Презентация - кислоты. Презентация "кислоты" Презентация на тему кислоты

Цели урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать понятие о кислотах; рассмотреть состав, название, классификацию кислот;
  • познакомить учащихся с представителями неорганических кислот;изучить химические свойства кислот;продолжить формирование знаний о различных зарядах ионов и степени окисления элементов.

Развивающие:

  • Развивать практические навыки; учить анализировать полученную информацию;развивать логическое мышление путем сравнения, обобщения, систематизации;учить выделять причинно-следственные связи

Воспитательны е:

  • Развивать интерес к предмету; развивать взаимосвязь между предметами; развивать знания о применении химии в быту; учить аккуратности при выполнении химических опытов

Оборудование: мультимедийная презентация (ПК, проектор); штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок, химические стаканы, белый экран для демонстрации опытов

Реактивы: индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин; кислоты: соляная и серная;металлы: цинк, железо, медь;оксид меди (II); гидроксид натрия;соли: сульфат меди (II), хлорид бария, карбонат кальция

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

II. Проверка домашнего задания

1. 2 ученика выполняют домашнее задание у доски

2. Работа с тренажерами

3. Актуализация опорных знаний (работа с классом)

1. Вспомните как классифицируют неорганические соединения? (На оксиды, основания, кислоты и соли).

2. Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).

(Показываю 2-3 карточки с формулами оксидов).

3. Какой класс неорганических соединений я вам показываю? (Оксиды).

4. На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).

5. Прочитайте и назовите каждый оксид.(Показываю 2-3 карточки с основаниями).

6. Формулы каких веществ я показываю сейчас? (Оснований).

7.Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).

8. Прочитайте и дайте названия этим основаниям.

III. Актуализация знаний учащихся

Учитель: В этом учебном году вы приступили к изучению новой для вас науки. Как известно, химия – наука о веществах. Какие классы веществ вам известны? (cлайд 1). (металлы, неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли).

Учитель: Мы продолжаем изучать классификацию неорганических веществ. Сегодня нам с вами предстоит знакомство с еще одним классом, но с каким именно вы узнаете, правильно выполнив следующее задание: (cлайд 2). Определите тип каждой из реакций, уравнения которых записаны в таблице. Из букв правильных ответов мы и определим название класса веществ (слайд 3).

Слайд 4 – тема урока.

Слайд 5 – цели урока:

Сформировать понятие о кислотах;

Рассмотреть состав, название, классификацию кислот;

Познакомиться с представителями неорганических кислот;

Изучить химические свойства кислот.

IV. Изучение нового материала

Учитель: С понятием кислоты вы встречались неоднократно в бытовой жизни. Какие кислоты вам известны? Где встречаются эти кислоты?

Учащиеся: варианты ответов – на кухне, в аптечке, автомобиль и т.д.; уксусная, аскорбиновая, серная и т.д.

1. Кислоты вокруг нас

Учитель: Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в ней оказывается еще и азотная кислота, которая получается из оксидов азота, образующихся при горении воздуха вокруг плазменного шнура молнии, при работе реактивных двигателей самолетов (ракет) и под воздействием солнечной радиации. Ежегодно с дождями на землю выпадает примерно 100 млн т азотной кислоты. Это немало. Извержение вулканов и сгорания топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты( cлайд 6).

Учитель: Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укуса яд, содержащий муравьиную кислоту. Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы, ее выделяют некоторые гусеницы. Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты (cлайд 7).

Учитель: “Химическое оружие” используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов “используют” иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться (cлайд 8).

Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и образовании почвы (слайд 9).

Важна роль кислот и в человеческом организме: аскорбиновая кислота – поставщик витамина С, фолиевая кислота – витамин В9, аминокислоты образуют множество белков, соляная кислота – сильнейший бактерицид, находящийся у нас в желудке, помогает переваривать пищу, ацетилсалициловая кислота – жаропонижающее средство, молочная кислота образуется в мышцах при физической нагрузке. Олеиновая кислота – это одна из самых полезнейших жирных кислот, без которых нормальный обменный процесс в человеческом организме осуществляться не будет. Гиалуроновая кислота входит в состав многих тканей (кожа, хрящи, стекловидное тело), используется в косметике, как составная часть средств ухода за кожей: кремов, губной помады, лосьонов и пр. Таким образом, мы видим, что наше самочувствие в значительной степени связано с деятельностью кислот (слайд 10) .

2. Определение кислот

Учитель: Ребята, а что же собой представляют кислоты с точки зрения химических соединений? Чтобы ответить на этот вопрос давайте запишем формулы и названия некоторых кислот (слайд 11).

Скажите, пожалуйста, что общего у всех кислот?

