Весь мир – театр: Психодрама и XX век П. П. Горностай Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX столетии. Появлению этого вида психотерапии, который. История возникновения Историческая психодрама

Краснянский Н.
Клинический психолог, психотерапевт.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892–1974 г.г.), основателя социометрии и, как считают некоторые психологи, движения групповой психотерапии в целом.

Морено родился в Бухаресте, затем ребенком вместе с семьей переехал в Австрию, где изучал философию и медицину в Венском университете. В период учебы им был разработан проект организации групп самопомощи для одиноких проституток Вены, который, как считал сам Морено, положил начало движению групповой психотерапии.

Морено сосредоточил внимание на динамических внутригрупповых факторах как средствах оказания помощи женщинам в осознании ими своих личностных целей. Позднее он отмечал, что эти групповые занятия высветили четыре основных элемента, которые затем стали краеугольным камнем групповой психотерапии: автономность группы, наличие определенной групповой структуры, проблема коллективности и анонимности.

В 1916 г. Морено начал работать над вторым проектом организации групп самопомощи для итальянских крестьян, которые вынуждены были поменять место жительства, с целью помочь им адаптироваться к новым условиям. На основе данных, полученных благодаря осуществлению этих проектов, он разработал методики групповой социометрии, составившие фундамент его системы психодрамы и групповой психотерапии.

Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр». Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии.

Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Морено замысливал свой «спонтанный театр» как еще один вид развлечения и первоначально не ориентировался на практику личностных изменений и гармонизацию психического развития. Его основная идея носила духовный характер: реализация творческого «Я» в «театре жизни», который предоставляет безграничные возможности для свободного выражения эмоций. Свой театр он считал видом драматического религиозного опыта, получаемого в «храме театра».

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы.

Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

В 1925 г., переехав в США, Морено продолжал разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в Плимутском институте в Нью-Йорке. Одновременно он работал над методиками социометрического анализа, проводя обследования заключенных государственной тюрьмы Нью-Йорка и детей — правонарушителей, обучавшихся в подготовительной школе. Результатом исследований по терапии групповым воздействием явилось построение социограммы.

В 1929 г. Морено приступил к осуществлению первой крупномасштабной программы «открытой» психодрамы в любительской труппе Карнеги — холла. В 1934 г. он издал монографию «Применение группового метода для классификации», в которой определил содержание терминов «групповая терапия» и «групповая психотерапия», подробно описав специфический комплекс операций. Обсуждение этой работы на конференции по групповым методам явилось первой попыткой привлечь внимание Американской психиатрической ассоциации к групповой психотерапии.

«Весь мир – театр: Психодрама и XX век П. П. Горностай Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX столетии. Появлению этого вида психотерапии, который...»

Психодрама в контексте

культуры

Психодрама и современная психотерапия. – 2002. – № 1. – С. 21-26.

Весь мир – театр:

Психодрама и XX век

П. П. Горностай

Возникновение и развитие психодрамы тесно связаны с историей человечества в XX

столетии. Появлению этого вида психотерапии, который стал синтезом психологической практики и искусства режиссуры, способствовали научные и социальнокультурные предпосылки (в частности революционные изменения в театральном искусстве). Психодрама никогда не оставалась в рамках только психотерапевтического метода. Теория ролей Я. Л. Морено является образцом сочетания научной глубины и практической направленности. Успех психодрамы блистательно иллюстрируется ее возрастающей популярностью в мире.

Основоположник психодрамы и социометрии Якоб Леви Морено называл датой рождения своего метода 1 апреля 1921 года. Именно в этот «День Дураков» в Венском Театре Комедии состоялась первая в истории социодрама. Как и положено для гениального произведения, первое представление тогда провалилось. Публика, собравшаяся в тот день, не смогла увидеть в предлагаемых Морено спонтанных действиях путь к решению социальных и психологических проблем. Как пишет Р. Ф. Марино, в тот день «люди не были готовы встать на точку зрения других (то есть не хотели или не умели производить обмен ролями)» (Марино, 2001, с. 89). Но, тем не менее, это событие вошло в историю психотерапии как первый опыт публичного экспериментирования с методами действия.



Но самые первые идеи психодрамы начали появляться у молодого Морено значительно раньше. Будучи студентом, в 1908-1911 годах он импровизированно играл с детьми, гуляя в парках Вены. Еще раньше он Павел Петрович Горностай – доктор психологических наук, зав. лабораторией Института социальной и политической психологии АПН Украины. Психодрама-терапевт (сертификат Европейского института психодрамы).

E-mail: [email protected] Персональный веб-сайт: http://gorn.kiev.ua/ П. П. Горностай организовывал в детских компаниях различные ролевые игры (к счастью, дети были намного спонтаннее и креативнее, чем взрослые). Сам Морено называет своей первой «психодраматической сессией» игру в Бога, которую он играл с детьми в возрасте четырех с половиной лет (см. Морено, 2001б, с.

16-17). Ориентируясь на эти примеры, мы с полным правом можем считать психодраму ровесницей ХХ века, с историей которого непосредственно связано ее появление, развитие и мировое распространение.

Случайно ли что психодрама возникла именно в двадцатом столетии?

