А он мятежный просит бури как. Михаил Лермонтов — Парус (Белеет парус одинокий): Стих. Михаил лермонтов парус

В поэзии Лермонтова неизменно присутствуют "вопросы о судьбе и правах человеческой личности». Лермонтов постоянно искал ответы на вопросы, касающиеся человеческого бытия, пытался докопаться до его цели и смысла. Поэт был уверен в том, что существует смысл жизни, какая-то цель бытия, пусть пока ему и неведомая. Поэтому и парус, казалось бы бесцельно слоняющийся по морю, найдет пристанище среди житейской суеты и рано или поздно найдет разгадку своего бытия. И важно не столько выйти победителем в схватке с неотвратимой судьбой, сколько иметь мужество бросить ей вызов.

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

М.Ю. Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» - создание семнадцатилетнего поэта. Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.
«Парус» - стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.

Дата написания: 1832 год

Читает Михаил Царев
Михаи́л Ива́нович Царёв (18 ноября 1903, Тверь, - 10 ноября 1987, Москва) - советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова (чтец). Народный артист СССР (1949). Герой Социалистического Труда (1973).

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Анализ стихотворения «Парус» Михаила Лермонтова

Лермонтов написал стихотворение «Парус» в 1832 г. Юный поэт еще только начинал свой творческий путь. Тем не менее, в произведении он уже затрагивает серьезные философские вопросы, разработкой которых будет заниматься в течение всей жизни.

По жанру «Парус» является лирическим стихом. Его тема непосредственно связана с реальным событием в жизни Лермонтова. В возрасте семнадцати лет поэт бросает учебу в Московском университете и переезжает в Петербург, где под давление бабушки поступает в школу прапорщиков. Переезд в столицу был первым ответственным решением Лермонтова. От него зависела вся дальнейшая судьба поэта. В стихотворении «Парус» в полной мере отразились его размышления и надежды.

Центральный образ стихотворения – одинокий парус в безбрежном море, который сравнивается с состоянием лирического героя. Лермонтов сразу ставит риторические вопросы о цели своего существования. В них аллегорически противопоставляются Москва («в краю родном») и Петербург («в стране далекой»).

Спокойное море поэт сравнивает со своей прежней безмятежной жизнью. Романтическая натура Лермонтова жаждет перемен. Карьера военного не была его идеалом, просто в ней поэт видел возможность активной деятельности. На самом деле он еще находился на жизненном перепутье.

В стихотворении просматривается мотив одиночества и неприятия окружающего мира, свойственный поздней лирике Лермонтова. Беспокойная натура поэта подобна «мятежному» парусу, который «просит бури». Большое значение имеет утверждение: «он счастия не ищет». Лермонтов признается, что его стремление к активной деятельности не связано с улучшением собственного положения. Он сознательно готов к жизненным лишениям и страданиям ради свершения какого-либо великого поступка.

Философский смысл стиха не умаляет его художественных достоинств. «Парус» — прекрасный образец пейзажной лирики. Яркие эпитеты создают перед читателем удивительно правдивую картину («голубом», «золотой»).

Произведение проникнуто особой динамикой. Автор применяет риторические вопросы и восклицания. Многоточия подчеркивают глубину размышлений лирического героя.

В целом стихотворение «Парус» — очень глубокое. В нем молодой Лермонтов смог показать наличие большого многогранного таланта. Мастерское сочетание чистой лирики с философской темой – редкое поэтическое качество. Лермонтов заявил о себе, как о поэте, которого ждет великое будущее.

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

1832

Лермонтов отразил в стихотворении настроения передовой интеллигенции 30-х годов XIX в. – ее революционные порывы и духовную разобщенность в обстановке последекабрьской реакции.

Образ одинокого паруса запечатлен Лермонтовым и в живописном произведении того же периода – в акварельном морском пейзаже. Впоследствии Лермонтов вернулся к этому образу в романе «Герой нашего времени» (завершающие строки повести «Княжна Мери»).


Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» (1)

Поэт Михаил Лермонтов несмотря на свой резкий и неуживчивый характер в душе был неисправимым романтиком. Именно поэтому в его творческом наследии достаточно много произведений лирического характера. Одним из них является знаменитое стихотворение «Парус», написанное в 1832 году, когда Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Это произведение в полной мере отражает душевные метания юного поэта, который оказался на жизненном перепутье. Весной 1832 году он после словесной перепалки на экзамене по риторике отказался продолжать обучение в Московском университете, оставив мечты стать филологом. Его дальнейшая судьба и карьера оказались под вопросом, и, в конце концов, Лермонтов под давлением бабки поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Перспектива стать военным, с одной стороны, не сильно вдохновляла юного поэта. Но в то же время он мечтал о подвигах, которые выпали на долю его предков, хотя и понимал, что в лучшем случае судьба забросит его на Кавказ, где в то время велись военные действия.

Накануне поступления в юнкерскую школу Лермонтов написал стихотворение «Парус», которое в полной мере отражает его настроения и далеко не самые радостные мысли. Если отбросить предысторию и не брать в расчет факты, то это произведение можно по праву отнести к одному из самых романтических и возвышенных стихотворений поэта . Однако это далеко не так, потому что автор не ставил перед собой задачу создать образец пейзажной лирики. В этом стихотворении он отождествляет себя с парусом, который одиноко белеет « в тумане моря голубом», подчеркивая тем самым, что, пожалуй, впервые в жизни оказался перед необходимостью принятия важного решения.

«Что ищет он в стране далекой?», - вопрошает поэт самого себя, словно бы предчувствуя, что отныне его жизнь будет полна скитаний. И в то же время автор мысленно оглядывается назад, осознавая, «что кинул он в краю родном». Уход из университета поэт не считает для себя серьезной потерей, так как не видит смысла продолжать учебу и заниматься наукой. Гораздо больше Лермонтова беспокоит тот факт, что придется покинуть любимую Москву и единственного по-настоящему близкого ему человека – бабушку Елизавету Алексеевну Арсеньеву , которая заменила ему и отца, и мать.

Однако поэт понимает, что эта разлука неизбежна, так как ему предначертан свой собственный жизненный путь, который, как предполагает Лермонтов, будет отнюдь не простым. Эту мысль в стихотворении автор выражает при помощи удивительно красивой метафоры, отмечая, что «ветер свищет, и мачта гнется и скрипит». При этом поэт с горечью отмечает, что в своих предстоящих скитаниях «он счастия не ищет, и не от счастия бежит».

Однако до того, как жизнь поэта кардинально изменится, пройдет еще несколько лет, которые покажутся Лермонтову невыносимо скучными. Приняв решение в пользу карьеры военного, он рвется в бой и мечтает о славе. Именно поэтому идиллическая картина морского пейзажа, так напоминающая жизнь Лермонтова-юнкера, совершенно его не прельщает. И, отвечая самому себе на вопрос, чего же он хочет в жизни, поэт отмечает, что «он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой», вновь олицетворяя себя с одиноким парусом.

Таким образом, данное стихотворение является философским размышлением Лермонтова над собственным будущим. Впоследствии именно жажда подвига толкала его на рискованные и необдуманные поступки. Однако судьба распорядилась иначе: Лермонтов не стал великим полководцем, но вошел в историю как блестящий русский поэт и писатель, чьи произведения спустя почти два века по-прежнему вызывают искреннее восхищение.

Анализ стихотворения «Парус» Лермонтова (2)

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Парус” изучается в 6 классе на уроках литературы. Полный разбор и краткий анализ "Парус” по плану вы найдёте в нашей статье.

История создания – стихотворение было написано в 1828 году на берегу Невы в Петербурге.

Тема – одиночество, неизвестность, душевный мятеж.

Композиция – три четверостишия, объединённых морскими пейзажами и душевными переживаниями лирического героя. "Действие” следует за философствованиями внутреннего монолога.

Жанр – лирическая новелла, также есть черты элегии. Образец романтического стиля в поэзии.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.

Метафоры – "парус бежит”, "волны играют”, "ветер свищет”.

Эпитеты – "мятежный”, "луч золотой”, "тумане голубом”, "парус одинокий”.

Оксюморон – "как будто в бурях есть покой”.

История создания

Стихотворение написано Лермонтовым в семнадцатилетнем возрасте в 1832 г. В 1828 году вышла поэма Александра Бестужева-Марлинского "Андрей, князь Переяславский”, оттуда взята поэтом первая строка стихотворения "белеет парус одинокий”. Это был сложный период в жизни поэта, студента Лермонтова: он покинул Московский университет и не поступил в Петербуржский университет.

