Теоретические подходы к изучению памяти. Теории памяти и их особенности

От состояния теоретической разработки изучения памяти в высокой степени зависит прогресс различных отраслей знаний и техники. Первые теории памяти возникли в Древней Греции и были связаны со следом, как механическим отражением в мозгу человека. Сейчас в науке существует значительное количество различных теоретических подходов к изучению памяти: физиологический, биохимический, информационно-кибернетический, психологический.

Физиологическая теория памяти

Физиологическая теория памяти основывается на классических работах И. Павлова и П. Анохина в сфере высшей нервной деятельности. Их учение об условных рефлексах и функциональной системе – это теория запоминания на уровне физиологии. Современные исследования показали, что сохранение информации достигается благодаря длительной циркуляции электрических потенциалов по замкнутым нейронным кругам.

Следы этих возбуждений возникают вследствие химических и морфологических изменений в местах контакта нейронов (синапсах). В результате воспринятый объект моделируется в виде устойчивой пространственно-нейронной структуры: кратковременная память связана с кратковременной электрической активностью нейронов, а долговременная – с постоянной измененной структурой групп нейронов. Процесс образования нейронных моделей, а также последующая их активизация и является механизмом запоминания, сохранения и воспроизведения воспринятого.

Биохимическая теория памяти

В основе биохимической теории памяти (Хиден, Мак Коннелл и др.) лежит идея о том, что закрепление, сохранение и воспроизведение информации связаны с модификацией рибонуклеиновой кислоты, и память может передаваться гуморальным и биохимическим путем. Эта теория основывается на гипотезе о двухступенчатом характере процесса запоминания: сначала в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая длится от нескольких секунд до нескольких минут и вызывает в клетках обратные физиологические изменения (кратковременная память); после нее наступает собственно биохимическая необратимая реакция, связанная с образованием протеинов (долговременная память).

Установлено, что носителями родовой памяти, которая определяет генотип человека, является дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК); основой индивидуальной памяти, которая отвечает за приобретение человеком опыта, – рибонуклеиновая кислота (РНК). Так как структура молекул РНК очень изменчива (вариативность молекул РНК достигает 1015-1020), они могут хранить невероятное количество информации. Поэтому молекулы РНК считают носителями долговременной памяти человека. Повторное появление того же раздражителя приводит к тому, что измененная молекула РНК начинает «резонировать» на знакомый раздражитель.

Информационно-кибернетическая теория памяти

С развитием кибернетики и вычислительной техники, а также программирования, ученые начали искать оптимальные пути приема, обработки и хранения информации в технических средах. Помогло в этом моделирование процессов памяти человека.

Так в 50-х годах XX в. возникла информационно-кибернетическая теория памяти (Д. Хебб, Дж. Миллер, Д. Бродбент и др.), основной задачей которой было, исследовав память человека, оптимизировать технологию создания ЭВМ. Эта теория была сконцентрирована на решении трех проблем: в какой форме информация сохраняется в памяти, каким образом ее оттуда получают, какие изменения происходят при вспоминании материала. Эти проблемы решались с помощью построения блочных моделей памяти, в частности, трехкомпонентной модели памяти.

Память и внимание – видео

Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации.

Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения основаны на том, что какое-то событие запоминается. Нейрофизиологам сейчас известны три основных типа научения:

1) привыкание, или габитуация (организм перестает реагировать на часто действующий раздражитель);

2) сенситизация (возникновение реакции на ранее нейтральный раздражитель);

3) классическое, или павловское обуславливание.

При привыкании и сенситизации организм не нуждается в создании новой ассоциации между событиями или раздражителями. В экспериментах на низших животных показано, что "запоминание" при них обеспечивается структурными физико-химическими изменениями на клеточном уровне.

Намного сложнее действие механизмов запоминания при классическом обуславливании, где без привлечения понятия ассоциации не обойтись. В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи (ассоциации) между новым и уже закрепленным содержанием составляет физиологическую основу запоминания.

Все характеристики образующихся временных нервных связей, и прежде всего степень прочности, обуславливаются характером подкрепления, которое и является мерой жизненной (биологической) целесообразности того или иного действия. Вероятно также, что прохождение любого нервного импульса через группу нейронов оставляет после себя также в буквальном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и химико-механических изменениях синапсов, которые облегчают вторичное прохождение импульсов по знакомому пути. Простейшую нейронную цепь, обеспечивающую память, можно представить в виде замкнутой петли -- возбуждение проходит весь круг и начинает новый. Этот процесс длительной циркуляции импульсов в нейронных цепях называется реверберацией.

Представление о циклах нейронной активности считается многими материальным субстратом памяти. Нейронных ансамблей (каждый порядка 100-300 клеток) огромное множество. Каждый из них хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Чем больше нейронов мозга вовлекается в ритмы какого-то пульсирующего ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа.

Две электроэнцефалографические константы (Ливанова, R=0,l и Бергера, F=l 0 Гц) в уравнениях когнитивной психологии количественно объясняют фундаментальные психологические особенности обработки информации человеком, включая закономерности восприятия, памяти и речи.

