Где в Беларуси готовят авиаперсонал и в чем романтика профессии: репортаж к Дню работников гражданской авиации. Обучение пилотов Этапы обучения на пилота

Согласитесь, совсем не часто, отправившись за покупками в один из торговых центров города, обнаруживаешь на стоянке рядом с собственным автомобилем… вертолет. Самый настоящий, четырехместный, известной американской фирмы Robinson. Этот красавец сдается в аренду: за миллион с хвостиком можно целый час любоваться красотами белорусской природы с высоты птичьего полета. Однако, если эта махина всегда была объектом ваших грез, а 600 тысяч долларов не сильно ударят по вашему кошельку – ее можно даже купить!

Что потом, спросите вы? Нанимать личного пилота, или же видавший штурвал только в кино простой смертный может научиться управлять этим агрегатом абсолютно самостоятельно, как богачи в западных фильмах? Корреспондент «ЭН» выяснил, что ничего невозможного нет. Необходимы лишь три вещи: желание, деньги и здоровье.

УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ

Чтобы помочь людям, мечтающим о небе, причем как в Беларуси, так и за ее пределами, полтора года назад было создано Республиканское общественное объединение любителей авиации, владельцев воздушных судов и пилотов (РООЛАВВС). Создано в дополнение к Белорусской федерации сверхлегкой авиации, деятельность которой распространяется на летательные аппараты весом до 750 кг. РООЛАВВС же имеет право объединить под своим крылом интересы людей, эксплуатирующих летательные аппараты до 5.700 кг. А они – самые распространенные в мире: как правило, это любительские частные самолеты, вертолеты. Причем работает организация под патронажем и при активном участии Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

Новичку, как здесь говорят, помогут обрести «законные крылья», то есть – удостоверение пилота-любителя международного образца. Но одного желания и денег для полета в небо, конечно же, недостаточно. Для прохождения врачебно-летной экспертной комиссии необходимо соответствовать второму классу требований к здоровью пилота (первый класс – для пилотов гражданской авиации, перевозящих пассажиров, третий – для парашютистов, диспетчеров, технического персонала). Все эти требования изложены в авиационных правилах и приблизительно соответствуют требованиям к управлению автомобилем, разве что чуть-чуть жестче. Например, очень важно хорошее зрение. Если оно у вас -0,5 и ниже – вы негодны. Оно и понятно: поднимаясь в воздух, подвергаешь определенному риску не только себя, но и многих людей на земле.

После успешного прохождения медкомиссии будущего пилота ожидают теоретические и практические занятия. Теоретическая подготовка проходит на базе учебного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала гражданской авиации (ул. Аэродромная, 4). Объем для новичков – 23-25 дней, стоимость – около 600 тысяч рублей. Для практических занятий организация располагает различными типами летательных аппаратов – самолетами типа «Икарус», «Бекас», «Сесна», мотодельтапланами, парапланами, мотопарапланами, тепловыми аэростатами – и квалифицированными инструкторами. Сколько это удовольствие стоит? Ориентировочно 120-150 долларов США за 1 час полета на самолете. Причем пилот обязан налетать не менее 40 часов (из них 10 часов – самостоятельно). Норма для пилота теплового аэростата – не менее 16 часов, пилота планера – не менее 8.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

– В настоящее время в организации состоят более 200 человек. Открыты филиалы в Витебске, Гродно, в тех районных центрах, где создана необходимая инфраструктура – Пружанах, Несвиже, – рассказывает председатель РООЛАВВС Александр ДОРОЖИНСКИЙ. – Удостоверение пилота-любителя, выданное у нас, действительно в любой точке мира с возможными поправками на местный воздушный кодекс.

– Владельцы самолетов, вертолетов, парапланов получают удостоверение единого образца?
– Да. Таковы международные правила. Хотя, наверное, было бы логично смягчить правила получения удостоверений для пилотов парапланов, парамоторов.

– Через какое время после получения удостоверения нужно его подтверждать?
– Ежегодно проводятся летная проверка и зачеты. Раз в три года – курсы повышения квалификации. Людям до 40 лет необходимо один раз в два года проходить медкомиссию, от 40 до 50 лет – один раз в год, после 50 лет – один раз в полгода.