В своём письме к М. А. Лопухиной 2 сентября 1828 года он посылает текст стихотворения, которое передаёт угнетённое состояние поэта. Лермонтов бродил по набережной Невы, подавленный и расстроенный, заметил вдалеке очертания белого парусника – у него родилось легендарное стихотворение.

Полная неизвестность будущего, неоправданные надежды с поступлением – всё это нашло отражение в душе лирического героя стихотворения "Парус”. Сам поэт несерьёзно отнёсся к произведению, не включил его в свой сборник сочинений 1840 года. Интересен тот факт, что у Лермонтова есть акварельная работа, на которой изображено небольшое парусное судно в шторм, она также написана в период с 1828-1832. Она является полноценной иллюстрацией, художественным комментарием к тексту.

Тема

Тема одиночества и неопределённости, поиска, загадочности человеческой души. Парус в стихотворении символизирует жизнь молодого поэта, его внутренний мир. Главная мысль – человеческой натуре свойственны страсти, желания, одиночество, поиск себя, тяга к тому, что может быть опасно.

Идея – автор показывает одиночество и мятеж внутреннего мира творческого человека, самого себя. Главный герой – образ паруса – человеческой натуры, ищущей своё место, рвущейся в неизвестность. В минуты отчаяния люди склонны к мятежу, поиску, риску, это следствие неизвестности. Автор делает акцент на то, что человеку, обуреваемому жизненными невзгодами, не дано знать, что ему во благо, а что – нет.

Композиция

Произведение состоит из трёх строф, объединённых пейзажными мотивами и внутренними переживаниями лирического героя. Каждое четверостишие построено таким образом, что в первых двух стихах идёт "картина”, в двух следующих – толкование внутреннего состояния лирического героя. Заканчивается "рассказ” риторическим восклицанием с привкусом осуждения и чувства "неправильности”, запутанности и неизвестности.

Жанр

Лирическая новелла: в стихотворении сочетаются философские размышления и пейзажи. Это стихотворение – образец романтического стиля в русской литературе 19 века.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой. Ассонанс в первой строфе играет звуком "о”, второе четверостишие насыщено звуком "э”, а в последней строфе явно чувствуется ассонанс со звуком "у”. Это придаёт лермонтовскому "Парусу” сходство со звучанием ветра, тревожной стихии, ропота волн.

Средства выразительности

Метафоры" "парус бежит”, "волны играют”, "ветер свищет”" придают лирическому повествованию динамичность, образность, особую красоту.

Эпитеты" "мятежный”, "луч золотой”, "тумане голубом”, "парус одинокий” "делают описание ярким и красочным.

Оксюморон – сочетание несовместимого:" "как будто в бурях есть покой” "придаёт рассуждению трагизм и безысходность.

Анафора свойственна лирике Лермонтова, за счёт неё появляется эффект "элегичности”, песенности, своеобразного пафоса:" "Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..”…”Увы он счастия не ищет, и не от счастия бежит…”."

Антитеза:""страна далёкая – край родной”, "струя светлей лазури, луч солнца – буря”. "Противопоставление в контекстве описательного характера делает более выразительными образы, подчёркивает их различия, создаёт противостояние. Лермонтов покинул ""край родной”" – Москву, прибыл в неизвестный ему Петербург, где будущее кажется туманным и безрадостным.

Поэтический синтаксис представлен последней строкой стихотворения, где лирический герой восклицает" "Как будто в бурях есть покой!”" ,что выдаёт осуждение, недоумение, наводит на вывод, что и это не выход из ситуации.


Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, ищет бури,

Как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

А он, мятежный, просит бури…

Великие строки М.Лермонтова из стихотворения «Парус». Как знаем, поиски той самой бури и привели к тому, что случилось вскоре в «тогдашней» России. То есть, политические процессы, ведущие к смене одной общественной формации другой, были всегда.

А то, что имеет место сегодня? - Надо сказать откровенно и конкретно - всё это, по большому счёту, есть ни что иное, как «чрезвычайные ситуации» социально - политического характера, вызывающие, в той или иной мере дестабилизацию этой самой социально-политических процессов в том регионе, где это происходит. Что, как сами понимаем, может вести к определённому ущербу в материальной области, в общественном сознании населения. Или - не к ущербу, а качественно новому изменению этого сознания. А это - очередной «виток» исторического развития самого общества, то есть - явление неотвратимое. Так, что, отнесёмся к этим самым чрезвычайным ситуациям - так обозначим возникшие коллизии, спокойно и посмотрим, что же проистекает на самом деле.

