Иван грен главное судно проекта 11711. Плавучий плацдарм: чем интересен большой десантный корабль "Иван Грен". Место БДК типа «Иван Грен» в ВМФ России

В Большой десантный корабль проекта 11711

Морской Флот России в 2013 году обеспечивал стратегическое сдерживание, привлекался к выполнению специальных задач, поставленных Верховным Главнокомандующим; значительная роль при этом отводилась большим десантным кораблям (БДК), заявил глава Минобороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
"В 2015 году в состав ВМФ войдет БДК "Иван Грен", а также два десантных вертолетоносных корабля-дока "Владивосток" и "Севастополь", - сообщил Шойгу.

"Тем не менее, этих мер явно недостаточно, поэтому важно уделять внимание восстановлению технической готовности кораблей данного класса", - сказал он. По его словам, "ежегодно предусматривается восстанавливать не менее двух БДК".


«Иван Грен» — российский большой десантный корабль проекта 11711, головной корабль серии.
Корабль назван в честь вице-адмирала Ивана Ивановича Грена, начальника артиллерии морской обороны Ленинграда, начальника Управления боевой подготовки ВМФ СССР, военного учёного-артиллериста.

Проектирование корабля начато по техническому заданию ВМФ России в 1998 году.
Проект корабля разработан в Невском Проектно-Конструкторском бюро (Невское ПКБ, г. Санкт-Петербург).

Был заложен в 2004 году на судостроительном заводе «Янтарь».

Спущен на воду 18 мая 2012 года, а в 2015 году планируется ввод в строй.

Министерство обороны России намерено приобрести шесть таких кораблей.

Большие десантные корабли проекта 11711 (по классификации НАТО — Ivan Gren) — тип новейших больших десантных кораблей предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 40 машин), либо до 300 десантников.

В отличие от флотов западных держав, которые выполняют самостоятельные задачи в дальних регионах, отечественный ВМФ предназначен для поддержки сухопутной армии на приморских направлениях.
Данный проект единственный в мире, где реализована идея неконтактной выгрузки десанта и техники из корабля на необорудованное или пологое побережье.
БДК типа «Иван Грен» позволяют в короткое время высадить подразделение морской пехоты прямо на берег с бронетехникой, артиллерией, средствами ПВО и добиться тем самым внезапности.
«Иван Грен» предназначен для высадки десанта прямо на берег. Для этого БДК «садится» носовой частью на мель и распахивает в носу огромные «ворота».

БДК нового проекта меньше французского «Мистраля», поэтому гораздо лучше подходят для «закрытых» морей — Черного и Балтийского, для которых транспортные возможности «Мистраля» избыточны.

Флоту нужно как минимум 18 кораблей такого класса. Под такую группировку заточены все существующие десантные силы ВМФ. Половину этих потребностей можно закрыть четырьмя кораблями типа «Мистраль», остальные задачи должны решать небольшие корабли, такие как БДК «Иван Грен».

Пока «собратья» «Грена» не поступят на флот, ВМФ России будет вынужден использовать устаревающие десантные корабли 1960-1980-х годов в основном польской постройки, которых сейчас насчитывается 15, и три советских корабля проекта 1171 «Тапир».

Характеристики БДК проекта 11711:
водоизмещение - 5000 т
длина — 120 м
ширина — 16,5 м
осадка - 3,6 м
силовая установка — дизель 10Д49 1х4000 л.с.
скорость — 18 узлов
мощность 4000 л. с. (2,9 МВт)
дальность плавания — 3500 миль
автономность плавания — 30 суток
экипаж — 100 человек

Вооружение:

Артиллерия 1 × АК-176М
76,2-мм корабельный артиллерийский комплекс, предназначенный для поражения беспилотных и пилотируемых средств воздушного нападения, а также легких морских и видимых береговых целей.


Основные характеристики:
Количество автоматических орудий, шт. - 1
Скорострельность, выстр./мин. - 60-120
Заряжание орудия автоматическое, унитарное
Охлаждение ствола непрерывное, наружное, прокачкой охлаждающей жидкости между стволом и кожухом
Количество личного состава, чел.: при боевом обслуживании АУ - 2, при ручном управлении - 4
Живучесть ствола, выстр. - 2000
Масса комплекса, т - 16,5
Поражение целей в зоне досягаемости артбоеприпаса по высоте (по самоликвидатору), км - 11,5
Максимальная дальность стрельбы, км - 15,5

Зенитная артиллерия: 2 × АК-630М
30-мм шестиствольная автоматическая артустановка с радиолокационной (оптической) системой управления считается самой скорострельной среди 30-мм артиллерийских установок. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей и лёгких надводных сил противника.


Основные характеристики:
Масса, кг: 1 918
Скорострельность, выстр./мин: 4000-5000
начальная скорость снаряда, м/с - до 900
боекомплект, патронов - 300
масса снаряда, кг - 0,834
живучесть стволов, выстрелов - 6000
масса установки, т - 9
углы вертикального наведения, град. - от -12 до +88
углы горизонтального наведения, град. - 180 от оси корабля
дальность стрельбы по надводным целям, м - 5000
дальность стрельбы наклонная по воздушным целям, м - 4000

Ракетное вооружение: 2 × А-215 «Град-М»
122-мм корабельная система залпового огня, предназначена для поражения живой силы и техники на берегу при высадке морского десанта, поддержки его действий, а также для обороны десантных кораблей от атак кораблей противника на переходе морем. Высокая скорострельность и дальность стрельбы обеспечивают эффективную огневую поддержку морского десанта.


