1791 сражение у мыса калиакрия. Сражение у мыса Калиакрия (1791 год). Ну а теперь турецкая версия


Вышедший в Черное море, под начальством капитан-паши Гуссейна, турецкий флот состоял из 18 кораблей, 10 больших и 7 малых фрегатов и 43 мелких судов. Кроме собственно турецких здесь были суда тунисские, алжирские, триполийские и албанского города Дульциньо. Турки, расположившиеся на якоре под выстрелами береговых батарей у румелийского берега близ Калиакрии, против мыса Калеpax Бурну, 31 июля были атакованы Севастопольским флотом под командой Ушакова, Наш флот, по числу судов вдвое меньший против турецкого, состоял из 16 линейных кораблей (в числе которых 9 имели от 46 до 50 пушек), 2 фрегатов, 2 бомбардирских и 19 мелких судов.

Пройдя под огнем батарей между неприятельским флотом и берегом, Ушаков, бывший на ветре, стремительно атаковал турок. Не имея времени поднять якоря, неприятельские суда рубили канаты и, при довольно сильном ветре, в беспорядке вступая под паруса, сталкивались между собой и ломали рангоут. Торопясь удалиться под ветер, турки, после нескольких неудачных попыток, успели построиться в линию баталии на левый галс. Ушаков, преследовавший их в трех колоннах, построил флот в линию баталии на тот же галс и, сомкнув дистанции, атаковал неприятеля. Корабль Рождество Христово, под флагом Ушакова, подойдя на расстояние полукабельтового к носу корабля алжирского флагмана Саид-Али, сбил у него фор-стеньгу и грот-марса-рей и нанес такие повреждения, что заставил его отступить за другие корабли. Жестокий бой, продолжавшийся долее трех часов, окончился полным поражением турок. Бежавшие в беспорядке, на фордевинд, страшно избитые неприятельские корабли опять прикрыла спасительная для побежденных ночь, и стихнувший ветер дал возможность исправить более опасные повреждения. Но несмотря на это, на пути в Босфор, при скрепчавшем ветре, некоторые наиболее пострадавшие в битве суда пошли ко дну, а другие принуждены были укрыться у берегов Румелии и Анатолии. Одна только Алжирская эскадра добралась до Босфора, и когда разбитый Ушаковым флагманский корабль, имевший более 450 человек убитыми и ранеными, среди ночи стал тонуть, то, требуя помощи пушечными выстрелами, он страшно встревожил султана и всю столицу. Печальное положение возвратившихся судов ясно указывало, каков был исход битвы. Панический страх, охвативший жителей Константинополя, увеличился еще распространившимся слухом о скором появлении в Босфоре «Ушак-паши», как турки называли Ушакова. Славная победа при Калиакрии стоила нам только 17 человек убитых и 27 раненых; а повреждения, полученные судами, оказались до того незначительными, что были исправлены в течение трех суток.

Между тем, победы нашей армии на Дунае, взятие штурмом крепости Анапы и занятие Суджук-Кале (нынешнего Новороссийска) генералом Гудовичем заставили турок приступить к заключению мира, предварительные условия которого были подписаны князем Репниным и великим визирем 31 июля, в день сражения при Калиакрии. Если Порта до сих пор все еще колебалась при выборе между миром и войной, то победа Ушакова, угрожавшая безопасности самой столицы, заставила турок убедиться в необходимости скорейшего заключения мира.

Ушаков Ф. Ф.

Из всех русских военачальников прошлого мы особо выделяем генералиссимуса Александра Васильевича Суворова. Он провёл 60 боёв и сражений, во всех одержал победу. Полководец побеждал любого неприятеля: турок, поляков, пруссаков, французов… Побеждал, как он сам говорил, не числом, а умением. Его войско только в двух-трёх случаях численно превосходило противника.

Меньше мы знаем адмирала Фёдора Фёдоровича Ушакова. Между тем прославленный Суворов, восхищённый мастерством Ушакова при взятии средиземноморской крепости Корфу, далеко не ради красного словца воскликнул: «Ура! Русскому флоту!.. Я теперь говорю самому себе: зачем не был я при Корфу хотя мичманом?»

Суворов и Ушаков жили в одно время, участвовали в одних войнах. Многое в их судьбе было схоже. Оба ни разу не были побеждены, обоих турки из уважительного страха звали пашами: Ушак-паша и Топал-паша (Топал – значит хромой. Суворов чуть прихрамывал). В конце жизни и генералиссимус и адмирал были отстранены от боевых дел, так как не угодничали перед монархами. Генералиссимус и адмирал одинаково верили в солдат и матросов, знали, что русские могут совершить во имя Родины такие подвиги, какие не под силу другим войскам. Разница заключалась лишь в том, что один водил в сражения пехоту и конницу, другой – корабли. Но и тут тоже было сходство, может быть, самое главное, – и Суворов и Ушаков были военачальниками-новаторами, совершенствовали формы боя, в устоявшиеся правила вносили свои поправки.

Русский генерал Драгомиров говорил: «Работают у того, кто сам работает, и на смерть идут у того, кто сам её не сторонится». Суворов только однажды, при штурме Измаила, не был в гуще боя – наблюдал за ходом действий с холма. И Ушаков всегда находился в самом горячем месте сражения. Как раз одно из новшеств, которое он ввёл, и заключалось в том, что флагманский корабль эскадры во главе с самим адмиралом вступал в бой с флагманом неприятеля.

Флагманские корабли были самые сильные, самые лучшие в эскадре. Если удавалось потопить такой корабль, поджечь его, взять на абордаж или заставить выйти из боя, то это сразу давало ощутимый результат. Гибель флагмана пугала, эскадра оставалась без руководителя.

Конечно, и русский флагманский корабль подвергался повышенной опасности. Русской эскадре тоже грозили неприятности в случае его гибели или гибели адмирала-флагмана. Но на войне не победить без риска, без дерзости. Важно только, чтобы они были оправданными, чтобы были основания рисковать и дерзать.

А какие основания имел для этого Ушаков? Первое – он обладал даром мгновенно оценивать обстановку и видеть слабости вражеской позиции. Второе – экипажи его кораблей были обучены им и прекрасно владели парусами и пушками, они могли быстро и точно исполнить манёвр и хладнокровно поразить цель. Третье – Ушаков очень хорошо знал противника, его приёмы боя, его психологию и привычки. Например, Ушакову было известно, что турецкие адмиралы требуют от своих капитанов абсолютно точного исполнения распоряжений, данных на весь бой. Значит, стоило разрушить намеченную пашой схему боя, как неприятельские капитаны не знали, что им делать. Или другое – главным в тактике турецких кораблей считался абордаж, артиллерия предназначалась в основном для подготовки абордажного боя. Зная это, Ушаков смело вёл корабли на противника и с расстояния в 50-70 метров картечью уничтожал турецких моряков, сгрудившихся у борта для абордажного броска.

Так, Ушаков одержал победы в сражениях у острова Фидониси (36 русских кораблей против 49 турецких), у Керченского пролива (32 корабля против 54), у острова Тендра (5 линейных кораблей и 11 фрегатов против 14 линейных кораблей и 8 фрегатов турок).

