Основные принципы демократической республики афганистан. Демократическая республика афганистан Ввод советских войск в Афганистан

Демократическая Республика Афганистан (ДРА) ( дари جمهوری دموکراتیک افغانستان : Jumhūri-ye Dimukrātī-ye Afġānistān ) - официальное название государства Афганистан с 30 апреля 1978 года (после победы Апрельской революции) по 30 ноября 1987 года (когда по решению Лойя-джирги она была переименована в Республику Афганистан). В апреле 1992 года ДРА была ликвидирована афганскими моджахедами .

История

Апрельская революция

Правление Наджибуллы

Летом 1990 года НДПА была переименована в в партию «Ватан» («Отечество») и полностью отказалась от коммунистической идеологии.

Государственное устройство

Высшим государственным органом страны яылялся Революционный совет (Афганистан) (РС) во главе с председателем. Правительство подчинялось Революционному совету. На практике Революционный совет состоял из членов правящей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Функционирование совета осложняла фракционная борьба между Хальк и Парчам , которые отражали пеструю национально-племенную составляющую Афганского государства. Временами (при Амине) политический строй вырождался в режим личной диктатуры. Лишь в 1987 году в стране стал функционировать представительный орган Лойя-джирга , а глава государства получил звание президента . ДРА была переименована в республику Афганистан. После попытки бегства и смещения президента Наджибуллы 16 апреля 1992 года власть в Афганистане перешла к Военному совету во главе с Наби Азими. 18 апреля 1992 года Совет назначил президентом вице-президента страны Абдул Рахима Хатефа , который 28 апреля сдал власть вступившим в Кабул моджахедам.

Внутренняя политика

Политика правительства была ориентирована на построение в Афганистане социалистической республики.

Первоочередными мерами власти объявили сокращение задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидация ростовщичества и отмена традиционного для пуштунов махора .

Одним из первых мероприятий, предпринятых после прихода к власти Б. Кармаля и направленных на нормализацию обстановки в стране, стало объявление 1 января 1980 года амнистии; кроме того, были распущены созданные Амином репрессивные органы («организация рабочей контрразведки» КАМ, которую возглавлял племянник Х. Амина - Асадулла Амин) .

В марте 1982 года Национальная конференция НДПА осудила курс на «ускоренное революционное развитие страны»; при проведении внутренней политики было признано необходимым учитывать сложившиеся общественные, социокультурные, хозяйственные традиции; было предложено улучшить разъяснительную работу и активнее привлекать население к участию в общественно-политической деятельности и реализации правительственных программ .

В ноябре 1985 года Революционный совет ДРА принял декларацию « О национально-демократическом характере революции и её неотложных задачах в современных условиях », которая устанавливала в качестве приоритетного направления расширение социальной базы сторонников правительства и достижение внутреннего мира в стране.

5 января 1987 года правительство объявило о переходе к политике примирения. Было объявлено о стремлении разрешить конфликт путём переговоров, с 15.I.1987 до 15.VII.1987 временно прекращены боевые действия правительственной армии, для решения спорных вопросов была создана Высшая Чрезвычайная комиссия по национальному примирению, в состав которой вошли 277 общественных, религиозных деятелей и старейшин. Для решения вопросов землевладения, проведения водной и земельной реформы в провинциях и уездах были созданы местные комиссии по национальному примирению. Для «зон мира», жители которых прекращали поддержку душманов, были предусмотрены льготы и программы экономической помощи. Переход к новой политики вызвал раскол среди оппозиции: с одной стороны, к этому времени в переговоры с правительством уже вступили 417 отрядов и групп антиправительственной оппозиции общей численностью 37 тысяч человек . С другой стороны, целый ряд руководителей душманов заявил о продолжении вооружённой борьбы.

26 января 1987 года правительством была объявлена амнистия для участников вооружённых антиправительственных формирований за действия, совершенные в период до 15 января 1987 года .

Политика в отношении племён

На рубеже 1970-х - 1980-х годов кочевые племена насчитывали 3 млн чел. (17 % населения страны) .

В первые годы в национальной политике были допущены определённые ошибки в отношении жителей «зоны племён» на границе с Пакистаном, которыми немедленно воспользовалась антиправительственная оппозиция. Значительное количество местного населения ушло на территорию Пакистана, где были созданы «лагеря беженцев». В 1980-1981 годы министр по делам границ и племён Фаиз Мохаммед провел переговоры с представителями кочевых племён, в ходе которых правительство достигло некоторых успехов в отношениях с племенами момандов, шинвари, тани и некоторыми племенами пуштунов : была достигнута договорённость о участии этих племён в охране границы, 20 тыс. человек получили земельные наделы .

Начало интенсивных боевых действий в пограничной зоне, в сочетании с изменениями в политике правительства и действия переходивших через границу группировок душманов (сводивших личные счёты под предлогом «борьбы с отступниками», устанавливавших здесь мины, перехватывавших торговые караваны, отбиравших овец и др. имущество…), привели к изменениям в общественном сознании. Так, в провинции Пактия одним из первых на сторону правительства перешло племя чимкани (4 тыс. чел.), которое оказалось на «линиях снабжения» оппозиции, - душманы, проходившие через их земли во внутренние районы страны, особенно часто совершали грабежи и насилия по отношению к ним, как к самому малочисленному племени; племя джаджи перешло на сторону правительства после того, как прибывшие из Пакистана душманы убили медсестру и врача, занимавшихся лечением местных жителей .

В 1983-1984 годы начался процесс возвращения в страну беженцев из Пакистана. По данным правительства, только в провинцию Нимруз на начало февраля 1984 года возвратилось 10 тыс. жителей .

После начала политики национального примирения возросло количество репатриантов: на пресс-конференции 6 ноября 1987 года М. Наджибула сообщил, что за 230 дней проведения политики национального примирения в страну вернулись 100 тысяч беженцев, сложили оружие 30 тысяч участников вооружённых антиправительственных формирований, власть правительства признали жители 2300 селений, ранее находившихся под контролем душманов .

Тем не менее, как отмечал генерал С. М. Михайлов, « работа среди населения, за привлечение широких масс на сторону народной власти велась очень слабо », а по отношению к беженцам, возвращавшимся в Афганистан, со стороны местных властей были допущены серьёзные просчёты: « когда уже начала претворяться в жизнь политика национального примирения, я был свидетелем такого факта. В районе Асмара провинции Кунар я знакомился с положением дел в афганском полку, который контролировал выходы с пакистанской территории. И вот на моих глазах из Пакистана на родину возвращается племя, человек 150-200. А местные власти не обращают на них никакого внимания, не встречают, ни продуктов ни дают, ни семян, ничего, чтобы люди могли обжиться. Единственный, кто им помогал, был командир полка, кормивший их рисом из солдатского пайка. Такое равнодушие местных властей нередко создавало предпосылки для того, чтобы люди уходили в Пакистан, где они, естественно, попадали под влияние оппозиции. Там же, где такая работа велась активно, население начинало твёрдо поддерживать народную власть, и власть давала им оружие, чтобы они сами могли себя защитить от набегов банд, и я был свидетелем тому в провинциях Кабул, Бадахшан, Герат, как местные племена прекрасно справлялись с этой задачей » .

