Африка — материк зноя, непрохо-димых чащоб экваториальных лесов, огромных саванн и бескрайних пустынь. Неповторимость природы определяют особенности расположения Африки на нашей планете, то есть ее физико-географическое положение.
Физико-географическое положение (от греч. «физис » — природа) — раз-мещение территории относительно разнообразных природных объектов: экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов, морей и океа-нов, других материков.
Относительно экватора Африка расположена как в Северном, так и в Южном полушариях нашей планеты. Так как экватор делит Африку приблизительно пополам, природные условия материка зеркально повто-ряются на север и юг от него.
Нулевой меридиан пересекает Африку в западной части, поэтому боль-шая часть материка расположена в Восточном полушарии, меньшая — в Западном.
Таким образом, Африка - единственный материк, который одновре-менно находится во всех четырех полушариях Земли: Северном. Южном, Восточном и Западном.
Поскольку большая часть материка лежит между Северным и Южным тропиками, преобладающая часть территории Африки находится в жар-ком тепловом поясе. Это обусловливает жаркий климат всего материка.
Африку омывают воды двух океанов: на западе — Атлантического, на вос-токе — Индийского. На севере материк имеет выход к Средиземному морю, которое связано Гибралтарским проливом с Атлантическим океаном. На северо-востоке материк выходит к Красному морю, соединенному Баб-эль-Мандебским проливом и Аденским заливом с Индийским океаном. На форми-рование природы Африки существенно влияют океанические течения возле ее берегов. Так, существование суровой береговой пустыни Намиб на юго-западном побережье континента вызвано холодным Бенгельским течением . Вследствие влияния холодного Канарскою течения безводные пространства пустыни Сахара подходят к самому океаническому побережью на северо-западе Африки. Вместе с тем теплые течения Гвинейское и Мозамбикское способствуют формированию влажной погоды, соответственно, на западном и юго-восточном побережьях Африки.
Африка соединена с Евразией Суэцким перешейком. В середине XIX в. через этот перешеек быт прорыт Суэц-кий канал, благодаря которому морской путь из Европы в Южную и Восточную части Евразии значительно сократился (рис. 42). Материал с сайта
Приближенность Африки к Евразии оказывает суще-ственное влияние на формирование природы материка. В частности, с территории Евразии на север Африки поступают сухие воздушные массы. Поэтому северная, широкая часть материка более засушливая, чем южная.
Крайними точками Африки считаются мысы: на севере — Рас-Энгела, на юге — Агульяс (Игольный), на западе Альмади, на востоке - Рас-Хафун.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Дата: 30.11.2019
Общие сведения
Африка - второй по величине материк после Евразии. Площадь суши - 29,2 млн км 2 , с островами - 30,3 млн км 2 (около 1/5 суши земного шара).
Самая высокая точка над уровнем моря - г. Килиманджаро (5895 м), самая низкая - впадине Ассаль (155 м).
Экватор Африку пересекает почти посередине, ее окраины заходят в субтропические широты.
Африка расположена в четырех полушариях одновременно - Северном и Южном, Западном и Восточном.
Крайние точки материка:
- северная - мыс Рас-Энгела (37° с.ш., 10° в.д.),
- южная - мыс Агульяс (Игольный) (35° ю.ш., 20° в.д.),
- западная - мыс Альмади (14° с. ш., 18° з. д.),
- восточная - мыс Рас-Хафун (11° с. ш., 52° в. д.).
Протяженность с севера на юг - почти 8000 км, ширина на севере - 7500 км (мыс Альмади - мыс Рас-Хафун).
Африка омывается Средиземным и Красным морями, Индийским и Атлантическим океанами. Материк соединяется с Азией узким (120 км) Суецким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (наименьшая ширина 13 км).
Береговая линия Африки порезана незначительно, берега часто гористые. Длина береговой линии - 30500 км, более 1/5 отдаленно от океанов и морей на 1000-1500 км.
Крупные заливы - Гвинейский и Сидра. Удобных бухт мало, крупнейший полуостров Сомали.
