Смотреть что такое "Гюйс" в других словарях. Флаг гюйс вмф ссср: история создания и значение

Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.

Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго

Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.

Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:

"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".

Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.

Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.

В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.

В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.

Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.


На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.

На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.

История

Первое сообщение о «гюйсе принца Оранского» (нидерл. Prinsengeus ) относится к сражению гёзов с испанцами у городка ван Ден Брилле 1 апреля 1572 года , когда он стал первым городом, освобожденным гёзами от власти испанцев. Каким был первый гюйс, документальных данных не сохранилось, но в 1590 году он описывался как полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос - оранжевой, белой и синей (в родовых цветах Оранского дома , из которого происходил принц Вильгельм I Оранский), каким позже стал флаг Нидерландов

Одним из наиболее известных гюйсов в истории был в - 1707 годах предшественник современного флага Великобритании . В 1603 году король Шотландии Яков VI унаследовал престол Англии и стал английским королём под именем Якова I . При этом союз между Англией и Шотландией носил характер личной унии, и они оставались независимыми государствами. 12 апреля 1606 года был утверждён флаг союза Англии и Шотландии: на шотландский флаг святого Андрея (белый косой крест на синем полотнище) был наложен красный прямой крест с белой каймой из английского флага святого Георгия (красный прямой крест на белом полотнище). Первоначально флаг использовался как кормовой флаг (англ. Ensign) как военными, так и торговыми кораблями обеих стран. 5 мая 1634 года король Карл I ограничил использование союзного флага в качестве кормового флага только королевским кораблем и этот флаг было предписано использовать только военным судам в качестве гюйса - отсюда и его обиходное наименование англ. Union Jack («Юнион Джэк») - «союзный гюйс», в то время как торговые корабли должны были нести кормовые флаги святого Георга (английские) или святого Андрея (шотландские). В Шотландии имел некоторое распространение национальный вариант гюйса военных кораблей, на котором белый косой крест святого Андрея располагался поверх красного прямого английского креста святого Георгия. После принятия в 1707 году Акта об Унии, объединившего оба королевства в Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии , объединённый флаг стал флагом нового государства.

Гражданский гюйс

Обычно в этом качестве применяются национальные флаги государств. В мире только в двух странах официально установлено применение гражданских гюйсов иного рисунка. Это Великобритания и Багамские острова , как показано ниже. В Швеции в данном качестве применяются флаги регионов.

Первоначально носовой флаг в виде британского флага с широкой белой каймой не позиционировался как «гражданский гюйс» (англ. «Civil jack» ) - это был служебный флаг, введенный в 1823 году . В изданной в 1855 году книге, предназначенной для британских консулов, говорится, что такой флаг поднимает лоцман (англ. "pilot" ) на судне, на котором он осуществляет лоцманскую проводку и в связи с этим данный флаг получил название лоцманский гюйс - "Pilot jack" .

Кроме того, в тех случаях, когда это разрешено национальным законодательством, а также предусмотрено правилами некоторых судоходных компаний, вместо гюйса иногда официально употребляются флаги компаний, портов приписки или иные флаги.

Гюйс в России

История

Предполагается, что гюйс был учреждён Петром I после посещения им в ходе Великого посольства в 1698 году Англии , как символ военной мощи России на море и на суше (прямой белый крест на красном фоне - расцветка знамён сухопутных войск, синий Андреевский крест изображён на военно-морском Андреевском флаге), по образу и подобию гюйса военных кораблей союза Англии и Шотландии в - 1707 годах . Однако, в отличие от официального англо-шотландского гюйса (на котором английский красный прямой крест Святого Георга доминировал над косым белым шотландским косым крестом Святого апостола Андрея Первозванного), при создании российского гюйса Пётр I главенствующую роль отдал косому кресту Святого апостола Андрея Первозванного , как на неофициальном гюйсе военных шотландских кораблей союза Англии и Шотландии. Роль Св.Андрея Первозванного Пётр I особенно подчёркивал «ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение» . Кроме того, по мысли Петра I, Андреевский крест показывал, что Россия уже имела на тот момент выход к четырём морям и поэтому в том же 1698 году учредил первый российский орден Святого апостола Андрея Первозванного , главной фигурой знака которого был синий косой Андреевский крест . Использование гюйса такого вида в качестве носового флага подтверждается с 1701 года .