Думаю, что нет и по разным причинам. Во-первых, австрийская столица начала века, где в то время жил Морено, без преувеличения была родиной и мировой столицей психотерапии. Она стала точкой кристаллизации, где в атмосфере, насыщенной идеями о психологической помощи невротической личности, страдающей от внутренних конфликтов, неуверенности, чувства незащищенности, родились первые психотерапевтические школы, в том числе и психодраматическая. Эти настроения в значительной степени подкреплялись тяжелой социальной атмосферой довоенной Австро-Венгерской империи, сменившейся затем политической неуверенностью послевоенной Австрии. Достаточно назвать хотя бы такие значительные имена, как основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, автор учения о комплексе неполноценности Альфред Адлер и исследователь травмы рождения Отто Ранк, чтобы понять ту психотерапевтическую атмосферу, в которую была погружена тогдашняя Вена.

Во-вторых, именно в XX веке в мировой культуре сложилась такая социальная и духовная обстановка, в которой психодрама просто не могла не возникнуть. Это касается, прежде всего, театра – вида искусства, из которого (точнее, из синтеза его и психотерапии) родился психодраматический метод.

Если в прошлые века, начиная еще с античного театра, в центре театрального искусства была драматургия, то в XX столетии происходит невиданный взлет режиссерского искусства. Мы были свидетелями таких культурных феноменов, как «эпический театр» Бертольда Брехта, развитие режиссерских школ Константина Станиславского и Евгения Вахтангова, а также многих других художников, чье искусство состоит в творении действия на сцене. В то же время именно режиссура является наиболее близкой творчеству психодраматиста, который помогает родиться психодраматическому действию и, фактически, является режиссером ролевой психотерапевтической игры в психодраме.

Прошедшее столетие имело значение для мировой культуры развитием нового вида искусства – кино, где роль режиссуры приобретает особую важность. Кинорежиссер превращается в главного автора кинопроизведения, чего никогда не было в театральном искусстве. В лучших образцах мирового кинематографа, созданных такими художниками, как Ингмар Бергман, Луис Буньюэль, Андрей Тарковский и многими другими с помощью Весь мир – театр: Психодрама и XX век 23 кинодействия исследуются самые потаенные лабиринты человеческой души, моделируются сложнейшие драмы человеческой личности. Это кажется парадоксальным (в этом, наверное, парадоксальность и противоречивость прошедшего столетия), но искусство кинематографа наилучшим образом иллюстрирует то, что Морено назвал «культурными консервами», то есть творческий продукт, существующий не в момент своего творения, а зафиксированный и способный к воспроизведению. Справедливо противопоставляя культурным консервам живой творческий процесс, имеющий терапевтическую силу, Морено все же признавал их значение как одного из источников спонтанности и даже рассматривал понятие «терапевтический фильм».

Одной из особенностей противоречивого двадцатого века является, с одной стороны, изобретение самого «законсервированного» вида искусства, которым является кино, а с другой – невиданное возрастание динамизма всей жизни, скорость изменений в которой часто измеряется секундами и мгновениями. Два изобретения ХХ века – телевидение и Интернет представляют собой совершенно не характерное для прошлых столетий сращивание статики и динамики, консервов и импровизации, сплав многомиллионной растиражированности и уникальной единичности.

На рубеже XIX и XX веков появляется принципиально новый подход в музыкальной культуре, заключающийся в импровизации и творческом самовыражении музыканта, в создании уникального, возникающего в момент исполнения произведения вместо воспроизведения записанных раз и навсегда систем нотных знаков. Справедливости ради следует сказать, что музыкальная импровизация была всегда. Мало того, до изобретения нотного письма искусство исполнителя было фактически неразрывно с творчеством композитора, часто не только соединяясь в одном лице, но и совпадая по времени. Но только для двадцатого века характерно появление целого пласта музыкальной культуры, для которого импровизация становится не только элементом, но основным способом существования, философией, методологией и мировоззрением. Речь, конечно же, идет о джазе, который, используя терминологию Морено, отказался от «культурных консервов» в пользу живого и неповторимого чувства. Эта позиция как никакая другая близка психодраме, которая строится на импровизации рождающегося «здесь и теперь» действия, не важно, идет ли речь о театре спонтанности или психотерапевтической сессии.

В XX веке изменяется и сам театр, сама драматургия, которая все больше внимания уделяет процессам личностной трансформации. Вспомним такие замечательные примеры, как «Пигмалион» Бернарда Шоу, или «Визит старой дамы» Фридриха Дюрренматта, где мы оказываемся свидетелями глубоких изменений в личности человека, происходящих под влиянием умело организованной социальной среды.

П. П. Горностай ХХ век ворвался в тысячелетнюю историю культуры взрывом модернизма, который открыл, вывел наружу, во внешнее действие огромные глубины психологических пластов, которые в классических периодах развития культуры и искусства можно было прочитать только в подтексте. С точки зрения психологического содержания, наиболее значительным явлением модернизма и авангардизма стал сюрреализм, который вслед за психоанализом открыл в человеке и человечестве бессознательное и сделал его предметом исследования (если первый – научными методами, то второй средствами искусства). Модернизм и сюрреализм не обошел стороной и театр, в котором появились разнообразные новаторские формы, где одной из самых интересных был театр абсурда. Примерно то же самое, что и сюрреализм (то есть выведение душевной жизни во внешнее театрализованное действие, использование сверхреальности, фантастики и абсурда), только своими специфическими психотерапевтическими средствами делает психодрама.