Руководство антиправительственной оппозиции при содействии властей Пакистана и Ирана препятствовало процессу репатриации. Имели место угрозы и расправы (так, Гульбеддин Хекмактияр сообщил, что приказал убивать тех, кто возвращается на родину) .

Вооружённые силы и госбезопасность

Численность Вооружённых сил ДРА в конце 1980-х достигала 300 тыс. солдат и офицеров, из них 160 тыс. человек состояли в регулярной армии . На вооружении армии ДРА находилось вооружение и боевая техника советского производства: танки , БМП , БТР , боевая и транспортная авиация , включая вертолёты и др. Свои вооружённые отряды имело также Министерство внутренних дел - Царандой (115 тыс. чел.) и Служба государственной безопасности - ХАД (ок. 20 тыс. чел.).

Экономика

Промышленность

Сельское хозяйство

  • В феврале 1984 года была принята новая редакция закона о земле, в соответствии с которой часть функций, связанных с распределением земли, ранее находившихся в ведении государственных органов, были переданы крестьянским собраниям и комитетам.

Транспорт

Только в период с 1979 по 1986 год при содействии СССР в стране было восстановлено и построено свыше 1000 км дорог (в том числе, 110-км дорога Кишим - Файзабад и 75-км дорога Файзабад - Гульхан), возведено 8 мостов длиной 100 и более метров . В 1981 году был введен в эксплуатацию Мост Дружбы . Однако боевые действия и диверсии нанесли значительный урон, и основные усилия были направлены прежде всего на сохранение транспортной инфраструктуры (при участии советских войск, в период с 1979 по 1987 год было разминировано почти 10 000 км дорог, обезврежено свыше 30 тысяч мин и фугасов) .

Также при помощи СССР началось развитие железнодорожного транспорта , однако из-за гористого рельефа и гражданской войны планы по развитию железных дорог оказались невостребованными. В начале 1980 была построена ветка Термез - Хайратон .

Для выполнения государственных перевозок была создана совместная советско-афганская транспортная компания «АФСОТР» (AFSOTR). Кроме того, до 17 октября 1987 года из Чехословакии было получено свыше 1500 грузовиков « Татра » . Благодаря помощи социалистической Чехословакии в 1979 году в столице страны появился Кабульский троллейбус .

Ущерб от гражданской войны

В целом за 1981 финансовый год (с 20.03.1981 по 20.03.1982) ВНП страны вырос на 2,4 % .

Боевые действия значительно осложнили осуществление прогрессивных реформ и нанесли серьёзный ущерб состоянию экономики страны:

С целью привлечь на свою сторону население с течением времени свою политику пересматривало не только правительство, но и антиправительственная оппозиция:

  • В начальный период душманы делали ставку на прямой террор в отношении сторонников правительства и своих противников:

Культура

Наука

Космическая программа

СМИ

В период ДРА средства массовой информации были представлены Кабульским телевидением ( لویزیون ), Всеафганским радио ( رادیو ) и газетами: "Хакикате инкилабе саур" ( дари حقيقت انقلاب ثور : "Правда об Апрельской революции", с 1980), "Хивад" ("Родина"), "Хакикате сарбаз", "Дерафши джаванен" ("Молодежное знамя"). Если газеты появились еще в конце XIX века, то первый телецентр был открыт вскоре после апрельской революции . На 1979 год основными газетами страны были: "Анис", "Хивад", "Инкилаб-е Саур", "Кабул Таймс"

Социальная сфера

Жилищное строительство

На рубеже 1970-х-1980-х годов обстановка с жильём в Афганистане была весьма сложной: даже в столице страны из 70 тысяч жилых зданий 40 тысяч составляло аварийное и ветхое жильё, программа улучшения жилищных условий отсутствовала. В 1979 году был утверждён план жилищного строительства, который предусматривал планирование городской застройки, озеленение городов, приняты программа субсидирования (государственная ссуда на приобретение или строительство жилья сроком на 20 лет) и схема кооперативного строительства жилья («хашар» - при строительстве кооперативного дома часть квартир получали семьи строителей). Первый кооперативный дом был построен уже через три месяца после начала программы . Примечательным памятником этого периода стал "Макрореян" - район Кабула , построенный "советскими специалистами" ( шурави -мушавер). Блочные типовые "советские пятиэтажки" ( хрущевки) дополнялись площадью, подстанциями, магазинами, футбольными площадками и Домом Культуры .

Медицинское обслуживание

До революции система здравоохранения была крайне слабо развита (по данным ВОЗ , на начало 1978 года в стране имелось 900 врачей и медработников, 76 больниц на 5419 мест и один родильный дом). Улучшение системы государственного здравоохранения было признано одним из приоритетных направлений политики. Одним из первых декретов было введено бесплатное медицинское обслуживание для работников государственных предприятий, а также льготные цены на продажу лекарств и медицинское обслуживание для крестьян и рабочих. По состоянию на начало 1983 года, в стране действовало 60 больниц, 289 провинциальных и местных центров здоровья, 189 лабораторий, 53 зубоврачебные клиники, 79 рентгеновских кабинетов, 15 донорских центров и 630 аптек, к этому времени удалось значительно снизить уровень инфекционных и детских заболеваний. Боевые действия и диверсии нанесли значительный урон системе здравоохранения (уже на начало 1983 года убытки от обстрелов, поджогов и разрушения медицинских учреждений составили 367 млн афгани, убытки от уничтожения медицинского транспорта составили ещё 102 млн афгани) .

Образование и общественно-политическая жизнь

Воспитание детей-сирот

Символы государства

Флаг ДРА первоначально представлял собой красное полотнище, на котором арабской вязью на дари была нанесена золотая надпись خلق (хальк, народ). Надпись была частью герба, который также содержал золотую пятиконечную звезду и золотые колосья, обвитые красной лентой. Надписи на ленте гласили: Саурская революция 1357 год и Демократическая Республика Афганистан .

Религия

Правительство ДРА проводило курс на построение в Афганистане светского государства, в связи с чем отношение к религии и духовенству было не вполне однозначным:

  • С одной стороны, правительство проводило политику секуляризации , ограничения влияния религии и мусульманского духовенства в общественной жизни, также в результате реформ были ограничены имущественные права духовенства. В результате, статус, влияние и имущественное положение духовенства ухудшились; кроме того, имели место аресты представителей духовенства, выступавших против правительства и поддерживавших антиправительственные силы, что давало основания говорить о преследовании духовенства в ДРА;
  • С другой стороны, правительство стремилось привлечь на свою сторону представителей духовенства, поскольку учитывало влияние религии и духовенства в стране (хотя это влияние недооценивали, особенно в первые годы).

