Внеурочное занятие по курсу "Мой мир" на тему "Солнце-источник света и тепла". (1 класс). Конспект урока по окружающему миру на тему "Солнце источник света и тепла на Земле" Физминутка на внимание

Солнце -- ближайшая звезда.

Солнце -- это раскаленный газовый шар, что располагается на расстоянии 150 млн. км от Земли. Солнце имеет сложное строение. Внешний слой -- это атмосфера из трех оболочек. Фотосфера -- самый низкий и ней более густой слой солнечной атмосферы, толщиной приблизительно в 300 км. Следующая оболочка -- хромосфера, толщиной в 12--15 тыс. км.

Внешняя оболочка -- солнечная корона серебристо-белого цвета, высота которой -- до нескольких солнечных радиусов. Она не имеет четких очертаний и со временем изменяет форму. Вещество короны постоянно вытекает в междупланетное пространство, образовывая так называемый солнечный ветер, что состоит из протонов (ядер Гидрогену) и атомов гелия.

Радиус Солнца -- 700 тыс. км, масса -- 2 | 1030 кг К химическому составу Солнца принадлежат 72 химических элемента. Больше всего Гидрогену, на втором месте Гелий (эти два элемента составляют 98 % массы Солнца).

Солнце существует в космосе около 5 млрд. лет и, по подсчетам астрономов, будет существовать еще столько же. Энергия Солнца выделяется в результате термоядерных реакций.

Поверхность Солнца светится неравномерно. Области с повышенной яркостью называются факелами, а со сниженной -- пятнами. их появление и развитие называется солнечной активностью. В разные годы солнечная активность не одинаковая и имеет циклический характер (с периодом от 7,5 до 16 лет, в среднем -- в 11,1 году).

Часто над солнечной поверхностью появляются вспышки -- неожиданные выбросы энергии, которые достигают Земли уже за несколько часов. Солнечные вспышки сопровождаются магнитными бурями, в результате которых в проводниках возникают сильные хаотические электрические токи, которые нарушают работу электросетей и приборов. В сейсмически активных зонах могут возникать землетрясения.

В годы повышенной солнечной активности увеличивается прирост у деревьев. В эти же периоды более активно размножаются каракурты, саранча, блохи. Обнаружено, что в годы высокой солнечной активности возникают не только эпидемии (холера, дизентерия, дифтерия), но и пандемии (гриппа, чумы).

У человека наиболее уязвимыми к изменениям солнечной активности являются нервная и сердечно-сосудистая системы. Даже у здоровых людей изменяются двигательные реакции и восприятия времени, притупляется внимание, ухудшается сон, что влияет на профессиональную деятельность. Снижается количество лейкоцитов и уменьшается иммунитет, что повышает склонность организма к инфекционным заболеваниям.

Солнечная система.

Солнце, большие и малые планеты, кометы и другие небесные тела, которые вращаются вокруг Солнца, составляют Солнечную систему.

Один оборот планеты вокруг Солнца называют годом. Чем дальше планета находится от Солнца, тем более длинным является ее оборот и тем большую длительность имеет на этой планете год (см. таблицу).

Хотя все планеты вращаются вокруг Солнца с разной скоростью, двигаются они в одном направлении. Один раз на 84 года все планеты оказываются на одной линии. Этот момент называют парадом планет.

Все большие планеты, кроме Меркурия и Венеры, имеют спутники, которые вращаются вокруг них. В Земле есть один спутник -- Луну, у Сатурна -- 17, у Юпитера -- 16, у Марса -- 2. Также вокруг Солнца вращается множество малых планет, среди них есть и каменные брылы размером 5--10 км.

Большие и малые планеты двигаются так, что их расстояние от Солнца почти не изменяется. Кометы же то отдаляются от Солнца, то приближаются к нему. 3. Солнце -- источник света и тепла на Земле.

Земля расположена от Солнца на таком расстоянии, что вода на ней находится в виде жидкости. Уникальное сочетание температуры, света и наличия воды сделало возможным зарождение и развитие жизни на нашей планете.

Под действием солнечного света у растений происходит процесс фотосинтеза -- образование органических веществ из неорганических. Побочным продуктом фотосинтеза является кислород. В результате фотосинтеза на Земле образовалась кислородная атмосфера.

