Влияние общества на человека. Влияние общества на развитие личности Как общество влияет на мнение

(388 слов) Никто не будет отрицать, что половину человеческой индивидуальности формирует среда, в которой тот или иной человек родился и вырос. Чётко построенное общество с уже установленными моральными и правовыми нормами оказывает огромное воздействие на характер человека, закладывая в его сознание определённые суждения и модели поведения. На протяжении многих веков человечество размышляет о том, способен ли человек, с самого раннего возраста помещённый в определённую среду, в конце концов выработать свою собственную индивидуальность.

Так в повести Н.В. Гоголя «Шинель» перед нами предстаёт самый обыкновенный «маленький человек» Акакий Акакиевич. Живя в строго-разделённом сословном обществе Российской империи, терпя унижения и пренебрежения от вышестоящих лиц, он смирился со своей участью маленького винтика в огромной машине. У него нет амбиций или великой мечты. Повышение по службе или богатство, герой не смеет даже задумываться об этом, надеясь накопит денег на новую шинель. Большую часть своей жизни герой произведения проработал мелким чиновником на рутинной службе, только для того, чтобы в финале повести умереть и исчезнуть, не оставив после себя и следа. Развивая тему «маленького человека» после Пушкина, Гоголь, испытывая определённую жалость к своему герою, показывает, его духовную нищету и ограниченность, вызванную несправедливостью общества.

Более века спустя после Гоголя американский писатель Р.Д. Брэдбери в фантастическом романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» снова поднимает вопрос человека и общества. Перед нами предстаёт общество будущего, лишённое всяких моральных норм. Ценность семьи, знаний, культуры даже самой человеческой жизни сведено к нулю. Главный герой-Гай Монтэг родился и вырос в этом обществе. Он никогда не испытывал сомнений и только плыл по течению. Устроившись на работу в специальную команду по уничтожению книг, он стал полноценным членом социума. Но однажды, встретив по-настоящему живую и непосредственную девушку Клариссу, Монтэг постепенно осознаёт бессмысленность своего существования, пустоту и бездуховность окружающего мира, понимает, что даже его жена лишь красивая, разукрашенная пустышка. Герой перерождается, обретает новые идеалы и ищет своё предназначение. В финале главный герой сбегает из города, начинается война, цивилизация гибнет, и Гай с группой единомышленников решает попытаться возродить человечество из пепла, построить новое общество, основанное на идеалах гуманизма и просвещения. В отличие от Гоголя, Брэдбери верил, что индивид может сопротивляться обществу.

Большинство писателей соглашалось с тем, что общество имеет колоссальное влияние на человека, но способен ли он пересилить его, каждый решает для себя самостоятельно. Так писатели критического реализма в большинстве своём пессимистично смотрели на взаимоотношения индивида и социума, тогда как писатели-фантасты зачастую более оптимистичны и сохраняют веру в силу человеческого духа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Личность - продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому можно предположить, что именно общество, а не при­рода, оказывает на личность максимальное влияние. Так оно и есть. Общество способно влиять на личность или подавляя, или развивая ее. Агентов влияния иначе называют агентами социали­зации. С самим процессом социализации и воспитания мы стал­кивались в курсе обществознания для 8-9-го классов, но о том, кто и как социализирует человека, еще не говорили.

Социализация представляет собой процесс усвоения культур­ных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которо­го именуют личностью. Тема социализации находится на пересе рении двух наук - психологии и социологии, и обе они внесли за­метный вклад в ее изучение.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов, от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насеко­мые рождаются уже взрослыми, т. е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выде­лить специальный период времени, в течение которого новорож­денный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян - несколько лет. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

У человека период подготовки к взрослой жизни является самымзатянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают юность и молодость. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества.

В. пределах человеческой истории на удлинение детства серьез­но влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому.

Собирательство требовало наименьшего времени обучения. Пе­реход к созданию запасов пищи и их хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от ус­пехов обучения.

