Капитан елисеев. Елисеев геннадий николаевич. Место захоронения и награда

    - (26.12.1937 28.11.1973) летчик истребитель, Герой Советского Союза (1973, посмертно), капитан. После окончания Батайского ВАУЛ в 1959 г. служил в ПВО. 28 ноября 1973 г. на МиГ 21СМ таранил T 33 (по другим данным F 4 "Фантом") ВВС Ирана … Большая биографическая энциклопедия

    Елисеев русская фамилия. Известные носители: Елисеев, Александр Васильевич (1859 1895) русский военный врач и путешественник. Елисеев, Александр Терентьевич (род. 1971) бывший латвийский футболист, нападающий. Елисеев,… … Википедия

    Лев Корчебоков Общая информация … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

    Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина Таран приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Таран (значения) … Википедия

    Годы в авиации XIX век … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

28 ноября 1973 года пилот истребителя МиГ-21СМ Г.Н.Елисеев ценой собственной жизни уничтожил самолет, нарушивший воздушную границу СССР. Это был первый в таран с применением реактивного самолета. Имя героя навечно занесено в списки воинской части, где он совершил подвиг, а эскадрилья получила название «Елисеевской».


Подвиг капитана Елисеева

Геннадий Николаевич Елисеев родился в 1937 году в Сталинграде. В 1959 году окончил Батайское военное авиационное училище. Проходил службу в различных строевых авиационных частях. Последнее место – гарнизон в районе грузинского города Вазиани, где Елисеев в звании капитана служил заместителем командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа.

28 ноября 1973 года капитан Елисеев нес дежурство на аэродроме. В 12 час 20 мин было получено сообщение о том, что в районе Муганской долины (Азербайджан) на территорию Советского Союза вторгся самолет-разведчик RF-4C «Фантом» ВВС Ирана. Получив приказ с командного пункта, Елисеев взлетел на истребителе МиГ-21СМ для перехвата самолёта-нарушителя.

Советский истребитель настиг «Фантом», когда тот был уже недалеко от границы. Получив команду на уничтожение цели, он выпустил две пары ракет «воздух-воздух» Р-3. RF-4C отстрелил тепловые ловушки, и ракеты прошли мимо. Применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, и стрельба не гарантировала поражение иранского самолета американского производства. Кстати, это была спарка, и в кабине вместе с иранским пилотом майором Шокуния находился американский полковник Джон Сондерс. Самолет выполнял разведывательное задание.

С земли поступила команда: «Пресечь полет противника любой ценой!». Елисеев ответил: «Понял, выполняю». Это были его последние слова.

Сблизившись с «Фантомом», МиГ нанес удар крылом по его хвостовому оперению. «Иранец» потерял управление, его экипаж успел катапультироваться и был задержан пограничниками.

МиГ же управление не потерял и начал плавно снижаться. Пилот на связь не выходил. И вскоре самолет врезался в гору. Согласно наиболее правдоподобной версии, во время тарана Елисеев ударился головой о стекло и потерял сознание. Именно это и привело к его гибели. Произошло это в 13 час 15 мин.
Капитану Геннадию Николаевичу Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


На снимке: RF-4C/ Фото: wikimedia

От вымыслов до объективных предположений

События, предшествовавшие этому подвигу, были досконально исследованы комиссией. В результате в приказе Главкома ВВС было указано на недостаточную подготовку офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолетов истребительной авиации ВВС.

По свидетельству одного из очевидцев тех драматических событий, не вошедшему в официальные документы, в эту историю вмешался роковой случай.

Иранский «Фантом» был замечен на радаре оперативным дежурным командного пункта Джангры заблаговременно – в момент его взлета с аэродрома в Тебризе. Когда возникла угроза нарушения границы, с аэродрома в Марнеули был поднят в воздух дежурный истребитель и взят на управление. Но внезапно обесточилась аппаратура пункта наведения, из-за чего истребитель, потерявший управление, был вынужден вернуться на аэродром.

С большим запозданием с аэродрома Вазиани был поднят МиГ Елисеева. Долетев до района, он стал запрашивать управление от пункта наведения Джангры. Но тот был обесточен.

Елисеева услышали на соседнем ПН и повели на цель. Но наводчик решил, что имеет дело не с МиГ-21СМ, а с Су-15, у которого отсутствует пушечное вооружение. Это в определенной степени и стало причиной «неполного использования боевых возможностей истребителя». То есть были использованы не все возможности самолета, которые у МиГ-21СМ выше, чем у Су-15, в связи с другим выводом на точку атаки.

Также существуют свидетельства того, что история была еще более сложной, нежели это описывается в официальных источниках. После первого ракетного залпа пилоты «Фантома», поняв, что дело может закончиться для них не советской тюрьмой, а кладбищем, катапультировались. Второй залп также не поразил самолет-нарушитель. И Елисеев таранил уже пустой истребитель.

