Заповедь “Не убивай”. Жизнь священна! Жизнь священна Жизнь человека неприкосновенна

Точку зрения церкви изложил по просьбе редакции священник Антоний Ильин, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям церкви и общества ОВЦС МП (Отдел внешних церковных связей), кандидат богословия, специалист по проблемам биоэтики:
- Русская православная церковь сформулировала свое отношение к проблеме клонирования в документе, принятом Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года. Клонирование человека представляется недопустимым как попытка человека играть роль Бога и является вызовом замыслу Божию о человеке, отвергая свободу и уникальность человеческой личности, созданной по образу Божию. В связи с этим недавняя законодательная инициатива правительства РФ о введении пятилетнего моратория получает со стороны церкви положительную, но в то же время сдержанную оценку, ибо не через пять, не через пятьдесят лет не может появиться этических аргументов в защиту клонирования человека. Исходя из этого, было бы разумнее как можно скорее для России присоединиться к Конвенции о правах человека и биомедицине и Дополнительному протоколу о запрете клонирования человеческих существ Совета Европы.
Но так называемое "репродуктивное" клонирование - это лишь один пласт проблемы, тем более его окончательный запрет со стороны всего мирового сообщества является вопросом времени. На острие этической дискуссии в настоящий момент находится "терапевтическое" клонирование, и здесь, очевидно, не будет полного единомыслия в ближайшее время. О терапевтическом клонировании, то есть о создании эмбрионов человека с целью их использования для лечения различных заболеваний, заговорили в связи с прогрессом в исследовании эмбриональных стволовых клеток, способных дифференцироваться в различные типы клеток и тканей организма, что позволит лечить ранее неизлечимые заболевания.
Эмбрион человека становится таким образом не более чем "сырьем" для получения этих стволовых клеток. Для Православной церкви, которая признает эмбрион с момента зачатия человеческим существом, обладающим священным даром жизни, неприемлемы любые манипуляции с эмбрионами, заведомо предполагающие их уничтожение.
А что делать десяткам, сотням больных во всем мире, страдающих болезнью Паркинсона, Альцгеймера, сахарным диабетом? Неужели отнять у них надежду? Ни в коем случае. Церковь не выступает против прогресса науки, но не принимает идеологию "прогрессизма", то есть прогресса любой ценой. Необходимо искать альтернативные источники получения стволовых клеток, и это вполне реально, поскольку стволовые клетки есть не только у эмбриона, но и у взрослого человека: в нервной системе, костном мозге, молочной железе и т.д. Исследования в этом направление не столь далеко продвинулись как в случае с эмбриональными стволовыми клетками, однако и в последнем случае еще далеко до внедрения в клиническую практику. Не лучше ли тогда сделать выбор, исходя из нравственных принципов, исходя из благоговения перед самой жизнью?

«Не убивай» (Исход 20:13).

На протяжении всей человеческой истории люди истребляли друг друга ради богатства, власти и славы. В шестой заповеди Закона Божьего Господь указывает на ценность человеческой жизни. Источником жизни на Земле является Бог. Жизнь - это священный Божий дар людям.

Жизнь человека неприкосновенна

Многие люди, признают, что человек сотворён Богом, по образу и подобию Бога и для Бога. Именно поэтому его жизнь неприкосновенна и бесценна. Человек не имеет права уничтожать её. Шестая Заповедь запрещает убийство, начало которому положил дьявол. Священное Писание говорит о нём как о «человекоубийце от начала» (Иоанна 8:44) .

Наш Спаситель Иисус Христос пришёл в этот мир как Сын Человеческий и посредством жертвы на Голгофском кресте принёс грешному человеку спасение от вечной смерти. Отнимать жизнь у человека - значит вмешиваться в планы Божьи относительно каждого, кто имеет в себе жизнь.

Всё, что сотворено Богом, служит для сохранения и продолжения жизни. Каждый человек дорожит своей жизнью и в моменты наибольшей опасности готов пожертвовать всем ради её сохранения. Например, когда в апреле 1912 г. потерпел крушение «Титаник», миллионеры предлагали огромные деньги только за то, чтобы им уступили место в спасательной шлюпке, но желающих сделать это не оказалось. И сегодня, чтобы сохранить свою жизнь, или хотя бы немного продлить её, люди готовы тратить большие суммы.

Кто-то может сказать, что в приличном обществе, особенно христианском, шестая заповедь излишня. Но, читая Священное Писание, мы убеждаемся, что она имеет значительно более глубокий смысл. Ссылаясь на шестую заповедь, Иисус Христос говорит: «Вы слышали, что сказано древним: “не убивай, кто же убьёт, подлежит суду”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака” <пустой человек>, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной» (Матфея 5:21, 22) .