Искусство начинает уделять много внимания игре – не только как одному из видов человеческой активности, но и как образу жизни человека и как социокультурному феномену. Один из героев Дюрренматта коммивояжер Трапс во время игрового судебного разбирательства высказывает интересную мысль: «Игра грозит превратиться в действительность». Его игра, превратившись в действительность, стоила жизни этому персонажу. Но игра, как мощное, но обоюдоострое оружие способно не только убивать, но и исцелять, превращаясь в действительность психотерапевтического процесса и создавая новую личностную реальность для человека, с которой он преодолевает казавшиеся ранее неразрешимыми жизненные проблемы.

По мнению Я. Л. Морено, «психодрама представляет собой попытку разрушить дуализм между фантазией и реальностью и восстановить изначальную целостность» (Цит. по: Лейтц, с. 216). Психодрама с самого начала своего развития не оставалась в рамках только психотерапевтического процесса, претендуя на статус методологии, философии, социокультурного феномена. Морено считал, что «наука о человеке должна начинаться с науки о вселенной». Неспроста в своей теории личности стадии развития он обозначил понятием «психическая вселенная». Будучи создателем соцодрамы, призванной, по мнению Морено, осуществить терапевтическое оздоровление общества, он был убежден, что «подлинно терапевтические мероприятия должны быть направлены на человечество в целом» (Цит. по: Лейтц, с. 21).

Живя в эпоху, когда политические и военные театры по своему масштабу превзошли все, существовавшие в прошлые столетия, он пытался по-своему влиять на политические процессы. Весьма интересной является его попытка устроить в 1959 г., во время визита в СССР, встречу советского и американского лидеров Н. С. Хрущева и Д. Эйзенхауэра, во время которой, по его плану, они должны были обменяться ролями.

Весь мир – театр: Психодрама и XX век 25 В психотерапевтической концепции Морено одним из ключевых является понятие «роль». Заимствованное из театральной терминологии, оно отражает гениальную шекспировскую мысль, что «весь мир – театр», в котором люди – «все актеры… и каждый не одну играет роль». Морено распространяет психодраматическую концепцию ролей на все измерения жизни, рассматривая не только социальные (как это делается в традиционной социологии), но и соматические, психические и трансцендентные ролевые категории. Он сделал участников своих терапевтических групп не зрителями, а актерами, справедливо считая, что «действовать целебнее, чем говорить» (Цит. по: Лейтц, с. 262). Он писал, что «состояние катарсиса восходит от зрителя к актеру и от актера назад к зрителю» (Морено, 1993, с.

36), полагая, что на эмоциональное потрясение актер способен не меньше, чем зритель, на чем, собственно, и строится один из важнейших психотерапевтических механизмов в психодраме.

«Не роль рождается из самости (self), но самость появляется из роли» (Морено 2001б, с. 211). Личность функционирует в ролях, ибо «непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется «Я», являются роли, в которых оно действует» (Цит. по: Лейтц, с. 92). Эти соображения очень важны для психотерапии, так как работа с понятием «роль» как точкой отсчета обладает методическим преимуществом по сравнению с «личность» или «эго». Последние менее конкретны и ощутимы метапсихологической таинственностью.

Успех психодрамы как метода психотерапии, психологической помощи, самопознания и самосозидания как нельзя лучше иллюстрируется ее популярностью в мире. Родившись в Европе в начале века, она в 1925 годе вместе со своим создателем переместилась в Америку. Туда же «переехала» и мировая столица психодрамы, обосновавшись в маленьком городке Бикон (штат Нью-Йорк), где находился принадлежавший Морено частный психиатрический санаторий, и где он работал главврачом более 30 лет. В 1936 г. там был создан первый психодраматический театр. В 1940-х гг. в США при активном участии Морено начали создаваться аналогичные психодраматические сцены в различных клиниках Америки, а также институты социометрии и психодрамы, сыгравшие большую роль в популяризации метода. В 1941 г.

начало действовать созданное им Американское общество групповой психотерапии и психодрамы.

После Второй мировой войны психодрама выходит за пределы американского континента и начинает триумфальное шествием по миру. С начала 50-х гг. она «завоевывает» Европу, а также Латинскую Америку и Японию.

Одними из первых европейских стран, где начал активно применяться этот метод стали немецкоязычные страны, Франция и Чехословакия. В 60-х гг.

психодрама начинает осваиваться в Польше, Голландии, Бельгии, Испании, П. П. Горностай Италии и других европейских странах. В 1973 г. в Цюрихе была создана Международная ассоциация групповой психотерапии во главе с Я. Л.

Морено. В 70-80-е гг. психодрама получила распространение практически во всех странах Центральной и Западной Европы. В начале 90-х годов она появляется в России, а в середине 90-х – в Украине.

Возвращение психодрамы в свою европейскую Alma mater к концу завершившегося столетия не просто символично. Ведь не случайно психодрама всегда приходила вместе с независимостью и освобождением от тоталитарных режимов, являющихся врагами всяческой спонтанности. Сейчас остро ощущается необходимость всестороннего взаимодействия между психодраматическими движениями, представленными различными международными институтами и ассоциациями, которых насчитывается все больше. Это понимают все психодраматисты, стремясь к интеграции в национальных рамках, на европейском и мировом уровнях. Ведь диалог, обмен опытом, впечатлениями и переживаниями, как психодраматический шеринг, всегда обогащает, развивает, и, главное, продвигает в понимании себя и других.