Существуют свидетельства иного рода, которые характерны для 90-х годов, когда было принято покрывать предыдущий 70-летний период нашей историей густым слоем черной краски. Якобы, со слов какого-то полковника, Елисеев таранил учебный иранский самолет снизу, поэтому его пилоты и не видели МиГа, и не поняли, что же произошло с их легким воздушным суденышком. И среди обломков якобы никакой шпионской аппаратуры найдено не было. Поэтому перед двумя честными парнями пришлось извиниться...

Судьба шпиона

Кстати, на сайте в британском домене, посвященном «Фантомам» в ВВС Ирана, удалось отыскать следы сбитых иранского майора и американского полковника. Любопытно, что авторы сайта по поводу исследуемого нами инцидента заявляют, что существуют слухи о том, что полет был разведывательным, но они не находят подтверждения. Словно речь идет о легкой прогулке на самолете, но он в действительности был разведывательным (RF-4C).

Майор Шокуния был моложе Елисеева. Он начал летать на авиабазе в Табризе на легком многоцелевом истребителе F-5, массово поставлявшемся США в основном в страны Азии с середины 60-х годов. И летал опять-таки на шпионской модификации – RF-5A. В 1972 году, когда США усилили разведывательную деятельность с территории Ирана, пересел на двухместный RF-4С.

И иранского майора, и американского полковника освободили через 16 дней. Видимо, в этом деле были использованы мощные дипломатические рычаги.
Шокуния продолжил службу. Елисеева он пережил на несколько лет. 27 января 1982 года иранский пилот погиб в бою во время войны с Ираком. Кстати, и на сей раз его сбил тоже МиГ-21. От судьбы не уйдешь.


30.11.2015

28 ноября 1973 года капитан Геннадий Елисеев, пилотируя истребитель МиГ-21СМ, таранил почти над Тбилиси нарушителя советской границы - самолёт иранских ВВС RF-4C Phantom II. Пилотировавшие «Фантом» майор иранских ВВС Шокухния и полковник ВВС США Джон Саундерс катапультировались, были задержаны пограничниками и спустя 16 дней переданы иранской стороне. Капитан Геннадий Елисеев погиб. Через 12 дней ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. (Спустя восемь лет, 27 января 1982 года, в воздушном бою во время Ирано-иракской войны погибнет и иранский пилот).

Несмотря на то что с тех пор прошло 42 года, история эта и поныне темна, неясна и снабжена множеством неснятых штампов типа «Совершенно секретно. До прочтения сжечь», а какой-либо внятной официальной её трактовки и вовсе не существует. Разве лишь рассекречены некоторые установочные данные лётчика-героя: Геннадий Николаевич Елисеев родился в Сталинграде 26 декабря 1937 года, в семье рабочего.

После окончания в 1955 году средней школы поступил в Батайское военное авиационное училище лётчиков имени А. К. Серова, которое окончил в 1959 году. Последнее место службы - Закавказский военный округ (ЗакВО), гарнизон Вазиани, что примерно в 20 км от Тбилиси. Последняя должность - заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии 34-й воздушной армии.

Одна из версий случившегося выглядит так. 28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы со стороны Ирана, и первый тревожный сигнал поступил на командный пункт 15-го корпуса Бакинского округа ПВО. Как утверждает ряд источников, тогда действовала инструкция, которая предписывала по возможности принуждать к посадке на наши аэродромы транспортные самолёты-нарушители, боевые же сбивать без предупреждения. Цель была идентифицирована как боевой самолёт, сопровождал её радиотехнический батальон, дислоцированный в посёлке Имишлы.

Для перехвата цели в воздух оперативно были подняты два самолёта 15-го корпуса ПВО, а для их подстраховки с аэродрома Вазиани был поднят МиГ 21СМ 34-й воздушной армии ЗакВО, пилотируемый капитаном Елисеевым. Пункт наведения, просчитав, что истребитель Елисеева ближе к цели, отдал приказ: «Цель уничтожить!»

Это можно было сделать двумя способами: на вооружении МиГ 21СМ были четыре управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р 3Р (дальность полёта от 1,5 до 8 км, скорость 550 метров в секунду, время полёта 21 секунда, боевая часть 11,3 кг, неконтактный радиовзрыватель должен обеспечить подрыв, если ракета проходит ближе 30 метров от цели) и встроенная пушка ГШ 23Л - боекомплект 200 снарядов.