Наблюдение. Все растения (и светолюбивые, и теневыносливые) нуждаются в свету. Листки на побегах располагаются таким образом, чтобы свою порцию света получал каждый, -- такое размещение листьев называется лиственной мозаикой. На протяжении дня растения возвращают листья и цветки к солнцу. У комнатных цветов листья возвращаются в сторону окна.

В мире интересного 3 класс дата_________

Тема;«Солнце – источник света и тепла».

    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.

    Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

    Развивать связную речь при защите проекта.

1. Организационно-подготовительный этап.

2. Постановка учебных целей.

Что такое природа?

Какая бывает природа?

Какие объекты относятся к неживой природе?

А какие объекты мы относим к живой природе?

Хотели бы вы отправиться в путешествие? Куда хотели бы отправиться в путешествие?

Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…(солнце)

Можно совершить путешествие к Солнцу?

Я предлагаю выяснить к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.). Докажите.

Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.

Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе?

А что такое солнце?

Солнце - монетка,- скупой проворчал.

Нет, сковородка! - обжора вскричал.

Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

Компас, - сказал убеждённо матрос.

Солнце-звезда, астроном объяснил.

Доброе сердце,- мечтатель решил.

Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже ответим на этот вопрос.

Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше.

Что это?

Какая форма?

Какой размер?

Как далеко?

Какой вес?.

Зачем нужно?

Давайте обратимся к нашим экспертам.

Кто нашёл в словаре значение «Солнце»?

«СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Химический состав: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 1%. Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн. 0 С.»

Всё ли вам понятно в этом тексте? (нет )

В каком стиле написан текст? (В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.)

Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).

Форма солнца

Как выглядит Солнце?

На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их.

Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)

    Работа по учебнику

Ещё можно найти информацию и в странице учебника стр. 101 (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)

Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

Слово эксперту…

Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

    Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!» - Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?

Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?

4. Формирование навыков научной организации труда.

Мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года.

Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

Солнечный свет отражается в предметах.

Издревле люди украшали посуду, одежду, сочиняли загадки, пословицы о солнце. В его честь устраивали праздники.

Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.

Давайте вернемся к вопросу, который задали в начале урока.

Можем отправиться в путешествие на солнце?

6. Рефлексия.

Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам? Дорисуйте настроение солнышкам.

Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру.

У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

7. Итог урока:

Формирование Солнечной системы

Солнечная система сформировалась приблизительно 5 миллиардов лет назад в результате сжатия газово-пылевого облака, размеры её весьма внушительны: диаметр орбиты самой дальней карликовой планеты Плутон составляет 15 триллионов километров, световой луч преодолевает их за 11 часов. А между тем солнечная система составляет лишь очень малую часть нашей Галактики - млечного Пути, чей диаметр около 100 тысяч световых лет. Мы, земляне, живём практически на полпути от центра Галактики до её края - 27 тысяч световых лет в обе стороны.

Что такое Солнце?

Cолнце - единственная звезда и центральное тело солнечной системы - вращается вокруг галактического центра со скоростью 220 км/с и совершает полный оборот за 226 миллионов лет - столько времени длится галактический год. По сравнению с земным годом - 365 дней размеры Галактики представляются просто грандиозными. Солнце – это небесное тело – источник света, тепла и жизни на Земле.

По своей структуре Солнце представляет собой огромный газовый шар, внутри и на поверхности которого уже на протяжении миллиардов лет сохраняется предельно высокая температура. На Солнце постоянно происходит процесс преобразования водорода в гелий.

Этот процесс ученые называют термоядерной реакцией. Водород составляет 74% от массы солнечного ядра, гелий – 25% от этой массы. При преобразовании одного химического элемента в другой частички водорода объединяются в более тяжелые частички, и одновременно высвобождается большое количество энергии в виде тепла и света.

Из-за высокой температуры частицы газов на Солнце – ядра атомов и свободные электроны – движутся с сумасшедшей скоростью. В каждом ядре атома есть частицы, называемые протонами и нейтронами. Протоны имеют положительный электрический заряд, нейтроны же заряда не имеют. Атомы различных элементов отличают друг от друга по количеству протонов и нейтронов, которые служат своеобразными «кирпичиками» для построения. В каждом ядре атома водорода содержится один протон, в атоме гелия – два протона и два нейтрона.