Возвращение психодрамы на европейскую родину аналогично возвращению протагониста в начальную сцену в завершенной психодраматической сессии. Подобное завершение должно сопровождаться катарсическим очищением, и психодрама сейчас переживает похожее состояние. Учитывая значительную позитивную динамику роста интереса к этому методу работы с личностью человека (во всех странах, где появлялись пионеры развития психодрамы, ее развитие шло только по нарастающей), мы должны стать свидетелями появления нового качества. Мы стоим перед началом нового этапа развития психодрамы, возможно, новой эпохи, которая наступает на рубеже тысячелетий.

Литература:

Дюрренматт Ф. Собрание сочинений. В 5 т. – Х.: Фолио; М.: Изд. Гр. «Прогресс», 1997-1998.

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено:

Пер с нем.– М.: Прогресс; Универс, 1994.

Марино Р. Ф. История Доктора: Джей Л. Морено – создатель психодрамы, социометрии и групповой психотерапии / Пер. с англ. – М.: Класс, 2001.

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников. Следует отметить, что именно психодрама, является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Она основывается на предположен. что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни. В некотором смысле психодрама несколько напоминает методы лесной терапии. Возможно, психодрама имеет более значительный потенциал для трансформации пятиминутного словесного обмена мнениями в получасовое активное исследован чем другие виды групповой работы. Интенсивность переживаний усиливается использованием разнообразных психодраматических приемов, которые облегчают выражение чувств и эмоций.

Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История психодрамы в первую очередь связана с жизнью ее создателя, и своеобразие личности и жизненного пути Морено непосредственно отразилось на теории и практике его психотерапевтической системы.

Согласно Морено, идея о психодраме как лечебном методе возникла у него после того, как одна актриса рассказала ему о своих конфликтах с женихом. С помощью труппы театра Морено поставил историю актрисы на сцене. Этот опыт оказался значимым и успешным как для самой пары, так и для остальных членов труппы. Затем Морено приступил к более формализованным экспериментам с подобными групповыми представлениями, разрабатывая разнообразные приемы, которые впоследствии стали существенной частью психодраматического подхода.

Морено продолжил разрабатывать психодраматический подход, работая с детьми в институте в Нью-Йорке.

2.Основные непсихологические источники психодрамы. Психодрама и религия

Первоначально психодраматические идеи Морено развивались в рамках его духовных представлений, сопряженных с теологией и космологией. Эти идеи впоследствии сохранятся, хотя и обретут более психологизированную форму. Современную ему религию, точнее, религиозную практику Морено критиковал за оторванность от человека. Она, по мнению Морено, обращает человека к результату божественного творения, а не к его процессу. Главное же, по Морено, - стремление к “встрече” с Богом тогда, когда Он пребывает в начале творения и творит. В этом плане основное для Морено понятие - “искра Божья”, космический источник творчества. Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.

В целом же Морено испытал влияние идей и образов, возникших в различных конфессиях. Библию Морено рассматривал как “психодраму Бога”; на него произвели неизгладимое впечатление призывы Иисуса к единству и любви

Введение

Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

История возникновения

Психодрама ведет свою историю с начала 1920-хх годов.1 апреля 1921 года в венском театре врач Якоб Леви Морено представил публике экспериментальную постановку "на злобу дня". В процессе игры актеры импровизировали и вовлекали в действие зрителей. Постановка с треском провалилась, тем не менее этот день, день смеха, считается днем рождения психодрамы.

После переезда в США Морено основал в г. Биконе Морено-институт, ставший центром развития психодрамы. Открытие центра в Биконе связано с историей, характеризующей Морено не только как философа, врача, психолога и социолога, но и как инженера. Морено вместе со своим другом разработал аппарат, являющийся прототипом магнитофона, и записывал на него свои группы. После переезда в США, Морено получил патент на свое изобретение, и на эти деньги открыл центр в Биконе.

В издаваемом Морено журнале "Имаго", посвященном психодраме, социометрии и групповой психотерапии, публиковались такие известные психотерапевты как Ф. Перлз, Э. Берн, и другие.

Психодрама - это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин "групповая психотерапия" введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек - существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек. В 20-х годах прошлого века самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях их жизни. Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил "один на один". Молодой Морено заявил Фрейду: "Я пойду дальше того места, где вы остановились. Вы разрешили пациенту говорить, я разрешу ему действовать. Вы проводите свои сеансы в условиях вашего кабинета, я приведу его туда, где он живет - в его семью и коллектив".

Элементы психодрамы

Зрители – люди, которые находятся в психодраматической группе, но активно не участвуют в действии.

Директор – это психотерапевт, обученный вести психодраму, выполняющий роль режиссера.

Протагонист — любой человек из группы, чью ситуацию или проблему сейчас проигрывают.

Вспомогательные Я — участники группы, которые играют заданные протагонистом роли, например, его отца или симптома.

Сцена — это выбранное клиентом пространство в помещении, где проходит психодрама. Оно может быть символически отделено лентой от зрительного зала, где сидят другие участники группы. Нужна для того, чтобы разделять происходящее в реальности (встреча) и переживания клиента.