Кроме того, практически сразу после введения в России гюйса в качестве корабельного флага, он стал применяться и в качестве крепостного флага для обозначения морских (приморских) крепостей и крепостных объектов (фортов). Гюйс на флагштоке форта Кронштадт изображён уже на гравюре 1704 года .

Гюйс ВМФ Российской империи

Первым Морским уставом, утверждённым Пётром I 15 января 1720 года предписывалось иметь на «ластовых» (вспомогательных) кораблях Адмиралтейства «гюйс как на воинских кораблях» .

В Первом Морском уставе в описании реестра запаса шкиперских вещей («флагов, вымпелей и флюгилей » упоминается «торговой флаг и гуис » (помимо «кейзерс флага и гуиса ») , но нет сведений о том, отличался ли гюйс торговых судов от гюйса военных кораблей.

Указом всероссийской императрицы Екатерины II от 23 сентября 1770 года было определено:

«Генерал наш Граф Алексей Орлов, находясь во флоте Нашем в Архипелаге, имел нужду принять над оным главную команду и употребить при том Наш Кайзер-флаг… Уважая по тому сие происшествие, соизволяем Мы, чтобы сей Кайзер-флаг, который он умел столь кстати и счастливо употребить, остался у него на всю его жизнь, и чтоб он, будучи на кораблях наших, мог выставлять его, когда разсудит…»

В указанном выше совместном качестве - гюйс и крепостной флаг - применялся до 1913 года, когда высочайшим повелением всероссийского императора Николая II от 7 (20) декабря , объявленным военным министром был утверждён новый образец крепостного флага (в центр был добавлен государственный орёл), который просуществовал вплоть до Февральской революции 1917 года :

Крепостной флаг - красного цвета с синим Андреевским крестом, окаймлённым белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом.

По средине флага, с двух сторон его, нашивается или наносится краскою Государственный герб, чёрного цвета, вышиною в 7 футов.

Размеры флага: в длину 18 футов, в ширину 9,5 футов; ширина синих полос, образующих Андреевский крест - 12 дюймов; ширина белых полос, окаймляющих Андреевский крест, - 6 дюймов; ширина белых полос, составляющих вертикальный крест, - 8 дюймов.

Гюйс ВМФ СССР

Гюйс и крепостной флаг представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к длине - один к полтора, ширины голубой полосы к длине флага - 1/10.

Отношение ширины белой полосы вертикального креста к ширине полотнища - 1/20, белой окантовки диагонального креста - 1/40.

В Военно-Морском флоте Российской Федерации поднимается ежедневно на носу (на баке) кораблей (в том числе, и на подводных лодках), одновременно с кормовым флагом, обычно, с 8 часов утра и до захода солнца.

Гюйс кораблей пограничных служб Российской Федерации

21 мая 1993 года , указом Президента России № 720 , в связи с образованием Пограничных войск Российской Федерации был утверждён гюйс для кораблей пограничных войск:

Гюйс кораблей 1 и 2 рангов Пограничных войск Российской Федерации - представляет собой красное полотнище с белым вертикальным крестом, на которое наложен тёмно-голубой диагональный крест, окантованный белой полосой.

Отношение ширины флага к его длине - один к полутора, ширины тёмно-голубой полосы к ширине флага - 1/7, ширины белой полосы вертикального креста к ширине тёмно-голубой полосы диагонального креста - 1/2, белой окантовки диагонального креста к ширине тёмно-голубой полосы - 1/4.

1 сентября 2008 года , Указом Президента России № 1278 , в целях реализации единой государственной политики в области геральдики, сохранения и развития исторических традиций в области геральдики, был утверждён новый гюйс кораблей 1 и 2 рангов пограничных органов Российской Федерации:

Красное прямоугольное полотнище, перекрещённое прямым белым крестом и наложенным на него синим диагональным (Андреевским) крестом с белой каймой.

Отношение ширины гюйса к его длине - два к трём. Отношение ширины концов диагонального креста к длине гюйса - один к десяти. Отношение ширины концов прямого креста к ширине гюйса - один к двадцати. Отношение ширины белой каймы диагонального креста к ширине диагонального креста - один к двум.

Пропорции и цвет диагонального креста стали соответствовать Военно-морскому флагу Российской Федерации, но в отличие от гюйса Военно-Морского Флота, ширина белой окантовки диагонального креста в три раза больше.

