Физико географическое положение материка африка. Африка: физико-географическое положение и исследование материка. Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Разделы: География

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Цели и задачи урока:

  • познакомить с физико-географическим положением Африки;
  • научить давать характеристику ФГП материка;
  • показать особенности береговой линии материка;
  • продолжить формировать умение работать с картами.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: Карта полушарий и физическая карта Африки, атласы, контурные, ментальные карты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

План урока

  1. Создание образа материка
  2. Практическая работа
  3. Закрепление

Хорошо, когда изучение материка начинается с небольшого, но яркого и эмоционального рассказа с демонстрацией слайдов, фотографий, опережающих заданий и т. д. и т. п.

Слово учителя

Ребята, все Вы с детства помните стихотворение Корнея Чуковского “Доктор Айболит”. Давайте, вспомним его… Итак, сегодня мы приступаем к изучению Африки. Кто из Вас может показать Африку на карте полушарий?

Запишите число и тему урока.

Среди других континентов Африка занимает особое место. Вторая по площади – 1/5 суши нашей планеты. Африка - континент контрастов. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Вопросы к классу

Ребята, скажите Африка это часть света или материк? (и часть света и материк)

К какому древнему материку принадлежит Африка? (Гондвана)

Слово учителя

“Африка – неизгладимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров

в какой -– нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Пришельцу покажутся поистине удивительными многие обычаи и быт африканцев…” (В. Корочанцев).

Какие вы знаете стихотворения об Африке? (примеры)

И снова думать я стал о тебе, моя Африка
Родина, древний очаг фараонов,
Земля пирамид, созданных чьей-то непостижимой волей.
Африка, родина, словно Луна, ты плывешь, развернув свой парус.
Но куда?

Я под звездами неба в раздумье сидел,
И луна над моей головой проплывала
Спокойно и неторопливо
Словно лодка под парусом, тихо плыла
Известным путем, принимая покорно
Начертанный свыше удел,
Не сомневаясь ни в чем,
Не пытаясь что-либо менять
В своей безмятежной судьбе.

Для учащихся звучит песня из телефильма А. Рыбникова на слова Ю. Михайлова про “Красную шапочку”.

Слово учителя

Для вас отзвучала известная песня.

Она приглашает в добрый и чудесный мир.

Мы в Африку с вами отправимся ныне,

Но кто объяснит это странное имя?

Откуда название “Африка” взято?

Найдите ответ в своих книгах, ребята. (см. учебник стр. 110)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” - безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Как нам добраться до поставленной цели?

Готовы ли вы? Правильно сели?

Короток путь до нее, иль велик

Нас ждет замечательный материк

А на пути возникают проблемы

Ну почему такова наша тема?

Мы же в Евразии братцы живем,

А Африку раньше других познаем.

(Дети формируют ответ, учитель обобщает : самый жаркий материк; имеет самую большую пустыню; разнообразные природные комплексы; крупнейшие массивы экваториальных лесов; самую длинную реку Нил; реку, пересекающую экватор дважды – Конго, она и самая полноводная; место обитания крупных млекопитающих – слонов, бегемотов, носорогов, жирафов…; на Африканском континенте найдена совершенно фантастическая находка – костные останки возрастом 130 000 лет. (смотри журнал “Знание сила”. Август 1989г.)

Ну, а сейчас у меня предложение: поговорим о ее географическом положении. Определение географического положения материка является первой учебной задачей при его изучении, и необходимо показать способы ее решения.

Практическая работа

см. План описания географического положения материка в учебнике стр. 311.

Прием определения географического положения материка

План Состав приема Ожидаемый ответ
1.Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальному меридиану

б) положение по широте и протяженность с севера на юг.

в) положение по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков

б) относительно океанов.

1. Определить положение материка на градусной сетке:

а) положение относительно экватора и нулевого меридиана, в каком полушарии находится и в какой его части

б) Между какими градусами широты расположен, координаты крайних северной и южной точек, протяженность с севера на юг в градусах и в километрах.

в) Между какими градусами долготы расположен, координаты крайних западной и восточной точек, протяженность с запада на восток в градусах и километров.

2. Определить положение относительно других объектов:

а) какие материки расположены поблизости, в каком направлении, как отделяются?

б) Океаны, образованные ими моря, заливы и проливы, омывающие материк, характер береговой линии.

а) Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно, материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а меньшая – в западном полушариях.