Крупным просчётом новой власти являлось неверное отношение к религии как к анахронизму. Такой подход не учитывал, что за несколько веков существования на территории Афганистана ислам глубоко проник не только в общественное сознание, но и в общественную жизнь, стал неотъемлемым элементом национальной культуры. В этой связи отказ руководства ДРА от трёхцветного чёрно-красно-зелёного флага и его замена на красный, а также исключение символов исламской веры из государственного герба рассматривались населением не только как отход НДПА от национальной традиции, но и как оскорбление чувств верующих .

В июле 1980 года по инициативе правительства состоялась первая в истории страны конференция улемов , в которой приняло участие более 600 представителей духовенства . Власти признали, что в период нахождения у власти Х. Амина в отношении верующих и духовенства были допущены серьёзные ошибки, и приняли меры для их исправления. Были даны гарантии о сохранении Совета улемов. Правительство выделило из бюджета страны специальный государственный фонд для ремонта и строительства мечетей. Была увеличена квота, выделяемая для паломников в Мекку . В дальнейшем правительство продолжало попытки установить «общий язык» с духовенством.

След в истории

Как отмечает британский дипломат Родрик Брейтвейт, во второй половине 2000-х годов ностальгия по ДРА была распространённым явлением среди афганского населения .

Примечания для "Демократическая Республика Афганистан"

  1. (на 1979 год)
  2. Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн. - М.: АСТ, Астрель, 2004. - С. 112.
  3. М. А. Гареев. Моя последняя война (Афганистан без советских войск). М., ИНСАН, 1996. стр.161, 192
  4. Ю. Тыссовский. «Заговор в Кабуле: как это было» . // «Известия», № 70 (22973) от 11.03.1990, стр.6
  5. Rodric Braithwaite. Afgantsy. The Russians in Afghanistan 1979-89. - Oxford University Press, 2011. - P. 299.
  6. Апрельский военный переворот - начало трагедии Афганистана
  7. Население Афганистана
  8. Международный ежегодник: политика и экономика. Выпуск 1988 года / М. 1988 - с.300
  9. История Афганистана с древнейших времён до наших дней / отв. ред. Ю. В. Ганковский. М., «Мысль», 1982. Стр. 341
  10. В. В. Басов, Г. А. Поляков. Афганистан: трудные судьбы революции. М., «Знание», 1988. Стр. 44
  11. [Афганистан] Призыв к национальному примирению // «Известия», № 5 (21812) от 5 января 1987. Стр. 1, 3
  12. [Афганистан] Принят указ об амнистии // «Известия», № 27 (21834) от 27 января 1987. Стр. 4
  13. К. Ф. Рашидов. Афганистан: пора становления: репортаж с места событий. М., «Известия», 1983. Стр. 31
  14. Т. А. Гайдар. Под афганским небом: записки военного корреспондента. М., «Советская Россия», 1981. Стр. 61
  15. Г. Устинов. Пришедшие с повинной // «Известия», № 223 (20569) от 11 августа 1983. Стр. 5
  16. Г. Устинов. Сафиулла делает выбор // «Известия», № 117 (21194) от 27 апреля 1985. Стр. 5

Новым премьер-министром становится Нур Мухаммед Тараки , а страна провозглашается "демократической республикой". Флагом нового государства стало красное знамя. 30 апреля новая республика была признана большинством стран мира , в том числе СССР и социалистическими странами, США , Великобританией , Пакистаном . Революционная власть провозглашает аграрную реформу, издав декрет «О сокращении крестьянской задолженности и ликвидации ростовщичества»: от ростовщической задолженности было освобождено 11 млн крестьян. Было заявлено равноправие женщин и укрепление государственного сектора в экономике. Первоначально революция не встретила никакого серьезного сопротивления.

Назревшая аграрная реформа постепенно начала давать сбои, так как настроило против власти влиятельных вождей племен и духовенство. лучшие наделы получали родственники чиновников, а бедняки часто не знали что делать с землей. В итоге крестьянство не стало опорой новой власти, большей частью рекрутированной среди военных и интеллигенции, которая оторвалась от своих корней и прошла обучение у советских специалистов. Игнорирование племенной структуры привело к отчуждению революционной власти от широких масс населения. Одновременно, декларативно просоветская позиция лидеров ДРА вызвала неприятие со стороны геополитических противников СССР: США , Китая и Ирана . Вместе с тем обострилась и внутрипартийная борьба за власть, результатом которой стала ссылка Кармаля в ЧССР . При расправе с оппонентами власти неразборчиво применяли жестокость. Революционная власть стремительно теряла авторитет.

Первые волнения вспыхнули 8 октября 1978 года в традиционно обособленном Нуристане (ранее он назывался Кафиристан , т.е. "земля неверных"). 15 марта 1979 года взбунтовался Герат . В мятеже приняли участие афганские военнослужащие 17-й пехотной дивизии, один из которых (Исмаил-хан) впоследствии стал одним из лидеров вооруженной оппозиции. Во время восстания погибло трое советских специалистов. Против восставших были применены танки и авиация (Ил-28). 21 марта , на следующий день после подавления мятежа в Герате, был раскрыт заговор в Джелалабадском гарнизоне . По обвинению в антиправительственных действиях было арестовано более 230 солдат и офицеров. Эти события, пишет генерал Б. В. Громов в своей книге «Ограниченный контингент», фактически поставили под угрозу само существование революционного режима в стране. 5 августа восстал гарнизон крепости Бала-Хиссар в Кабуле (26-й полк ВДВ и батальон «коммандос»).

Летом 1990 года НДПА была переименована в в партию «Ватан» («Отечество») и полностью отказалась от коммунистической идеологии.

Высшим государственным органом страны яылялся Революционный совет (Афганистан) (РС) во главе с председателем. Правительство подчинялось Революционному совету. На практике Революционный совет состоял из членов правящей Народно-демократической партии Афганистана (НДПА). Функционирование совета осложняла фракционная борьба между Хальк и Парчам , которые отражали пеструю национально-племенную составляющую Афганского государства. Временами (при Амине) политический строй вырождался в режим личной диктатуры. Лишь в 1987 году в стране стал функционировать представительный орган Лойя-джирга , а глава государства получил звание президента . ДРА была переименована в республику Афганистан. После попытки бегства и смещения президента Наджибуллы 16 апреля 1992 года власть в Афганистане перешла к Военному совету во главе с Наби Азими.18 апреля 1992 года Совет назначил президентом вице-президента страны Абдул Рахима Хатефа , который 28 апреля сдал власть вступившим в Кабул моджахедам.

Политика правительства была ориентирована на построение в Афганистане социалистической республики.

Первоочередными мерами власти объявили сокращение задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидация ростовщичества и отмена традиционного для пуштунов махора .

Одним из первых мероприятий, предпринятых после прихода к власти Б. Кармаля и направленных на нормализацию обстановки в стране, стало объявление 1 января 1980 года амнистии; кроме того, были распущены созданные Амином репрессивные органы («организация рабочей контрразведки» КАМ, которую возглавлял племянник Х. Амина - Асадулла Амин) .

В марте 1982 года Национальная конференция НДПА осудила курс на «ускоренное революционное развитие страны»; при проведении внутренней политики было признано необходимым учитывать сложившиеся общественные, социокультурные, хозяйственные традиции; было предложено улучшить разъяснительную работу и активнее привлекать население к участию в общественно-политической деятельности и реализации правительственных программ .

