления одинаковых мутаций. Эти и другие факторы обуславливают значительную вторичную повторяемость в структуре ДНК и могут объяснять происхождение неадаптивного сходства с позиций неодарвинизма как случайного выбора из ограниченного числа возможностей. Другой пример - критика СТЭ сторонниками мутационной эволюции - связан с концепцией пунктуализма или «прерывистого равновесия». Пунктуализм основан на простом палеонтологическом наблюдении: продолжительность стазиса на несколько порядков превышает длительность перехода из одного фенотипического состояния в другое. Судя по имеющимся данным, это правило в общем справедливо для всей ископаемой истории многоклеточных животных и имеет достаточное количество подтверждений. Авторы пунктуализма противопоставляют свой взгляд градуализму - представлению Дарвина о постепенной эволюции путем мелких изменений - и считают прерывистое равновесие достаточным поводом для отрицания всей синтетической теории. Столь радикальный подход вызвал дискуссию вокруг концепции прерывистого равновесия, длящуюся уже 30 лет. Большинство авторов сходится на том, что между понятиями «постепенная» и «прерывистая» имеется лишь количественная разница: длительный процесс предстает мгновенным событием, будучи изображен на сжатой временной шкале. Поэтому пунктуализм и градуализм следует рассматривать как дополнительные понятия. Кроме того, сторонники синтетической теории справедливо отмечают, что прерывистое равновесие не создает для них дополнительных трудностей: длительный стазис можно объяснять действием стабилизирующего отбора (под действием стабильных, относительно неизменных условий существования), а быстрое изменение - теорией смещающегося равновесия С. Райта для малых популяций, при резких изменениях условий существования и/или в случае прохождения вида или какой-либо его изолированной части, популяции, через бутылочное горлышко.