См. также

  • Военно-морской флаг РСФСР

Источники

  • Полное собрание законов Российской империи (1649-1825) - С-Пб, Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830 /ПСЗ РИ (1649-1825)/.
  • Полное собрание законов Российской империи Собрание третие. (1881-1913) - С-Пб, 1885 /ПСЗ РИ (1881-1913)/.

Примечания

  1. © Словари и энциклопедии на Академике (сайт)
  2. Д.Раскин "Русский флаг", Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» №3, 1990.
  3. Постановление правительства Латвии от 10 августа 1922 года «О латвийских государственном, торговом, должностных и отдельных учреждений флагах и флагах военных кораблей»
  4. «Kлассификация флагов» © Российская геральдическая палата
  5. Christopher Southworth "The civil jack (Pilot jack)" 11 June 2004
  6. Постановление Президиума ЦИК СССР от 29.08.1924 «О флагах и вымпелах Союза Советских Социалистических Республик»
  7. Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.07.1932 «Об изменении постановления ЦИК и СНК СССР от 29 августа 1924 г. о флагах и вымпелах Союза ССР»
  8. Постановление Cовмина СССР от 21.04.1964 № 334 «О военно-морских флагах СССР»
  9. Корабельный устав Военно-Морского Флота Российской Федерации, введен в действие приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 1 сентября 2001 года № 350
  10. Seamanship Manual, 1951 - см. "Pilots flag: United Kingdom / Anchor Ball and Pilot Jack" David Prothero, 3 September 2003 © FOTW Flags Of The World website
  11. «Флаги военного флота Российской империи (часть 1). Гюйс». Last modified 17.1.2010 © Russian Centre of Vexillology and Heraldry
  12. "Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack" Mark Sensen, 27 January 1996 © FOTW Flags Of The World website
  13. "Naval Jack (The Netherlands)/Dutch Naval Jack", Mark Sensen, 6 June 1998 © FOTW Flags Of The World website
  14. "Pilots flag: United Kingdom. The civil jack (Pilot jack)" © FOTW Flags Of The World website
  15. Albert A. Hopkins & A. Russell Bond "Scientific American Reference Book" Munn & Co., New York. 1905
  16. "Civil Jack (The Netherlands)/Geus voor pleziervaart (Nederland)" © FOTW Flags Of The World website
  17. "Civil Jack (The Netherlands)", Mark Sensen, 6 June 1998 and 8 June 1998 © FOTW Flags Of The World website

Военно-морской флот Российской Федерации имеет один необычный для остальных видов войск особый знак, который дополнительно помогает идентифицировать единицу транспортной или боевой техники, в данном случае – корабли. Речь идет о гюйсе – отличительном флаге, говорящем о принадлежности корабля к военному флоту конкретного государства. Более того, в России законодательно закреплена обязанность нести и поднимать этот флаг военным кораблям только 1 и 2 ранга. То есть, круг носителей гюйса очень сильно сужен, что облегчает эту самую идентификацию. Существует также и крепостной флаг, который по своему местоположению и функциям отличается от гюйса, но выглядит точно также. Этот флаг также используется в Российской Федерации, однако, он располагается не на кораблях, а на прибрежных постройках военного назначения. Он также призван быть отличительным знаком, говорящим о том, что данные постройки приписаны к армии.

Появление гюйса в России, общие сведения о флаге.

Впервые гюйс был учрежден на территории современной России только в 1698 году по приказу Петра Первого. В тот год он побывал в Англии, где решил перенять у англичан этот флаг, дабы использовать его в своей стране для того, чтобы показать, какой сильный и крепкий флот имеет Российская Империя. Тогда же появился и крепостной флаг, который уже в то время выполнял абсолютно ту же самую функцию, что и сейчас. В то время гюйс крепился на бушприте - деревянной пристройке в носу корабля, предназначенной для лучшего маневрирования. Это место было самым выгодным для крепления флага, так как оно, как правило, самое выдающееся и видное. На современных кораблях бушприта нет, так как он использовался только на парусных суднах. На новой технике гюйс крепится также на носу корабля, на пристройке, которая называется бак. Ранее гюйс располагался на кораблях все время: и во время движения, и во время якорной стоянки, остановки в порту и так далее. Со времен СССР порядок изменился: флаг поднимался только во время стоянки, тем самым обретя народное название «стояночного». С появлением подводных лодок флаг начал использоваться и там. Но ввиду невозможности нахождения его на лодке все время, он изначально возводился только тогда, когда лодка поднималась на поверхность. В современное время флаг возводится и опускается вместе с обычным военно-морским флагом, как правило, это время с 8 утра и до заката.