– Если человек решил приобрести себе личный самолет, вертолет…
– Порядок приобретения оговорен в постановлении Госкомитета по авиации от 3 мая 2002 года №4, которое определяет и порядок ввоза на территорию Беларуси летательных аппаратов, в том числе для индивидуального пользования. Правила те же, что и при покупке автомобиля. Разумеется, должны быть в наличии документы, подтверждающие законность его ввоза на территорию Беларуси и законность приобретения. Лучше всего иметь на руках сертификат типа летательного аппарата, иначе возникнет ряд трудностей. Затем необходимо зарегистрировать его в Департаменте по авиации, где вам выдадут удостоверение летной годности. Кстати, в нашей организации есть техническая комиссия, которая осуществляет предварительную экспертную оценку, помогает владельцу устранить возможные несоответствия. Кроме того, во многих городах у нас есть временные аэродромы для хранения летательных аппаратов.

– Предположим, процедура регистрации успешно пройдена. Как получить разрешение на вылет?
– Во-первых, должны быть на руках удостоверение летной годности для летательного аппарата и удостоверение пилота-любителя. Во-вторых, подается заявка в соответствующий орган управления воздушным движением, который рассмотрит и выдаст разрешение на использование воздушного пространства. Получив это разрешение, пилот может выполнить полет даже за пределы Беларуси. Разница лишь в том, что для ведения радиообмена он должен знать английский язык. Есть такая пословица: один километр дороги ведет в никуда, один километр взлетно-посадочной полосы ведет в любую точку земного шара.

– А сколько по времени занимает процедура допуска к полетам?
– Как правило, заявку нужно подать до 17.00 накануне дня полета. По срочному плану заявку могут оформить и за три часа. Предпринимаются, правда, попытки ввести в Беларуси уведомительный порядок получения разрешения. Он еще проще. За 20-30 минут до вылета человек должен проинформировать о вылете. Но такой порядок предусматривает и высочайшую дисциплинированность. В небе меньше контроля, но степень ответственности больше, чем на земле.

– Разрешены ли полеты над большими городами? Например, над Минском?
– Существуют зоны, где летать запрещено. Минск относится к зоне ограничения. То есть для этого нужно получить специальное разрешение от властей.

– Сколько сегодня в Беларуси насчитывается легких и сверхлегких летательных аппаратов в частном пользовании?
– Более 100, но их число может увеличиваться каждый день.

– Какие санкции грозят нарушителям, осуществляющим полет на незарегистрированном аппарате без удостоверения пилота-любителя или без заявки на вылет?
– В связи с поправками в Административный кодекс штрафы за нарушение воздушного пространства могут достигать 1.000 базовых величин. Поэтому люди, которые могут себе позволить купить, к примеру, самолет «Сесна» за 30-40 тысяч долларов или «Икарус» за 12-15 тысяч долларов, предпочтут потратить еще пару тысяч, чтобы получить официальное удостоверение. В противном случае нарушителю может грозить штраф в размере стоимости целого самолета. Хотя нарушители еще встречаются.

– Много ли в Беларуси владельцев больших самолетов, вертолетов?
– У нас есть владельцы и четырехместных самолетов, и двухместных. Даже есть владелец гидросамолета. В принципе, процесс обретения «индивидуальных крыльев» в Беларуси идет. Пусть не такими семимильными шагами, как в России или на Западе. На сегодняшний день основной путь приобретения летательных аппаратов – покупка их за рубежом. Беларусь – не авиастроительная республика, но у нас сохранилось самодеятельное творчество. Это тоже важный элемент, который нельзя сбрасывать со счетов. В нашей стране есть самолеты-самоделки, летающие безаварийно по пять-шесть лет.

Авиационное техническое училище гражданской авиациибыло открыто в Минске в 1974 году. В нем осуществлялась подготовка технического персонала по программам средне-специального образования.

В 1991 году училище было преобразовано в Минский авиационно-технический колледж, а после распада СССР колледж был передан в систему Мини-стерства образования Республики Беларусь и получил наименование «Минский государственный авиа-ционный колледж».