б) Африка расположена между 37 о с. ш. и 35 о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками. Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 о с. ш.; крайняя южная точка – м. Игольный – 35 о ю. ш. Протяженность с севера на юг по 20 о в. Д. составляет (32 о +35 о) Х 111 км =3774 км; приблизительно в 2 раза больше, т. е. около 7500 км.

в) Африка расположена между 17 о з. д., крайняя западная точка – м. Альмади - 17 о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун – 51 о в. Д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет (43 о – 9 о) Х 111 км = 34 о Х 111 км = 3774 км; в самой широкой части вдоль 20 о с. ш. приблизительно в 2 раза больше,т. е. около 7500 км.

а) Африка расположена очень близко от Евразии, на юго – западе от нее, и отделяется узким Суэцким перешейком, по которому проложен Суэцкий канал.

б) С севера Африка омывается Средиземным морем и отделена от Европы очень узким Гибралтарским проливом; с запада – Атлантическим океаном, который образует в экваториальной части большой Гвинейский залив; с востока – водами Индийского океана и Красного моря. Береговая линия материка слабо изрезана.

2. Устная работа по выполнению второго пункта плана может сочетаться с заполнением контурной карты или контура материка вычерченного в тетради.

3. После того как все описания ФГП материка сделано, следует подвести итог работы.

Открытие и исследование материка.

Перед рассказом об истории исследования материка учитель спрашивает учащихся, каких путешественников по Африке они знают, что читали об этом?

1. Изучение этого пункта происходит на основании сообщений заранее подготовленных учащихся, используя дополнительный материал. Например:

Бартоломеу Диаш

Португальский мореплаватель, обучавший многих своих спутников искусству мореплавания. Впервые его имя было упомянуто в кратком официальном документе в связи с освобождением его от уплаты пошлин на слоновую кость, привезенную с берегов Гвинеи. В 1481 г. он командовал одним из судов, отправленных к Золотому берегу. В этой экспедиции участвовал и безызвестный тогда Христофор Колумб. В 1487 г. он вновь отправился вдоль берегов Африки. Достиг мыса Доброй Надежды. Но команда потребовала повернуть назад, и Диаш подчинился.

При подготовке новой экспедиции в Индию, Диаш руководил строительством кораблей. Главой экспедиции назначили Васка да Гаму. Диаш сопроводил суда Гамы до островов Зеленого Мыса.

Васко да Гама

Этому человеку посчастливилось осуществить мечту многих мореплавателей – достиг далекой Индии. И вернулся оттуда прославленным и богатым вельможей. Он был военным и придворным не в меньшей степени, чем мореплавателем.

Весной 1494 г. Гама получил приказ четыре корабля и 170 человек, отплыл из Португалии к берегам Африки. Спустя четыре месяца обогнув мыс Доброй Надежды и пришел к восточному берегу Африки. Спустя 26 месяцев с грузом товаров и пленников вернулся назад. В 1524 г. ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Но, пробыв в Индии 3 месяца, да Гама заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя, мудрого руководителя и хорошего администратора.

2. На основе текста учебника заполнить таблицу (выполнить дома)

Закрепление.

1. Предлагаю игру: ученики заканчивают предложение.

Африка по середине пересекается …

Нулевой меридиан пересекает Африку с …

Африку омывают океаны, их по количеству …

С севера материк омывается …

Восточной крайней точкой материка считается …

Гвинейский залив расположен с … материка.

Самый большой остров близ берегов Африки…

2. Географические задачи

Как объяснить происхождение географических названий западного побережья Африки?

После успешной экспедиции Бартоломеу Диаша южная оконечность Африки получила название мыс Доброй Надежды. На что надеялись Б. Диаш и его последователи?

Все молодцы! Поработали славно. Теперь переходим к домашнему заданию.

Домашнее задание: параграф №24,ответить на вопросы в конце параграфа; заполнить таблицу; задания по к/к: подписать объекты береговой линии.

Литература

  1. О. В. Крылова Уроки географии. М., Пр., 1990.
  2. Н. А. Никитина Поурочные разработки по географии 7 класс М., 2005.
  3. О. В. Крылова материки и океаны. М., Пр., 2002.
  4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев География материков и океанов 7 класс М., Фрофа 2004.
  5. С. А. Огурцов Географические названия Омск, 1961.

Разработка позволяет учить давать характеристику ФГП материка, продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательная задача урока – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся, прививать интерес к географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсы учителей географии.

Урок географии

по теме: «Физико-географическое положение Африки. Исследование материка».

Учитель географии Смирнова В.В.МОУ СОШ №1, п. Селижарово.

