Идеи чучхе читать. Чучхе – идеология Трудовой партии Кореи. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Корейская народно-демократическая республика – государство, из которого поступают самые противоречивые сведения и новости.

Иногда с трудом верится в сообщения даже нейтральных информагентств. Тем не менее, к КНДР приковано внимание всей мировой общественности на протяжении десятилетий. Сведения, поступающие из Северной Кореи, преимущественно носят негативную окраску, что неудивительно. Массовая пропаганда может творить невообразимое. И все-таки, если режим КНДР так несостоятелен, почему же западные империалисты с такой яростью его чернят? Как бы мы не оценивали курс КНДР, спорить с уникальностью северокорейского феномена невозможно. Что же такое Северная Корея? Очередная восточная деспотия с патерналистским уклоном или страна победившего социализма?

Официальная идеология КНДР «чучхе» провозглашает «особый путь» социалистического строительства в Корее, с учетом национальной специфики. Чучхейская идеология – величайшее философское открытие корейского народа.

Что такое «чучхе»?
Дословный перевод термина «чучхе» - самобытность или самостоятельность. Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность». Чучхе, по официальным северокорейским данным, как идеология «самостоятельности» возникает в 1930 на совещании в селе Калунь. К слову, тогда же Ир Сен создает «Союз товарищей Консор». Однако западные исследователи утверждают, что своей партийной организации Ким не создавал, а просто вступил в Коммунистическую партию Китая и термин «чучхе» был провозглашен только в 1955 году в речи «Об изжитии догматизма и формализма и установлении чучхе в идеологической работе». Можно сказать, что в целостную идеологическую и философскую систему чучхе оформилось лишь к 1980 -1990 годам, когда начали выходить труды Ким Чен Ира, систематизировавшие провозглашенные ранее постулаты и оформившие чучхе в четкую идеологическую и философскую систему.

Товарищ Ким Ир Сен говорил, что, согласно идеям чучхе, в центре всего находится человек, то есть человек - хозяин всего. «Поклоняться народу, как небу» - это было девизом его жизни и идейно-теоретической деятельности, размышления и поиска. Он всегда считал приоритетом интересы народных масс. Согласно идеям чучхе субъект истории есть трудящиеся народные массы, они движущая сила общественного развития. В своем труде «Об идеях чучхе» товарищ Ким Чен Ир развивал кимирсеновскую теорию: «Субъект истории – трудящиеся народные массы. В его роли (т.е. субъекта истории) не могут выступать реакционные классы. Если первые – создают и развивают историю, то последние стремятся остановить ход истории».Ким Чен Ир, однако, отмечает, что не в каждом обществе их роль и место одинаковы. Он говорил: «Исход революции и строительства, в конце концов, зависит от того, насколько широко проявляются творческие силы народных масс».

Народные массы - это бесконечное множество людей, их сила и ум неиссякаемы. Они самые сильные и умные в мире. Поэтому,если они осознают свое место хозяина и поднимутся, то любой трудный вопрос в революции строительства можно решать успешно.

Принципы идей чучхе
Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, необходимо вооружится революционными идеями рабочего класса, линией и политикой своей партии. Установить принципы чучхе в идеологии означает, что каждый должен усвоить и выработать такую точку зрения и такой подход, чтобы приобрести самосознание творца революции. Чтобы установить принципы чучхе в идеологии, нужно в совершенстве знать специфику и особенности своей страны.

Товарищ Ир Сен учит, что независимость в политике – первый признак суверенитета. Чтобы установить политическую самостоятельность, нужно установить народную власть, власть трудящихся. Политические силы составляют основу революционных сил. Чтобы обеспечить независимость в политике, необходимо иметь собственные руководящие идеи. Разрабатывать и проводить политику самостоятельно, опираясь на собственные идеи. Для обеспечения самостоятельности в политике в полной мере нужно сохранять принципы независимости, равноправия и суверенитета во внешних сношениях.

Можно сказать, что этот принцип лучше всего оправдывает само значение термина «чучхе».

Самостоятельность в экономике
Только обеспечив самостоятельность экономики можно обеспечить полную самостоятельность страны т.к. экономика – материальная основа общественной жизни (здесь напрямую просматривается развитие идей товарища Ленина и товарища Маркса). Для претворения в жизнь принципа хозяйственной самостоятельности, необходима самостоятельная национальная экономика. Чтобы утвердить самостоятельную национальную экономику, нужно твердо опираться на собственные силы. Этот принцип несет в себе революционный дух и боевые коммунистические принципы, стремящиеся собственными силами довести до конца революцию. В отличие от капиталистической экономики, которая гонится только за прибылью (как писал Карл Маркс, нет такого преступления, на которое не пойдет капитал ради 300 процентов прибыли), социалистическая экономика стремится к удовлетворению потребностей страны и народных масс.

Самооборона в защите страны
Главный очаг войны в наше время – американский империализм.

Ким Ир Сен говорил: «Мы не хотим войны, но и не боимся ее. Не выпрашиваем у империалистов мира». Принцип самообороны в защите страны – один из важнейших принципов суверенного и независимого государства. Главнейший путь в достижении революции – противопоставление войны освободительной войне империалистической. Революционное насилие противопоставить контрреволюционному.

Идеи чучхе провозглашают: ты сам хозяин своей судьбы, а в тебе есть и сила для решения своей судьбы.

Таким образом, исходя из вышенаписанного, можно сказать, что чучхе не отрицает мировую революцию, но отказывается от механического экспорта социалистических революций в другие страны. Учитывая попытки Коминтерна устроить социалистическую революцию в довоенной Корее – это верное решение. Из-за этого корейскую компартию приходилось восстанавливать четыре раза, а раскол между разными течениями в партии был очень силен.

Идеология чучхе закреплена в качестве официальной идеологии Трудовой партии Кореи. Но чучхе – это целая философская система, а не только идеология ТПК. Эта идеология во многом определяет не только экономический и политический строй, но и уклад жизни корейского народа. Неверно будет утверждать, что это просто адаптированная модель социализма.