В 1995 году колледж перешел в ведение Государственного комитета по авиации Республики Беларусь и был реорганизован в Минский государственный высший летно-технический колледж. С этого момента началась подготовка специалистов как со средне-специальным, так и с высшим инженерным образованием.

В 2001 году колледж был переименован в Минский государственный высший авиационный колледж.

В 2003 году в колледже открылась военная кафедра, которая в 2007 году была реорганизована в военный факультет. В том же году был организован факультет гражданской авиации, на котором стала осуществляться подготовка авиационных специалистов с высшим образованием. А для подготовки авиационных специалистов со средним специальным образованием появилось отделение среднего специального образования и отделение практического обучения.

В 2010 году был образован факультет повышения квалификации и переподготовки кадров, ставший впоследствии институтом.

1 апреля 2015 г. колледж был преобразован в учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации». С 2016 академия находится в подчинении Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

На сегодняшний день подготовка осуществляется на отделении среднего специального образования, а также факультете гражданской авиации и военном факультете. Есть возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантура. Работает Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Курсанты проходят практику на базе авиаремонтного завода № 407, Национального аэропорта «Минск» и других предприятий авиационной отрасли.

В свободное от учебы время курсанты могут посещать тренажерный зал и различные секции (волейбол, борьба вольная, борьба греко-римская, армрестлинг, настольный теннис, легкая атлетика, многоборье, гиревой спорт, борьба самбо, дзюдо, футбол). Также работает студия эстрадного вокала, студия современной пластики и хореографии, театр-студия. Ведется работа молодежных и общественных объединений.

Проходные баллы в БГАА на бюджет в 2019 году

Факультет гражданской авиации

Проходной балл
1-37 04 01 278
1-37 04 02 (приборное и электросветотехническое оборудование) 259
1-37 04 02 Техническая эксплуатация авиационного оборудования (радиоэлектронное оборудование) 283
1-44 01 05 Организация движения и обеспечение полетов на воздушном транспорте (организация воздушного движения) 314
Техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов 274

Военный факультет

Специальности (направления специальностей) Проходной балл
1-95 02 11 Техническая эксплуатация средств наземного обеспечения полетов *
1-37 04 03 (технологическая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов государственной авиации) *
1-37 04 03 Беспилотные авиационные комплексы (техническая эксплуатация беспилотных авиационных комплексов государственной авиации) *

* Информацию о проходных баллах уточняйте у официальных представителей вузов

Специальности на основе общего среднего образования ( можно поступить после 11 классов). Дневная форма обучения

Специальность Форма обучения Квалификация Срок обучения Вид экзаменов
Техническая эксплуатация воздушных судов и двигателей Бюджет, платно Техник 2 года 10 мес. 1. Бел./рус.яз (ЦТ)
2. Математика (ЦТ)
3. Аттестат
Техническая эксплуатация авиационного оборудования
(приборное и электросветотехническое оборудование)
Бюджет, платно Техник 2 года 10 мес. 1. Бел./рус.яз (ЦТ)
2. Математика (ЦТ)
3. Аттестат
Техническая эксплуатация авиационного оборудования
(радиоэлектронное оборудование)
Бюджет, платно Техник 2 года 10 мес. 1. Бел./рус.яз (ЦТ)
2. Математика (ЦТ)
3. Аттестат

Контакты

Учреждение образования «Белорусская государственная академия авиации»
Почтовый адрес: 220096, г. Минск, ул. Уборевича, 77

В детстве многие хотят стать летчиками, но детские мечты по разным причинам далеко не всегда материализуются. IT.TUT.BY узнал, насколько просто в Беларуси можно получить лицензию пилота.

Для этого мы посетили авиационный учебный центр "Даймонд" , находящийся в 15 км от Минска в г. п. Мачулищи. Персонал центра – опытные летчики, борттехники, управленцы, многие из них когда-то служили на авиабазе ВВС МО РБ в Мачулищах. Поэтому за безопасностью полетов и состоянием техники они следят строго, по-армейски.