В Африку относят острова: на востоке Мадагаскар, Поморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра; на западе - Мадейра, Канарсьйи, Зеленого Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принеипи, По и отдаленные острова: Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья.
История исследования и освоения
Европейцы начинают детальное изучение Африки с XV в.
В XVI в . португальцы во время поиска персидского пути в Индию исследовали очертание побережья Африки.
Бартоломеу Диаш - португальский мореплаватель - в 1487 впервые совершил плавание вдоль западного побережья Африки, достиг мыса Доброй Надежды (1487-1488 гг.). Экспедиция Диаша доказала, что Индийский океан соединяется с Атлантическим и в Индию можно попасть морским путем.
Экспедиция под руководством Васко да Гама открыла для европейцев морской путь в Индию (1499 ). Длительная, сложная путешествие имело значительные последствия - с момента открытия морского пути и к построению в 1869 Суэцкого канала главная торговля Южной и Восточной Азии.
В XVII в. во внутренних районах Африки к югу от экватора пертугальськие исследователи открыли озера Тана (1613 ), Ньяса (1616 ), исследовали истоки Голубого Нила и низовья реки Конго, на западе материка французская экспедиция А. Брю исследовала реку Сенегал.
В XVIII в. вследствие стремительного развития промышленной мировой торговли, растет интерес к материку, его ресурсам.
В 1788 в Лондоне была организована «Ассоциация для содействия открытию внутренних частей Африки», которая в 1830 объединилась а королевским географическим обществом. Экспедиции, организованные Ассоциацией: М. Парк в 1796-1797 гг. (Исследование Нила и Нигера), Орден, Денгем, Клаппертон в 1822-1824 гг. (Впервые пересекли Сахару до озера Чад, через р. Сокото дошли до Нигера).
В исследовании бассейна Нила большая роль принадлежит французам (времена похода Наполеона в Египет).
В 1835 Э. Смит исследовал реку Лимпопо.
В 1847 - 1848 гг. экспедиция Е. П. Ковалевского начала географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила.
В 1848 -1849 гг. немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман открыли самую высокую точку материка - вулкан Килиманджаро.
В 1856 - 1869 экспедиция Дж. Опека и Р. Бертона открыла озеро Танганьика. Установила, что Нил берет начало из озера Виктория.
Дэвид Ливингстон открыл озеро Нгами, водопад Виктория (1855 ), пересек Африку с запада на восток, исследовал бассейн реки Замбези, в 1867-1871 гг. изучал южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей, и на ее поиски был направлен журналист Г. Стэнли, который в 1871 встретился с Ливингстоном на озере Танганьика. Вместе они продолжили изучение северной части озера и выяснили, что озеро не связано с Нилом.
В 1865-1867 гг. экспедиция немецких исследователей Г. Рольфс и Г. Нахтигаля первой из европейцев пересекла Сахару от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), достигли массив Вадаи.
Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 гг. провел географические и этнографические исследования Центральной Африки, детализировал гидрографию истока Белого Целую, исследовал водораздел рек Нил и Конго.
Итак, к концу XIX в. были исследованы четыре большие африканские реки - Нил, Конго, Нигер и Замбези, в начале XX в. разведанны большие запасы природных ресурсов.
Вперёд
Рельеф, геологическое строение и природные ресурсы
См. также
А фрика. Рельеф и геологическое строение, природные ресурсы
Физико-географическое положение материка.
Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.
Климат.
Внутренние воды.
Почвы.
Природные зоны. Растительный и животный мир.
Население. Хозяйственная деятельность.
Государства и столицы.
«Географическое положение Африки. История исследования».
Тема урока
Задача урока:
Познакомить с планом характеристики материка
Ввести понятие географическое положение материка
Раскрыть приемы определения географического положения материка
Изучить особенности географического положения Африки и их влияние на природу материка.
Особенности материка
По размерам Африка уступает лишь Евразии её площадь составляет 29,2 млн.км2
Около ½ её территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн.
В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария Конго и самая длинная река мира Нил.