Когда четыре ядра водорода соединяются вместе, они образуют одно ядро гелия, фотоны и прочие мелкие частицы. Именно фотоны и представляют собой свет, разлетающийся во все стороны. По подсчетам ученых, каждую секунду в солнечном ядре в лучистую энергию превращается около четырех миллионов тонн вещества. Эта энергия рассеивается в космосе и достигает Земли. Стоит отметить, что вблизи солнечного ядра температура составляет около 14-ти миллионов градусов, а мощность излучения, доходящего до нашей планеты, составляет приблизительно 1000 ватт на квадратный метр поверхности.

Гелиоцентрическая система Коперника

Солнце по-гречески называется Гелиос. Греки считали, что Гелиос живёт на востоке в прекрасном дворце, окружённом временами года - летом, зимой, весной и осенью. Когда утром Гелиос выезжает из своего дворца, звёзды гаснут, ночь сменяется днём. Звёзды вновь появляются на небе, когда вечером Гелиос исчезает на западе, где он пересаживается из колесницы в прекрасную лодку и переплывает море к месту восхода.

В Древней Руси тоже поклонялись богу Солнца. Его называли Ярило и в честь него каждый год весной устраивали празднества и гулянья.

На протяжении очень долгого времени люди считали, что в центре Вселенной покоится неподвижная Земля, а вокруг неё движутся все небесные тела, включая Солнце. (Такая модель называется геоцентрической: греческое слово «geo» означает «Земля».) У астрономов возникала масса трудностей в изучении движения звёзд и планет. Получалось, что они движутся по замысловатым траекториям, выделывая сложные петли и зигзаги.

Но вот, наконец, в XVI веке польский астроном Николай Коперник разработал гелиоцентрическую систему мира. В её основе лежали следующие утверждения:

1) в центре мира находится не Земля, а Солнце;

2) Земля вращается вокруг своей оси;

3) Земля, как и все другие планеты, обращается вокруг Солнца по окружности.

С открытием Коперника всё встало на свои места: стало понятно, как движутся планеты вокруг Солнца, и нашло объяснение видимое движение Солнца среди звёзд. Солнце удерживает своим притяжением планеты и их спутники, астероиды, метеориты и прочие тела, которые вращаются вокруг него в одном направлении по эллиптическим орбитам. Самой большой угловой скоростью обладает ближайшая к Солнцу планета Меркурий - она совершает полный оборот вокруг Солнца всего за 88 земных суток; самая удалённая планета Нептун - за 165 лет. Между ними расположились Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн и Уран. Плутон, открытый в 1930 году, считался планетой до 24 августа 2006 года. В тот день на основании результатов последних исследований Международный астрономический союз лишил его этого статуса.

Почему Солнце светит и греет

Солнце находится на расстоянии 150 миллионов километров от Земли. Несмотря на такую в буквальном смысле слова космическую дистанцию, все жизненно важные процессы на нашей планете зависят именно от Солнца.

Мы бы не могли существовать, если бы Солнце вдруг перестало светить и греть. Наша планета стала бы холодной и мертвой. На Земле стало бы так холодно, что замёрзла бы не только вода в реках, морях и океанах, но даже и воздух, которым дышат люди, животные и растения. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, влияет на погоду и климат, участвует в фотосинтезе.

А светит и греет Солнце потому, что оно очень горячее: у поверхности - почти 6 тысяч градусов, а в центре - 15 миллионов градусов. При такой температуре железо и другие металлы не просто плавятся, а превращаются в раскалённые газы. Значит, Солнце - огромный, массивный шар, состоящий из раскалённого газа. На самом деле, на Солнце не могут существовать даже крохотные частички - атомы, из которых вообще состоит всё живое и неживое в природе. Атомы, очень прочные на Земле, на Солнце расщепляются на ещё более мелкие частицы. Каждую секунду в энергию превращается 4,26 миллиона тонн солнечного вещества, но это ничтожное количество по сравнению с массой Солнца. Даже на огромном расстоянии Солнце может растопить льды, поднять температуру воды в реках и морях, согреть или остудить Землю - оно может всё!

