Константин бальмонт - биография, информация, личная жизнь. Константин Бальмонт ~ биография, фото, личная жизнь, лучшие стихи Краткая биография бальмонта самое главное

Биография

«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю - в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг - все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» - таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет - природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», - вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», - заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют - сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) - не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов - «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг - поэзия «печали, угнетения, сумерек» - хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 - 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт - кумир публики, он - на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия - все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта - импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 - 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт - то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд - впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в селе Гумнищи, расположенном во Владимирской губернии, в семье дворянина. С детства любил природу и фольклор своей родины, увлекался творчеством Пушкина, Некрасова, Кольцова и Никитина. В юности заинтересовался иностранными языками, к которым у него проявились способности. Благодаря этому поэт смог в подлинниках читать западноевропейскую литературу, а также занимался переводами.

Следующим увлечением стали путешествия. Бальмонт посетил многие страны Европы, Азии, Африки и т.д.

Первый сборник сочинений под простым названием «Стихотворения» вышел в 1890 году в Ярославле, однако он был плохо воспринят публикой. Далее публикуются еще три сборника: «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина» - и уже они приносят поэту известность. 1900-1903 гг. - выпускаются сборники «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь» с уже сформировавшейся индивидуально-бальмонтовской системой поэтических образов-символов, в итоге оказавшей влияние на всю поэтику символизма. Именно в них Бальмонт окончательно определился со своим литературным стилем. Это была кульминация славы поэта.

Начиная с 1905 года, когда вышел сборник «Литургия красоты», популярность творчества поэта пошла на спад. Он начал повторяться, в стихах чувствовалась тяжесть и принуждение. Во время революции 1905-1907 гг. К.Д. Бальмонт попробовал себя в политических стихах, основная часть которых вошла в сборник «Песни мстителя».

Чувствуя угасание своей музы, поэт обращается к фольклору (сборники «Зеленый вертоград» и «Жар-птица»), описывает впечатления от своих путешествий («Зарево зорь», «Белый Зодчий»). Однако эти книги уже неинтересны читателям и подвергаются критике.

В 1920 г Константин Дмитриевич переселился во Францию. Он продолжал по-прежнему активно работать, занимался переводами, издавал поэтические сборники. Основной темой его стихов в данный период стали тонкие ностальгические переживания, а центральным образом в эмигрантских сборниках («Марево», «Мое - Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и т. д.) был образ потерянной родины.

Константин Дмитриевич Бальмонт (с ударением на первом слоге – родовое имя, на втором - литературное) – русский поэт, прозаик, критик, переводчик - родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Здесь он жил до 10 лет.

Отец Бальмонта работал судьей, затем - главой в земской управе. Любовь к литературе и музыке будущему поэту привила мать. Семья перебралась в г. Шуя, когда старшие дети пошли в школу. В 1876 году Бальмонт обучался в Шуйской гимназии, но скоро обучение ему надоело, и он все больше внимания стал уделять чтению. После исключения из гимназии за революционные настроения, Бальмонт перевелся в г. Владимир, где учился до 1886 года . Учился в Московском университете на юридическом отделении (1886-1887 гг .; исключен за участие в студенческих беспорядках).

К. Бальмонт впервые опубликовал стихи в 1885 году в журнале «Живописное обозрение» в Петербурге. В конце 1880-х годов Бальмонт занимался переводческой деятельностью. В 1890 году из-за бедственного финансового положения и неудачного первого брака, Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством - выбросился из окна, но остался жив. Получив серьезные травмы, он год пролежал в постели. Этот год оказался продуктивным в творческом плане. Первый стихотворный сборник издал в Ярославле в 1890 году (уничтожил большую часть тиража).

Первоначальную известность получил как переводчик сочинений Б.П. Шелли и Э. По. Переводами (более чем с 30 языков) Бальмонт занимался всю жизнь, классическими стали его переводы пьес Кальдерона, и «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели.

Книги стихов «Под северным небом» (1894 ) и «В безбрежности» (1895 ) близки к импрессионизму, отмечены музыкальной напевностью стиха. Сблизившись с кругом старших символистов (в середине 1890-х гг ., живя в Москве, Бальмонт общается с В.Я. Брюсовым, несколько позже в Санкт-Петербурге – с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, Н.М. Минским), Константин Бальмонт становится одним из наиболее известных поэтов этого направления.

Женившись во второй раз в 1896 году , Бальмонт уезжает в Европу. Несколько лет он путешествует. В 1897 году в Англии читает лекции о русской поэзии.

