Системный подход к образованию человека. Системный подход в педагогике. Понятие «воспитательная система»

Образование является социальной системой, представляющей собой совокупность образовательных программ и стандартов, сети образовательных учреждений, органов управления.

Системность образованию придают: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, прогностичность, преемственность, целостность. Система образования в определенной мере является самоорганизующейся (синергетической) и способной к перманентному преобразованию и развитию. Поэтому педагогика, как наука об образовании, должна основываться на методологическом принципе системности. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, развитии и движении.

Системный подход пришел на смену функциональным, аналитическим подходам, согласно которым части целого рассматривалась как самостоятельные, изолированные компоненты.

При этом считалось, что свойства целого объекта порождаются суммой свойств отдельных составляющих его элементов. Системный подход позволяет выявить интегративные, системные свойства объектов и процессов, которые не сводятся к механической сумме их составляющих. Основными признаками системных объектов являются структурность, целостность, интегративность, синергетизм.

Системный подход предполагает построение структурных и функциональных моделей, имитирующих исследуемые объекты и процессы как целостные системы, что позволяет получить знание о закономерностях их организации и функционирования. Конкретное выражение системный подход в педагогике находит свое выражение в таких категориях, как «педагогическая система», «педагогический процесс как целостная система», «система средств, форм и методов», «модель педагогической системы», «дидактическая система», «система воспитания», «система управления образованием» и др.

Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учёт взаимосвязи компонентов.

Широкое распространение в научной литературе получил подход Э.Г. Юдина, который дал определение методологии как «системы принципов и способов организации и построения теоритической и практической деятельности, а так же учение об этой системе». Это определение было признано и педагогами.

Системный подход ориентирует исследования на раскрытие целостности объекта, выявление его сложных связей и взаимодействий, среди которых нужно выделить наиболее существенную, определяющую для данного объекта, как говорят, системообразующую связь (например системообразование компонентами учебного процесса может быть: целепологание, субъекты педагогического процесса- педагоги и учащиеся-, и результат).

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов - генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека - его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Среда. В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.

Научные наблюдения свидетельствуют о другом. Дети, которых после длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям и поместить в специально созданные условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития. педагогика образование учительский школьный

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек - творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Системный подход. Основные характеристики

2. Принцип доступности обучения

3. Особенности практического метода

5. Образование и педагогическая наука в 60-е - 90-е гг.

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение». Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского. К настоящему времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

1. Системный подход. Основные характеристики

Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Он позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Применение же данного подхода в педагогике позволяет выявить такой вариативный компонент ее научного знания, как педагогическая система со всеми ее характеристиками: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.

Практика применения системного подхода в педагогике зачастую свидетельствует о достаточно распространенной ошибке, суть которой заключается в неразличении системного (сложноорганизованного) педагогического объекта и системного исследования такого объекта. На различных уровнях анализа и при решении различных задач один и тот же объект может быть исследован как системный и несистемный.

Иными словами, при методологическом анализе педагогического объекта с самого начала возможны две различающиеся мировоззренческие научные позиции автора: декларация им своего намерения принять этот объект за нечто целое и выделить в нем элементы или признание системности за качественную характеристику этого объекта педагогики. В зависимости от выбора той или иной позиции педагог будет реализовывать различные стратегии познания и преобразования объекта:

Описывать педагогическую систему, т.е. последовательно рассматривать все элементы объекта в нескольких типичных вариантах их взаимодействия (исследовать состояния или ситуации педагогического объекта) и определять, каким образом и в какой степени элементы (или ситуации - это зависит от выбора структуры) подчинены целям системы;

Описывать качественные характеристики педагогической системы: ее целостность, структурность, взаимозависимость системы и среды, иерархичность, множественность описания каждой системы и др.

Учитывая достаточно детальную разработку системного подхода в научной литературе, укажем лишь на два следующих обстоятельства. Первое: выбор позиции педагогом-исследователем - начальный шаг реализации им системного подхода. Существуют глубокие различия между системой-предметом и системой-процессом. Второе: системный подход имеет значительное число относительно самостоятельных его направлений, каждое из которых решает собственные задачи: системно-генетический, системно-исторический, системно-структурный, системно-содержательный, системно-функциональный, системно-методический, системно-информационный и др.

Итак, системный подход требует реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является действенным критерием истинности научных знаний, положений, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория, следовательно, дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований.

2. Принцип доступности обучения

Принцип - это инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции.

Принципы обучения. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые педагоги могли бы достигнуть высоких и прочных результатов. Дидактические принципы - это основополагающие объективные законы, используемые в обучении в качестве обобщенного метода. Вся система принципов и законов той или иной области дидактики называется закономерностью. Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие: сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой; развивающего и воспитывающего обучения.

Принцип доступности обучения основан на законах познания: познание всегда идет от известного к неизвестному, от простого к сложному; соответствие учебного материала возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности учащегося. Правила обучения: а) учебный процесс следует вести в оптимальном темпе; б) обучение требует известной напряженности (работать в полную силу); в) необходимо использовать аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: они дают толчок мысли, делают сложные мысли доступными для понимания; г) избегать монотонности речи, иллюстрировать яркие факты.

При предъявлении недоступного для усвоения материала резко снижается мотивационный настрой на учение, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию учебных навыков и, главное, не содействует развитию учащихся.

Итак, в соответствии с принципом доступности обучение и воспитание школьников, их деятельность должны строиться на основе учета реальных возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

3 . Особенности практического метода

Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Практические занятия (практикумы) по своему характеру и структуре очень близки к лабораторным работам. К ним предъявляются те же требования. Их особенностью является то, что они, как правило, носят повторительный или обобщающий характер.

Этот метод используется в основном после прохождения каких-то больших тем и разделов. Он имеет огромное значение в формировании навыков технической культуры у учащихся, которым предстоит трудовая деятельность в мире разнообразных технических устройств, в мире компьютерной техники.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях.