Год 1791-й снова принёс Ушакову блистательную победу. У мыса Калиакрия (северо-восточнее Варны) в последний день июля 34 русских корабля разгромили турецкий флот, состоявший из 78 кораблей.

За восемь месяцев до этого сражения войска Суворова взяли штурмом крепость турок Измаил, запиравшую устье Дуная. Крепость пала после девятичасового боя. С суши её атаковали пехотинцы, с Дуная корабли гребной флотилии; в море крейсировала эскадра Ушакова, не давая флоту турок помочь осаждённым.

После падения Измаила между Турцией и Россией начались переговоры о мире. Казалось, турки, потеряв последний оплот на северном побережье Чёрного моря, должны были стать сговорчивее. Но они затягивали подписание мирного договора. Почему? Потому что у них был ещё довольно сильный флот; на помощь своим черноморским кораблям они постоянно перебрасывали корабли средиземноморских эскадр. (Туркам принадлежали территории современного Египта, Алжира, Туниса, Ливии и Сирии.) Если бы султан разуверился в мощи своего флота, договор был бы подписан и окончилась бы война, изнурительная для обеих стран. Тут на долю Фёдора Фёдоровича Ушакова и выпало сказать своё веское слово.

Турецким флотом командовал капудан-паша Гуссейн. На помощь ему султан вызвал эскадру алжирского паши Саида-Али, старого, опытного флотоводца, одержавшего много побед над европейскими адмиралами, прозванного «грозой морей», «львом полумесяца». Саид-Али, уходя из Стамбула, пообещал султану «привести Ушак-пашу с верёвкой на шее». В то время не было телеграфа, но хвастливые слова алжирского адмирала дошли и до адмирала русского.

Эскадра Ушакова в поисках неприятеля шла вдоль западных берегов моря. У мыса Калиакрия русские неожиданно обнаружили турецкий флот. Кораблей было очень много: 18 линейных, 17 фрегатов, 43 лёгких. Они стояли у берега под защитой нескольких батарей. Ветер дул со стороны берега, так что выгодное, наветренное положение было у турок. Гуссейн и Саид-Али считали свою позицию абсолютно неуязвимой, атаковать их мог разве только безумец. Поэтому часть экипажей была отпущена на берег праздновать религиозный праздник рамазан-байрам.

Эскадра Ушакова состояла из 16 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 бомбардирских судов, брандера и 13 лёгких кораблей.

Что было делать Ушакову? Неприятель наконец-то найден. В случае победы над ним окончится война – с выгодой для России. По ведь турок намного больше… И стоят они по всем правилам морского искусства. Тем-то и славен Ушаков, что он, казалось бы, в неуязвимой позиции умел разглядеть изъян. Ушаков решил немедля, пока неприятель не приготовился к бою, атаковать его.

Наблюдая за атакой, давай, читатель, считать, сколько раз русский адмирал нарушит правила боя. Первое нарушение он уже сделал – меньшими силами нападает на большие. Тут же последовало второе нарушение. Он начал атаку турецких кораблей, находясь в походном порядке. Его эскадра шла трёхкильватерной колонной. (Посмотри схему А.) Полагается выстраиваться одной колонной, чтобы вся огневая мощь кораблей, все пушки одного борга (вспомни Рейтера и Руперта) были направлены на неприятеля. А тут три колонны – две трети пушек закрыты от неприятеля своими же кораблями.

Так-то оно так. Но иначе Ушакову не использовать видную пока ему одному слабость турецкой позиции. Ушаков намеревается занять наветренное положение, чего никак не предполагали оба паши. Эскадра входит в узкое пространство между берегом и неприятельским флотом. Если бы она входила классической колонной – авангард, центр, арьергард, – это заняло бы много времени, идут-то парусники, не торпедные катера мчатся. Турки с береговых батарей и с кораблей расстреляли бы идущие один за другим русские корабли, как медлительных гусей.

Орудия правого борта правой колонны несколькими залпами подавили береговые батареи турок. Эскадра Ушакова заняла наветренное положение.

Гуссейн и Саид-Али были ошеломлены случившимся. Они приказали поднимать паруса и рубить якорные канаты. Выбирать якоря, ждать, когда с берега прибегут матросы, нет времени. Надо как можно скорее уходить мористее, чтобы в отдалении построить корабли в линию и принять бой. (Схема Б.)

Отходить с подветренной стороны просто. Турки отошли, и вот они уже выстраивают кильватерную колонну. Впереди корабль Саида-Али и корабль второго флагмана – вице-адмирала. Ушаков в это время ликвидирует свою временную слабость – из трёх колонн тоже строит одну. Сам он находится на 80-пушечном корабле «Рождество Христово». Русский флагман, верный своему принципу, уже нацелился на флагманский корабль турок, на корабль Саида-Али. Это третье нарушение правил: командующему всей эскадрой полагается быть в центре.

Схема В показывает нам очень важный период сражения. Большие корабли – и русские, и турецкие – выстроились в линии баталии, как в классическом бою. Ну что ж! Классическое – это не значит плохое. В классическом есть резон. Но чего же тогда достиг Ушаков? У русских наветренное положение перед схваткой, они хозяева боя.

Однако не зря Саида-Али звали «грозой морей». Он своим авангардом пытается, обогнав русские корабли, выйти на ветер. На схеме видно, как передовые турецкие корабли уже повернули на 180 градусов. Ушаков вовремя понял, чего хочет достичь алжирец. Потом он писал об этом моменте в донесении: «…заметил я, что Саид-Али с вице-адмиральским кораблём и другим большим и несколькими фрегатами, будучи передовым, спешил отделиться вперёд, выигрывая ветер, потому для предупреждения его нападения погнался я с кораблём «Рождеством Христовым» за ним, следуя вперёд нашей линии… Построя линию нашего флота в самом близком расстоянии против неприятельской и догнав передовой корабль паши Саид-Али, сигналом приказал всему флоту спуститься к неприятелю на ближнюю дистанцию, а корабль под флагом моим «Рождество Христово», приближаясь к передовому пашинскому кораблю в дистанцию полкабельтова, атаковал его».

Сколько метров в кабельтове? 185,2 метра. Значит, Ушаков подошёл к кораблю Саида-Али на 90 метров. Вероятнее, «Рождество Христово» был ещё ближе к турецкому флагману. По рассказам участников сражения, Саид-Али и Ушаков видели друг друга. Русский адмирал крикнул алжирцу: «Саид, бездельник! Я отучу тебя давать такие обещания!»

Угроза алжирского адмирала пленить Ушакова не была пустой. Как видим, он смело шёл на сближение с русским флагманом, и турки уже приготовили абордажные лестницы, чтобы перебраться на палубу «Рождества Христова».

Но тут грянул бортовой залп русских пушек. Ядра перебили турку мачту, реи, разворотили корму. Новые залпы нанесли новые повреждения. И быть бы самому Саиду-Али в плену, но тут два линейных корабля и два фрегата турок, спасая своего адмирала, буквально вклинились между его кораблём и кораблём Ушакова. (Схема Г.)

Ожесточённый бой вели русские со вторым флагманским кораблём неприятеля – вице-адмиральским и с другими кораблями. Те с перебитыми мачтами, с изорванными парусами, с развороченными бортами один за другим выходили из боя. Излюбленный приём Ушакова – удар по флагманским кораблям – привёл противника к потере морального духа. К вечеру, разуверившись в своих пашах, потеряв способность к сопротивлению, турецкие корабли смешались в кучу. Началось паническое бегство. Оно изображено на схеме Д.