Как видим, Иисус Христос причисляет к разряду нарушения шестой заповеди гнев, дух ненависти, мщение, злобные чувства. Люди, переполненные такими чувствами, разрушают своё духовное и физическое здоровье, убивая, прежде всего, себя. Мудрый царь Соломон утверждает, что «унылый дух сушит кости» (Притчи 17:22) , и с этим соглашаются врачи. Более того, в определённый момент жизни такие чувства могут стать причиной убийства. Так случилось с Каином, первым человекоубийцей на Земле. «Каин сильно огорчился…» (Бытие 4:5) . С этого начинается рассказ об убийстве им брата - с ненависти по отношению к Авелю.

Глубокая внутренняя ненависть к окружающим людям и убийство часто тесно взаимосвязаны. Апостол Иоанн ясно говорит по этому поводу: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной» (1 Иоанна 3:15) . Неожиданный порыв гнева нередко приводит к убийству, что никак не оправдывает преступника. Таким образом, под влиянием чувств человек может стать убийцей.

Грех самоубийства

К убийству относится также сознательное сокращение лет своей жизни. Употребляя табак, алкоголь, наркотики, люди разрушают своё здоровье. Апостол Павел пишет: «Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы» (1 Коринфянам 3:16, 17) .

Мы ответственны перед Богом за тело, которое Он нам дал. Некоторые считают, что имеют право жить своей жизнью и относиться к собственному телу так, как им заблагорассудится, потому что несут ответственность только перед самими собой. Но Священное Писание опровергает такое мнение: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Коринфянам 6:19, 20) .

Итак, всё, что разрушает физическое здоровье и сокращает продолжительность нашей жизни на Земле, является убийством. К разрушению организма нужно отнести также чрезмерную работу без отдыха, большие физические нагрузки, которые могут привести не только к различным заболеваниям и травмам, но даже к смерти. Неразумный, рискованный, невоздержанный образ жизни влечёт за собой нарушение шестой заповеди.

Убить можно словом

Говоря о заповеди «не убивай», нужно отметить, что убить человека можно морально: словами, нашим отношением к нему. Священное Писание предостерегает, что слова могут быть исполнены «смертоносного яда» (Иакова 3:8) , превратиться в «убийственную стрелу» (Иеремия 9:8) , «острый меч» (Псалом 56:5) , т.е. в орудия смерти. Необдуманными словами можно принести много горя окружающим людям. К разряду таких слов относятся угрозы и унижение, насмешки и клевета.

Соучастники убийства

Иногда люди сами не отнимают жизнь у человека, но становятся соучастниками преступления, что также является нарушением шестой заповеди. Поэтому виновны в убийстве и те, кто заказывает его. Например, убийство Урии в бою вменилось в грех царю Давиду, который разработал план гибели Урии (2 Царств 11:15; 12:9).

Об апостоле Павле читаем, что до своего обращения к Богу он одобрял убиение Стефана (Деяния 8:1), став соучастником убийства.

Бог является источником жизни, в том числе жизни, пребывающей в утробе матери, поэтому ненавидит смерть в любом её проявлении. Таким образом, заповедь «не убивай» направлена и против абортов.

Исполнять шестую заповедь - значит способствовать сохранению жизни. Слова «не убивай» призывают нас принять решение сменить гнев на милость, а ненависть и насилие - на прощение и любовь. Таково евангельское понимание этого выражения, в основе которого - благополучие и процветание человека.

Мирон Вовк

Закон Божий (Библия, Исход 20 гл.)

I . Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

II . Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

III . Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

IV. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

VI. Не убивай.

VII. Не прелюбодействуй.

VIII. Не кради.

IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

X. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Какая конкретная и какая понятная Заповедь – «Не убивай»! Жизнь – это дар, который Бог дал человеку (и всему живому) в момент сотворения мира. Жизнь священна и уникальна. И только Сам Всевышний имеет право прервать наше земное странствие.