В ноябре 1985 года Революционный совет ДРА принял декларацию «», которая устанавливала в качестве приоритетного направления расширение социальной базы сторонников правительства и достижение внутреннего мира в стране.

О национально-демократическом характере революции и её неотложных задачах в современных условиях

5 января 1987 года правительство объявило о переходе к политике примирения. Было объявлено о стремлении разрешить конфликт путём переговоров, с 15.I.1987 до 15.VII.1987 временно прекращены боевые действия правительственной армии, для решения спорных вопросов была создана Высшая Чрезвычайная комиссия по национальному примирению, в состав которой вошли 277 общественных, религиозных деятелей и старейшин. Для решения вопросов землевладения, проведения водной и земельной реформы в провинциях и уездах были созданы местные комиссии по национальному примирению. Для «зон мира», жители которых прекращали поддержку душманов, были предусмотрены льготы и программы экономической помощи. Переход к новой политики вызвал раскол среди оппозиции: с одной стороны, к этому времени в переговоры с правительством уже вступили 417 отрядов и групп антиправительственной оппозиции общей численностью 37 тысяч человек . С другой стороны, целый ряд руководителей душманов заявил о продолжении вооружённой борьбы.

26 января 1987 года правительством была объявлена амнистия для участников вооружённых антиправительственных формирований за действия, совершенные в период до 15 января 1987 года .

На рубеже 1970-х - 1980-х годов кочевые племена насчитывали 3 млн чел. (17 % населения страны) .

В первые годы в национальной политике были допущены определённые ошибки в отношении жителей «зоны племён» на границе с Пакистаном, которыми немедленно воспользовалась антиправительственная оппозиция. Значительное количество местного населения ушло на территорию Пакистана, где были созданы «лагеря беженцев». В 1980-1981 годы министр по делам границ и племён Фаиз Мохаммед провел переговоры с представителями кочевых племён, в ходе которых правительство достигло некоторых успехов в отношениях с племенами момандов, шинвари, тани и некоторыми племенами пуштунов : была достигнута договорённость о участии этих племён в охране границы, 20 тыс. человек получили земельные наделы .

Начало интенсивных боевых действий в пограничной зоне, в сочетании с изменениями в политике правительства и действия переходивших через границу группировок душманов (сводивших личные счёты под предлогом «борьбы с отступниками», устанавливавших здесь мины, перехватывавших торговые караваны, отбиравших овец и др. имущество…), привели к изменениям в общественном сознании. Так, в провинции Пактия одним из первых на сторону правительства перешло племя чимкани (4 тыс. чел.), которое оказалось на «линиях снабжения» оппозиции, - душманы, проходившие через их земли во внутренние районы страны, особенно часто совершали грабежи и насилия по отношению к ним, как к самому малочисленному племени; племя джаджи перешло на сторону правительства после того, как прибывшие из Пакистана душманы убили медсестру и врача, занимавшихся лечением местных жителей .

В 1983-1984 годы начался процесс возвращения в страну беженцев из Пакистана. По данным правительства, только в провинцию Нимруз на начало февраля 1984 года возвратилось 10 тыс. жителей .

После начала политики национального примирения возросло количество репатриантов: на пресс-конференции 6 ноября 1987 года М. Наджибула сообщил, что за 230 дней проведения политики национального примирения в страну вернулись 100 тысяч беженцев, сложили оружие 30 тысяч участников вооружённых антиправительственных формирований, власть правительства признали жители 2300 селений, ранее находившихся под контролем душманов .

Тем не менее, как отмечал генерал С. М. Михайлов, «», а по отношению к беженцам, возвращавшимся в Афганистан, со стороны местных властей были допущены серьёзные просчёты: «» .

работа среди населения, за привлечение широких масс на сторону народной власти велась очень слабо когда уже начала претворяться в жизнь политика национального примирения, я был свидетелем такого факта. В районе Асмара провинции Кунар я знакомился с положением дел в афганском полку, который контролировал выходы с пакистанской территории. И вот на моих глазах из Пакистана на родину возвращается племя, человек 150-200. А местные власти не обращают на них никакого внимания, не встречают, ни продуктов ни дают, ни семян, ничего, чтобы люди могли обжиться. Единственный, кто им помогал, был командир полка, кормивший их рисом из солдатского пайка. Такое равнодушие местных властей нередко создавало предпосылки для того, чтобы люди уходили в Пакистан, где они, естественно, попадали под влияние оппозиции. Там же, где такая работа велась активно, население начинало твёрдо поддерживать народную власть, и власть давала им оружие, чтобы они сами могли себя защитить от набегов банд, и я был свидетелем тому в провинциях Кабул, Бадахшан, Герат, как местные племена прекрасно справлялись с этой задачей

Руководство антиправительственной оппозиции при содействии властей Пакистана и Ирана препятствовало процессу репатриации. Имели место угрозы и расправы (так, Гульбеддин Хекмактияр сообщил, что приказал убивать тех, кто возвращается на родину) .

Численность Вооружённых сил ДРА в конце 1980-х достигала 300 тыс. солдат и офицеров, из них 160 тыс. человек состояли в регулярной армии . На вооружении армии ДРА находилось вооружение и боевая техника советского производства: танки , БМП , БТР , боевая и транспортная авиация , включая вертолёты и др. Свои вооружённые отряды имело также Министерство внутренних дел - Царандой (115 тыс. чел.) и Служба государственной безопасности - ХАД (ок. 20 тыс. чел.).

Только в период с 1979 по 1986 год при содействии СССР в стране было восстановлено и построено свыше 1000 км дорог (в том числе, 110-км дорога Кишим - Файзабад и 75-км дорога Файзабад - Гульхан), возведено 8 мостов длиной 100 и более метров Термез -Хайратон .

Для выполнения государственных перевозок была создана совместная советско-афганская транспортная компания «АФСОТР» (AFSOTR). Кроме того, до 17 октября 1987 года из Чехословакии было получено свыше 1500 грузовиков «Татра » . Благодаря помощи социалистической Чехословакии в 1979 году в столице страны появился Кабульский троллейбус .

В целом за 1981 финансовый год (с 20.03.1981 по 20.03.1982) ВНП страны вырос на 2,4 % .

Боевые действия значительно осложнили осуществление прогрессивных реформ и нанесли серьёзный ущерб состоянию экономики страны:

С целью привлечь на свою сторону население с течением времени свою политику пересматривало не только правительство, но и антиправительственная оппозиция:

космонавта. На 1979 год основными газетами страны были: "Анис", "Хивад", "Инкилаб-е Саур", "Кабул Таймс"

На рубеже 1970-х-1980-х годов обстановка с жильём в Афганистане была весьма сложной: даже в столице страны из 70 тысяч жилых зданий 40 тысяч составляло аварийное и ветхое жильё, программа улучшения жилищных условий отсутствовала. В 1979 году был утверждён план жилищного строительства, который предусматривал планирование городской застройки, озеленение городов, приняты программа субсидирования (государственная ссуда на приобретение или строительство жилья сроком на 20 лет) и схема кооперативного строительства жилья («хашар» - при строительстве кооперативного дома часть квартир получали семьи строителей). Первый кооперативный дом был построен уже через три месяца после начала программы . Примечательным памятником этого периода стал "Макрореян" - район Кабула , построенный "советскими специалистами" (шурави -мушавер). Блочные типовые "советские пятиэтажки" (хрущевки) дополнялись площадью, подстанциями, магазинами, футбольными площадками и Домом Культуры .