1. Объяснение учителя. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором два-три ученика выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством учителя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Учитель особое внимание должен уделять тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются.

Итак, практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

4. Содержание «воспитательной деятельности»

Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Специфичным для воспитания является то, что педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности: изучает возрастные особенности детей, знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды. Чтобы лучше понять ребенка, он ставит себя на его место, погружается в воспоминания о собственном детстве, использует сравнительно-эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка, анализирует предметы детского творчества, систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразной деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательской.

В теории воспитания сформулированы принципы исследовательской деятельности, которые имеют стратегическое, долгосрочное значение. Речь идет об интересе к ребенку, принятии его таким, какой он есть, уважении его самоценности, о педагогическом оптимизме, понимаемом как опора на положительное, об отношении к ребенку как к целостной личности и т. д. Важный принцип в исследовании - отказ от сравнения успехов и неудач детей. Сравнение возможно лишь с его собственным опытом прежних лет.

Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога

Уважение ребенка со стороны педагога важно потому, что оно является основанием для возбуждения уважения ребенка к самому себе. Содержанием воспитательной деятельности по реализации этого принципа стало создание условий для целенаправленного систематического развития личности ребенка, утверждение в нем самосознания, воспитание в ребенке убежденности в том, что он сам является как творцом самого себя, так и творцом своих обстоятельств.

Важная идея теории воспитания, помогающая педагогу глубже понять ребенка, состоит в том, что поведение ребенка не тождественно его сущности. Помогать развивать духовный потенциал, не глушить "сырой материал личности" и есть создание условий самореализации ребенка.

Активность ребенка рассматривается как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность рассматривается как жизненная потребность ребенка и показатель его достижений. И наконец, в активности ребенка видно проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно.

Смыслом воспитательной деятельности, направленной на развитие активности детей, является помощь ребенку в строительстве собственной личности посредством созидательной деятельности. Педагог-воспитатель придает большое значение характеру межличностного общения детей в процессе этой деятельности. В организации трудовой деятельности, игры, театральных постановок, художественного творчества: музыки, рисования, лепки и т. д. - педагог ориентируется на интересы детей и на их способности. Опыт показывает, что именно такая деятельность способствует смягчению нравов, предотвращает их огрубение, формирует нравственность детей.

Педагогические условия утверждения чувства защищенности ребенка в детских сообществах

Основными условиями формирования отношений в детском коллективе являются: самореализация ребенка в разнообразной деятельности; самопознание детей - членов коллектива, наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием; систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их дальнейшего развития; введение гласности в жизнь детского учреждения; формирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата; обеспечение через систему законов общежития гарантии защищенности каждому ребенку; организация жизни детского учреждения на законах равноправия.

Таким образом, содержанием воспитательной деятельности педагога является изучение ребенка; создание условий его самореализации, саморазвития и самовоспитания; организация активной и творческой жизнедеятельности детей; педагогическое обеспечение комфортного самочувствия ребенка, принятия его детским сообществом.

5. Образование и педагогическая наука в 60-е - 90-е гг.

Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке 60-90 гг. Педагогическая наука обосновывает пути развития содержания образования, приведения его в соответствие с потребностями социалистической экономики, культуры и науки. Для эпохи научно-технической революции характерно быстрое приращение знаний во всех областях науки, что влечёт за собой расширение объёма научного образования, которое должно давать школа при почти не изменяющихся возможностях её самой и учащихся (продолжительность срока обучения, длительность учебного дня, физические силы и утомляемость учащихся и т. п.). Педагогическая наука разрабатывает новые принципы и критерии отбора содержания общего образования: проблемы укрупнения единиц усвоения, генерализации знаний применительно к нуждам общего образования, усиление его системности и теоретичности, последовательное проведение принципа политехнизации как одного из ведущих критериев отбора научного материала, подлежащего изучению в школе, и т. п.

Направление исследований в области организации учебной работы связано с поисками путей активизации учащихся, развития их самостоятельности и инициативы в процессе овладения знаниями. В связи с этим ведутся исследования, имеющие целью модернизацию классической формы урока посредством введения в его структуру различных видов групповой и индивидуальной работы учащихся при сохранении руководящей роли учителя, а также исследования, направленные на усовершенствование средств и методов обучения для максимального развития у учащихся познавательных интересов и способностей, выработки у них умений рациональной организации труда. Важнейшим направлением исследований в педагогической науке в 60-90 гг является разработка вопросов, связанных с идейно-политическим и нравственным воспитанием молодёжи, с формированием у неё коммунистического мировоззрения (содержание и закономерности процесса формирования коммунистических взглядов и убеждений, действенные педагогические средства, обеспечивающие выработку у молодёжи единства коммунистического сознания и поведения). Дальнейший прогресс педагогики как науки в значительной степени зависит от разработки теоретических проблем, связанных с уточнением её предмета, категорий, терминологического аппарата, с совершенствованием методов исследования и укреплением связей с другими науками.

Таким образом, 60-90-е гг. характеризуется небывалым охватом детей, молодежи и взрослых различными формами образования. Этот период так называемого образовательного взрыва. Такое стало возможным потому, что автоматы придя га смену механическим машинам, изменили положение человека в производственном процессе. Жизнь поставила вопрос о работнике нового типа, гармонично сочетающем в своей производственной деятельности функции умственного и физического, распорядительского и исполнительского труда, постоянно совершенствующем технологию и организационно-экономические отношения. Образование стало необходимым условием воспроизводства рабочей силы. Человек, не имеющей образовательной подготовки, фактически лишен возможности получить профессию.

Выделение образования в специфическую отрасль духовного производства, следовательно, отвечало историческим условиям и имело прогрессивное значение.

Заключение

В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку:

1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей;

2) во многих странах создана система непрерывного образования человека;

3) она включает в себя все звенья -- от дошкольного учреждения до профессиональной подготовки и курсов повышения квалификации. Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века.