Тверь, 2008 г.

Цель урока:

Познакомить с физико-географическим положением Африки.

Познакомить с историей развития материка Африки.

Задачи урока:

Образовательные – научить давать характеристику ФГП материка.

Развивающие – продолжить формировать умения работать с картами, умения самостоятельно добывать знания; анализировать, делать выводы; способствовать расширению кругозора и познавательной активности учащихся.

Воспитательные – способствовать воспитанию чувства ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, формированию артистических способностей учащихся???, развивать интерес к географии.

Способы мотивации: сегодня мы должны узнать географическое положение материка и его историю для того, чтобы при путешествии в другие страны Вы могли ориентироваться в новом месте (возможность предположить особенности природы территории по ее ФГП)

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование : карта полушарий, физическая карта Африки, атласы, учебники, презентации и рисунки детей .

Ход урока.

Организация класса. – (1 мин.)

Знакомство с физико-географическим положением материка. (15 мин.)

Вступительная беседа.

Среди других континентов Земли Африка занимает особое положение. По своим размерам Африка уступает лишь Евразии: ее площадь составляет 29,2 млн. км 2 , или 1/5 суши нашей планеты. Африка – континент контрастов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни. Снежные шапки поднимаются над просторами саванн. В Африке протекает самая полноводная река восточного полушария (посмотрите на карту и назовите ее) – река Конго (Заир), и самая длинная река мира (определите ее по карте) – река Амазонка. В географическом отношении Африка изучена не полностью, еще предстоит изучить глубинные районы тропических лесов.

Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Африки. Посмотрите на доску и прочитайте тему урока. Попробуйте составить план изучения темы.

(выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).

А теперь сравните наш план с планом изучения физико-географического положения материка, предложенным в учебнике.

Затем учащиеся читают каждый пункт плана и вместе с учителем ищут ответ. При этом учителю следует оказывать помощь в определении видов карт, какими следует пользоваться. В дальнейшем, описывая ФГП материков, учащиеся должны уже сами определять, какой картой необходимо пользоваться, чтобы ответить на вопрос.

На экране план описания ФГП материка и схема контура Африки. Протяженность учащиеся высчитывают у доски (можно вызвать слабого ученика).

План описания ФГП материка:

3. В каких климатических поясах расположен материк? – это следствие

План описания ФГП Африки

(совместная работа учителя и учащихся) :

Учитель. 1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.

Дети. Относительно экватора – Африка пресекается экватором посередине. Ее крайние точки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.

Относительно нулевого меридиана – начальный меридиан проходит на западе Африки.

Большая часть Африки расположена между тропиками в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах.

Следовательно, большая часть Африки находится к северу от экватора. можем предположить смену ПТК с С на Ю

Учитель. 2. Найдите координаты крайних точек материка в градусах и протяженность материка в километрах с севера на юг и с востока на запад.

Презентация.

Дети. Северная – м. Бен-Секка ()

Южная – м. Игольный ()

Западная – м. Альмади ()

Восточная – м. Рас-Хафун ()

Протяженность с Севера на Юг - __________ км., _______________ градусов

Протяженность с Востока на Запад - ____________ км., _______________ градусов.

Вывод?п.3

Учитель. 3. В каких климатических поясах расположен материк?

Дети. В экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах. Лишь северная и южная окраины ее заходят в субтропические пояса.

Учитель. 4. Определите, какие океаны и моря омывают материк?

Дети. С запада – Атлантический океан.

С востока – Индийский океан.

Моря: Средиземное море отделяет Африку от Евразии, Красное море –

Главное – течения и их влияние на природу, вывод об их влиянии

Учитель. 5. Как расположен материк относительно других материков?

Дети. Африка теснее, чем другие Южные материки, связана со своим соседом – Евразией. В результате в растительности и животном мире Северной Африки, Южной Европы и Юго-Западной Азии много общего.

После того как все описание ФГП материка сделано, следует подвести итого работы. При этом, в зависимости от способностей учеников, можно предложить ответить на один пункт плана или дать задание полностью описать ФГП Африки одному учащемуся.

С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.

Африка посередине пересекается меридианом (20 в.д.)

Нулевой меридиан пересекает Африку с (запада)

Африку омывают океаны, (Атлантический и Индийский)

С севера материк омывается Средиземным морем).

Восточной крайней точкой материка считается ()

Гвинейский залив расположен с ______________________материка.

Самый большой остров близ берегов Африки (остров Мадагаскар).

