Интервью с преподавателем. Школа как мастерская мысли. Интервью с учителем года-­2014

Интервью с учителем

……………………………………..1 стр.

…………………………………………….2 стр.

………………….………………………..4 стр.

………………………………………5 стр.

……………………………………………6 стр.

Интервью с учителем

Герасимова

Ольга Александровна

Учитель высшей категории, победитель приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучший учитель Российской Федерации», Почетный работник общего образования, Ветеран труда, имеет медаль «300-летия Санкт-Петербурга», отличник народного образования.

Совсем недавно прошел один из самых важных праздников - День Учителя. Как вы можете помнить, в нашей школе проводился концерт, и музыка на переменах играла по заказу учителей. И все это для тех, кто нас учит. Но мы далеко не все знаем о них. И, во избежание данного нюанса, ученики решили взять интервью у одного учителя. Этим учителем стала, учитель географии, учитель высшей категории и просто хороший человек.

Вы – учитель географии, почему вы решил выбрать именно эту профессию?

Факторов было несколько, первым из них является влияние учителей. Это были не только учителя с большой буквы, но и очень хорошие люди.

За что вы любите свой предмет?

Это самый интегрированный предмет из всех. Он включает в себя не только гуманитарные науки , но и технические. Например, экономическое развитие страны – это скорее гуманитария, а вот расчет мест на карте - уже техническая.

Куда бы вы хотели съездить?

Ну, пожалуй, из-за нашего холодного климата, хочется в теплые страны, например, на Карнавал в Бразилию.

А если в России?

На Камчатку.

Все знают, что вы ведете кроме своего предмета еще и другие, вы являетесь классным руководителем , ездите с учениками в поездки. Как вам все это удается?

Просто для меня это всё интересно и познавательно. Ведь темп жизни всегда меняется, и надо ему соответствовать.

А вы помните ваш первый урок в качестве учителя географии?

Да.… Это был урок в 5 г классе, и в этом же классе я стала классным руководителем. Урок был о великих географических открытиях.

А какой у вас стаж работы?

И, пожалуй, заключительный вопрос. Как вы считаете, остались ли еще в мире неизведанные места?

Да, конечно. Рельеф все время меняется, и что-то появляется, что-то исчезает. Абсолютно точно есть еще неизведанные острова в океанах, Шангри-Ла, естественно, Бермудские треугольник.

Конечно, это далеко не все, но хоть что-то, теперь мы на шаг ближе к учителям. Не будем же забывать про них, злиться из-за оценок, может они, действительно, правы, что поставили именно 4, а не 5. Будем больше улыбаться им, здороваться и просто радоваться, что у нас именно эти учителя, такие добрые, заботливые, а главное интересные!

Интервью с учителем

Раиса Парфеевна

Этот преподаватель работает в нашей школе практически с ее основания. За годы работы в нашей школе Раиса Парфеевна учила литературе не одно поколение учеников.

Именно о том, как это – работать с детьми, что чувствуешь, когда обучил не одно поколение детей, мы и хотим спросить Раису Парфеевну.

И для начала, почему вы ведете именно этот предмет, а не любой другой?

Это самый интересный предмет, потому что великий, могучий русский язык самый красивый, образный и яркий.

Хотелось бы поинтересоваться: в каком году вы начали работать в нашей школе?

В 1964 году, то есть в 20 веке. Черепаха Тортилла, динозавр – конечно, не вымирающий, так я себя называю.

Были у вас дети, которым не давался этот предмет?

Все добивались успеха в силу своих способностей.

Насколько мы все знаем, ваша дочь работает вместе с вами, но преподает в младших классах. Как вы к этому относитесь? Удобно ли работать вместе с ней?

Мы работаем в разных профилях, и я удивляюсь тому, что она учит таких маленьких детей, потому что я на это не способна.

Были ли у вас свои классы, если да, то какие они были?

Конечно, были, я была классным руководителем. Классы были разными: и трудными, и легкими. Но это и было интереснее всего.

Гордитесь ли вы своей профессией?

Да, я горжусь! Как говорится в известном афоризме , нужно жизнь прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы. И я считаю, что своей работой хоть кому-нибудь, но принесла пользу.

Большое спасибо за то, что уделили нам время и ответили на вопросы.

Хотелось бы, чтоб таких учителей, как Раиса Парфеевна, было больше и
чтобы все они так любили свою профессию!

Так давайте будем любить и беречь наших учителей!

Поменьше кричать и внимательней слушать на уроках, уважительно относиться к ним.