Ким Чен Ир указывал: «История знает немало концепций о мировоззрении, но ни одна из них не могла выработать подход к миру, поставив человека в центр внимания. Не только идеалисты, рассматривавшие мир как мир идеала и духа, но и материалисты прежнего времени, считавшие мир материальным, не смогли выработать подход к миру, ставя в центр внимания человека»
Основным вопросом философии идей чучхе является не изучение человека как такового, а изучение отношения человека к миру.

Кстати, элементы идей чучхе встречаются и в общественной жизни Южной Кореи, хотя в обывательском сознании термин «чучхе» неразрывно связан с КНДР. Поэтому симпатия к чучхейской идеологии и философии на постсоветском пространстве вызывает немалое удивление. В трудах товарища Ким Ир Сена и товарища Ким Чен Ира можно встретить определение чучхе и сонгун как «самобытной социалистической (революционной) идеологии».

Имеет ли право чучхейско-сонгунская философско-идеологическая система на существование? Конечно, имеет! Еще Владимир Ильич Ленин отмечал, что у каждого народа свой путь к социализму. Но при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что труды Ким Чен Ира слишком водянистые. Ким Ир Сеном в его выступлениях было озвучено много интересных, правильных, трогающих за душу всякого социалиста, мыслей. Но система чучхе, к сожалению, очень шаткая и невнятная. Более-менее адекватная систематизация появилась только с изданием 100 томов полного собрания сочинений Ким Ир Сена. К пониманию иностранного читателя все это еще только предстоит адаптировать.

Актуальность и перспективы
Чучхе – это, прежде всего, восточная философия. То, что для корейца хорошо, для восточнославянского менталитета может быть неприемлемым. Народы востока гораздо более склонны к иерархичности, к сильной централизации, к коллективизму. Нельзя говорить, что чучхе и сонгун абсолютно неприменимы в наших реалиях, но в данном случае имеет смысл говорить лишь об отдельных элементах.

Конечно, капитализм пугает людей Северной Кореей. Создаются образы «новой красной угрозы» и «совкового зоопарка», но интерес к идеям чухе невероятно высок. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов, в Японии существует международный институт идей Чучхе. Во Франции, например, действует Чучхейская партия Франции. Разнообразным кружкам и обществам уже давно потерян счет. По факту сейчас существует 27 национальных комитетов,4 континентальных организации и Международный институт изучения идей Чучхе. В России существует «Союз сторонников идей чучхе».

Есть ли перспективы у чучхе и сонгун за пределами Северной Кореи? Вполне, несмотря на негативный имидж. Разве для маленькой страны в центре Европы, напрочь лишенной природных ресурсов, чучхе неактуально? Актуальны идеи чучхе и для угнетенных народов третьего мира, ведущих борьбу за независимость с марионеточными деспотическими правительствами.

Актуальны идеи чучхе и для мирового коммунистического движения, которое уже давно потерялось в своих бесконечных спорах, фантазиях и бесполезных баталиях эпохи модерна. Если левые не хотят брать ТПК в пример, то пусть изучат недостатки. В любом случае, поможет поиск как преимуществ, так и недостатков.

Свой путь к социализму
Почему нас так сильно пугают Северной Кореей? Оголтелая империалистическая травля не прекращается ни на секунду, дело доходит самых абсурдных заявлений. Опасна ли КНДР для капиталистического мира? Нет, так считать глупо. Вооружение в КНДР еще советское. Ядерный потенциал ничтожно мал по сравнению с другими ядерными державами. Справедливо заявление, что «демократические» страны боятся не самой Кореи, а распространения идеологии, так как, по существу, чучхе предлагает как выход для стран третьего мира, так и социалистическую альтернативу странам «развитого капитализма». Их пугает пример корейского народа. «Даже на маленьком скалистом клочке Земли всего с 20 миллионами человек можно создать развитую цивилизацию, полностью альтернативную существующей мировой, - пишет А. Волынец. - Именно за это любой мыслящий знающий человек не может не уважать Северную Корею. Вспоминая ресурсы СССР, понятно, что все шансы создать свою цивилизацию в планетарном масштабе».

Окружающая нас действительность становится до ужаса похожа на «дивный новый мир» по Хаксли. Это нетрудно объяснить окончательным становлением общества потребления, неоколониальной экспансией США и элитарным характером глобализации. Протесты и выступления в странах капитализма происходят все чаще, и все чаще под красными знаменами. Мир левеет, это отрицать трудно. Все больше и больше людей ищут альтернативу в социалистической модели. Марксизм в разных его интерпретациях сегодня невероятно популярен в Европе. Чучхейская идеология же – наиболее яркий пример реального социализма в наши дни. Именно это делает социалистическую Корею настолько обсуждаемой.

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ

Систематизация и связи

Чучхе (кор. 주체, 主體) — северокорейская идеология, провозглашённая в 1955 году Ким Ир Сеном.
Этимология
Слово «чучхе» принадлежит к категории ханмунных слов. «Чу» означает «хозяин», а «чхе» — «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.
Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность».
История
Чучхе — это классический дальневосточный философский термин, употребляющийся в значении «вещь с точки зрения субъекта» и использовавшийся корейскими средневековыми мыслителями. Понятия «чучхе» или даже «идеи чучхе» встречаются и в политической жизни Южной Кореи.
В КНДР чучхе как официальная идеология считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» (кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여), произнесенной 28 декабря 1955 года.
Согласно Конституции 1972 года, КНДР — суверенное социалистическое государство, которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе». В соответствии с этими идеями все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций самостоятельности, с опорой на собственные силы.
По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в городе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма» (17 октября 1926 года).
В 1980-е годы Ким Ир Сен выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как философскую систему. Однако основополагающего текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием «Об идеях чучхе» был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд.
С 8 июля 1997 года в Северной Корее принято новое летосчисление чучхе, началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.
Основные положения
Субъектом общественного движения выступают народные массы
Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.
В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.
Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.
Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.
Революция — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности
Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.
Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.
Общефилософские взгляды
Человек — властелин мира и хозяин своей судьбы;
Сознание — высшая функция человеческого мозга;
Природа — объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;
Человек, заразившийся низкопоклонством, перестаёт адекватно воспринимать реальность.
Критика
Чучхе сравнивают со сталинизмом, поскольку целью заявляется построение «социализма с опорой на собственные силы» (ср. «социализм в одной, отдельно взятой стране»). Однако эти идеи доводятся до логического конца — то есть до полного отрицания мировой революции. Также проповедуются идеи вождизма, милитаризма и потребительского отношения к природе. Решительно осуждается любое «низкопоклонство перед большими странами». Чучхе представляет собой крайний вариант автаркии и изоляционизма. Субъектом истории объявляется не класс, а нация.
Об идеях чучхе, 1982
Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им.
Научная база
Идеи чучхе получили международное признание. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов. В Японии действует международный институт по идеям чучхе. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах.
Чучхе. История революционной идеологии http://ir.spb.ru/krasnoe-dvizhenie/ideologii/chuchhe.html