Мы с тобой, читатель, ещё не касались действий малых судов ушаковской эскадры. На схемах В и Г они изображены двумя стайками: одна стайка густая, в другой всего четыре корабля. Четыре (два фрегата и два бомбардирских судна) – это резерв, который Ушаков держит на направлении главного удара, то есть в самом ответственном месте. Решающим был бой флагманов: резерв в нужный момент со свежими силами вступил в дело и помог вывести из строя сильные турецкие корабли.

До Ушакова флотоводцы тактического резерва не выделяли: они не догадывались о его пользе, считая полезнее ввести в бой сразу все корабли. Только позже, изучая победы русского адмирала, стали заимствовать его военное открытие. Мы с тобой уж не будем больше называть нарушениями отступления от правил, которые допустил Ушаков. На самом деле эти нарушения – открытия в военно-морском искусстве.

Корма русского 64-го пушечного корабля «Ингерманланд». 1713 год.

Корма 100-пушечного корабля «Император Пётр I». 1825 год.

Парусно-гребной корабль фуста.

Атака со стороны берега, которой началось сражение у Калиакрии, тоже открытие Ушакова. Спустя семь лет её повторил известный английский адмирал Нельсон – он атаковал сильную французскую эскадру у берегов Египта и одержал победу.

Но мы несколько отвлеклись от сражения, которое завершается у мыса Калиакрия. Итак, что делают малые корабли, изображённые в неизменном положении на схемах В и Г? Их положение меняется только на схеме Д. Это ещё резерв – 17 крейсерских судов. Он предназначен для добивания и преследования одиночных неприятельских кораблей, выходящих из боя, а также для уничтожения шлюпок, которые плывут к берегу. Ушаков о действиях резерва писал в донесении: «И во время посланных от меня крейсеров в погоню за судами… многие неприятельские суда загнаты на берег, затоплены, а некоторые сожжены, бегущего неприятеля люди во множестве побиты и потоплены…»

Суворов говорил: «Противник оттеснён – неудача, противник истреблён, взят в плен – удача». И ещё: «Недорубленный лес опять вырастает…» Сам полководец всегда самым решительным образом преследовал бегущего врага и уничтожал или пленил его. Так же поступал и Ушаков, хотя людям, изнурённым в бою, бывает трудно найти силы для преследования. В этот раз корабли русского адмирала тоже преследовали врага. Но туркам повезло. Сначала их скрыла ночь, затем начался шторм. Ушаков временно приостановил погоню. А когда возобновил, пришло сообщение об окончании военных действий. Эскадра Ушакова, потеряв в сражении 17 человек убитыми и 27 ранеными, вернулась в Севастополь.

Последней каплей, которая разбила чашу упрямства турецкого султана, было прибытие в Стамбул части кораблей алжирской эскадры (многие корабли потонули в пути из-за повреждений, полученных в бою). Избитый флагманский корабль Саида-Али встал на якорь в Босфоре. На борту было 450 убитых и раненых. Моряки первым свезли на берег израненного адмирала, посадили его в закрытые носилки и понесли во дворец султана. И тут на глазах всего города флагманский корабль начал тонуть. Приход кораблей-калек, разгром эскадры так угнетающе подействовали на стамбульцев, что никто не подал кораблю помощи, и он утонул.

Победа русского флота у Калиакрии развеяла последние надежды Турции, и она пошла на мир.

Русско-турецкая война 1787 – 1791 годов закончилась. 29 декабря 1791 года в Яссах был заключён мирный договор. Россия стала хозяином северных берегов Чёрного моря.

Орден Ушакова.

Медаль Ушакова.

Мы с тобой, читатель, всё время сравнивали Суворова и Ушакова. Их боевую славу равно ценит наш народ и до сих пор. В годы войны с фашистами Советское правительство учредило в признание заслуг перед Отечеством орден Суворова и орден Ушакова. Ими награждаются за выдающиеся победы военачальники армии и флота. Ещё учреждена медаль Ушакова – для награждения за отвагу матросов, старшин и сержантов.

Весь конец XVII и начало XVIII века Россия и Турция вели беспрерывные войны. Если Россия рвалась к побережью Чёрного моря, то Османская империя, для которой Чёрное море было внутренним озером, пускать её туда не хотела. Урегулировать этот спор помог Ясский мирный договор, подписанный представителями двух империй по окончании русско-турецкой войны 1787–1791 годов. А поставить жирную точку в этом конфликте сумел командующий Черноморским флотом контр-адмирал Фёдор Ушаков, давший противнику решительный бой у мыса Калиакрия 31 июля 1791 года.

Накануне и в начале войны

К началу очередной русско-турецкой войны (1787–1791) сложилась следующая ситуация. В 1783 году Россия ликвидировала Крымское ханство и заняла полуостров Крым. Новоприсоединённые владения стали называть Тавридой. Фаворит императрицы Григорий Александрович Потёмкин, светлейший князь Таврический, должен был заботиться о заселении этих земель, развитии экономики, строительстве городов, портов и крепостей. Русские начали создавать в Чёрном море флот, главной базой которого стал Севастополь.

24 июля (4 августа по новому стилю) 1783 года был заключён договор о покровительстве и верховной власти России с объединённым грузинским царством Картли-Кахети, согласно которому Восточная Грузия перешла под протекторат России. Договор резко ослабил позиции Персии и Турции в Закавказье, формально уничтожив их притязания на Восточную Грузию.

В 1787 году императрица Екатерина II в сопровождении представителей иностранных дворов и своего союзника, императора Священной Римской империи Иосифа II, совершила триумфальную поездку по Крыму. Это событие всколыхнуло общественное мнение в Стамбуле. На пустом месте возникали дикие слухи: мол, императрица желает уничтожить Османскую империю и создать на её обломках Византию, в цари которой уже прочили внука Екатерины Константина. На месте Валахии якобы предполагалось создать королевство Дакия, где править станет Потёмкин. Австрии в компенсацию за участие в войне будут отданы Босния и Далмация, а Венеции - Морея, Кипр и Крит.

Реваншистские настроения в Стамбуле подпитывало заявление британского посла о том, что Британия поддержит Османскую империю, если та начнёт войну против России. В том же году Турция, пользуясь поддержкой Великобритании, Франции и Пруссии, выдвинула Российской империи ультиматум, требуя восстановить вассалитет Крымского ханства и Грузии. Также Османская империя добивалась от России разрешения на досмотр кораблей, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы . 13 августа 1787 года Турция, получив отказ, объявила России войну.

Война оказалась неудачной для инициатора: османский десант был отбит под Кинбурном , русские войска взяли Очаков, Бендеры и Хотин , разгромили мусульман при Рымнике и Фокштанах, а в 1790 году под командованием Суворова штурмовали и захватили сильнейшую крепость Измаил . На море турки потерпели поражение от парусного и гребного флотов Российской империи в Лимане, у Фидониси, в Керченском проливе и у мыса Тендра . Русские захватили инициативу и уверенно шли к победе.