Интервью с учителем

Надежда Николаевна

Этот год объявлен годом Учителя. И хочется сказать, что это люди, которые играют большую роль в жизни каждого из нас. Не было бы учителей, и не открыли бы новых стран, не изобрели бы самолетов, компьютеров и многого другого. Они учили нас и будут учить, и за это мы благодарны им! Каждый из них вложил в нас часть себя и помог понять наше место в жизни.

В этом году у нас появился новый предмет - физика, который ведет. На уроках физики ученики с интересом и вниманием слушают учителя. Эта учительница смогла нас заинтересовать своим предметом, помогла проникнуть в смысл физических явлений, которые мы проходим. Она интересно и образно объясняет законы физики, так что, казалось бы, совершенно отвлеченные и непонятные физические явления становятся доступными для каждого. Поэтому мне очень захотелось побеседовать с Делоян Надеждой Николаевной и узнать о ней побольше! Вот наш разговор…

Какой институт вы закончили?

Я закончила университет НПИ (ЮРГТУ) - что расшифровывается как Новочеркасский Политехнический Институт (сейчас Южно-Российский Государственный Технический Университет).

Сколько лет вы работаете в школе?

В школе я работала два с половиной года, а до этого я 5 лет работала в колледже .

В каком же вы колледже преподавали?

ГРК «Интеграунд» - в Государственном Региональном Колледже в Ставропольском крае.

Почему вы выбрали именно эту профессию?

В школе я училась в физико-математическом классе, плюс логический склад ума - вот поэтому.

А как вы учились в школе?

Ну, в аттестате у меня было три четверки: по русскому языку, химии и английскому языку . Все остальное на пять! В школе я получила специальность оператора ЭВМ.

Где и в какой школе вы учились?

Интервью с учителем

Данилова

Любовь Ивановна

- очень добрый и отзывчивый преподаватель группы продленного дня, а также она ведет уроки в начальных классах. Она работает в нашей школе уже целых 14 лет, а всего – больше 50 лет. Любовь Ивановне была присуждена грамота Министерства образования за воспитательную работу . Также ей была вручена медаль к 300-летию Санкт-Петербурга. За годы её работы в нашей школе ей в трудовую книжку было записано много благодарностей от администрации школы. Любовь Ивановна, по её словам, просто не знает другой работы, где бы было так приятно трудиться.

Любовь Ивановна, что вам нравится в вашей работе?
- То, что нет рутины, все дни получаются разными. Каждый день непредсказуем - это придаёт энтузиазм!
- В какие игры вы играете с ребятами в ГПД?
- Дети любят творческие игры, а еще мы часто проводим соревнования по шахматам и шашкам.
- О чём Вам нравится рассказывать ребятам на занятиях?
- Мы часто говорим об этикете, обо всем, что связано со знаменательными датами…
- Труднее ли стало заботиться о маленьких ребятах из начальной школы, чем раньше?
- Да, с каждым поколением все больше трудностей.
- А чем Вы увлекаетесь сами?
- Люблю читать, кроссворды разгадывать, очень люблю готовить.
- Когда ребята вырастают и больше не ходят в ГПД, Вам интересно, как они дальше учатся, какими становятся?
- Да, конечно!
Профессия воспитателя ГПД очень увлекательна. Каждый день приносит новый опыт, а общение с детьми - радость. Ведь всегда приятно знать, что те маленькие ребята из группы продленного дня, которым воспитатель когда-то помогал делать уроки, о которых заботился, водил на прогулки, теперь выросли и стали взрослыми, самостоятельными, успешными людьми.