Сама история чучхе отражает эволюцию коммунистической идеологии на корейской почве. Первоначально корейские коммунисты во главе с Ким Ир Сеном пользовались той вариацией марксизма (марксизмом-ленинизмом), которая была распространена в СССР. Однако примерно с начала 60-х годов Ким Ир Сен почти разрывает отношения с Советским Союзом и начинает маневрировать между ним и Китаем. Подобный курс на самостоятельность (напоминающий курс Чаушеску) потребовал соответствующего идеологического оформления, тем более что премудрости марксистской доктрины вряд ли были понятны большинству корейцев, это все равно, что русских поголовно заставили бы изучать дзэн-буддизм. Хотя впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» еще в 1955 году и «идеи чучхе» были закреплены в качестве официальной идеологии в конституции 1972 года, окончательно эта мировоззренческая система складывается в 80-е годы. Надо отметить, что труды Ким Ир Сена, а затем и Ким Чен Ира, посвященные чучхе, представляют собой скорее краткое изложение тезисов, а не пузатые тома в стиле Гегеля и Маркса. В принципе, подобное характерно для дальневосточной цивилизации, те же «Лунь Юй» Конфуция или «Дао дэ цзин» тоже весьма кратки по объему, и содержание их западному человеку может показаться примитивным или даже нелепым. Чучхе, как и вообще северокорейский строй, невозможно понять, не зная конфуцианства.
В настоящее время в КНДР марксизм по отношению к чучхе считается чем-то вроде устаревшей ступени, примерно также марксисты смотрели на социал-утопистов Фурье и Оуэна. Или даже больше: чучхе объявляется полностью самобытной философией. Как пишет сам Ким Чен Ир: «Философия чучхе - это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». После смерти Ким Ир Сена в 1994 году чучхе все больше стал принимать черты религиозно-мистического учения. Так, Ким Ир Сен объявлен «вечным президентом», который как бы продолжает незримо управлять страной (ср. с шиизмом, где скрытый имам Мадхи, находясь в состоянии «гайба» (сокрытия), руководит общиной верующих).
Каковы же основные постулаты философии чучхе? Центром ее объявляется человек, и в этом она радикально отличается от марксизма. «Марксистская философия, выдвинув вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию в качестве основного вопроса философии, обосновала первичность материи, первичность бытия и на этой основе исходила из того, что мир материален (…). Философия чучхе ставит основной вопрос по-новому, сформулировав его как вопрос об отношении человека к окружающему его миру, о месте и роли человека в мире, она выдвигает философский принцип, согласно которому человек - хозяин всего и он решает все; на этой основе она и начертала единственно верный путь к решению судьбы человека». Однако философия чучхе не имеет ничего общего с западным гуманизмом и либерализмом. В традиции, как мы помним, важен сам архетип человека («световой человек», Lichtmensch), а не конкретный эмпирический индивид вида Homo sapiens. Чучхейский человек это цзюнь цзы или «благородный муж» конфуцианства. Подлинный хозяин - это сам великий вождь. Его образ рисуется в соответствии с традицией. Как рассказывает проф. Ланьков, согласно одной из легенд, в 30-е годы Ким Ир Сен как-то скакал зимой на коне, увидел мерзнущего старика и, отдав ему свою шубу, поскакал дальше. Подобная легенда существует о любом великом корейском политическом деятеле начиная с 6 века. Согласно другой легенде, в 1945 году Ким Ир Сен трижды проезжает мимо своего родного дома в Мангендэ, но не заходит в него, поскольку занят важными государственными делами. Подобное мы находим в китайской мифологии: мудрый император Юй три раза проезжает мимо родного дома и не заходит в него, потому что занят борьбой с потопом. В одном из изречений Ким Ир Сена, вырубленном на скале, как одно из похвальных качеств Ким Чен Ира упоминается проявляемая им «сыновняя почтительность» - одна из высочайших добродетелей для конфуцианца. А когда в 1994 году умер Великий Вождь, страна отмечала по нему траур в течение трех лет, как и положено в конфуцианстве.
Конечно, есть в чучхе и демагогические утверждения о «роли народных масс», не играющие практической роли. Практическое значение имеет лишь то, что мудрый правитель властвует над страной, опираясь во всем на собственные силы, отсюда чучхе принимает форму государственного национализма, проявляющегося в нескольких аспектах.
Во-первых, это в своем видении истории. Северокорейские историки утверждают, что в Корее раньше других стран Дальнего Востока образовалось государство. По их мнению, легендарный родоначальник корейцев и основатель корейского государства Тангун, которого они считают реальным историческим лицом, жил несколько столетий до мифического китайского императора Яо и за пару тысячелетий до первого японского императора Дзимму. Более того, они превозносят свою нацию за «чистоту крови», что совсем не характерно для марксистов-ленинцев: «…корейская нация была чиста по крови да и смогла стать единой нацией значительно раньше, чем другие нации мира». Кроме того, жители КНДР убеждены, что страну от японской оккупации освободил именно Ким Ир Сен, а не советские войска, как было на самом деле. А затем тот же Ким Ир Сен (без поддержки СССР и Китая) разгромил американцев и их союзников в Великой Отечественной освободительной войне, как именуется Корейская война 1950-53 гг.
Во-вторых, в экономической сфере это автаркия, что вполне логично, ибо страна, зависящая от международных экономических связей, легко может подвергнуться давлению извне. Однако на практике автаркия может быть безболезненна лишь для великой державы, чьи недра богаты полезными ископаемыми, а для КНДР с ее скудными ресурсами подобная политика привела к значительным трудностям.
Итак, проанализировав причину возникновения и составные элементы идеологии КНДР, мы можем вспомнить, что подобное происходило и у нас, когда в 20 - 30-е годы на место идеи «мировой революции» пришло строительство социализма в одной, отдельно взятой стране, вместо осуществления «снов Веры Павловны» и марксистских утопий поднялась могущественная держава, воплотившая архетипы российской государственности, а партия, некогда выступавшая за «поражение собственной страны в империалистической войне», сама превратилась в воинствующий орден меченосцев. Все это, вызвавшее разочарование у леваков, было полностью одобрено и поддержано национал-большевиками. Подобный процесс национал-большевистской трансформации в КНДР продвинулся еще дальше. Некогда великий русский мыслитель и ярый ненавистник серопиджачного либерализма Константин Леонтьев писал о желательности синтеза социализма и монархии, ныне его мечты сбылись на корейской почве. Марксизм благополучно испарился даже в виде бутафорской внешней оболочки, оставив в осадке именно то, что требуется: тоталитарную державность, благодаря чему ныне Северная Корея представляет модель, полностью и антагонистически отрицающую западную либеральную демократию. Этим и объясняется огромная притягательность северокорейской модели для многих людей, которые чувствуют себя неуютно в сладком капиталистическом раю, и это несмотря на весь поток негативной информации об этой стране. Когда в 2000 году в нашем городе проходила выставка КНДР, то я с удивлением для себя обнаружил немало благожелательных отзывов в книге для посетителей. Причем эта притягательность не оставляет равнодушной людей, казалось бы крайне далеких от реалии страны чучхе. Восхищенные отзывы о Северной Корее мне приходилось читать даже на мусульманских сайтах, хотя, казалось бы, чего общего у мусульман с людьми, которые поклоняются статуям вождей и питаются собачатиной (и то, и другое харам - строго запретно в Исламе). Однако, некая метаидеология, некий общий дух объединяет людей поверх внешних различий.
Андрей Игнатьев

