Селевко г.к. современные образовательные технологии. Селевко образовательные технологии DOC Селевко гк современные образовательные технологии

, Специальные образовательные учреж. 3-4 вида из закона РФ.doc , 11 270403 2016 современные информационные технологии.docx .

2.4. Классификация педагогических технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 3).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов , но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «вин тик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика , приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение , не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией , приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии. Оглавление

Введение

II. Педагогические технологии

2.1. Понятие педагогической технологии

2.2. Основные качества современных педагогических технологий

2.3. Научные основы педагогических технологий

2.4. Классификация педагогических технологий

2.5. Описание и анализ педагогической технологии

III. Современное традиционное обучение (ТО)

IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества

4.2. Гуманно-личностная технология

4.3. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

5.1. Игровые технологии

5.2. Проблемное обучение

5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ()

5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала ()

VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов ()

6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,)

6.7. Коллективный способ обучения КСО (,)

6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» ()

7.2. «Диалог культур» (,)

7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ ()

7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий ()

VIII. Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте ()

8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе ()

8.3. Технология обучения математике на основе решения задач ()

8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков ()

8.5. Система поэтапного обучения физике ()

IX. Альтернативные технологии

9.1. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)

9.2. Технология свободного труда (С. Френе)

9.3. Технология вероятностного образования ()

9.4. Технология мастерских

X. Природосообразные технологии

10.1 Природосообразное воспитание грамотности ()

10.2. Технология саморазвития (М. Монтессори)

XI. Технологии развивающего обучения

11.1 Общие основы технологий развивающего обучения

11.2 Система развивающего обучения

11.3 Технология развивающего обучения -

11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (, ГС. Альтшуллер,)

11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение ()

11.6. Технология саморазвивающего обучения ()

12.2. Модель «Русская школа»

12.4. Школа-парк ()

12.5. Агрошкола

12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)

XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностноориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нрав ственного облика Человека.

Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, се мьи, микрои макросоциума.

Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват ных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

От учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

От чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу рированным системам умственных действий;

От ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви дуализированным программам обучения;

От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности , который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий , идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, для чего и предназначена эта книга.

В первых двух главах дается научное обоснование понятия педагогической технологии, вскрывается его сложность и многогранность, предлагается классификация образовательных технологий и методологическая основа их анализа.

В последующих главах обширнейший и богатейший материал передового педагогического опыта, инновационного движения и научных разработок (около 50 технологий) дается в классифицированном и обобщенном виде по пяти основным направлениям: традиционное обучение, модернизированные технологии, альтернативные технологии, технологии развивающего обучения и авторских школ. В каждой из них четко прослеживается концептуальная основа, особенности содержания и методики, дается необходимый материал для понимания сущности процесса.

В заключительной главе раскрывается внедренческий механизм, формулируются условия оптимальной реализации той или иной образовательной технологии.

Описания технологий во многом заимствованы из известных публикаций, наблюдений за работой передовых учителей, а также собственного опыта работы автора. Авторскими являются и анализ и интерпретация этих технологий. Все анализы-описания построены по единому плану и включают в себя краткую классификационную характеристику технологии, анализ ее особенностей, список литературных источников.

К сожалению, в силу ограниченности объема книги в нее не вошли некоторые отечественные и зарубежные образовательные технологии прошлых лет, технологии, заложенные в современных вариативных учебниках, воспитательные технологии. Эти аспекты составят программу другой книги.

Автор выражает глубокую благодарность коллективам и руководителям инновационных школ, которые воплощали и испытывали многие из описанных технологий: г. Ярославль - № 26 (), № 59 (), № 70 (), г. Рыбинск - № 2 (), № 8 (), № 18 (), № 19 (), г. Тугаев - № 3 ().

I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни - это конечная цель системы. Принципиально важно - что и как формировать у него для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности , как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторон никое, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции -продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) на" две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, оно отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромны спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в. мире и обществе себе подобных (самосознание).

Личность - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой;

- система деятельности, осуществляемых социальных ролей, совокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нем;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей; -совокупность реакций на внешние условия и т. д.

Все это образует содержательное обобщение «личность».

1.2. Структура качеств личности

В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по).

1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).

2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т. п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.