Сегодня активно развиваются следующие отрасли - педагогика высший школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д.

Поскольку объектом обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится к наукам о человеке, она занимает определенное место в системах человекознания и гуманитарных наук.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Педагогика. - CПб.: Питер, 2000.-401с

2. Латынина Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России. - М.:ИД Форум,2008.-315с

3. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики /Педагогика. 2001. № 6.

4. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 2009-512с

5. Харламов И. Ф. Педагогика. - М.: Высшая школа, 2000.-356с

Подобные документы

    Выявление сущности индивидуализации в научно-педагогическом знании. Рассмотрение роли индивидуализации обучения в формировании и развитии личности. Раскрытие возрастного и психологического аспектов обучения учащихся начальных классов в данном процессе.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2015

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Системный подход: основные понятия и принципы реализации. Сущность и структура теории воспитания. Понятие и источники развития системного подхода в теории воспитания. Предпосылки, основные этапы и тенденции развития системного подхода в теории воспитания.

    монография , добавлен 10.08.2011

    Теоретические основы когнитивно-визуального подхода при обучении геометрии в основной школе. Характеристика психофизиологических и когнитивных основ обучения учащихся. Методика обучения геометрии в 8 классе на основе когнитивно-визуального подхода.

    дипломная работа , добавлен 13.12.2017

    Оценка достоинств современных информационных технологий и возможности их использования при обучении иностранному языку. Эффективность проектного подхода при обучении студентов вузов. Web-проекты и их преимущества перед традиционными методами обучения.

    статья , добавлен 08.05.2010

    Сущность коммуникативного подхода в обучении иностранному языку. Цели и содержание обучения английскому языку в начальной школе. Методы и приемы в обучении грамматике английского языка. Разработка планов-конспектов уроков. Результаты пробного обучения.

    дипломная работа , добавлен 27.07.2017

    Понятие индивидуализации при обучении иностранному языку. Анализ успешности усвоения иностранного языка при применении индивидуального подхода. Практика устной речи, работы с книжным текстом и аудиотекстом при использовании индивидуального подхода.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Понятия "контекст" и "контекстное обучение" как смыслообразующие категории. Суть теории и практики контекстного подхода в профессиональном обучении. Место ролевой игры в изучении иностранного языка. Деловая игра как форма контекстного обучения.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2011

    Понятие дифференцированного подхода в воспитании и обучении. Изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления критериев дифференциации. Создание условий для развития личности учащихся, адаптации к новым социально-экономическим условиям.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Понятие и компоненты профильного обучения. Отечественный и зарубежный опыт. География: ее значение в воспитании будущего поколения. Место географии в профильном обучении. Анализ опыта реализации профильного обучения на примере г.Комсомольска-на-Амуре.

Учебник

для соискателей дополнительных (к высшему) квалификаций

"Преподаватель высшей школы" и "Преподаватель",

аспирантов и соискателей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 -

"Теория и методика профессионального образования"

Тюмень 2009

Составители:

доктор педагогических наук, профессор О.Б.Епишева

кандидат педагогических наук, доцент Д.Ю.Трушников

В учебнике представлены учебно-методические материалы по содержанию дисциплины "Инновационные процессы в образовании", раскрывающие сущность инновационных подходов к совершенствованию образования как средства его модернизации.

No государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одним из требований к повышению квалификации преподавателей образовательных учреждений в XXI веке Концепция модернизации образования и Российская Академия образования определяют освоение ими разработанных в педагогической науке инновационных теорий и процессов совершенствования образования, проблем их апробации и внедрения в учреждениях профессионального образования.

По этой причине дисциплина "Инновационные процессы в образовании" входит в учебный план специальностей дополнительного (к высшему) педагогического образования "Преподаватель высшей школы" и "Преподаватель".

Данный учебник включает материал, раскрывающий причины необходимости образовательных инноваций и их внедрения в профессиональной школе в современных условиях; содержание основных понятий, теорий и концепций, на которых они основаны; сущности и закономерностей педагогических инноваций.

Учебник состоит из предисловия, введения, девяти параграфов, заключения и списка рекомендуемой дополнительной литературы.

Во введении отмечена роль инновационных процессов в модернизации российского образования, даны определения связанных с ними основных общих понятий. Каждый параграф содержит развернутую характеристику этих процессов как инновационных подходов к обучению на современном этапе модернизации образования: первый - системного подхода в образовании, второй - гуманистического подхода к обучению, третий - дифференцированного подхода к обучению, четвертый - информационного подхода к обучению, пятый - деятельностного подхода к обучению, шестой - технологического подхода к обучению, седьмой - компетентностного подхода к обучению, восьмой - интегративного подхода в образовании.



В заключении отмечена роль учебника в повышении квалификации преподавателей профессионального учебного заведения.

ВВЕДЕНИЕ

Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях,направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и стратегия модернизации образования определяют основные приоритетные направления таких изменений - обновление целей и содержания образования, методов и технологий обучения на основе современных достижений педагогической науки и инновационных подходов к его совершенствованию.

Именно инновации (нововведения ), как результат научных поисков и передового педагогического опыта, являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационная деятельность - это освоение в образовательных учреждениях новшеств, которые могут вести к изменению состояния функционирования и проектированию развития образовательной системы, ее подсистем и звеньев.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование в образовательном процессе учебного заведения педагогических инноваций.

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

В настоящее время в практике общеобразовательных и профессиональных учебных заведений присутствуют лишь элементы педагогических инноваций. Настоящее пособие поможет творчески работающим преподавателям осмыслить их теоретически и дополнить недостающими компонентами целостных инновационных подходов для совершенствования профессионального образования в рамках задачи его модернизации.

