«Потерянный город бога-обезьяны. В джунглях Гондураса найден затерянный «Город бога обезьян Белый город бога обезьяны

Город обезьяньего бога, La Ciudad Blanca или Белый город. Все эти названия описывают одно и тоже место, долгое время считавшееся ничем не подкрепленной выдумкой. Но с недавних пор все изменилось – по данным National Geographic, легендарный город из первозданных лесов Гондураса оказался не ложью, а былью.

Экспедиция, вернувшаяся из Гондураса неделю назад, не только подтвердила существование Белого города, но и высказала предположение, что на той территории могло располагаться целое государство. Точное место его расположения в целях сохранности раскопок держится в секрете, но кое-что о цивилизации, не имеющей еще даже названия, известно уже сейчас.

Долгое время затерянный город в непроходимых джунглях Гондураса существовал только в виде слухов и легенд. Город, по предположениям, находился на восточном побережье страны. Его искали в течение нескольких веков, так как считалось, что в нем полно несметных богатств. Прозвище «Город обезьяньего бога» принадлежит одному американскому исследователю. Он утверждал, что так его называют местные жители.

Почему его не нашли раньше?

Казалось бы, область для поисков не так уж велика. Но густые заросли джунглей не лучшее место для поисков чего-либо, и исследователям приходилось в них нелегко. Однако в газетах на протяжении десятилетий сообщалось, что искомый город наконец-то найден. Самое громкое заявление в «Нью-Йорк Таймс» о долгожданном открытии сделал некто Теодор Морд в 40-е годы. Но его заявление не было подтверждено фактами.

Лидар на службе у археологов

Современные технологии изменили все. Появление лидаров – лазерных дальномеров – позволили археологам по-новому взглянуть на Землю. Лазерные импульсы, которые посылают лидары, проходят сквозь чащу джунглей, скрывающих то, что недоступно невооруженному глазу.

Поиски сдвинулись с места

Команда ученых, использовавших лидар в своих поисках, утверждает, что обнаружила созданные человеческими руками колонны, пирамиды и развалины зданий в области предполагаемого расположения затерянного города. Это были очень весомые доказательства в пользу существования города Обезьяньего бога. Но необходимо было подтвердить эти доказательства непосредственно, отправив экспедицию.

Потрясающие находки

Экспедиция, посланная на разведку, вернулась на прошлой неделе и принесла ошеломляющую весть. Ее члены в ходе раскопок извлекли из земли 52 артефакта, в том числе голову статуи, сочетавшей в себе черты человека и ягуара. Сопоставив факты, археологи пришли к выводу, что в данной области могла существовать целая цивилизация с развитой сетью дорог и инфраструктурой.

Трудности и будущие планы

Как сообщает National Geographic, самая большая проблема на данный момент – это защита места раскопок от мародеров и компаний, занимающихся вырубкой леса. Как только область станет безопасной, археологи продолжат изучение древних руин и займутся описью найденных артефактов. Доказав свою дееспособность, лидар займет надлежащее место в арсенале археологов всего мира.

The Lost City of the Monkey God: A True Story
Глава 5. Я возвращаюсь в город Обезьяньего бога, чтобы попытаться разгадать одну из немногих нераскрытых тайн западного мира

Теодор Морд, красивый мужчина с тонкими усиками, ровным высоким лбом и прилизанными волосами, зачесанными назад, родился в 1911 году в Нью-Бедфорде, штат Массачусетс, в семье потомственных китобоев. Он одевался по последней моде, предпочитал костюмы в стиле Палм-Бич, крахмальные рубашки и белые туфли. Журналистскую карьеру он начал еще в школе – стал спортивным репортером местной газеты, потом занялся радиожурналистикой, выступая в качестве автора и новостного комментатора. Два года он отучился в Университете Брауна, а в середине 1930-х годов издавал газеты на круизных судах. В 1938-м он освещал гражданскую войну в Испании как корреспондент и фотограф. Есть сведения, что однажды он переплыл реку, разделявшую фашистские и республиканские войска, так как хотел описать события, которые происходили по обе стороны фронта.