Основные характеристики:
Число стволов - 40
Дальность стрельбы максимальная, м - 20700
Дальность стрельбы минимальная табличная, м - 2000
Вес установки с устройствами хранения и подачи, кг - 16500
Расчёт, чел. - 2
Интервал между пусками снарядов в залпе, с - 0,5
Время заряжания от производства первого выстрела, с - 46
Время перезарядки, с - 120
Время расстрела всего боекомплекта, мин - 7,3

Авиационная группа 1 вертолёт Ка-29, имеется палубный ангар.
Корабельный транспортно-боевой вертолёт, предназначен для десантирования с кораблей подразделений морской пехоты и их огневой поддержки, транспортировки различных грузов и др.

31 августа 2016 года головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» завершил испытание авиационного комплекса в акватории Финского залива и 2 сентября вернулся на сдаточную базу в Балтийск, где началась подготовка корабля к очередному выходу в море.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.

Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.

Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.

БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.

Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.

Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.

В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.

«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.

18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.

25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.

В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.

2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.

Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».

Кормовая аппарель.

Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.

Вид на носовую надстройку и ходовой мостик.

Якорное устройство.

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Дуэт», изготавливаемая «АК «Туламашзавод». На баке с правого борта видна площадка, на которую по первоначальному проекту планировалось установить пусковую установку А-215 «Град-М».

Вид на носовую надстройку и антенные посты.

Ходовой мостик. В центре – место вахтенного рулевого.

Левая часть мостика. Оптико-электронный блок УВ-450 системы внешнего наблюдения и целеуказания. Регулировка изображения и наведение визира осуществляется с помощью джойстика.

Вид с ходового мостика на бак корабля и носовую артиллерийскую установку.

Установка 120-мм комплекса выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» и корабельный прожектор.

Вид на правое крыло мостика.

Вид на шкафут левого борта, выход на крыло мостика.

Интерьер столовой личного состава.

Вид на носовую надстройку с крыши вертолетного ангара.

Вид на вертолетную площадку и кормовую надстройку. Кормовая надстройка сформирована вокруг вертолетного ангара, в ней расположены медицинский блок, воздуховоды и газоходы машинного отделения, подбашенные отделения кормовых артиллерийских установок и пост управления полетами.

По сообщению ТАСС июньским днем, 25 числа 2019 года свой первый выход в море совершил новый большой десантный корабль проекта 11711 — «Иван Грен». Судно вышло из военно-морской базы Балтийск на первые в своей истории ходовые испытания. По сообщению информационных источников корабль во время испытаний, которые должны продлиться несколько дней, должен пройти несколько сотен миль для отладки рабочих узлов двигательной и рулевой установки.

Большой десантный корабль должен стать первым в Российском военно-морском флоте полноценным боевым судном, способным осуществлять весь спектр десантных операций на море. Сложившая на сегодняшний день сложная внешнеполитическая обстановка в мире требует от Российского военно-морского командования спешить с вводом в строй подобных кораблей. Отказ Франции от передачи российскому флоту двух десантных кораблей типа «Мистраль» послужил толчком к форсированию строительства БДК проекта 11711. Заложенный еще в 2004 году корабль долгое время стоял на стапелях Калининградского судостроительного завода «Янтарь» без движения. Сказалось недостаточное финансирование проекта и неопределенность, царившая в высших военно-политических кругах страны по поводу целесообразности строительства судов данного класса. Сегодня кажется, что ситуация сдвинулась с мертвой точки и отечественный флот наконец начнет получать долгожданные корабли.

История с рождением проекта 11711 — Иван Грен

Увеличение роли морских десантных операций в современной стратегии усиления военного присутствия послужило сигналом для начала разработки проектной документации на новые боевые корабли. Морская пехота представляет в структуре военно-морского флота один из самых боеспособных инструментов, способных быстро и эффективно решать задачи тактического плана. Боевая оснащенность и высокая энерговооруженность подразделений морской пехоты потребовали увеличение транспортных возможностей флота. Имеющиеся в наличии десантные суда старой советской постройки не в полной мере отвечали поставленным задачам. Флоту был нужен корабль, который бы стал не только средством доставки десанта, но и выполнял бы функции штабного узла — передвижной военно-технической базой.

Техническое задание на разработку проекта получило в 1998 году Невское ПКБ, находящееся в Санкт-Петербурге. Это предприятие уже имело опыт проектирования судов подобного класса и могло представить уже имеющиеся разработки в этом плане. Первоначально в основе технического задания лежала идея создания десантного корабля с небольшим водоизмещением, способного осуществлять десантные перевозки на внутренних акваториях. Предполагался и основной регион плавания нового судна. Это должны были стать акватория Балтийского и Черного морей. В дальнейшем концепция создания корабля с небольшим водоизмещением была пересмотрена. Высшее военно-морское командование решило остановиться на варианте строительства Большого Десантного Корабля увеличенного водоизмещения, способного решать широкий спектр оперативно-тактических задач в любой точке мирового океана.

Следует отметить, что в ходе разработки проекта изменения в основную идею вносились трижды. Результатом длившихся почти 6 лет конструкторских разработок и изысканий стало появление судна совершенно другого класса — БДК проекта 11711. Проектное водоизмещение было увеличено до 5000 тонн. Боевые возможности корабля значительно увеличились. Предполагалось, что на судне должно свободно разместиться усиленное подразделение морской пехоты со всем комплектом пехотного и тяжелого вооружения. Для высадки десантных групп корабль должен быть оснащен двумя вертолетами и другими средствами доставки, включая морские понтоны и подъемно-разгрузочные механизмы.