Системный подход в образовании

1.1. Сущность понятий системы и системного подхода

С точки зрения кибернетики для управления течением любого процесса должна существовать некоторая система - множество элементов (объектов, предметов), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство; элементы, образующие это множество, называются компонентами системы. Система характеризуется свойствами : целостностью, структурностью, иерархичностью, взаимосвязанностью со средой, множественностью описаний. Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, ориентирующее исследование на раскрытие их целостности, на выявление типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину называется системным подходом . Он начал активно разрабатываться и внедряться в научные исследования в 40-х годах XX века.

Системность есть всеобщее свойство материи, форма ее существования; это - показатель качества результатов любой человеческой деятельности и появление проблемы в деятельности есть признак недостаточной системности, а решение проблемы - результат повышения уровня системности. Основными признаками системности являются: структурированность системы, взаимосвязанность составляющих ее частей, подчиненность организации системы определенной цели.

Способом существования системного знания является его модель (материальная, материализованная, идеальная) - системное отображение оригинала. Модели имеют целевой характер; модель, с помощью которой успешно достигается поставленная цель, называют адекватной этой цели; в то же время степень истинности модели проявляется лишь в ее практическом соотнесении с отображаемой ею натурой. Информация, которую несет такая модель, называется нормативной.

Моделирование как метод научного познания применяется в педагогических исследованиях при проектировании моделей исследуемых объектов, дающих возможность решать проблемы построения эффективного процесса обучения и управления им с позиций не только качественных, но и количественных характеристик. В этом случае модель выступает как средство соединения новых знаний с имеющимися, желаемого состояния или деятельности, которую еще предстоит реализовать, с теми, где цель, как и алгоритм деятельности по ее достижению, уже есть.. Такие модели в теории моделирования называют познавательными ; они служат средством управления и организации практических действий, способом представления образцов действий или их результата.

В педагогике системный подход определяет систему организации образования, систему педагогического мышления; для управления течением любого педагогического процесса должна существовать соответствующая педагогическая система, представляющая собой системную модель образовательного процесса. Одним из направлений модернизации образования является развитие системного педагогического мышления; В.П. Беспалько рассматривает историю развития и совершенствования педагогики и школы ("педагогические эпохи") как историю совершенствования педагогических систем и педагогических технологий, а каждую педагогическую систему - как концепцию образования и основу педагогической технологии. Принцип системности является регулятивным требованием и к разработке концепции образования, и к построению системы образования и ее подсистем - системы общего образования, системы профессионального образования (и ее подсистем), системы содержания образования, системы его целей, системы принципов обучения, дидактическая система и система воспитания; методические системы, система материала в учебнике, система методов обучения, система педагогической диагностики, система (структура) педагогического процесса, инновационная система управления качеством образования и др.

1.2. Понятие педагогической системы

Ниже представлены различные определения понятия педагогической системы (табл. 1).