07 августа 2014 Туристы постарше, представляющие себе путешествие в Северную Корею как путешествие в наше недавнее, по историческим меркам, социалистическое прошлое, заблуждаются...

Государства с общественно-политическим строем, подобным созданному в северной части Корейского полуострова, на территории бывшего СССР никогда не было. Как нет, и никогда не было, ничего подобного в других странах.

Неправильно считать, что господствующая идеология в Северной Корее - коммунистическая. В конституции страны и в программных документах правящей Трудовой партии Кореи (ТПК) ни коммунизм, ни социализм даже не упоминаются. Официальное название страны – Корейская Народно-Демократическая Республика. В качестве официальной идеологии принята «теория чучхе» - уходящее корнями в древнюю философию учение о самодостаточности и опоре только на собственные силы.

Чучхе

Основной принцип учения чучхе можно изложить формулой «человек решает всё и хозяин всего». Далее из этого принципа вытекает необходимость быть самостоятельным, и поскольку Корея - страна самостоятельных людей, ей никто не нужен. Принципом «опоры на собственные силы» оправдывается практически полная закрытость страны от внешнего мира. Характерный пример – в КНДР с 1997 года официально принято «летоисчисление чучхе». Новый северокорейский календарь начинается с 1912 года – даты рождения первого президента страны Ким Ир Сена. Ему же приписывается и создание самой теории чучхе.

На самом деле теория чучхе – всего лишь идеологический антураж, политическое прикрытие. Оно позволяет правящей ТПК во главе с несменяемой уже более шестидесяти лет династией Кимов полностью подчинить себе население Северной Кореи.

В этом и состоит главная особенность общественного строя Северной Кореи – полное отсутствие каких-либо гражданских свобод, даже формальных, и стопроцентный приоритет коллектива перед отдельной личностью. Теория чучхе полностью исключает личную материальную заинтересованность в труде. И при этом от северокорейца не услышишь малейшего намёка на несогласие с порядками в стране, даже в том случае, когда он – беженец и покинул КНДР, спасаясь от голода.

Культ

Поклонение вождям – Ким Ир Сену и его сыну Ким Чен Иру, ставшего после смерти отца в 1994 году во главе страны и руководившему ею до собственной смерти в 2011 году, приобрело в КНДР фантастический масштаб. Это самый настоящий религиозный культ, которого не знала даже христианская Европа во времена Средневековья. Портреты «двух вождей» висят не только в каждом доме, но и в каждом вагоне пхеньянского метро. Порой их можно встретить в самых неожиданных местах, например, рядом с крестьянским полем. Установленным по всей стране памятникам вождям надлежит кланяться, исключений для иностранцев не делается.

В каждом детском саду Северной Кореи устроена отдельная комната, в центре её — большой макет родной деревни Ким Ир Сена Мангёндэ, на стенах обязательно- картинки из детства вождя, его сына и официальный портрет Ким Ир Сена.

Дошколята и воспитатели перед началом занятий должны трижды поклониться портрету и при этом нараспев повторять: «Спасибо, Маршал-Отец!».

Многолетнее тотальное и беспрекословное следование идеям чучхе не привели Северную Корею к экономическому процветанию. Изоляция от внешнего мира и как следствие – огромное технологическое отставание, чудовищные военные расходы (с 2005 года КНДР обладает ядерным оружием), неэффективный принудительный труд – эти и множество других проявлений тоталитарного режима привели страну на порог экономического коллапса. Одно из самых страшных последствий «следования по пути чучхе» - острый недостаток продовольствия в КНДР.