Константа Ливанова (скачкообразное изменение мозгового ритма при плавном учащении или урежении внешних стимулов: скачок ритмики возникает при расхождениях между частотами стимула и ритма на 10%) ограничивает разнообразие циклических кодов памяти, а вместе с константой Бергера (частота основного ритма мозга -- а-ритма ЭЭГ) также ее быстродействие.

Изучение электроактивности мозга позволило рассчитать, что возможная емкость долговременной памяти составляет 387 420 489 единиц памяти. Каждая единица -- это одно определенное понятие или команда, т.е. паттерн действия. Для сравнения можно сказать, что размер активного словаря обычного человека на родном языке составляет 10 000 и даже у Пушкина и Шекспира он меньше 100 000 слов.

Не все единицы памяти задействованы и актуализированы одновременно, а только их небольшое число. Это число служит мерой объема внимания. Из-за циклических колебаний возбудимости нейронных ансамблей образы долговременной памяти, в том числе образы вспоминаемых и произносимых слов, актуализируются не все сразу, а по очереди, причем некоторые чаще, другие реже. По частоте актуализации слов (например, в письменной речи) можно судить о закономерностях циклических нейронных процессов и, наоборот, по особенностям нейронных циклов предсказать характеристики речи. Если моменты актуализации разных образов совпадают, то такие единицы памяти имеют шанс объединиться. Таким образом, вырабатывается новое понятие. Так происходит научение и реализуются акты творчества.

БИОХИМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Эти теории предполагают образование новых белковых веществ (нейропептидов и других) при долговременном запоминании.

Вначале, непосредственно после воздействия раздражителя, в нервных клетках происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках (кратковременное запоминание), а далее на ее основе возникает собственно биохимическая реакция со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.

Наиболее волнующими экспериментами в последние годы стали попытки перенести память от одного животного к другому ("пересадка памяти"). Если обучить планарию (плоский червь), что свет всегда предшествует току, а затем умертвить ее и скормить другой планарии, то оказывается, что приобретенный первой планарией опыт частично передается второму червю (Д. Мак-Коннел, 1962). Планария сравнительно примитивный организм, и она может обладать особыми механизмами научения, которые не имеют никакого значения для понимания памяти у высших организмов. Однако имеются данные об успешности подобного опыта на мышах и крысах -- был осуществлен "перенос памяти" о выработанных условных рефлексах от одной особи к другой с помощью инъекций гомогената мозга предварительно обученного животного-донора

Ассоциации по сходству - это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, похожими между собой в определенном отношении (ошибочное восприятие незнакомого человека как знакомого).

План.

Тема 3. Память, ее виды и их особенности.

1. Общее понятие о памяти, ее процессах и функциях.

2. Теории памяти и ее законы.

3. Виды памяти.

4. Индивидуальные особенности памяти.

Ключевые понятия: память, ассоциация, запоминание, воспроизведение, узнавание, персеверация, реминисценция, оперативная память, кратковременная память, долговременная память, двигательная память.

Задумайтесь на минутку, во что могла бы превратится наша жизнь, будь человек совершенно лишен памяти. Он бы не знал, кто он такой, где находится и какое сегодня число. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы. Более того, он никогда даже не осознал бы, что у него нет памяти.

Многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой. Эта аналогия подразумевает, что вы извлекаете из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храните ее в своем мозге. Если вы поместите ее в нужное место, то в случае необходимости вам легко будет ее извлечь.

Память является краеугольным камнем психической жизни человека. Благодаря памяти он может приобретать необходимые для деятельности знания, умения и навыки. Память- необходимое условие психического развития человека. Благодаря памяти сохраняется целостность «Я» человека, осознается единство его прошлого и настоящего.

И. М. Сеченов сказал: «Человек, лишенный памяти, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть». Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

У дочеловеческих организмов есть только 2 вида памяти: генетическая и механическая.

Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из покаление в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Механическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизнеспособного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся, называются памятью.



С. Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память – это запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом, прежних знаний, сведений, навыков.

Следы памяти – это информация о событиях, объектах и впечатлениях, имевших место в прошлом.

Изучение памяти было одним и первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. В 80-х годах немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел кривые заучивания (запоминания) материала. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции (это же и процессы памяти)

Ø Запоминания

Ø Сохранения

Ø Узнавания

Ø Воспроизведения информации

Ø Забывания

Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Первоначальная форма запоминания – так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. Запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольное запоминание – это запоминание того, с чем человек встречается в жизни – окружающие предметы, явления, события, поступки людей, содержание прочитанных книг и т. д. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека. Но даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала.

Поставленная цель – запомнить – играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Запоминание – один из главных процессов памяти. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких либо преобразований. Механическое запоминание не экономно, требует многих повторений, в отличие от осмысленного запоминания. Повторение – это важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Оно должно быть активным и разнообразным.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности.