3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение. Направленность (вместе с потребностями и Я-концепцией) составляет основу самоуправляющего механизма личности (условно - СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и свойства личности вместе с комплексом соответствующих ЗУН представляют сферу эстетических и нравственных качеств (условно - СЭН).

Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» - социальная сущность человека.

Однако в структуре личности имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы «пронизывая» их по радиусам. Эти качества, точнее, группы качеств: потребности, характер, способности и Я-концепция личности образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности тесно взаимосвязаны, обусловливают и зачастую компенсируют друг друга, представляя сложнейшую целостную систему.

1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

Знания и их классификация. Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Наиболее распространены следующие классификации знаний.

По локализации отражения выделяют:

индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуальные.

По форме отражения ЗУН выделяют:

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой форме, теоретические знания;

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществленные результаты деятельности;

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.

Обширна классификация знаний по области и предмету познания; крупнейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.

По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, - воспроизведение, - понимание, - применение, - автоматические действия, - отношение и знание - потребность.

По степени обобщенности: факты - явления, понятия - термины, связи - закономерности, гипотезы - теории, методологические знания, оценочные знания.

Ассоциативная модель индивидуальных знаний. Органы чувств передают чес сигналы мозгу, запечатлевающему их в виде следов памяти - фактов восприятия, элементарных кирпичиков знаний. Одновременно в мозге фиксируются и связи фактов - ассоциации (по смежности во времени и пространстве, по сходству или противоположности и другим признакам).

Сознание способно выделять в этих фактах и связях основные и второстепенные элементы, создавать обобщения (понятия), познавать связи и закономерности, скрытые от непосредственного восприятия, решать поставленные внешними обстоятельствами задачи.

Простейшей смысловой системой является понятие. Понятие есть знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними. Понятие - не то, что наблюдается, а это абстракция , выражающая внутреннее смысловое содержание объектов познания.

Умения и навыки. Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он лишь частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особыми качествами личности - умениями и навыками. Умение определяется как способность личности к эффективному выполнению деленной деятельности на основе имеющихся знаний в измененных или новых условиях. Умение характеризуется прежде всего способностью с помощью знаний осмысливать имеющуюся информацию, составлять план достижения цели, регулировать и контролировать процесс деятельности. Умение включает и использует все относящиеся сюда навыки личности.

Простые умения при достаточном упражнении могут автоматизироваться, переходить в навыки. Навыки - это способность выполнять какие-либо действия автоматически, без поэлементного контроля. Поэтому иногда говорят, что навык - это автоматизированное умение.

Навыки и умения характеризуются разной степенью обобщенности и классифицируются по различным логическим основаниям. Так, по характеру преобладающих психических процессов выделяют двигательные (моторные), чувственные (сенсорные) и умственные (интеллектуальные).

ЗУНы определяют так называемую «объемность» личности, т. е. объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению. Интеллектуальные умения по применению и творческому преобразованию информации относятся уже к другой группе качеств личности - способам умственных действий.

1.4. Способы умственных действий (СУД)

Все живые организмы стремятся решить задачи существования, удовлетворения первичных потребностей в пище, продолжении рода, безопасности. Человек преуспел в решении этих задач, создав уникальную цивилизацию - синтез науки, техники, культуры, искусства.

Психологический индивидуальный процесс, который привел человечество к современному уровню цивилизации - это мышление.

Мышление представляет собой процессы познания человеком объектов и явлений окружающего мира и их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Мышление - это процесс работы сознания, переработки мозгом хранящихся в нем знаний и поступающей информации и получения результатов: управленческих решений, продуктов творчества, новых знаний. ЗУНы - хранящиеся в памяти эмоциональные и знаковые образы и их связи - являются базой, средством для мышления.

Способы, которыми осуществляется мышление, называются способами умственных действий (СУД). Их можно классифицировать следующим образом:

1)по характеру преобладающих средств мышления: предметно-действенные, наглядно-образные, абстрактные, интуитивные;

2) по логической схеме процесса: сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение, синтез, классификация, индукция, дедукция, инверсия, рефлексия, антиципация , гипотеза, эксперимент и др.