Обучение пилотированию доступно всем. Единственное – нужно соответствовать по здоровью (требования при этом не такие строгие, как у пилотов коммерческих рейсов). Полный курс обучения длится от трех до шести месяцев (все зависит от того, как быстро у обучаемого получится вылетать нужное количество часов) и стоит 9000 евро. По их окончанию выдается международный сертификат PPL.

Летать учат на современных самолетах Diamond DA-40 NG. Самолеты закуплены напрямую с завода-изготовителя новыми в максимально возможной комплектации. В них стоит продвинутая спутниковая навигация Garmin G1000, аналогичная установлена на современных Boeing и Airbus. Вскоре в центре появятся новые самолеты - двухмоторные Diamond DA-42.

Все начинается с обычной парты, за которой для новичков проводятся лекции по управлению самолетом, технике безопасности, составляется план полетов.

Затем будущих летчиков ожидает подготовка на тренажере, который, к слову, стоит даже больше, чем самолет. Картинка и управление настолько реалистичны, что, сидя внутри, невольно ощущаешь себя в настоящем самолете. И если глаза сомневаются в том, что картинка ненастоящая, то вестибулярный аппарат живо реагирует на все изменения режима полета.

Тренажер позволяет отработать критические ситуации в воздухе, например отказ двигателя или сложные погодные условия. Тренажер позволяет "взлететь" в Мачулищах, а через пару минут "приземлиться" в Нью-Йорке, Рио или Гонолулу. После появления в парке "Даймонд" самолетов Diamond DA-42 тренажер может быть легко перестроен под них.




А после усиленной теоретической подготовки и долгих часов за тренажером – добро пожаловать в небо. Поверьте, это ни с чем не сравнимое и притягательное ощущение: потрясающие виды золотой осени с борта самолета или буйство красок закатного неба в конце ясного дня. К тому же полет – это лучшая возможность узнать собственную страну, он гораздо менее утомителен, чем поездка на машине, но в разы зрелищнее.







По словам начальника отдела сервисного обслуживания Алексея Мартыновского, самолет во многих странах уже стал таким же привычным транспортным средством, как, например, автомобиль.

Да и некоторые белорусы, открывшие для себя небо, вовсю осваивают не только белорусские, но и международные маршруты.

Кстати, самолет – это не такое уж и дорогое удовольствие. Подержанная машина обойдется от 10 000 долларов, это будет двухместный сверхлегкий самолет (до 475 кг). Если же есть сумма побольше, то от 30 000 долларов можно уже купить легкомоторную четырехместную машину. На ней можно попутешествовать и по соседним странам. Таможня обойдется в 44% стоимости самолета.

Как видим, стать пилотом в Беларуси несложно. Главное - желание и определенные финансовые возможности, а в остальном вам обязательно помогут.

Сесть за штурвал самолета в детстве мечтает почти каждый мальчишка. И не удивительно! Профессия интересная и к тому же высокооплачиваемая. Однако осуществить мечту получается далеко не у всех. Иначе почему во всей авиакомпании «Белавиа» нет ни одного пилота с брестской земли? Может, наши ребята после окончания учебы остаются в России (пилотов пассажирских самолетов в Беларуси не готовят)? Или уроженцы Брестчины не поступают в эти учебные заведения? Между тем в Беларуси проходят летную подготовку военные пилоты. И уж тут к детской мечте автоматически добавляется слово «служба». Трудно ли учиться в Военной академии, на каких летательных аппаратах постигают азы пилотажа курсанты и кому дорога в небо закрыта?

В здоровом теле...

Много ребят из Брестской области пытаются поступить на авиационный факультет Военной академии. Но из года в год это удается всего нескольким богатырям. Да-да, именно так их можно назвать. Потому что отбор на военные специальности ведется очень серьезный. И куда строже, чем на другие факультеты академии, отбирают парней для авиации.