Африка самый жаркий материк Земли.
План описания ФГП материка
Географическое положение материка Африка
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
Определить географические координаты крайних точек Африки.
1 вариант.
Северная точка- мыс Бен-Секка
Южная точка- мыс Игольный
2 вариант
Западная точка- мыс Альмади
Восточная точка – мыс Рас-Хавун
План описания ФГП материка
Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.
В каких климатических поясах расположен материк?
Определите, какие моря и океаны омывают материк?
Как расположен материк относительно других материков?
Физическая карта Африки
История исследования материка
Открытие и исследование материка
Давид Ливингстон
Английский путешественник по Африке. Ливингстон прожил в Африке двадцать восемь лет как миссионер и исследователь.
Открыл области Замбези и многих частей Южной и Центральной Африки
Составил современную карту «Черного материка»
Открыл водопад Виктория
Изучил верховья реки Конго, озеро Ньяса
Город Куруман, в котором Д.Ливингстон прожил восемь лет
Пароход, на котором Д.Ливингстон плавал по Замбези
Д.Ливингстон и Г.Стенли на озере Танганьика
Туземцы несут изнуренного лихорадкой Д.Ливингстона.
Василий Васильевич Юнкер
Русский исследователь Африки.
Изучал Центральную и Восточную Африку
Проводил топографические работы, метеорологические и гидрологические наблюдения
План описания физико-географического положения материка:
Размеры материка;
Положение материка относительно экватора и начального меридиана;
В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;
Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;
Крайние точки материка и их географические координаты;
Положение материка относительно других материков;
Вывод о физико-географическом положении материка.
Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.
Ход работы:
По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.
Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.
Ход работы:
Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:
План характеристики реки:
В какой части материка находится река;
К бассейну какого океана относится река;
Длина реки и направление её течения;
Местонахождение истока реки и его географические координаты;
Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;
Крупнейшие левые и правые притоки;
Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;
Основные типы питания и режим реки;
Крупные города, расположенные на реке;
Использование реки человеком.
Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .
Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.
Ход работы:
Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:
План физико-географической характеристики страны:
Название страны и её столица;
Физико-географическое положение страны:
а) положение страны на материке;
б) площадь территории;
в) с какими странами и где граничит;
г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;
Природные особенности страны:
а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;
б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);
в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);
г) природные зоны;
д) преобладающие почвы;
е) типичные представители растительного и животного мира;
Население и его хозяйственная деятельность:
а) численность и размещение населения;
б) преобладающие народы;
в) крупнейшие города;
г) какие полезные ископаемые добываются;
д) ведущие отрасли промышленности;
е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;
ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.
Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!
При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:
Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;
океаны : Индийский и Тихий;
моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;
заливы : Карпентария и Большой Австралийский;
проливы : Торресов и Бассов;
острова : Новая Гвинея и Тасмания;
полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;
крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;
3. Определите координаты крайних точек Австралии.
При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:
равнины : Центральную низменность;
горы : Большой Водораздельный хребет;
высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);
низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).
При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:
тёплое течение : Восточно-Австралийское;
холодное течение : течение Западных Ветров;
район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;
районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;
пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);
пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);
пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);
пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).
При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:
реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;
озеро : Эйр.
При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:
пустыни : Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.
Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.
Ход работы:
Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:
План |
Черты сходства |
Черты различия |
|
Австралия |
Африка |
||
1. Размеры материков |
|||
2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана |
|||
5. Характер береговой линии |
|||
Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
Ход работы:
Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:
Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;
Подпишите названия следующих географических объектов:
· океаны : Атлантический и Тихий;
· море : Карибское;
· залив : Ла-Плата;
· проливы : Дрейка и Магелланов;
· канал : Панамский;
· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;
· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.
При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :
· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);
· горы : Анды;
· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);
· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;
· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.
При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :
· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;
· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;
· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;
· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;
· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;
· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);
· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);
· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;
· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.
При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :
· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;
· озёра : Маракайбо и Титикака;
· водопады : Анхель и Игуасу.
При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :
· пустыню : Атакама.