Никаких статистических данных в КНДР об уровне жизни населения не публикуется. Однако в 2000 году северокорейские власти официально признали, что в период с 1995 по 1999 годы в стране умерло от голода «большое число людей». Европейские эксперты считают, что КНДР от голода в эти годы погибло до трёх миллионов человек. Сейчас ситуация несколько стабилизировалась, не в последнюю очередь за счёт международной гуманитарной помощи. Но по некоторым сведениям, факты массового голодания всё ещё имеют место, особенно среди населения отдалённых сельских районов страны.

Алексей Петрович Цветков Я хоть и не коммунист и не социалист, но все же, будучи подростком, воспитывался изначально на левых взглядах и придерживался их до поры, до времени. Это было до тех пор, пока жизнь не заставила меня их немного подкорректировать. Украинские события в конце 2013-начала 2014 гг. внесли свою лепту и в мое мировоззрение."Частичку Народной Кореи
Мы в сердце желаем нести.
Идём мы свободным простором
К победе, к науке, к реке!
И правду поём свою хором.
И каждый — немного чучхе!"

Но я никогда не выскажусь плохо о людях с левыми взглядами, коих в нашей стране немало, поскольку я с уважением отношусь к их мнению. Это нормально, когда твой собеседник находится в другом идеологическом лагере, потому что в этом случае неизбежно возникнет необходимость компромисса, но главное, чтобы за вами не стояли американцы. Антиамериканизм сегодня — это главное условие, при котором можно найти компромисс как таковой. Одним из примеров правых европейских антиамериканистов я назову Франка Реннике, известного немецкого барда, который поет в своих песнях с право-консервативной позиции, при том, что он сам воспитывался на левой идеологии. Кроме того, он поддерживает выход Германии из блока НАТО (исполняя песню про бундесвер, он выкрикивает фразу: "Raus aus dem NATO!")

Поэтому, чтобы не возникало идеологической вражды между правыми и левыми, я посвящаю данный материал. Для начала обратимся к одной из форм летоисчисления.
Календарь чучхе — летоисчисление в КНДР. Используется с 8 июля 1997 года, наряду с летоисчислением от Рождества Христова. За точку отсчёта в календаре чучхе берется год рождения Ким Ир Сена (1912), принимающийся за первый год. Нулевого года в календаре чучхе нет. При написании дат в КНДР используются оба летоисчисления совместно, а именно в такой форме: «21 марта 104 года Чучхе (2015)». У такой формы записи есть плюс в том, что она позволяет выявлять ошибки в датах по разнице между годами, которая всегда должна быть равна 1911.
Т.е в Северной Корее существуют 2 формы летоисчисления: общепринятая и своя собственная.
А что же такое чучхе?

Дословный перевод термина означает "хозяин тела". В словарях встречается перевод "основная часть", "самобытность". Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира.
Каждый турист, который приезжает в Пхеньян, неизменно останавливается у памятника идей чучхе. У подножия расположена 30-метровая бронзовая скульптурная группа из трёх фигур, представляющих крестьянина (серп), рабочего (молот) и трудового интеллигента (кисть). Три этих символа и отражены на знамени Трудовой Партии Кореи.

Художники составили проект эмблемы, на котором молот, серп и кисть соединялись концами ручек в виде развернутого веера. По сообщению посольства КНДР, Ким Ир Сен принимал личное участие в создании эмблемы: предложил скрестить ручки инструментов и установил их очерёдность.

Впервые термин упоминается еще во времена Средневековья в значении "вещь с точки зрения субъекта". Как официальная идеология, чучхе считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли. Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» (кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여), произнесенной 28 декабря 1955 года. По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в селе Калунь (Китай), однако в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма».
По Конституции КНДР является суверенныи социалистическим государством, которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе», что означает решение всех вопросов внутренней жизни с позиций опоры на собственные силы. Если объяснить по-простому, то чучхе в простонародии означает "мы сами с усами". Многие политологи считают чучхе разновидностью национал-коммунизма. На мой взгляд, это небольшое преувеличение. Как полагают историки, основной причиной разработки чучхе было стремление Ким Ир Сена подчеркнуть самостоятельность КНДР от влияния сталинизма и маоизма, а также дать идеологическое обоснование своей личной власти и власти преемников. Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого — человек, и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс», что является противовесом "импортному марксизму". Идеология Северной Кореи похожа больше не столько на национал-коммунизм, сколько на социал-традиционализм, учитывая, что в Конституции государство провозглашено социалистическим, а в самой стране хорошо развито сельское хозяйство. Ну и не будем забывать, что КНДР — член Ядерного Клуба, что закреплено и в первой статье Основного Закона КНДР, провозглашающей ядерный статус страны.

Одним словом, идеи чучхе — это идеи, гласящие, что народные массы являются хозяевами революции и строительства нового общества, что у них есть силы для продвижения вперед революции и строительства; другими словами, ты сам хозяин своей судьбы и у тебя есть и сила для решения своей судьбы. Идеи чучхе, можно сказать, это философская идеология, в центре внимания которой стоит человек, это революционное учение и политическая философия, основанные на философии чучхе. Отражая стремление эпохи самостоятельности, когда народные массы стали хозяевами своей судьбы, и требования практики корейской революции, философия чучхе выдвинула место и роль человека в мире как главный вопрос философии и осветила философский принцип, что человек — хозяин всего и он решает все, на основе философского разъяснения о человеке, что человек — общественное существо, обладающее самостоятельностью, способностью к творчеству и сознательностью. Она еще установила философское мировоззрение, гласящее, что мир представляет собой объект, над которым властвует человек и который преобразует он, что надо относиться к миру, исходя из интересов и деятельности человека. Идеи чучхе освещают общественно-исторический принцип, что народные массы представляют собой субъект истории, что общественно-историческое движение — это самостоятельное и творческое движение народных масс, что решающую роль в революционной борьбе играет самостоятельное сознание народных масс. Идеи чучхе заново установили философский принцип и общественно-исторический принцип, и на той основе определили основной принцип и руководящий принцип революции и строительства придерживаться самостоятельной позиции, решить все вопросы в соответствии с конкретными условиями, опираясь на творческие силы народных масс, отдавать приоритет идеологии.