О сохранении информации и ее видоизменении можно судить по следующим процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. При полном узнавании человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место и др. признаки знакомства с ним.

Узнавание какого – либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Припоминание – работа умственная вспоминается легко, а припомнить трудно. К. Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание – есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, т. к. причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами нашей памяти».

Воспроизведение – образа объекта труднее, чем узнавание. Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга. Простейшая форма воспроизведения – узнавание .

Узнавание – это воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полным и неполным. Сложной формой воспроизведения является воспоминание Оно происходит без повторного восприятия того, что воссоздается. Воспоминание может быть произвольным или непроизвольным, непосредственным и опосредованным.

Пример произвольного воспоминания : воспоминание правила при написании слова или предложения, когда нужно ответить на вопрос.

Пример не произвольного воспоминания : образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения. Это явление называется персеверацией.

Персеверация – это представление, имеющее навязчивый характер.

Персеверация возникает после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или же когда имеет место сильное эмоциональное влияние на человека.

К непроизвольному воспроизведению принадлежит явление реминесценции, или «всплывание» в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция – это снятие усталости нервных клеток, которая наступает после выполнения сложной мнемической задачи. По истечению некоторого времени эта усталость исчезает, а продуктивность воспроизведения вырастает.

Забывание – процесс, обратный запоминанию. Все то, что человек запоминает, со временем постепенно забывается, особенно это касается тех сведений, которые не актуальны, не повторяются и не воспроизводятся. Забывание имеет избирательный характер: значимый материал забывается меньше. Забывание особенно интенсивно протекает в первые часы после заучивания. Забытое сразу после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление реминисценции (смутное воспоминание). Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения (исследования П. И. Зинченко).

Негативное влияние ранее запомненного материала на овладение новыми данными, называется проактивной (действующей наперед)интерференцией.

Негативное влияние следующей деятельности на связи, созданные в предыдущей деятельности, может быть названо ретроактивной (действующей обратно) интерференцией .

Кривая забывания Эббингауза.

% запоминания информации



0 1 2 3 4 5 10 15 30 60 90 прошедш.

время (дни)

А – бессмысленный материал;

Б – логическая обработка;

В – при повторении (первое повторение информации должно быть через 40 минут после заучивания, т. к. через 1 час в памяти остается 50 % заученной информации).

Самыми распространенными являются ассоциативные теории памяти. Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В XVIII – XIX в.в. учение об ассоциациях лежало в основе ассоциативной психологии (Юм, Д. Джеймс, Спенсер). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Определение И. И. Павлова:

Ассоциации – это временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на 3 типа:

Ø Ассоциации по смежности;

Ø Ассоциации по сходству;

Ø Ассоциации по контрасту;

Ассоциация по смежности – это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени, или находящихся рядом друг с другом в пространстве.

Ассоциации по контрасту - это отражение в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (высокий – низкий, быстрый – медленный).

Теорию нейронных моделей еще называют физической теорией памяти. Согласно этой теории, прохождение любого возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет после себя физический след, что приводит к механическим и электронным изменениям в синапсах (место соединения нервных клеток). На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного – она блокируется.

Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией . Реверберирующая активность, вызванная сигналом, не продолжается бесконечно. Существует ряд причин для ее прекращения:

1. подлинная реверберирующая цепь должна быть сложнее;

2. появляются новые сигналы, которые могут активно затормозить предшествующую реверберирующую активность;

3. существует возможность ненадежности самих нейронных цепей; импульс, поступающий в одно звено цепи не всегда может оказаться способным вызвать активность в следующем звене, и в конце концов, поток импульсов угасает;

4. реверберация может прекратиться вследствие какого – либо «химического» утомления в нейронах и синапсах.

Консолидация – это многократная электрическая активность в нейронных цепях, которая вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей.

ВЫВОД: биохимическая теория памяти выражается гипотезой о двухступенчатом характере процесса запоминания.

На первой ступени , сразу же после влияния раздражителя, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратные физиологические процессы в клетке. Продолжается секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти.

Вторая стадия возникает на основе первой – это собственно биохимическая реакция, связанная с созданием белков. Характеризуется необратимостью химических изменений в клетках; считается механизмом долговременной памяти.

Условно-рефлекторная теория объясняет физиологиче­ские механизмы памяти замыканием временной связи между центрами двух раздражителей и реверберацией (циркуляцией) возбуждения в этой цепи нейронов после прекращения действия стимула. Но что происходит в нейронах и чем обеспечивается сама временная связь? Некоторые исследователи придерживаются нейронной теории памяти, т. е. считают основой памяти функциональную деятельность нейронных цепей.