Своеобразной лирической трилогией являются лучшие его стихотворные сборники – «Тишина» (1898 ), «Горящие здания» (1900 ) и «Будем как Солнце» (1903 ). Восторженная открытость всем явлениям мира, в т.ч. и «демоническим» (особенно заметна в цикле «Художник Дьявол» и в конфискованном цензурой сборнике «Злые чары», 1906 ), способность фиксировать мгновенные переживания, мастерское владение сложными формами стиха, фонетическое богатство речи сделали стихотворения Бальмонта необыкновенно популярными.

С интересом были встречены книги критических эссе - «Горные вершины» (1904 ), «Поэзия как волшебство» (1915 ). Восхищение читателей вызывали знание многих языков и поликультурность поэта, образы экзотических стран (К. Бальмонт побывал в Мексике, Полинезии, Австралии, Японии и др.), репутация активного «жизнетворца» (в т.ч. и в личной жизни, хорошо известной публике).

Однако обилие путевых впечатлений часто мешало глубинному переживанию других культур, в его творчестве они становились с трудом отличимы от друг от друга. Многописание (объёмистые книги новых стихов выходили практически каждый раз) влекло за собой самоповторения, импрессионистические описания природы и души поэта шаблонизировались. И хотя отдельные стихотворения и даже книги были удачны (напр., «Литургия Красоты», 1905 ; «Жар-Птица», 1907 ; «Зарево зорь», 1912 ), критика всё чаще говорила об упадке творчества К. Бальмонта. Не спасали положение и ангажированные выступления К. Бальмонта с политическими стихотворениями. Он не раз подвергался преследованиям, в 1906-1913 гг . он был вынужден жить за границей (преимущественно в Париже), но его революционные стихотворения («Песни мстителя», 1907 , и др.) не соответствуют уровню таланта поэта.

Годы Первой мировой войны и революции К. Бальмонт провел в России. В эссеистической книге «Революционер я или нет» (1918 ) утверждал приоритет личности над социальными преобразованиями. В 1920 году из-за плохого самочувствия третьей жены и дочери, с разрешения советского правительства, уехал с ними во Францию. Больше в Россию он не возвращался. В Париже Бальмонт публикует еще 6 сборников своих стихов, а в 1923 году - автобиографические книги: «Под новым серпом», «Воздушный путь». Там же вскоре выступил с резкой критикой большевистского режима.

В 1920-е гг. и в первой половине 1930-х гг. Константин Бальмонт продолжал много печататься, писал стихи и прозу, переводил польских, чешских, болгарских, литовских поэтов, во время поездок по Европе его выступления имели успех, однако в центрах русской диаспоры Бальмонт уже не пользовался признанием.

С 1937 года психически болен, практически не писал. Константин Бальмонт умер от воспаления легких 23 декабря 1942 года в Нуази-ле-Гран (под Парижем) в приюте «Русский дом» в нищете и забвении.

Бальмонт Константин Дмитриевич - это русский поэт, работавший в направлении символизма, переводчик, эссеист, одна из самых значимых фигур в поэзии Серебряного века. В числе авторов, переводами трудов которых занимался Бальмонт, Эдгар Аллан По , Шарль Бодлер , Уильям Блейк, Оскар Уайльд , Герман Зудерман. Среди его трудов мемуары, трактаты филологической направленности, историко-литературные исследования, критические эссе, поэтические и прозаические сборники. Родился великий поэт во Владимирской области, в селе Гумнищи Шуйского уезда 15 июня 1867 года. Отец Бальмонта служил в Шуйском уездном суде, а мать занималась литературой, устраивала любительские спектакли и выступала в печати. Маленький Бальмонт самостоятельно выучился читать, когда подсматривал за уроками грамоты, которые давала его мама старшему брату. Она же познакомила его с лучшими образцами русской поэзии (Некрасов , Лермонтов , Пушкин).

Спустя 10 лет после рождения Константина Дмитриевича, его семья перебралась в Шую, потому как старших детей пора было отдавать учиться. В 1877 году юный Бальмонт поступил в Шуйскую гимназию, но обучение быстро наскучило ему, хоть он и делал большие успехи в учебе. Будущий поэт все больше времени проводил за чтением, французские и немецкие книги он читал в оригинале. В десятилетнем возрасте он начал сочинять свои первые стихи. В 1884 году Бальмонта исключают из гимназии за участие в революционном кружке и распространение прокламаций «Народной воли». Поэт перевелся в гимназию во Владимире, где жил у учителя греческого языка. Три его стихотворения были напечатаны в журнале «Живописное обозрение», что вызвало у наставника Бальмонта негативную реакцию. Он запретил ему публиковать свои произведения до окончания гимназии. Позже обучение там поэт сравнил с тюремным заключением.