Итак, философский принцип идей чучхе, их положения об общественно-историческом развитии и их руководящие принципы представляют собой три их составных части. Самобытность идей чучхе выражается не только в философских идеях, но и в теории о революции и в методе руководства. Чучхейская теория о революции ставит в центре внимания трудящиеся народные массы, и она представляет собой стратегию и тактику, основанные на роли трудящихся народных масс. В ней всесторонне обобщена теория о национальном, классовом освобождении и перевоспитании человека, о преобразовании природы, общества и человека. Идеи чучхе выдвигают вопросы метода руководств в революционной борьбе, как один из главных вопросов дли ее победы, и всесторонне разъяснили все вопросы, встающие в руководстве революцией и стоительством, начиная от руководящего принципа революции и кончая способом ведения политики, методом и стилем работы. Идеи чучхе основаны в отражении требования действительности корейской революции. Они обогащены ее практикой и опытом. Правильно освещая путь к решению судьбы человека, народных масс, эти идеи стали руководящей идеологией правящей партии этой страны ТПК и правительства, и жизненной артерией корейской революции.

В настоящее время в КНДР марксизм по отношению к чучхе считается чем-то вроде устаревшей ступени, примерно также марксисты смотрели на социал-утопистов Фурье и Оуэна. Или даже больше: чучхе объявляется полностью самобытной философией. Как пишет сам Ким Чен Ир: «Философия чучхе - это самобытная философия, это комплекс развернутых и систематизированных собственных, свойственных только ей, положений. Ее исторический вклад в развитие философской мысли заключается не в развитии ею марксистского диалектического материализма, а в утверждении новых философских принципов». После смерти Ким Ир Сена в 1994 году чучхе все больше стал принимать черты религиозно-мистического учения. Так, Ким Ир Сен объявлен «вечным президентом», который как бы продолжает незримо управлять страной. Судите сами: первый глава КНДР находился у руля власти 46 лет (1948-1994).

Ким Ир Сен (1912-1994)

Идеи чучхе претворены в жизнь корейской действительности. Благодаря идеям чучхе, КНДР смогла идти по верной колее в деле осуществления самостоятельности. народных масс и добилась блестящих побед в борьбе за независимость, самостоятельность и социализм, преодолевая тяжелые испытания и трудности, восхищая весь мир. Под знаменем идей чучхе корейский народ покончил с военной оккупацией Японии, продлившейся более чем 40 лет, за короткое время установил социалистический строй, при котором народные массы заняли место хозяина и достойно играют свою роль. На земле, где раньше царили эксплуатация и неравенство, отсталость и нищета, воздвигли социалистическую державу, независимую в политике, самостоятельную в экономике и самозащитную в обороне страны. Немыслимы идеи чучхе в отрыве от имени Президента Ким Ир Сена и немыслима социалистическая Корея в отрыве от идей чучхе. Благодаря титаническим усилиям преданного Президенту преемника руководителя Кореи Ким Чен Ира (а ныне — Ким Чен Ына) идеи чучхе блестяще наследуются, развиваются, и проявляемся непобедимая жизненная сила. Лидер Кореи систематизировал революционные идеи Президента — идеи чучхе стройной системой — идеологии, теории, метода чучхе, еще более развивает и o6огащает их. Его идеи сонгун и его главный метод ведения политики — политика сонгун, ныне ставшие руководящей идеологией социалистической Кореи, тоже базируются на идеях чучхе.

Конечно, есть в чучхе и демагогические утверждения о «роли народных масс», не играющие практической роли. Практическое значение имеет лишь то, что мудрый правитель властвует над страной, опираясь во всем на собственные силы, отсюда чучхе принимает форму государственного национализма, проявляющегося в нескольких аспектах.

Во-первых, это свое видение истории. Северокорейские историки утверждают, что в Корее раньше других стран Дальнего Востока образовалось государство. По их мнению, легендарный родоначальник корейцев и основатель корейского государства Тангун, которого они считают реальным историческим лицом, жил несколько столетий до мифического китайского императора Яо и за пару тысячелетий до первого японского императора Дзимму. Более того, они превозносят свою нацию за «чистоту крови», что совсем не характерно для марксистов-ленинцев: «…корейская нация была чиста по крови да и смогла стать единой нацией значительно раньше, чем другие нации мира». Кроме того, жители КНДР убеждены, что страну от японской оккупации освободил именно Ким Ир Сен, а не советские войска, как было на самом деле. А затем тот же Ким Ир Сен (без поддержки СССР и Китая) разгромил американцев и их союзников в Отечественной освободительной войне, как именуется Корейская война 1950-53 гг.

Однако я бы не стал отрицать и роль СССР в событиях тех времен на Корейском полуострове. Скорее она носила вспомогательный (не первостепенный) характер, потому что северяне запросили поддержку тогда, когда их положение начало ухудшаться; в остальном они полагались на себя. Да и сталинское руководство не горело особым желанием ввязываться в очередной конфликт, в отличие от американцев. История распорядилась так, что Советскому Союзу пришлось всадить американцам в той войне как следует, вопреки собственному нежеланию. Результат мы прекрасно знаем. Вообще, в КНДР и по сей день благодарны не только своим, но и нашим ветеранам войны на Дальнем Востоке.


Президент РФ В.В. Путин возлагает цветы к Монументу Советской Армии-Освободительнице. Пхеньян, 20.07.2000

Монумент Советской Армии-Освободительнице в Пхеньяне на почтовой марке, посвященный 40-летию знакового события

Во-вторых, в экономической сфере это автаркия, что вполне логично, ибо страна, зависящая от международных экономических связей, легко может подвергнуться давлению извне. Однако на практике автаркия может быть безболезненна лишь для великой державы, чьи недра богаты полезными ископаемыми, а для КНДР с ее скудными ресурсами подобная политика привела к значительным трудностям.