Варданян Левон, 8б класс

"– Валентина Викторовна, расскажите о себе и о своей профессии.
- Я учитель русского языка и литературы.
- Где вы учились?
- Училась в Карельском Государственном педагогическом институте.
– Почему Вы выбрали эту профессию?
- Я люблю литературу, интересуюсь театром. В школе были учителя, с которыми было очень интересно. Я училась в Петрозаводске, сменила несколько школ и до 6 класса была в числе троечников, а в 6 классе мой классный руководитель посмотрел на меня по-новому. Екатерина Ивановна давала мне поручения, с которыми я охотно справлялась. Она дала возможность проявить себя. Так я стала на долгие годы лидером, изменила отношения к учебе, а самое главное поняла, как встреча с настоящим учителем может изменить человека. Поэтому вопроса «Кем быть?» не стояло.
- Работали ли вы в школе? Как долго?
- 6 лет я работала в Шуйской средней школе.
– Чем Вас привлекает Ваша профессия?
- Учитель - это благородная работа.
- Что значит для Вас быть Учителем?
- Быть учителем значит давать знания, учить профессии, воспитывать, обучая. Уважать личность, тех, с кем ты работаешь, не унижать детей, а значит, не ронять и свое человеческое достоинство. Я думаю, что у меня есть недостатки, но в одном я уверена: я никогда не сводила счеты со своими учениками.
- Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим Учителем?
- Производили впечатление многие преподаватели, не только в школе, но и в ВУЗе. Я много читала о профессии учителя, смотрела фильмы о школе. Учитель математики в 9 школе нам советовала смотреть как можно больше фильмов.
- В чём Вы видите "секрет" своего педагогического успеха?
- Несмотря на звание, не могу сказать, что я владею педагогическим мастерством. Я ответственно отношусь к своей профессии. Как говорил К.И. Чуковский: «Если хочешь быть любимым – люби». Люби свой предмет, люби своих студентов, страну, в которой ты живешь. Тогда и придет ощущение ответственности за свое дело.
- Что Вы считаете своим главным педагогическим достижением?
- Главным педагогическим достижением является то, что многие мои студенты выбрали профессию учителя, работают в школе.
- Что является самым сложным в Вашей работе?
- Евгений Ямбург о беде современной школы сказал так: «Школа - это место, где ученики мешают учителю работать с бумагами». Я бы предпочла работать со студентами, одаренными студентами, нежели работать с документами.
- Вы были завучем ППК, как долго Вы проработали в этой должности? Насколько это сложно?
- В непростые годы я была заместителем директора 15 лет. Работать было интересно. В эти годы педагогическое училище получило официальный статус колледжа, вводились новые направления подготовки специалистов. Тесно сотрудничали с ВУЗами по программе сквозного обучения. В состав колледжа входил лицей, в котором одаренные дети изучали математику и филологические дисциплины и по результатам экзаменов поступали в педагогический университет.
– В чем, по Вашему мнению, заключаются достоинства и недостатки Вашей профессии?
- Достоинства заключается в том, что работаешь с молодыми и на некоторое время отодвигаешь мысли о возрасте. К недостаткам откровенно можно отнести эмоциональное выгорание.
– Нужны ли какие-то особые качества человеку, который решил стать специалистом в этой области?
- Конечно, необходимо быть человечным, уметь сопереживать, сострадать, сорадоваться, иначе никакие знания не спасут.
– На какую профессию похожа Ваша работа и что в этих профессиях общего?
- Ни на какую. Профессия учителя уникальна.
- Вы помните своих выпускников? Общаетесь?
- Помню, часто навещают, все здороваются, я всех рада видеть.
- Кто был лучшим Вашим учеником в школе и в колледже?
- Не могу сказать, все дороги, с одними вижусь чаще, с другими реже, но всех очень люблю.
– И напоследок, традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать будущим педагогам – сегодняшним студентам?
- Я бы им пожелала здоровья, терпения и выдержки, и желания работать в профессии."

______________________________________________________________
P.S. Автор материала Алена Киселева, студентка 131 группы, становится участницей Конкурса творческих работ студентов «Я – Ньюсмейкер» в номинации «В центре внимания» (номинация интервью).
Вниманию студентов! Прием работ на конкурс осуществляется до 15 мая. Все поступившие работы публикуются на сайте колледжа. Итоги конкурса будут подведены на Студенческом форуме 24 мая.

Итак-с. Все мы когда-то пошли в школу в первый раз. Все мы помним, как нам хотелось или не хотелось учиться. Все мы помним, насколько нравился нам первый учитель.

Отправляя в школу своего ребенка, мы хотим быть уверены, что у него все будет отлично.

Что важно получить от начальной школы?...

Я думаю, что для каждого родителя (есстесно, я сейчас не говорю о заполошеных мамашках, которые искренне уверены в необходимости запихать в своего ребенка тонны нужной и ненужной информации и заставить его ходить на все возможные доп.занятия, перегружая его) ВАЖНО чтобы в начальной школе:

4. расширили кругозор

5. Не отбили желание учиться, показав что это интересно

6. И ГЛАВНОЕ: не поломали и не забили склонности и таланты ребенка.

Для начальной школы все таки лучше выбирать не сверхсильную школу (в будущем, вы всегда сможете перевестись, уже понимая что для вашего ребенка интересней), а Учителя. Т.е. Человека, который будет проводить с вашим ребенком добрую половину дня (если не больше).

А потому, мне кажется, что лучше всего, пойти в школу, по месту прописки или которую вы выбрали, и познакомиться с теми педагогами, которые набирают первый класс.

Причем, не просто познакомится и задать стандартные вопросы, которые вас волнуют, а провести некое собеседование. Ведь грубо говоря - этот человек будет работать на вас.

Но все мы люди и понимаем, что и нам бы не понравилось, если пришла бы какая-то тетка и давай вас экзаменировать или допрашивать.