Хей побуждал Морда отправиться в экспедицию как можно скорее, и тот, не теряя времени, тут же взялся за подготовку. Он предложил своему бывшему сокурснику, геологу Лоренсу Брауну, отправиться вместе с ним. В марте 1940-го, когда в Европе уже бушевала война, Морд и Браун отбыли из Нью-Йорка в Гондурас с грузом в тысячу фунтов, состоявшим из оборудования и припасов. Хей официально назвал это предприятие «Третья Гондурасская экспедиция». Четыре месяца от них не поступало никаких известий. Когда два исследователя наконец объявились, побывав в Москитии, Морд отправил Хею письмо с сообщением об удивительном открытии – они сделали то, что не смогла сделать ни одна экспедиция до них. Эта новость была опубликована в «Нью-Йорк таймс» от 12 июля 1940 года:

Предположительно обнаружен город Обезьяньего бога

Сообщено об успешном завершении Гондурасской экспедиции.

«Судя по сведениям, полученным газетой, – было написано в статье, – экспедиция установила приблизительное местонахождение легендарного „потерянного города Обезьяньего бога“ в почти недоступном районе между реками Паулайя и Платано».

Американская публика с жадностью проглотила это известие.

Морд и Браун с большой помпой вернулись в Нью-Йорк в августе. 10 сентября 1940 года Морд дал интервью в эфире радиовещательной компании Си-би-эс. Имеется его расшифровка, вместе с примечаниями, сделанными рукой Морда. Очевидно, этот текст является наиболее полным сохранившимся отчетом о совершенной ими находке.

«Я только что вернулся, обнаружив потерянный город, – сообщил он слушателям. – Мы отправились в область внутри Гондураса, куда еще не ступала нога исследователя… Недели напролет мы с трудом проталкивали лодки баграми, продвигаясь по речушкам среди непроходимых джунглей. Когда плыть дальше стало невозможно, мы начали прорубать себе дорогу через джунгли… за несколько недель такой жизни мы изголодались, выбились из сил и потеряли уверенность в успехе. Мы уже собирались сдаться, когда я увидел с вершины небольшого утеса нечто, заставившее меня замереть на месте… Это была стена города – потерянного города Обезьяньего бога!.. Я не мог судить о размерах города, но знаю, что он уходил вглубь джунглей и что некогда в нем обитало около тридцати тысяч человек. Но это было две тысячи лет назад. Остались только засыпанные землей руины стен там, где стояли дома, да каменные фундаменты зданий, которые, вероятно, были величественными храмами. Я помнил древнюю легенду, которую рассказывали индейцы. Она гласила, что в потерянном городе поклонялись как божеству гигантской статуе обезьяны. Я видел громадный насыпной холм, поросший лесом: когда удастся раскопать его, думаю, мы увидим статую этого обезьяньего божества. Сегодня индейцы, живущие в той области, страшатся одной мысли о городе Обезьяньего бога. Они считают, что там обитает громадный волосатый обезьяноподобный человек по имени Улакс… В ручьях близ города мы обнаружили богатые месторождения золота, серебра, платины. Я нашел лицевую маску… она напоминает морду обезьяны… Почти везде вырезаны изображения обезьяны – обезьяньего бога… Я вернусь в город Обезьяньего бога и попытаюсь разгадать одну из немногих нераскрытых тайн западного мира».

Морд отказался назвать координаты города, опасаясь его разграбления. Похоже, он утаил эту информацию даже от Хея.

В другом отчете, написанном для журнала, Морд подробно описывал руины:

«Город Обезьяньего бога обнесен стеной. Мы нашли части стен, которым зеленое волшебство джунглей нанесло незначительный ущерб, – они успешно сопротивляются наступлению зарослей. Мы шли вдоль одной из стен, пока она не исчезла под наносами земли: есть все признаки того, что под нею погребены огромные здания. И действительно, под вековым покровом зелени еще остались постройки».

«Это бесподобное место, – продолжал он. – Высокие стены представляют собой идеальный задник. Поблизости водопад, прекрасный, как вечернее платье в блестках. Он проливается в зеленую долину, полную руин. Птицы, похожие на драгоценные камни, перелетали с дерева на дерево, а из плотной завесы листвы на нас смотрели любопытные обезьяньи мордочки».

Он вел долгие разговоры со старыми индейцами, которые много рассказали о городе – «сведения, которые передаются из поколения в поколение от тех, кто видел это своими глазами».

«Они говорили, что на подходе к городу мы увидим длинную лестницу, построенную и вымощенную на манер тех, которые найдены в разрушенных майяских городах на севере. По сторонам будут стоять изваяния обезьян.