Османский флот готовится к делу

Чтобы переломить ситуацию на море, с конца апреля 1790 года османский флот был увеличен и уже через год насчитывал 19 линейных кораблей, 17 фрегатов и 43 мелких судна. В 1791 году здесь появились моряки из Северной Африки. У русских историков бытует мнение, что прибыли эскадры кораблей из Алжира, Туниса, Марокко и т.д., однако это в корне неверно. Самый большой в Северной Африке флот, алжирский, в 1787–1790 годах имел аж девять шебек (вооружение кораблей насчитывало от 10 до 36 лёгких пушек) и целых два гребных галиота. При этом в 1790 году вооружены было лишь четыре небольших судна, на которых всегонаходилось 36 орудий. Один фрегат строился, а ещё два обещал султан. Остальные «флоты» Северной Африки были меньше алжирского. Лишь в 1792 году эскадра алжирских судов отправилась в Стамбул. Впрочем, в составе флота 1791 года упоминаются две алжирские и одна тунисская шебека.

Обратиться за помощью к африканцам султана вынудили большие потери и дезертирство в экипажах османских кораблей в 1788–1790 годах. Турки пошли на этот шаг только из-за острой необходимости: африканские корсары были плохо дисциплинированы, действовали самовольно, часто бунтовали и убивали своих офицеров.

В начале мая 1791 года мусульманский флот: 20 кораблей, 25 фрегатов, шесть шебек, пять бомбардирских судов, десять кирлангичей и 15 транспортов - вышел в море. Он должен был доставить подкрепления к обложенной русскими войсками Анапе и не позволить заблокировать эту крепость со стороны моря. В июне русский Черноморский флот получил от осаждавшего Анапу генерала Гудовича сообщение о том, что у Днестровского лимана появился большой турецкий флот. 10 июня контр-адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков вывел в море эскадру: 16 кораблей, два фрегата, три бомбардирских корабля, девять крейсерских судов, 13 бригантин и три брандера. Ну а дальше начинается самое интересное.

Дело в том, что наш читатель знаком во всех подробностях только с русской версией дальнейших событий. Турецкие источники в исследованиях либо игнорировались полностью, либо были недоступны. Теперь же появилась возможность с ними ознакомиться. Поэтому далее мы будем приводить две версии событий. Турецкая основана на книгах историков Идриса Бостана, Тунджа Зорлу и Али Ризы Исипека, а русские данные базируются на документах из МИРФ (Материалы для истории русского флота в 17 томах), книгах Владимира Овчинникова, Роджера Чарльза Андерсона и статьях из «Морского Атласа».

Встреча двух флотов

Согласно русской версии, 11 июня 1791 года Ушаков заметил неприятельский флот у мыса Айя на южном берегу Крыма. Турки сражения не приняли и взяли курс на юг. Ушаков гнался за ними четыре дня, но так и не настиг. По данным турецкого историка Исипека, обе стороны начали готовиться к бою, однако им помешал полный штиль, длившийся четыре дня. Потом ветер задул со стороны русских. Ушаков оценил силы противника в 18 линейных кораблей, десять тяжёлых и семь лёгких фрегатов, а также 22 мелких судна - всего 57 единиц. Контр-адмирал имел возможность сблизиться с османами, но не рискнул. Своё решение русский командующий объяснял тем, что после четырёхдневной погони имел всего десять линкоров из шестнадцати (шесть были отнесены мористее из-за поломок в рангоуте и обросших днищ). Турки считают, что флот русских оказался разбросан, тогда как османский держался компактно, что и заставило Ушакова отступить.

16 июня русские вернулись в Севастополь. Ушаков отписался Потёмкину о походе, сообщив, что через пять–семь дней он исправит повреждения и снова выйдет на поиски противника. Ремонт меж тем затянулся на месяц. 23 июля граф Войнович, главнокомандующий Черноморским флотом и портом Севастополь, был отправлен в отставку. Ушаков стал полновластным руководителем не только эскадры, но и всего флота. 29 июля он рапортовал Потёмкину, что ремонт кораблей завершён и он готов выйти в море. Утром 16 линейных кораблей, два бомбардирских судна, два фрегата, один брандер, одно репитичное судно и 17 крейсерских судов покинули порт и направились на поиски османского флота.

Состав эскадры Ушакова:

Наименование

Пушки

Примечания

«Рождество Христово»

Флаг контр-адмирала Ушакова

«Иоанн Предтеча»

«Мария Магдалина»

Флаг бригадира Голенкина

«Святой Владимир»

Флаг капитана бригадирского ранга Пустошкина

«Святой Павел»

«Преображение Господне»

«Святой Георгий Победоносец»

«Святой Александр Невский»

«Святой Андрей Первозванный»

«Святой Иоанн Богослов»

«Святой Пётр Апостол»

«Царь Константин»

«Феодор Стратилат»

«Святой Леонтий Мученик»

«Навархия Вознесение Господне»

«Святой Николай»

«Святой Нестор Преподобный»

«Макроплия Святого Марка»

Одно репитичное судно, два бомбардирских корабля, 17 крейсерских судов

Турки после манёвров в июне отошли к мысу Калиакрия на современном болгарском побережье Чёрного моря, где бросили якорь. В полдень 31 июля Ушаков обнаружил турецкий флот. Османами командовал капудан-паша Гиритли Хуссейн, а его помощником, главным «патрона», был назначен алжирский адмирал Сейди-Али (в русских источниках Саид-Али).

Состав османской эскадры:

Наименование

Пушки (примерное количество по данным турецких историков)

Примечания

Линейные корабли и поставленные в линию

«Муккаддиме-и Нусрет»

Флаг Сейди-Али

«Бахр-и Зафер»

Флаг капудан-паши Гиритли Хуссейна

«Анка-йи Бахри»

«Фейз-и Худа»

Флаг турецкого «патрона» (вице-адмирала)

«Нювид-и Фюттух»

Флаг турецкого «рийале» (контр-адмирала)

«Хилал-и Зафер»

«Фетхуль-Феттах»

«Месудийе»

«Инайет-и Хакк»

«Укаб-и Бахри»

«Бед-и Нусрет»

«Бурдж-и Зафер»

Флаг «патрона Тунус» (тунисского вице-адмирала)

«Шехбаз-и Бахри»

«Тевфик-уль Илах»

«Фатих-и Бахри»

Флаг «Рийале Джезаир» (алжирского контр-адмирала)

«Бешир-и Зафер»

«Феда-и Нусрет»

Зафрахтованный корабль

«Умман-и Бахри»

Зафрахтованный корабль

«Келем-Бахри»

Приватир, Флаг «патрона Джезаир» (Алжирского вице-адмирала)

«Тунус Ибрагим-капудан»

Приватир с тунисским экипажем

Фрегаты и приватиры

«Булад-и Бахри»

«Джейран-и Бахри»

«Дад-и Хакк»

«Мазхар-и Саадет»

«Мазхар-и Хидайет»

«Баис-и Нусрет»

«Тевфик-и Худа»

«Хедийе-и Хакими Фас»

«Рехбер-и Нусрет»

«Хедийе-и Девлет»

«Бидает-уль Фютух»

«Неджм-и Зафер»

«Саййад-и Бахри»

«Берид-и Фютух»

«Кайд-и Зафер»

«Каплан-Башлы»