Стоит отметить, что гюйс не во всех странах считается «военным» флагом. В некоторых странах существует и гражданский гюйс, просто обозначающий принадлежность судна к конкретной стране или же коммерческой компании, но в России это сугубо военный флаг.

Использование гюйса в настоящее время в Российской Федерации.

После распада Советского Союза возникла необходимость привести символику военно-морских подразделений в соответствии с подписанными международными правовыми актами. Флаг частично вернул свой внешний вид времен Российской империи. Если на протяжении существования СССР вид гюйса был достаточно отличающимся от вида его же во время империи, то 1992 год вернул стандартный для гюйса вид. С этого по 2000 год гюйс выглядел как стандартное красное полотно прямоугольной формы с широкими диагонально расположенными (от центра к углам) полосами голубого цвета, которые окантованы более узкими полосами белого цвета, которые также делят флаг на 4 четверти по вертикали и горизонтали. Этот «крест» голубого цвета походил на известный Андреевский крест. Чтобы вернуть вид более привычного Андреевского креста на гюйс, в 2000 году были произведены изменения: голубой цвет широких полос был изменен на синий. В нынешние времена гюйс военно-морского флота Российской Федерации существует именно в таком виде. Крепостной флаг менялся точно также, как и гюйс. На данный момент они выглядят идентично.

Пограничные корабли военно-морского флота России имеют свой особый гюйс, который, впрочем, мало чем отличается от стандартного, что использует весь остальной флот. Пограничный гюйс образовался одновременно с пограничным флотом в 1993 году. Его также имеют право поднимать только корабли 1 и 2 ранга. До 2008 года этот флаг существовал в следующем виде: Андреевский крест также присутствует, однако, цвет широких полос скорее голубой, чем синий. Пропорции полос также немного изменены: белые полосы шире, чем они же на обычном гюйсе. С 2008 года по результатам реформы, которая коснулась всей государственной символики, в том числе военной, флаг немного изменил свой внешний вид. Широкие синие полосы стали по-настоящему синими в соответствии со стандартным Андреевским крестом, а белые полосы, окаймляющие крест (то есть диагональные) стали гораздо шире. Вертикальные и горизонтальные полосы стали немного уже.

Гюйс – важнейшая часть символики военно-морского флота Российской Федерации. Именно он позволяет очень точно идентифицировать принадлежность кораблей к ВМФ РФ, а также определить, какое именно судно распознается: пограничное или нет. В отдельных случаях это даже помогает понять, что где-то неподалеку располагается водная граница России.

Моряки всех поколений русского фло-та всегда были неравнодушны к тельняшке и называли её морской душой.

Среди моряков нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемая тельняшкой, является особенно любимой одеждой. Свое название тельняшка получила в связи с тем, что надевается на голое тело.

Как раньше выглядела тельняшка, какими бывают полосы и что обозначает их цвет?

История тельняшки

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины... преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег... и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми...». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Почему тельняшка полосатая и что обозначает цвет полос?

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам русского военно-морского Андреевского флага. Кроме того, матросы, одетые в такие рубашки, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов.

Традиция делать полосы разноцветными укрепилась в XIX веке — по цвету определялась принадлежность моряка к той или иной флотилии. После распада СССР цвета полос тельняшек были «распределены» по различным родам войск.

Что обозначает цвет полос на тельняшке:

чёрный: подводные силы и морская пехота;
васильковый: президентский полк и спецназ ФСБ;
светло-зелёный: пограничные войска;
светло-голубой: ВДВ;
краповый: МВД;
оранжевый: МЧС.

Что такое гюйс?

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Почему на гюйсе три полоски?

Есть несколько версий происхождения трёх полосок на гюйсе. По одной из них, три полоски символизируют три крупные победы русского флота:

у Гангута в 1714 году;
у Чесмы в 1770-м;
у Синопа в 1853-м.

Надо отметить, что у матросов из других стран также существуют полоски на гюйсе, происхождение которых объясняется похожим образом. Вероятнее всего, этот повтор произошёл в результате заимствования формы и легенды. Кто первым изобрёл полоски, доподлинно не известно.

По другой легенде, у основателя русского флота Петра I было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй — по две, и у третьей, особо приближённой к Петру, — по три полоски. Таким образом, три полосы стали означать особую приближённость к Петру гвардии флота. (

11 декабря 1699 года был учреждён Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. Добровольно этот флаг спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды?

