Дитя персефоны и аида. Персефона - богиня царства мертвых Гермес и персефона


ПЕРСЕФО НА (Περσεφόνη ); Ко ра (Κόρα , «девушка», «дева»), в греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. 912-914). В гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мёртвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие (360-413). Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых (Apollod. III 14, 4). Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в виде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с её родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё «Подземным» царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери. В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры (греч. Деметра).

Лит .: Лосев А.Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957; Rose H.J., The bride of Hades, “Classical Philology”, 1925, p. 238-243; см. также лит. при ст. Деметра .

А .Ф . Лосев

На античных вазах, монетах, мозаиках, рельефах встречаются сюжеты «похищение Персефоны», реже - «возвращение из подземного царства». В европейском искусстве к теме «похищение Персефоны» обращались П.П. Рубенс, Рембрандт, скульпторы Л. Бернини и Ф. Жирардон и др. Тема Персефоны присутствует в поэзии Дж. Мильтона, разрабатывается Гёте (драма «Прозерпина»), Шелли («Песнь Прозерпины»), А.Ч. Суинберном («Гимн Персефоне»), О. Мандельштамом и др. По трилогии А. Жида о Персефоне был поставлен балет И. Стравинского. Наиболее значительными музыкальными разработками сюжета о Персефоне являются оперы К. Монтеверди, Ж.Б. Люлли и К. Сен-Санса.

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 305-306.

ПЕРСЕФОНА

В греческой мифологии богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил её (Hes. Theog. 912 — 914). В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы.

Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мёртвых (Hymn. Hom. V 1 — 20, 414 — 433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зёрнышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне её дочь треть года будет находиться среди мёртвых, а две трети с матерью, радость которой вернёт земле изобилие (360—413). Персефона мудро правит царством мёртвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону. За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мёртвых; Ovid. Met. X 46— 57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мёртвых (Apollod. III 14, 4). Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса - Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562—570; VI 156 — 165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры. В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц — возлюбленных Аида; нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем Персефона помогает героям и не может забыть землю с её родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был ещё "Подземным" царём царства мёртвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и её матери. В римской мифологии ей соответствует Прозерпина дочь Цереры (греч. Деметра).

Любимые цвета: черный, красный. Синонимы и эпитеты: Кора - дева, Део, владычица мертвых.

Богиня Персефона, которую римляне называли Прозерпиной или Корой, более всего известна по Гомерову "Гимну к Деметре", который описывает ее похищение Гадесом. Она почиталась двояко, как дева или Кора (что означает "девица, молодая девушка"), и как царица подземного мира. Кора была изящной и прекрасной юной богиней, ассоциировавшейся с символами плодородия - гранатом, зерном, злаками, а также нарциссом, цветком, который приманил ее. Как владычица подземного царства, Персефона - зрелая богиня, правящая душами умерших, направляющая тех живых, которые посещают царство мертвых и отлично знающая, чего она для себя хочет.

Хотя Персефона не была единственной среди двенадцати олимпийцев, но она была центральной фигурой Элевсинских мистерий, которые в течение двух тысяч лет до христианства были основным религиозным таинством греков. В Элевсинских мистериях греки переживали опыт возвращения или возрождения к жизни после смерти, через ежегодное возвращение Персефоны из подземного мира.

Генеалогия и мифология

Персефона была единственной дочерью Деметры и Зевса. Греческая мифология необычно молчалива по поводу обстоятельств ее зачатия.

В начале мифа о Деметре и Персефоне (подробно рассказанном в предыдущей главе), Персефона была беззаботной девушкой, которая собирала цветы и играла со своими подругами. Но потом Гадес на своей колеснице неожиданно появился из глубин земли, насильно схватил кричащую девицу и унес ее обратно в подземный мир, чтобы та стала его невестой, даже не желая этого.

Деметра не приняла ситуацию, покинула Олимп, упорно искала, как вернуть Персефону и в результате заставила Зевса учесть ее пожелания.

Потом Зевс направил Гермеса, Посланника Богов, привести Персефону. Гермес прибыл в подземный мир и нашел там ее безутешную. Но отчаяние сменилось радостью, как только она поняла, что Гермес пришел за ней и Гадес разрешит ей уйти. Однако перед тем, как она его покинула, Гадес дал Персефоне несколько гранатовых зерен, которые она и съела. Затем она взошла вместе с Гермесом в колесницу, которая быстро принесла ее к Деметре. После того, как воссоединившиеся мать и дочь счастливо обнялись, Деметра озабоченно поинтересовалась, не ела ли дочь чего-то в подземном мире. Персефона отвечала, что ела гранатовые зернышки - потому что Гадес заставил ее "силой, без ее на то желания" съесть их (что было неправдой).