Местом строительства выбран Калининградский ССЗ «Янтарь», предприятие которое на сегодняшний день является одной из основных верфей, занимающейся постройкой боевых судов океанского класса.

Ход строительства БДК Иван Грен нового поколения

Головной корабль проекта 11711 заложили под занавес 2004 года, 24 декабря. Первоначально проектом предусматривалось последующее строительство пяти серийных судов этого класса. Корабль назван в честь известного советского вице-адмирала и ученого теоретика в области морской артиллерии И.И. Грена. Несмотря на то, что проект уже нес в себе ряд существенных изменений, в ходе строительства корабля конструкторами и судостроителями было внесено еще до двух десятков изменений. Новый БДК получил в классификации НАТО шифр «Ivan Gren».

Последующий ход строительства корабля сопровождался чередой несогласованных действий между подрядчиком и заказчиком, а также в части финансирования. Строительство затянулось на долгие годы. Государственный оборонный заказ неоднократно перекраивался, перенося даты спуска корабля на воду. Имея готовность по основным корабельным системам и корпусу на 70%, БДК «Иван Грен» был спущен на воду только весной 2012 года. Следует отметить, что еще в ходе того, как решились технические и экономические проблемы со строительством головного корабля, в 2010 году были начаты проектные работы второго однотипного корабля. Постройку первого серийного корабля планировалось начать не раньше 2014 года, только тогда, когда головной корабль пройдет все этапы доработки и текущей модернизации.

Решение о серийном производстве и количестве судов этого класса и будет приниматься по результатам испытаний головного корабля.

Реальный ход строительства боевого корабля вызвал немало кривотолков, как со стороны военно-морского руководства, так и в среде военных экспертов. Большой Десантный Корабль «Иван Грен» испытал на себе финансовый кризис, коснувшийся судостроительной отрасли и неготовность отечественной оборонной промышленности поставить необходимое оборудование и вооружение.

По словам руководства Калининградского ССЗ «Янтарь», финансирование в достаточной мере началось только с началом 2014 года. Результатом многочисленных проверок состояния верфи и соблюдения планов строительства стали перезаключение старого контракта на постройку судна. Новый документ уже нес в себе информацию о другой, более высокой стоимости строительства, установлены более конкретные и приемлемые сроки сдачи объекта. По данным ряда специальных источников контрактная стоимость десантного корабля «Иван Грен» составила на 2012 год более 5 млрд. рублей.

После спуска корабля на воду наметились четкие контуры и направления дальнейших работ. Вместе с корпусными работами идет монтаж распределительного щита, осуществляется установка на свои места дизельных генераторов.

От темпов строительства судна сильно отставили смежные предприятия. Основную двигательную установку ДРРА3700 должен был поставить питерский завод «Звезда», однако по последним данным, готовые двигатели могли поступить на верфь для последующей установки на корабль только в 2012 году. Сдвинувшаяся с мертвой точки ситуация дала обильную почву для слухов о том, что головной корабль станет последним и последующее серийное производство однотипных кораблей не планируется.

Головной БДК проекта 11711 «Иван Грен» в мае 2012 года был заведен в спусковой док Калининградской верфи. Ожидалось, что уже в конце 2013 или в начале 2014 года корабль будет передан флоту.

Основные особенности конструкции БДК проекта 11711

Новый корабль имеет длину корпуса 120 метров, ширину 16,6 метров. При этом осадка корабля составляет всего 3,6 м. Полное водоизмещение судна варьируется в пределах 5 тыс. тонн. Большой Десантный Корабль имеет мореходную форму корпуса и стремительные обводы корпуса, позволяющие совершать дальние морские переходы и ходить в условиях штормовой погоды.

Мощность дизельного двигателя реверсного типа составляет 4000 л.с, обеспечивая кораблю скорость хода 18 узлов. Дальность плавания БДК «Иван Грен» составляет 3500 миль, что вполне достаточно для осуществления оперативной деятельности в закрытых акваториях Балтийского и Черного морей. Судно имело экипаж 100 матросов и офицеров и могло автономно находиться в море до 30 суток. По всем заявленным тактико-техническим характеристикам корабль отвечал современным требованиям, однако в процессе строительства остро встал вопрос эффективной замены импортных комплектующих, электронного оборудования и отдельных узлов силовой установки.

По вопросам комплектации системы вооружений особых проблем не возникло. На судне предполагалось в дальнейшем установить только артиллерийские системы. Главный калибр был представлен автоматическими установками АК-176 калибра 76 мм. Противовоздушная оборона Большого Десантного Корабля обеспечивалась двумя артиллерийскими зенитными установками АК-630М с орудиями калибра 30 мм.

Огневую поддержку десантируемым подразделениям могла обеспечить морская версия ракетных систем залпового огня «Град-М» ракетная установка А-215. Воздушную разведку в районе действия судна обеспечивали два вертолета Ка-26.

Десантная функция и грузовая вместимость судна

Отдельно стоит остановиться на технических особенностях десантного судна этого проекта. Подразделения, предназначенные для последующей транспортировки и десантирования, размещаются на закрытой танковой палубе. Десантный корабль проекта 11711 мог разместить в своих недрах до 300 человек личного состава подразделения морской пехоты. Просторный и вместительный трюм корабля в состоянии был принять 30 танков или такое же количество другой бронированной техники. Внутренний полезный объем грузовых трюмов судна был рассчитан на погрузку двадцати 20-ти фунтовых грузовых контейнера.