III. Открытие и исследование материка – (10 мин.) (с этого можно и начать).

Изучение этого пункта урока следует начать с изучения карт мира Ал-Идриси, Птолемея. Что знали об Африке во времена этих картографов, какие территории были известны, где находились границы известного, как объяснить названия африканского побережья, почему далее изучение не происходило, какое название имела Африка?

Рассказ учителя:

История открытия материка:

Объяснение названия материка «Африка»:

Дальнейшее открытие и исследование материка следует изучить на основе сообщений заранее подготовленных учащихся или с помощью учебника .

Выступления учеников – 2 выступления по 3 мин. (6 мин.)

Васко да Гама.

Родился он в Синише, получил образование в Эворе, изучал искусство навигации.

После открытия в 1488 мыса Доброй Надежды Бартоломеу Диашем и получения сообщения от Перу ди Ковильямы, что он по суше добрался до Индии, король Жуан II приказал построить суда и направить их для поиска морского пути в Индию, однако умер в 1495. Его преемник Мануэл I в первые годы правления стремился упрочить свои позиции, чтобы осуществить планы Жуана. В 1497 он приказал отправить экспедицию под руководством Васко да Гамы. Флотилия состояла из флагмана «Сан-Габриел», корабля «Сан- Рафаэл» (капитаном которого был брат Васко да Гамы Паулу) и двух судов меньших размеров.

Васко да Гама вышел из Лиссабона 8 июля 1497, от островов Зеленого Мыса взял курс на запад, затем повернул на восток и, описав большую дугу, достиг африканского побережья близ мыса Доброй Надежды. После стычек с местным населением на крайнем юге Африки продолжил плавание и обогнул мыс Доброй Надежды. На восточном побережье Африки вступил в конфликт с местными арабскими правителями. Многие участники экспедиции погибли от цинги. В арабском порту Малинди португальцев встретили дружелюбно. Васко да Гама нанял опытного лоцмана, под руководством которого флотилия пересекла Индийский океан и 20 мая 1498 достигла Каликута на Малабарском берегу Индии.

На обратном пути флотилию преследовали штормы. Во время одного из них «Сан-Рафаэл» был сильно поврежден, и его пришлось бросить (как и еще одно небольшое судно). Васко да Гама высадился на о.Терcейра в Азорском архипелаге, чтобы похоронить брата Паулу, и в один из августовских дней 1499 прибыл в Лиссабон. Вместе с ним вернулись 55 оставшихся в живых участников экспедиции (из 170). На родину был доставлен ценный груз – перец и другие восточные пряности. Так закончилось самое продолжительное путешествие того времени, увенчавшееся открытием морского пути из Европы в Азию. Таким образом, если благодаря плаваниям Колумба были обнаружены обширные земли Нового Света, то Васко да Гама открыл для Европы богатства и ресурсы Азии. Король Мануэл пожаловал ему дворянский титул, а позднее – звание адмирала Индии.


Краткая биография исследователя, путешественника

Егора Ковалевского.

По окончании курса в Харьковском университете,

Служил в горном департаменте, затем на алтайских и

Уральских заводах. В 1837 году Ковалевский был отправлен, по просьбе владыки Петра, в Черногорию для отыскания и разработки золотоносных пластов. В 1839 году участвовал в хивинской экспедиции графа Перовского. В 1847 году, по приглашению египетского вице-короля Мегмета-Али, произвел геологические изыскания в Северо-Восточной Африке. Ковалевский одним из первых высказал верную догадку о положении источников Белого Нила, точно определенных значительно позже. В книге Ковалевского "Путешествие во внутреннюю Африку" (СПб., 1849; 2-е изд., 1872) дано описание Абиссинии. В 1849 году Ковалевский сопровождал духовную миссию в Пекин и настоял на пропуске наших караванов по удобному "купеческому тракту", вместо почти непроходимых аргалинских песков; это доставило удобства для торговли и обогатило географические сведения о Монголии. При посредстве Ковалевского был заключен кульджинский трактат 1851 года. В начале 1853 года, при нападении Омера-паши на черногорцев, Ковалевский был отправлен в Черногорию комиссаром. Во время Крымской кампании Ковалевский оставался в штабе князя М.Д. Горчакова до октября 1855 года и собирал материалы для истории этой осады. В 1856 году князь А.М. Горчаков поручил Ковалевскому управление азиатским департаментом. В 1861 году Ковалевский назначен сенатором. В 1856 - 1862 годах Ковалевский был помощником председателя Императорского географического общества. В молодости он написал "Думы о Сибири" (СПб., 1832) и трагедию "Марфа-Посадница" (ib., 1832), но убедившись, что стихи ему не даются, перешел к прозе.