Когда мы с детьми разговариваем о пятой Божьей Заповеди, они начинают обычно рассказывать разные истории о самоубийствах, которые когда-то слышали. Дети не говорят об этом с ужасом или с осуждением, а чаще всего сами ищут ответ на вопрос, почему человек может настолько навредить самому себе. Признаюсь, я сама когда-то искала ответ на этот вопрос, когда столкнулась с подобной тупиковой ситуацией в Москве. Сестра Тереза, миссионерка Святого Семейства, работала с детьми, которые пытались покончить с собой, а я, тогда молодая девушка, помогала ей и не могла понять, как ребёнок может добровольно решиться на самоубийство. Поверьте, я до сих пор не смогла найти рационального ответа на этот вопрос. Нет объяснения злу, хаосу, смерти и беззаконию. Логически объяснить и понять зло невозможно никак. Дети хотят распознать механизм, чтобы суметь противостоять злу, избежать трагедии.
В данном случае, чтобы противостоять самоубийству, необходимо открыть ценность и уникальность жизни, быть любимым и справедливо признанным, в первую очередь – принятым своими близкими. Все грехи, прямым или косвенным образом направленные против жизни, противоречат человеческому достоинству. Жизнь каждого человека священна и уникальна. Господь Бог вдыхает в каждого из нас дыхание жизни, и только Он Сам имеет право прервать наше земное странствие. Но на этом жизнь не заканчивается. Для всех людей, независимо от национальности и вероисповедания, жизнь является величайшим даром и одновременно загадкой, которую разгадываем всю жизнь. Вполне справедливо, что без Первоисточника и Автора жизни невозможно понять, вернее, открыть смысл жизни. Как можно игнорировать Творца жизни? Без Него нет смысла, нет отправной точки и нет цели. Безрассудна и бесплодна попытка людей прожить жизнь, не считаясь с Дарующим её.
Мы, христиане, призваны созидать цивилизацию жизни. В чём заключается смысл и цель заповедей любви и дел милосердия для души и тела ближнего? В том, чтобы помогать нашим ближним с достоинством переносить тяготы жизни. Помогать тогда, когда они будут нуждаться в пище, одежде, в чуткости и доброте; делать все, чтобы они смогли найти опору и поддержку в нас – своих ближних. Нужда порождается грехом, но восполняется (покрывается) милосердием и состраданием. Мы выходим за пределы нашего эгоизма и поддерживаем жизнь во всех формах её проявления. Вот почему я так радуюсь, видя счастливые и участливые глаза детей во время молитвы о спасении еще не рожденных малышей… 25 марта в нашем приходе св. Михаила Архангела в Ошмянах более 40 детей в возрасте от 11 до 13 лет духовно усыновили детей, которым угрожает опасность аборта. В течение 9 месяцев они ежедневно будут молиться об их спасении. Судя по моему опыту, это не только спасёт жизнь ребёнка, которому угрожает опасность аборта, но и обогатит самих спасающих – защитников жизни.
Анализируя поведение детей, размышляя об их интересах, авторитетах и влияниях, удивляюсь тому, что часто приходят они на катехезу в одежде с символикой смерти. На кедах – черепки, на перчатках – костяшки скелета, на шапке и на свитере – черепа. Зачем детям носить на себе символику смерти? Многие родители не думают, не придают этому значения, а самое печальное – не видят в этом ничего плохого, считая эти «атрибуты» модными, забавными. Заигрывают со смертью. И от этого грустно, ибо нечто очень важное, ценное, невидимое, но особенное притупляется в нас, делает нас менее радикальными и чуткими, когда дело касается защиты добра и ценностей, но зато более «толерантными» в отношении зла и различных форм его проявления. Знакома с людьми, которые будут слёзно рыдать оттого, что котёночек заболел, и бездомные собачки голодают, но с презрением будут проходить мимо бедняка, который просит милостыню. Мы запутались в лабиринтах эгоизма.
И это эгоизм часто подводит нас к выбору – удовольствие или жизнь? Наркотики, алкоголь, сигареты – зависимости, которые постепенно, медленно, но целенаправленно лишают нас жизни, зато в обмен мы получаем удовольствие. Мы не считаемся с ценой, которую надо заплатить за удовольствие, ведь удовольствие ассоциируется у многих из нас со счастьем. Очередная иллюзия современников. Легко, как рыбы, попадаются на крючок зла. И, как рыбы, лишаются жизни…
Ценность жизни нам показал Иисус. Он открылся нам как Путь, Истина и Жизнь. Уметь выбирать добро и избегать всего, что нас лишает жизни и человеческого достоинства, – вот в чём мудрость. Желание посвятить свою жизнь другому в человеке глубоко сокрыто, но мы созданы для общения и единения. В Барановичах я наблюдала, как вечерами мотоциклисты собирались при Ледовом дворце и начинали соревноваться. Конечно, многое из того, что они делали, по сей день мне представляется необдуманным и нелепым, потому что, по сути, это были неоправданные риски. Они рисковали своей жизнью во имя тщетной, бесполезной славы. Хотя я тоже могу сказать о себе, что много рисковала в жизни и не боюсь ситуаций, которые испытывают моё мужество и стойкость. Честно говоря, они мне даже нравятся, потому что именно в таких приграничных ситуациях я осознаю, что для меня по-настоящему ценно и свято.
Но, когда вспоминаю тех мотоциклистов, непременно встает вопрос: во имя чего мы рискуем? Во имя кого и кому мы готовы посвятить свою жизнь? Во имя идеи, славы, любимого человека, родителей, Родины, Костёла, Бога? Мы все мечтаем о подвиге, и нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих. Но кто они «наши друзья», за которых мы способны пожертвовать своей жизнью? В средние века рыцари совершали свои рискованные подвиги во имя прекрасной дамы, которой они грезили. При доступности современных женщин и непонятной женственности мы, женщины, как-то мало вдохновляем мужчин на подвиги. Разбитые семьи нас также не воодушевляют на самопожертвование. Вера наша слаба, остаются идеи и слава. Поток молодёжи из Европы в ряды исламского государства говорит об этом глубоком, непреходящем желании человека посвятить свою жизнь чему-то, что больше тебя, найти единомышленников и быть сопричастным чему-то, что сильнее тебя. На этих чувствах играют хитрые и умелые вербовщики. Но мы созданы для того, чтобы жить для Бога и тех, кого мы любим. Ценность жизни прямо пропорциональна ценностям, которые мы исповедуем. И если ценности, которым мы посвящаем свою жизнь, призрачны, тогда мы – несчастные люди. Чтобы изменить качество жизни, необходимо пересмотреть свои ценности.
Вспоминаю женщину, которую встретила среди заключенных, которых катехизировала. До сих пор стоит передо мной ее образ – простой, скромной, молчаливой женщины. После того, как она отсидела срок и вышла из тюрьмы, она пришла ко мне в гости и рассказала свою историю. Муж её выпивал и систематически избивал, она никому не жаловалась, не звала на помощь, терпела унижения и копила все обиды в себе. Но однажды она не выдержала и, когда он спал после очередного запоя и избиения, она зарубила его топором. Она раскаялась в содеянном, отсидела свой срок, но когда она уже в сотый раз прокручивала в голове события того дня, спрашивала меня: «Почему я не ушла из дома? Почему я до сих пор не могу отмыть руки от его крови?» Я не знаю ответа. Я сочувствую ей и в очередной раз утверждаюсь в мысли о том, что Господь Бог сотворил наши руки для того, чтобы созидать, любить, защищать и заботиться. Надо нам чаще об этом вспоминать, иначе мы будем постоянно прокручивать в голове трагические события и искать несуществующие ответы на существующие вопросы.
Пятая Божья Заповедь затрагивает проблему насилия в семье. Эта тема постыдна в нашем обществе и обычно замалчивается. Именно в семье формируется отношение к жизни. Ребёнок, который растет в атмосфере насилия, будет носителем насилия – агрессором или жертвой. Нельзя умалчивать об этом, потому что молчание дает согласие на зло.
Мы, христиане, дети Воскресшего, призваны открывать ценность и смысл жизни, чтобы передавать её современникам. Давайте непрестанно, изо дня в день, будем посвящать свою жизнь Богу, во благо нашим близким и родным. Будем единомышленны и солидарны с Костёлом, который является видимым на земле защитником жизни во всех формах ее проявления. Давайте создадим в наших семьях атмосферу, в которой нет места жестокости и насилию, чтобы наши дети сумели построить новый мир и имели чёткие ориентиры и настоящие ценности.