«На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания - смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания поднять!» Кто из моряков не помнит этой команды...

Первый раз она прозвучала 11 декабря 1699 года. В тот день Петром I был учреждён Андреевский флаг в качестве официального флага Российского военно-морского флота. «Всякой потентат (государь. - А.М .), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет; а который и флот имеет, обе руки имеет», - писал первый российский император в указе «от 13 генваря 1720 года». И ему вторил другой император, Александр III: «Во всём свете у нас только два верных союзника, наша армия и флот...»

А последний раз она прозвучала с заходом солнца 30 октября 1924 года на рейде французского колониального порта Бизерта: «На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания - смирно! Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания спустить!» Двумя днями раньше французское правительство признало Советский Союз. Русская армия и флот Петра Врангеля пополнили ряды беженцев...

Между этими двумя датами Андреевский флаг добровольно спускался лишь два раза. Юридически обе сдачи осуждены, их виновники понесли наказание. А моряки считают их своим позором. Но так ли уж были виновны капитаны и команды? Попробуем разобраться.

Первый случай произошёл в ходе Русско-турецкой войны (1828-1829) 11 мая 1829 года: 44-пушечный фрегат «Рафаил» (командир капитан 2-го ранга Семён Стройников), патрулировавший анатолийское побережье на линии Синоп - Батум, встретился с турецкой эскадрой из 15 вымпелов. В её состав входили шесть линейных кораблей, два фрегата, пять корветов и два брига. Умелые манёвры и численное превосходство неприятеля позволили ему окружить русский фрегат. Спешно созванный военный совет постановил драться до последней возможности, а потом сблизиться с ближайшим кораблём противника и взлететь с ним на воздух. Один из офицеров спустился в крюйт-камеру, чтобы всё подготовить к взрыву. Но когда о решении совета сообщили команде, матросы просили довести до капитана, что они не хотят погибать и просят сдать корабль. Стройников приказал спустить флаг.

Когда о капитуляции «Рафаила» доложили императору Николаю I, он повелеть соизволил: «Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата «Рафаил», не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращён во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню».

Желание государя исполнилось спустя 24 года. Во время Синопского сражения командующий эскадрой вице-адмирал Павел Нахимов поставил линкоры «Императрица Мария» и «Париж» на шпринги напротив турецкого трофея и сосредоточенными залпами сотни пушек разнёс бывший фрегат «Рафаил».

Свой рапорт о виктории, которая, к сожалению, стала последней победой императорского флота, он начал словами: «Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат «Рафаил» не существует».

У моряков есть традиция. Имя выбывшего из списков флота корабля передаётся другому. Тот же злосчастный фрегат наследовал имя петровского линкора (1713 год). Но было сделано и одно исключение. Имя «Рафаил» оказалось навечно вычеркнутым из списков Российского императорского флота.

После капитуляции Турции состоялся суд над офицерами «Рафаила». Все они, кроме мичмана, готовившего корабль к взрыву и не принимавшего участие в решении о сдаче, были разжалованы в матросы и лишены наград.

На самом деле в личной храбрости капитана 2-го ранга Семёна Михайловича Стройникова сомневаться не приходится. Георгиевский крест просто так не дают. А он был его кавалером.

Да и бой действительно не имел смысла. На исход войны он никак не влиял. Турки её безнадёжно проигрывали. Какой-то определённой цели (прикрытие десанта, удержание сектора до подхода основных сил или же, напротив, отвлечение основных сил противника) «Рафаил» не имел. Самое что ни на есть прозаическое патрулирование. И стоило ради этого соблюдать букву устава?

И получается, что приказ о капитуляции был не проявлением малодушия, а настоящей храбростью - пожертвовать своей честью ради спасения экипажа. Эту гипотезу, в частности, не исключает писатель Владислав Крапивин.

Хуже другое. Из 200 человек экипажа в живых к моменту окончания войны и последовавшего затем возвращения пленных оставалось всего 70 человек...