Позже, в 1886 году, Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского государственного университета, но через год был исключен за участие в беспорядках. Попытки получить «казенное образование» продолжились в 1888, но Бальмонт оставил их. В 1889 году поэт издает свой первый «Сборник стихотворений», который не получил никакого отклика общественности, из-за чего Бальмонт уничтожил весь тираж. Расцвет творческой деятельности приходится на 1890-е годы. В это время творец много читает, изучает иностранные языки и совершает путешествия. В 1894 году он переводит «Историю скандинавской литературы» Горна, а в 1897 - «Историю итальянской литературы» Гаспари.

На это время приходится и трагический эпизод жизни поэта - в 1890 году он попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув с окна третьего этажа. Почти год он провел в постели, и это время Бальмонт позже назвал невероятно продуктивным и жизнерадостным. В 1894 году поэт издает свой стихотворный сборник «Под северным небом», публикует свои труды в таких издательствах, как «Скорпион», «Весы». В 1895 и 1898 появляются две новые книги - «В безбрежности» и «Тишина». 1896 год - поездка за границу, в Европу. В это время он путешествует, читает в Англии лекции о русской поэзии. Событие 1901 года сделало его героем в Санкт-Петербурге. Бальмонт участвует в массовой демонстрации студентов, немного позже в зале Городской думы он читает стихотворение «Маленький султан», где присутствует критика политического режима в России. В 1903 выходит четвертый поэтический сборник Бальмонта под названием «Будем как солнце». Он завоевал большую популярность у читателей и принес автору успех. В 1905 году Константин Дмитриевич вновь выезжает за границу, посещает Мексику, Калифорнию.

В 1905 году Бальмонт принимает активное участие в революционных действиях, читает стихи и лекции студентам. Его увлеченность революцией была неглубокой, в 1906 году поэт уезжает в Париж. Сборники его стихов запрещают в России, среди них «Песни мстителя», «Злые чары», «Зеленый вертоград». В Россию Бальмонт возвращается только в 1915 году. Тогда же выходит его теоретический этюд под названием «Поэзия как волшебство», который можно расценивать как продолжение декларации «Элементарные слова о символической поэзии», выпущенной в 1900. Здесь Бальмонт пишет о сущности и предназначении лирической поэзии, говорит о «заклинательно-магической» силе слова. В эти годы поэт пишет больше 200 сонетов, из которых составляет сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны». Многие критики обвиняли автора в однообразии творчества и избытке «банальных красивостей».

Бальмонт тепло принимает революцию 1917 года, но быстро разочаровывается в новой власти. В 1920 году он совершает последний переезд во Францию, где пишет несколько негативных статей о большевиках и новом режиме. В Париже Константин Дмитриевич публикует несколько поэтических сборников («Дар Земле», «Светлый час», «Марево»), в 1923 году - мемуары «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Бальмонт тосковал по родной стороне, жалея, что навсегда покинул ее. Эта тема часто поднимается в его стихах. В те годы здоровье творца становится все хуже, возникают финансовые проблемы. У него обнаруживают серьезное психическое расстройство. Его жизнь оборвалась 23 декабря 1942 года от воспаления легких, в Нуази-ле-Гран. Бальмонт стал первым представителем символистской поэзии, который получил всероссийскую славу. Его поэзия отличалась невероятной музыкальностью, воздушностью и красотой.

Родился 15 июня (3 июня по старому стилю) 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой дворянской семье. Его отец был служащим, мать устраивала любительские спектакли и литературные вечера, выступала в местной печати.

В 1886 году Бальмонт поступил на юридический факультет Московского университета , в 1887 году был исключен за участие в студенческих беспорядках. В 1888 году он был вновь принят в университет, но вскоре вынужден был его оставить вследствие сильного нервного расстройства. Учился несколько месяцев в Демидовском юридическом лицее в Ярославле.

Стихи впервые опубликовал в 1885 году, его первый стихотворный сборник был издан в Ярославле в 1890 году. Издание не вызвало интереса ни в литературных кругах, ни среди родственников поэта, поэтому он сжег почти весь тираж книги.

Следующий его сборник «Под северным небом» вышел в 1894 году в Санкт-Петербурге. Бальмонт стал вскоре одним из лидеров символистского движения (одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX-XX веков) и приобрел большую популярность как символист. Один за другим вышли его сборники стихотворений «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1903), «Литургия красоты. Стихийные гимны» (1905).