«Пейк-и Нусрет»

«Туджар»

Фирката (фрегат; употреблялось в значении каперского или крейсерского судна, то есть корабля, предназначенного для разбоя и каперства)

«Эски Москов актармаси»

«Мидилли»

«Ени Тылсым-Бахри»

Бомбардирский корабль

«Берк-и Хафиз»

Бомбардирский корабль

«Рад-и Бахри»

Бомбардирский корабль

«Шихаб-и Хафиз»

Бомбардирский корабль

«Сагир кучук»

Бомбардирский корабль

Алжирская и тунисская эскадры шебек

«Пейк-и Зафер»

«Хисн-и Газат»

«Мерих-и Бахри»

«Тунус Рийале»

Тунисская шебека

«Джезайир Патрона»

Алжирская шебека

«Джезайир Рийале»

Алжирская шебека

Пять бомбардирских судов, десять кирлангичей, 15 мелких судов

Турецкая эскадра

Первое, что бросается в глаза в приведённом списке, - слишком большое собрание судов разного ранга и разной боевой ценности, сдобренное к тому же большим количеством иррегулярных экипажей, которые конфликтовали с регулярными моряками: берберийские пираты были шиитами, тогда как основное население Османской империи, из которого комплектовался флот, придерживалось суннизма. Сами турки оценивают свою эскадру в 20 кораблей, 25 фрегатов, шесть шебек, пять бомбардирских судов, десять кирлангичей и 15 транспортов, тогда как Ушаков в рапорте Потёмкину от 5 августа 1791 года сообщал о 18 кораблях, 17 фрегатах и множестве мелких судов. В принципе, разночтения особого нет, если учесть, что «Келем-Бахри» и «Тунус Ибрагим-капудан» турки относят к линкорам, хотя, скорее всего, это были зафрахтованные большие турецкие частные корабли.

Безусловно, самыми сильными в турецкой эскадре были 74-пушечный «Муккаддиме-и Нусрет» и 72- или 82-пушечный «Бахр-и Зафер». Первый из упомянутых линейных кораблей, построенный французскими кораблестроителями по французским же чертежам, был спущен на воду в Стамбуле в 1787 году. Это был стандартный 74-пушеник, двухдечный корабль со, скорее всего, стандартным вооружением данного типа линкоров. Второй, «Бахр-и Зафер», был совершенно новым кораблём, спущенным на воду в 1789 году. Его размерения - прежде всего длина по килю, приводимая в турецких источниках как равная 42 м, - почему-то были меньше «Муккаддиме-и Нусрет» (длина по килю 45,1 м) и соответствовали длине стандартного турецкого 72-пушечника. К примеру, 72-пушечный «Фейз-и Худа», построенный в 1789 году в Синопе, и «Анка-йи Бахри» имели длину 41,7 м. Это позволяет предположить, что «Бахр-и Зафер» был всё же либо 72-пушечником, либо его перегрузили пушками, сделав 82-пушечным флагманским кораблём.

Из фрегатов только первые шесть несли штатное вооружение, остальные же имели от 20 до 30 пушек. В общем, несмотря на большое количество кораблей, реальная сила эскадры Хуссейна и Сейди-Али была маленькой.

Однако вернёмся к описанию сражения. Дул северный ветер. Ушаков шёл в бакштаг на запад в трёх походных колоннах. Турки стояли за мысом Калиакрия в трёх колоннах с юго-востока на северо-запад.

Сражение при Калиакрии: русская версия

Контр-адмирал Ушаков не стал перестраиваться в линию. В 14:45, миновав мыс Калиакрия, он провёл свои колонны между турецкими батареями на побережье и стоявшим ещё на якоре османским флотом. Этот поступок поверг противника в панику. Некоторые турецкие корабли стали рубить канаты и вываливаться под ветер, пытаясь построить линию. Первым следовал «Муккаддиме-и Нусрет» Сейди-Али, за ним пытался держаться Хуссейн, но «Бахр-и Зафер» имел некомплект в экипаже и вскоре отстал. Ушаков на линейном корабле «Рождество Христово» прошёл перед носом у алжирца, дал продольный залп, повредил бушприт неприятеля, прошёл за корму и вдребезги разнёс его руль. Два следовавших за «Муккаддиме-и Нусрет» корабля прикрыли своего адмирала и помогли Сейди-Али уйти под ветер.

Вскоре подошли ещё несколько османских кораблей, и «Рождеству Христову» пришлось вести бой на оба борта с четырьмя линкорами. Постепенно в сражение вступали другие русские корабли: «Святой Александр Невский», «Иоанн Предтеча» и «Феодор Стратилат». «Навархия Вознесение Господне» под командованием Дмитрия Сенявина держался чуть поодаль, но бил полными залпами по трём неприятельским фрегатам. 66-пушечник «Мария Магдалина» сражался с двумя турецкими кораблями.

Около 15:15 Ушаков опять атаковал «Муккаддиме-и Нусрет», но тот смог уйти. Турки всё же выстроили линию. Русские к 16:30 также перестроились в кильватерную колонну, и бой разгорелся с новой силой. За это время «Рождество Христово» пытался выбить из линии и потопить «Муккаддиме-и Нусрет» - самый сильный корабль турецкого флота, который Ушаков посчитал флагманом («капудание»). К 20:30 на нём удалось сбить фор-стеньгу и грота-рей. Корабль Сейди-Али вывалился из линии, ушёл под защиту двух фрегатов и начал удаляться от места боя, тем самым дав сигнал остальным турецким кораблям бежать. Сам алжирский адмирал был тяжело ранен.

Увлёкшийся боем Ушаков очутился со своим кораблём в середине турецкого флота. Левым бортом он отбивался от двух больших фрегатов, а с кормы и правого борта его атаковали два турецких линкора. Но вскоре на выручку контр-адмиралу подошли отставшие передовые корабли «Святой Александр Невский», «Иоанн Предтеча» и «Феодор Стратилат». В 20:00 в сгущающейся темноте и дыму разбитая турецкая эскадра спешно покидала поле боя. В 20:30 дым окутал место сражения. Бой прекратился.

Сражение при Калиакрии: турецкая версия

Когда Ушаков обнаружил османский флот, дул неблагоприятный для турок северо-северо-восточный ветер. Хуссейн приказал рубить канаты. Однако Сейди-Али с тунисскими и алжирскими судами, не слушая приказов капудан-паши, сдрейфовал к югу и тем самым расколол флот на две группы. Хуссейн сразу подал корсару сигнал, приказывая ему вернуться и вместе атаковать противника. Однако Сейди-Али, следуя, скорее всего, излюбленной корсарской тактике, решил атаковать авангард Ушакова и отрезать его. Но оказалось, что русский авангард состоял из самых сильных судов, и вскоре Сейди-Али сам был окружён и отрезан от основных сил. Часть турецких кораблей пришла на помощь алжирцу и смогла спасти его, однако из-за необдуманного поступка «патрона» Хуссейна османский флот сломал боевой порядок.

К 15:00 турки смогли выстроить некоторое подобие линии. Хотя Ушаков с помощью Сейди-Али и разрезал османскую эскадру надвое, ни один из турецких кораблей не покинул место боя. Они отбили атаку русских, пусть и с большими потерями для себя. Сумерки развели флоты. Хуссейн приказал ремонтироваться и на следующий день продолжить бой, однако Сейди-Али и тут сыграл деструктивную роль.