Каким же образом внутри Солнца всё время поддерживается температура в миллионы градусов? Это очень сложный и важный вопрос, над которым долго размышляли многие астрономы и физики. Сейчас почти все они не сомневаются в том, что в центральной части Солнца идут термоядерные реакции, в результате которых водород превращается в гелий. Причём плотность вещества там в 150 раз больше плотности воды и в 7 раз больше плотности самого тяжёлого металла на Земле - осмия. Такой необыкновенный «костёр» пылает внутри Солнца миллиарды лет. И пока он там пылает, Солнце будет посылать свет и тепло каждому из нас и всему живому на Земле. Многие задаются вопросом: что произойдет, когда потухнет Солнце? Ученые отвечают: в скором будущем такого поворота опасаться не стоит. Солнце может потухнуть только после того, как растратит весь имеющийся на нем водород, и процесс его трансформации в гелий прекратится. Но за все время существования Солнечной системы в гелий превратилось меньше половины имеющегося на Солнце водорода. А значит, Солнце будет светить и греть еще очень долго.

Наблюдения людей за Солнцем

Первым астрономическим инструментом для наблюдений за Солнцем была обыкновенная палка. Ею пользовались когда-то древние астрономы. Палка - инструмент, конечно, очень простой, но если воткнуть её вертикально в землю, то можно наблюдать за тенью, которую она отбрасывает, когда освещается Солнцем. В астрономии её называют «гномон». Чем выше поднимается Солнце, тем короче тень от гномона. Самая короткая тень бывает в полдень, когда Солнце находится на юге, в наиболее высокой точке своего пути.

Люди придумали разные способы, с помощью которых можно определить расстояние до небесных тел - Луны, Солнца, звёзд. Для этого потребовались и математика, и очень точные измерительные приборы, и многое другое. Но самым главным помощником в определении расстояния до звёзд и планет стал световой луч. Проворнее луча нет ничего, только он может за одну секунду пролететь целых 300 тысяч километров. Например, световой луч от Солнца достигает Земли за 8 минут 20 секунд и пролетает за это время почти 150 миллионов километров - именно на таком расстоянии от Солнца находится наша Земля. +Вообразить себе 150 миллионов километров очень трудно, в обычной жизни людям с такими расстояниями не приходится иметь дело. Если человек отправляется из Москвы в Санкт-Петербург, ему предстоит проехать или пролететь всего около 700 километров. Тысячи километров отделяют Москву от Владивостока. Десятки тысяч километров потребуется преодолеть, чтобы совершить кругосветное путешествие. Конечно, быстрее всех Землю облетали космонавты. Например, Юрий Алексеевич Гагарин - первый в мире космонавт - облетел Землю за 108 минут с первой космической скоростью - 8 км/с. А до Солнца даже при второй космической скорости - 11,2 км/с - пришлось бы лететь несколько месяцев.

Когда люди узнали, на каком расстоянии от Земли находится Солнце, они поняли, что оно очень большое. С чем же сравнить Солнце, чтобы понять, как оно велико? Наверное, лучше всего - с Землёй, на которой мы живём. Попробуем вообразить себе большущий пустой шар такой величины, как Солнце, и много «маленьких» шариков размером с Землю. Сколько же «маленьких» шариков поместится в одном большом? Оказывается, 1 миллион 300 тысяч! Диаметр Земли - 12 756,2 километра, а Солнца - в 109 тысяч раз больше. В Солнце сосредоточено около 99,8 процента массы всех тел Солнечной системы, вместе взятых, - это приблизительно 2 1027 тонн.

Почему происходят затмения Солнца

Нам часто приходится наблюдать, как в ясный солнечный день тень от облака, подгоняемого ветром, пробегает по Земле и достигает того места, где мы находимся. Облако скрывает Солнце. Во время солнечного затмения Луна проходит между Землей и Солнцем и скрывает его от нас. +Наша планета Земля вращается в течение суток вокруг своей оси, одновременно движется вокруг Солнца и за год делает полный оборот. Луна - спутник нашей Земли - движется вокруг Земли и полный оборот совершает за 27,3 суток. Взаимное расположение всех трех небесных тел все время меняется. При своем движении вокруг Земли Луна оказывается между Землей и Солнцем. Луна - темный непрозрачный твердый шар, она, словно громадная заслонка, закрывает собой Солнце.

Солнечное затмение может наступить только во время новолуния, когда Луна обращена к Земле темной неосвещенной стороной. Луна, по сравнению с Солнцем, ближе к нам почти в 400 раз, и в то же время ее диаметр меньше диаметра Солнца также приблизительно в 400 раз. Поэтому видимые размеры Солнца и Луны почти одинаковые, и Луна, таким образом, может закрыть Солнце.