Потому, договорившись с педагогом о беседе, вспомните, о том, что вы ищете человека и беспокоитесь о своем ребенке. И начиная беседу, в первую очередь подчеркните, что вы бы хотели, чтобы вашему ребенку в школе было хорошо, спокойно, весело и интересно. А потому, вы бы хотели задать ряд вопросов педагогу о нем самом. Скажите, что вы понимаете, что некоторые вопросы будут неожиданные, попросите не удивляться, потому что первый учитель - это ведь так важно (педагоги с вами согласятся).

Предлагаю список вопросов.) (представьте, что вы проводите собеседование - но не оценку)

1. Вам нравится ваша работа? Почему?

2. Почему вы стали учителем?

3. Что вам больше всего нравится в вашей работе?

4. А что нет?

5. Что вы сейчас читаете? не по работе, а просто для себя.

6. Что вы считаете самым большим достижением в вашей учительской практике?

7. Как вы повышаете интерес и мотивацию ваших учеников?

8. Как вы относитесь к тому, что ваши ученики проявляют индивидуальность и отстаивают свое право на личное мнение? (вот тут внимание, хороший педагог понимает, что даже у малышей есть свое личное мнение)

9. О чем бы вы попросили рассказать ваших учеников, чтобы лучше познакомиться с ними?

10. Как вы поступаете с учениками, которые отличаются плохим поведением и воспитанием?

11. Чтобы вы хотели, чтобы ваши ученики помнили, после окончания начальной школы?

12. Какие особенные методы и технологии вы используете на ваших уроках?

13. Опишите идеальный урок, каким вы его представляете?

14. А у вас были когда-нибудь неудавшиеся уроки? Расскажите про самый худший? (может в начале карьеры, что запомнилось)

15. Назовите пять прилагательных, которыми вы можете описать себя?

16. Какие ваши личные качества вы считаете самыми полезными в учительской работе?

17.Расскажите о вашем представлении о школьном образовании?

18. Если бы у вас была возможность открыть свою школу, какой бы она была?

19. Какие темы в ваших предметах вам больше всего нравятся и почему?

20. Каким вы представляете идеального ребенка? (опять же внимание! идеальность - это рамки в которые загоняют)

Еще раз, напоминаю, не нужно показывать то, что вы проводите реальное собеседование, покажите, что вы обеспокоены, вам реально важно и интересно (люди любят, когда ими интересуются), обязательно поблагодарите за уделенное вам время, за согласие на встречу.

Ну и разумеется, сразу, по тому как человек отнесся к предложению встретиться, как вел беседу, что говорил - вы поймете, насколько он заинтересован в своей работе, любит ее, любит детей, какие позиции по отношению к детям имеет, ну и что за человек в целом.

Всем удачных бесед и отличных педагогов)

Мария Канатова, наш тайный агент в славном городе Тарту, взяла интервью у Леа Лембитовны Пильд, доцента и старшего научного сотрудника кафедры русской литературы Тартуского университета. Леа Лембитовна рассказала об учебе в Псковском музыкальном училище и Тартуском университете, о Заре Григорьевне Минц и «очеловеченном» научном общении, об атмосфере на кафедре русской литературы и изящности Юрия Михайловича Лотмана, о неожиданных вопросах иностранных студентов, увлечении фортепианной музыкой и положении филологии в мире.

- Первый вопрос: каким образом Вы попали на филологический факультет? Насколько мы знаем, Вы учились в музыкальном училище, после этого преподавали по классу фортепиано, и только потом поступили в Тарту. Расскажите об этом поподробнее.

Я думаю, что эти два заведения связаны между собой особым образом. Когда я поступила в музыкальное училище - это было в 74-м году - там еще преподавала сестра Юрия Михайловича Лотмана, Инна Михайловна Образцова, ныне покойная, она там была заведующей теоретическим отделением. Первый год я училась на заочном, но ее еще успела послушать. Это был какой-то знак, как я потом стала думать. А потом она ушла на пенсию, я перевелась на дневное отделение. Инну Михайловну заменил блистательный преподаватель, которого я до сих пор вспоминаю. Его звали Роман Евгеньевич Контаровский, он был заведующим теоретическим отделением, преподавал историю музыки и научил ее по-настоящему понимать (например, Пятую симфонию Шостаковича или балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» я до сих пор помню по темам).
В моем сознании эти два учебных заведения - Псковское музыкальное училище и Тартуский университет - связаны фигурами преподавателей, потому что и там, и здесь у нас были очень яркие преподаватели. Я не стала продолжать занятия музыкой просто потому, что не поступила в Таллиннскую консерваторию и решила, что это не мое. Моя мама когда-то училась и у Зары Григорьевны, и у Юрия Михайловича, но не в университете, а в Тартуском учительском институте, когда они еще там преподавали, это было начало 50-х. И она высказала такую мысль, что я могла бы попробовать поступить сюда, что я и сделала. Я считаю, что это оказалось очень правильным решением.