«Муккаддиме-и Нусрет» был сильно повреждён, сам Сейди - тяжело ранен, потери убитыми и ранеными в экипаже составляли до трети команды. Капитан корабля, алжирец, самовольно взял курс на Константинополь. Примеру «патрона» последовали семь или восемь османских кораблей. Попытки Хуссейна сигналами остановить их и вернуть к эскадре просто игнорировались. Тем не менее капудан-паша планировал 1 августа с оставшимися кораблями атаковать русских, считая, что они также сильно повреждены после боя. Однако начавшийся шторм помешал этим планам. Турецкая эскадра взяла курс на Константинополь.

Султан Селим III, узнав результаты сражения, пришёл в ярость. В ответ на просьбу Хуссейна ещё раз вывести корабли в море он ответил:

«Мой командующий флотом и капитаны моих кораблей просто оскорбили меня. Я не ожидал от них такого поведения. Горе моему уважению, которое я к ним питал!»

Потёмкин, получив известие об этой победе, порвал уже подписанный договор и продиктовал туркам новый, более выгодный для России.

После сражения у Калиакрии Османская империя поняла, что война проиграна. К турецким представителям на мирных переговорах в Яссах срочно отправились курьеры с наказом подписывать с Россией перемирие на любых условиях. Османы, всерьёз опасаясь русских десантов, судорожно начали укреплять подходы к Босфору и крепостям Проливов.

Турецкое морское могущество было окончательно сломлено.

Гангутское сражение

Гангутское сражение - морское сражение во время Северной войны 1700-1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия). Битва состоялась в Балтийском море между русским и шведским флотами и считается первой в истории России морской победой русского флота.

К весне 1714 года Россия должна была нанести серьезное поражение шведскому флоту, чтобы окончательно решить вопрос о выходе к Балтийскому морю. В конце июня 1714 года русский гребной флот, состоявший из 99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом под командованием генерал-адмирала графа Ф.М. Апраксина, сосредоточился в бухте Тверминне, чтобы высадить войска для усиления русского гарнизона в Або. Путь русскому флоту преградил шведский флот из 15 линейных кораблей, трёх фрегатов, двух бомбардирских кораблей и девяти галер под командованием Г. Ватранга.

Одержать победу помог обманный манёвр. Пётр I, намереваясь привлечь внимание противника, велел часть своих галер перебросить в район севернее Гангута. В ответ Ватранг направил к северному побережью полуострова небольшой отряд во главе с контр-адмиралом Эреншёльдом. Другой отряд под началом вице-адмирала Лиллье должен был нанести удар главным силам русского флота. Воспользовавшись разделением сил шведов и тем, что из-за погоды шведские парусные корабли утратили манёвренность, Пётр отправил против отряда Эреншёльда авангард под командованием командора М.Х. Змаевича, который заблокировал шведские корабли у острова Лаккиссер, и еще один отряд против кораблей Лиллье. Ватранг, думая, что другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, отозвал отряд Лиллье, освободив таким образом прибрежный фарватер. Тогда граф Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по нему к своему авангарду, который в 14 часов 27 июля (7 августа) атаковал отряд Эреншёльда и наголову разбил его. Все корабли шведов были взяты на абордаж и захвачены.

Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя были захвачены все десять кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Сражение при Гренгаме

Сражение при Гренгаме - морское сражение, произошедшее 27 июля (7 августа) 1720 года в Балтийском море около острова Гренгам (южная группа Аландских островов). Оно стало последним крупным сражением Великой Северной войны.

После Гангутского сражения Англия, обеспокоенная возрастанием могущества русского флота, заключила военный союз со Швецией и направила объединённую эскадру к Ревелю (ныне Таллин), где в это время находилась одна из военно-морских баз Балтийского флота. Пётр I, узнав об этом, приказал переместить русский флот от Аландских островов к Гельсингфорсу (Хельсинки), а около эскадры оставить несколько лодок для патрулирования. Вскоре одна из этих лодок, сев на мель, была захвачена шведами. В результате Пётр велел возвратить флот обратно к Аландским островам.

26 июля (6 августа) русский флот под командованием М. Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок приблизился к Аландским островам. Разведывательные лодки русских заметили шведскую эскадру между островами Ламеланд и Фритсберг. Из-за сильного ветра атаковать её было невозможно, и Голицын принял решение идти к острову Гренгам с целью подготовки хорошей позиции среди шхер.

Когда 27 июля (7 августа) корабли русских приблизились к Гренгаму, флот шведов под командованием К.Г. Шёблада, имея 156 орудий, неожиданно снялся с якоря и пошёл на сближение, подвергнув русских массированному обстрелу. Русский флот стал поспешно отступать на мелководье, куда и попали преследовавшие его шведские корабли. На мелководье более маневренные русские галеры и лодки перешли в атаку и сумели взять на абордаж четыре фрегата (34-пушечный «Стор-Феникс», 30-пушечный «Венкер», 22-пушечный «Кискин» и 18-пушечный «Данск-Эрн»), после чего оставшаяся часть шведского флота отступила.

Результатом сражения при Гренгаме стал конец шведского влияния в Балтийском море и утверждение на нём России. Битва приблизила заключение Ништадтского мира.

Чесменское сражение

Чесменское сражение состоялось 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года между российским и турецким флотами в Чесменской бухте.

В 1768 году после начала русско-турецкой войны Россия предприняла так называемую Первую архипелагскую экспедицию, отправив несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, чтобы отвлечь внимание противника от Черноморского флота. Во время нее две эскадры адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона под общим командованием графа Алексея Орлова обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты на западном побережье Турции.

5 июля российский флот начал занимать позиции против турецких судов в в Хиосском проливе, которые вскоре открыли упреждающий огонь. Между сторонами завязался бой, в результате которого турецкие силы отступили в Чесменскую бухту под прикрытие собственных береговых батарей.

В Чесменской бухте 6 июля в течение дня российские суда обстреливали турецкий флот и береговые укрепления с большого расстояния. К вечеру бомбардирский корабль «Гром» встал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал обстрел турецких судов, открыв путь для прибытия остальных кораблей эскадры. После взрыва второго турецкого корабля в ночь на 7 июля российские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры, один из которых под командованием лейтенанта Д. Ильина был взорван, благодаря чему были подожжено и выведено из строя большинство оставшихся турецких кораблей.

К 8 утра бой в Чесменской бухте был окончен. В результате русскому флоту удалось серьёзно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

Роченсальмские сражения

Первое Роченсальмское сражение - морское сражение между Россией и Швецией, произошедшее 13 (24) августа 1789 года на рейде шведского города Роченсальм и завершившееся победой русского флота.