Механизмы кратковременной и долговременной памяти различны. Кратковременная, или оперативная, память связана с обработкой информации в нейронных сетях; предпола­гается, что в ее основе лежат механизмы циркуляции импульсных потоков по замкнутым нейронным цепям. Кодирование информации в таких нейронных цепях осуществляется через изменение частоты нервных импульсов, их амплитуды и пространственного распо­ложения. Такой «реверберационный» механизм лежит лишь в основе кратковременной памяти. Для данного заключения имеются следующие основания:

1.Воздействия, прерывающие такую циркуляцию нервных импульсов, не влияют на долговременную память (например, наркоз или потеря сознания в результате травмы).

2.Согласно математическим расчетам, возможное число «реверберационных» нейронных групп мозга недостаточно для хранения всей информации, содержащейся в мозге.

Длительное хранение информации, видимо, возможно за счет синапсов. В синаптических контактах на корковых нейронах при изменении их функционального состояния возникают синаптические выросты - шипики. Число и форма нейронных шипиков значи­тельно изменяются в процессе обучения, т. е. связаны с накоплением информации. Есть все основания полагать, что высокое интеллектуальное развитие человека, непременным усло­вием которого является хорошая память, всегда характеризуется богатством синаптических связей мозга.

Другие исследователи отводят первостепенное значение биохимическим механизмам. Биохимическая теория памяти основывается на изменении метаболизма нейронов при прохождении нервного импульса. Эти изменения касаются структуры белков и нуклеи­новых кислот, прежде всего РНК. Но поскольку молекулы РНК существуют лишь десятки минут, то эти структуры могут быть ответственны только за кратковременную память. Местом же длительного хранения информации являются молекулы ДНК - это наиболее долговечные и стабильные компоненты любой клетки, носители видовой памяти - инфор­мации о строении организма и программах его развития. Вероятно, ДНК является субстратом индивидуальной памяти. Этот факт кажется еще более убедительным после открытия возможности передачи информации от РНК обратно к ДНК.



Анализ современных данных о механизмах памяти свидетельствует, что в ее основе лежит функциональная активность нейронов. Вполне очевидно, что в ре­зультате этого происходят структурные изменения внутри самих нейронов, затрагивающие многие стороны их жизнедеятельности и вызывающие изменения структуры ДНК. Нам кажется, нет необходимости противопоставлять нейронную и биохимическую теории памя­ти друг другу. Более вероятно, что деятельность нейронных сетей мозга и биохимические процессы внутри нейронов, связанные с фиксацией, хранением и воспроизведением инфор­мации, представляют собой лишь разные звенья одного и того же физиологического меха­низма, лежащего в основе памяти человека.

Структурно-функциональные основы памяти и обучения. Каждый вид памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) с функциональ­ной точки зрения обеспечивается мозговыми процессами разной сложности.

Формирование следа памяти есть сложный динамический процесс, в котором участ­вует множество мозговых образований. Каждое из них играет определенную роль в реали­зации тех или иных видов нервной деятельности, внося свой временной и функциональный вклад. Предполагается, что в процессе обучения в корково-подкорковых структурах форми­руется модель пространственного распределения совозбужденных структур и при вклю­чении пускового стимула (условного, обстановочного, мотивационного, словесного и др.) она воспроизводится, определяя конечный специфический результат условно-рефлектор­ной деятельности.

Закрепление информации о событиях внешнего мира в их пространственной и времен­ной взаимосвязи представляет собой многоэтапный процесс. Первый этап связан с возник­новением сенсорных следов, составляющих содержание сенсорной памяти. Они возникают за счет деятельности сенсорных систем, оптимальный уровень функционирования которых обеспечивается активирующими системами мозга. Одновременно с приходом сенсорной информации в корковые зоны наступает второй этап, определяющий кратковременную память. На данном этапе осуществляется сортировка сенсорных сигналов, выделение из них новой для организма информации. Это происходит через включение ориентировочного рефлекса, который в основном обеспечивает взаимодействие специфических анализатор­ных систем с гиппокампом. По концепции О. В. Виноградовой, гиппокамповая система вы­полняет роль специального устройства, не допускающего жесткой фиксации всех случай­ных следов и способствующего наилучшей классификации процессов длительного хране­ния сенсорных следов. В долговременной памяти (третий этап) в основном фиксируются события, значимые для организма. Отбор значимых событий среди новых, выделенных гиппокамповой системой, осуществляется системой подкрепления, которая представлена сложным эмоционально-мотивационным аппаратом, т. е. имеет условно-рефлекторную природу.



Долговременная память активно включается в процесс выделения гиппокамповой системой новых сигналов и оценивает значимость этих сигналов для организма. Значимое в положительном или отрицательном отношении фиксируется в долговременной памяти: на этом этапе молекулярные процессы на клеточном и субклеточном уровне играют ключевую роль.

Индивидуальные различия памяти. Человеческая память имеет количественные и качественные характеристики, которые составляют индивидуальные различия. Скорость, прочность, длительность, точность памяти и объем запоминания - это количественные показатели. Качественные показатели различаются доминированием различных сенсорных областей, в связи с чем выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную и их сочетания. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховая и моторно-слуховая виды памяти.