  • 4. Процесс воспитания является комплексным процессом:
  • 5. Воспитание - это процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
  • Вопрос 6. Древняя Греция как колыбель педагогической науки. (?)
  • Вопрос 7. Деятельность как способ существования человека, его виды и уровни сформированности. Деятельностный подход к развитию личности.
  • Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.
  • Вопрос 9. Дидактика как теория обучения. Основные принципы и звенья обучения.
  • I. Дидактика как теория обучения
  • Функции обучения
  • II. Основные принципы и звенья обучения (структурные элементы)
  • Закономерности и принципы процесса обучения
  • Вопрос 10. Преступность несоверешеннолетних. Ее мотивы и истоки. Перевоспитание, его функции.
  • Перевоспитание, его функции
  • Вопрос 11. Социальная психология групп. Малые группы, их классификация. Уровни и этапы развития группы. Малая группа как фактор социализации.
  • Вопрос 12. Типы отклоняющегося поведения, его уровни, причины. Профилактика девиантного поведения и основные подходы к коррекции.
  • Вопрос 13. Личность, деятельность и профессионализм учителя. Социологический аспект профессиональной компетенции учителя. Профессиональные деструкции педагога.
  • Вопрос 14. Педагогическое искусство и педагогическое мастерство. Методы воспитания: подходы к классификации, краткая характеристика.
  • Вопрос 15. Основные типы отклонений в развитии детей. Пути выявления и коррекции.
  • Вопрос 16. Основные требования и методология организации социально-педагогического исследования. (он же 32).
  • Вопрос 17. Проблема школьной неуспеваемости, ее причины и пути решения.
  • Психология дошкольного возраста (4,5 – 6)
  • Причины
  • Причины биохимического характера
  • Социально-экономическая
  • Педагогические причины
  • Вопрос 18. Основные факторы и закономерности детского развития. Теория детского развития.
  • Вопрос 19. Формы жестокого обращения с детьми. Роль социального педагога в профилактике жестокого отношения к детям и помощи детям, подвергшимся насилию.
  • Вопрос 20. Патриотическое и гражданское воспитание в современной России. Патриотическое воспитание:
  • Гражданское воспитание:
  • Вопрос 21. Подходы к детскому самоуправлению Методика коллективной организаторской деятельности.
  • Методика коллективной организаторской деятельности.
  • Вопрос 22. Игра как вид деятельности и средство воспитания. Сущность, виды, функции игры.
  • Игра как средство воспитания детей
  • Вопрос 23. Система социальной защиты и обеспечения населения в современной России. Характеристика одного из учреждений (Дом милосердия).
  • Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007 - 2010 годы
  • Основные цели и задачи Программы, срок ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  • Перечень программных мероприятий
  • 3.Федеральная целевая программа «Молодежь России 2006-2010гг»
  • Вопрос 24. Общение как фактор социализации, его виды, функции, структура. Барьеры в общении. Пути формирования коммуникативной компетентности.
  • Вопрос 25. Педагогический анализ, его виды, уровни, этапы осуществления. Методологические принципы системного анализа.
  • Основные объекты педагогического анализа
  • Принципы научного анализа (Конаржевский)
  • Вопрос 26. Проблема физического и психического здоровья современных школьников, пути ее решения.
  • Вопрос 27. Педагогическое общение. Стили педагогического общения, конфликты в школе.
  • Вопрос 28. Педагогическое прогнозирование, его виды, современные требования.
  • Вопрос 29. История возникновения и развития социальной педагогики в России.
  • Вопрос 30. Методы обучения: подходы к классификации, краткая характеристика.
  • Методы обучения
  • Пассивные
  • Активные
  • Словесные методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Словесные методы
  • Наглядные методы
  • Практические методы
  • Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
  • 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
  • 1. Аналитико-диагностическую:
  • 4. Этический и профессиональный кодекс
  • Вопрос 32. Методы социально-педагогического исследования.
  • Вопрос 33. Основные международные документы о защите детства. Современные нормативные документы о защите детства в России как правовая основа функционирования образовательных учреждений.
  • 3 Основные задачи Конвенции: правовая, нравственная, педагогическая.
  • Вопрос 34. Методика работы социального педагога по решению индивидуальной воспитательной задачи.
  • Вопрос 35. Личность, ее социально-психологические качества, механизм социализации.
  • 1) Несколько относительно самостоятельных аспектов, а именно:
  • 2)Несколько исторических этапов, а именно:
  • Вопрос 36. История возникновения и развития социальной педагогики в России. (Настя)
  • Вопрос 37. Первичный коллектив (малая группа) как социальная микросреда. Проблема воспитания в коллективе и через коллектив.
  • Вопрос 38. Половая роль, половая социализация. Современные подходы к половому воспитанию.
  • Вопрос 39. Праздник как средство воспитания. Технология создания праздника.
  • 1. Особенности праздника
  • 2. Типы праздников.
  • 3. Организация праздника.
  • 4. Технология подготовки и проведения праздника.
  • Вопрос 40. Понятие системы. Системный подход в педагогике. Воспитательная система. Характеристика одной из современных моделей воспитательных систем.
  • 1. Понятие «система».
  • 2. Системный подход в педагогике.
  • 3. Понятие «воспитательная система».
  • Вопрос 41. Образование в России в начала х1х-хх вв. Характеристика педагогических идей одного из представителей эпохи.
  • 5. Лев Николаевич Толстой (1828 -1910)
  • Вопрос 42. Социализация как социально-педагогическое явление, его виды. Предмет и задачи социальной педагогики.
  • Вопрос 43. Социально-педагогические системы, их типы, условия создания и функционирования.
  • Вопрос 44. Новые подходы к воспитательной работе. Комплексный подход к воспитанию, комплексные средства воспитания. (Оля)
  • Новый взгляд на воспитательные программы
  • Вопрос 45. Методика работы социального педагога с детьми инвалидами и с семьями, имеющими таких детей.
  • 6 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями.
  • Вопрос 46. Сущность воспитания как педагогического процесса, его закономерности и основные принципы.
  • Вопрос 47. Творчество, качества творческой личности. Развитие способности к творчеству в педагогических технологиях. Коллективная творческая деятельность.
  • Вопрос 48. Воспитательные отношения, их типы и влияние на социализацию личности.
  • Вопрос 49. Исторические и современные модели социальной политики. Механизм и средства осуществления социальной политики.
  • Исторические модели социальной политики в России
  • Общественная благотворительность и социальное призрение на ранних этапах развития российской государственности
  • Социальная политика Российской империи XVIII - XIX вв.
  • Социальные функции российского государства в нач. XX в.
  • 2. Современные модели социальной политики Зарубежные модели социальной политики Южно-европейская модель социальной политики
  • Скандинавская модель социальной политики
  • Англо-саксонская модель социальной политики
  • Германская модель социальной политики
  • Американская модель социальной политики
  • Модели социальной политики в России
  • Региональная модель социальной политики
  • Государственная социальная политика рф
  • Принципы реализации
  • Вопрос 50. Подходы к пониманию образовательной технологии. Характеристика одной из современных образовательных технологий.
  • Технология задачного подхода
  • Современные технологии:
  • Технология развития критического мышления
  • Технологические этапы
  • Преподаватель на этом этапе:
  • Преподаватель на этом этапе:
  • Вопрос 51. Нравственное воспитание, критерии нравственной воспитанности. Проблема нравственной социализации детей в современной России.
  • Вопрос 52. Технологии социальной работы. Их виды, принципы разработки и реализации. Требования к технологиям социальной работы.
  • Вопрос 53. Социально-педагогическое проектирование. Виды проектов, требования к социально-педагогическим проектам.
  • Вопрос 54. Проблема цели в педагогике. Философское и социологическое обоснование цели. Технологии формулировки целей и задач. Таксокология целей. Цели объекта и цели процесса. – настя
  • Вопрос 55. Подходы к воспитанию толерантности детей в межкультурной среде.
  • Вопрос 56. Культурологический подход в педагогике. Этнопедагогика. Народная педагогика.
  • Вопрос 58. Образовательная программа, ее виды. Требования к современной образовательной программе.
  • Вопрос 59. Средовой подход к развитию личности. Открытые и закрытые школы.
  • Вопрос 60. Учение как социокультурная деятельность. Эффективность и качество образования: педагогический и социологический аспекты. Стандарты.
  • Вопрос 61. Личность и специфика профессиональной деятельности социального педагога.
  • 2. Профессиональный портрет социального педагога и социального работника
  • 1. Аналитико-диагностическую:
  • 4. Этический и профессиональный кодекс
  • Вопрос 62. Формы организации учебной работы. Основные требования к уроку. Методы обучения.
  • Вопрос 63. Управление, его типы. Влияние типа управления на становление личности воспитанников.
  • Существует бюрократическое управление и демократическое управление.
  • 2. Системный подход в педагогике.

    Системный подход вошел в отечественную педагогическую науку в конце 60-х годов XX века.

    Системный подход - это научный метод познания сложноорганизованных объектов, через вычленение совокупности составляющих этот объект ключевых элементов, связи между ними и закономерностей функционирования.

    Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Это учение о сложноорганизованных объектах, системах, представляющих структуру элементов, частей и вьшолняющих определенные функции. Педагогическая система, включающая цели и содержание образования, дидактические процессы и их формы, ученика и учителя, и есть такой объект. Согласно системному подходу, научный анализ и практическую деятельность надо осуществлять, опираясь на принцип системности: анализировать, конструировать и совершенствовать педагогические процессы, учитывая связи между всеми элементами системы, а также ее внешние связи с обществом, его институтами. Изменение одного элемента ведет к изменению других, что особенно важно учитывать при инновациях, реформировании образования.

    Ключевое понятие системного подхода «система».

    Наряду с понятиями «система» и «воспитательная система» в терминологическую составляющую системного подхода входят понятия: системность (наличие интегральных свойств), компонент (часть системы), элемент (минимальная единица системы), структура (способ установления связей и отношения), связь (наличие взаимной зависимости), системообразующий фактор (обстоятельства, поддерживающее целостность, устойчивость, неповторимость системы).

    Одной из составляющих системного подхода являются принципы - исходные положения и правила деятельности по познанию и преобразованию системных объектов.

    Принцип целостности

    Принцип коммуникативности

    Принцип структурности

    Принцип управляемости и целенаправленности

    Принцип развития

    3. Понятие «воспитательная система».

    Воспитательная система - это образовательное учреждение в целом во всем его многообразии.

    Воспитательная система - это совокупность воспитательной деятельности, воспитательных отношений, способов ее организации, подчиненных цели воспитания, и осуществляемых членами воспитательного коллектива во взаимодействии с внешней средой.

    Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

    Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

      интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного);

      расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды;

      экономией времени и сил педагогического коллектива, поскольку преемственность и диалектичность в содержании, методах осуществления воспитания обеспечивают достижение поставленных воспитательных задач;

      созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в коллективе.

    Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития.

    Критерии (показатели) наличия воспитательной системы.

      наличие малой концепции у школы и чувства гордости за школу у учеников и родителей.

      наличие ярких самобытных традиций школы.

      наличие воспитания крупными дозами (месячник, тематический период и т.д.)

      наличие разновозрастного общения

      упорядоченность работы школы

      позитивный доброжелательный микроклимат

      способность детей к саморегуляции отношений, стихийному поддержанию существующих правил.

      отношения сотворчества старших и младших в увлекательной созидательной деятельности (ведущая деятельность).

    Условия создания и развития воспитательных систем.

    Опора на положительный опыт школы

    Опора на возможности, интересы и сильные стороны педагогов

    Учет соц. заказа, мнения родителей

    Ориентация на интересы, мечты, желания учащихся

    Принятие участия в различных моделях воспитания учителей, родителей, учащихся, общественности микрорайона

    Использование современных достижений в науке, привлечение научных работников.

    Обеспечение обучения педагогов и детских лидеров умениями необходимыми для включения в новую деятельность и отношения.

    Этапность в реализации модели:

    1. аналитический

    2. разработки

    3. подготовительный

    4. частичной реализации

    5. полной реализации

    6. итоговый

    Социологи считают, что длительность этих этапов 7 лет.

    Дифференцированный подход в работе с различными группами педагогов

    Активная позиция, практическая включенность администрации.

    Воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа.

    1. Становление. В качестве важной составляющей этого этапа выделяется прогностическая стадия. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

    Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

    2. Упорядочивание. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и со-управления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

    3. Стабилизации . На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.

    Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

    4. Кризиса. Перестройка воспитательной системы может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т. д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

    А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти:

      смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

      возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

      исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

    Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

    Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.

    Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

    Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

      упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

      наличие сложившегося единого школьного коллектива;

      интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

    Критерии качества складываются из таких показателей, как:

      степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

      общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

      уровень воспитанности учащихся.

    Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

    Виды воспитательной системы

    1. По значимости внешних факторов:

      Открытые

      Закрытые

      Смешанные

    2. По включенности религии в воспитательную деятельность:

      Светские

      Религиозные

    3. По ведущей деятельности (коллективообразующей):

      Театральная

      Краеведческая

      Художественно-эстетическая

      Игровая

      Экскурсионная

      Культурологическая

      Трудовая

    4. По ценностно-смысловому ядру (Колесникова, Барышников)

      Рационально-познавательной ориентации (знания, разум, наука, интеллект)

      Нравственно-культурная (добро, творчество)

      Школа соц. ориентации (справедливость, гражданственность, демократия, социализация, соц. творчество)

      Школа индивидуально-личностной ориентации (человек, его способность к самореализации)

    Структура воспитательной системы (Барышников, Колесникова):

      Ценностно-смысловое ядро

      Пространственно временная структура

      Кординационно-педагогический компонент

      Результативный

    4 элемента воспитательной системы (Сокольников):

      элементы духовного порядка

      люди, их отношения

      поиск вечного порядка

      процесс воспитания, порождаемый этой системой

    Симонов:

      Идейно-целевой компонент

        Философские идеи

      • Педагогические идеи

      Отношенческий блок

      Технологический (технологии, средства, методы)

        Учебная система

        Воспитательная система

      Результативный

    Характеристика воспитательной системы.

    Воспитательные системы вальдорфских школ.

    Вальдорфские школы существуют с начала XX в. Исходя из антропософского учения, главная идея которого заключается в том, что человек является отражением трех миров, единством трех тел -физического, духовного и душевного, Рудольф Штейнер, основатель этих школ, стремился создать школу, в которой становление личности ребенка осуществлялось бы в гармонии с его физическим и психическим развитием, в гармонии с природой и окружающим миром.

    Вальдорфские школы призваны одновременно развивать тело, интеллект (дух) и нравственность (душа) человека. Главный принцип, который заложен в их организации, - принцип свободы. При этом свобода обязательно подразумевает ответственность. В школе нет директора. К решению важных вопросов привлекаются родители, которые, как правило, являются инициаторами открытия любой конкретной школы. В вальдорфских школах нет общих методик, точных учебных планов, учебников. Учителям предоставляется полная самостоятельность в выборе содержания, форм, методов образовательного процесса.