22 августа 1789 года шведский флот общим числом 49 кораблей под командованием адмирала К. А. Эренсверда укрылся на Роченсальмском рейде среди островов возле современного финского города Котка. Шведы перегородили единственный доступный для крупных судов пролив Роченсальм, затопив там три судна. 24 августа 86 русских кораблей под командованием вице-адмирала К.Г. Нассау-Зигена начали атаку с двух сторон. Южный отряд под командованием генерал-майора И.П. Балле в течение нескольких часов отвлекал на себя основные силы шведов, в то время как с севера пробивались основные силы русского флота под командованием контр-адмирала Ю.П. Литты. Корабли вели огонь, а особые команды матросов и офицеров прорубали проход. Через пять часов Роченсальм был расчищен, и русские ворвались на рейд. Шведы потерпели поражение, потеряв 39 кораблей, в том числе адмиральский, захваченный в плен. В сражении отличился командующий правым крылом русского авангарда Антонио Коронелли.

Второе Роченсальмское сражение произошло 9-10 июля 1790 года. В этот раз шведские военно-морские силы нанесли поражение российскому флоту, что привело к окончанию русско-шведской войны на невыгодных для России условиях.

После неудачной попытки штурма Выборга в июне 1790 года остатки шведских кораблей отошли к Роченсальму и начали готовиться к предполагаемой атаке русских, чьи суда подоспели к месту бегства противника к 9 июля. Начальник русского гребного флота в Финском заливе вице-адмирал Карл Нассау-Зиген начал бой без предварительной разведки. В результате с самого начала битвы её ход оказался благоприятным для шведского флота, несмотря на значительное превосходство русских в личном составе и корабельной артиллерии.

В первый день сражения русские корабли были отброшены ураганным ветром и обстреляны с берега шведскими береговыми батареями, галерами и канонерскими лодками. После этого шведы переместили канонерские лодки на левый фланг и смешали строй русских галер. В ходе отступления большинство русских галер, а вслед за ними фрегатов и шебек было разбито штормовыми волнами, затонуло или опрокинулось. Несколько русских парусных судов, вставших на якорь на боевых позициях, было взято на абордаж, захвачено в плен или сожжено. Утром следующего дня остатки русского флота были окончательно отогнаны от Роченсальма.

Вторая битва при Роченсальме считается одной из крупнейших военно-морских операций во всей военно-морской истории.

Битва при мысе Тендра (сражение у Гаджибея)

Сражение у мыса Тендра (сражение у Гаджибея) - морское сражение на Чёрном море в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов между русской эскадрой под командованием Ф.Ф. Ушакова и турецкой под командованием Гасана-паши. Произошло 28-29 августа (8-9 сентября) 1790 года около Тендровской косы.

После присоединения Крыма к России началась новая русско-турецкая война. Сформированная близ Очакова галерная флотилия и эскадра контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова должны были дать бой Гасан-паше, сосредоточившему все свои силы между Гаджибеем (ныне Одесса) и мысом Тендра для реванша за поражение в битве у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 г. И когда со стороны Севастополя Гасан обнаружил русские корабли, турки, несмотря на превосходство в силах, стали спешно отходить к Дунаю.

Далеко уйти им не удалось. Вскоре русские корабли выстроились в боевой порядок и завязали сражение. Под мощным огнем русской линии противник начал уклоняться под ветер и приходить в расстройство. Подойдя ближе, русские со всей силой обрушились на передовую часть турецкого флота. Флагманский корабль Ушакова «Рождество Христово» вел бой с тремя кораблями противника, заставив их выйти из линии.

К 17 часам вся турецкая линия была окончательно разбита. Теснимые русскими, передовые неприятельские корабли повернулись к ним кормой, чтобы выйти из боя. Их примеру последовали и остальные суда, ставшие в результате этого маневра передовыми.

На рассвете следующего дня оказалось, что турецкие корабли находятся в непосредственной близости от русских, фрегат которых «Амвросий Медиоланский» и вовсе оказался среди вражеского флота. Но так как флаги еще не были подняты, то турки приняли его за свой. Находчивы командир, капитан М.Н. Нелединский, снявшись с якоря с другими турецкими судами, продолжил следовать за ними, не поднимая флага. Понемногу отставая, Нелединский дождался момента, когда опасность минует, поднял Андреевский флаг и ушел к своему флоту.

Преследование турецких кораблей продолжилось, пока не был окончательно разбит флагманский 74-пушечный корабль Саид-бея «Капудания». Русские моряки вступили на борт уже объятого пламенем неприятельского корабля, в первую очередь стараясь отобрать для посадки в шлюпки офицеров. При шквальном ветре и густом дыме последняя шлюпка с большим риском вновь подошла к борту и сняла Саид-бея, после чего корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота.

Сражение при Калиакрии

Сражение при Калиакрии - последнее в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов, состоявшееся 31 июля (11 августа) 1791 года в Черном море к северо-востоку от Болгарии.

Российский флот под командованием адмирала Ф.Ф. Ушакова в полдень 11 августа столкнулся со стоявшим на якоре недалеко от мыса Калиакра турецко-алжирским флотом под командованием Хуссейн-паши. Ушаков выстроил свои корабли в три колонны между османским флотом и мысом, несмотря на то что на мысе находились турецкие батареи. Командующий алжирским флотом Сеит-Али поднял якорь и последовал на восток, за ним последовал Хуссейн-паша с 18 линейными кораблями.

Российский флот повернул на юг, сформировав одну колонну, и затем атаковал отступающий флот противника. Турецкие корабли получили повреждения и в беспорядке бежали с поля боя. Сеит-Али был тяжело ранен в голову.

Битва приблизила окончание Русско-турецкой войны, которая закончилась подписанием Ясского мирного договора.

Синопское сражение


Утром 18 ноября (30 ноября) русские корабли оказались лицом к лицу с семью турецкими фрегатами и тремя корветами, расположенными лунообразно под прикрытием четырех батарей с 26 орудиями, а также двух транспортных судов и двух пароходов за боевой линией. В половине первого дня по первому выстрелу с 44-пушечного фрегата «Аунни-Аллах» был открыт огонь со всех турецких судов и батарей.

Засыпаемые снарядами, русские корабли продолжали продвигаться вперед к береговым батареям и турецким кораблям. Через некоторое время от многих из них ничего не осталось, а обломки турецких фрегатов засыпали береговые орудия огнем и пеплом, выведя их из строя. К половине второго пополудни в битву вступили русские пароходофрегаты «Одесса», «Крым» и «Херсонес» под флагом генерал-адъютанта вице-адмирала В.А. Корнилова. Силы турок к этому моменту истощились. Боеспособными остались лишь батареи №5 и №6, которые продолжали атаковать русские корабли до четырех часов, после чего также были разрушены.

14 (27) мая 2-я Тихоокеанская эскадра вошла в Корейский (Цусимский) пролив, чтобы прорваться к Владивостоку, но была обнаружена японским дозорным крейсером «Идзуми». Командующий Императорским флотом Японии адмирал Хейхатиро Того немедленно начал развертывание своих сил с целью навязать бой русским кораблям и уничтожить их. Так и произошло: около двух часов дня между сторонами завязалось сражение. Японские корабли, используя превосходство в эскадренной скорости, силе брони и скорострельности артиллерии, сразу сосредоточили огонь на головных русских кораблях. Спустя около полутора часов был уничтожен эскадренный броненосец «Ослябя», выведен из строя броненосец «Князь Суворов», а вице-адмирал Рождественский погиб. Потерявшая руководство русская эскадра попыталась оторваться от японского флота, но противник продолжал придерживаться изначальной тактики и уничтожал любые корабли, оказывавшиеся во главе колонн.