При доминировании у человека зрительной памяти запоминание и воспроизведение информации происходит посредством зрительных образов и представлений. Такой человек, чтобы освоить материал, обязательно должен его прочесть, увидеть. Разговаривая, он часто пользуется предикатами визуального (зрительного) типа.

У людей с выраженной способностью слухового воспроизведения закрепление информации идет через акустические образы: им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть. В разговоре они используют аудиальные (слуховые) предикаты.

Людям с преобладанием моторного типа памяти при запоминании помогает записывание информации, а также включение различных движений. Вспоминая, они воссоздают запечатленные движения и ощущения. При общении у них доминируют предикаты кинестетического типа.

Среди лиц со зрительно-образным восприятием встречаются люди с так называемым дегическим зрением. Они способны сохранять яркое, точное видение образа после однократного зрительного восприятия информации и ее короткой умственной (в основном образной) переработки. При этом возникающий зрительный образ может сохраняться длительное время и при необходимости восстанавливаться в подробных деталях, даже спустя долгие годы.

Эйдетическая память чаще встречается в детском возрасте, с годами постепенно утрачивая свою остроту. Этот вид памяти, особенно присущий художникам, в процессе постоянного использования может развиться и совершенствоваться. Для некоторых профессий эйдетическая память очень полезна и даже необходима, например, в разведывательной, сыскной деятельности, для проводников, геологов и т. д.

Формирование и развитие определенных типов памяти во многом зависит от характера профессиональной деятельности. У научных работников бывает хорошо развита смысловая логическая память, у актеров, врачей, работников правоохранительной сферы - памятъ на лица.

Процессы памяти тесно связаны с эмоциональным состоянием, настроением человека, особенностями его темперамента, характера, интересами и потребностями. Высокий эмо­циональный тонус в момент восприятия информации располагает к прочному и более дол­говременному запоминанию. Не вызывает сомнения, что интересные и важные для человека факты всегда запоминаются лучше.

Память также зависит от возраста, психического и физического состояния человека. В период стрессов, болезней, в результате сильного утомления, поражения головного мозга характеристики памяти резко ухудшаются. В свою очередь, расстройства памяти влияют на общее состояние человека и представление его о себе.

Нарушения памяти происходят при различных неблагоприятных влияниях на цент­ральную нервную систему. Они возникают после черепно-мозговых травм, перенесенных заболеваний мозга, при опухолях, хронических интоксикациях, сосудистых патологиях (гипертоническая болезнь, атеросклероз), хронических заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях в психической сфере.

Наиболее частыми нарушениями памяти являются амнезии, агнозии, апраксии, афа­зии.

Амнезии - нарушения памяти на события. Невозможность вспомнить события, предшествующие потере памяти (в результате травмы, алкогольной интоксикации и т. д.), называется ретроградной амнезией. При этом, как правило, страдает информация, уже за­крепленная в долговременной памяти.

При развитии церебрального атеросклероза можно наблюдать, как потеря памяти сначала затрагивает недавние события, а потом по мере прогрессирования заболевания распространяется и на более отдаленные, приводя в особо тяжелых случаях к полной потере памяти на предшествующие события и к невозможности запоминать новую информацию.

Антероградная амнезия характеризуется потерей способности к усвоению новой ин­формации (нарушается передача из кратковременной памяти в долговременную).

Агнозии - нарушения восприятия - приводят к потере способности расшиф­ровывать поступающую информацию. Например, при зрительной агнозии человек, видя предмет, не может его распознать. При слуховой агнозии не узнаются известные ранее ме­лодии и звуки. Тактильная агнозия нарушает способность с закрытыми глазами определять хорошо знакомые предметы.

Апраксии - нарушения программированных движений - выражаются в невоз­можности выполнить стереотипно привычные движения, такие как одевание, умывание, приготовление пищи и т. д.

Афазии - расстройства речи: а) экспрессивный вид (нарушение передачи инфор­мации путем устной или письменной речи); б) рецептивный вид (нарушение восприятия или расшифровки устной или письменной информации). В целом афазии приводят к нарушению способности пользования языком.

Расстройства активной речи (устной или письменной): а) нарушение арти­куляции (афазия Брока), при котором теряется способность произносить слова, хотя их зна­чение понимается (чаще при повреждениях в лобной доле мозга); б) нарушение письма (аграфия), когда человек не может координировать движения во время акта написания при мысленном и словесном понимании поставленной задачи.

Нарушения восприятия речи: а) расстройства понимания устной речи (афа­зия Вернике), когда больной слышит сказанные ему слова, но не может осмыслить и понять их значение (повреждение в задней части височной доли мозга); б) нарушение чтения (алексия), при котором теряется способность распознавать буквы и слова, хотя зрительное вос­приятие их не теряется (повреждения в затылочной доле мозга).

Часто встречаются сочетания различных видов расстройств памяти.