Новый корабль имел два способа погрузки-разгрузки десантируемых грузов. В отличие от традиционно используемой в советском и российском флоте выгрузке десанта через открытую аппарель, Большой Десантный Корабль мог предложить два варианта погрузки-выгрузки. Судно могло произвести погрузку и выгрузку техники через аппарель, расположенную в носовой части корпуса или при использовании портовых и собственных подъемно-погрузочных механизмов. Для этой цели в верхней палубе боевого корабля имелся створчатый люк. На судне имелась техническая возможность сделать открытый доступ сверху на танковую палубу, обеспечивая хорошую вентиляцию трюмов корабля при работающих двигателях бронетехники. Грузоподъемность собственного крана составляет 16 тонн. По бокам судна имеются так же два шлюпочных подъемных устройства, позволяющих быстро опускать или поднимать на борт катера и десантные шлюпки.

Десантный корабль «Иван Грен» имел на оснащении две большие и одну малую моторную шлюпки.

Новая история с БДК проекта 11711

Получив достаточно приемлемые результаты и темпы строительства головного корабля, Министерство Обороны РФ приняло решение о начале строительства второго десантного корабля проекта 11711. Контракт в рамках нового Государственного оборонного заказа был подписан осенью 2014 года. Новый Большой Десантный Корабль еще на стадии проекта получил название «Петр Моргунов» и существенно отличался от прототипа. Местом базирования нового БДК планируется сделать Черноморский флот. Не случайно название кораблю присвоено в честь героя обороны Севастополя 1941-42 гг., генерала Петра Моргунова.

Строительство решено вести там же, на верфях Прибалтийского ССЗ «Янтарь» в Калининграде. В соответствии с ГОЗ новое судно планировалось спустить на воду в 2019 году и в течение последующих двух лет передать флоту. Позже предполагаемые сроки ввода корабля в строй снова сдвинулись. Официальная закладка судна состоялась в июне 2019 года. Корабль «Петр Моргунов», получивший заводской номер 01302, должен войти в строй флота не ранее 2019 года.

На сегодняшний день на стапелях завода «Янтарь» стоит сформированный корпус корабля, ведется загрузка на него основных узлов, агрегатов и коммуникационных систем. Спустя два года после закладки судно готовиться к спуску на воду, где будет идти дальнейшая работа.

Для нового корабля характерно наличие существенных изменений в сравнении с базовым проектом. Несмотря на то, что конструкторы попытались оставить без изменения типовой проект, на втором корабле постарались учесть результаты испытаний головного корабля.

Сегодня конструкторам и кораблестроителям приходится комплексно решать задачи импортозамещения. Требуется сократить до минимума в конструкции корабля присутствие компонентов и деталей иностранного производства. Проект 11711 снова проходит доработку с учетом новых обстоятельств и требований. Во время постройки головного судна корабелы опирались в основном на отечественные узлы и комплектующие, тогда как на втором корабле была сделана ставка на использование зарубежных технологий. Сегодня этот вопрос решается быстрыми темпами, несмотря на то, что постоянно возникают определенные трудности. На данный момент есть различные варианты технических решений силами отечественных предприятий. Качество сборки будет уже выявляться в процессе пусковых и сдаточных испытаний.

БДК Иван Грен сегодня

В настоящее время ситуация с судьбой Больших Десантных Кораблей проекта 11711 более менее определена. Идут полным ходом сдаточные испытания головного БДК «Иван Грен». На судне проверяется работа всех систем на ходу в различных режимах. Ведется проверка работы рулевого и навигационного оборудования. Ходовые испытания планируется завершить в сентябре 2019 года, после чего на корабле будут проведены регламентные работы. Начало государственных испытаний запланировано на осень 2019 года, после чего корабль, вероятно, войдет в строй Балтийского флота.

Сравнение с иностранными судами этого класса в данном случае некорректно. Несмотря на огромное количество изменений в проекте, БДК «Иван Грен» и его младший собрат являются скорее промежуточным классом кораблей, нечто среднее между средними десантными судами и крупными десантными кораблями типа «судно-док».

Положение дел со строительством второго корабля БДК «Петр Моргунов» позволяет говорить о том, что судно будет построено и спущено на воду в установленные сроки. Трудности, возникшие в результате программы импортозамещения, поставили под вопрос дальнейшую судьбу проекта 11711. По данным некоторых СМИ, Высшее военно-морское руководство склоняется к мысли о прекращении в дальнейшем строительства судов этого класса. С момента закладки и до ходовых испытаний головного корабля прошло уже более 13 лет. За это время несколько изменилась военно-морская стратегия государства, и на сегодняшний день флоту требуются более мощные и универсальные десантные суда, способные автономно решать оперативно-тактические задачи.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

31 августа 2016 года головной корабль проекта 11711 «Иван Грен» завершил испытание авиационного комплекса в акватории Финского залива и 2 сентября вернулся на сдаточную базу в Балтийск, где началась подготовка корабля к очередному выходу в море.
В период нахождения корабля на якорной стоянке группе журналистов благодаря активному содействию пресс-службы завода и пресс-службы Балтийского флота удалось побывать на его борту и сделать подробный фоторепортаж о новом корабле.

Корабль заложен 23 декабря 2004 года в городе Калининграде на ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» под заводским номером 01301.