До революции система здравоохранения была крайне слабо развита (по данным ВОЗ , на начало 1978 года в стране имелось 900 врачей и медработников, 76 больниц на 5419 мест и один родильный дом). Улучшение системы государственного здравоохранения было признано одним из приоритетных направлений политики. Одним из первых декретов было введено бесплатное медицинское обслуживание для работников государственных предприятий, а также льготные цены на продажу лекарств и медицинское обслуживание для крестьян и рабочих. По состоянию на начало 1983 года, в стране действовало 60 больниц, 289 провинциальных и местных центров здоровья, 189 лабораторий, 53 зубоврачебные клиники, 79 рентгеновских кабинетов, 15 донорских центров и 630 аптек, к этому времени удалось значительно снизить уровень инфекционных и детских заболеваний. Боевые действия и диверсии нанесли значительный урон системе здравоохранения (уже на начало 1983 года убытки от обстрелов, поджогов и разрушения медицинских учреждений составили 367 млн афгани, убытки от уничтожения медицинского транспорта составили ещё 102 млн афгани) .

Флаг ДРА первоначально представлял собой красное полотнище, на котором арабской вязью на дари была нанесена золотая надпись خلق (хальк, народ). Надпись была частью герба, который также содержал золотую пятиконечную звезду и золотые колосья, обвитые красной лентой. Надписи на ленте гласили: Саурская революция 1357 год и Демократическая Республика Афганистан .

Правительство ДРА проводило курс на построение в Афганистане светского государства, в связи с чем отношение к религии и духовенству было не вполне однозначным:

Крупным просчётом новой власти являлось неверное отношение к религии как к анахронизму. Такой подход не учитывал, что за несколько веков существования на территории Афганистана ислам глубоко проник не только в общественное сознание, но и в общественную жизнь, стал неотъемлемым элементом национальной культуры. В этой связи отказ руководства ДРА от трёхцветного чёрно-красно-зелёного флага и его замена на красный, а также исключение символов исламской веры из государственного герба рассматривались населением не только как отход НДПА от национальной традиции, но и как оскорбление чувств верующих .

В июле 1980 года по инициативе правительства состоялась первая в истории страны конференция улемов , в которой приняло участие более 600 представителей духовенства . Власти признали, что в период нахождения у власти Х. Амина в отношении верующих и духовенства были допущены серьёзные ошибки, и приняли меры для их исправления. Были даны гарантии о сохранении Совета улемов. Правительство выделило из бюджета страны специальный государственный фонд для ремонта и строительства мечетей. Была увеличена квота, выделяемая для паломников в Мекку . В дальнейшем правительство продолжало попытки установить «общий язык» с духовенством.

Как отмечает британский дипломат Родрик Брейтвейт, во второй половине 2000-х годов ностальгия по ДРА была распространённым явлением среди афганского населения

Революция 7 саура 1357 г. (27 апреля 1978 г.), которая 6 джа-ди 1358 г. (27 декабря 1979 г.) вступила в новый этап своего развития в славной истории народов Афганистана, положила начало национально-демократической антифеодальной и антиимпериалистической революции. В результате саурской революции создано государство нового типа - Демократическая Республика Афганистан,- выражающее вековые чаяния и интересы трудящихся, всего народа. Благородный и трудолюбивый народ Афганистана встал на путь социальных революционных преобразований, национального единства и победоносного развития национально-демократической революции, на путь создания нового общества, основанного на принципах мира к свободы, прогресса и справедливости, братства и равенства.

Развитие Афганистана от отсталости к социальному, экономическому и культурному прогрессу осуществляется под руководством Народно-демократической партии Афганистана - авангарда рабочего класса и всех трудящихся страны - по воле широких народных масс, при глубоком уважении и строгом соблюдении исторических, культурных и религиозных традиций народа, при неуклонном следовании принципам священной религии ислама, уважении Всеобщей декларации прав человека, на основе политики мира, дружбы и сотрудничества со всеми народами региона и мира.

ДРА ставит перед собой задачу защиты национальной независимости, национального суверенитета, территориальной целостности, дальнейшего укрепления завоеваний саурской революции и достижения ее идеалов и целей, з крепления и дальнейшего развития народного строя в ДРА, обеспечения широкого и активного участия трудящихся, всех демократических, прогрессивных и патриотических сил страны в проводимых НДПА и Революционным советом антифеодальных, национально-демократических, антиимпериалистических преобразований и защиты родины и саурской революции.

Для достижения этого Революционный совет ДРА как высший орган государственной власти страны, выражая подлинную свободную волю всех народов Афганистана, ПОСТАНОВЛЯЕТ утвердить

и ввести в действие на период до принятия Лоя Джиргой (Высшим советом) Конституции ДРА нижеследующие основные принципы Демократической Республики Афганистан;

Глава 1. Основы общественно-политического и экономического устройства.

Статья 1.

Демократическая Республика Афганистан есть суверенное и демократическое государство всего трудового мусульманского народа Афганистана - рабочих, крестьян, ремесленников, кочевников, интеллигенции и других трудящихся, всех демократических и патриотических сил, всех национальностей и племен страны.

Статья 2.

Государство служит благу и счастью народа; оно обеспечивает его мирную жизнь, безопасность и спокойствие, всестороннее развитие человека, защиту его прав, имущества, достоинства, охрану национальных обычаев и традиций. В ДРА государственная власть принадлежит трудящимся города и деревни, которые осуществляют ее через общенациональные государственные и местные органы, образуемые демократическим путем.

Статья 3.

Власть трудящихся в ДРА опирается на широкий Национальный.отечественный фронт, объединяющий рабочих, крестьян, ремесленников, кочевников, интеллигенцию, женщин, молодежь, представителей всех национальностей и племен, все прогрессивные, демократические и патриотические силы и общественно-политические организации страны под руководством НДПА на общей платформе строительства нового, прогрессивного, свободного, демократического общества.

Национальный отечественный фронт призван способствовать объединению всех сил народа для совместных действий по осуществлению задач национально-демократического развития страны, содействовать патриотическому воспитанию населения, широкому вовлечению граждан в управление делами государства и общества.

Статья 4.

НДПА – авангард рабочего класса и всех трудящихся страны - является руководящей и направляющей силой общества и государства. Она отражает волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, всех трудящихся и национально-демократических сил, является последовательным защитником подлинных интересов народа.