И другой случай, когда добровольно был спущен Андреевский флаг. 28 мая 1904 года. Второй день Цусимского сражения. Несмотря на малоэффективные ночные атаки миноносцев (непосредственно в ходе которых и на следующее утро потонули два устаревших броненосца и два не менее устаревших крейсера), главнокомандующий японским Соединённым флотом вице-адмирал Хэйхатиро Того добился главного - 2-я Тихоокеанская эскадра как единая боевая единица перестала существовать. Утром остатки эскадры (5 вымпелов) были окружены основными силами японцев (25 вымпелов). Понимая, что сопротивление бессмысленно, командующий контр-адмирал Николай Небогатов спустил флаги. Единственный, кто не подчинился приказу, был капитан крейсера 2-го ранга «Изумруд» Василий Ферзен. Он, пользуясь преимуществом в скорости (21,5 узла), пошёл на прорыв и спустя три часа сумел оторваться от преследования.

Позже на суде контр-адмирал признавался: «Я не из мягкосердных и положил бы 50 тыс. жизней, если бы был уверен, что от этого будет какая-нибудь польза для России, но положить тысячи молодых жизней (точнее, 2 280 человек. - А.М.) ни за что я не считал себя вправе».

Тем не менее он, его штаб, а также капитаны сдавшихся кораблей (за исключением командира эскадренного броненосца «Орёл», получившего в ходе боя 27 мая тяжёлые повреждения и находившегося в небоеготовом состоянии) были осуждены. Самого контр-адмирала приговорили к смертной казни, заменённой 10 годами крепости.

Последнее мало согласовывалось с более мягким, но довольно издевательским приговором командиру миноносца «Бедовый» капитану 2-го ранга Николаю Баранову и чинам штаба вице-адмирала Зиновия Рожественского (сам командующий был оправдан как «не вполне сознававший... значение происходивших вокруг него событий» в результате ранения, полученного в начале боя). Дело в том, что и его корабль сдался в тот же день, что и «осколки эскадры» (А. Новиков-Прибой). В отличие от Небогатова, все фигуранты этого дела были просто отправлены в отставку с лишением некоторых прав и преимуществ, полученных на военной службе.

В принципе приговоры были несправедливы и ориентировались не столько на букву закона, а на общественное мнение, жаждавшее крови (будто её и так мало пролилось) за поражение в войне.

«Бедовый» шёл под флагом Красного Креста. Помимо Рожественского, на борту этой посудинки, отнюдь не рассчитанной на транспортировку раненых, находилось ещё несколько раненых чинов штаба. Так что флаг спускал не боевой корабль, а госпитальное судно, и фактом нарушения Морского устава, статья 354 которого требует сражаться до последней возможности (прекращение сопротивление возможно лишь при значительной убыли личного состава, утраты средств обороны, невозможности справится с течью или пожаром), можно пренебречь.

В случае со сдачей кораблей Николая Небогатова возникает вопрос: а чем действительно можно было оказать сопротивление? Единственный новейший эскадренный броненосец «Орёл» (тип «Бородино») был серьёзно повреждён (в частности, потерял половину артиллерии). Другой эскадренный броненосец, «Николай I» (на нём держал флаг Небогатов), к этому времени уже устарел, уступая как в дальности стрельбы орудий главного калибра (длина ствола 30 против 40), так и в их количестве (2 против 4) и ходе (14 узлов против 17,8 у того же «Бородино»). Два броненосца береговой обороны, напротив, имели очень мощные пушки. Сила их бризантного залпа, несмотря на меньший, чем у эскадренных броненосцев, калибр (254 против 305 мм), превосходила как отечественную, так и японскую артиллерию. Но дальность боя была недостаточной. Судьба «Адмирала Ушакова», расстрелянного с безопасной для японцев дистанции, подтвердила эту печальную для русского флота истину. Оставался ещё крейсер 2-го ранга «Изумруд» (восемь 120-мм орудий). И это против четырёх эскадренных броненосцев и восьми броненосных крейсеров. И опять же без шансов (как и в случае с «Рафаилом») нанести противнику даже не поражение, а хоть какие-то ощутимые потери.

Можно возразить, что перед капитуляцией Небогатов мог бы попытаться уничтожить собственные корабли. Но, во-первых, он был ограничен во времени. Во-вторых, в ходе боя было сожжено шимозой или выведено из строя значительное число плавсредств. Так, все шлюпки и катера левого борта «Николая» были уничтожены, а гребные суда правого борта было невозможно спустить из-за повреждения грузовой стрелы. В-третьих, многие члены экипажей были ранены (на «Орле» 87 человек из 860 членов экипажа). Так что подобный выход (а его предлагали некоторые офицеры контр-адмиралу) был изначально неприемлем.