В общем-то, «чрезвычайные ситуации» распределяются на: чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социально-политического и военного характера. Чем дальше мы уходим от того общества, которое называли тоталитарным, тем больше получаем такого рода ситуаций во многих республиках бывшего СССР – Азербайджане, Грузии, Молдове, Украине... Всё, вроде-бы, свидетельствует в пользу того, что процессы под названием «чрезвычайные ситуации» - неотвратимы и поочерёдно «подбираются» ко всё новым и новым регионам «постсоветского пространства».

События, произошедшие в Киргизии, ставшие уже достоянием истории, можно охарактеризовать как «чрезвычайная ситуация социально-политического характера», связанная, в какой-то мере, и с противоправными действиями части населения, устремившейся в мародёрство и погромы. То есть, чрезвычайная ситуация социально-политического характера несёт в себе угрозу, для населения, прежде всего. Но такая угроза может возникать при определённых условиях, в частности – при отсутствии организующей роли какого-то головного органа этой «бури», слабости этого органа (возглавляемого спонтанно появившимся вожаками) или при несвоевременной реакции лидеров чрезвычайной ситуации - на агрессивные поползновения толпы. Таким образом, «вольно - невольно», мы приходим к тому, что толпа – серьёзный двигатель социальных катаклизмов, которая, во-многом, определяет исход чрезвычайной ситуации. Постараемся же проанализировать феномен толпы. Итак, толпа – это значительное скопление людей на улице, чьё внимание привлекло какое-либо событие.

Может быть случайная толпа - скопление людей, которое возникло при наблюдении: за дорожно-транспортным происшествием; за общественной акцией политической партии; за акцией предприятия, представляющего свою продукцию; на футбольном матче… С одной стороны, такая толпа - это совершенно неагрессивное скопление народа, и ожидать каких-либо неприятностей от этого, вроде бы, не приходится. С другой – при случайно возникших экстраординарных обстоятельствах, эта мирная толпа может стать источником повышенной опасности. К примеру, в Аргентине случилось возгорание магазина, торгующего пиротехническими изделиями, и получился красочный фейерверк. На это зрелище устремилась случайно возникшая толпа, которая затруднила доступ к очагу возгорания полиции и пожарных, вследствие чего пожар быстро распространился. От него пострадали очень многие в этой же толпе. Или, вот, футбольные фанаты ведут себя совершенно по-разному, в зависимости от успехов или неуспехов своей команды. То есть, неагрессивное, сначала, скопление народа под названием толпа становится причиной возникновения экстраординарных обстоятельств, определяемых как ситуация повышенной опасности. Можно сказать, что случайная толпа зачастую и есть тот самый двигатель социальных катаклизмов, которые потрясают общество.

Экспрессивная толпа – создаётся из людей, которые совместно выражают свои чувства (радость, горе, протест, солидарность). Такая толпа, в принципе, более опасна, чем случайная. Например, свадьба, где гуляют, часто, до тех пор, пока не разразится скандал и «мордобитие». Не случайно, поэтому, перед свадьбой часто спрашивают: «А драку заказывали?». Или, вот митинги в знак протеста или солидарности: противоположная сторона, спровоцированная агрессивными действиями экспрессивной толпы, может вступить в «рукоприкладство» с митингующими, или, хуже того, - применить оружие. В качестве «спускового крючка» при агрессивных действиях экспрессивной толпы может быть употребление спиртного отдельными индивидуумами в ней, «нарывающимися» на конфликты и неприятности со всеми вытекающими последствиями.

Конвенционная толпа – это участники массовых развлечений, которые могут также, в состоянии алкогольного опьянения перейти в состояние толпы экспрессивной и, как говорится, «натворить дел»! Футбольные фанаты, «разогретые» спиртным, часто так и делают, впоследствии сами не могут понять, как случилось всё то, что они натворили.

Действующая толпа – та, которая не ограничивается, как явствует из названия, одним созерцанием, она - в движении, в действии. И, в зависимости от видов действий, может быть агрессивной, панической, корыстной и повстанческой.

Всякая толпа, при возникновении каких-либо чрезвычайных обстоятельств, может начать действовать, становясь либо агрессивной, либо панической, либо корыстной или повстанческой. К примеру, при дегустации продукции ликёро-водочного завода, когда собравшиеся (случайная толпа) несколько «подхмелели», вдруг ловят карманного вора. В парах спиртного, кто-то начинает самосуд, вся толпа поддерживает расправу, в итоге, уже действующая агрессивная толпа наносит увечья пострадавшему. Такая же агрессивность присуща толпе, возмущённой социальной несправедливостью, тогда-то, также при определённых условиях (призыв, провокация, алкоголизация, вызывающее поведение оппонентов и прочее), она и реализует свою агрессивность.