Выражая волю народа Афганистана, руководствуясь принципами национально-демократической революции во внутренней и внешней политике, НДПА определяет последовательность осуществления целей и задач саурской революции, руководит борьбой всех народов Афганистана за создание нового, справедливого общества, свободного от эксплуатации человека человеком.

Статья 5.

В ДРА обеспечивается уважение и защита священной религии ислам; всем мусульманам гарантируется и обеспечивается полная свобода в отправлении религиозных обрядов ислама.

Лица других вероисповеданий имеют полную свободу отправления своих религиозных обрядов, которые не угрожают общественному спокойствию и безопасности страны.

Государство будет оказывать помощь и содействие патриотической деятельности духовенства и улемов в выполнении их долга и обязанностей.

Никто не имеет права использовать религию с целью антинациональной и антинародной пропаганды и совершения иных действий, враждебных интересам ДРА и народа Афганистана.

Статья 6.

В ДРА поддерживается и поощряется деятельность профессиональных союзов, организаций женщин и молодежи, научных, культурных, художественных и других массовых демократических общественных организаций трудящихся, которые объединяют в своих рядах рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигенцию и другие слои населения в целях повышения организованности и развития их общественной и трудовой активности, вовлечения их в -осуществление целей и задач саурской революции, обеспечения их специфических интересов.

Статья 7.

ДРА проводит политику равноправия, братской дружбы и всестороннего развития всех, больших и малых, народов и племен, проживающих в Афганистане, содействует сплочению трудящихся всех национальностей и племен в борьбе за цели саурской революции, гарантирует и обеспечивает их законные права.

Целью ДРА является ликвидация неравенства в уровнях экономического, социального и культурного развития всех районов страны.

ДРА охраняет и развивает все лучшее и ценное в культурном наследии и традициях всех национальностей, народностей и племен страны.

Статья 8.

Вооруженные силы и Царандой ДРА защищают завоевания саурской революции, национальную независимость, единство, территориальную целостность и национальный суверенитет страны.

Государство будет принимать необходимые меры по укреплению вооруженных сил и Царандоя, воспитанию их личного состава в высоком духе патриотизма и любви к родине, верности целям и идеалам саурской революции, солидарности с трудящимися других стран, по обеспечению участия военнослужащих в общественно-политической жизни, улучшению материального положения их семей.

Статья 9.

Государство поддерживает патриотическую роль вождей, старейшин, всех членов племен страны в деле обеспечения мира, братства, спокойствия и защиты границ Демократической Республики Афганистан и населенных ими районов и будет содействовать эффективному осуществлению этой благородной деятельности.

Статья 10.

Внешняя политика ДРА направлена на укрепление всеобщего мира, развитие широкого международного сотрудничества, защиту государственных интересов страны. Основой внешнеполитической деятельности ДРА являются принципы мирного сосуществования и политика позитивного и активного неприсоединения.

Статья 11.

Демократическая Республика Афганистан расширяет и укрепляет дружбу и всестороннее традиционное сотрудничество с Советским Союзом, сотрудничество и всесторонние дружественные связи с другими странами социалистического содружества на основе принципа интернациональной солидарности.

Статья 12.

ДРА, как миролюбивая страна, стремится к поддержанию и укреплению дружественных отношений с другими странами, особенно с соседними и со всеми мусульманскими государствами и народами, на основе взаимного уважения независимости, национального суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга; будет содействовать объединению усилий мусульманских и других народов в общем стремлении к миру, свободе, прогрессу и сотрудничеству между ними.

Статья 13.

ДРА выступает за справедливое и мирное решение на основе доброй воли и принципов мирного сосуществования всех i нерешенных проблем, которые существуют между государствами - соседями региона.

Статья 14.

ДРА поддерживает борьбу народов за национальное и социальное освобождение, за демократию и прогресс, против империализма, колониализма, неоколониализма, сионизма, расизма, фашизма, расовой дискриминации и апартеида.

Статья 16.

ДРА выступает за всеобщее разоружение и прекращение гонки вооружений, предотвращение распространения ядерного оружия, ликвидацию агрессивных военных баз на чужих территориях, развитие и углубление процесса разрядки международной напряженности, установление справедливого международного экономического порядка.

В ДРА пропаганда войны запрещена.

Статья 16.

ДРА одобряет и соблюдает Устав ООН и общепризнанные принципы и нормы международного права, поддерживает деятельность ООН по укреплению мира и развитию международного сотрудничества.

Статья 17.

В ДРА существуют следующие формы собственности государственная собственность (общее достояние всего народа), кооперативная собственность, частная собственность и личная собственность.

Государство охраняет и защищает все формы законной собственности.

В исключительной собственности государства находятся недра земли и другие природные ресурсы, источники энергии, банки и страховые предприятия, основные средства производства в тяжелой промышленности, средства связи, радиовещания и телевидения. Собственность всего народа пользуется особой защитой.

Государство поддерживает, поощряет и контролирует деятельность компаний, в которых оно принимает участие.

Статья 18.

Государство направляет развитие национальной экономики в целях ликвидации экономической отсталости страны, повышения жизненного уровня всех национальностей и племен Афганистана, ликвидации всех форм эксплуатации, создания нового общества, соответствующего идеалам саурской революции. Для этого государство составляет научно обоснованные планы социального и экономического развития, опирается на творческую и созидательную активность трудящихся. Государство поощряет, поддерживает и контролирует частную инициативу, использует материальные и моральные средства воздействия.

Статья 19.

Государство признает и гарантирует собственность крестьян и других землевладельцев на землю в соответствии с положениями закона.

Государство осуществляет меры по проведению демократических преобразований в сельском хозяйстве в интересах широких крестьянских масс и при активном их участии, оказывает крестьянам необходимую помощь путем предоставления банковских кредитов, содействует приобретению сельскохозяйственных машин, сортовых семян, химических удобрений, сбыту сельскохозяйственной продукции и сырья; поддерживает и поощряет развитие производственной, потребительской и других видов кооперации в сельском хозяйстве.

Статья 20.

Государство гарантирует кочевникам, племенам, скотоводам возможность бесплатного пользования пастбищами на справедливой основе, а кочевникам - также право свободного передвижения на территории страны; им будет оказываться необходимая помощь путем предоставления государственных субсидий и банковских кредитов на льготных условиях, а также иное содействие в деле развития животноводства и сбыта продукции, повышения их материального благосостояния и культурного уровня, улучшения бытовых условий их жизни.

Статья 21.

ДРА поддерживает и поощряет трудовую деятельность ремесленников, стимулирует их добровольное объединение в промысловые кооперативы в целях более эффективной организации производства, снабжения их сырьем и сбыта готовой продукции.

Государство поддерживает и поощряет участие национальных предпринимателей в развитии промышленности, сферы обслуживания, транспорта и сельского хозяйства и гарантирует в соответствии с законом неприкосновенность частных капиталовложений, направленных на развитие национальной экономики.