У будущего летчика должна быть очень хорошая физическая подготовка и безупречное здоровье, - говорит выпускник академии, ныне пилот вертолета Станислав Гвоздь. - Сначала проходили медкомиссию в Бресте, потом в Минске. Это был не обычный профосмотр для поступления, а череда тестов на силу и выносливость. Мы и в барокамере сидели, чтобы проверить, как реагирует организм на изменения давления и нехватку кислорода. Нас раскручивали на специальном кресле - проверяли вестибулярный аппарат. Многие ребята, прежде чем поступать, сначала тренировались, готовили себя к этим проверкам.

Попасть на авиационный факультет могут только абсолютно здоровые ребята. Так что те, кого родители генетически наградили не самым лучшим зрением, увы, должны позабыть об обучении на летчика. В очках или линзах пилотировать «Боинг» или «МИ» никто не позволит. Много брестских ребят были «списаны» именно по состоянию здоровья.

Через тернии

Но, даже пройдя отбор из когорты «выше, быстрее, сильнее», можно остаться за бортом, если не показать хорошие знания на централизованном тестировании. Будущие пилоты должны сдавать такие «бреющие» на минимальных баллах предметы, как физика и математика.

Одним из тех, кому удалось взять высоту, стал уроженец Пружан, а сейчас пилот вертолета Аркадий Смоляк. Быть летчиком парень мечтал с детства, которое прошло рядом со 181-й боевой вертолетной базой, где до сих пор служит его мама. Путь в профессию оказался тернистым.

В выпускном классе я решил пойти по родительским стопам и поступить в Военную академию на авиационный факультет. Но мне не удалось набрать достаточное количество баллов, - рассказывает недавний выпускник авиационного факультета Военной академии. - Подался в Минский высший государственный авиационный колледж, чтобы хоть на шаг стать ближе к мечте. Однако там не обучают пилотов, а готовят инженеров, диспетчеров, радистов и др. К счастью, вскоре мечта сама повернулась ко мне лицом. Через две недели позвонили из академии. У них появилось вакантное место, и занять его предложили мне. Конечно, я не упустил такую возможность.

Вкус неба

Постигать общеобразовательные предметы, как рассказывают курсанты, не трудно. А вот физическая нагрузка намного выше, чем в других вузах, и уж будь добр, соблюдай дисциплину: подъем в шесть утра, в десять вечера - отбой. А между ними - теоретические и практические занятия, физподготовка, лекции, несколько часов на отдых. Зато к окончанию первого курса предоставляется возможность летать, причем самим.

Уже после первого курса мы совершили свой самый первый полет на планерах Л-13, - вспоминает Аркадий Смоляк. - Сначала летали несколько часов с инструкторами. Они показывали, как управлять летательным аппаратом и как действовать в особых случаях. А потом каждый курсант пилотировал сам. Все помнят свой первый полет. Конечно, было страшно, ведь понимаешь, что твоя жизнь в твоих руках. Но в то же время это незабываемое чувство - осознавать, что ты в небе. К тому же с высоты открываются потрясающие пейзажи.

Встреча на земле

В жизни курсанта академии немало традиций. К примеру, после того первого приземления пилот не имеет права сразу касаться земли. Подбегают однокурсники, достают его из кабины, подбрасывают вверх несколько раз. Потом держат свежеиспеченного пилота за ноги, а тот руками становится на землю и таким необычным способом обходит вокруг планера. Завершается сей обряд поцелуем в костыль (внешняя деталь аппарата).

У будущих пилотов самолетов традиция немного иная. Курсант выбирается из кабины, проходит по крылу самолета до самого края, затем разворачивается спиной к однокурсникам, закрывает глаза и падает к ним на руки. Те ловят своего «первопроходца», подбрасывают вверх три раза и уж потом опускают на землю. Приводят его в чувство с помощью ведра холодной воды и напоследок вручают полевые цветы.

Выйти из «штопора»

После второго курса «самолетчики» пилотируют Як-52. Как говорят сами курсанты, это еще не самая серьезная техника, а так, чтобы почувствовать вкус неба. А вот на старших курсах ребята садятся за штурвал военного самолета Л-39. Вертолетчики свои первые серьезные полеты совершают на Ми-2, а после пятого курса им доверяют управление боевыми вертолетами Ми-24 и Ми-8. И уж на военной технике ребята не просто бороздят небо, а отрабатывают военные применения: учатся пускать ракеты, сбрасывать бомбы, атаковать и вести фотострельбу по воздушным целям.