Кстати, в отличие от сдавшегося экипажа «Рафаила», отношение к русским военнопленным со стороны японцев было безукоризненным (их воспринимали скорее не как пленных, а как почётных гостей, размещали в храмах, дарили цветы), так что капитуляция Небогатова действительно спасла более 2 тыс. жизней.

Позора спуска флага не было. Действительным бесчестием было бы бросить в безрассудную атаку матросов и офицеров. И это был бы не высокий героизм, а бесцельное самоубийство фанатиков, и именно оно пало бы позором и бесчестием на погоны капитана и контр-адмирала и собственно на боевой флаг флота.

А так есть праздник военно-морского флага, возрождённого в 1991 году. Его история продолжается.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне) Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 12

Комментарии

12. Провинциал : Безумству храбрых поем мы песню...
2009-12-18 в 11:09

У воина всегда есть выбор: следовать ли присяге и тому, что он обещал (и должен по закону) или сдаться.
Невозможно насильно сделать человека героем, это правда. И командир корабля ("Рафаил" или иной), приняв решение биться до конца мог бы предоставить экипажу выбор: желающим в плен - покинуть корабль на шлюпках или плавсредствах). Это было бы вполне человечным и разумным. Тут уж каждый стал бы перед выбором и совестью своей. А то, что капитану дали срок (заменили смертный приговор) говорит о том, что закон и долг требовали иного.
В истории есть немало примеров, когда отступление или сдача неприятелю каралось смертью. И, представьте себе, мало кому из воинов приходило в голову дезертировать. Служение в таком войске было честью. И такие армии, как правило, побеждали.
А вот понятие чести у нас как раз забыто или "устарело". Многие этого слова не знают.
Я не в коей мере не осуждаю капитана, пожалевшего людей, но он имел выбор, как и матросы, которые не все были готовы сдаться. Дело ведь не в практической пользе, так? Дело в славе и воспитательном моменте, а также в страхе врага перед героизмом.
Как бы то ни было, воспевали в народе не гуманистов, а героев, "Варяга" и "Стерегущего", а не "Рафаила".
Артур, сочините, пож., балладу "разумным", трезвоголовым и гуманным. У меня со временем туго.

11. Читатель из Москвы : Как "щедро" многие из "комментаторов" готовы оплачивать не своими жизнями за пустой фетиш
2009-12-18 в 10:27

Согласен с Вами - легко говорить, но не нам знать, как поведёт себя каждый из нас, комментаторов, когда исповедывать придётся. Две тысячи лет назад один из нас тоже клялся, а потом трижды петух пропел...
Но речь не о том, как каждый из нас поведёт себя. Разговор о том, как надо себя вести - действовать в соответствии с текстом принятой Военной Присяги:"...не щадя живота своего, до последней капли крови..." Отсюда и оценка должна быть - что подвиг, а что предательство, ради спасения "живота своего".
Вы о "пустом фетише"...
Это уж кому как. Кому честь флага - "пустой фетиш", а кому - "...не щадя живота своего, до последней капли крови..."

10. Игорь (М.В.) : Читатель из Москвы
2009-12-18 в 06:16

Как "щедро" многие из "комментаторов" готовы оплачивать не своими жизнями за пустой фетиш, и даже приносить их в жертву идолу тщеславия. А многие ли из комментаторов не станут на колени в темном переулке перед блестящим лезвием ножа упертым в сердце или в глаз?
Былинные Богатыри спасали пленных из любви - не призирая и не не упрекая. Свт. Амвросий Медиоланский для выкупа пленных братьев считал позволительным даже церковные сосуды (д.б. золотые) продавать (предварительно переплавив),
но коммунистический подход - Пленный, почему ты не умер?!
Героев нужно почитать, но героизм не фанатизм, неотделим от разума - различно требует от генерала, и солдата. Война не азартная игра, нужна победа, а не эффект парадного мундира, и если командир, видя что смерть солдат - пустая бойня, спасает их, уничтожая свою репутацию и даже жизнь, то разве он не герой? Подвиг на конвейр не поставишь, да и кто имеет моральное право к нему принуждать? Подвиг - это свободный выбор личности!
Андревский же флаг, конечно, надо сохранять в чести, но красная звезда - разве не фетиш?