Этапы психодрамы

1. Разогрев

Термин «разогрев» (warming-up) пришел в психодраму из спорта. В психодраме стадия разогрева служит цели повышения спонтанности в группе, создания атмосферы доверия и готовности к работе. Можно говорить о разогреве директора, протагониста и группы, в частности вспомогательных Я для вхождения в роль. От качества разогрева зависит продуктивность предстоящей драмы.

Широко распространены двигательные разогревы, позволяющие поднять энергетику группы, освоить новые роли, прочувствовать актуальные состояния на данный момент.

2. Действие

Психодрама построена на действии, даже второй этап сессии, следующий за разогревом называется действие. После разогрева директор и протагонист проводят действие, оно строится на сцене. Так выстраивается окружающая обстановка протагониста и его внутренний мир, в этом ему помогают вспомогательные Я, которые одновременно являются и помощниками директора, и продолжением протагониста.

Действие на сцене разворачивается здесь-и-сейчас от первого лица. В движениях часто выражаются бессознательные состояния или то, что человек не мог сказать словами.

В психодраме возможно переиграть события прошлого . Так, проиграв травматичную ситуацию из детства, протагонист может на сцене начать действовать по-другому, более спонтанно, адаптивно, совершенно, что облегчит некоторые аспекты проблемы в настоящем.

В психодраме также можно разобрать текущую жизненную ситуацию, проявить свои актуальные чувства, научиться их выражать, например, гнев или агрессию, любовь или нежность.

В психодраме можно заглянуть в альтернативные варианты будущего и посмотреть, что ждет протагониста, и что ему следует делать, чтобы прийти к желаемому результату

3. Шеринг

4. Процесс-анализ (только в учебной группе)

Присутствует только в учебных группах. В ходе процесс-анализа обсуждается, как строилась драма, ее теоретические обоснования, техники, происходит интерпретация событий драмы.

Основные техники психодрамы

В психодраме можно выделить три центральных техники: дублирование, обмен ролями и зеркало.

Дублирование предполагает временное присоединение к про­тагонисту другого члена группы, его функция - поддержать протагониста и помочь ему выра­зить его актуальное состояние, например, озвучивая подавляе­мые протагонистом мысли и чувства (или давая начало звуча­нию, которое продолжает протагонист). Протагонист вправе принять или отвергнуть сказанное, если он согласен, то повторяет фразу своими словами, а если нет – ему становится проще понять свое состояние.

Иногда действия или слова вспомогательных Я могут выступать в роли интерпретации, когда они повторяют не заданный текст протагонистом, а что-то из своей роли, что, возможно, главный герой драмы никогда бы не осмелился не только сказать, но даже подумать. И тогда это открывает новое знание себя, понимание отношений.

Обмен ролями позволяет посмотреть на ситуацию и на себя глазами другого, что тоже расширяет границы понимания себя и других. Во время обмена ролями протагонист временно принимает роль, отданную им вспомогательному «я», а вспомогательное «я» в это время играет роль протагониста. Техника служит децентрации, дает возможность прожить чувства введенного персона­жа «изнутри» и увидеть - благодаря вспомогательному «я» — собственную реакцию на него. Затем каждый возвращается к ис­ходной роли. Такой обмен ролями во взаимодействии протаго­ниста со вспомогательным «я» может быть многократным, на­пример, при разыгрывании взаимодействий, когда протагонист, поочередно принимая ту и другую роль, обе наделяет словами (вспомогательное «я», как правило, при смене ролей повторяет слова и действия, только что произнесенные и осуществленные протагонистом, но возможны и спонтанные слова и действия).

Техника зеркало дает возможность увидеть себя и ситуацию со стороны. Она предполагает, что протагонист со стороны наблюдает за разыгрыванием поставленной им сцены, а его роль исполняет другой участник группы. В целом задача этого вспомогательного «я», выступающего в качестве живого зеркала, со­стоит в том, чтобы по возможности более точно копировать по­ведение протагониста; но иногда оказывается важным акцентирование некоторых элементов его поведения, что осу­ществляется с позволения или по инициативе ведущего. Основ­ное предназначение техники - позволить протагонисту более объективно отнестись к своей позиции в отношениях с окружа­ющими или увидеть свою внутреннюю ситуацию.

Теория ролей

Морено разработал развернутую теорию ролей, которую дорабатывали его последователи.

Определения «роли», данных Морено:

  • Роль - это единица консервированного поведения.
  • Роль - это единица синтетического опыта, куда вкраплены частные, социальные и культурные элементы.
  • Роль - это форма функционирования, которую принимает индивид в определенный момент, реагируя на определенную ситуацию, в которую вовлечены другие лица или объекты.

В отличие от театра, в психодраме клиент исполняет не всем известные роли из классических произведений или современных постановок, а те роли, которые он играет в своей настоящей жизни, например, супруга, начальник, уставший родитель, мечтающий. А также роли людей, с которыми он взаимодействует, которые важны для него, будь то ныне живущие или уже ушедшие. Он может попробовать быть в роли своих чувств, желаний, опасений, надежд и ощущений.