В центре храма находится высокий каменный помост, на котором и располагается статуя обезьяньего бога. Прежде там приносились жертвы».

Морд привез в Нью-Йорк множество артефактов – фигурки обезьян из камня и глины, свое каноэ, керамические изделия и каменные инструменты. Многие из них по-прежнему являются частью коллекции Смитсоновского института. Морд обещал вернуться в Гондурас на следующий год, чтобы «начать раскопки».

Но этим планам помешала Вторая мировая война. Морд стал агентом УСС УСС (Управление стратегических служб) – первая объединенная разведывательная служба США, созданная во время Второй мировой войны. На ее основе после войны было создано ЦРУ. и военным корреспондентом, а в его некрологе указано, что он был одним из участников заговора с целью убийства Гитлера. В Гондурас он больше не возвращался. В 1954 году Морд – окончательно спившийся после развода – повесился в душевой кабинке летнего дома своих родителей в Дартмуте, штат Массачусетс. Он так никому и не сказал о том, где находится потерянный город.

Сообщения Морда об обнаружении потерянного города Обезьяньего бога получили широкую огласку и распалили воображение как американцев, так и гондурасцев. После его смерти местонахождение города стало предметом ожесточенных споров и догадок. Десятки людей безуспешно искали город, перечитывали записки и отчеты в поисках возможных подсказок. Предметом вожделения исследователей стала любимая трость Морда, все еще хранящаяся в его семье. На трости вырезаны в четыре колонки загадочные знаки, которые выглядят как указания направлений или координаты – например, NE 300; E 100; N 250; SE 300. Надписи на трости всецело завладели вниманием канадского картографа Дерека Пэрента, который многие годы провел в путешествиях по Москитии, составляя карты региона. Он предполагал, что цифры на трости – координаты потерянного города. В ходе своих путешествий Пэрент создал самую подробную и точную из существующих карт Москитии.

Последние по времени поиски потерянного города Морда относятся к 2009 году. Лауреат Пулицеровской премии, журналист «Уолл-стрит джорнэл» Кристофер Стюарт предпринял тяжелое путешествие вглубь Москитии, пытаясь повторить маршрут Морда. Стюарта сопровождал археолог Кристофер Бегли, который посвятил докторскую диссертацию археологическим объектам Москитии и обследовал более сотни таких мест. Бегли и Стюарт поднялись вверх по реке и в верховьях Платано пробрались через джунгли к руинам под названием Лансетильяль: они остались от города, построенного древним народом, который, по мнению Стронга и других археологов, некогда населял Москитию. Этот город, известный и ранее (в 1988 году его расчистили и нанесли на карту волонтеры из Корпуса мира), находился приблизительно в том районе, где, как считалось, побывал Морд, – по крайней мере, насколько удалось выяснить Бегли и Стюарту. Город состоял из более чем двадцати земляных холмов, окаймлявших четыре площади и, возможно, стадион для месоамериканской Месоамерика , или Мезоамерика, – историко-культурный регион (не путать с Центральной Америкой), простирающийся примерно от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа. Термин был введен в обиход в 1943 году германским философом и антропологом Паулем Кирхгоффом. игры в мяч. В джунглях, на некотором расстоянии от руин, был обнаружен белый утес, который, по мнению Стюарта, с расстояния могли ошибочно принять за разрушенную стену. Стюарт издал хорошо принятую читателями книгу о своих разысканиях – «Страна джунглей. В поисках мертвого города». Книга получилась очень увлекательной, но, несмотря на все усилия Бегли и Стюарта, им не удалось найти веских подтверждений того, что руины Лансетильяля на самом деле являются потерянным городом Обезьяньего бога, найденным Мордом.


Как выясняется, исследователи почти три четверти века искали ответы не в том месте. Дневники Морда и Брауна сохранились в семье Морда. Артефакты были переданы в Музей американских индейцев, дневники – нет. Это само по себе является примечательным отступлением от стандартной практики, так как подобные дневники обычно содержат важную научную информацию и принадлежат не исследователю, а институту, профинансировавшему исследования. До недавнего времени дневники хранились у племянника Теодора – Дэвида Морда. Мне удалось раздобыть копию дневников, которые семья Морда в 2016 году на несколько месяцев передала в Национальное географическое общество. Там их никто не прочел, но штатный археолог любезно отсканировал дневники для меня, потому что я писал статью для журнала «Нэшнл джиогрэфик». Я знал, что Кристофер Стюарт видел по крайней мере часть дневников, но был разочарован, не найдя в них указаний на местонахождение потерянного города Обезьяньего бога. Стюарт предположил, что Морд по соображениям безопасности не указал координаты даже в своих записях. Поэтому, начиная просматривать дневники, я не предполагал, что найду что-нибудь примечательное.