Государство в национальных интересах всех народов Афганистана поощряет и контролирует развитие внутренней и внешней торговли. В этих целях разрешает свободную розничную и оптовую торговлю, осуществляет контроль за ценообразованием, оказывает всемерное содействие компаниям и национальным торговцам в осуществлении ими торговой деятельности по экспорту и импорту товаров, поощряет увеличение выпуска и повышение качества экспортируемых товаров, содействует их защите от конкуренции империалистических монополий.

Статья 22.

Государство охраняет и защищает частную собственность. Она не может быть использована в ущерб интересам народа и страны. Государство гарантирует личную собственность граждан, приобретенную честным трудом; закон определяет и гарантирует право наследования частной и личной собственности.

Собственность не может быть изъята у ее владельца, за исключением случаев, предусмотренных законом, с выплатой справедливого возмещения.

Статья 23.

Государство в соответствии с законом и принципом справедливости определяет виды и размер налогов в зависимости от доходов граждан.

Статья 24.

В области социального и культурного развития ДРА проводит политику, направленную на укрепление союза и единства рабочих, крестьян, кочевников, интеллигенции, ремесленников, торговцев, духовенства, патриотических улемов, всех демократических и патриотических сил страны, всех национальностей, народностей и племен Афганистана; на ликвидацию остатков феодальных отношений, отсталости, безработицы, неграмотности, нищеты, болезней; на повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни каждой семьи. В этих целях будут последовательно осуществляться программы полной ликвидации неграмотности, широкого развития просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, науки и техники, культуры и искусства, физического воспитания и спорта, сферы бытового обслуживания.

Статья 25.

Государство считает одной из главных своих задач обеспечение трудящихся благоустроенным жилищем.

Статья 26.

Семья, материнство и детство находятся под особым покровительством государства. Государство проявляет особую заботу о здоровье матери и ребенка, принимает меры к созданию для женщин широких возможностей в получении образования, профессии и работы. Государственные органы, общественные организации, школы должны оказывать помощь семье в воспитании детей.

Государство проявляет заботу о молодежи, открывает ей доступ к образованию и овладению различными профессиями, будет принимать необходимые меры по трудоустройству молодежи, созданию Необходимых условий для ее идейного и нравственного воспитания И физического развития, широкого и творческого участия в строительстве нового общества.

План
Введение
1 Политическое устройство
2 Внутренняя политика
3 Вооружённые силы и госбезопасность
4 Хронология ДРА
Список литературы
Демократическая Республика Афганистан

Введение

Демократическая Республика Афганистан (ДРА) (дари جمهوری دموکراتیک افغانستان) - официальное название государства Афганистан с 30 апреля 1978 года по 30 ноября 1987 года. ДРА образована после Апрельской революции в 1978 году и ликвидирована моджахедами в апреле 1992 года.

1. Политическое устройство

На следующий день после низложения Дауда был сформирован новый высший государственный орган страны - Революционный совет (РС) во главе с председателем, а также новое правительство, подчиняющееся РС. Начиная с 1978 кресло главы РС занимали фактически только руководители правящей НДПА :

· Мухаммед Наджибулла 30 сентября 1987 - 30 ноября 1987 (с 30 ноября 1987 года по 16 апреля 1992 года - Президент Республики Афганистан).

30 ноября 1987 года собранная Наджибуллой Лойя-джирга приняла новую конституцию и переименовала Демократическую Республику Афганистан в Республику Афганистан , однако этот формальный шаг не изменил основ режима НДПА

После попытки бегства и смещения президента Наджибуллы 16 апреля 1992 года власть в Афганистане перешла к Военному совету во главе с Наби Азими. 18 апреля Совет назначил президентом вице-президента страны Абдул Рахима Хатефа, который 28 апреля сдал власть вступившим в Кабул моджахедам

2. Внутренняя политика

Первоочередными мерами власти объявили сокращение задолженности безземельных и малоземельных крестьян, ликвидация ростовщичества и отмена традиционного для пуштунов махора.

· Аграрная реформа - экспроприация земли и недвижимого имущества у крупных землевладельцев, которых к началу революции насчитывалось 35-40 тыс., и распределение её среди малоземельных крестьян. Установлен лимит частной собственности на землю в 6 гектаров.

· Секуляризация - гонения на мусульманское духовенство, его ущемление в имущественных и прочих правах.

· Эмансипация женщин - запрет принудительных браков, введение возрастных ограничений при их заключении и отмена обычая калыма (декрет от 13 октября 1978 о предоставлении женщинам равных прав с мужчинами).

3. Вооружённые силы и госбезопасность

Численность Вооружённых сил ДРА в конце 1980-х достигала 300 тыс. солдат и офицеров, из них 160 тыс. человек состояли в регулярной армии. Армия ДРА была вооружена образцами советского военного производства: танками, БМП, БТР, боевой и транспортной авиацией, включая вертолёты и т.п. Подавление противников режима внутри страны осуществляли военизированная тайная полиция царандой (115 тыс. чел.) и спецслужба ХАД (ок. 20 тыс. чел.).

4. Хронология ДРА

· 1978, 27-28 апреля (7 саура 1357 года мусульм. летоисчисл.) - под руководством группы офицеров-членов НДПА и организации Объединенный фронт коммунистов Афганистана была совершена Великая Саурская революция. Президент страны М. Дауд убит при штурме своей резиденции.

· 1978, 30 апреля - новая республика признана большинством стран мира, включая СССР и страны социалистического содружества. США, Великобритания и Пакистан также признали ДРА.

· 1978, 5 декабря - подписан Договор «О дружбе, добрососедстве и сотрудничестве» между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан. Принято решение о поставке в страну большой партии советского вооружения.

· 1979, 14 февраля - в Кабуле членами маоистской группы «Национальный гнёт» похищен американский посол Адольф Даббс. Похитители потребовали от правительства в обмен на посла освободить из тюрьмы троих своих сторонников. В ходе силовой акции по освобождению Даббс был смертельно ранен. США отказываются от курса сотрудничества и помощи Афганистану; из страны выезжают почти все американские граждане.

· 1979, 15 марта - вспыхивает восстание во втором по величине городе страны - Герате. К сентябрю восстанием охвачено более половины провинций страны.

· 1979, 21 марта - на следующий день после подавления мятежа в Герате, был раскрыт заговор в Джелалабадском гарнизоне. По обвинению в антиправительственных действиях было арестовано более 230 солдат и офицеров. Эти события, пишет генерал Б. Громов, поставили под угрозу само существование революционного режима в стране.

· В сентябре 1979 года власть захватывает заигрывавший с Китаем Хафизула Амин, который сразу начинает налаживать диалог с США и афганской оппозицией, чем вызывает неприязнь Москвы.

· 1979-1989 - Афганская война (1979-1989)

· 1987, 29 ноября - в Кабуле состоялся Высший совет Афганистана – Лойя Джирга. Попытка введения многопартийности.

В 1979 году сторонники фракции Бабрака Кармаля, находящиеся в опале и работающие послами за рубежом, предпринимают попытку переворота, после которой скрываются в СССР. Непопулярные социальные меры (политика «революционного нетерпения») подорвали доверие населения к новой власти, что провоцировало постоянные восстания. Пагубную роль играли также распри между лидерами НДПА. В огне борьбы погибли сотни членов партии, что не только ослабило партию, но и создало обстановку внутренней нестабильности в стране.