«Пуск первый!» - доложил Елисеев, сделав первый парный залп. Дальше тишина. Спустя время последовал новый доклад: «Пуск второй!» Пошла вторая пара Р 3Р. И вновь тишина: промах. Существует версия, что ракеты прошли мимо, потому что «Фантом» отстрелил тепловые ловушки, но это сомнительно: отстрел тепловых ловушек обязательно был бы зафиксирован. Скорее проблема в самой ракете и её системе наведения на цель: Р 3 первых модификаций, целиком скопированная с американской ракеты AIM 9 Sidewinder, ввиду специфических особенностей советской электроники, отличалась капризностью, не особой надёжностью, частыми промахами и отказами.

Затем капитан получает приказ с земли: идти на таран, хладнокровно ответив «Есть на таран!» После чего с экранов радаров и исчезли отметки обоих самолётов. Почти официально считается, что капитан крылом своего МиГа срубил хвостовое оперение «Фантома», хотя бывшие в тот день на КП офицеры твёрдо уверены: Елисеев ударил нарушителя не крылом, а всем корпусом, после чего МиГ 21 взорвался в воздухе. До сих пор непонятно, почему лётчик не воспользовался пушкой своего самолёта. По одной из версий, он всё же пытался стрелять, но после первой очереди пушку заклинило. За что якобы потом были посажены техники самолёта и эскадрильи, а также все, кто отвечал за вооружение. Однако никаких подтверждений этого нет.

Правда, есть версия, что применять пушку было рискованно, поскольку нарушитель был уже совсем рядом с границей, а стрельба, мол, не гарантировала поражение «Фантома». Это явная чушь: ракеты имели много больше шансов залететь на сопредельную территорию, но их всё же применили. Пушку же Елисеев мог не задействовать потому, что её заклинило или она вовсе была без боекомплекта.

Впрочем, относительно пушки бытует ещё одна версия. Дело в том, что МиГ 21СМ со встроенной пушкой, производившиеся в 1968-1971 годах, в войсках были ещё относительно редки, поскольку ими оснащали части ВВС в основном на европейском театре военных действий, а не в Закавказье. Потому даже высказывалось предположение, что капитан Елисеев, ранее летавший на других модификациях МиГов, оснащённых лишь ракетами, в горячке стремительного воздушного боя мог вообще забыть о существовании пушки.

Но в это тоже не верится: заместитель командира эскадрильи был весьма опытным и хладнокровным пилотом, отслужившим в строевых частях 14 лет, так что вряд ли мог забыть про такое. Да и с земли бы ему напомнили, в конце концов. Значит, с пушкой действительно случилось что-то не то. Оставалось лишь одно, поскольку приказ, не подлежавший обсуждению, звучал однозначно: «Пресечь полёт противника любой ценой!»

Позже, когда будет проведено расследование, главком ВВС СССР главный маршал авиации Павел Кутахов своим приказом укажет на недостаточную подготовку офицеров наведения, плохо знавших вооружение самолётов истребительной авиации ВВС. Что весьма красноречиво указывает на главных виновников трагедии, сидевших на командных пунктах и пунктах наведения.

В ряде источников смутно говорится, что, когда иранский «Фантом» засекли и подняли в воздух дежурный перехватчик, вдруг якобы обесточилась аппаратура пункта наведения, работу которой восстановить не удалось, хотя, разумеется, в наличии были и резервные источники питания. Якобы именно из-за этого дежурный истребитель, потеряв связь с пунктом наведения, вынужден был вернуться на аэродром базирования.

Лишь после этого с большим запозданием с Вазиани и был поднят МиГ 21СМ капитана Елисеева, вынужденный воспользоваться «услугами» уже другого пункта наведения. Оператор которого решил, что наводит на цель не МиГ 21СМ, а Су 15 лишь с ракетным вооружением, без подвешенного контейнера с пушками, что, мол, и послужило причиной, как гласил приказ, «неполного использования боевых возможностей истребителя».

Довольно странно и то, что пилоты «Фантома» сумели успешно катапультироваться, невзирая на таран: по всей логике, после такого удара они должны были оказаться на кладбище. Возможно, они успели покинуть свой «Фантом» до тарана, поняв, что им уже не дадут уйти? Так или иначе, это нисколько не умаляет подлинного героизма капитана Геннадия Елисеева, заставляя ещё раз вспомнить непреложную истину: за каждым подвигом всегда стоят чьи-то подлость или разгильдяйство…


Авторы: "...Кто-то скупо и четко отсчитал нам часы

Нашей жизни короткой, как бетон полосы.

И на ней - кто разбился, кто - взлетел навсегда..."

(В. Высоцкий "Песня о погибшем друге")

Геннадий Николаевич Елисе́ев (26 декабря 1937, Сталинград - 28 ноября 1973, Грузинская ССР) - лётчик (в 1959-том году окончил Батайское военное авиационное училище лётчиков), заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 283-й истребительной авиационной дивизии 34-й воздушной армии Закавказского военного округа, капитан, Герой Советского Союза.