Деметра приняла эту историю и циклический сценарий, который затем последовал. Если бы Персефона ничего не съела, то была бы полностью возвращена Деметре. А раз она съела гранатовые зернышки, то в любом случае должна теперь проводить одну треть года в подземном мире с Гадесом, а две трети года в верхнем мире, с Деметрой.

Позже Персефона стала царицей подземного мира. Когда бы герои или героини греческой мифологии спускались в низшую сферу, Персефона была там, чтобы встретить их и стать спутницей. (Никто не обнаруживал ее отсутствия.

Никогда на двери не висел знак "Ушла домой к маме", хотя по мифу о Деметре и Персефоне она так делала в течение двух третей года.) В Одиссее, герой Одиссей (Улисс) совершил путешествие в подземный мир, где Персефона показала ему души легендарных и прославленных женщин. В мифе о Психее и Эроте, последним заданием Психеи было спуститься с ларцом в подземный мир к Персефоне, чтобы та дала мазь красоты, необходимую Афродите. Последний из двенадцати подвигов Геракла (Геркулеса) также привел его к Персефоне: Гераклу нужно было получить разрешение Персефоны одолжить Цербера: ужасного трехголового стража, пса, которого он подчинил и посадил на цепь.

Персефона соперничала с Афродитой за обладание Адонисом, прекрасным юношей, которого любили обе богини. Афродита поместила Адониса в корзину и отправила Персефоне, чтобы та сохранила его. Но открыв корзину, царица подземного мира сама была очарована его красотой и отказалась отдавать обратно. Теперь Персефона боролась с другим могущественным божеством за обладание Адонисом, как однажды Деметра и Гадеса из-за нее. Спор был вынесен на суд Зевсу, который решил, что Адонис будет проводить одну треть года с Персефоной, другую треть - с Афродитой, и будет предоставлен сам себе в оставшееся время.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Персефона Персефона

(Περσεφόνη, Proserpina). Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, царица преисподней, грозная повелительница над тенями умерших. С разрешения Зевса, но без ведома Деметры, она была увезена Аидом на колеснице, запряженной конями, в то время, как собирала цветы на лугу. Деметра в гневе за это запретила земле производить плоды, и Зевс должен был послать Гермеса в подземное царство за Персефоной. Аид отпустил ее, дав ей проглотить гранатовую косточку - символ брака, а потому Персефона могла оставаться с матерью лишь две трети года, а последнюю треть проводить со своим мрачным супругом. Эта связь с матерью придает Персефоне несколько более мягкий характер, чем у Аида. В этом мифе Персефона является символом растительности, которая ежегодно выходит из земли, а также - в мистериях Деметры - символом бессмертия души. У римлян она называлась Прозерпиной и считалась женой Плутона.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

Персефона

(Кора) - богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса. Супруга Аида, который похитил ее и унес в свое царство. Деметра искала дочь по всей земле, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что Персефона будет полгода проводить на Олимпе, полгода - в Аиде. Миф о Персефоне символизирует умирание природы зимой и ее воскресание весной. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) родила Сабасия. Персефоне соответствует римская Прозерпина. А также в Риме с ней отождествлялась Либера.

// Эварист ПАРНИ: Прозерпина // Генрих ГЕЙНЕ: Подземный мир // Перси Биши ШЕЛЛИ: Песнь Прозерпины // Владислав ХОДАСЕВИЧ: "Редея, леса червленеют…" // Н.А. Кун: ДЕМЕТРА И ПЕРСЕФОНА // Н.А. Кун: ПОХИЩЕНИЕ ПЕРСЕФОНЫ АИДОМ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

ПЕРСЕФОНА

в греческой мифологии дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, богиня царства мертвых.