3) по форме результата: создание нового образа, определение понятия, суждение, умозаключение, теорема, закономерность, закон, теория;

4) по типу логики мышления: рассудочно-эмпирические (классическилогические) и разумно-теоретические (диалектико-логические, по). Кроме термина «способы умственных действий» (СУД), в педагогических технологиях применяется и близкий к нему термин «способы учебной работы» (), которым обозначается область процессуальных умений, играющих исключительно важную роль для успешного научения.

Важнейшими общеучебными способами работы (общеучебными умениями и навыками) являются:

I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учеб ной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их достижения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельности; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятельной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.

II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.

III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источниками информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектирование; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слушание речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.

IV. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретизация; индукция - дедукция; классификация, обобщение, систематизация доказательств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.

V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка достоверности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить правильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлексивный анализ.

Таким образом, СУД входят важнейшей составной частью в способы учебной работы как более широкое понятие, включающее и внешние действия учащегося (в дальнейшем понятие СУД будет употребляться в расширительном значении, включающем и внешние действия, и общеучебные умения).

На школьном этапе развития личности уровень СУД определяет так называемая «обучаемость» ребенка, т. е. его способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления (в данном случае -учитель) посылает команды исполнителю (объекту управления - ученику) и должен получать информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является и объектом, и субъектом управления; встречая на пути яму, он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.

Человек - весьма совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система. Уровень самоуправления - одна из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности. Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходят как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируются личностью «изнутри». Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три интегральных качества (психогенные факторы развития): потребности, направленность, Я-концепция (рис. 1).

Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности можно разделить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстетическом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, общественной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.

Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес - основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их существования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.

Рис. 1. Самоуправляющие механизмы личности

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и других).

Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, самомнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопределения, самореализации, самоутверждения и т. п.

Я-концепция в основном определяет важнейшую характеристику процесса саморегуляции личности - ее уровень притязаний, т. е. представление о том, какого «места» среди людей она заслуживает.

1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

Последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию личности, к формированию эстетических и нравственных ее качеств. Эти качества в значительной степени определяются эмоциональной основой.

Наши эмоции отражают окружающий мир в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшими качествами личности - ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение - формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) - духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира.

Эстетическое воспитание - это воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы - приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

  • Административные и организационные технологии управления поведением.
  • Антипова Л. В., Жеребцов Н. А Биохимия мяса и мясных продуктов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. - 183 с.

    Антипова Л. В., Глотова И. А., Рогов И. А. Методы иссле­дования мяса и мясных продуктов. - М.: Колос, 2001. - 376 с.

    Батурин А. К. Разработка системы оценки и характеристика струк­туры питания и пищевого статуса населения России: Дис... д-ра мед. наук. - М.: Институт питания РАМН, 1998. - 300 с.

    Биохимия растительного сырья / В. Г. Щербаков, В. Г. Лобанов, Т. Н. Прудникова и др. - М.: Колос, 1999. - 376 с.

    Богданов В. Д., Сафронова Т. М. Структурообразователи и рыбные композиции. - М.: ВНИРО, 1993. - 172 с.

    Воскресенский Н. А. Замораживание и сушка рыбы методом су­блимации. - М.: Агропромиздат, 1987. - 200 с.

    Гигиенические требования к качеству и безопасности продо­вольственного сырья и пищевых продуктов. - СП 2.3.6.1079-01.

    Дуборасова Т. Ю. Сенсорный анализ пищевых продуктов. - М.: Маркетинг, 2001. - 184 с.

    Жушман А. Н., Карпов В. Г., Лукин Н. Д. Модифициро­ванные крахмалы как эффективные добавки // Пищевая промышлен­ность. 1996. № 6. С. 8.

    Зубенко А. Ф. Физико-химические основы технологии кондитер­ских изделий. - Воронеж: 1997. - 520 с.

    Мицык В. Е., НевольниченкоА. Ф. Рациональное питание и пищевые продукты. - Киев: Урожай, 1994. - 334 с.

    Нечаев А. П., Кочетков а А. А., Зайцев А. Н. Пищевые добав­ки. - М.: Колос, 2001. - 256 с.

    НикуленковаТ. Т., Лавриненко Ю. И., Я с тин а Г. М. Про­ектирование предприятий общественного питания. - М.: Колос, 2000.-216 с.