В-третьих, курс на всемерное укрепление вооруженных сил, концепция «неприступной крепости». Из 25,5 млн. населения КНДР более 1,2 млн. служит в армии. Срок службы в сухопутных силах для призывников - 12 лет, и уклонистов здесь не бывает, как нет и «солдатских матерей». Северная Корея собственными силами производит танки, по характеристикам приближающимся к российским Т-90. В настоящее время в распоряжении Ким Чен Ына до 8 компактных плутониевых зарядов, которые могут быть установлены на ракеты «Нодон» дальностью более 1 тыс. км. Кроме них в арсенале имеются ракеты "Тэпходон-1" и "Тэпходон-2" Мусудан (4000-6000 км), а также "Ынха-2" и "Ынха-3" (8000-10000 км).

По подсчетам американских экспертов, возможная война с КНДР будет стоить до 100 тыс. жизней американских и южнокорейских солдат (в первой войне погибло 60 тыс. американцев, что сравнимо с потерями во Вьетнаме), не говоря уже о потерях со стороны мирного населения.

Это лишний раз доказывает, что американцы — вояки никудышные; их учат только наступать (и то, из рук вон плохо, и при этом используя только компьютерный тренажер), а обороняться они совершенно не способны; кроме всего, большинство их военных разработок — брошенные на ветер деньги, а сами "изобретения" выпускаются совершенно поганого качества (зато — понтовые!). Не будь иначе, Северную Корею давно бы постигла судьба Югославии и Ирака. Для противников КНДР ситуация осложняется тем, что эта страна монолитна в этническом и идеологическом плане (диссидентов, как замечает проф. Ланьков, здесь нет даже на кухнях), в отличие от того же Ирака, на протяжении новейшего периода истории раздираемого межобщинными противоречиями.


Кто знает, если вдруг КНДР в ходе войны удастся попасть ракетой в Йеллоустоунскую кальдеру ("баркашовский сценарий") чего также нельзя исключать, то от США просто-напросто полетят ошметки и американское "государство" окончательно прекратит свое существование. Вот вам и "Endlösung der US-Frage und globalen Versklavung" ("окончательного решения Американского вопроса и проекта глобального порабощения")!


МБР "Ынха-3"


В-четвертых, это культурный антиглобализм, полное неприятие западного масскульта. Пхеньян - это, пожалуй, единственная столица на свете, где нет ни одного «Макдональдса»


Итак, проанализировав причину возникновения и составные элементы идеологии КНДР, мы можем вспомнить, что подобное происходило и у нас, когда в 20 - 30-е годы на место идеи «мировой революции» пришло строительство социализма в одной, отдельно взятой стране, вместо осуществления «снов Веры Павловны» и марксистских утопий поднялась могущественная держава, воплотившая архетипы российской государственности, а партия, некогда выступавшая за «поражение собственной страны в империалистической войне», сама превратилась в воинствующий орден меченосцев. Все это, вызвавшее разочарование у леваков, было полностью одобрено и поддержано национал-большевиками. Подобный процесс национал-большевистской трансформации в КНДР продвинулся еще дальше. Некогда великий русский мыслитель и ярый ненавистник серопиджачного либерализма Константин Леонтьев писал о желательности синтеза социализма и монархии, ныне его мечты сбылись на корейской почве. Марксизм благополучно испарился даже в виде бутафорской внешней оболочки, оставив в осадке именно то, что требуется: тоталитарную державность, благодаря чему ныне Северная Корея представляет модель, полностью и антагонистически отрицающую западную либеральную демократию. Этим и объясняется огромная притягательность северокорейской модели для многих людей, которые чувствуют себя неуютно в сладком капиталистическом раю, и это несмотря на весь поток негативной информации об этой стране. Когда в 2000 году в нашем городе проходила выставка КНДР, то я с удивлением для себя обнаружил немало благожелательных отзывов в книге для посетителей. Причем эта притягательность не оставляет равнодушной людей, казалось бы крайне далеких от реалии страны чучхе. Восхищенные отзывы о Северной Корее мне приходилось читать даже на мусульманских сайтах, хотя, казалось бы, чего общего у мусульман с людьми, которые поклоняются статуям вождей и питаются собачатиной (и то, и другое харам - строго запретно в Исламе). Однако, некая метаидеология, некий общий дух объединяет людей поверх внешних различий.

Идеи сонгун, одним словом, представляют собой идеи отдачи приоритета военному делу в борьбе народных масс за самостоятельность, линию, стратегию и тактику, требующие выдвину на место главных сил революции не рабочий класс, а армию. В 1990-е годы в мировой арене шла ожесточенная борьба между сторонниками самостоятельности и закабаления, между социализмом и капитализмом, что сконцентрировано выражено в Корее. В то самое время Председатель ГКО КНДР Ким Чен Ир принял на себя руководство партией и государством. Он глубоко убедился в том, что именно оружие решает судьбу страны и народа, перспективу социализма, что можно преодолевать серьезные испытания и победоносно продолжать дело Президента, только опираясь на армию, и встал на дальний путь сонгунского руководства революцией. В суровой практике борьбы с тяжелейшими испытаниями, впереди которой стала армия, родилась философия оружия: оружие — это революция и победа социализма, армия это партия, государство и народ, а также обоснованы революционные положения — дело самостоятельности народных масс завершаемы благодаря стержневой и ведущей роли армии, оформлены идеи сонгун как единые революционные идеи, завершена политика сонгун стройным методом социалистической политики. Идеи и политика сонгун рассматривают армию движущими силами революции и опорой страны, определяют идеи и дух революционной армии основными движущими силами революции настоящего времени, и тем самым четко освещают путь к последовательной защите и осуществлению самостоятельности народных масс путём укрепления субъекта революции и радикального повышения его роли по требованию идей чучхе. Благодаря идеям и политике сонгун КНДР, находившаяся в конце прошедшего века в наихудшем положении, не только отстояла социализм, но и открыла светлый путь к построению могучей процветающей социалистической державы. В современном мире, когда империализм стал ультрареакционным и крайне милитаризованным,.для корейского народа самое большое счастье — иметь великие революционные идеи и мощные методы политики, как идеи и политика сонгун, надежно гарантирующие дело социализма и победу дела самостоятельности человечества.