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)


Синонимы :

Смотреть что такое "Персефона" в других словарях:

    - (греч. миф.). Греческое имя Прозерпины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРСЕФОНА в греческ. миф. дочь Зевса и Деметры, супруга Гадеса, бога подземного царства мертвых; соответств. римской… … Словарь иностранных слов русского языка

    Персефона - Персефона. Римская мраморная копия с греческого оригинала сер. 6 в. до н.э.: Кора (т.н. Кора Альбани). Вилла Альбани. Рим. ПЕРСЕФОНА (Кора), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга похитившего ее… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Персефона - Персефона. Римская мраморная копия. Персефона. Римская мраморная копия. Персефона (, “девушка”, “дева”) в мифах древних греков богиня царства мёртвых. Дочь Зевса и Деметры, жена похитившего её Аида. Мудрая правительница в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Прозерпина, Геката Словарь русских синонимов. персефона сущ., кол во синонимов: 7 астероид (579) богиня … Словарь синонимов

    - (Кора) в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Ей соответствует римская Прозерпина … Большой Энциклопедический словарь

    - (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta,Korh), у римлян Proserpina) дочь Деметры (Цереры), супруга Аида(Плутона); неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумябожествами, богиня плодородия и произрастания,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Рембрандт, «Похищение Персефоны» Персефона (др. греч … Википедия

    Персефона - ы, ж. В греческой мифологии: богиня земного плодородия, владычица подземного мира. Меж колонн, где светит Персефона, вижу в складках влажного хитона шею наклоненную твою (Вяч. Иванов). Этимология: От греческого Persephonē ‘Персефона’.… … Популярный словарь русского языка

    В греческой мифологии, богиня растительности и смерти, дочь богини плодородия Деметры. Плутон (Аид) возжелал взять Персефону в жены. Когда Зевс дал на это свое согласие, Плутон схватил ее и увлек в подземное царство. Деметра в поисках дочери… … Энциклопедия Кольера

    - (Кора), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. Ей соответствует римская Прозерпина. * * * ПЕРСЕФОНА ПЕРСЕФОНА (Кора), в греческой мифологии богиня плодородия и царства мертвых. Дочь Деметры… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Карточная игра "Имаджинариум" . Набор карт" Персефона" (52008) , . "Персефона"-это продолжение линейки Имаджинариума, заданной" Ариадной" и"Пандорой"-добрых, но несколько странных картинок. В этом издании они более философские и умиротворённые. Состав…

Персефона (др.-греч. Περσεφόνη , встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта) в древнегреческой мифологии — богиня плодородия и царства мёртвых.

В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия?), либо богине pe-re-swa (Пресва?).
Культ богини преисподней существовал в Пилосе еще в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.

Мифология

Персефона — дочь Деметры и Зевса. Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере. К ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо еще Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.
Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса). Существовало несколько локализаций места похищения. По наиболее популярной, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной[ в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.
Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чем сообщил Гермес) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.
Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.
В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.
По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию, либо Фивы, либо Кизик.
Персефона — владычица подземного царства. Обитает на краю света.Согласно Суде имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия.
Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнанно с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.

Персефона , в греческой мифологии дочь Зевса и богини Деметры. Богиня плодородия и земледелия Деметра очень любила свою единственную дочь, красавицу Персефону. Для нее она вырастила прекрасные душистые цветы на лугах Эллады, позволила стрекозам и бабочкам порхать среди них, а певчим птицам наполнять луга и рощи мелодичным пением. Юная Персефона обожала светлый мир дяди Гелиоса - бога Солнца и мамины зеленые луга, пышные деревья, яркие цветы и журчащие повсюду ручейки, на поверхности которых играли блики солнца. Ни она, ни ее мать не знали, что Зевс пообещал ее в жены своему мрачному брату Аиду - богу подземного царства.

Аллори - Похищение Персефоны

Однажды Деметра с Персефоной гуляли по зеленому лугу. Персефона резвилась с подругами, радуясь свету и теплу, упиваясь ароматами луговых цветов. Неожиданно в траве она нашла цветок неведомой красоты, издававший дурманящий запах. Это Гея по просьбе Аида вырастила его, чтобы привлечь внимание Персефоны. Как только девушка коснулась странного цветка, разверзлась земля и появилась золотая карета, запряженная четырьмя черными конями. Ею правил Аид. Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери.
Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель. Боги, которые время от времени спускались к людям с Олимпа и заботились о них, стали просить Зевса сказать Деметре правду о Персефоне. Но узнав правду, мать еще больше затосковала по дочери.
Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с просьбой отпускать время от времени жену на землю, чтобы Персефона могла видеться с матерью. Аид не посмел ослушаться Зевса. Увидев дочь, Деметра возликовала, в глазах ее заблестели слезы радости. Этой влагой наполнилась земля, нежной травой покрылись луга, и цветы распустились на недавно поникших стеблях. Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть - с мужем.
Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос.
В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.