Учащиеся: Наличие водорода

Учитель: Совершенно верно. Давайте запишем определение кислот (слайды 12 – 13) .

Кислоты - это сложные вещества, состоящие из одного или нескольких атомов водорода и кислотного остатка.

3. Первичное закрепление материала (слайды 14 – 16).

Задание 1. Подчеркните кислотный остаток в молекулах кислот: H 2 SO 4 ; H 2 CO 3 ; HNO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 3 PO 4 (слайд 14).

Задание 2. Определите валентность кислотных остатков в молекулах кислот: H 2 SO 4 ; H 2 CO 3 ; HNO 3 ; H 2 SiO 3 ; H 3 PO 4 (слайд 15).

Задание 3. Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам: Cl (I), S(II), PO 4 (III), SiO 3 (II), ClO 4 (I), MnO 4 (II), NO 2 (II) (слайд 16).

4. Классификация кислот

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд и скажите, по какому признаку данные кислоты разделены на две группы? (cлайд 17).

Учащиеся: Наличие и отсутствие кислорода.

Учитель: Записываем в тетрадь (схематично) – “Классификация кислот”.

1. По составу кислоты делятся на кислородсодержащие и бескислородные (слайд 18).

Учитель: По какому признаку данные кислоты разделены на две группы?(cлайд 19).

Учащиеся: Число атомов водорода.

Учитель: Записываем в тетрадь (схематично):

1. По числу атомов водорода делятся на одно-, двух- и трехосновные (слайд 20).

Учитель: Кроме этого, кислоты классифицируют еще по растворимости в воде и по силе (cлайд 21).

5. Общие химические свойства кислот

Учитель: А теперь мы с вами рассмотрим общие химические свойства кислот. Но прежде мы должны познакомиться с техникой безопасности при работе с кислотами. Повторим: выполнять все указания учителя, не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать, обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды, обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H 2 S0 4 , наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни: Сначала - вода, затем - кислота, иначе случится беда!

Учитель: Одним из общих химических свойств кислот является действие их на индикаторы. Что такое индикаторы?

Учащиеся: Вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды – кислотной или щелочной.

Учитель: Какие индикаторы вам известны?

Учащиеся: Лакмус, метилоранж, фенолфталеин.

Учитель: Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот.

Особенно интересным оказался фиолетовый настой лакмусового лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей - синим.

После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало “указатели”. Эти вещества затем стали использовать многие химики в своих опытах для распознавания кислот и оснований.

Учитель: Посмотрим демонстрационный опыт: в трех химических стаканах находится соляная кислота. Прильем в стаканы индикаторы. Как изменилась окраска растворов?(cлайд 22).

Учащиеся: При добавлении лакмуса и метилоранжа растворы приобрели красную окраску, в случае фенолфталеина видимых изменений не было.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Учащиеся: Кислоты можно обнаружить только с помощью лакмуса и фенолфталеина.

Учитель: Второе свойство кислот – взаимодействие с основаниями (cлайд 22).

Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: Третье свойство кислот – взаимодействие с оксидами металлов(cлайд 23). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: Следующее свойство кислот, которое мы с вами рассмотрим, – взаимодействие с металлами (cлайд 23).

Учитель: И последнее свойство, которое мы с вами рассмотрим – это взаимодействие кислот с солями(cлайд 24). Демонстрация опыта, комментарии по слайду.

Учитель: И в заключении давайте рассмотрим некоторые интересные факты о теперь уже известных вам кислотах.

1. Серная кислота тяжелая маслянистая жидкость, издавна её называют “матерью всех кислот”. Алхимикам удалось получить серную кислоту еще в X веке при прокаливании солей - сульфатов (купоросов). Отсюда произошло историческое название серной кислоты – купоросное масло. Серная кислота очень широко используется при проведении различных химических производств, поэтому ее часто называют “хлебом химической промышленности” (cлайд 25).

2. HNO 3 – азотная кислота – Бесцветная летучая жидкость с резким запахом, дымит на воздухе, сильный окислитель. Азотная кислота применяется для производства взрывчатых веществ, красителей, лаков, лекарств, полимеров, удобрений. Её называют “царицей всех кислот”.

3. HF – Фтороводородная кислота (плавиковая). Плавиковая кислота обладает особыми свойствами: она легко реагирует со стеклом и химически растворяет его, поэтому хранить кислоту приходится не в стеклянной посуде, а в полиэтиленовой.

4. Уксусная кислота – СН 3 СООН – самая древняя. Упоминания о ней содержатся в древнейших рукописях. Впервые она получена из виноградного сока. Уксусная кислота широко используется в химическом производстве, а также в быту, в частности, для консервирования продуктов.

Все кислоты кислые на вкус. (Салициловая - сладкая, никотиновая - горькая.).