Расстояния Солнца и Луны от Земли не остаются постоянными, а слегка изменяются, так как орбиты Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли не окружности, а эллипсы. В связи с этим солнечные затмения бывают полными, когда Луна целиком закрывает Солнце, или кольцеобразными, когда Луна от Земли в наибольшем удалении и лунный диск меньше солнечного. Если Луна проходит не посередине Солнца, а по краю, говорят, что это частичное затмение.

Тень, которую Луна отбрасывает на Землю, движется по поверхности Земли со скоростью 1 км/с, т.е. быстрее ружейной пули. Поперечник теневого пятна менее 270 км. +Полоса солнечного затмения очень мала по сравнению с площадью поверхности Земли, Вокруг пятна тени располагается область полутени, она значительно больше (6-7 тыс. км). Здесь наблюдается частичное затмение.

из Википедии, фото из интернета

светлана калиновская
Познание мира. Конспект урока «Солнце-источник света и тепла»

Познание мира

Тема «»

Цели : дать понятие о Солнце как источнике света и тепла ;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы ;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока : урок - исследование

Методы : проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек : «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.

II Мобилизующий этап

Определение темы, цели

Постарайтесь по этой загадки определить тему нашего урока .

Отгадайте загадку :

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

(солнце )

Что даёт нам солнце ?

Тема нашего урока «Солнце –источник света и тепла »

Открываем тетради и записываем число, классную работу и тему урока .

Запись числа, темы

Определим задачи урока

Что должны понять?

Что должны узнать?

III Проверка домашнего задания

Повторим пройденный материал

Игра «Продолжи»

1. Звезда - это … (солнце )

2. Невооружённым глазом на небе видно (3000 звёзд)

3. Вокруг Солнца вращается … (9 планет)

4. Спутник Земли - это … (луна)

5. Солнце и планеты образуют … (Солнечную Систему )

6. Окружающий Землю мир - … (Вселенная)

7. Прибор для изучения звёзд (телескоп)

8. Что ближе к Земле : Солнце или Луна ? (Луна)

9. По какой звезде можно ориентироваться ночью (Полярная)

10. Одежда для космонавтов (скафандр)

Давайте приведём в порядок планеты Солнечной системы . (учащиеся прикрепляют таблички с надписями на модель Солнечной системы )

2. Планета, римская богиня любви? (Венера)

3. Планета, на которой мы живём? (Земля)

4. Красноватая планета,названная древними римлянами в честь бога войны? (Марс)

6. Планета, окруженная плоскими кольцами,составляющими как бы одно кольцо?9Сатурн)

7. Какая планета следует за Сатурном? (Уран)

8. Планета с именем морского царя? (Нептун)

Как называется наука изучающая космос?

Как называют людей, которые изучают космическое пространство?

Назовите первого космонавта, казахстанских космонавтов? (портреты)

Откуда производится старт космических ракет? (иллюстрации)

ФИЗМИНУТКА

Вот как солнышко встает ,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется .

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

IV Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца

Наш девиз :

Вот солнце бежит босиком по росе

Зовёт за собою нас в путь

Исследователи, такие же люди, как все

Но любопытней чуть-чуть.

А что мы знаем о Солнце ?

(зимой опускается ниже над горизонтом,

А летом поднимается выше)

Что умеем?

(определять стороны горизонта)

Какие изменения происходят с Солнцем ?

На что это влияет?

(дни длиннее

ночи короче)

Солнце – источник света и тепла . Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира , вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.

Солнце светит всем

Солнце греет всех .

Отгадывание загадки

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет и всех разбудит.

Сколько загадок существует о Солнце ! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная легенда о Солнце .

Сначала Солнце было очень большим , но после того как появились люди, оно начало уменьшаться : ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает , то его звезда гаснет и падает.

Если умер праведный (добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце , а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди , получается месяц.

Какой вывод вы сделали для себя?

(лучше быть добрым)

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос и записать в тетрадь определение солнца :

Работа в группах (7-8мин)

1. Дать понятие о Солнце

Солнцем было больше 150 млн . км?

3. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

4. Как человек использует солнечную энергию ?

5. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию ?