IV. Практическая работа – (10 мин.)

Задание: обозначить на контурных картах, определить и указать географические координаты крайних точек Африки; подписать объекты береговой линии:

Проливы: Гибралтарский, Мозамбикский.

Мысы: Рас-Энгеля, Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Доброй надежды.

Канал: Суэцкий.

Полуостров: Сомали.

Острова: Мадагаскар, Сокотра.

Заливы: Гвинейский.

Моря: Красное, Средиземноморское.

Итог урока – вывод о влиянии ФГП на природу материка, предположения о возможных особенностях его прирды.

Домашнее задание (вариативное). Выставление оценок.- (3 мин.)

Вариант №1. Дополнить представленную таблицу.

Генри Стенли

США

19 век

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РАЗДЕЛ II . Материки, океаны и страны мира ЕВРАЗИЯ Тема: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРАЗИИ. Практическая работа № 4 «Определение физико-географического положения материка по физической карте. Оформление Ф.Г.П. на к/ к.» учитель географии ГОУ СОШ №406 Тырнова Т.В.

Общая характеристика Евразии. S = 55 млн.км

S = 55 млн.км А З И Я Европа

Самая высокая точка материка г.Джомолунгма (Эверест 8848м.) Самое глубокое озеро Байкал

7 495 м. 8848м. 5642м. Пик Коммунизма Эльбрус Джомолунгма

На формирование природы материка огромное влияние оказывает его географическое положение. Географическое положение – это положение относительно экватора. начального меридиана, тропиков, и полярных кругов. Протяженности по широте и долготе. Положение относительно океанов и других материков.

Последовательность изложения физико-географического положения (Ф.Г.П) материка, по плану. (используйте приложение на стр.334 учебника) - Кроме практической работы на к/ к, учащийся должен сдать зачет ФГП материка устно, демонстрируя рассказ по карте!!!

ЗАПИШИТЕ в тетрадь!!! Относительно экватора, материк Евразия находиться полностью в Северном полушарии. Относительно «О» меридиана большая часть лежит в Восточном полушарии…… Материк на юге пересекается северным тропиком (тропик Рака). На севере материк пересекает Северный Полярный круг. I этап Практической работы по к/карте. Расположение материка относительно важнейших линий градусной сети: экватора, «0» меридиана (до 180 д.), тропиков, полярных кругов.

экватор «о» меридиан Тропик Рака Северный полярный круг Найди в атласе…….обозначь на к/ к.

II этап Практической работа по к/карте. Определение крайних точек материка. Последовательность действий: - Найдите самые крайние точки материка на физической карте,а затем и на к/ к. - Крайнюю точку обозначьте - подписав ручкой. - В условных обозначениях укажи координаты найденной вами точки.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?)

Определение протяженности материка: в градусах и километрах……… Последовательность действий: а) Протяженность с З В, по 40 с.ш. = ______________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =_________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по Экватору = 111км. , а по 40 параллели = ___________.

Последовательность действий: б) Протяженность с Ю С, по 100 в. д.= ____________ - вычислить величину отрезка в градусах =_________ - перевести градусы в километры =________ ВСПОМНИ, что величина дуги 1 градуса по «о» меридиану = 111км. , а по 100 меридиану =_______.

Мыс Челюскин Мыс Пиай Крайние точки: Северная–м.Челюскин(?) Южная – м. Пиай (?) Восточная –м. Рока (?) Западная – м.Дежнева (?) Подпиши расстояния……..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока...

Географическое положение и история исследования материка «Евразия».

Учитель: Дёмин Алексей СергеевичУМК: География материков и океанов. В двух частях. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М: «Русское слово» 2010.Класс: 7Тема урока: Географическое положение и история...

Модуль для изучения географического положения материка Евразия

Материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся при изучении темы "Евразия. Географическое положение"...

  1. Внутренние воды.

  2. Государства и столицы

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  1. Внутренние воды.

  2. Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Положение материка по отношению к тропикам

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Определить в каких климатических поясах расположен материк

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.

Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока : Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока

    Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

    Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

    Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся : Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся .

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!

У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.

(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести арт обстрел и проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда будет результат.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий - они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  1. Внутренние воды.

  2. Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы

Посмотрите что стоит первым вопросом и почему?.

Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.

Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.