Практическая работа
Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.
Ход работы:
Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:
План |
Черты сходства |
Черты различия |
|
Африка |
Южная Америка |
||
1. Размеры материков |
|||
2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана |
|||
3. В каких полушариях находятся |
|||
4. Океаны, омывающие берега материков |
|||
5. Характер береговой линии |
|||
6. Положение относительно других материков |
|||
Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.
Ход работы:
Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):
План |
Черты сходства |
Черты различия |
|
Река Африки |
Река Юж. Америки |
||
Положение на материке |
|||
К бассейну какого океана относится |
|||
Площадь бассейна |
|||
Местонахождение истока и его координаты |
|||
Вид устья и его координаты |
|||
Длина главной реки |
|||
Направление течения |
|||
Характер течения |
|||
Питание реки |
|||
Режим реки |
|||
Крупнейшие левые притоки |
|||
Крупнейшие правые притоки |
|||
Страны, расположенные в бассейне реки |
|||
Крупнейшие города |
|||
Использование реки человеком |
Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.
Ход работы:
Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).
Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.
Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.
Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.
Ход работы:
Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:
Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;
Подпишите названия следующих географических объектов:
· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;
· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;
· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;
· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;
· канал : Панамский;
· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;
· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;
· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.
Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс
Рабочая программа... . Учебное электронное издание. География . Наш дом – Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...
Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»
Рабочая программаРеализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом – Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...
Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»
Отчет... География 7 КЛАСС География . Наш дом – Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом – Земля : Материки ,
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
РАЗДЕЛ II . Материки, океаны и страны мира ЕВРАЗИЯ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРАЗИИ. Практическая работа № 4 «Определение физико-географического положения материка по физической карте. Оформление Ф.Г.П. на к/ к.» учитель географии ГОУ СОШ №406 Тырнова Т.В.
Общая характеристика Евразии. S = 55 млн.км
S = 55 млн.км А З И Я Европа
Самая высокая точка материка г.Джомолунгма (Эверест 8848м.) Самое глубокое озеро Байкал
7 495 м. 8848м. 5642м. Пик Коммунизма Эльбрус Джомолунгма
На формирование природы материка огромное влияние оказывает его географическое положение. Географическое положение – это положение относительно экватора. начального меридиана, тропиков, и полярных кругов. Протяженности по широте и долготе. Положение относительно океанов и других материков.
Последовательность изложения физико-географического положения (Ф.Г.П) материка, по плану. (используйте приложение на стр.334 учебника) - Кроме практической работы на к/ к, учащийся должен сдать зачет ФГП материка устно, демонстрируя рассказ по карте!!!
ЗАПИШИТЕ в тетрадь!!! Относительно экватора, материк Евразия находиться полностью в Северном полушарии. Относительно «О» меридиана большая часть лежит в Восточном полушарии…… Материк на юге пересекается северным тропиком (тропик Рака). На севере материк пересекает Северный Полярный круг. I этап Практической работы по к/карте. Расположение материка относительно важнейших линий градусной сети: экватора, «0» меридиана (до 180 д.), тропиков, полярных кругов.
экватор «о» меридиан Тропик Рака Северный полярный круг Найди в атласе…….обозначь на к/ к.
II этап Практической работа по к/карте. Определение крайних точек материка. Последовательность действий: - Найдите самые крайние точки материка на физической карте,а затем и на к/ к. - Крайнюю точку обозначьте - подписав ручкой. - В условных обозначениях укажи координаты найденной вами точки.
Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?)
Определение протяженности материка: в градусах и километрах……… Последовательность действий: а) Протяженность с З В, по 40 с.ш. = ______________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =_________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по Экватору = 111км. , а по 40 параллели = ___________.
Последовательность действий: б) Протяженность с Ю С, по 100 в. д.= ____________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по «о» меридиану = 111км. , а по 100 меридиану =_______.
Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?) Подпиши расстояния……..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока...
Географическое положение и история исследования материка «Евразия».
Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история...
Модуль для изучения географического положения материка Евразия
Материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Евразия. Географическое положение"...