- А как скоро Вы поняли, что хотите заниматься наукой?

Как ни странно, я с самого начала почему-то об этом думала. Я понимаю, что это с моей стороны было крайне самонадеянно. Почему? Потому что, когда я сюда поступила, я совершенно не имела представления о том, что такое анализ художественного текста. В школе (я закончила эстонскую школу в Печорах) мы этим никогда не занимались, но я читала какие-то литературоведческие труды, русскую литературу любила больше других литератур с ранних лет, знала, что если заниматься, то или Блоком, или Достоевским. И я вполне сознательно поступила в семинар прямо к Заре Григорьевне, а не, например, к Юрию Михайловичу, именно потому что Зара Григорьевна занималась этими двумя авторами. Как-то так получилось, что Зара Григорьевна обратила на меня внимание, и часть первой же моей курсовой работы она решила опубликовать в Блоковском сборнике (она была главным редактором этого издания с начала 1960-х гг., там публиковались, в основном, маститые ученые, студенты - не так часто). Конечно, это была абсолютно детская работа, но так все началось. Тогда для меня было очень важно, что все это (т.е. занятия Блоком, потом Чеховым) происходило рядом с Зарой Григорьевной. Поражали даже не столько ее научный талант и эрудиция (хотя, безусловно, и это), сколько человечность, доброжелательность, такт, выдержанность…

- Как формировался Ваш круг научных интересов?

Он формировался долго, то есть, скорее, все время расширялся, и опять-таки я не могла бы сказать, что формирование его закончилось. Сначала я написала, еще в семинаре, две работы по Блоку у Зары Григорьевны. Потом мы решили, что нужно как-то объединить литературоведческие интересы с музыкальными, и Зара Григорьевна дала мне тему "Звучащий мир в прозе Чехова", и два года был Чехов. Эти две темы, на самом деле, потом надолго определили круг моих интересов: русский символизм и литература второй половины ХIX века. После того, как я закончила университет, Зара Григорьевна решила, что я должна заниматься предсимволизмом. Она сама в это время писала статьи о предсимволизме и дала мне тему по Короленко (нужно было проанализировать, как он вписан в систему предсимволизма). А потом Зары Григорьевны не стало, это было в 90-м году, и это было катастрофой. Не только потому, что нужно было искать другого научного руководителя. Стало понятно, что такого, «очеловеченного» научного общения больше не будет. В течение какого-то времени я просто не понимала, что я буду делать. Потом придумала себе тему "Тургенев в восприятии русских символистов". Опять в центре - русский символизм, но уже гораздо более широкий круг авторов, а с другой стороны, - литературная традиция второй половины XIX века. После защиты диссертации (в 1999 г.) я вернулась к теме предсимволизма в том ракурсе, как его представляла себе Зара Григорьевна: это поэзия Случевского, мемуарная проза Ясинского, и, наконец, - Фет. Постепенно выяснилось, что поэзий Фета можно заниматься и совершенно самостоятельно. И, конечно, я занимаюсь эстонской литературой, прозой выдающихся эстонских писателей - Таммсааре, Кросса. Мы живем в Эстонии, поэтому странно было бы не видеть и не слышать того, что находится вокруг нас.

- Расскажите побольше о том, как это было: учиться у Юрия Михайловича, у Зары Григорьевны. У каждого, кто с ними сталкивался, тем более учился, есть что рассказать особенного. Что лично на Вас повлияло, на Вашу деятельность?