    В вальдорфской педагогике стержнем развития личности является культура. При этом под культурой понимают все, что окружает людей. Поэтому религия, фольклор, различные ремесла, занятия музыкой, изобразительными видами искусства, театр, интегрированные знания о мире составляют основу содержания разнообразной деятельности учителей и школьников.

    Педагог в вальдорфской школе учит своих воспитанников воспринимать все живое в природе. Для учеников обязательна работа на земле. Хоть раз он должен пройти весь путь от посадки зерна до выпечки хлеба. В этом отражен главный принцип трудового воспитания - видеть результаты своего труда.

    Яркое слово учителя, ритм, природные материалы, игра, творчество - основные средства обучения и воспитания. Рассказ, беседа, диалог, интегрированный урок, экскурсия - основные методы и формы, которые применяют вальдорфские учителя. Они опираются на глубокие знания индивидуальных особенностей детей, на их душевные переживания, которые становятся стимулом к осознанию детьми своего Я. При этом от образно-художественного представления дети постепенно переходят к интеллектуальному.

    Вальдорфские учителя обходятся без отметок. Суждения-советы они высказывают в своих пожеланиях ученику, в свободном общении. Ученики вальдорфских школ открыты людям, это творческие личности, живущие в гармонии с собой и миром.

    Характеристика воспитательной системы Сухомлинского.

      Философская основа.

    Огромное влияние на Сухомлинского оказали идеи великого французского просветителя XVIII в. Жан Жака Руссо, что истинное воспитание - это идеальная гармония взаимоотношений учителя и ученика, в едином порыве стремящихся к познанию доб­ра и красоты. Несомненно, глубокое влияние на формирование взглядов В.А. Сухомлинского оказали и такие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, как Песталоцци, Дистервег, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Сухомлинский обладал удивительной способностью, впитывая идеи предшественников, перерабатывать этот огромный опыт с позиций гуманизма, не на йоту не отступая от гуманистических принципов. В.А. Сухомлинский любил творчество Федора Михайловича Достоевского и часто обращался к нему. В философии Ф.М. Достоевского его привлекало отношение к человеку как к высшей ценности. В.А. Сухомлинский постоянно культивировал у своих учеников способность к сочувствию, состраданию. И это у него от Ф.М. Достоевского. Огромное влияние на становление и развитие педагогических взглядов В.А. Сухомлинского оказали творчество и жизненный подвиг Я. Корчака.

      Цели, задачи.

    Цель системы Сухомлинский видит в воспитании всесторонне развитой гармонической личности, в расцвете всех ее сторон, полном в той мере, в какой уровень развития производительных сил, общественных отношений и воспитания делает это возможным. Далее эта цель конкретизируется с учетом специфических особенностей каждого возраста. В системе Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системообразующему фактору - нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, - это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности.

      Педагогические идеи.

    Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял идее нравственного воспитания, которое должно базироваться на чувстве справедливости. Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей. Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя.

      Отношения.

      1. Педагог – ребенок.

    Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать. Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта - вот то, что необходимо воспитателю, то, что хотят видеть дети в своем наставнике. Одно из самых ценных его качеств - человечность, в которой сочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.

        Педагог – родитель.

    В статье «Слово к отцам», Сухомлинский В.А. пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания. Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности». Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике.

        Ребенок – ребенок.

    В.А. Сухомлинский добивался от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к человеку, к товарищу. Развивал и поощрял уважительное отношение друг к другу. В коллективе, созданном учениками непременно должны быть взаимовыручка и взаимопонимание.

    Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Также Сухомлинский прививал детям любовь к театру. Дети его творили, сами создавали спектакли. В системе В.А. Сухомлинского, в его Павлышкой школе существовало более 70 кружков. Некоторые их них ученики вели сами, получая за это зарплату.

      Технология.

      1. Средства обучения.

    Средством обучения Сухомлинский считал музыку, он использовал ее на уроках. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд: большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр.

        Методы обучения.

    Основным методом Сухомлинский считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы. Сухомлинский считал допустимым применение оценки только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку, потерял веру в себя.

        Средства воспитания (формы).

    В школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».

        Методы воспитания.

    Система воспитания В.А. Сухомлинского, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков. В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развивая это природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методы должны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощать внутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, - очень сильный стимул интереса к знанию. За любой, пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок, Сухомлинский непременно хвалил ребенка, поддерживал его и непременно писал в дневнике. Основным методом формирования «высокой педагогической культуры семьи» Сухомлинский считает проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей.

      Организация и управление.

    Василий Александрович всегда был последовательным борцом против тоталитарной педагогики, стремящейся воспитывать послушных бессловесных «винтиков» тоталитарного государства. В.А. Сухомлинский постоянно подчеркивал, что попытки руководить «приказом, требованием беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия». «Там, где на таком фундаменте, - писал Василий Александрович, - пытаются строить коллектив, процветает ябедничество, наушничанье, обман». «...Исходное положение концепции В.А. Сухомлинского заключается в том, что в развитом социалистическом обществе людям якобы начинают мешать отношения сложных «организационных зависимостей», отношения приказа и руководства, подчинения и контроля. Эти отношения якобы противоречат принципу свободы личности, препятствуют духовному и нравственному совершенствованию человека, вынуждают людей приспосабливаться к жизни с помощью обмана и лицемерия, двоедушия и доносов. Поэтому в системе В.А. Сухомлинского не было единого руководства и начальника. Существовало ученическое самоуправление. Все жизненно важные вопросы они принимали сами, сообща. В системе Сухомлинского учащиеся имели право сами вести кружки, получали за это зарплату.

      Результат.

    Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что в результате общение-диалог развивает у воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения. В результате воспитательной и педагогической работы Сухомлинского, учащиеся вырастают всесторонне развитыми личностями. Справедливыми, способными к сотрудничеству.