Развитие и тренировка памяти. Формирование физиологических механизмов памяти определяется наследственными факторами и факторами среды, которые тесно взаимодействуют. Из этого следует, что педагог в процессе учебно-воспитательной работы долж­ен обязательно обращать внимание на полноценное развитие памяти у обучаемых. Память, так же как и мышцы, можно и нужно тренировать! Многочисленные примеры из жизни показывают, что люди, профессия которых требует постоянной тренировки памяти, отличаются всегда хорошей и долго сохраняющейся памятью, например учителя, музыкан­ты, артисты, ученые, политические деятели.

Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский помнили имена и лица всех солдат своих 30-тысячных армий. Итальянский композитор Ф. Бузони запоминал и мог воспроизвести почти все услышанные мелодии. Известный русский шахматист А. Алехин помнил десятки тысяч шахматных партий, сыгранных им и другими шахматиста­ми. Особенно феноменальной памятью обладал К. Маркс. Его биографы утверждают, что ему было достаточно один раз прочитать страницу книги, чтобы затем точно, слово в слово, воспроизвести ее. Такая необычная память не только досталась К. Марксу по наследству, но была результатом напряженного и постоянного труда. Маркс тренировал ее в течение всей своей жизни, ежедневно заучивая стихи. Это один из самых доступных и приятных способов тренировки памяти. Достаточно заучивать ежедневно хотя бы одно четверостишье, и через 2-3 года вы убедитесь в усилении вашей памяти. Особенно важное значение имеет подобный прием для развития памяти у детей и подростков, и в дошкольной и школьной практике его необходимо постоянно использовать.

1. Следует иметь установку на запоминание.

2. Поддерживайте максимальный интерес к выполняемой задаче (запоминание материала).

3. Верьте в свои силы!

4. Знайте особенности своей памяти.
Если у вас зрительная память:

а) при восприятии на слух фиксируйте материалы на бумаге;

б) читайте сами;

в) желательно иметь в книгах иллюстрации;

г) подчеркивайте текст карандашом по своей системе обозначения;

д) пользуйтесь наглядными пособиями.
Если у вас слуховая память:

а) чаще слушайте других;

б) читайте сами вслух;

в) работайте в тихих помещениях;

г) рассуждайте вслух.

Если у вас моторная память:

а) работайте, конспектируя материал;

б) рисуйте таблицы, графики, диаграммы;

в) в лабораториях старайтесь потрогать и проделать все сами.

5.Обязательно развивайте отстающие виды памяти, так как это понадобится в практической работе.

6.Тренируйте память.

7. Помните, что только при активной умственной работе возможно глубокое запоминание.

8. Пользуйтесь рациональными приемами запоминания:

а) материал для запоминания должен быть понятен;

б) запоминание должно быть логическим, осмысленным;

в) умейте концентрировать внимание на запоминаемой информации.
Для этого следует:

Составить план запоминаемого материала;

Разделить его на части;

Выделить в них опорные пункты;

Связывать эти части цепью ассоциаций;

Сравнивать и противопоставлять в материале объекты между собой и искать в них различия;

Классифицировать и систематизировать материал.

9. Постарайтесь связать новое запоминание с уже известным старым. Повышайте уровень своих знаний, это поможет существенно улучшить вашу память.

10. При запоминании и воспроизведении материала активно используйте образное мышление и вооб­ражение.

11. Можно пользоваться приемами «мнемотехники» , но только для информации, которая требует механического запоминания, например знание таблицы умножения.

12. Обязательно повторяйте материал. Для повторения пользуйтесь комбинированным способом : прочтите и разберите весь материал, разбейте его на части и выучите по частям. Повторите весь материи.
Середину всегда следует повторять тщательнее, так как она запоминается хуже.

13. Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет
смешиваться с другими впечатлениями дня. Утром повторите материал.

14. Учить и повторять материал следует в течение всего семестра, так как то, что изучается быстро, так же быстро забывается.

15. Припоминая, старайтесь тоже составить план припоминаемого материала.

16. Припоминание наиболее надежно, если удается вызвать в себе образы припоминаемых объекта также контекст, в котором происходило запоминание.

17. Если при припоминании получили неверный результат, начните все сначала, отбросьте совсем тот ненужный образ.

18. Планируя работу, не учите два сходных предмета один за другим, так как, накладываясь друг на друга, они приводят к активному забыванию.

19. Старайтесь использовать выученный материал в дальнейшей деятельности. Это лучшая гарантия сохранения его в памяти.

20. Хорошая память - это прежде всего здоровый мозг. Соблюдайте режим дня. Ведите здоровый образ жизни. Работайте в меру, активно отдыхайте, правильно питайтесь, нормально спите, осваивайте
приемы саморегуляции.

21. Развивайте профессиональную память со студенческой скамьи.

1 Понятие памяти

2. Теории памяти

2.1 Психологические теории памяти

2.2 Нейронные и физико-химические теории памяти

2.3 Биохимические теории памяти

Заключение

Библиографический список

1. ПОНЯТИЕ ПАМЯТИ

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое паше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Память - это интегральная следовая форма отражения. Она лежит в основе любого психического процесса. Память является одной из основных форм организации психической жизни.