Проект разработан в традиционном проектанте больших десантных кораблей – ОАО «Невское Проектно-Конструкторское бюро» в Санкт-Петербурге в период с 1988 по 2004 год для замены устаревших БДК проектов 775 и 1171. Бюро возглавляет генеральный директор и генеральный конструктор Виглин А.О, а главным конструктором проекта является Суворов В.Н. Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье, а также для переброски морем грузов в ближней и дальней океанской зоне и участия в миротворческих операциях.

БДК способен реализовать следующие способы высадки техники: непосредственно на необорудованный берег с помощью носового высадочного устройства или на плав как через носовую, так и через кормовую аппарель или с помощью транспортно-десантного вертолета Ка-29. Кран-балка, расположенная между пятиярусной носовой и четырёхъярусной кормовой надстройками, позволяет выгружать легкую технику и грузы на причальную стенку или на плавающие десантные средства, находящиеся под бортом корабля. Новшеством является новый неконтактный способ, который предполагает использование инженерных понтонов, на подобии тех, которые применяют сухопутные войска при форсировании водных преград. Из нескольких понтонов формируется наплавной мост, по которому тяжелая и легкая техника может передвигаться и высаживаться непосредственно на берег, имеющий уклон менее 3 градусов. Такой метод давно используется за рубежом, но в отечественном флоте применен впервые. Также новшеством для отечественного флота является возможность перевозки на верхней палубе 20-футовых морских контейнеров с любым видом груза, выполненных по международным стандартам и выгрузки их на плавсредства или причальную стенку.

Корабль двухвальный, двухпалубный, с баком, ютом, кормовым расположением машинного отделения, двумя надстройками и сквозным, от носа до кормы, десантным трюмом, в котором размещается подвижная боевая техника. Корпус и надстройка стальные. Поскольку корабль рассчитан на длительное патрулирование с десантом на борту, комфортному размещению десанта уделено немаловажное значение. Для размещения десанта предусмотрены многоместные каюты с трехъярусными койками, спортивный зал, удобные душевые и умывальники. Для обеспечения прогрева двигателей техники, находящейся на нижней палубе, предусмотрена специальная система вентиляции. В кормовой надстройке предусмотрен ангар на 1 вертолет Ка-29, но благодаря тому, что конструкция ангара имеет выдвижную часть в сторону вертолетной площадки, то возможно базирование двух вертолетов, но при этом использование второго при нахождении первого в воздухе будет затруднено.

Неповторимый облик кораблю придает развитый бак с большим изгибом и возвышением над ватерлинией, конструкция и размеры которого обусловлены использованием инженерных понтонов для нового неконтактного способа высадки, а также применением носового гидродинамического обтекателя бульбового типа в подводной части корабля. Осадка корабля без груза составляет 4,6 м носом и 5,0 м кормой.

В процессе достройки корабля проект 3 раза корректировался в части изменения состава вооружения, радиоэлектронных средств и изменения ТТХ, а по причине недопоставки документации и контрагентского оборудования сроки готовности заказа не раз переносились. По первоначальному проекту планировалось вооружить корабль новой 100-мм артиллерийской системой А-190М и двумя зенитно-артиллерийскими комплексами «Палаш», для огневой поддержки десанта предусматривались две пусковые установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». В итоге, по причине выдвинутого уже в процессе строительства требования экономии бюджетных средств и сокращения сроков строительства, состав вооружения был существенно сокращен и задача по огневой поддержки десанта с корабля была снята. Установленное вооружение включает в себя две артиллерийские системы аналогичного назначения и одинакового калибра – носовую 30-мм артустановку АК-630М-2«Дуэт» и две кормовых 30-мм артустановки АК-630М с системой управления огнём 5П-10-03 «Ласка». Такой состав вооружения не характерен для других кораблей ВМФ России и является скорее компромиссом между необходимостью и возможностями гособоронзаказа. Предусмотренные проектом два 14,5-мм крупнокалиберных пулемета МТПУ «Жало» и переносные ПЗРК на время ходовых испытаний не устанавливались.

«Иван Грен» способен принять на борт 13 основных боевых танков, состоящих на вооружении ВС России, либо 36 единиц гусеничной или колесной боевой техники в габаритах боевой машины пехоты, а также 300-380 человек десанта с вооружением, амуницией и боеприпасами. Общая масса различных грузов, принимаемых на борт корабля составляет до 1500 тонн.

Главная энергетическая установка состоит из двух дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА-3700 на основе дизеля 10Д49 с системой управления турбонаддувом СУТН-10060, работающих на винт фиксированного шага, обеспечивающих кораблю скорость до 18 узлов. Эффективная мощность одного агрегата 5200 л.с. В каждом машинном отделении расположено по два вспомогательных дизель-генератора АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С. Один дизель-генератор обеспечивает все потребности в электроэнергии в стояночном режиме, два дизель-генератора – гарантированное питание в боевом режиме.

18 мая 2012 года корабль был спущен на воду, при этом было объявлено решение о строительстве серии из шести подобных кораблей, но после закладки второго корабля, получившего название «Петр Моргунов», серию сократили до двух единиц. Решение о дальнейшем строительстве аналогичных кораблей будет принято после проведения всесторонних испытаний головного. Также в 2003 году было анонсирована разработка экспортного варианта БДК – проект 11711Э.