V.Итоговое закрепление (слайды 26 – 27).

1. Найди группу формул кислот:

3. Даны вещества. Расположите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.

VI. Подведение итогов урока, домашние задание (слайд 28).

Изучить параграф 32 упр. 2, 7, 8; подготовиться к химическому диктанту

VII. Рефлексия (слайд 29).

Сегодня на уроке я:

1. Научился...

2. Мне показалось важным...

3. Я понял, что...

4. Я почувствовал, что...

Своей работой на уроке я:

1. Доволен...

2. Не совсем доволен...

3. Я не доволен, потому что...

Презентация по слайдам

Текст слайда: Кислоты Начальные сведения


Текст слайда: В природе Кислоты постоянно присутствуют вокруг нас. Например, дождевая вода на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней присутствует немало других веществ. За счет растворения углекислого газа из атмосферы она является раствором угольной кислоты. После летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота. Извержения вулканов и сгорание топлива способствуют появлению в дождевой и снеговой воде серной кислоты.


Текст слайда: В создании почвы Самая значительная функция кислот в природе состоит в разрушении горных пород и создании почвы. Ведь было время, когда вся земная суша представляла собой голые камни. Сотни миллионов лет потребовалось на то, чтобы солнце, ветер и слабый раствор кислот – дождевая вода – разрушили камни на песчинки. Появившиеся затем растения тут же подключились к процессу разрушения горных пород и созданию почвы.


Текст слайда: В растительном мире «Химическое оружие» используется в природе весьма широко. Мухоморы в качестве ядовитых токсинов «используют» иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться. Ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы. Многие растения выделяют кислоты, угнетая ими другие виды растений. Зарегистрированы даже случаи самоотравления растений.


Текст слайда: В животном мире Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укусу яд, содержащий муравьиную кислоту. Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы, ее выделяют некоторые гусеницы. Тропический паук педипальпида стреляет во врагов струйкой жидкости, содержащей 84% уксусной кислоты. Плоские тысяченожки используют пары синильной кислоты. Некоторые жуки выстреливают струйкой разбавленной серной кислоты.


Текст слайда: Противоядия Главный враг растений – это поедающие их животные. И для защиты в ход идут шипы, колючки, химические вещества. Однако животные тоже «не стоят на месте» и в ходе эволюции вырабатывают противоядия. Например, козы поедают табак и не страдают от него. Видимо, они нечувствительны к никотину. А вот коровы могут от него погибнуть. Лоси иногда жуют мухоморы и не погибают от этого. Скорее – наоборот: мухоморами они лечат какие-то свои «хвори».


Текст слайда: В нашей пище Немало кислот в нашей пище. Фрукты, овощи, молочные продукты, лекарства поставляют целый букет кислот: яблочную, щавелевую, лимонную, миндальную, молочную, масляную, кофейную, уксусную, аскорбиновую и другие. Даже синильная кислота (сильнейший яд) знакома каждому, кто лакомился ядрышками косточек слив, вишен или миндаля. Количество ее мизерно, но ощутить вкус и запах можно. Так что ядрышками увлекаться не следует, особенно если они взяты из недозрелых плодов или прошлогодних компотов.


Текст слайда: В организме человека Аскорбиновая, фолиевая, оротовая, пангамовая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами. Аминокислоты, соединяясь друг с другом в самых причудливых сочетаниях, образуют великое множество белков. А из них, в свою очередь, строятся почти все ткани нашего организма. Фосфорная кислота в виде своих кальциевых, магниевых и стронциевых солей – основной «конструкционный материал» костей, зубов, ногтей.


Текст слайда: Биологическая роль соляной кислоты Немало дел и у соляной кислоты. В желудке она активирует фермент пепсиноген, разлагающий чужие белки, попавшие с пищей, на составные части. Соляная кислота - сильный бактерицид. Большинство бактерий, попавших в желудок с пищей, погибают под ее действием. Так что врачи не случайно тревожатся, если у пациента пониженная кислотность желудочного сока. Если воспалительные процессы в желудке больного человека текут на фоне повышенной кислотности, раковых поражений, как правило, не бывает. Интересно, что у птиц, питающихся падалью, кислотность желудочного сока огромна. И это помогает им расправляться с теми миллиардами микробов, которые буквально кишат в падали.