Уровни ролей:

В модели Якоба Морено, дополненной Гретой Лёйтц, выделяется уровня:

  • Соматический : телесная сфера, непосредственное поведение человека – «целующий партнера», «моющий посуду», «принимающий пищу» и т.д.
  • Психический : уровень интрапсихических состояний и процессов – «радующийся», «грустящий», «испугавшийся» и т.д.
  • Социальный : область общественных взаимоотношений – «сын», «психолог», «клиент», «любовник» и т.д. Социальным ролям соответствуют ролевые статусы, для каждой из них характерна определенная стереотипность, поскольку они относительно независимы от исполнителя. Вместе с тем человек может в определенных границах отказываться от старых ролей и принимать новые, что в ряде случаев означает саморазвитие.
  • Трансцендентный : экзистенциальный уровень роли – «любящий», «творящий», «сочувствующий» и т.д. Представление о трансцендентных (итегративных) ролях было введено Лёйтц; оно соответствует убеждению Морено относительно включенности человека в отношения с Космосом и соотносится с высшими аспектами бытия, в частности с религиозными убеждениями, этикой, высшими чувствами, то есть с идеей о надындивидуальном бытии. Спектр ролей на этом уровне обширен: «любящий», «творящий», «сострадающий», «жертвующий собой»… В одном из примеров Лёйтц такой ролью стала роль Христа, принятая Иисусом из Назарета.

Нормальное ролевое развитие предполагает поэтапное продвижение от соматической стадии к трансцендентной. Критерием здоровой личности является способность одновременно существовать на всех этих уровнях.

Теория спонтанности

Якоб Морено считал, что способность человека быть творцом является его основополагающим качеством. При рассмотрении им различных аспектов творчества, он сформулировал понятие «спонтанности». Это «некоторый энергетический импульс, определяющий направление и специфику возможного поведения, либо как способность непосредственного следования этому импульсу».

Спонтанность существует в моменте своего возникновения, она не может сохраняться или каким-то образом накапливаться, она может проявляться или подавляться. В последнем случае возникает, так называемый «невроз креативности», то есть обеднение бытия, отсутствие созидающей, приносящей удовольствие жизни, снижение личностных возможностей для персональных и социальных достижений.

По Морено, в новой обстановке возможно три варианта реагирования: отсутствие реакции, старая реакция, новая реакция. Спонтанность – это энергия, позволяющая адекватно реагировать здесь и сейчас на незнакомую ситуацию или оригинально и более адаптивно вести себя в старой ситуации. Самый первый пример спонтанности в жизни человека – это рождение.

Спонтанность – это противоположность тревожности, беспокойству. Чем больше первой, тем меньше второй. Нельзя путать спонтанность и импульсивность. Импульсивность, деструктивная спонтанность непродуктивна, она похожа на действия «из огня в полымя», в ней нет смысловой опоры и учета действительности.

Креативность не отделима от спонтанности. Креативность как творческая энергия в присутствии спонтанности способствует созданию культурных консервов, т.е. продуктов творческих актов таких, как пьеса, повесть, симфония. В психодраме участники группы учатся быть креативными и спонтанными в новых жизненных обстоятельствах.

Социометрия

Социометрия - эмпирически разработанное Морено учение о межличностных отношениях. Морено выделил две силы, действующие в отношениях между людьми, - притяжение и отталкивание, проявляющиеся как симпатия и антипатия. Для изучения действия этих сил в реальных группах был создан социометрический тест, целью работы с которым было выявление динамических глубинных социоэмоциональных структур (при этом понятия «притяжение» и «отталкивание» были трансформированы соответственно в «выбор» и «отвержение»).

С социометрией связаны представления Морено о социальном атоме, определяемом как наименьший элемент структуры отношений. Центром социального атома выступает конкретный индивид, но, с точки зрения Морено, обособленный индивид - это социальная фикция; в социальный атом входят все отношения человека с окружающими, которые в определенный момент так или иначе с ним значимо связаны в эмоциональном, социальном, деловом, культурном плане. В социальный атом входят не все знакомые индивида (так называемый «объем знакомств»), а лишь те, кто в силу значимости отношений перешагнул «порог социального атома». В социальный атом входят также люди, связанные с индивидом желаемыми (но еще не реальными) отношениями; они образуют, так сказать, внешнюю оболочку вокруг ядерных отношений.

Упомянутые социоэмоциональные силы - притяжение и отталкивание - приводятся в действие отношениями трех типов, обозначаемых как перенос, вчувствование и теле .

Пер енос, вчувствование и теле

Перенос в психодраме трактуется в смысле, близком к психоаналитическому, - как нереалистическое восприятие другого с позиций собственных бессознательных желаний, ожиданий, обусловленных предшествующим опытом отношений с другими людьми, особенно в раннем детстве. При переносе нет реального понимания другого; здесь нет Встречи.

Вчувствование (эмпатия) в психодраме рассматривается как воображаемое принятие роли другого. Выделяют два его компонента - когнитивный и эмоциональный, которые в оптимальном варианте находятся в равновесии, что дает возможность относительно полного и целостного видения реальности другого и, соответственно, адекватного поведения. Способность к эмпатии в психодраме развивается благодаря изображению других людей. Чем интенсивнее вчувствование, тем более роль другого воспринимается как часть себя самого. Вместе с тем вчувствование - односторонняя форма отношений.

