"Вечер" (Фет): анализ стихотворения. «Анализ стихотворения Фета "Вечер" Вечер фет анализ по плану

Сочинение

У Фета была очень сложная судьба: он был незаконнорожденным ребенком, в будущем он много лет пытался восстановить свою фамилию. Возможно, тяжелая жизнь повлияла на то, что А.Фет видел настоящую красоту природы, даже любая, почти незаметная деталь была в глазах поэта истинно прекрасной.
В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени – между днем и ночью. Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера.
Очень ярко поэт описывает образ солнца:

Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

В одном предложении сразу два сравнения: «как дым, облака», а образ солнца метафоричен, солнце прячется за горизонтом, оставляя свой след на «небесной перине».
Стихотворение «живое», оно наполнено звуками природы, солнца:

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Будто природа говорит: «Посмотрите, какая я красивая! Я внушаю людям только добро и радость! Я не могу причинить никому зла, потому что я – это истинное счастье»
У Фета река – это «живое существо», она «луками убегает на запад», любое препятствие ее не помеха, потому что все в природе гармонично, и вот этот лучезарный поток направляется вперед.
Вечер – переходное состояние между днем и ночью, союзник, который объединяет их:

Вздохи дня есть в дыханье ночном.

Здесь это время суток олицетворено Фетом, за последним вздохом дня следует вздох ночи, а их связующим является вечер.
Стихотворение «Вечер» - это описание одного мгновенья, описание определенного промежутка времени, в котором отразилась красота, видимая любому человеку.

К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».

Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою» , «в померкшем лугу» , «в полумраке» , «засветилось» , «золотыми каймами» , «теплится ярко» , «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало» , «прозвенело» , «рощей немою» . Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.

Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.

«Прозвучало над ясной рекою» . Здесь - жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.

«Прозвенело в померкшем лугу» . В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».

«Прокатилось над рощей немою» . В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.

«Засветилось на том берегу» - конечно же, это закат!

Лирический герой - это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор : «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко» . Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает» . Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака» . Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты : «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным» .

В стихотворении используется перекрестная рифма : созвучие стихов, первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер - анапест , в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.

Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.

В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов .

Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.

Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Анализ стихотворения Фета «Вечер»

Смена дня и ночи - объект пристального внимания фетовского героя-созерцателя, награжденного даром видеть прекрасное в повседневности. Если утро ассоциируется с пробуждением прекрасной природы и образом зари-невесты, то трактовки окончания дня лишены подобной целостности. Образ вечера связан с познанием скрытых сущностей, космическим началом, меняющимися характеристиками взаимоотношений человека и природы.

Поэтический текст 1855 г. начинается с описания звуковых и зрительных ощущений, источник которых не понятен, загадочен. Для передачи неясных явлений автор избирает форму безличного предложения, выражая реакцию героя при помощи череды однородных сказуемых. Звуки на реке, звон на лугу, рокот над верхушками деревьев «разбавляются» визуальным образом - отдаленной вспышкой света. Природные объекты, связанные преимущественно акустическими доминантами, характеризуются спокойствием, абсолютное значение которого порождает коннотации замирания и угасания. Последние сближают фетовскую картину с мифологическими представлениями о вечере как смерти дня, восходящими к древним славянским представлениям о закате.

Взгляд лирического героя, привлеченный внезапным всполохом, останавливается на вечерней панораме. В перспективе отображаются изгибы реки, уходящей на запад, а затем - редкие облака. Обе детали динамичны, наделены свойствами к стремительному передвижению. В описании неба появляется первая колористическая доминанта - золотая, будто обгоревшая кайма легких туч.

В финальной части проясняется место нахождения лирического «я». Он наблюдает за наступающими сумерками с пригорка. Перемена осязательных ощущений, сырости и жары, обнаруживает связь между двумя отрезками суток, метафорически обозначенную однокоренными лексемами «вздохи» и «дыхание». Художественный троп, дополненный олицетворениями, оживляет природное пространство, окружающее героя.

Неторопливый и плавный темп, музыкальное звучание стиха поддерживаются при помощи трехстопного анапеста с перекрестным чередованием женских и мужских рифм.

Завершающее двустишие фиксирует внимание на игре света, которая предзнаменует приход ночи. Загадочную трансформацию завершает смена колористических признаков: вместо позолоченных облаков появляются чистые оттенки голубого и зеленого.

Атмосфера спокойствия наполняет и поэтический мир, изображенный в произведении « …», появившемся на 8 лет раньше анализируемого текста. «Реки извивы», дремлющие деревья, закатное небо, тишина, нарушаемая лишь конским ржанием и легким ветром, - близкие образные системы двух стихотворений передают ощущения умиротворения, спокойной радости и причастности к естественному ходу жизни, охватившие наблюдателя.

В поздней лирике «вечерняя» тема осложняется философскими размышлениями о незначительной сущности человеческого бытия. Эмоции, даже самые сильные и искренние, кажутся «робкими и бедными» по сравнению с великолепием «нетленного заката», отраженного в тихих водах залива.

Задушевность, музыкальность и таинственность фетовского лиризма ощущается в ранних блоковских творениях. В стихотворении «Летний вечер» читатель встречает акустические и визуальные образы, навеянные фетовскими традициями: закатные лучи солнца, «дремота» природы, отдаленные звуки крестьянской песни. Финальный призыв вполне по-фетовски приглашает лирического адресата отрешиться от забот и насладиться красотой теплой ночи, умчавшись на коне в туманные луговые дали.