Опять-таки я вспоминаю второй курс, когда я перевелась на дневное отделение и поступила в семинар Зары Григорьевны. Жизнь в Тарту оказалась воплощением моих представлений о счастье, если считать счастьем полноту жизни и яркость впечатлений. Все это время мы практически каждый день, или через день, слушали лекции Юрия Михайловича и Зары Григорьевны. Я училась в эстонской группе, как закончившая эстонскую школу, и лекции по истории русской литературы первой половины XIX в. нам читала Любовь Николаевна Киселева .Но я еще параллельно ходила в русскую группу слушать Юрия Михайловича. Должна признаться, что на втором курсе я очень мало что понимала в содержании этих лекций. Было ощущение священного трепета, было понимание, что это выдающийся человек, совершенно особый. И это слушание лекций на втором курсе и общение, которое с Зарой Григорьевной и Юрием Михайловичем уже началось - это и было счастье. Было постоянное интеллектуальное и эмоциональное напряжение. Оно окрашивало все существование.
А потом мы, семинаристы, часто стали бывать у профессоров дома. Занятия наукой для Зары Григорьевны и Юрия Михайловича было образом жизни, стилем жизни. Они все время были заняты (не только писанием статей и корректурой изданий, но и чтением студенческих работ). Зара Григорьевна часто ложилась спать в два часа ночи; Юрий Михайлович, по-моему, вообще не ложился, я не знаю, спал ли он. Мы все знали, что он ночью сидит в кабинете и что-то пишет (и при этом слушает классическую музыку). В том году, когда я перевелась на дневное отделение, в семинаре у Зары Григорьевны нас было шестнадцать человек. Конечно, это безумно много. Удивительно, что в занятиях у Зары Григорьевны не было иерархии. Она никогда не говорила "я сейчас должна заняться своими делами или делами Юрия Михайловича, а ваши работы я потом прочитаю". Она занималась со всеми, даже с самыми слабыми студентками своего семинара. Она правила, дописывала, вписывала в студенческие работы целые фрагменты. Она радовалась, когда слабый студент делал хотя бы небольшие успехи. Это был именно стиль жизни, и поскольку мы с ним свыклись, мы не могли себе представить потом, что можно жить как-то иначе. Что ты отработал восемь часов, пошел домой, включил телевизор и забыл обо всем. Телевизора у Зары Григорьевны и Юрия Михайловича вообще не было, никогда.
Когда приходили студенты, конечно, все вместе накрывали стол, ставили чайник; всегда выходил из своего кабинета Юрий Михайлович. Он в быту был изящен: он вообще был очень изящный человек, даже когда читал лекции, было видно, что ему не все равно, как, например, сочетаются его жесты или одежда с тем, что он говорит. Я не знаю, насколько он над этим работал, потому что я его увидела уже абсолютно сложившимся человеком. Юрия Михайловича я воспринимала, конечно, с дистанции, потому что он не был моим научным руководителем, я видела его вот так, дома или на лекциях. А с Зарой Григорьевной у нас были более тесные отношения: с ней можно было говорить и «о жизни», она это любила. Она была демократична и не стремилась дистанцироваться от студентов, была для них всегда открыта. Хотя, когда мы сидели на семинаре и смотрели на нее, безусловно, все понимали, что это выдающаяся личность. У нее была редкая особенность, которую отмечали многие мемуаристы: она могла делать несколько вещей одновременно. Например, слушать доклады на студенческой конференции и писать свою статью. Или на семинаре сидеть, слушать реферат и что-то еще обдумывать. По ее лицу было видно, насколько она сосредоточена, она была необыкновенно красива в эти моменты. И вообще - красива.
И, в отличие от большинства женщин, серьезно занимающихся наукой, очень добра.

Моя мама рассказывала, что когда она ездила в Таллин на учительские курсы, собирались преподаватели со всей Эстонии, и когда Зара Григорьевна или Юрий Михайлович входили в аудиторию читать лекцию, то все учителя вставали. А если входил какой-то другой лектор, то не вставали (смеется). То есть абсолютно особое отношение.

- Как раз следующий вопрос: как изменилась атмосфера на кафедре с тех пор и что сохранилось?

Как вам сказать, мы были все-таки студенты, потом аспиранты. Когда мы приходили на кафедру, то наблюдали эту жизнь с некоторой дистанции. Конечно, атмосферу на кафедре определял Юрий Михайлович: уникальная личность, гениальный человек и ученый. И понятно, что когда в ученом сообществе находится такой человек, то вокруг возникает большое напряжение. Сосуществовать с ним рядом, я думаю, было непросто. И все равно, когда мы приходили, мы всегда видели только доброжелательность, ощущали уютную атмосферу.
Как эта атмосфера изменилась? Ну, изменилась, прежде всего, потому что нет больше Ю рия Михайловича и нет больше Зары Григорьевны, уникально одаренных людей. Но, несомненно, многое в атмосфере сохранилось. Я считаю, что у нас на кафедре сейчас сложилось сообщество тоже во многом уникальное, потому что у нас между собой хорошие взаимоотношения (вообще-то это редкость). Кроме того, мы усвоили, видимо, от своих учителей, что ничего нельзя делать поверхностно, чисто формально. И не только мы, но и молодое поколение, которое сейчас у нас работает, которое мы воспитали: Мария Боровикова, Дмитрий Иванов, Тимур Гузаиров - все они занимаются наукой глубоко и серьезно.
Один из основных смыслов нашей деятельности я вижу именно в том, что мы должны передать своим ученикам то, что получили от своих учителей.