Теле - двусторонний (или даже многосторонний) развернутый модус человеческих отношений, Встреча двух или нескольких людей, взаимовчувствование, взаимопроникновение, одновременное преодоление разделяющих психологических пространств. Теле предполагает адекватное видение другого; на нем может быть основано как взаимное притяжение (тогда взаимоотношения креативны), так и видение

Виды и формы психодрамы

По фокусу:

Психодрама, центрированная на протагонисте или на индивиде: концентрируется на протагонисте, который с помощью группы и директора, изображает реальную или воображаемую ситуацию из своей жизни. Ее также можно назвать «раскрывающей», так как в процессе действия вытесненные события из жизни протагониста быстро достигают уровня переживания и осознания, обогащает его новым опытом, новыми возможностями.

Психодрама, центрированная на теме: концентрируется на общей для группы теме или (в индивидуальной работе) на теме, заданную клиентом изначально (например, 5 сессий на тему отношений с мамой в рамках сертификационных требований). Ее функции:

  • разогревает группу для глубокой и слаженной работы,
  • помогает выявить протагониста,
  • выявляет групповую динамику,
  • тренирует навыки психодраматической работы,
  • создает равновесие между обсуждением в группе, теме и человеке,
  • исследует определенные темы (мифы, сказки, работа с будущим и т.д.).

Психодрама, направленная на группу: один из вариантов психодрамы, центрированная на протагонисте, терапевтическая работа с проблемой, затрагивающая всех членов группы (группы супружеских пар, группы Анонимных Алкоголиков и т.д.). Все участники группы получают возможность для идентификаций, отождествлением с ситуацией, протагонистом, вспомогательными «Я», которые детально обсуждаются во время шеринга. Также такой вариант дает участникам новое углубленное понимание проблематики темы, которая затрагивает каждого.

Психодрама, центрированная на группе: сосредотачивается на эмоциональных отношениях участников группы друг с другом и возникающих общих проблемах, вытекающих из этих отношений. Этот вид психодрамы занимается проблемами группы и является одной из форм диагностики и разрешения групповых конфликтов.

По составу участников:

  • Групповая или классическая: групповой опыт, психодрама, сделанная «в группе, с помощью группы, вместе в группой и для группы» (А. Шутценбергер), происходит при наличии и участии аудитории, состоящей из людей того же статуса или состояния, как у тех кто играет в действии. Запрос протагониста должен соответствовать запросу группы.
  • Индивидуальная: в ней отсутствует группа, клиент работает с терапевтом индивидуально, в группе один на один или с помощью групповой команды. По мнению Шутценбергер она представляет собой исключение из правил, отдельной формой групповой психодрамы. Морено считал эту форму вспомогательной, временной, закрытой психодраматической процедурой, после которой клиент возвращается в группу.
    Ее варианты: индивидуальная по Морено – происходит с помощью 2-х терапевтов, один из которых исполняет роль дубля протагониста; монодрама; аутодрама; индивидуальная психодрама в группе:
  • Психодрама без ведущего: группа организуется сама в присутствии наблюдателя или без него, близка к группам без лидера по К. Роджерсу.

По целям:

  • Диагностическая;
  • Терапевтическая;
  • Обучающая психодраме;
  • Эстетическая (по Морено): протагонист пытается достичь «чувства удовлетворения» от того, как он исполняет разные роли;
  • Воспитательная: тренинг новых ролей, навыков.

По количеству сцен:

  • Полная психодрама, состоящая из нескольких сцен, начиная с диагностики проблемы до полного ее разрешения;
  • Виньетка: психодрама из одной сцены.

По проявлению спонтанности:

  • Абсолютно спонтанная, не подготовленная заранее;
  • Подготовленная заранее (заранее обдуманная тема, спланированная работа конкретного участника и т.д.);
  • Повторенная: повторение психодрамы для анализа и супервизии.

По сочетанию с другими методами:

  • Аналитическая;
  • Экзистенциальная, в том числе аксиодрама;
  • Семейная;
  • Транзактная;
  • Арт-психодрама: танец, песня.

По способу проведения:

  • Импровизационная игра (Г. Лёйтц): импровизация без заранее определенных ролей, ситуаций, развертывается сама по себе. Один из участников идет на сцену и начинает играть, остальные к нему присоединяются.
    Цели: разогрев, социометрия, раскрытие групповой динамики, развитие спонтанности.
  • Ролевая игра (Морено): педагогическая ролевая игра, ролевой тренинг.
    Цель – обучение определенному ролевому поведению, способ раскрытия различных частей личности через попытку проигрывания новой роли; клинические ролевые игры – вариант работы с пациентами (наркология психиатрия и прочее).
    Технические приемы, позволяющие достичь эмоционального вовлечения (Келлерман): детализация, присутствие в «здесь и сейчас».
  • Ситуационная игра: метод социального тренинга, цель которого не только диагностика и адекватное ролевое поведение, но и тренинг поведения в затруднительных ситуациях.
  • Социодрама: «socius» (окружающие) и «drama» (действие), дословно переводится, как действие с окружающими людьми, задумывалась Морено, как способ разрешения коллективных, культурных, этнических конфликтов. Он выделял 2 вклада социодрамы в изменение общественных отношений: исследовательская ценность и ее способность излечить и принять решение с помощью общего катарсиса. Субъектом социодрамы является группа. Темой - групповая проблема. Целью - обучение плюс действия, направленные на творческие (креативные) социальные изменения за пределами классной комнаты. И психодрама, и социодрама пытаются посеять семена изменений. Однако психодрама смотрит в корень проблемы, в то время как социодрама смотрит в саму почву, в которой наши коллективные корни формируются или деформируются. Социодрама лечит болезни общества, которые, в свою очередь, делают больными его членов.