25 июня 2016 года БДК «Иван Грен» впервые вышел в море в рамках заводских ходовых испытаний в полигоны Балтийского моря. А с 15 августа 2016 года «Иван Грен» встал на якорь в акватории Финского залива для приема на борт вертолета Ка-29 и проведения испытаний авиационного комплекса. По причине поломки материальной части вертолета, испытания начались только 23 августа, прибывший из Ейского 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России вертолет Ка-29 бортовой номер 38 «желтый», регистрационный номер RF-34194 в первый же день совершил 24 посадки на палубу.

В период выполнения программы испытаний в Финском заливе кораблю пришлось выполнить первую в своей жизни спасательную операцию. 29 августа в районе 15:00 проходящий мимо корабля малоразмерный частный катер «Швед» с регистрационным номером Р7246ЛХ подал сигнал бедствия и запросил помощь. Катер следовал из Финляндии в Санкт-Петербург и попал в шторм 3-4 балла с ветром до 12 м в секунду. Неожиданно для капитана судна волнами из якорного клюза выбило якорь и стравилась за борт вся якорь-цепь, которую из-за неисправности шпилевого устройства пришлось обрезать. Находящиеся на борту пассажиры, в том числе двое детей, сильно укачались. Катер плохо управлялся на волне, но имел ход и связь. Капитан катера запросил командира поднять катер на борт, но поскольку у него не было специального спускоподъёмного устройства, существовала угроза во время сильного волнения при подъеме разбить катер о борт. Учитывая сложившуюся ситуацию, командир корабля принял решение прикрыть катер от волн и, поставив его в кильватер, сопроводил в безопасный район, поддерживая постоянную связь на УКВ. В двух милях от мелководного берега Зеленогорска БДК передал потерпевшего силам МЧС, которые ошвартовали катер в акватории зеленогорского яхт-клуба около 20:00.

2 сентября корабль прибыл в Калининград для устранения выявленных замечаний. Но, к сожалению, ожидаемого в этом году ввода корабля в состав ВМФ может не состояться. Замеры уровней физических полей показали, что токи, создаваемые в размагничивающих обмотках, не обеспечивают заявленных в техническом задании величин электромагнитного поля. Тому виной ошибочный выбор марки и сечения токоведущих кабелей. Для их замены потребуется постановка корабля в сухой док и проведение сложных корпусных работ.

Тактико-технические характеристики корабля.
Водоизмещение полное – 6000 тонн.
Главные размерения (макс. длина х ширина х осадка) – 120х16,5х5,0 метров.
Скорость полного хода без груза – 18 узлов.
Дальность плавания скоростью 16 узлов – 3500 миль.
Экипаж – 100 человек.
Автономность – 30 суток.
РЛС – МР-352 «Подитив».

Кормовая аппарель.

Над приваренными буквами наименованием корабля проложен кабель-проводник устройства снятия с мели.

Вид на носовую надстройку и ходовой мостик.

Якорное устройство.

Артиллерийская установка АК-630М1-2 «Дуэт», изготавливаемая «АК «Туламашзавод». На баке с правого борта видна площадка, на которую по первоначальному проекту планировалось установить пусковую установку А-215 «Град-М».

Вид на носовую надстройку и антенные посты.

Ходовой мостик. В центре – место вахтенного рулевого.

Левая часть мостика. Оптико-электронный блок УВ-450 системы внешнего наблюдения и целеуказания. Регулировка изображения и наведение визира осуществляется с помощью джойстика.

Вид с ходового мостика на бак корабля и носовую артиллерийскую установку.

Установка 120-мм комплекса выстреливаемых помех ПК-10 «Смелый» и корабельный прожектор.

Вид на правое крыло мостика.

Вид на шкафут левого борта, выход на крыло мостика.

Интерьер столовой личного состава.

Вид на носовую надстройку с крыши вертолетного ангара.

Вид на вертолетную площадку и кормовую надстройку. Кормовая надстройка сформирована вокруг вертолетного ангара, в ней расположены медицинский блок, воздуховоды и газоходы машинного отделения, подбашенные отделения кормовых артиллерийских установок и пост управления полетами.

Вертолетный ангар. На борту корабль нес макет вертолета, но размеры ангара позволяют помещать в ангар 2 вертолета типа Ка-29 или 1 типа Ка-52.

Вертолетный ангар, вид в нос. Ангар имеет подъемный трап-сходню для перемещения техники с нижних палуб на верхнюю, а также две двери роллетного типа в нос и корму, что позволяет перемещать технику как на вертолетную площадку, так и на верхнюю палубу между надстройками.

Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М». Позади видна 30-мм артиллерийская установка АК-630М левого борта.

Установка 135-мм комплекса выстреливаемых помех КТ-308-04 «Просвет-М» правого борта.

Датчик измерителя нижней границы облаков, установленный на крыше вертолетного ангара.

Артиллерийская установка АК-630М правого борта.

Оптико-электронный визир системы управления стрельбой АК-630М правого борта.

Вид на шканцы и вертолетную площадку.

Правое машинное отделение. Главный дизель 10Д49 производства ОАО «Коломенский завод».

Вспомогательные дизель-генераторы АДГ-1000НК в составе дизеля 8ДМ-21С производства «Уральского дизель-моторного завода».

Местный пульт управления работающего вспомогательного дизель-генератора.

Холодильная машина системы охлаждения судового оборудования.

Спуск на воду катера БЛ-680Р.

Заводской специалист управляет кран-балкой с помощью переносного пульта управления.