Подвиг

28 ноября 1973 года капитан Елисеев на истребителе МиГ-21СМ вылетел с аэродрома Вазиани на перехват самолёта-нарушителя, вторгшегося в советское воздушное пространство в районе Муганской долины (Азербайджан).


Миг-21

Непрошенным гостем оказался иранский F-4 «Фантом» II (в некоторых источниках ошибочно упоминается T-33 или даже ЕС-130Е), осуществлявший разведывательное задание в рамках американско-иранской программы Project Dark Gene.


F-4 «Фантом» II

Воздушный бой происходил над территорией Грузинской ССР. Получив приказ на уничтожение нарушителя, Елисеев выпустил по нему две ракеты Р-3, после чего таранил, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был третий в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном самолёте.

Экипаж «Фантома» (иранский майор Шокухния, впоследствии погибший в ирано-иракской войне, и американский полковник Джон Сондерс) катапультировался, был задержан пограничниками и освобождён через 16 дней. МиГ Елисеева после тарана врезался в гору, в результате чего пилот погиб.

Так и осталась невыясненной причина, по которой Елисеев не использовал установленную на его самолёте авиапушку. Предположительно, произошёл отказ пушечного вооружения.

Место захоронения и награда

Похоронен был Елисеев в Волгограде, на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 декабря 1973 года «за проявленные мужество и героизм» капитану Елисееву Геннадию Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением родственникам героя ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска.


На могиле в 1975 году был поставлен памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображён портрет Елисеева и нанесена надпись: 1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза.


В городе Берёза (Беларусь) установлена мемориальная доска в честь Героя Советского Союза летчика Г. Н. Елисеева. Доска установлена на стене дома № 39 в Северном городке, где он проживал в течение трёх лет (1961-1964 гг.) во время службы в 927-м истребительном авиационном полку.


Тбилиси, пгт. Вазиани. Средняя школа имени Героя Советского Союза капитана Елисеева Г. Н.

К началу 70-х годов ХХ столетия и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970 году на военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО.

И лишь юго-западные воздушные ворота со стороны Ирана не были достаточно прикрыты.

В те времена Иранским царством правил наследственный шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви, и внутренняя, и внешняя политика которого были целиком подчинены американским интересам. Американские монополии беззастенчиво выкачивали иранские нефтяные запасы, а американская разведка рассматривала Иран как удобный плацдарм для подрывной и шпионской деятельности против СССР.

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-советской границы плавно уходила на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинивавшийся на территорию Советского Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х годов настоящей находкой. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. Цель сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. В воздухе же дежурили два самолёта МиГ-21. За штурвалом одного из них был 35-летний капитан, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа Геннадий Николаевич Елисеев.

Елисеев первым из наших лётчиков заметил нарушителя. Им оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский саргорд Мохаммад Шокуния.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения.

Заметив цель, Елисеев пошёл на сближение. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, лётчик выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом выпустил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались.

О том, что произошло в дальнейшем, воспоминания современников разнятся. По одной версии идти на таран Елисееву приказал с земли начальник политотдела корпуса генерал-майор Останин, находившийся в тот момент на командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО. По другой же Елисеев сначала попытался сбить Фантом при помощи авиационной пушки, но та после первого выстрела заклинила, и лётчик пошёл на таран по собственной инициативе. Была даже версия о том, то пушку на аэродроме и вовсе не зарядили, и техник, обслуживавший вооружение, после этого инцидента был осуждён и посажен.

Воздушные тараны широко применялись в Великой Отечественной, но тогда наши лётчики рубили немецкие самолёты винтами. Реактивный же таран был до этого всего один - 18 мая 1951 года в Корее Серафим Субботин, выпустив тормозные щитки, подставил свой МиГ-15 под удар Сейбра. В тот раз американец погиб, а Субботин успешно катапультировался.

Ещё один успешный таран был совершён позднее. Совершил его гвардии капитан Валентин Куляпин 18 июля 1981 года на Су-15. Он нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника Canadair CL-44. CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж нарушителя погиб, полковник запаса Валентин Александрович Куляпин жив до сих пор.


Но тогда, 28 ноября 1973, Елисеев ударил Фантом противника не крылом, а всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота, как это ни обидно, остались в живых. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. 16 дней спустя их вернули в Иран.

В тот день, когда сбитых пилотов переправляли через границу, Генндию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В его родном городе Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска, а в грузинском селе Вазиани, возле которого рухнули обломки МиГа, Елисееву был установлен памятник, у которого грузинских школьников принимали в пионеры.