Что такое «психодрама»?

В переводе с греческого «психодрама» означает «действие души» (psyche – душа и drama – действие). Это один из первых психотерапевтических методов, возникший в начале 20 века, и первый метод групповой психотерапии. Создатель метода Дж. Л. Морено, определял психодраму как «исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры».

Кроме дословного перевода можно интерпретировать психодраму, как «терапию действием», и такое представление отражает суть метода, в основе которого лежит движение. Девиз психодраматистов: «Не расскажи, а покажи». Таким образом, можно сказать, что психодрама – это метод практической психотерапии, построенный на анализе действий (а не мыслей) и направленный на получение нового телесного, коммуникативного, эмоционального и рефлексивного опыта.

Когда появилась психодрама?

Основатель психодрамы — Якоб Леви Морено (1889-1974). Родился в Бухаресте, получил медицинское образование в Вене, уже здесь начал закладывать теоретические и практические основы психодрамы.

Первая проба метода произошла 1 апреля 1921 года в Венском театре комедии. Я.Л. Морено предложил публике попробовать разрешить политический кризис в стране средствами театра. Представление с треском провалилось.

В 1922 году Морено организовал «театр импровизации», функции которого постепенно становились психотерапевтическими. Этот опыт стал в последствии прообразом психодрамы. В 1925 году Морено эмигрировал в США. В 1936 году в Биконе он открыл оздоровительный центр со специально построенным театром. Тогда же началось издание журналов и проведение семинаров, где обсуждалась не только психодрама, но и другие психотерапевтические подходы.

В Россию психодрама приходит в конце 80-х годов 20 века.

Религия и Психодрама

Морено критиковал современную религию за ее оторванность от реальной жизни. По его мнению в человеке живет желание быть Богом, творить, созидать, то есть обрести состояние «Я-Бог».

Я-Бог - третья стадия эволюции искры Божьей; первая - Он-Бог - воплощена в отделенном от людей Яхве Ветхого Завета, вторая - Ты-Бог - воплощена в Иисусе, богочеловеке, к которому можно «обратиться лично». Третья стадия - Я-Бог - еще предстоит; Морено полагал возможность ее начала с пробуждением креативности и спонтанности человека, призывая к «нормальной мегаломании». Спонтанность в этом аспекте означает активную причастность к божественному творчеству.

Театр и Психодрама

Значительное влияние на Морено оказала русская театральная школа, в особенности идеи К. С. Станиславского и М. Чехова. Из идей Станиславского близки Морено призыв следовать «истине страстей» (у Морено - принцип психологической правды в психодраме) и призыв идти от себя к роли, «поднимаясь до нее», ставя себя на место персонажей; при этом чувства, переживаемые актером, принадлежат только ему (аналогия в психодраме - проживание вовне своих чувств, в том числе при участии в чужой драме в качестве выбранного на какую-либо роль, то есть «вспомогательного «я»»).

М. Чехов в центр внимания ставил сочетание техники игры со спонтанностью переживаний, понимая формулу Станиславского «идти от себя» как задачу найти себя в роли, воплотить в соответствующей форме собственное отношение к жизни. Ведущая роль при этом отводилась интуиции и «душевной технике» актера.

Сам же театр импровизации исходил из традиции рождественского мистериального театра. Морено критиковал традиционный театр за ригидность ролей, заранее определенных пьесой или сценарием. Театр импровизации, основанный в 1922 году и не преследовавший поначалу терапевтических целей, предполагал собственно творение драмы и ее оформление по ходу действия. По ходу же действия создавались декорации, импровизировалась музыка, изготавливались маски, актеры общались спонтанно.

Философия и Психодрама

На Морено влияли различные философские концепции и трудно выделить только одну из них. Но можно утверждать, что экзистенциальные идеи Серена Кьеркегора и Мартина Бубера, были близки основателю психодрамы. Общим для них является идея диалога между Богом и человеком, идея равнозначности Я и Ты как условия настоящей «встречи», размышления об опасности прагматического отношения к Богу как к идолу, обоснование необходимости одновременности встречи и обособленности.

Также Морено привлекали концепции Карла Маркса: идея социальной сущности человека и идея отчуждения. Первая явилась основой концепции «социального атома», вторая была воспринята Морено не в экономическом плане, а как утрата спонтанности.

Как стать психодраматерапевтом в России?

В Москве существует четыре института, обучающие психодраме:

1. Институт групповой и семейной психотерапии (ИГиСП), директор – Екатерина Михайлова
2. Институт психодрамы и ролевого тренинга (ИПиРТ), директор – Елена Лопухина
3. Московский институт гештальта и психодрамы (МИГиП), директор – Нифонт Долгополов
4. Институт психодрамы и психологического консультирования (ИППК), директор – Виктор Семенов

В Ростове-на-Дону есть Институт тренинга и психодрамы, директор – Владимир Ромек. Кроме постоянно действующих ВУЗов в России существуют программы обучения психодраме от общественных организаций психологов, например от ОППЛ обучающую программу по психодраме ведет Илона Романова. Еще есть программы обучения в регионах от разных иностранных ВУЗов, таких например, как Институт психодрамы, социометрии и групповой психотерапии им. Морено.(Германия)