Презентация на тему школа в древней руси. История развития образования. Школы Древней Руси В Древней Руси школы появились еще в домонгольское время. После принятия христианства (988 г.) князь. Морозов а. сельская бесплатная школа

1 слайд

Из истории Древней Руси. Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ ООШ № 279 г. Гаджиево Мурманской области Кунделева О.Е.

2 слайд

3 слайд

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

4 слайд

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ. Древняя Русь

5 слайд

Древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.

6 слайд

Нестор-летописец написал «Повесть временных лет». Именно из таких литературных памятников мы узнали многое о жизни своих предков-славян.

7 слайд

Государей у славян не было. В каждой семье всеми делами заправлял старейший. Для важных дел старейшины сходились на веча (мирские сходки) и решали дела сообща. Правление у славян

8 слайд

Чужие воины приходили в землю славян, жгли дома и уносили имущество жителей. Сами славяне все ссорились между собой. Некому было разбирать их ссоры, мирить их и заботиться, чтобы никто их не обидел. Причины выбора князя:

9 слайд

Между славянскими племенами не было согласия, а были у них все ссоры до драки. Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили на вече князя себе выбрать, но не из своих, а их чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь: Из летописи

10 слайд

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Речь послов:

11 слайд

Три князя варяго-русские Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев послал в другие города. Так началось в 862 году по Рождества Христовом Русское государство. От имени рода первых князей оно и назвалось Русью. Первые князья

12 слайд

13 слайд

14 слайд

Происходит от славянского «конязь» - конный воин. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князья управляли жизнью славянских племён, а когда приходили враги – становились военачальниками. Происхождение слова князь

15 слайд

Родословное дерево первых русских князей Владимир Мономах (1113-1125) Ярослав Мудрый (1019-1054) Владимир Красное Солнышко (Святой) (980-1054) Святослав (964-972) Олег Вещий (Киевская Русь) 912-945 Рюрик (Новгород) 862-879 Игорь (912-945) Ольга (945-964)

16 слайд

Кроссворд Как древние славяне называли мужчин, которые собирали мёд диких пчёл? Бортник Материал, из которого делали посуду наши предки. глина Бог грома и молнии, покровитель князя и дружины. Перун Доброе фантастическое существо, которое живет в избе за печью. домовой Мы отправимся в Древний Киев в гости к князю Владимиру и узнаем, как началось русское государство Киев 1 3 2 4

17 слайд

В 879 году умер Рюрик Олег и Игорь перенесли центр своей державы в Киев. Убив в Киеве князей Аскольда и Дира, Олег захватил в свои руки весь торговый путь «из варяг в греки» и стал княжить в Киеве. 832 год – образование Древнерусского государства – Киевская Русь. Начало образования - Киевской Руси

18 слайд

Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе. Владимир - Красное Солнышко

19 слайд

Именно в его дружине были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец Никита Кожемяка Добрыня Никитич Алёша Попович Богатыри Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный совершал воинские подвиги.

20 слайд

Князь Владимир вошёл в историю как креститель Руси. Крещение- обряд с помощью которого человека приобщают к христианской вере. Крещение Руси 988 год – год крещения Руси.


ГОКУ СКШ №2 г. Ангарска

Подготовили ученики :

Малышев Влад, Мордовской Даниил

Руководитель, учитель русского языка :

Жак Тамара Ивановна


Работая над этим проектом, мы поставили перед собой цель узнать, как учились грамоте ровесники из прошлого.

Долго искали в архивах и открытых источниках кандидатов для такого экскурса, но так получилось, что безусловным победителем стал мальчик Онфим



Онфим проживал в XIII веке

в Великом Новгороде .

И, хотя, нас с Онфимом разделяет почти 800 лет,

у нас много общего.


Записи Онфима – ценное свидетельство начального образования в Древней Руси









Грамота№200.

В минуты отдыха от занятий Онфим рисует. И судя по количеству рисунков, он любит рисовать и рисовать себя. Онфим фантазёр, поскольку так он представил себя, подписав рисунок « Аз зверь» - «Я зверь».


"Онфим и его друзья"



Летом 1956 г. целую пачку берестяных грамот и рисунков нашли на Неревском раскопе. Один из рисунков Онфима и послужил прообразом памятника, который был поставлен в сентябре 2015 г. скульптором Михаилом Ющенко в Нижнем Новгороде



Онфим изображён в облике Архангела Михаила, защитника Великого Новгорода- Родины –России.


Теперь ты знаком с Онфимом, с самым древним и самым известным мальчиком нашей страны. К сожалению, мы не знаем ничего о дальнейшей жизни Онфима, но очень надеемся, что все его детские мечты сбылись. Это было 800 лет назад , но кажется, что Онфим твой ровесник и современник. Ты догадываешься почему – он гражданин нашей страны, как и ты.





«Как учились на Руси» или «Сказочные школы»

«В школу добрую речь вноси, из неё же словеснаго сору не износи. В дом отходя, школьных бытностей не кажи, сему и всякому товарищу накажи». Из устава школы Феофана Прокоповича



Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».



С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.


В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».




А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ

  • В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».



К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно-нравственных поучений.




Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»


К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ)


А. Карнеев ОТПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА В УЧИЛИЩЕ


Морозов А. СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА

  • В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста.


Г. Рыбаков ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ


Н. Богданов-Бельский В ШКОЛУ


Н. Богданов-Бельский «УСТНЫЙ СЧЁТ»


Н. Богданов-Бельский УЧЕНИЦЫ


Н. Богданов-Бельский СОЧИНЕНИЕ


Н. Богданов-Бельский ДЕТИ НА УРОКЕ


М. Нестеров ЭКЗАМЕН В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ


Д. Левицкий ПОРТРЕТ ВОСПИТАННИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ Е.И. МОЛЧАНОВОЙ


М. Перов ПАНСИОНЕРКИ

    Во времена Екатерины II в 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц. Девочек с 4-6 –летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.


В. Ермилов ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ


Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки



Ипатьевский монастырь

Детей учили при церквах и монастырях.

Монастырь – это религиозная община монахов или монахинь. Из-за большого количества детей учеников распределяли между учителями в группы по 6-12 человек. Такое деление учащихся было обычным в Средние века.


Святого преподобного Сергия Радонежского просят о просвещении разума к учению.

Среди прочих молитв преподобному Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба.

М.Нестеров.

Преподобный Сергий Радонежский. 1899 .


М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1890

В возрасте 10 лет юного Варфоломея, такое имя дали С.Радонежскому родители, отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями. В отличие от братьев Варфоломей отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия Радонежского.

После горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока.


В древности писали на восковых дощечках, которые назывались «цера», с помощью костяного или деревянного писала. В качестве писчего материала служила и береста – верхний слой коры берёзы. А чтобы писать на ней люди смастерили металлические писала.

Цера

Берестяная грамота




Пророк Наум наставит на ум.

Голова без ума, что фонарь без свечи.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Красна птица перьем, а человек - уменьем.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Аз, буки и веди – страшат, что медведи.


Школа для детей обычно находилась при церквях. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.

Учитель разрешал ребятам присаживаться на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок.

Церковно - приходская школа в с. Кочергинском (1913 год)




Писцы выполняли очень тяжёлое занятие. Изо дня в день выводили буквы – аккуратно и внимательно, чтобы не капнула капля чернил и не испортила текст. Когда появилась бумага писать стали гусиными перьями.

Чернильный прибор состоял из чернильницы, песочницы и перницы. Это футляр для перьев так назывался – перница.



а ребятам мука.

Азбука – наука,

Грамоте учиться…

- не вырубишь топором.

Что написано пером…

нет науки.

всегда пригодится.

Побольше грамотных…

поменьше дураков.

Без муки…

Разделы: Начальная школа

  • познакомить детей с первыми письменными источниками,
  • сформировать представления об их значении в изучении жизни наших предков,
  • развивать познавательную активность, монологическую речь, эмоциональную сферу, творческие способности,
  • воспитывать бережное отношение к книгам, исторической памяти.

Оборудование для учителя:

  • иллюстрации берестяных грамот и письменных источников,
  • выставка книг, пословицы, презентация, компьютер,
  • мультимедиа проектор, экран.

Оборудование для учащихся: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир” 2 часть, Самара, Издательский дом Федоров, Издательство “Учебная литература”, 2008; раздаточный материал (буквы)

Программное обеспечение: “Microsoft Office PowerPoint”.

Программа: система Л.В.Занкова.

Ход урока

1. Организационный момент

Улыбнулись, подтянулись,
На уроке не зевать.
Ну, ребята, все за дело
И друг другу помогать.

2. Подведение к проблеме.

Презентация (слайд 1). Чтение предложения учащимися вслух “С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь”.

Учитель: Что можете сказать об этом предложении?

Учащиеся: Это пословица.

Учитель: Объясните смысл данной пословицы. (Выслушиваются ответы учащихся). Проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? (Выслушать мнение учеников) Задумывались ли вы, как учили школьников раньше? О чем бы вы хотели спросить?

Ответы учащихся: Когда появилась первая школа?

– Как учились наши сверстники? - Какие были у них учебники?

– Какие предметы преподавались?

– Какие были портфели?

– Как долго продолжались уроки?

– Кто был учителем?

3. Формулирование проблемы.

Учитель: Итак, определите тему нашего урока.

Учащиеся: Как учились школьники на Руси.

4. Составление плана исследования.

Учитель: Где будем собирать информацию?

Учащиеся: Подумаем сами.

– Посмотрим в компьютере.

– Понаблюдаем.

– Спросим у других людей.

– Проведем эксперимент.

– Посмотрим в книгах.

Учитель: Составим план исследования. Приложение (слайд 2)

5. Проведение исследования.

1) Понаблюдаем.

Учитель: Сейчас мы с вами отправимся в музей. Сегодня нашим экскурсоводом будет Федорова Анастасия.

Экскурсовод: Ребята, я приглашаю вас совершить путешествие вместе со мной в далекое прошлое.

Слайд 3. Перед вами русская азбука, вырезанная на оборотной стороне дощечки. Это новгородская восковая табличка 13 века. Очень удобно было обучать малышей письму на этих восковых страничках.}