В сентябре 1979 в Кабуле начинается противостояние Нур Мухаммеда Тараки и его заместителя Хафизуллы Амина. Оба лидера организуют неудачные покушения друг на друга. Решением пленума ЦК НДПА Тараки был смещен, власть перешла к Амину, по приказу которого 2 октября Тараки был убит.

Хафизулла Амин провозгласил курс на преодоление культа личности Тараки и освобождение политзаключенных, что не помешало позже выставить его главным организатором политических репрессий как при Тараки, так и после него.

Список литературы:

В карточке

27 апреля 1978 года в Афганистане началась Апрельская (Саурская) революция, в результате чего к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Новое руководство страны установило дружеские связи с СССР.

Попытки руководства страны провести новые реформы, которые позволили бы преодолеть отставание Афганистана, натолкнулись на сопротивление исламской оппозиции. В 1978 году в Афганистане началась гражданская война.

В марте 1979 года, во время мятежа в городе Герат, последовала первая просьба афганского руководства о прямом советском военном вмешательстве (всего таких просьб было около 20). Но комиссия ЦК КПСС по Афганистану, созданная ещё в 1978 году, доложила Политбюро ЦК КПСС об очевидности негативных последствий прямого советского вмешательства, и просьба была отклонена.

Однако гератский мятеж заставил провести усиление советских войск у советско-афганской границы и по приказу министра обороны Д. Ф. Устинова началась подготовка к возможному десантированию в Афганистан посадочным способом 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Было резко увеличено число советских советников (в том числе военных) в Афганистане: с 409 человек в январе до 4500 к концу июня 1979 года.

Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, 3 июля 1979 года американский президент Джимми Картер подписал секретный президентский указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане. В своём интервью 1998 года французскому журналу Le Nouvel Observateur, Збигнев Бжезинский вспоминал:» Мы не толкали русских вмешиваться, но мы намеренно увеличили вероятность, что они это сделают… »

Дальнейшее развитие ситуации в Афганистане - вооружённые выступления исламской оппозиции, мятежи в армии, внутрипартийная борьба, и особенно события сентября 1979 года, когда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и затем убит по приказу отстранившего его от власти Хафизуллы Амина — всё это привело к тому, что в декабре 1979 года в Афганистан были введены советские войска.

Советские войска были выведены из Афганистана 15 февраля 1989 года. За 10 лет было убито более 14 тысяч советских военнослужащих. Потери афганцев до сих пор не установлены. Присутствие советских войск в Афганистане получило название Афганской войны.

Советский вертолёт на перевале Саланг обеспечивает прикрытие конвоя.

Реактивные истребители Афганистана МИГ-17 советского производства выстроились в аэропорту в Кандагаре, юго-восточном Афганистане, 5 февраля 1980 года.

Афганцы у стен кабульской тюрьмы «Пуль-и-Чарки», во дворе которой в 1978-1979 годах хоронили расстрелянных заключенных. Январь 1980 года.

Афганские беженцы бегут от боевых действий в Пакистан, недалеко от Пешавара, в мае 1980 года.

Афганские моджахеды на мотоциклах готовы к сражению с советскими войсками в горном регионе Афганистана, 14 января 1980 года.

Расчёт АГС советских войск меняет свою дислокацию. Апрель 1980 года.

Советские войска на пути в Афганистан, в середине 1980-х годов.

Советские солдаты осматривают местность. Афганистан. Апрель 1980 года.

Советский солдат бежит в укрытие после того, как его бронированный автомобиль попадает под огонь мусульманских повстанцев, недалеко от города Герат, 13 февраля 1980 года.

Два советских солдата, взятых в плен афганскими фундаменталистами фракции Хизб-и-Ислами в афганской провинции Забуль в сентябре 1981 года.

Военный парад, который состоялся по случаю 5-й годовщины Апрельской революции в Афганистане 1978 года, на улицах Кабула 27 апреля 1983 года.

Афганские моджахеды вокруг сбитого советского транспортного вертолета Ми-8. Перевал Саланг.

Президент США Рональд Рейган встретился с группой афганских борцов за свободу, чтобы обсудить советские зверства в Афганистане, особенно сентябрь 1982 резню 105 афганских жителей в провинции Lowgar.

Афганский моджахед демонстрирует арахисовое масло из сухпайка американского производства.

Афганский лидер партизан, Ахмад Шах Масуд, окружен моджахедами на собрании повстанцев в долине Panchir на северо-востоке Афганистана в 1984 году.

Афганский моджахед с американским противозенитным комплексом «Стингер».

Афганские мальчики, осиротевшие в результате войны, отдают салют молодёжной организации Ватан. Кабул 20 января 1986 года.

Двое солдат Советской Армии выходят из афганского магазина в центре Кабула 24 апреля 1988 года.

Деревня, расположенная на перевале Саланг, которую обстреляли и уничтожили в ходе боев между моджахедами и афганскими солдатами. Афганистан.

Моджахеды в укрытии, в 10 км от Герата.

Советский танк Т-64 подбитый в Пандшерском ущелье, 180 км к северу от Кабула, 25 февраля 1981 года.

Советские солдаты с собаками, которые обучены находить взрывчатку.На базе близ Кабула 1 мая 1988 года.

Остатки советской военной техники, в деревне Panchir долине Omarz на северо-востоке Пакистана в феврале 1984 года.

Советский авиационный техник высыпает ведро использованных патронов от тепловых ловушек, на авиабазе в Кабуле 23 января 1989 года.

Офицер советской армии, который курит у КПП аэродрома в Кабуле, показывает рукой, чтобы его не снимали.

Полиция и вооруженные афганские ополченцы ходят среди обломков после взрыва бомбы, в центре Кабула во время празднования 10-й годовщины афганской революции, 27 апреля 1988 года.

Афганские пожарные несут тело девочки, погибшей в результате мощного взрыва, который разрушил ряд домов и магазинов в центре города Кабула 14 мая, 1988 года.

Советские солдаты на построении, в центре Кабула, незадолго до возвращения в Советский Союз.

Президент Афганистана Мухаммед Наджибулла (в центре) улыбается, он приветствует бойцов Советской Армии 19 октября 1986 года, в центре Кабула, во время парада.

Советский и афганский офицер позируют для прессы 20 октября 1986 года, в центре города Кабул.

Советский танкист улыбается. Солдаты афганской армии провожают советские войска, которые выводятся из Афганистана. 16 мая 1988 года.

Колонна советских танков и военных грузовиков движется по шоссе в сторону советской границы 7 февраля 1989 года в Хайратон. Конвой вышел из афганской столице Кабул, в рамках процесса вывода советских войск.

Мать обнимает сына, советский солдат, который только что пересек советско-афганскую границу в Термезе, при выводе советских войск из Афганистана, 21 мая 1988 года.

После вывода советских войск. Молодой человек охраняет скот при помощи крупнокалиберного пулемёта. Война не закончилась.