И, опять обратимся к свадьбам, где экспрессивная толпа часто переходит рамки, вступая в пределы агрессии, становясь толпой агрессивной. То же касается и конвенционной толпы - при массовых развлечениях. Опять о футболе: вероятен переход такой толпы в действующую агрессивную, в связи с событиями, происходящими на поле – необъективность судьи; замечания противоположной стороны, задевающие честь и достоинство нации; прочее… И, конечно, - толпа на массовых собраниях на улицах и майданах…

Не будем подробно останавливаться на остальных видах действующей толпы: паническая – массовый побег людей от неожиданных опасностей; корыстная – овладение какими-либо ценностями или благами; повстанческая – справедливое возмущение против власти, которая проводит антинародную политику, принимает необоснованные кадровые решения…

Обратимся, всё же, к тем общественно-политическим событиям, что наблюдаются в последнее время и у нас, и в других, можно сказать, «горячих точках» бывшего СССР.

Украина: роль толпы оказалась чрезвычайно важной, но, как показали события, толпа толпе – рознь! Достаточно большая группа людей, существующая на протяжении короткого времени – та самая толпа, которая известна во все времена и у всех народов. Этой толпе присущи все признаки, о которых было сказано. В течение короткого времени составляющие толпу люди не успевают определиться в симпатиях и интересах. Потому такая толпа может претерпевать изменения, которые случайную, экспрессивную или конвенционную толпу могут преобразовывать в действующую. Это случается необязательно, но, в принципе, может наблюдаться. Полагаем, именно такого рода события происходили в Киргизстане, когда повстанческая толпа, которой двигали благие намерения и которая справедливо «возбудилась» против власть имущих, в силу короткого периода её существования, принялась громить, грабить и совершать другие акты насилия. То есть, она превратилась в действующую, агрессивную и корыстную толпу. Надо сказать, что участники толпы размещаются в ней на небольшой площади, чаще всего, очень тесно, что и даёт им возможность поддерживать между собой определённый контакт. Они постоянно получают информацию от соседей о происходящем за пределами толпы, сами не обладая какими-либо возможностями «отслеживать» происходящие события. Потому-то, внешние стимулы, слова ораторов (которых они могут и не слышать), реплики неуравновешенных в психическом состоянии лиц, находящихся рядом, могут серьёзно воздействовать на эмоциональные проявления остальных, вовлекая их в свою напряжённость. В итоге появляются черты «коллективной души» толпы, присущие, в большей или меньшей степени, всем разновидностям толпы. Проникнувшись единым настроением и чувствуя свою монолитность, толпа очень быстро может стать гневной, агрессивной, склонной к действиям, стоящим на грани закона и правопорядка или явно их нарушающими.

Такой ход развития событий, имея место в Киргизии, предопределил сумбурность их исхода, сводя «на нет» завоевания, которые логически вытекали из действий и внутреннего содержания толпы повстанческой. Нельзя сказать, что, в итоге, не произошли качественные позитивные изменения в общественно-политическом устройстве. Однако эти события могут заметно отличаться от чрезвычайных ситуациях в других странах и регионах (догадаемся сами, в каких!). И, как было, замечено, из-за того, что «толпа – толпе – рознь!».

Поясним это более детально. Психика и проявление эмоций каждого, отдельно взятого индивидуума, в толпе неминуемо изменяются. Под влиянием атмосферы, царящей в таком скоплении людей, часто в возвышенном и приподнятом настроении, что можно расценить и как эйфорию, субманиакальное состояние, сама личность просто нивелируется, «растворяется». Нет уже особенного и неповторимого, что свойственно данной личности, всё «отходит на задний план». Эмоционально окрашенные действия происходят на подсознательном уровне. В едином, как говорят, - порыве!