Другой фактор удлинения детства - возникновение семьи. Появ­ление моногамии - устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка - вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добы­вать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница - воз­никновение института отцовства и на его основе формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, нача­лась история институтов.



Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере про­изводства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потом­ства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармлива­ние младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков - ро­дителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли удалось бы научить его логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обу­читься обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Одна­ко некоторые ученые предполагали, что, поскольку все необходи­мое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поко­лебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII в. шведский ученый К. Линней. Одичавших, не ©цивилизо­ванных людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Д. Кингсли. В 1940 г. в Индии были обнаружены две девочки - восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое име­ли нормальные биологические предпосылки к успешной социали­зации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспо­соблены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что ос­тавленный на произвол судьбы человек перестает быть челове­ком. Ему не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной ре­чью, состоящей из 30 слов. «Изолянты» так и не научились дру­жить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человече­ском обществе они прожили не более 10 лет.

Феральные люди не могут стать полноценными членами обще­ства потому, что социализация началась у них слишком поздно. Социализация - процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить про­цесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?

Кварчия Амир Рудольфович – студент кафедры Промышленного и гражданского строительства Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье раскрыто понятие личности. Освещено влияние общества на человека. Приведены аспекты жизни, которые оно регулирует.

Ключевые слова: Личность, жизнь, влияние, поведение, успех.

Появляясь на свет, младенец уже приобретает статус индивида. Так же имеет свою индивидуальность, но личностью он становится только под влиянием общества. Рассмотрим, какую же роль оно играет в развитии личности человека.

Личность явление культурной революции. Предположение, что общество оказывает большое влияние на нее, имеет место быть. Общество, в широком смысле, это отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает себя индивидов и способы взаимодействия людей. В узком смысле, общество – это объединение людей, связанных общим социальным признаком и общей деятельностью, отношения в котором регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Человек, всю свою жизнь находится в обществе. Если это младенец, то его первое общество это родители, которые его окружают, воспитывают. Для школьника, уже круг общения расширяется. Помимо родителей появляются такие группы общения как одноклассники, друзья, сверстники. И с каждым периодам жизни человека круг все больше расширяется.

Каждое общество вносит свою лепту в развитие личности.

Учитель в школе, сосед по парте, партнер по команде в футбольной секции, тренер и этот список можно продолжать до бесконечности. Каждое слово может повлиять на человека и изменить его отношение к чему либо. Так и формируется сознание, мировоззрение. Конечно, не любое мнение переворачивает представление о мире. Каждое слово осмысляется человеком и проходит ряд внутренних мысленных фильтров, подобно производству, какого либо продукта на фабрике, и в итоге пройдя множество умственных обработок, выходит сложившиеся мнение.

Происходит социализация индивида. А люди, которые влияют на человека, которых мы немного выше перечислили, называются агентами социализации.

Создатель теории психоанализа Фрейд считал, что в антропо-социогенезе - процессе возникновения и развития человека и общества - главной причиной является биологическая. По его мнению, она коренится в решающем влиянии на человека бессознательного начала, заключающегося в его психике, инстинктах, унаследованных от предков. В свою очередь, общество для защиты от нежелательных животных инстинктов пытается создавать противовесы, например, в виде норм морали, культуры.

И все же, полагал Фрейд, эти бессознательные биологические инстинкты, в первую очередь половые, играют решающую роль в поведении человека.

Формирование личности, процесс весьма сложный и многоплановый. На него влияют множество факторов.

Социальное окружение - это главный фактор, который влияет на личность, её развитие, формирование индивидуальных качеств. Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

В наше время, общество представляет собой некую культурную область, попадая в которую, индивид подвергается нападению мнений, оценок. Много людей, которые стремятся навязать свои интересы и свое отношение к чему либо. Конечно, этому нужно уметь противостоять и как уже говорилось выше, строить внутреннюю систему мыслительных «фильтров».