Слайд №10


Текст слайда: Состав Кислоты - это сложные вещества, в молекулах которых содержат атомы водорода и кислотный остаток При электролитической диссоциации кислот в водном растворе образуются катионы водорода и анион кислотного остатка

Слайд №11


Текст слайда: Названия распространенных кислот HCl - хлороводородная (соляная) HF - фтороводородная (плавиковая) HBr - бромоводородная HI - иодоводородная H2S - сероводородная H2CO3 - угольная H2SO4 - серная HNO3 - азотная H3PO4 - ортофосфорная

Слайд №12


Текст слайда: Классификация кислот Одноосновные кислоты, например, HCl, HNO3 (отщепляют при диссоциации один атом водорода) Многоосновные кислоты, например, H2SO4, H3PO4 (отщепляют при диссоциации несколько атомов водорода) Кислородные кислоты, например, H2CO3, H3PO4 (отвечают кислотным оксидам и являются фактически кислотнымит гидроксидами) Бескислородные кислоты, например, HBr, H2S (относятся к числу бинарных соединений)

Слайд №13


Текст слайда: Разбавление серной кислоты Относительно смешивания серной кислоты с водой с давних пор существует строгое правило: «Сначала вода, потом кислота, иначе произойдет ужасное». Если же сделать наоборот, то первые же порции воды, оставшись наверху (вода легче кислоты) и взаимодействуя с кислотой, разогреваются так сильно, что вскипают и разбрызгиваются вместе с кислотой; могут попасть в глаза, на лицо и одежду.

Слайд №14


Текст слайда: Оригинальность Плавиковая кислота обладает оригинальными свойствами: она легко реагирует с оксидом кремния и химически растворяет его. Поскольку стекло содержит изрядное количество этого оксида, то хранить кислоту приходится не в стеклянной посуде, а в полиэтиленовой. Легко представить, что получится, если какой-то химик перельет эту кислоту в стеклянную колбу.

кислоты
8 класс

Как же химики судят о том, является ли данное вещество кислотой?
Растворы всех кислот на вкус кислые. Но ни один химик не будет распознавать кислоты на вкус.

Изменение цвета индикаторов в щелочной среде
Индикатор Нейтральная среда Щелочная среда
Лакмус Фиолетовый Синий
Фенолфталеин Бесцветный Малиновый
Метиловый оранжевый Оранжевый Желтый

Изменение цвета индикаторов в кислой среде
Индикатор Нейтральная среда Кислая среда
Лакмус Фиолетовый Красный
Фенолфталеин Бесцветный Бесцветный
Метиловый оранжевый Оранжевый Красно- розовый
Помни! Нерастворимые кислоты не меняют окраску индикаторов.

Состав и название кислот
Название кислоты Формула
Азотистая HNO2
Азотная HNO3
Хлороводородная (Соляная) HCl
Сернистая H2SO3
Серная H2SO4
Сероводородная H2S
Фосфорная H3PO4
Угольная H2CO3
Кремниевая H2SiO3

Кислоты – это сложные вещества, молекулы, которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков

По числу атомов водорода
Классификация кислот

По растворимости

Серная кислота бесцветная, вязкая жидкость, без запаха, вдвое тяжелее воды, поглощает влагу из воздуха и других газов, обугливает древесину, кожу, ткани, бумагу.

Соляная кислота
Соляная кислота содержится желудочном соке (около 0,3%) способствует пищеварению и убивает болезнетворные бактерии.
Соляная кислота (хлороводородная) одноосновная кислота, «дымящая» на воздухе, бесцветная едкая жидкость с острым запахом хлористого водорода.
Соляная кислота - едкое вещество, при попадании на кожу вызывает сильные ожоги. Особенно опасно попадание в глаза. При открывании сосудов с соляной кислотой в обычных условиях образуется туман и пары хлороводорода, которые раздражают слизистые оболочки и дыхательные пути.

Правило разбавления кислот
При растворении кислоты нужно вливать ее тонкой струей в воду и перемешивать.
Запомните правило: сначала вода, потом кислота, иначе случится большая беда!!!

ЕСЛИ КИСЛОТА ПОПАЛА НА КОЖУ. Пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10 – 15 мин. После промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений

H2CO3 → CO2 + H2OH2SO3 → SO2 + H2O В свободном виде не существуют. Они распадаются на воду и соответствующие оксиды.

Как узнать какие оксиды соответствуют данным кислотам?
Помните, что суммарная степень окисления атомов всех элементов в соединении равна нулю, а степени окисления водорода + 1 и кислорода – 2. Тогда по формуле кислоты можно составить уравнение. Например в формуле H2SO4 степень окисления серы обозначим за Х, тогда (+1) ∙ 2 + (- 2) ∙ 4 = 0, откуда Х = + 6 Серной кислоте H2SO4, в которой у серы степень окисления равна + 6, соответствует оксид серы (VI) –SO3

Проверь себя Выберите группу веществ, в состав которой входят только кислоты HCl, SO3, NaOH,CuCl2HNO3, H2S, HCl, H3PO4K2O, H2SO4, H2S, KOHAgNO3, CO2, CuSO4, HCl