9. протоиерей Георгий Бирюков :
2009-12-18 в 01:37

Фактура неверна. Да, русские корабли сдавались в плен крайне редко, особенно в эпоху парового и броненосного флота. Но Андреевский флаг спускался всё же чаще, чем "лишь два раза". Автор весьма поверхностно знаком с военно-морской историей Российского флота.
Так, 25 мая 1734 года на подходах к Данцигу русский 32-пушечный фрегат "Митау" натолкнулся на пять французских кораблей. Фрегат сдался французам без боя. После окончания боевых действий возвращен с командой России и 8 октября 1734 года прибыл в Кронштадт. Командир фрегата и офицеры преданы военному суду. Приговора не знаю, но среди офицеров "Митау" был Харитон Лаптев - будущий знаменитый полярный исследователь.
Фактов можно добавить ещё несколько, если постараться, но зачем? Автору прекрасно хватило двух, чтобы оправдать сдачу. Ну что ж. Это вполне соответствует духу времени: сдача и продажа всего и всея.

8. Артем : протоиерю Вячеславу Пушкарёву
2009-12-18 в 01:35

Отец, Вячеслав! Вы пишите: "Для меня подвиг команд крейсера Варяг и Стерегущий есть пример для подражания и я его привожу в пример своим детям".

А в чем именно выражается "пример для подражания"? Тем более, что ниже вы развиваете совершенно противоположную мысль...

7. Читатель из Москвы : Причём здесь предательство? Пленение - не есть предательство, а лишь тип поражения. И при определённых условиях может быть тактически выгодно.
2009-12-17 в 19:38

В морском сражении вопрос о количестве погибших важен, но всё же вторичен.
Самое главное, чтобы над Русским кораблём, являющимся территорией России, не взвился флаг неприятеля.
И если в сухопутном сражении неприятель может поднять свой флаг над нашей территорией, несмотря на геройство солдат, пример Брестская крепость, то в морском сражении экипаж обязан затопить корабль, чтобы флаг неприятеля не был поднят и чтобы пушки с трофейного корабля не были обращены в нашу сторону. Это знал каждый моряк.

6. протоиерей Вячеслав Пушкарёв : Всё "правильно"???
2009-12-17 в 17:58

Для меня подвиг команд крейсера Варяг и Стерегущий есть пример для подражания и я его привожу в пример своим детям. Именно так и надо бы поступать, но если бы мои матросы попросили бы меня спасти им жизни, я бы не стал расстреливать их и сбрасывать живыми в море. Я бы сдал корабль даже под угрозой крепости и смертной казни. Невольник не молитвенник и не боец. Придуманное Петром Алексеевичем гипертрофированное понятие о долге и чести совершенно не пишется в контексте прошлой истории, где (Кроме Ивана Грозного) неудачи в сражениях и плен воспринимали скорее, как добрую науку и наказание за предыдущую халатность или как нечто само собой разумеющееся. Массовое самоубийство ради неправильно развёрнутых понятий "долг" и "честь" немного даёт народу, чьи сыны вынуждены так глупо и неэффективно гибнуть, что по сути и показала дальнейшая история в ХХ-ом веке.

5. Федор : На флаг и гюйс - равняйсь!
2009-12-17 в 13:25

Автор оправдывает предательство.
Вот Варяг и Стерегущий не сдались в русско-японскую и их имя - в веках!!! Имя защитников Брестской крепости - тоже в веках!!!
Автор сам себя, на всякий будущий случай, оправдать хочет...

4. Провинциал : Re: На флаг и гюйс - равняйсь!
2009-12-17 в 12:53

Это, конечно, не предательство, а малодушие, даже не малодушие, а неготовность к подвигу. Который всегда оправдан. В первом эпизоде - матросов, в последующих - командования. Народ воспевал все-таки не сдавшегося Варяга. В той же войне были примеры, когда действительно дрались до последнего и умирали "под волнами". У кого поднимется рука написать про их "тупой фанатизм"? Выбирать между жизнью и смертью - право каждого, но, видимо, дух был поражен революционными веяниями.
Нам легче судить, сидя дома. Но народ и история рассудили. К тому же существовали Уставы и Законы, по которым тоже судили. Если уж присягали...

2. Читатель из Москвы : Re: На флаг и гюйс - равняйсь!
2009-12-17 в 10:28

Цитата:"Позора спуска флага не было. Действительным бесчестием было бы бросить в безрассудную атаку матросов и офицеров. И это был бы не высокий героизм, а бесцельное самоубийство фанатиков, и именно оно пало бы позором и бесчестием на погоны капитана и контр-адмирала и собственно на боевой флаг флота."

Наверх вы, товарищи! Все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг",
Пощады никто не желает…