Стихотворение «Вечер», написанное в середине XIX века, стало одним из самых показательных для поэтической манеры Фета и для определения его роли в русской поэзии. Образность стихотворения восходит непосредственно к пейзажной лирике Жуковского, в которой так подробно описывался окружающий мир природы. У Фета наступающий вечер по-разному «извещает» о своём приходе: криком птицы над ясной рекой, звенящим голосом на лугу, волной отдалённого гула над рощей, костром на другом берегу. Во второй строфе сумерки распространяются вдаль с убегающей на край солнечного света рекой и ввысь, рассеяв золотые закатные облака. Наконец, вечер вступил в свои владения: потухшее солнце, как догорающие угли, теплится, отбрасывая в темноту голубые и зелёные отблески. Так же опускался вечер и воцарялась ночь в элегии Жуковского «Вечер» (1806).

Ритм стихотворения основан на стихотворном размере анапест, что придаёт тексту особый, неторопливый характер при чтении или декламации: в каждой строке благодаря ударению повышается тон, и стихотворение звучит вдохновенно и задушевно. И только в одной строке изменяется ритм:

Вздохи дня есть в дыханье ночном...

Обратите внимание, что она начинается двумя стопами хорея, переходящими через одну стопу ямба в привычный для ритма стихотворения анапест: «Вздохи дня есть в дыханье ночном». Строка словно «вздохнула», вспоминая ушедший день.

Очень изящна словесно-образная вязь природных узоров в стихотворении, например поэт говорит:

Прокатилось над рощей немою.

Важнейшей в строке оказывается характеристика рощи — «немая», у нас появляется неосознанное ощущение того, что «прокатилось» нечто звучащее. Фет усваивает мастерское использование эпитетов поэзии Пушкина и совершенствует это качество, придавая пейзажным образам художественную выразительность за счёт множества тонких цветовых, звуковых и других характеристик. В лирике Фета также развивается художественный приём метафоры, раскрывая свои новые возможности и оттенки. Например, «золотые каймы» облаков — метафора, но в соединении с определением «погорев» она приобретает дополнительное значение кратковременности.

Образность поэзии Фета, поэтические приёмы, ритмическое своеобразие послужили одним из главных источников для русской поэзии XX века в творчестве А.А. Блока, А.А. Ахматовой, С.А. Есенина и других.

Анализ стихотворения Фета Вечер

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Фет вошел в русскую поэзию в качестве блестящего мастера по изображению природы. Отличительной особенностью его таланта было изображение целостной картины через отдельные, внешне незначительные, детали. Ярким примером этого является стихотворение «Вечер», написанное в 1855 г.

2. Жанр стихотворения - пейзажная лирика.

3. Основная тема - картина прекрасного летнего вечера, волшебство смены дня ночью. Эта картина создается с помощью звуковых и визуальных ощущений. В первой строфе автор использует только безличные глаголы («прозвучало», «засветилось»). Он не указывает конкретные явления, ставшие источниками этих звуков и красок, словно предлагая читателю применить богатство своей фантазии. Этот прием Фета часто ставили ему в вину, обвиняя в беспредметности. Однако нельзя не признать красоту такого метода, создающего ощущение невероятной легкости произведения.

Отличительной особенностью произведения является то, что все природные звуки и образы мимолетны, они подобны неуловимым мгновениям. «Убегает… река», «разлетелись… облака» - события динамично сменяют друг друга, создают ощущение калейдоскопа. В целом автор, как и во многих своих произведениях, стремится к созданию особого настроения. В стихотворении не упоминается лирический герой. Он незримо присутствует в качестве стороннего наблюдателя, приближаясь тем самым к читателю. В последней строфе возникает философская тема.

Автор указывает, что в «дыханье ночном» содержатся «вздохи дня». В этом утверждении заключены идеи о взаимосвязанности всего сущего и о непрерывности времени. Ничто не исчезает бесследно, а находит свое отражение в будущем. Заключительные строки стихотворения возвращают читателя в начало и объясняют причину возникновения неожиданных звуков и света. Отблески зарницы предвещают вечернюю грозу. Вечер часто становился объектом внимания русских поэтов. Традиционно это время суток связывалось с печалью, угасанием, торжеством мрака над светом. Смена дня ночью представлялось победой темных сил.

У Фета вечер пропитан жизнеутверждающими чувствами. Он видит в нем особую прелесть и очарование. Суете и буйству дня с чрезмерно яркими красками противопоставлена вечерняя гармония, которую не может нарушить даже надвигающаяся гроза. Уходящая на покой природа невыразимо прекрасна, она самым благотворным образом действует на душу наблюдателя.

4. Композиция. Стихотворение состоит из трех строф, что является наиболее распространенной структурой фетовской лирики.

5. Размер стихотворения - трехстопный анапест.

6. Выразительные средства. Автор использует разнообразные эпитеты: «ясной», «немою», «золотыми». Особую роль играют глаголы, они отражают особую динамику происходящего. Очень красивы метафоры: «вздохи дня» и «в дыханье ночном». Фет считает, что природа прекрасна сама по себе и не нуждается в дополнительных ассоциациях. Единственное сравнение в стихотворении - «как дым, облака».

7. Основная мысль произведения. Фет был убежденным сторонником «чистого искусства». Его произведения воспевали красоту окружающего мира. Поэт считал, что достигнуть гармонии человечество может только путем наблюдения за природой и перенесением ее законов на себя. Эта мысль отчетливо просматривается в стихотворении «Вечер». Вечерняя природная гармония создает такие же чувства у восторженного наблюдателя.