Сестра Нунэ ТИТОЯН, MSF

Дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Жизнь священна.

Цели: дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности; учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Личностные результаты: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты: осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; участвовать в беседе, дискутировать, аргументировано обосновывать свою точку зрения.

Ход урока.

I. Организационный момент урока. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Что такое этика?

Золотое правило этики?

Что мы называем общечеловеческими ценностями?

Согласны ли вы с высказыванием Цицерона «Жить – значит мыслить»?

III. Самоопределение к деятельности.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях.

Выпишите 7 наиболее значимых для вас понятий. Объясните свой выбор.

Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?

ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

2. Знакомство с видами потребностей.

Cуществует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.

Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами?

К чему стремится душа?

3.Знакомство с понятиями ДУХ - ДУША – ДУХОВНОСТЬ.

- Прочитайте слова. Близкие понятия?

Обратимся к словарям.

4. Работа с толковым словарём Ушакова.

Дух-б одрость, моральная сила , готовность к действию.

Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.

Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

5. Работа со словарём Ожегова.

Духовность - с войство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Дух - внутренняя, моральная сила.

Душа - внутренний, психический мир человек а, его сознание.

Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.

Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?

Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?

4. Притча «Сосуд жизни».

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.

Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.

И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.

Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.

Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.

Мелкие камушки представляют менее важные вещи.

Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.

Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.

Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…

Так в чём же истина?

Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.

Что же может стать для человека главным и высоким?

Каков главный смысл понятия жизнь?

К чему стремится человек? (К созидательству.)

Назовите противоположное значение. (Разрушение.)

Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?

Какая же простая нравственная истина становится главной? (Жизнь священна).

- Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует? (Жизнь неприкасаема).

5. Работа с высказываниями.

ЖИЗНЬ - ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ. Сенека

ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ. Омар Хайям

Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт?

V. Рефлексия. Подведение итогов.

Что вы считаете в жизни главным для себя.

Что для вас жизнь?