И как много зависит, при этом, от лидеров, «трибунов», которые возглавляют толпу, что так склонна к преобразованиям в ней к а ч е с т в е н н о. Насколько важно сохранить в толпе черты, которые привели людей на улицу или майдан. Это, прежде всего, верность идее, которая формирует саму суть толпы повстанческой и нацеленность на конечный результат. Отсюда выскажем соображения в связи с имевшими место общественно- политическими катаклизмами в современном обществе. Полагаем, произошедшие события на Майдане Незалежности в Киеве несколько отличались от феномена толпы, который укладывался в рамки приведенной выше классификации. Существо повстанческой толпы претерпело качественные изменения, превратив её в орудие достижения совсем других целей (сугубо личных, корыстных и совсем не отвечающих чаяниям повстанческой толпы) - её лидерами. Эмоционально окрашенные действия с единой всепоглощающей идеей, с категоричной уверенностью в своих безграничных силах привели к тому, что многих и многих в этой толпе, и, прежде всего её руководителей, просто…понесло. Более того, исторические события часто демонстрируют тот факт, что чувство полной безопасности может трансформироваться в безответственность, безнаказанность и вседозволенность, что может привести к непоправимым последствиям.

Социальные опасности (исходящие от определённых групп людей и угрожающие жизни и здоровью граждан), практически, отсутствовали повсеместно, с самого начала и до окончания процессов при этих чрезвычайных событиях. Отсюда следует, что в самих группированиях людей, стоящих и на площади, и возглавлявших те или иные структуры с обеих противоборствующих сторон, просто не было носителей таких опасностей социального характера, которые, в иных условиях и ином государстве обуславливают возникновение экстремальных ситуаций, имеющих чрезвычайный разрушительный характер. Похоже, что лидеры толпы на Майдане и другой противоборствующей, имеют очень приличную подготовку в вопросах стратегии и тактики, а также прекрасно ориентировались в психологии толпы.

А, что есть «мятежный»? «Праведный» или нет? Покажет, как говорится, время! Но, факт, что он - «мятежный», ищет бури.... И «буря» должна была грянуть, ибо таким представлялось течение истории. Пусть это не та самая буря, а чрезвычайные события, но они уже состоялись, и других, судя по всему, не ожидается. «Проскочим» очередные выборы, и, согласно историческому ходу событий, должен настать покой. Чего и ждём со всей определённостью!

Юрий Кукурекин, член Национального союза журналистов Украины, член Межрегионального союза писателей Украины, врач.

В работе использованы данные из книги « Безпека життєдіяльності”, Харків, 2000, автори: О.С.Бабьяк, О.М.Сітенко, Ф.В.Ківва, І.В.Капусник, Б.М.Заболотний,

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..

Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнётся и скрыпит...
Увы, - он счастия не ищет
И не от счастия бежит!


А он, мятежный, просит бури,

МАЙКЛ КОСМИКА

Мой горизонт всегда безлюден.
Мой парус - вечно одинок.
Мирьяды шатких изумрудин
за бортом ходят ходуном...

Рыжее солнце с облаками играет,
парусник белый плывет по волне.
Чайки крикливо над морем летают,
эта картина висит на стене.
Часто гляжу я на парусник издали
и представляю, что я - капитан
парусник мой приближается к пристани
через шторма и туман.

Бело-белый парусник на холсте рисованный
Бело-белый парусник небо и вода
На просторе с ветром споря
в бурном море силой воли
устремились к небу паруса

Вечный полет на гребне волны пенистой
парус наполненный сил
Этот сюжет на картине...

Мы по жизни своей всё куда-то плывём неспеша,
На своих кораблях, иногда под названием странным,
И не спит по ночам, и тоскует бродяжья душа
По нехоженым тропам и дальним таинственным странам.

Там от бед и тоски закрывает невидимый зонт,
На зелёной волне блики солнца играют по борту,
И, подняв паруса, мы ведём корабли к горизонту,
За которым опять полосою лежит горизонт.

И так будет всегда, на фарватере тайны круша,
Мы, порвав паруса, будем новые шить бесконечно.
А ночами не спит...

ПАРУС... 1832... 2012... 2116… 2117…

МИХАИЛ ЛЕРМОНТОВ (1832)

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны - ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит...

Увы, - он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

МАЙКЛ КОСМИКА (2012)

Завидовать может и небо,
Тому, что священно у нас.
Наивно конечно, а мне бы,
Хотелось услышать рассказ.

О том, что приходит расплата,
Как стоимость падшей души.
Но если поступки не святы,
Не значит, что все мы грешим.

Заблудшие то же ведь люди,
И каждый по-своему прав.
Так стоит ли бить из орудий,
В карман свой чужое забрав?