Таким образом, мы рассмотрели, как общество оказывает влияние на личность и на ее развитие. В свою очередь проявление личности так же не проходит бесследно для окружения человека.

Список литературы

  1. 1. Федосеенков А.В. Социальнаямаргинальность: экзистенциальный аспект: автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов на/Д., 1998. 24 с.
  2. 2. Борцов Ю.С., Веселая Т.В., Драч Г.В., Запрудский Ю.Г., Коновалов В.Н., Королев В.К., Коротец И.Д., Лубский А.В., Фомина С.И., Федосеенков А.В., Чичина Е.А., Штомпель Л.А., Штомпель О.М.Человек и общество (культурология). –Словарь-справочник / Ростов-на-Дону, 1996.
  3. Андреева И.Л «Социальная психология» М., 1994 г.
  4. В.А. Горянина «Психология общения», Академия, 2002 г.

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Человек и общество».





В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?

Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

Может ли человек существовать вне общества?

Может ли человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Несет ли общество ответственность за каждого человека?

Как общество влияет на мнение личности?

Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Что такое толерантность?

Почему важно сохранять индивидуальность?

Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Нужны ли общественные нормы поведения?

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

Человек ответственен перед обществом?

Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

Как человек может изменить историю?

Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

Можно ли нарушать общественные нормы?

Каково место человека в тоталитарном государстве?

Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»?

Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»


Что такое равноправие в обществе?

Для чего нужны общественные организации?

Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

Чего не хватает современному обществу?

Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Человек и общество".


А.П. Чехов « », « », « », « », «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Грум «Форрест Гамп»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»
В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован»
Б. Пастернак «Доктор »
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений »
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Лондон « »
В. Гюго «Отверженные»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», « »
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
Г. Гессе «Степной волк»
Р. Гальего «Белое на черном»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
Дж. Стейнбек «Гроздья гнева»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

Поскольку личность - продукт культурной, а не биологичес­кой эволюции, то можно предположить, что именно общест­во, а не природа, оказывает на личность максимальное влия­ние. Общество способно влиять на личность положительно - развивая ее, и отрицательно - подавляя.

Треть своей жизни человек обучается жить в самом слож­ном из существующих миров - в мире общественных отно-


Шений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот про­цесс получил название социализации.

Очень многое человек наследует не только от своих дале­ких животных предков, но и от своих непосредственных предков - родителей и их родителей. Человеческое сущест­во, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши живот­ных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению со­циального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли его удалось бы научить логическому мышлению и символическо­му языку. Ведь не может же этому обучиться обезьяна, несмот­ря на все старания ученых.

Социализация должна начинаться в детстве, когда при­мерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит за­поздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве за­кладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от обще­ства, в социальном плане погибают, хотя взрослые иногда со­знательно ищут одиночества и изоляции, предаваясь углуб­ленным размышлениям и созерцанию. Даже когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они духовно и социально не погибают. Напротив, пре­одолевая трудности, они развивают свою личность, познают в себе новые грани.

Уже говорилось о том, что социализацию часто мыслят как подготовку детей к жизни в мире взрослых. Чем же раз­личаются эти два мира? Столь ли существенны между ними различия? Так ли необходима специальная подготовка для перехода из одного в другой?

Дети и взрослые различаются: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их с выгодой приме­нять, отношением к опасностям и риску, соотношением рассу­дочных и эмоциональных компонентов, объемом приобретен­ных знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуа­циях, стремлением брать на себя дополнительную ответствен­ность. При желании список можно продолжить.


Но главное отличие - выполнение социальных ролей. Де­ти - единственная категория населения, не имеющая соци­альных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребенок», «мужской/женский пол», «сын-дочь», «племян­ник» и т.п., которые они еще не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категории экономически самостоятельного на­селения, у них не может быть профессиональных, экономичес­ких или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, врача, педагога, парламентария и т.д. Они не знают, что такое ответственность, социальные нор­мы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали.