Большой десантный корабль «Иван Грен» проекта 11711 (по кодификации НАТО Ivan Gren) в скором времени станет самым современным БДК в составе российского флота. БДК «Иван Грен» предназначен для высадки десанта, перевозки боевой техники, а также различного оборудования и грузов. Всего для ВМФ России было заложено два корабля данного проекта. Головной корабль «Иван Грен» проходит завершающую стадию государственных испытаний, второй БДК «Пётр Моргунов» готовится к спуску на воду. От дальнейшей постройки кораблей данного проекта российские военные отказались в пользу создания еще более крупных и вместительных судов данного класса.

В конце декабря 2017 года генеральный директор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов рассказал журналистам о том, что большой десантный корабль «Иван Грен» вышел на завершающую стадию государственных испытаний. Незадолго до этого новейший российский корабль провел свои первые стрельбы и проверил корабельную артиллерию в Балтийском море. Стоит отметить, что «Иван Грен» корабль с очень трудной судьбой, он был заложен в Калининграде еще 23 декабря 2004 года, но был спущен на воду лишь 18 мая 2012 года и до сих пор не включен в состав флота. На начальном этапе сборку корабля серьезно осложняли нестабильное финансирование и проблемы на самом предприятии.

При этом новый корабль на флоте без сомнения ждут. Ввод его в состав флота существенно расширить возможности ВМФ России на море и в отдаленных регионах планеты. Десантный корабль океанской зоны «Иван Грен» проекта 11711 сможет брать на борт до 300 морских пехотинцев, а также 13 основных боевых танков (массой до 60 тонн) либо на выбор до – 36 БТР/БМП, боевая техника располагается на танковой палубе . Также на борту корабля имеется крытый ангар и взлетная площадка для вертолетной техники. Он может принять на борт до двух транспортно-боевых вертолетов Ка-29, либо поисково-спасательных вертолетов Ка-27. В случае необходимости на его борту сможет разместиться и ударный вертолет .

Большие десантные корабли проекта 11711 являются дальнейшим развитием советских БДК проекта 1171 «Тапир». Проектированием кораблей нового проекта занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Корпус кораблей проекта 1171 был взят за основу не случайно, он отлично зарекомендовал себя за десятилетия службы в составе советского, а затем и российского флота. При этом большая часть конструкций в рамках реализации нового проекта претерпела значительные изменения. Главным образом были переработаны надстройки и внутренние помещения десантного корабля.

При строительстве БДК «Иван Грен» были использованы самые современные технологии, в особенности, направленные на снижение заметности за счет использования современных технических решений и материалов. Помимо этого было уделено повышенное внимание условиям размещения экипажа корабля и десантников. На борту БДК появились тренажерный зал, столовая, а также более комфортабельные кубрики и каюты.

Погрузка боевой техники на корабль может выполняться либо самостоятельно по аппарелям, либо при помощи кранов. Погрузка грузов и техники в десантное отделение может осуществляться через грузовой четырехстворчатый люк, расположенный в верхней палубе при помощи крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки на борт моторных лодок, шлюпок и техники на борту имеются также два шлюпочных крана.

Помимо всего прочего грузовой люк корабля может использоваться для вентиляции, выводя выхлопные газы, работающей техники с подпалубного пространства (десантного отделения). Вентиляция десантного отделения очень важна, так как позволяет перевозимой технике прогревать двигатели, что очень важно в условиях низких температур воздуха. Выхлопные газы работающей на холостом ходу техники довольно быстро заполняют десантный трюм, поэтому вентиляция через верхний грузовой люк просто необходима, благодаря этому десантники не отравятся выхлопными газами.

Главной особенностью или «фишкой» кораблей проекта 11711 является так называемый неконтактный метод высадки десанта на необорудованное побережье.

Для этого из распахнутых носовых створок могут выталкиваться на воду инженерные понтоны, которые в сцепленном виде формируют мост на берег. Данный понтонный мост стыкуется с берегом, на который производится высадка десанта, после чего используется для переправы тяжелой техники и морских пехотинцев. Данная схема десантирования позволяет сохранять дистанцию между БДК и берегом, серьезно снижая риск сесть на мель.

Возможности БДК «Иван Грен» позволяют ему перевозить морем танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры, армейские грузовики или буксируемую артиллерию на расстояние до 3,5 тысяч морских миль (на скорости хода 16 узлов) . Боевая техника перевозится на так называемой танковой палубе. Технику на борт можно загружать разными способами: палубным или портальным краном, также она может заехать на борт судна своим ходом через кормовую аппарель.

Помимо боевой техники БДК может перевозить различные грузы, в том числе стандартные 20-футовые морские контейнеры. В стандартных 20-футовых морских контейнерах среди прочего может размещаться и ракетный комплекс Club-K, являющийся модификацией ракетной системы «Калибр». При этом вряд ли на борту БДК «Иван Грен» появятся какие-либо ракетные комплексы, так как противодействие кораблям противника не входит в его прямые задачи.

Легкие плавающие БТР, БМП и БМД могут выпускаться в море прямо с кормы и носа корабля, они в состоянии добраться до берега самостоятельно. Высадка десанта возможна при волнении моря до 4-х баллов . Благодаря дальности хода «Иван Грен» обладает возможностью отдаленного десантирования, он в состоянии патрулировать определенный регион на протяжении месяца, автономность плавания составляет именно 30 дней.