Коль к планете нашей приглядишься

Из ракетной различишь дали

Материк имеет форму сердца

Ярко- красный цвет его земли

О каком материке идет речь?

Ответ: Африка

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.

В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА ДОСКЕ)

ФГП МАТЕРИКА АФРИКА

Оборудование: карты атласа, учебник, план-алгоритм .

Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы,о нем обязательно можно будет сказать, что оно самое, самое…

Каждый материк имеет определение со словом самый.

Евразия – самый?...(большой).

Антарктида – самый?...(холодный).

Африка – самый?...(жаркий).

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….

    Африка – самый жаркий материк

    Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)

    Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)

    Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари

    Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С

    Африка – самый жаркий материк

    Самый древний (Да! Ученые все больше склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

    Самый большой по площади после Евразии (СЛАЙД)

Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км 2

(СЛАЙД) Название АФРИКА

    (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).

    Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.

3.В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на стр.311(УЧЕБНИК)

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Положение материка по отношению к тропикам

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Определить в каких климатических поясах расположен материк

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Работы много, поэтому будем работать по группам.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Средний ряд – 2 группа – РИ

Ряд у стены – 3 группа - КА

А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ- КА

Решение проблемы:

(СЛАЙД) Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)

Ряд у окна – 1 группа – АФ

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Средний ряд – 2 группа – РИ

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Ряд у стены – 3 группа - КА

3.Положение материка по отношению к тропикам.

Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

(СЛАЙД) 4. Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Средний ряд – 2 группа – РИ

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Ряд у стены – 3 группа - КА

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

(СЛАЙД) 5. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Протяженность Африки север - юг:

Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.

Средний ряд – 2 группа – РИ

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10 0 с.ш.

14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Ряд у стены – 3 группа - КА

(СЛАЙД) ВЫВОД. От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий. .

(СЛАЙД) 6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Высокие температуры весь год.

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.

(СЛАЙД) 7. Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным.Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан

Элементы береговой линии есть на ваших карточках- алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к

      Гибралтарский пролив

      Средиземное море

      Суэцкий канал

      Красное море

      Баб- эль-Мандебский пролив

      Аденский залив

      Сомали (полуостров)

      Индийский океан

      Мозамбикский пролив

      о. Мадагаскар

      Атлантический океан

      Гвинейский залив

      Канарские острова

Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.

(СЛАЙД) 9.Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая груши

Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

(СЛАЙД)ТЕСТ

    Крайней западной точкой материка является:

    Экватор пересекает Африку:

    Материк омывается на востоке водами океана:

    Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?

Имеет выгодное физико-географическое положение.

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»

Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии

Звучит музыка

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).


Похожие документы:-географического положения Африки. Научиться определять физико -географическое положение материка по ... тропикам): По отношению к экватору - пересекается материк линией экватора или...




  1. Климат.

  2. Внутренние воды.

  3. Почвы.



  4. Государства и столицы










  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы
План характеристики физико-географического положения материка.

  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение материка по отношению к тропикам

  4. Крайние точки, их координаты.

  5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

  7. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  8. Положение материка по отношению к другим материкам.

  9. Особенности физико-географического положения материка.

Урок–практикум по географии в 7-м классе на основе интеграции алгоритмической и проблемно поисковой технологий.

Тема урока: "Физико-географическое положение материка Африка"

Цель урока : Выявить особенности географического положения материка Африка.

Задачи урока


  • Образовательные: Продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам.

  • Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

  • Развивающие: Развивать мышление школьников, для чего предусмотреть создание на уроке проблемной ситуации и обучение учащихся её решению: организовывать свою учебную деятельность и работать в заданном темпе; использовать, ранее приобретённые ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации; свертывать полученную информацию и записывать её в тетрадь; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, учебники, типовые планы, контурные карты, фонограмма «Звуки Африки»

Тип урока : Изучение нового материала.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эврестическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся : Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: градусная сетка, определение географических координат (география); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: Приобретение знаний об особенностях географического положения материка Африка. Закрепление умений работать с картами атласа, типовым планом-алгоритмом, контурной картой.

Ход урока

Организационный момент.

Подготовка к изучению нового материала: актуализация знаний учащихся .

– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…

Для этого мне понадобиться ваша помощь.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Будем мыслить, изучать

И открытья совершать.

Ребята, вы готовы к этому? Итак, вперёд!


У Вас на столе листочки с улыбками или без улыбки. Выберите ту, которая бы отразила ваше настроение.

(рефлексия с начала урока и в конце урока - итог)

На уроках географии в 7 классе мы рассмотрели общие закономерности природы нашей планеты. На прошлом уроке мы перешли к изучению материков.