Эпитеты и отождествления Персефоны

* Деспина.
* Кора. «Дева». Имя Персефоны.
* Лептинида. Эпитет Персефоны.
* Обримо. Эпитет Персефоны.
* Праксидика.

По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи, прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеей, сам превратился в змея, связал ее гераклейским узлом и совокупился с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога.

Персефоне соответствует римская Прозерпина. В Риме с ней также отождествлялась Либера.

Спутницы Персефоны

* Иахе (Яхе). Спутница игр Персефоны.
* Каллигенейя. Нимфа, сторожившая Персефону.
* Левкиппа. Спутница игр Персефоны.
* Фено (Файно). Спутница игр Персефоны.

Мифы называют греческую богиню Персефону дочерью Зевса и Деметры. Эта юная, жизнерадостная и цветущая богиня входила в пантеон верховных богов Греции в качестве жены властителя подземного мира – .

Богиня Персефона в греческой мифологии

Деметра, мать Персефоны, почиталась греками как богиня плодородия и земледелия. Ее любовная связь с братом Зевсом описывается весьма скудно, и, учитывая тот факт, что любвеобильностью Деметра не отличалась, можно сделать вывод, что верховный бог Олимпа просто соблазнил сестру. Однако Персефона стала любимой дочерью Деметры, духовная связь этих богинь была очень сильна.

Перед изучающими греческие мифы исследователями Персефона предстает в самых различных ипостасях. Одна из них – юная и прекрасная дочь Деметры, символ весны и цветения. Вторая – могущественная повелительница мира мертвых и ревнивая жена, способная жестоко покарать соперниц. Третий образ – сердечная и сочувствующая проводница душ умерших. По мнению многих ученых, образ богини Персефоны в греческой мифологии был заимствован у путешественников с Балкан. Однако эта богиня стала весьма популярной и встречается во многих мифах.

По одной из легенд Персефона пыталась помочь Орфею вернуть свою жену в мир живых. Она, как никто другой, могла понять его желание, ведь саму Персефону поселили в царстве Аида насильно. Орфею было поставлено одно условие – уходить из мира мертвых не оглядываясь на следующую за ним жену, но он не сумел справиться с искушением и потерял свою Эвридику навсегда.

Некоторые мифы рассказывают о любовных увлечениях бога Аида и его жены Персефоны. Своих соперниц богиня подземного мира уничтожала без жалости – нимфу Минту она превратила в мяту, нимфу Кокид – затоптала. Хотя у самой Персефоны тоже были возлюбленные – Адонис и Дионис. Причем за любовь Адониса богиня Персефона боролась с самой Афродитой. Зевс, которому надоели споры этих двух богинь, приказал Адонису 4 месяца жить с одной возлюбленной, 4 – с другой, а оставшееся время года быть предоставленным самому себе.

Миф о Персефоне и Аиде

Самый популярный миф о Персефоне рассказывает о похищении ее Аидом. Властителю мира мертвых очень нравилась прелестная дочь Деметры. В один прекрасный день, когда ничего не подозревающая Персефона гуляла по цветущему лугу со своими подругами под присмотром Гелиоса, из-под земли появилась колесница, которой правил Аид. Подземный бог схватил Персефону и унес в царство смерти.

Деметра не могла смириться с тем, что любимая дочь станет женой старого Аида, и она ее никогда не увидит. Мать просила помощи у различных богов, у самого Зевса, но никто не смог ей помочь. Из-за страданий Деметры началась великая засуха, растения перестали расти, животные и люди начали гибнуть, некому стало приносить богам богатые жертвы. Тогда Зевс испугался и попробовал исправить ситуацию. Он попросил Гермеса уговорить Аида вернуть Персефону.

Властитель царства мертвых, разумеется, вовсе не горел желанием возвращать молодую жену матери, но и пойти на столь явный с Зевсом он не мог. Поэтому Аид пошел на хитрость – угостил Персефону зернами граната. Этот фрукт в Греции считается символом супружества, поэтому Персефона с тех пор вынуждена была оставаться женой Аида.

Обнимая обретенную дочь, Деметра заплакала. Эти слезы живительной влагой упали на землю, засуха закончилась, и угроза полной гибели людей исчезла. Но когда Деметра узнала о том, что Персефона съела гранатовые зерна, она поняла, что дочь не останется с ней навсегда. Зевс повелел Персефоне 8 месяцев в году проводить с матерью, а на 4 месяца спускаться в подземное царство к мужу. Деметра смирилась с таким решением главного божества, однако отныне в знак ее скорби в Греции на 4 месяца воцарялась зима.