К ночи 15 мая в распоряжении контр-адмирала Н.И. Небогатова, принявшего командование эскадрой после гибели Рождественского, остались лишь пять кораблей. Другая часть смогла прорваться к Владивостоку, а три крейсера, в том числе «Аврора», ушли на юг и добрались до Манилы, где были интернированы.

15 (28) мая в бою погибли сражавшиеся самостоятельно один броненосец, один броненосец береговой обороны, три крейсера и один эсминец. В целом русский флот потерял в Цусимском сражении восемь эскадренных броненосцев, один броненосный крейсер, один броненосец береговой обороны, четыре крейсера, один вспомогательный крейсер, пять миноносцев и несколько транспортных судов. Два эскадренных броненосца, два броненосца береговой обороны и один миноносец сдались в плен японцам.

Когда мы вспоминаем морское сражение у мыса Калиакрия, история уводит нас в прошлое, и мы оказываемся в 1791 году.

Малыми силами

Чтобы понимать, насколько грандиозной была наша победа, надо иметь представление о том, какой мощью обладал противник. В распоряжении капитан-паши Гуссейна было 18 кораблей и 43 мелких судна, принадлежащих Алжиру, Триполитании, Тунису и Константинополю. Весь флот состоял из 16 кораблей, двух бомбардиров, двух фрегатов и 19 мелких суден. Возглавлял сражение у мыса Калиакрия полководец Ф. Ф.Ушаков.

Перед тем, как сделать остановку, пришлось попутешествовать по Черному морю. В июне корабли неприятеля показались у берегов Крыма около Балаклавы. Не имея сведений о том, что Анапа уже взята русскими, турецкий флот отправился в том направлении. Однако убедившись, что город занят, повернул обратно. В том же месяце на Дунае произошла битва, в которой турецкие войска были разгромлены. Но вражеский флот не оставлял надежды на победу. На их кораблях находилось огромное количество людей от 800 до 1500 на каждом. Турки надеялись на абордаж, а не на артиллерию.

Начало сражения

Неприятели стали на якорь около румелийского берега в районе Варны. Об этом Ушакову доложила разведка, и он принял решение вести в бой свою эскадру. Трудно представить, что всего несколько дней до этого наш флот не мог выйти в море. Возможно, эта задержка помогла русским оказаться в нужном месте и в нужное время. А произошла она из-за недостаточности снабжения и неподготовленности нескольких кораблей. Также еще не были получены сведения о том, где находятся корабли неприятеля. Ошибкой турецких войск было то, что они не смогли заранее узнать о том, что в их сторону движется противник. Если бы они вовремя выслали дозорный корабль, то сражение у мыса Калиакрия могло не состояться. К тому же, корабли противника были выстроены вдоль береговой линии и нападения с этой стороны они не ожидали, считая ее достаточно защищенной.

Хитрый маневр

Решил использовать момент неожиданности. Он направил свою эскадру как раз между берегом и кораблями противника. К тому же русским сопутствовал ветер. Сражение в Измаиле у мыса Калиакрия началось с внезапной атаки, которая вызвала панику на вражеских судах. Ведь даже их артиллерийские орудия были повернуты по направлению к морю, а значит, моряки не могли нанести ответные удары. Командующий турецким флотом отдал приказ своим кораблям выстроиться в боевую линию. Однако этот маневр дался им нелегко. Чтобы развернуть корабли, матросы турецкого флота начали рубить канаты. Времени на то, чтобы поднять якоря, у них не было. К тому же, торопясь перестроиться, корабли неприятеля сталкивались между собой, нанося друг другу повреждения: рвали паруса, ломали снасти.

Враг не пройдет

Алжирскими кораблями управлял адмирал Сейит-Али, который обещал турецкому султану привезти «Ушак-пашу». Под его руководством они попытались зажать головные корабли русского флота. Этот маневр был замечен адмиралом Ушаковым, который находился на корабле под названием «Рождество Христово». Именно на нем он обогнул алжирский корабль и атаковал его. На близком расстоянии судну неприятеля были нанесены тяжелые повреждения, сбита фор-стеньга и грот-марса-рей. Алжирцы отступили, но бой продолжался и матросы на корабле «Рождество Христово» продолжали героическую битву, обращая неприятелей в бегство. у мыса Калиакрия продолжалось три часа.

Что было дальше

Поражение турецкого флота было безоговорочным. Однако сильный ветер, помогавший русским, когда происходило сражение у мыса Калиакрия, стих, и на этот раз помог неприятелям скрыться. Однако когда они направлялись в Босфор, стихия вновь разыгралась, и некоторым судам не удалось вернуться на стоянку. Они пошли на дно. Турецкий флот пострадал значительно. Только на флагманском алжирском корабле погибло и было ранено 450 человек, он чуть было не затонул. Русские же потеряли всего 17 человек убитыми и 27 ранеными, кораблям почти не было нанесено повреждений. А те, что были, удалось очень быстро исправить.

Почему мы победили

Конечно, Ушаков сыграл главную роль в этом сражении. Правильно принятое им решение позволило выиграть время и обеспечило внезапность, которая так важна при проведении военных действий. Недаром за эту победу он был награжден орденом Святого Александра Невского. Его маневр, при котором нашей эскадре надо было пройти между берегом и кораблями неприятеля, был рискованным. Однако победителей не судят. К тому же, этот тактический прием был использован адмиралом Нельсоном во время русско-французской войны и также привел к победе. Отличные полководцы - это еще не все. Выучка матросов также имела большое значение, когда происходило сражение у мыса Калиакрия. А она у них была отменная, что позволило быстро реагировать и отражать атаки неприятеля и, в конечном счете, сохранило жизни людей.

Итоги войны

Интересно, что когда происходило сражение у мыса Калиакрия, дата которого 31 июля 1791 года, были подписаны предварительные условия о заключении мира между князем Репниным и великим визирем. В этот день жители Константинополя почувствовали реальную угрозу. Поврежденные корабли своим видом подтверждали слухи о том, что Ушаков скоро доберется до турецкой столицы. Это заставило Порта ускорить подписание заключения о мире. Хотя до этого дня он еще имел некоторые сомнения. Об этом говорил тот факт, что поражения турок не ослабляли их желание бороться дальше.

Иначе быть не могло

Они стремились усилить свою армию и флот, приглашая участвовать в войне другие страны. Укрепив свой флот, турки надеялись на победу именно на морской территории. Поэтому Ушаков получил приказ только атаковать. Генерал Г. Потемкин написал ему письмо, в котором прямо говорил о том, что от адмирала ждут победы. Ушаков не мог поступить иначе. Родина просила его о помощи, он должен был не допустить господство турок на Черном море. Сражение у мыса Калиакрия было решающей битвой, повлиявшей на исход войны и приблизившей ее завершение. После этого сражения Потемкин говорил о том, что турки начали бояться Российской империи. Ее мощь перестали ставить под сомнение. Сражение у мыса Калиакрия, по его словам, утвердило господство русского флота на северном Черноморском побережье, включая Крым.

Можно только восхищаться отвагой нашего черноморского флота во времена адмирала Ушакова. Хотя жизнь показала, что и сейчас наши моряки не уступают в подготовленности и храбрости своим предкам, которые жили и сражались за Россию в XVIII веке.