Слово "сонгун" значит — монолитно укреплять собственные силы революции, надежно защищать Родину и усиленно продвигать вперед социалистическое строительство в целом, считая военное дело самым важным в государственной деятельности и делая Народную Армию главным отрядом революции.

Сонгун возвышает Корейскую народную армию в КНДР как организацию с государственными функциями, которая имеет главные позиции в правительстве КНДР и в обществе. Это правительственная структура, которая определяет вооружённые силы КНДР как «Великое хранилище мощи». Северокорейское правительство ставит Корейскую народную армию на высокие позиции в экономике и ресурсораспределении, а также делая её [армию] предметом для подражания всему обществу. Сонгун стал политической концепцией после возвышения его в 1994 году, которая подчёркивала, что народные войска выше любых других аспектов государства и общества.
Итак, какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Основные постулаты:
— Субъектом общественного движения выступают народные массы.

— Нация, обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.

— В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли, главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения.

— Народ каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран.

— Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость.

— Революция — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности.

— Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.

— Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю.

Общефилософские взгляды:
— Человек — властелин мира и хозяин своей судьбы;

— Сознание — высшая функция человеческого мозга;

— Природа — объект труда человека и материальный источник человеческой жизни;

— Человек, заразившийся низкопоклонством, перестаёт адекватно воспринимать реальность.

Чучхе и его восприятие в мире

Идеи чучхе получили международное признание. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах. Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов. В Пхеньяне проводятся ежегодные Всемирные конгрессы Чучхе.
Во Франции Чучхе Партия Франции (PJF) опирается на идеологию чучхе.
В России изучением, развитием и распространением идей чучхе занимается Союз Сторонников идей Чучхе.
В Японии действует Международный Институт изучения идей Чучхе, филиалами которого являются общества по изучению в разных странах мира. На сайте института имеются ссылки на несколько десятков обществ-членов на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды.

"Самостоятельность не противоречит интернационализму. Наоборот, она служит основой для его укрепления. Отрыв от революции в собственной стране делает немыслимой мировую революцию, подобно этому невозможен интернационализм вне проявления самостоятельности. Интернациональная сплоченность должна опираться на добровольность и равенство. Интернациональная сплоченность только на основе самостоятельности приобретает характер добровольности и равноправия, становится подлинной и прочной. Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения.
Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им".

Ким Чен Ир. "Об идеях чучхе"


Использованы материалы сайтов www.rossia3.ru, www.idea.juche.ru и Википедии

В свете событий 2017 года, после серьезного обострения отношений между Северной Кореей и , все больше людей стали интересоваться тем, что значит загадочное слово чучхе.

Вообще 20 века, когда и зародилось учение чучхе, поражает глобальными изменениями всех мировых устоев. Вряд ли выдающиеся умы 19 столетия могли предположить, что ждет мир в век научно-технического прогресса.

Чучхе – это государственная коммунистическая идеология (КНДР), разработанная Ким Ир Сеном, который руководил страной без малого полвека: с 1948 по 1994 год.

Историки считают, что Ким Ир Сену понадобилось изобретать чучхе для того, чтобы подчеркнуть самостоятельность и независимость своих взглядов от «импортного марксизма». Ведь к тому времени человечество уже знало коммунистическую систему (сталинизм) и Мао Цзэдуна (маоизм).

Но Ким Ир Сен решил «оприходовать» мировоззренческую систему Карла Маркса под себя. Чучхе обосновывает не только многие нормы жизни северокорейцев, но и саму законность единоличной власти Ким Ир Сена, а также его преемников.

Значение слова Чучхе

Интересен факт, что само слово «чучхе» обозначает «хозяин природы», то есть всего, что существует. Дословно чучхе переводится так: «Чу» — «хозяин», а «чхе» - «тело, природа». Хотя корейско-русские словари переводят чучхе, как «основная часть».

Рассматривает идею чучхе, как естественное развитие идей марксизма-ленинизма.

Идеи чучхе

Суть чучхе северокорейцы понимают, как «опору на собственные силы». Причем не только во всех сферах государства, но и отдельно взятого человека в частности.

Интересно, что официальный статус на законодательном уровне идея чучхе получила только в 1970 году, став главным учением Трудовой партии Кореи.

По-другому идеи чучхе называют кимирсенизмом (или кимизмом), по имени своего основателя.

Жители Северной Кореи уверены в том, что это совершенно новая и уникальная система революционных взглядов на жизнь, считающая основной своей догмой – опору исключительно на собственные силы.

Никаких письменных основополагающих текстов, объясняющих чучхе нет. Сторонники этой мировоззренческой системы воспринимают ее как совокупность трудов Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира.

Надо сказать, что идеи чучхе получили широкое распространение в мире. В 26 странах созданы комитеты по этому учению, а тысячи кружков занимаются его изучением и распространением. Около 200 университетов мира проводят лекции по чучхе.

Справедливости ради нужно сказать, что многие утверждения этого учения вполне естественные и понятны любому человеку. Кто же будет выступать против благоустройства природы вообще и жизни каждого человека в частности?

Для полноты понимания приведем цитату из трудов Ким Чен Ира об этих идеях:

«Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им».

«… Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения».

Но крайности, как хорошо известно по урокам истории, способны превратить самые благие намерения и взгляды в нечто обратное: разрушительное и уничтожающее.

Кстати, любителям надо знать, что слово «чучхе» часто используют в качестве объяснения чего-то темного и непонятного, извращенного и неприемлемого для большинства.

Монумент чучхе

В 1982 году, в честь семидесятой годовщины со дня рождения Ким Ир Сена, в Пхеньяне был построен памятник. Официально он называется «Монумент идей Чучхе».

Это гранитный обелиск высотой 170 метров. У его основания расположено три фигуры, изображающие крестьянина, рабочего и трудового интеллигента.


Монумент идей Чучхе

Ну что же, теперь вы знаете о взглядах, которыми на сегодняшний день руководствуется, пожалуй, одна из самых замкнутых и изолированных от мира стран – КНДР.