    "

    В современной корпоративной культуре такое понятие как «система» используется достаточно часто и в разных контекстах. Начнем с примера. Предположим, у Вас есть такой набор: N-е количество кирпичей, цемент и вода. У Вас есть выбор, как этим распорядиться. Это может стать нагромождением, если все свалить в кучу. Или же из этого можно построить дом, если сложить эти кирпичи определенным образом, да еще и связать их цементным раствором. Напрашивается вопрос - что из этого система?

    На первый взгляд, кажется очевидным, что второй вариант. При этом и первый вариант, как ни странно, тоже является системой. Ведь «система» - это набор взаимосвязанных элементов, которые суммарно имеют некоторые полезные свойства, которых нет у отдельных элементов. Если исходить из такого определения, то «не системности», по сути, не бывает. Даже в первом случае у нагромождения есть взаимосвязи, например, сила тяжести. Но тут возникает закономерный вопрос, а зачем нам эти свойства, какой цели мы пытаемся достичь благодаря ним?

    Как показывает практика, руководители и HR-специалистычасто отвечают, что им нужно создать систему, которая повысит эффективность бизнес-процессов и увеличит прибыль. В этом случае, стоит объединять элементы в системе так, чтобы они влияли именно на повышение эффективности. Об этом мы расскажем далее в статье.

    Каждая компания похожа на часовой механизм, где даже от самого маленького винтика зависит точность и надежность работы. И если в компании больше одного человека, то, собственно, существует и потребность в приеме новых людей, адаптации, передаче опыта, обучении. Мы не случайно сравнили компании с часовым механизмом, ведь без тщательной настройки, часы не заработают. И если мы хотим, чтобы система компании начала работать на цели бизнеса, необходима налаживание ее работы. И здесь уже сложно обойтись без обучения. Каким же должно быть обучение, чтобы оно работало на рост эффективности и было системным?

    Еще со школы нам известен метод, которым можно доказать, что теорема верна. Это метод от противного. Им и воспользуемся. Если суммарно сложить все запросы на обучение, которые приходят, то можно увидеть, что чаще всего это что-то вроде «латания дыр». Давайте для наглядности образно представим систему. Возьмем тот же дом из первого примера, где вместо крепкой и надежной стены везде заплатки. Вам бы захотелось жить в таком доме? Как думаете, он долго простоит?

    Рассмотрим пример. У двух руководителей были сложности с постановкой задач. В качестве решения, было предложено отправитьих на тренинг «Постановка задач». У трех других руководителей возникли вопросы по мотивации. Их, соответственно, отправили на тренинг «Мотивация и развитие подчиненных». И как бывает, эти запросы могут реализовываться несколькими разными провайдерами. Кажется, ничего необычного. Тогда что же тут не так? Вся сложность заключается в том, что у различных компаний провайдеров разные ценности, разные представления о том, каким должен быть руководитель и что он должен делать. Иногда ценности могут быть диаметрально противоположны друг другу. Как итог такого обучения, мы не можем говорить ни о единой системе управления компанией, ни о единой структуре лидерских и управленческих ценностей и компетенций, ни даже о едином коммуникативном поле.

    Какие же есть критерии системного подхода? Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, является ли Ваше обучение набором элементов, либо это взаимосвязанные элементы, которые отвечают конкретным целям. Взаимосвязь - это один из ключевых критериев системы. Связь может осуществляться, например, через ценности компании или через ключевые навыки. Если обращаться к нашим программам, то первая (базовая) ступень - навыки эффективной коммуникации. У Джона Коттера была статья о том, чем занимаются эффективные ТОП-менеджеры крупнейших компании в течение дня. Выяснилось, что от 70 до 90% времени эффективные менеджеры инвестируют в коммуникацию с коллегами, клиентами, партнерами.

    Также важным аспектом является формирование у руководителя логики применения навыков, которые были получены по итогам обучения. Тогда они интегрируются в индивидуальный стиль работы руководителя, становятся частью модели управления и используются спонтанно и, что немаловажно, естественно.

    У обучения в целом должна быть ключевая идея, вокруг которой все строится. Эта идея взаимосвязана с целями и ценностями компании и другими процессами (подбор, мотивация, карьерное планирование…). Тогда у обучения есть логика и людям легко обучаться. Например, мы знаем одну компанию, в которой сотрудники проходят лайфспринг-обучение. Все взаимодействие в компании строится на идее подвига, которой сотрудники проникаются в ходе обучения. Подвиг, в данном случае, является связующим элементом этой компании.

    И если у нас есть ключевая идея, то стоит понимать, что для достижения результата, одного мероприятия будет недостаточно. Нужно продумать комплексную программу, которая будет работать на Вашу цель. Тут нужно ориентироваться на поставленные задачи и уровень персонала, для которого будет проводиться обучение. Если мы хотим получить изменения, то важной задачей обучения является планирование развития у сотрудников новых моделей поведения, а для этого требуется время и многоступенчатая работа.

    Давайте предположим, что сотрудники прошли обучение. Что дальше? Далее необходимо начать применять полученные навыки в жизни. Ведь без постоянной тренировки, многое навыки забываются, и не работают на эффективность. Хорошо, когда в компании существует среда, в которой люди смогут начать применять и практиковать в реальности полученные знания. И тут очень важно, как компания это встречает, как руководитель относится к обучению, которое прошел сотрудник. Поддержка внутри компании сильно влияет на рост эффективности. Обычно на этапе планирования обучения мы планируем вопросы и межтренинговой, и постренинговой работы.

    Подводя итоги, самое важное, на что стоит обращать внимание — это вопрос: «Какую задачу я решаю, выстраивая систему обучения?». Также стоит прописать, какие изменения Вы хотите получить по результату, и как они будут влиять на эффективность бизнеса. Если есть цель обучить руководителей, то нужно определить их основные задачи. В любом случае, важно проанализировать существующую систему обучения, сформировать желаемый результат и начать прорабатывать элементы и связи между ними.