В настоящее время в науке нет единой и законченной теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей памяти обусловлено разработкой этих проблем представителями различных наук.

2. ТЕОРИИ ПАМЯТИ

2.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Среди них самое большое распространение получили ассоциативные теории памяти. В ассоциативном направлении, которое возникло еще в XVII веке, принцип ассоциации признается обязательным не только для механизмов памяти, но и для всей психики. При любых психических образованиях (мыслях, чувствах, восприятиях), возникших в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, возникает и ассоциативная связь между ними (Эббингауз Г., 1885). Повторное появление любого из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех элементов ассоциации.

Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:

1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ нашего школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.

2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.

3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика. Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.

Учение об ассоциации получило широкое распространение в психологии, особенно в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме, Г. Спенсер). Представители данного научного направления переоценивали значение ассоциаций, что приводило к несколько искаженному представлению о многих психических явлениях, в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как использование уже имеющихся ассоциаций. Особое условие для образования ассоциаций -- многократное повторение одних и тех же процессов во времени.

В понимании ассоционистов психические процессы связываются, объединяются друг с другом сами, независимо от осознания нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых эти психические процессы являются.

Вместе с тем отрицать существование ассоциативных связей нельзя. Однако подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову, ассоциации -- не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.

Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием -- заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. Г. Эббингауз также установил, что при пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем, точно его воспроизвести. Другой вывод состоял в том, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах («эффект края»). Одним из самых важных достижений

Г. Эббингауза было открытие закона забывания. Данный закон был им выведен на основе опытов с запоминанием бессмысленных трехбуквенных слогов. В ходе опытов было установлено, что после первого безошибочного повторения серии таких слогов забывание идет вначале очень быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а через шесть дней в памяти остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.

Параллельно с исследованиями Г. Эббингауза проводились исследования и других ученых. В частности, известный немецкий психиатр Э. Крепелин изучал, как протекает запоминание у психически больных. Другой известный немецкий ученый -- психолог Г. Э. Мюллер -- осуществил фундаментальное исследование основных законов закрепления и воспроизведения следов памяти у человека. Следует отметить, что на первых порах исследование процессов памяти у человека в основном сводилось к изучению специальной сознательной мнемической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения материала) и значительно меньше внимания уделялось анализу естественных механизмов запечатления следов, в одинаковой степени проявляющихся как у человека, так и у животного. Это было связано с широким распространением в психологии интроспективного метода. Однако с развитием объективного исследования поведения животных область изучения памяти была существенно расширена. Так, в конце XIX -- начале XX в. появились исследования американского психолога Э. Торндайка, который впервые сделал предметом изучения формирование навыков у животного. Наиболее решительная критика ассоциативной теории памяти велась с позиций гештальтпсихологии (конец XIX в.). Ее основной принцип заключается в том, что анализ отдельных элементов ассоциации не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть -- только часть и никакого представления о целом не дает. В самом деле, хотя мелодия, исполненная в разных тональностях, и вызывает перцептивно различные ощущения, но она узнается и вспоминается как одна и та же. Здесь важны не высота нот, а их сочетание, целостный звуковой ряд.

Основное понятие гештальтпсихологии -- понятие гештальта (от нем. Gestalt -- образ), что означает изначально целостную структуру. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. В соответствии с этим в качестве основы образования связей здесь признается организация материала, которая определяет и аналогичную структуру следов памяти в мозге по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности выступает как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют вне и помимо воли и сознания самого человека.

Стремление психической деятельности к завершенности проявляется также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение оставляет след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем содержание оконченного. Отсутствие целостности, завершенности порождает не только напряжение, но способствует внутренним конфликтам, неврозам.

В других психологических теориях памяти подчеркивается роль сознания в процессах памяти -- активности внимания и осмысления в запоминании и воспроизведении информации. В ряде случаев активность, сознательность и осмысленность запоминания связывают только с высшими этапами в развитии памяти, а применительно к низшим ее этапам используется все то же понятие ассоциации и гештальта.

2.2 НЕЙРОННЫЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации.

Запоминание и научение тесно связаны между собой. Даже простейшие формы научения основаны на том, что какое-то событие запоминается. Нейрофизиологам сейчас известны три основных типа научения:

1) привыкание, или габитуация (организм перестает реагировать на часто действующий раздражитель);

2) сенситизация (возникновение реакции на ранее нейтральный раздражитель);

3) классическое, или павловское обуславливание.

При привыкании и сенситизации организм не нуждается в создании новой ассоциации между событиями или раздражителями. В экспериментах на низших животных показано, что "запоминание" при них обеспечивается структурными физико-химическими изменениями на клеточном уровне.

Намного сложнее действие механизмов запоминания при классическом обуславливании, где без привлечения понятия ассоциации не обойтись. В самом деле, условный рефлекс как акт образования связи (ассоциации) между новым и уже закрепленным содержанием составляет физиологическую основу запоминания.