    Позняковский В. М. Гигиенические основы питания, безопас­ность и экспертиза продовольственных товаров. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1999. - 448 с.

    Ратушный А. С, Литвинова Е. В., Иванникова Т. В. Из­менения белков и других азотистых веществ при кулинарной обработке продуктов. - М.: Издательский центр Российского химико-техно­логического университета имени Д. И. Менделеева, 2000. - 104 с.

    Ратушный А. С, Ширшов А. Т., Соляков А. А. Пищевые гетероциклические амины как потенциальные мутагены и канцероге­ны. - М.: Изд-во РЭА имени Г. В. Плеханова, 1998. - 48 с.

    Рогов И. А., ЗабаштаА. Г., Казюлин Г. П. Общая техноло­гия мяса и мясопродуктов. - М.: Колос, 2000. - 368 с.



    Рогов И. А., Горбатов А. В., Свинцов В. Я. Дисперсные системы мясных и молочных продуктов. - М.: Агропромиздат, 1990. - 320 с.

    Родин Е. М. Холодильная технология рыбных продуктов. - 2-е изд. - М.: Агропромиздат, 1989. - 272 с.

    Скурихин И. М., Нечаев А. П. Все о пище сточки зрения хими­ка. - М.: Высшая школа, 1991. - 288 с.

    Скурихин И. М., Волгарев М. Н. Химический состав пищевых продуктов: Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропром­издат, 1987. - 360 с.

    Справочник руководителя предприятия общественного пита­ния / А- П. Антонова, Г. С. Фонарева, С. Л. Ахиба и др. - М.: Минторг РФ, 2000. - 664 с.

    Технология молока и молочных продуктов / Г. В. Тердохлеб, 3. X. Диланян, Л. В. Чекулаева и др. - М.: Агропромиздат, 1991. - 463 с.

    Технология пищевых производств/ Л. П. Ковальская, И. С. Шуб, Г. М. Мельникова и др.; Под ред. Л. П. Ковальской. - М.: Колос, 1999.-752 с.

    Технология продуктов из гидробионтов / С. А. Артюхова, В. Д. Бог­данов, В. М. Дацун и др.; Под ред. Т. М. Сафроновой и В. И. Шендерю-ка. - М.: Колос, 2001. - 496 с.

    Химия пищи. Книга 1-я. Белки: структура, функции, роль в пита­нии / И. А. Рогов, П. В. Антипова, Н. И. Дунченко, Н. А. Жеребцов. - М.: Колос, 2000. - 384 с.



    Хлебников В. И. Технология товаров (продовольственных). - М.: Издательский дом «Дашков и К», 2000. - 427 с.

    Шаробайко В. И. Биохимия продуктов холодильного консерви­рования. - М.: Агропромиздат, 1991. - 255 с.

    Селевко Г.К. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

    Введение

    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня

    1.2. Структура качеств личности

    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)

    1.4. Способы умственных действий (СУД)

    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)

    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)

    II. Педагогические технологии

    2.1. Понятие педагогической технологии

    2.2. Основные качества современных педагогических технологий

    2.3. Научные основы педагогических технологий

    2.4. Классификация педагогических технологий

    2.5. Описание и анализ педагогической технологии

    III. Современное традиционное обучение (ТО)

    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    4.1. Педагогика сотрудничества

    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    5.1. Игровые технологии

    5.2. Проблемное обучение

    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

    6.1. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

    6.2. Технологии уровневой дифференциации

    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)

    6.6. Технология программированного обучения

    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)

    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)

    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

    VIII. Частнопредметные педагогические технологии

    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)

    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)

    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)

    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

    IX. Альтернативные технологии

    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)

    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)

    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

    9.4. Технология мастерских

    X. Природосообразные технологии

    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)

    XI. Технологии развивающего обучения

    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения

    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова

    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)

    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)

    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

    12.2. Модель «Русская школа»

    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)

    12.5. Агрошкола А.А. Католикова

    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

    Педагог современности Селевко Герман Константинович – академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

    «Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего»

    • Творческий путь
    • Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.
    • В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.
    • В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
    • После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.
    • В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.
    • Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области. Его методические работы: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированное пособие «Сборник задач для повторения курса физики» были распространены во всех средних школах области.
    • В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».
    • В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.
    • В период подъема общественно-педагогического движения в стране Г.К. Селевко становится активным поборником перестройки школы на основах гуманизма и демократизма. Он пишет ряд статей по педагогике сотрудничества, обобщает опыт учителей области («Совершенствование методической подготовки студентов», «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление» и др.). Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. Этот опыт обобщен в ряде публикаций.
    • За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

    Технология саморазвития личности школьника

    • Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
    • Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
    • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
    • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
    • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
    • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

    «Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому учащиеся должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя».