- Вы читали лекции во многих европейских университетах. Расскажите как опыт преподавания, опыт коммуникации со студентами и общая атмосфера там отличаются от того, что происходит в Тарту - того, к чему Вы привыкли?

Когда приезжаешь в другое место, в тот же Милан, например, или Мюнхен, или в Ригу - ты совершенно не знаешь этой чужой среды, и ты предлагаешь что-то свое. Но понятно, что у тех, кто тебя слушает - итальянцы, или немцы, или латыши - у них есть свой культурный фон, и они воспринимают это с какой-то своей точки зрения, иногда совершенно неожиданной для меня как лектора. И в этом смысле, конечно, такой опыт чрезвычайно полезен, потому что он, в свою очередь, готовит к последующим неожиданностям. Как правило, они задают вопросы, эти иностранные слушатели, что несколько отличает их от наших студентов, потому что у нас бывают группы, где в течение семестра слышишь очень мало вопросов, даже встречались курсы, где вообще не задавали вопросов - это как-то разочаровывает. Скорее, за границей всегда бывает какая-то повышенная активность, повышенный интерес. Но, может быть, это объясняется просто приездом иностранного лектора. Я не знаю, как эти студенты ведут себя со своими преподавателями.

- Вы и в России читали лекции.

Да, последний опыт был как раз в Москве, в Московском университете (я читала лекции о поэзии Фета). Должна сказать, что на лекциях была прекрасная атмосфера. Слушатели были уже, наверное, подготовлены к таким лекциям Михаилом Сергеевичем Макеевым, - известным некрасоведом. Он сам был очень хорошим слушателем - компетентным, заинтересованным, внимательным.

- Каковы Ваши ненаучные интересы?

Основной мой ненаучный интерес - это музыка. Так получилось, что я перестала играть на фортепиано, но зато я очень много слушаю. Если раньше не любила музыку современных композиторов, даже очень талантливых, то последнее время я стала их слушать (Шнитке, Пярт, Губайдуллина). В Москве есть радиостанция «Орфей», транслирующая классическую музыку, как они сами говорят, единственная радиостанция такой направленности в России. Если я дома, у меня это радио звучит с самого утра и часов до десяти вечера. Еще я люблю слушать одни и те же произведения в разном исполнении. Допустим, Марта Аргерих и Альфред Брендель играют произведения Шуберта или Рихтер и Глен Гульд играют Баха и т.д. Я предпочитаю, конечно, фортепианную музыку, но в последнее время все больше увлекаюсь вокальными жанрами (очень люблю Чечилию Бартоли, Юлию Лежневу). Недавно как-то особенно увлеклась еще балетными спектаклями - вдруг открыла для себя масштаб одаренности Николая Цискаридзе и поразилась, что в наше время живут люди, универсализм таланта которых, скорее, ассоциируется с эпохой Возрождения…

- Ну и напоследок такой общий, очень широкий вопрос. Что Вы думаете о настоящем филологии и каким видите ее будущее?

Любой филолог скажет Вам, что настоящее филологии - не очень радостное: инвестиции финансов в гуманитарные дисциплины невелики. Но, в принципе, такое положение характеризует филологию не только в Эстонии или в России, но и во всех европейских странах, можно сказать, во всем мире. Все-таки мне кажется, что будущее у филологии есть, но филологией, скорее всего, будет заниматься небольшое количество людей (как, впрочем, и сейчас), для которых это интересно, важно - я имею в виду литературу в данном случае. Я думаю, что здесь массовость не обязательна.

Фотографии Екатерины Вансович.

Учитель – профессия дальнего действия .

Интервью: ученик – учитель

Инякина Тамара Михайловна - ветеран труда, учитель высшей категории, для которого воспитание и образование детей стало делом всей её жизни.

Более 40 лет она преподаёт русский язык и литературу в нашей школе, что находится в селе Малиновка, и ничуть не жалеет об этом. На её уроках всегда легко и интересно. И мы благодарны ей за то, что она помогает нам открывать чудеса на каждом уроке.

За свой добросовестный многолетний труд Инякина Тамара Михайловна награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; юбилейной медалью «75 лет Тамбовской области», Благодарственным письмом губернатора и почетными грамотами Управления образования и науки Тамбовской области.

Но самая главная её награда – впереди…

    Тамара Михайловна, у Вас столько наград. А самая важная из них какая?

Это благодарность моих бывших выпускников, с которыми я поддерживаю теплые, дружеские отношения. Их поддержка в трудную минуту.

    Есть ли среди них Ваши последователи?