Теоретические и очень приблизительные знания о соци­альных ролях не позволяют заключить, что дети овладели ими или усвоили их. В роли они играют, но не ведут себя в со­ответствии с требованиями социальной роли: у них только иг­ровое освоение социального мира. Взрослые никогда не игра­ют в роли, если не считать так называемый игровой метод обучения в бизнесе.

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент - ког­да человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он наи­более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Вторая характерная черта - взаимоотноше­ния продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Третья черта - родитель-ско-детские отношения являются самыми тесными и близки­ми из всех существующих в человеческом обществе.

Многие убеждены, что родительские чувства передаются биологически и пробуждаются с появлением первого ребенка. Действительно, у всех живых существ - от птиц до млекопи­тающих - родительская забота запрограммирована генети­чески. Однако для человеческих существ это справедливо на­половину. Родительство - прежде всего социально приобретаемое отношение. Практически только у людей де­тей намеренно подкидывают или передают на воспитание в


другую семью либо передают под опеку государства. Только человек придумал специальные учреждения для беспризор­ных детей и систему санкций, с помощью которых либо нака­зывают за нарушение, либо поощряют за соблюдение отноше­ний родительства.

Уже в глубокой древности, судя по сохранившимся ис­точникам, детей убивали, бросали на произвол судьбы, про­давали в рабство, закладывали, калечили, терроризировали и насиловали собственные родители. Подобные меры оправ­дывали самые просвещенные умы человечества. Древнегре­ческий философ Аристотель считал, что детей-калек кор­мить вовсе не обязательно, а древнеримский мыслитель Сенека предлагал топить слабых и уродливых младенцев. Древние спартанцы расправу над физически слабыми мла­денцами возвели в ранг государственной политики. Задолго до них первобытные племена освобождались от детей в пери­оды засухи, голода и недоедания. Средневековье пестрит со­общениями о побоях, издевательствах, родительском дес­потизме и равнодушии к детям. Русский «Домострой» - свод житейских правил и наставлений XVI века - проник­нут духом беспрекословного повиновения детей родителям. Согласно Уложению 1649 года, детям отказано в праве жа­ловаться на родителей. Убийство ребенка каралось годич­ным заключением в тюрьму, а убийство родителя - смерт­ной казнью.


Как это ни странно, но в большинстве стран Европы и Азии вплоть до XX века практически отсутствовало понятие ответственности родителей перед детьми. Напротив, была крайне преувеличена ответственность детей перед родите­лями. Таким образом, на протяжении почти всей истории чело­вечества наблюдалась асимметрия в отношениях между родите­лями и детьми: ответственность одних была преувеличена, а ответственность других - принижена.

Только в XX веке произошел перелом в отношениях роди­тельства. Они вернулись в естественное для природы челове­ка русло. Принцип партнерства и взаимной ответственно­сти включен в систему прав гражданина во всех цивилизованных странах. Число детей в одной семье к тому времени резко сократилось, а их ценность резко возросла. Мысль о том, что родители должны жить ради своих детей, а те, в свою очередь, ради будущих детей, вернула человечество в русло гуманистических ценностей и восстановила естест­венную цепочку социализации.

В ходе многовекового развития человеческое общество со­здало в отношениях родительства сложные системы ценнос­тей, традиций, норм и правил поведения, механизмов социаль­ного контроля (телесные наказания, отлучение от наследства, почитание старших, лишение родительских прав).

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет (их еще называют тинэйджерами). В этом возрасте происходят важные физиологические измене­ния (одно из них - наступление половой зрелости), несущие определенные психологические сдвиги: влечение к противо­положному полу, агрессивность, зачастую немотивирован­ная, склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независи­мой™ и самостоятельности.

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инновати-ке и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, называемое молодеж­ной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными не-

Гативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труд­ным возрастом», «переломным периодом». Его содержание за­ключается в изменении поведенческих характеристик: от поч­ти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному непослушанию - скрытому непо­виновению родителям. Если раньше они смотрели на мир гла­зами своих родителей, то теперь ведут как бы двойной счет: у них выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая лишь частично пересекается с пози­цией родителей, а частично - со взглядами сверстников.