Я предлагаю провести арт обстрел и проверить ваши знания. За 3 правильных ответа и работу на уроке как всегда будет результат.

Вспомните, пожалуйста, что называется материком?

Ответ: Материки - значительные участки суши, со всех сторон окруженные океаном.

Какие вы знаете материки? Покажите их по карте.

Ответ: Материки: Африка, Австралия, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида, Евразия.
В предыдущей теме мы рассмотрели общие закономерности природы южных материков, которые подчинены закономерностям развития географической оболочки.

Какие материки относятся к южным материкам?

Ответ: К южным материкам относят Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду.
Все ли материки расположены полностью в южном полушарии?
Ответ: Нет. Австралия и Антарктида полностью лежат в южном полушарии, а Африка и Южная Америка лежат и в южном и в северном полушария.

Почему Африку, Австралию, Южную Америку, Антарктиду мы относим к южным материкам?

Ответ: Все четыре материка имеют общую историю развития природных условий - они были частью единого материка Гондваны.

На прошлом уроке мы познакомились с планом (алгоритмом), по которому будем изучать каждый материк.

План характеристики материка.


  1. Физико-географическое положение материка.

  2. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

  3. Климат.

  4. Внутренние воды.

  5. Почвы.

  6. Природные зоны. Растительный и животный мир.

  7. Население. Хозяйственная деятельность.

  8. Государства и столицы
Посмотрите что стоит первым вопросом и почему?.

Ответ: Первый вопрос плана: физико-географическое положение.
Частная задача к первому действию алгоритма.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Ответ: Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Физико-географическое положение материка – это положение материка относительно поверхности Земли, других географических объектов, оказывающих влияние на его природу.
Коль к планете нашей приглядишься

Из ракетной различишь дали

Материк имеет форму сердца

Ярко- красный цвет его земли


О каком материке идет речь?

Ответ: Африка

Тема нашего урока: Физико-географическое положение материка Африка. И сегодня на уроке мы определим местонахождение материка Африка на земном шаре.

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа, Фронтальное обсуждение. Мы будем сегодня выполнять практическую работу.

В тетрадях для практических работ записываем тему.(НА ДОСКЕ)

ФГП МАТЕРИКА АФРИКА

Оборудование: карты атласа, учебник, план-алгоритм .

Прежде чем продолжить работу запишем Д\З §24, к.к

Какое бы место на нашей планете мы с вами не изучали бы,о нем обязательно можно будет сказать, что оно самое, самое…

Каждый материк имеет определение со словом самый.

Евразия – самый?...(большой).

Антарктида – самый?...(холодный).

Африка – самый?...(жаркий).

Чтобы вы назвали еще в Африке самое….



  • Самая великая пустыня – Сахара (7,82 млн. км²)

  • Самая длинная река мира – Нил с Кагерой (6671 км)

  • Самое обширное песчаное пространство – пустыня Калахари

  • Самая высокая температура на Земле – Эль-Азизия (Ливия) +58°С

  • Африка – самый жаркий материк

  • Самый древний (Да! Ученые все больше склоняются к мысле о том, что именно Африка представляет собой прародину человечества. Каждый землянин может сказать «Я родом из Африки»)

  • Самый большой по площади после Евразии (СЛАЙД)
Площадь (СЛАЙД) S Африки – 29,2 млн. км² (1\5 часть суши) –ЭТО БЕЗ ОСТРОВОВ

А с островами часть света Африка – 30,3 млн. км 2

(СЛАЙД) Название АФРИКА


  1. (от лат. Afrikus – безморозный, не знающий мороза).

  2. Слово “Африка”, как полагают ученые, происходит от названия берберского племени “Афригии”, которое жило на севере материка. В последствии это название распространилось на весь материк.
3.В XVI в. ученый Мухаммед аль-Вазан писал что названия «Африка» (по-арабски «Ифрика») происходит от слова «фарака» которое означает «разделить». Возможно, что в названии материка заложено именно это содержание, так как Красное море отделяет Африку от Азии.

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка? ”

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны познакомьтесь с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

Такой план есть у каждого из вас, есть он и в учебнике на стр.311(УЧЕБНИК)

План характеристики физико-географического положения материка.


  1. Положение материка по отношению к экватору.

  2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

  3. Положение материка по отношению к тропикам

  4. Крайние точки, их координаты.

  5. Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

  6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

  7. Положение материка по отношению к морям и океанам.