Конечно, есть. Многие из них работают вместе со мной, в своей родной школе. Это Куделина Н.В., руководитель нашей школы; Четырина З.В., учитель физики и математики; Протасов А.В., учитель информатики; Попов Н.В., учитель физкультуры; Першина Г.В., учитель физкультуры; Смольякова М.В., старшая вожатая детской организации.

    Кем Вы себя чаще всего ощущаете: учителем своих бывших или коллегой?

Разумеется, коллегой чаще. Не скрою, что иногда выступаю и в роли послушной ученицы. Если возникают проблемы с компьютером, то на помощь ко мне приходят Протасов А.В. или Кривобокова С. П., наш завуч. Я не стыжусь учиться, а, наоборот, выспрашиваю, выведываю и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто у меня не бывает этой благодарностью обделён. Иначе нельзя. Наш коллектив очень дружный. Это учителя, за плечами которых огромный опыт работы, и у каждого из них свой педагогический почерк, заслуживающий внимания. Мы все вместе стараемся создать необходимые условия для обеспечения доступности образования для всех учащихся.

    Как вы считаете, все ли дети способны усвоить учебную программу?

В основном все, если в этом заинтересованы не только педагоги, но и родители, которые должны стать надёжными помощниками своих учителей. Но, увы, не всегда это бывает так, как хотелось бы.

    А что самое трудное в Вашей профессии?

Научить детей думать, принимать правильное решение, отвечать за свои поступки. Я считаю, что детей надо учить не тому, что легко, - они сами с этим справятся, - а тому, что трудно. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

    Почему?

Потому что ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь. И чтобы этот факел горел, не угасая, его надо зажечь новизной методических находок.

    И часто Вам это удаётся?

Стараюсь угнаться за временем. Нельзя забывать, что в поступках учителя в равной мере лежат расчёт и вдохновение. Он не только удивляет класс новизной и свежестью материала, но организует работу по развитию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.

У нас в школе урок не кончается после звонка. Элективные курсы, предметные недели с конкурсами, олимпиадами, проектами – всё это приучает школьников к самостоятельному мышлению, знакомит с именами выдающихся деятелей, писателей, поэтов, которые остаются за рамками школьной программы. Мои ученики не раз становились победителями и призёрами муниципальных и региональных конкурсов детей в номинации «Литературное творчество».

Куляева Юлия получила первое место в региональном конкурсе «Славен человек труда» и участвовала в заключительном этапе V Всероссийского конкурса творческих работ «Моя малая Родина», а Редкозубов Дмитрий стал победителем областного эпистолярного конкурса «Письмо губернатору».

Баранова Екатерина и Барыбина Маша стали призёрами муниципального конкурса «Живая классика», а Кутукова Василиса заняла 2-ое место в конкурсе «Театр одного актёра».

В этом учебном году учащиеся 7 класса участвовали в муниципальном фольклорном конкурсе «Живая традиция». Барыбина Мария стала победителем этого конкурса, а Кутукова Василиса – призёром. Барыбина Мария заняла второе место в региональном этапе Всероссийского фольклорного конкурса «Живая традиция». Она защищала проект «Легенды и предания Тамбовского края».

Отличились и наши малыши: Белякин Саша, ученик 4 класса, и Носов Андрей, ученик 5-ого класса. Они принимали участие в муниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Белякин Саша, защищавший свой проект «Улицы города Тамбова», занял первое место. А Носов Андрей получил третье за научное исследование «Моя Родина – Троицкая Дубрава».

    Есть ли традиции в вашей школе?

В нашей маленькой школе есть свои традиции: мы проводим утренники для малышей, тематические вечера для детей старшего возраста и участвуем во всех сельских праздниках.

Учитель истории Кривобокова С.П. постоянно организует различные экскурсии для учащихся. Наши дети посетили целый цикл концертов солистов ансамбля русских народных инструментов «Россияне – детям», посетили краеведческий музей, картинную галерею, знакомились с достопримечательностями областного центра

    За что Вы любите свою профессию?

За что же я ещё люблю свою профессию? За бессонные ночи? За бесконечные переживания? За нескончаемые тетради? Наверное, и за то, и за это. Но больше всего за то, что каждая новая встреча с моими учениками вносит в мою жизнь живительную влагу, и я забываю об усталости.

Я люблю свою маленькую школу, куда я пришла работать, когда мне было всего 23 года. И с той поры она стала для меня вторым домом. Здесь каждый класс, каждая половица – всё до боли знакомое и родное.

Чтобы Вы хотели пожелать своим ученикам?

Чтобы в каждом из них не угасало желание учиться и творить добро.

Беседовала

Смольякова Ольга, юный журналист, ученица 9 класса филиала

МБОУ «Горельская СОШ» в селе Малиновка Тамбовского района

Тамбовской области