Все характеристики образующихся временных нервных связей, и прежде всего степень прочности, обуславливаются характером подкрепления, которое и является мерой жизненной (биологической) целесообразности того или иного действия. Вероятно также, что прохождение любого нервного импульса через группу нейронов оставляет после себя также в буквальном смысле слова физический след. Физическая материализация следа выражается в электрических и химико-механических изменениях синапсов, которые облегчают вторичное прохождение импульсов по знакомому пути. Простейшую нейронную цепь, обеспечивающую память, можно представить в виде замкнутой петли -- возбуждение проходит весь круг и начинает новый. Этот процесс длительной циркуляции импульсов в нейронных цепях называется реверберацией.

Представление о циклах нейронной активности считается многими материальным субстратом памяти. Нейронных ансамблей (каждый порядка 100-300 клеток) огромное множество. Каждый из них хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Чем больше нейронов мозга вовлекается в ритмы какого-то пульсирующего ансамбля, тем выше вероятность осознания соответствующего образа.

Две электроэнцефалографические константы (Ливанова, R=0,l и Бергера, F=l 0 Гц) в уравнениях когнитивной психологии количественно объясняют фундаментальные психологические особенности обработки информации человеком, включая закономерности восприятия, памяти и речи.

Константа Ливанова (скачкообразное изменение мозгового ритма при плавном учащении или урежении внешних стимулов: скачок ритмики возникает при расхождениях между частотами стимула и ритма на 10%) ограничивает разнообразие циклических кодов памяти, а вместе с константой Бергера (частота основного ритма мозга -- а-ритма ЭЭГ) также ее быстродействие.

Изучение электроактивности мозга позволило рассчитать, что возможная емкость долговременной памяти составляет 387 420 489 единиц памяти. Каждая единица -- это одно определенное понятие или команда, т.е. паттерн действия. Для сравнения можно сказать, что размер активного словаря обычного человека на родном языке составляет 10 000 и даже у Пушкина и Шекспира он меньше 100 000 слов.

Не все единицы памяти задействованы и актуализированы одновременно, а только их небольшое число. Это число служит мерой объема внимания. Из-за циклических колебаний возбудимости нейронных ансамблей образы долговременной памяти, в том числе образы вспоминаемых и произносимых слов, актуализируются не все сразу, а по очереди, причем некоторые чаще, другие реже. По частоте актуализации слов (например, в письменной речи) можно судить о закономерностях циклических нейронных процессов и, наоборот, по особенностям нейронных циклов предсказать характеристики речи. Если моменты актуализации разных образов совпадают, то такие единицы памяти имеют шанс объединиться. Таким образом, вырабатывается новое понятие. Так происходит научение и реализуются акты творчества.

2.3 БИОХИМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Эти теории предполагают образование новых белковых веществ (нейропептидов и других) при долговременном запоминании.

Вначале, непосредственно после воздействия раздражителя, в нервных клетках происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения в клетках (кратковременное запоминание), а далее на ее основе возникает собственно биохимическая реакция со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой кислоты (РНК) и олигопептидов в осуществлении функции запоминания.

Наиболее волнующими экспериментами в последние годы стали попытки перенести память от одного животного к другому ("пересадка памяти"). Если обучить планарию (плоский червь), что свет всегда предшествует току, а затем умертвить ее и скормить другой планарии, то оказывается, что приобретенный первой планарией опыт частично передается второму червю (Д. Мак-Коннел, 1962). Планария сравнительно примитивный организм, и она может обладать особыми механизмами научения, которые не имеют никакого значения для понимания памяти у высших организмов. Однако имеются данные об успешности подобного опыта на мышах и крысах -- был осуществлен "перенос памяти" о выработанных условных рефлексах от одной особи к другой с помощью инъекций гомогената мозга предварительно обученного животного-донора

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют различные теории исследования памяти. Одни из них рассматривают память с психологической точки зрения: как совокупность ассоциаций, формирующихся в сознании - ассоциативная теория; гештальтпсихология - наличие гештальта - целостной системы, постоянно стремящейся к завершению, направляющей психическую деятельность.

Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения о структурных или химических изменениях в самом мозге при накоплении им прижизненной информации - нейронные и физико-химические теории. Существуют биохимические теории, которые предполагают образование новых белковых веществ (нейропептидов и других) при долговременном запоминании.

Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. Проблема физиологии памяти -- это самостоятельная проблема, которую пытаются решить физиологи, занимающиеся изучением мозга. Мы же остановимся на той части проблемы, которую исследуют психологи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блонский П.П. Память и мышление. //Избр. психолог. произведения. - М., 1964.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр. соч. в 6-ти т. - Т. 3, М., 1984.

3. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов - на - Дону. 1997

4. Психология Словарь справочник / М.И. Дьченко, Л.А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.

5. Психология / Р.С. Немов. М: 1998

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)

7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. -- М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. -- 416с. -- (Библиотека психологии, психоанализа, психотерапии).