Слово учителя (видеоролик)

Солнце – звезда , громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе . Если представить, что солнце величиной с арбуз , то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.

Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.

Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн. раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн . градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло .

Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

- Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.

Работа по парам (взаимооценивание)

Объясните, каким образом работает Солнце , если оно … (карточки)

свет

тепло

свет – светит , видим окружающий мир

тепло - греет , лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

Физкультминутка на внимание.

3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем. Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.

Компетентностное задание (резерв)

Почему человек называет Солнце «солнышком » ? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

Учёные изучают поведение Солнца , иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны (протуберанцы)

Все эти явления влияют на самочувствие человека.

А какие ассоциации возникают со словом «солнце » ?

(загар)

Дополнительный материал

К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.

Слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная света солнечного

солнце солнечной солнца .

Так полезен ли такой загар?

V Закрепление

С помощью следующего задания мы проверим, кто сегодня на уроке был внимательным . (5 мин)

Используя текст, впиши недостающие данные :

Солнце - ближайшая к Земле .. . (звезда) . Это огромное.. . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму .. . (шара) . Расстояние от Земли до Солнца (150млн. км)

Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце .

Посмотрите на доску и выполните самостоятельно проверку задания. Выставите себе оценку.

VI Домашнее задание (с. 70-71 пересказ) Синквейн «Солнце »

VII Итог урок . Рефлексия

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

Как люди используют солнечную энергию ?

«Сегодня на уроке я …

«Мне пригодится….»

«Мне было интересно….»

Самооценка (красный, жёлтый, зелёный)

А теперь я бы хотела увидеть самооценку каждого

Если урок понравился , я справился со всеми заданиями. Я доволен собой., то поднимите зелёный карандаш

Если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился, то поднимите жёлтый карандаш

Если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь, то поднимите красный карандаш

С каким фруктом можно сравнить солнышко ?

Солнышко дарит вам эти Солнышки , чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день

Ученик «Солнечная система »

А Солнце

И притяжением связаны все мы.

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце

Свет излучает , как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают ,

Солнце – светило , они обожают!

МО начальных классов

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по познанию мира в 4 классе

Подготовила : учитель начальных классов

Калиновская С. В.

ГУ «Каменская средняя школа»

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – светило клокочет вулканом ,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце – звезда при огромнейший шар.

Свет излучает , как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают ,

Солнце – светило , они обожают!

Слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная энергия является не просто источником света , а источником жизни. Без нее невозможен рост растений, развитие животных и жизнь человека. Польза и вред солнечного загара является предметом многочисленных споров. Некоторые считают загар полезным для здоровья, а другие убеждены во вреде ультрафиолета.

Ультрафиолетовые лучи проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.

Чрезмерное действие ультрафиолета и пренебрежение правилами пребывания на солнце может нанести непоправимый вред организму. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца .

Слово магистрам (ученики)

Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает, что расстояние от Земли до Солнца маленькое , оно составляет 150 млн. км.

Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние.

И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю.

Сказка про Солнце

Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце , пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу , чтобы всё увидеть самому.

«Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!» - решил он.

«Что ты! Что ты! – заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»

Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.

«Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха! Не желаю!

«Не соглаш–шайся» , - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог …

Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.»

Отправился Звездочёт к Самолёту : «Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце . Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?»

«10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»

«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!»

Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул : «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз…

1. Дать понятие о Солнце

2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн . км?

3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн . км?

4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

5. Как человек использует солнечную энергию ?

6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию ?

Планирование урока для 4_ класса Познание мира (предмет) Дата:_______________________ № урока________30_____________ Тема урока Солнце­источник света и тепла. ОБЖ «Историческая справка о пожарной охране» Триединая цель Образовательная: сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды ­ источника света и тепла. Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную. Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать. Воспитательная: воспитывать любовь и интерес к предмету, любовь к Родине, к природе, Тип урока: □ комбинированный. Методы обучения: □ Словесный ­ объяснительно­иллюстративный Оборудование: схема Солнечной системы, видеосюжеты о Солнце. Новые понятия, термины: Межпредметная связь: литература, математика, Ход урока: I. Организационный момент Прозвенел уже звонок Пригласил нас на урок. II. Ориентировочно­мотивационный этап Сообщение темы и цели урока. III. Актуализация знаний и практических и умственных умений Проверка Д\з Повторение пройденного материала. Тест. 1. Солнце ­ это: а) планета; б) звезда; в) космический спутник. 2. Земля ­ это: а) планета; б) звезда; в) космический спутник. 3. Земля по своим размерам: а) больше Солнца; б) меньше Солнца; в) такая же, как Солнце. 4. В Солнечную систему входят: а) 3 планеты; б) 4 планеты; в) 7 планет. Ключ: 1­6; 2­а; З­б; 4­в.