В этот период заканчивается формирование фундамента лич­ности, достраиваются ее верхние - мировоззренческие - этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновре­менно наблюдается постоянный поиск нравственных ориенти­ров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружаю­щих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, ма­нер поведения, круга знакомств, т.е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофи­рованная самостоятельность находит выражение в подчеркну­той резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится.

Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в социально-экономическом положении тинэйдже­ров. Социальные статусы родителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут мо­ральную и правовую ответственность за детей и неприкосно­венность имущества, участвуют в общественной и производ­ственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защит­ники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участ­никами правоотношений. Их ролевой диапазон крайне огра­ничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребите­ли. Хотя в правовом смысле они не могут принимать жизнен­но важные решения, в психологическом плане тинэйджеры


созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и за­ключается исходное противоречие.

В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии тинэйджеров - меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Обладая меньшими возможностя­ми, тинэйджеры сталкиваются с такими глобальными миро­воззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрасте уже решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо больше ошибок, чем это дела­ют взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве, а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употребление наркотиков, алкоголизм, половая распущен­ность, насилие над личностью. Многие тинэйджеры бросают школу, в результате чего нарушается естественный процесс со­циализации. Недополучение знаний сразу же сказывается на экономическом положении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. В развитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

Ученые полагают, что сексуальная распущенность, зло­употребление алкоголем и лихачество не что иное, как по­пытка играть роль взрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу, т.к. статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует до­стижению жизненного успеха, а вместе с ним и признанию в группе сверстников.

Современная молодежь разбивается на несколько поколе­ний. Она уже не выступает, как прежде, единым поколением, противостоящим старшему поколению. Внутри молодежи противоборствуют и сосуществуют несколько поколений, ис­поведующих разные идеалы, ценности, неадекватные нормам и ценностям другого.

Перед молодыми людьми в сложный период перехода из детства во взрослость возникает множество сложных проблем, которые они не способны решить, опираясь на свой детский опыт либо жизненный опыт взрослых. Им необходима группа сверстников, сталкивающаяся с теми же самыми проблемами и имеющая такие же ценности и идеалы. Она предоставляет своим членам необходимые им свободу и независимость, как во взрослой субкультуре, и вместе с тем сохраняет для них со-

Циальную защиту и эмоциональную принадлежность, в кото­рой они нуждаются как еще неполные взрослые. Группа свер­стников одного возраста считается вполне подходящей на роль судей поступков и действий, совершаемых молодыми людьми. Благодаря сверстникам подросток учится смотреть на себя глазами других людей, не являющихся родственниками, а равных ему по возрасту. В группе сверстников индивид как бы примеряет на себя социальные одежды взрослого.

Вообще можно говорить о том, что, как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. В более старшем возрасте оценки и мнение группы сверстников начинают доминировать. И так может продолжаться всю жизнь: начиная с подросткового возраста группа сверстников уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Живя рядом со множеством групп, человек сам оказывает на них влияние и оказывается под их влиянием, но всегда старается сохранить свою личность, индивидуальность.

Понятия: социализация, детство, подростковый период.

Вопросы и задания

1. Институт материнства и отцовства играет важную роль не только в жизни общества в целом, но и в судьбе каждо­го отдельного человека. Какую роль он играет в вашей жизни? Какое влияние на формирование вашей личности оказывает мать или отец? Как между ними распределяют­ся функции воспитания, кто чем занимается?

2. Сравните средства воздействия взрослых на ребенка и наоборот. Сделайте выводы.

3. Какую роль в становлении вашей личности сыграла
группа сверстников? Напишите краткое сочинение, ис­
пользуя материал данного параграфа.

4. В чем заключаются особенности поведения подростков и с чем они связаны?