Дополнительную остроту обучению добавляет освоение опасных элементов пилотажа. Например, «самолетчики» совершают знаменитую «мертвую петлю». У пилотов «вертушки» свои «подвиги». К примеру, они сами должны ввести свой вертолет в «штопор» (вращение вокруг вертикальной поперечной и продольной оси с одновременным снижением по спирали малого радиуса), а затем вывести его из этого состояния. Кроме того, летают ребята не только в кабине, но и с парашютом. Обязателен минимум один прыжок в год. И всё это ради того, чтобы часть своей жизни провести в небе!

СВЕТЛАНА ЯЦЕНЮК

Обучение пилотов, получение лицензии пилота-любителя

Приоритетным направлением деятельности авиаклуба является подготовка пилотов-любителей, нацеленных на получение лицензии PPL (Private Pilot License). Это первый этап на пути к профессиональному пилотированию. Лицензия частного пилота PPL(A) дает право на управление одномоторным самолетом в личных целях.

Особенности обучения

Обучение полетам на самолете в нашей компании соответствует международным стандартам в области авиации.

В нашем учебном центре предполагает две формы – очную и заочную.

Наши преимущества:

    • высокое профессиональное мастерство пилотов-инструкторов
    • многолетний стаж персонала
    • безопасность и надежность техники
    • гибкий график занятий.

Мы проводим обучение на самолетах Cessna 172, Viper SD 4 и Diamond DA-40 NG:

  • Cessna 172 легкомоторный четырехместный самолет. Самая популярная модель самолета в авиации, которая давно подтвердила свою надежность. Максимальная скорость полета составляет 226 км\ч, а высота 4 000 м
  • Viper SD 4 двухместный самолет с максимальной скоростью полета 200 км/ч и высотой 4 920 м.
  • Diamond DA-40 NG четырехместный самолет с максимальной скоростью полета 285 км/ч и высотой 5 000 м.

Пилот самолета проходит обучение в соответствии установленному порядку. Минимальные требования к будущему пилоту:

  • возраст - от 17 лет;
  • состояние здоровья – ВЛЭК 2 класса. Будущие слушатели обязательно проходят врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК).

Обучение включает в себя следующие этапы:

  1. Теоретический

Теоретический курс обучения на пилота – курсанты проходят в УО «Белорусская государственная академия авиации». Программа первоначальной подготовки пилотов-любителей - (РРL) рассчитана на 158 часов учебного времени. После изучения теории осуществляется контроль и оценка знаний в соответствии с требованиями Авиационных правил выдачи свидетельств комиссией БГАА.

После благополучного прохождения курса, пилоту-курсанту выдается сертификат установленного образца. Он является допуском ко второму этапу подготовки – практической летной подготовке на самолетах на Cessna 172, Viper SD 4 и Diamond DA-40 NG

  1. Практический

Практика пилотирования осуществляется на самолетах Cessna 172, Viper SD 4, Diamond DA-40 NG и состоит из практической летной подготовки (39 ч.) и экзамена (110 мин).

Практическое обучение проводится под руководством профессиональных пилотов-инструкторов с большим налетом, опытом в авиации более 10 лет.

  1. Завершающий этап

Инструктор-экзаменатор производит летную проверку пройденного учебного курса.

  1. Получение свидетельства пилота – любителя

Удостоверение пилота-любителя, прошедшего PPL-обучение, выдается в Департаменте по авиации Минтранса РБ в присутствии высшей квалификационной комиссии.

Цена обучения складывается из длительности курса, класса техники и др. Купить курс пилота-любителя нашего учебного центра в г. Минск вы сможете приблизительно за 5500 у.е. Обучение на пилота гражданской авиации обойдется вам дороже.

Перед тем как приступить к обучению на пилота-любителя, можете пройти пробный урок пилотирования (2 часа). Инструктор кратко объяснит основы пилотирования, особенности оборудования. Затем вы попробуете себя в роли пилота и совершите свой первый полет.

Записаться на курсы можно на нашем сайте.