Полное водоизмещение десантного корабля составляет 5 000 тонн, длина – 120 метров, ширина – 16,5 метра, осадка – 3,6 метра . Сердцем БДК «Иван Грен» являются два 16-цилиндровых V-образных дизеля 10Д49 с газотурбинным наддувом мощностью 5200 л.с. Возможности силовой установки позволяют разгонять корабль до максимальной скорости 18 узлов. Экипаж корабля состоит из 100 человек.

Наиболее современными БДК в составе российского флота до появления кораблей проект 11711 были БДК проекта 755 польской постройки. «Иван Грен» превосходит их по водоизмещению – 5000 тонн против 4080 тонн у кораблей проекта 755, помимо этого новый российский десантный корабль на 8 метров длиннее, на 1,5 метра шире и на 1,3 метра глубже сидит в воде. Соответственно выше и его десантные возможности.

В рамках работы над проектом и постройкой корабля его вооружение претерпело изменения. Согласно первоначальному проекту на борту БДК должна была появиться одна 76-мм артиллерийская установка АК-176М, два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» и две пусковых установки реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М». Однако в связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 претерпела изменения, а также для экономии денежных средств и времени постройки корабля в 2010 году было принято решение об изменении состава вооружения, которое сегодня носит сугубо оборонительный характер.

Вооружение БДК «Иван Грен» представлено одной двухавтоматной корабельной 30-мм автоматической артиллерийской установкой АК-630М-2, двух установок АК-630 с радиолокационной системой управления огнем 5П-10-03 «Ласка», двух 14,5-мм установок МТПУ «Жало», а также комплекса выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М», данный комплекс защищает корабль от ракет противника .

АК-630М-2 «Дуэт» – это современная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка, которая обеспечивает огромную скорострельность – до 10 000 выстрелов в минуту. Основное ее предназначение – это обеспечение противоракетной обороны кораблей ВМФ в ближней зоне. В первую очередь она предназначена для поражения противокорабельных ракет и иных видов управляемого оружия. Также установка может решать задачи по поражению самолетов, вертолетов и БПЛА противника, малоразмерных надводных и береговых целей. Эффективная дальность стрельбы составляет 4000 метров.

Установки АК-630М-2 и АК-630 построены по схеме многоствольного оружия (по 6 стволов) с вращающимся блоком стволом (так называемая схема Гатлинга). Автоматика российских установок такого типа работает за счет энергии пороховых газов и в отличие от иностранных аналогов (Phalanx CIWS и Goalkeeper) не требует наличия внешних источников энергии для вращения блока стволов. Установленная на десантном корабле «Иван Грен» установка АК-630М-2 «Дуэт» стала дальнейшей модернизацией комплекса АК-630М1-2, от которого визуально отличается башней, получившей меньшую радиолокационную заметность.

Помимо скорострельного артиллерийского вооружения на борту имеются два крупнокалиберных пулемета. Это МТПУ «Жало» – 14,5-мм морские тумбовые пулеметные установки , которые предназначены для борьбы с воздушными, надводными и береговыми легкобронированными целями. Крупнокалиберные пулеметы позволяют эффективно поражать легкобронированные объекты на дальности до 2000 метров и 1500 метров по высоте. Для ведения огня по воздушным, надводным и береговым целям используются патроны с бронебойно-зажигательной пулей Б-32, бронебойно-трассирующей пулей БЗТ, а также зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ.

В интернете и различных СМИ можно было встретить утверждения о том, что новые российские БДК проекта 11711 якобы являются своеобразной заменой построенным во Франции, но так и не переданным Российской Федерации – универсальным десантным кораблям-докам типа «Мистраль», но это абсолютно неверно. Во-первых, постройка БДК «Иван Грен» началась задолго до решения Минобороны приобрести во Франции «Мистрали», во-вторых, корабли трудно сопоставить даже по своим техническим возможностям, главным образом размерам. Сравнивать их некорректно из-за огромной разницы в водоизмещении (более чем в 4 раза), а также размерах авиационной группы (Мистрали могут нести на борту до 16 легких вертолетов).

АК-630М-2 «Дуэт» - российская корабельная двухавтоматная 30-мм автоматическая артиллерийская установка

Более корректным является сравнение новых российских БДК проекта 11711 с китайскими кораблями Тип 072-III (класс Yuting-II), которые представляют собой большие танкодесантные суда, являющиеся основными десантными средствами в составе военно-морских сил КНР. При близких характеристиках и размерах, российский проект в выгодную сторону отличается наличием на борту полноценного вертолетного ангара.

Несмотря на то, что российские военные моряки не заинтересованы в дальнейшем приобретении БДК проекта 11711 (информация об этом появилась в 2015 году), отказавшись от них в пользу более крупных кораблей нового поколения, ставить крест на дальнейших перспективах БДК проекта 11711 пока что рано. В настоящее время корабль уже обладает паспортом экспортного облика, поэтому может продвигаться Россией на экспорт. Об этом сообщал телеканал «Звезда» со ссылкой на Сергея Власова, являющегося генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), речь идет о проекте 11711Э, который получил увеличенное до 6600 тонн водоизмещение.

К более крупным десантным судам, которые в будущем могут появиться в составе российского флота, можно отнести . В рамках работы форума «Армия-2015» был впервые представлен макет универсальных десантных кораблей проекта «Прибой» с водоизмещением более 14 тысяч тонн и вместимостью до 500 десантников, 20-30 танков или 60 единиц различной военной техники. Помимо всего прочего данные кораблей смогут взять на борт до 8 вертолетов Ка-27 или Ка-52К.