  8. Положение материка по отношению к другим материкам.

  9. Особенности физико-географического положения материка.
Работы много, поэтому будем работать по группам.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Средний ряд – 2 группа – РИ

Ряд у стены – 3 группа - КА

А общими стараниями мы соберем название материка АФ - РИ- КА

Решение проблемы:

(СЛАЙД) Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Затем обсуждаем, и представитель группы даёт ответ. Если вы согласны, то делаете запись в тетрадь. На подготовку 2-3 мин. (по песочным часам)

Ряд у окна – 1 группа – АФ

1. Положение материка по отношению к экватору.

Ответ: Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима Близость экватора влияет на количество получаемого тепла и осадков, их распределение по временам года

Средний ряд – 2 группа – РИ

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Ряд у стены – 3 группа - КА

3.Положение материка по отношению к тропикам.

Африка лежит между тропиками,между 35 параллелями, в экваториальных и тропических широтах; в жарком тепловом поясе.

(СЛАЙД) 4. Крайние точки, их координаты.

Крайние точки материка это мысы, т.е. те участки суши, которые дальше всего вдаются в море.

Все вместе

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Средний ряд – 2 группа – РИ

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Ряд у стены – 3 группа - КА

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.).

(СЛАЙД) 5. Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

Ряд у окна – 1 группа – АФ

Протяженность Африки север - юг:

Чтобы определить расстояние по меридиану в градусах нужно определить на каких широтах находятся крайние северная и южная оконечности материка и градусные значения сложить (так как измерение идет от экватора) градусов37 гр. + 35 гр. = 72 гр. ; затем, зная,что длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: 111 км.* 72 = 7992 км.

Средний ряд – 2 группа – РИ

Протяженность материка запад – восток: Запад-восток по 10 0 с.ш.

14º+52º=66º 66º*109,6 км = 7233,6 км

Ряд у стены – 3 группа - КА

На выбор


(СЛАЙД) ВЫВОД. От протяженности материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий. .

(СЛАЙД) 6. Определить в каких климатических поясах расположен материк

Экваториальный

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Высокие температуры весь год.

Предполагаемые ответы учащихся: Африка расположена по обе стороны от экватора. Большая часть материка лежит в жарком тепловом поясе. Африка расположена ближе к экватору, чем к полюсам.
(СЛАЙД) 7. Положение материка по отношению к морям и океанам, элементы береговой линии

На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море.

проливы: Гибралтарский – разделяет части света – Европу и Африку, соединяет – Атлантический океан и Средиземное море. Суэцкий канал – отделяет Африку от Азии и соединяет Средиземное море с Красным. Баб- эль-Мандебский пролив

Аденский – соединяет воды Красного моря и Индийского океан

Элементы береговой линии есть на ваших карточках- алгоритмах, они помогут вам правильно оформить к\к


    1. Гибралтарский пролив

    2. Средиземное море

    3. Суэцкий канал

    4. Красное море

    5. Баб- эль-Мандебский пролив

    6. Аденский залив

    7. Сомали (полуостров)

    8. Индийский океан

    9. Мозамбикский пролив

    10. о. Мадагаскар

    11. Атлантический океан

    12. Гвинейский залив

    13. Канарские острова

Материк имеет простые очертания Островов и полуостровов мало.

(СЛАЙД) 9.Положение материка по отношению к другим материка

Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.

на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал.

Ты, на дереве древней Евразии

Исполинской висящая груши

Близость к Евразии – континентальность климата Северной Африки

Формулирование решения проблемы и основной проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока: “Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?”

(СЛАЙД)ТЕСТ


  1. Крайней западной точкой материка является:

  2. Экватор пересекает Африку:

  3. Материк омывается на востоке водами океана:

  4. Дальше других от Африки расположен материк:

  5. Какую часть от площади суши составляет площадь Африки?
Имеет выгодное физико-географическое положение.

Подведение итога урока. Оценка работы учащихся на уроке.

Я знала, всё у нас получится,

Африку мы с вами будем знать.

Всем путешественникам

В журнал поставлю «хорошо» и «пять».

И в заключение хочу сказать,

Что лучше географии предмета не сыскать.

Мир географии огромен,

Стремитесь вы его познать.

Ведь правильно сказал Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга»

Рефлексия (выберите картинку, лежащую у вас) – итог рефлексии

Звучит музыка

Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли – латерита, услышишь многоголосный бой тамтамов, увидишь в отблески ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение.

Организация домашнего задания.

Текст параграфа 18. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).