Оформление тетради: погода, тема Вводная беседа ­ Что вы можете сказать о Солнце? Ответ: Солнце имеет форму шара. Оно находится в небе, значит, это небесное тело. ­ Что вы можете сказать о Солнце из личных наблюдений? Ответ: Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь на Земля возможна лишь благодаря Солнцу. Еще в глубокой древности люди понимали это и почитали Солнце. Наблюдая за Солнцем, люди придумали очень много загадок, пословиц, поговорок. ­ Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце) ­ Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце) IV. Операционно­исполнительский этап ­ Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце. (Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света и тепла была бы невозможна жизнь на Земле.) Работа в парах. ­ Используя текст, впиши недостающие данные: Солнце ­ ближайшая к Земле... (звезда). (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму... (шара). Диаметр Солнца в... (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в... (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца­ ... (150миллионов) километров. Это огромное... ­ Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце. V. Первичная проверка знаний ­ Мы с вами находимся в космическом пространстве. Давайте посмотрим, как выглядит наша планета из космоса. Показ видеосюжета «Земля». VI. Закрепление, тренировка, отработка умений и навыков ­ Какая она, наша планета? (Земля имеет форму шара.) Космонавты с любовью называют Землю голубая планета. А почему она такая голубая? (На Земле много воды.) ­ На Земле не только много воды, но она еще имеет воздушную оболочку ­ атмосферу, и эта оболочка придает планете голубизну. ­ Что еще вы можете сказать о планете Земля? (По размеру это небольшая планета. Это третья планета от Солнца. Соседями Земли являются Марс и Венера.) ­ Обратите внимание: Земля имеет естественный спутник. Кто уже догадался, как он называется? (Луна) ­ А почему Землю еще называют планета­сад? (Потому что на ней растут растения.) ­ И еще потому что на Земле есть жизнь благодаря Солнцу. Человек всегда стремился использовать солнечный свет и тепло, без которых невозможна была бы жизнь на планете Земля. (Эта мысль проходит через весь урок.) ОБЖ «Историческая справка о пожарной охране» История человечества непрерывно связана с огнем. Для людей огонь на протяжении столетий был главным благодетелем и одним из самых опасных врагов. В огненных вихрях горели леса, деревни, города, гибли люди и животные. И уже в Древней Греции и Риме существовали специальные команды состоявшие, как правило, из рабов и вольноотпущенников, в обязанности которых входило тушение пожаров. К античным временам восходит и появление первого пожарного насоса (или водоливной пожарной трубы), изобретенного александрийским ученым Ктесибеем, жившем в 1­2 в. до нашей эры. законодательную силу борьбе с бытовыми пожарами, признавая их наиболее распространенными. В судебнике Ивана III (1497 г.) записано: «Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнью», Позднее, в 1504 г., вышли противопожарные правила, которые предписывали: не топить летом избы и бань без крайней на то необходимости не держать по вечерам в домах

огня (лучины, лампады, свечи), все пожароопасные производства (кузнечные, гончарные, ружейные, стеклодувные и др.) и должны размещаться вдалеке от строений. Фактически при Иване III оформились и основные направления пожарного дела – предупреждение и тушение пожаров. Описание пожарной работы:«Каждый пожарный герой, всю жизнь на войне каждую минуту рискует головой, а тогда в особенности: полазь­ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое­то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжее – огромные сапожища, на железных гвоздях, для точности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда, ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасательной лестницы, половина тела жмется к стене, а другая висит над бездной… Топорники, каски которых сверкают сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненный тартарары. А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким­нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его. Трудно зимой, но не выносимо летом, когда пожары часты. VII. Контроль и учет знаний Тест Письменно: ­ Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле? ­ Как люди используют солнечную энергию? VIII. Здоровьесберегающие технологии IX. Домашнее задание Стр вопрос № Рефлексивно­оценочный этап Что понравилось? Оценка