В этот период поэт много путешествовал. В 1902 году он уехал за границу и жил преимущественно в Париже, совершая поездки в Англию, Бельгию, Германию, Швейцарию и Испанию. В январе 1905 года он отправился (из Москвы) в Мексику и Калифорнию. Его очерки о Мексике, наряду с выполненными им вольными переложениями индейских мифов и преданий, составили впоследствии книгу «Змеиные цветы» (1910).

Бальмонт откликнулся на события первой русской революции (1905-1907). Его революционная поэзия представлена в книгах «Стихотворения» (1906; конфискована полицией) и «Песни мстителя» (Париж, 1907; запрещена к распространению в России). В конце декабря 1905 года, опасаясь расправы со стороны властей, Бальмонт нелегально покинул Россию.

В этот период в его стихах проявилась также национальная тема. Увлечение Бальмонта русской и славянской стариной впервые нашло отражение в поэтическом сборнике «Злые чары» (1906; книга арестована цензурой из-за «богохульных» стихотворений). Обработанные поэтом фольклорные сюжеты и тексты составили сборники «Жар-птица. Свирель славянина» (1907) и «Зеленый вертоград. Слова поцелуйные» (1909). В сборнике «Зовы древности» (1909) поэт представил «первотворчество» различных (не славянских) народов, образцы ритуально-магической и жреческой поэзии.

С 1906 года Бальмонт жил в Париже, путешествуя оттуда в разные страны. Весной 1907 года он посетил Балеарские острова, в конце 1909 - начале 1910 года - Египет. Многочисленные очерки Бальмонта о Египте составили впоследствии книгу «Край Озириса» (1914). В 1912 году поэт совершил 11-месячное путешествие по южным странам, посетил Канарские острова, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, Полинезию, Цейлон, Индию. Это путешествие отразилось также в его стихотворном сборнике «Белый зодчий. Таинство четырех светильников» (1914).

Бальмонт также писал литературно-критические статьи, эссе, посвященные русским и западноевропейским поэтам, путевые очерки: «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908); «Морское свечение» (1910).

О начале Первой мировой войны он узнал летом 1914 года в местечке Сулак на берегу Атлантического океана. В июне 1915 года через Англию, Норвегию и Швецию Бальмонт вернулся в Россию. В конце 1915 года вышла его книга «Поэзия как волшебство» - трактат о сущности и назначении лирической поэзии.

В конце 1915 года и весной 1916 года он ездил с лекциями по волжским, уральским и сибирским городам. В мае 1916 года посетил Японию. В этот период жанр сонета стал доминирующим в его лирике. 255 сонетов, написанных им за годы войны, составили сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917).

Бальмонт известен и как переводчик. Главный его труд в этой области - перевод Перси Биши Шелли, с 1893 года выходивший в Санкт-Петербурге в семи выпусках, а в 1903-1905 годах изданный в переработанном и дополненном виде в трех томах.

В 1920 году, не приняв революцию, Бальмонт эмигрировал из России, жил в Париже либо в небольших поселках на берегу Атлантического океана.

За границей он выпустил сборники стихов «Дар Земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое ‒ Ей. Стихи о России» (1923), «В раздвинутой дали» (1930), «Северное сияние» (1923), «Голубая подкова» (1937). В 1923 году опубликовал две книги автобиографической прозы - «Под новым серпом» и «Воздушный путь».

Бальмонт переводил чешских, болгарских, литовских, польских поэтов, в 1930 году опубликовал стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».

Бальмонт Константин Дмитриевич хронологическая таблица жизни и творчества русского поэта-символиста, одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

Константин Бальмонт хронологическая таблица

1867, 3 (15) июня – родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Біл третьим из семерых сыновей.

1876 – поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии

1884 – вынужден уйти из 7 класса гимназии за принадлежность к нелегальному кружку. Переводится в гимназию города Владимира.

1885 – напечатаны первые три стихотворения в петербургском журнале «Живописное обозрение» (декабрь).

1886 –поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником

1887 – исключен из университета за участие в студенческих беспорядках, выслан в Шую.

1887–1889 – занимается переводами немецких и французских авторов.

1890 – издает на собственные деньги первый «Сборник стихотворений».

1892 – первая поездка в Петербург. Знакомство с Н.М.Минским, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус.

1894 – сборник «Под северным небом».

1895 – сборник «В безбрежности».

1896 – поездка в Западную Европу. Посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию.

1897 – читает в Англии в Оксфорде лекции по русской поэзии.

1899 – избран членом Общества любителей российской словесности.

1900 – сборник «Горящие здания».

1901 – выслан из Петербурга.

1902 – четвертый сборник стихов «Будем как Солнце»

1903 – сборник «Только любовь. Семицветник».

1904–1905 – выходит собрание стихов в двух томах (издательство «Скорпион»).