    Г.К.Селевко



    Саморазвитие личности через проектную деятельность

    • Формирование человека способности воспитывать и развивать самого себя, человека высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли.
    • Создание мотивации школы на вхождение воспитательной деятельности;
    • Помощь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание воспитательного процесса;
    • Ознакомление теоритическими и практическими приемами и моделями «Саморазвитие личности»;
    • Формирование и умение самовоспитания и саморазвития;
    • Создание воспитательно-образовательной среды формирующую у учащихся потребности в самосовершенствовании.

    Гипотеза:

    Если создать мотивацию педагогов школы на осуществление воспитательной деятельности, обеспечить создание условий для развития воспитательной деятельности, то это повысит качество личности учащихся и позволит им создать единое образовательное пространство ученика.


    ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕНОЕ ОБЪЕДИЕНИЕ «Кулуhун» через саморазвитие личности


    Ступени клуба начальные классы, 5-11 по классы, актив «Кулуьун» и дополнительное образование «Саморазвитие личности через проектную деятельность.

    • Количество учащихся -146 (девочки - 76 , мальчики - 69)

    1 ступень (1-4 кл.) – 53

    2 ступень (5-9 кл.) -54

    3 ступень (10-11 кл.) –39


    Начальные классы:

    Осознание своего «Я»


    Средние классы: «Самовоспитание воли и характера»



    Заключение

    В результате исследования учебно-воспитательной работы через саморазвитие личности формируется установка на улучшение себя, развивается самопознание от осознания своего «Я», самоконтроль и самооценка ученика. В школе формируется саморазвитие личности. В итоге наблюдения имеет более высокий уровень, включая не только познавательную, но и нравственные, волевые качества. Первые результаты свидетельствует о её больших возможностях саморазвитии личности.


    В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.
    Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

    Структура качеств личности.
    В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре иерархических уровня-подструктуры, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).
    1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека (особенности потребностей и инстинктов, половые, возрастные, национальные и некоторые другие качества личности).
    2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. Мыслительные логические операции (ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция и т.п.), называемые способами умственных действий (СУДами), играют огромную роль в процессе обучения.
    3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин - ЗУНы, и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности - СДП (сфера действенно-практическая).

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение
    I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
    1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
    1.2. Структура качеств личности
    1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
    1.4. Способы умственных действий (СУД)
    1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
    1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
    II. Педагогические технологии
    2.1. Понятие педагогической технологии
    2.2. Основные качества современных педагогических технологий
    2.3. Научные основы педагогических технологий
    2.4. Классификация педагогических технологий
    2.5. Описание и анализ педагогической технологии
    III. Современное традиционное обучение (ТО)
    IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    4.1. Педагогика сотрудничества
    4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
    4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
    V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
    5.1. Игровые технологии
    5.2. Проблемное обучение
    5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
    5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
    VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
    6.1. Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
    6.2. Технологии уровневой дифференциации
    6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
    6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
    6.6. Технология программированного обучения
    6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
    6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
    VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
    7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
    7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
    7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
    7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
    VIII. Частнопредметные педагогические технологии
    8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
    8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
    8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
    8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
    8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
    IX. Альтернативные технологии
    9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
    9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
    9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
    9.4. Технология мастерских
    X. Природосообразные технологии
    10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
    10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
    XI. Технологии развивающего обучения
    11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
    11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
    11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
    11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
    11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
    11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
    XII. Педагогические технологии авторских школ
    12.2. Модель «Русская школа»
    12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
    12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
    12.5. Агрошкола А.А. Католикова
    12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
    XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий.


    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Современные образовательные технологии, Селевко Г.К., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать файл № 1 - pdf
    Скачать файл № 2 - doc
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.