5. Как менялись взгляды ученых и общества на проблему взаимоотношения родителей и детей?


*6. Дети и взрослые представляют два разных мира. По­пробуйте самостоятельно или при помощи взрослых про­должить его исследование. Объектом наблюдения вполне может стать ваша семья (либо семья знакомых). Пона­блюдайте, как строятся взаимоотношения между этими мирами, выводы сформулируйте в кратком эссе.

*7. Вспомните свое детство, понаблюдайте за поведением младших братьев и сестер и ответьте:

а) Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что по­
является нового в 7 или 10 лет?

б) Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстанов­
ки, скажем, когда мама посылает в магазин купить про­
дукты? Какие в этом и подобных случаях осваиваются ро­
ли взрослых?

в) В какой половине жизни - первой или второй - человек
осваивает больше социальных ролей, культурных норм?

Проблема. Некоторые родители считают, что они долж­ны вести себя с сыном (или дочерью) с позиции ровесника в вопросах одежды, речи, вкуса и манеры поведения, что­бы показать ему понимание его подростковых проблем. Вы согласны с такой точкой зрения?

Практикум 1. В восточных штатах США в начале XX в. заключенных приводили в темных капюшонах. Им не раз­решали видеться, они были изолированы и общались только с Библией. Что это, жестокость? Ничего подобного. Американцы считали, что каждый человек может начать все сначала. Нельзя лишать его этого шанса. Но путь ис­правления тогда проходит легче, когда над тобой не довле­ет груз отравленного прошлого.

Дайте комментарий с точки зрения теории социали­зации.

Практикум 2. Специалисты утверждают: человек, кото­рый впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 го­дам уже законченный наркоман, но при этом сохраняется как личность. А ребенок, который начал колоться в 13 лет, к 23 годам как личность полностью деградирует.

Почему? Объясните проблему с позиции теории со­циализации.

Заключение

Заканчивая книгу, автор хотел бы остановиться на практических вопросах, от решения которых во многом будет зависеть ваше по­ступление в вуз. Итак, впереди у вас сдача выпускных экзаменов в школе и подготовка к вступительным экзаменам в вуз. Что от вас потребуется? Первое, о чем захотят на экзамене узнать препо­даватели вуза, это то, насколько твердо вы усвоили базовый ми­нимум знаний по обществознанию в рамках школьной програм­мы. Причем речь идет о совокупности знаний за 8-9 и 10-11 классы. Их надо суммировать, поскольку темы, которые пройдены в 8-9 классах, не рассматриваются в 10-11 классах, они лишь кратко повторяются для плавного и логичного перехода к новому материалу.

Необходимый минимум в обоих случаях устанавливается Ми­нистерством образования и выражается в двух обязательных ми­нимумах знаний по обществознанию - отдельно для 8-9 и 10- 11 классов. Если сравнить эти учебники, то обнаружится повторение некоторых тем. Так, например, тема «Сферы общест­ва» присутствует в минимуме за 8-9-е и 10-11 классы. Такое по­вторение не предполагает, что в учебнике за 10-11 классы долж­на в том же объеме и с тем же содержанием раскрываться одна и та же тема. Повторение указывает на важность данной проблемы или данного понятия для выпускника школы, а не для автора учебни­ка. Повторение темы означает также, что она может быть включе­на в экзаменационные вопросы в 10-11 классах. Кроме того, есть темы, которые не повторяются, но это не означает, что темы 8- 9 классов не встретятся вам на вступительных экзаменах.

Таким образом, готовясь к выпускным школьным экзаменам, ориентируйтесь на минимум для 10-11 классов, но при подго­товке к вступительным вузовским экзаменам, штудируйте еще и учебники за 8-9 классы. Для этого надо сделать сводный мини-


мум по двум курсам, сложив все темы и отбросив повторяющие­ся. Автор предлагает сделать вам перечень понятий и проблем, которые необходимо знать на вступительных экзаменах в вуз по курсу «Обществознание».