Существуют три дневника – две тетради в твердом переплете с матерчатым чехлом, обе под заглавием «Третья Гондурасская экспедиция», а также небольшой блокнот на проволочной спирали с черной обложкой, на которой есть надпись «Полевая записная книжка». Общий объем – более трехсот заполненных от руки страниц, которые содержат подробный отчет об экспедиции с первого до последнего дня. Те дневники, где сохранились все оригинальные страницы, не имеют ни одного пропуска: все дни подробно описаны. Браун и Морд, путешествуя по сердцу тьмыЛитературная аллюзия на знаменитую повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы». , по очереди делали записи в тетрадь. Легко читаемые записи Брауна, сделанные округлым почерком, перемежаются с текстом Морда, буквы в котором заострены и наклонены вперед.

Я не скоро забуду чувства, которые испытывал при чтении этих дневников, – сначала недоумение, потом недоверие и, наконец, потрясение.

Похоже, что Хей и Музей американских индейцев, а вместе с ними и американская публика, были обмануты. Судя по дневникам Морда и Брауна, у них имелась собственная тайная повестка. Они изначально не собирались искать потерянный город, который упоминается лишь однажды, на последней странице, чуть ли не как отзвук запоздалой мысли и явно в связи с Конземиусом. Вот эта запись целиком:

Белый город

1898 – Паулайя, Плантан Морд использует английское название реки, которая по-испански называется Платано. (Примеч. авт.) , Вампу – истоки этих рек, вероятно, находятся близ города.

Тимотетео, Росалес – одноглазый добытчик каучука, который совершил переход от Паулайи до Плантана, – в 1905 году все еще видел колонны.

Это единственная запись на сотни страниц, имеющая отношение к потерянному городу, на поиски которого будто бы отправились Морд и Браун, так ярко описывавшие его в интервью американским средствам массовой информации. Они не искали археологические объекты и лишь поверхностно опрашивали аборигенов. Из дневников ясно, что они не нашли в Москитии никаких руин, артефактов или объектов – никакого «потерянного города Обезьяньего бога». Что же делали Морд и Браун в Москитии на протяжении четырех месяцев, когда они хранили молчание, а Хей и весь мир ждали, затаив дыхание? Какие цели они ставили перед собой?

Решение начать поиски золота не было спонтанным. Груз весом в сотни фунтов включал новейшее золотодобывающее оборудование, в том числе промывочные лотки, совки, кирки, детали шлюзового промывочного прибора для золотосодержащих песков и ртуть для амальгамации. Любопытно, что Морд, который мог выбрать в помощники кого угодно, пригласил геолога, а не археолога. Браун и Морд отправились в джунгли, имея подробную информацию о возможных золоторудных месторождениях вдоль ручьев и притоков реки Бланко, и соответствующим образом составили свой маршрут. Давно ходили слухи о том, что этот регион богат наносным золотом, которое скапливается внутри камешниковКаменная или галечная отмель на реке. и ям в руслах водных потоков. Река Бланко протекает многими милями южнее того места, где, как заявляли Морд и Браун, обнаружился потерянный город. Когда я соотнес записи их дневников с картой, выяснилось, что они вообще не дошли до верховьев рек Паулайя или Платано. Поднявшись по реке Патука, они обошли устье Вампу и двинулись далеко на юг, где река Куйямель вливается в Патуку. При этом они ни разу не подошли ближе чем на сорок миль к району истоков Паулайи, Платано и Вампу – тому самому, где, по их словам, был найден потерянный город Обезьяньего бога.

Морд и Браун искали новую Калифорнию, новый Юкон. Повсюду они раскапывали камешники и промывали песок на «знак» – золотинку, – с сумасшедшими подробностями подсчитывая стоимость каждой найденной золотой песчинки. Наконец золото нашлось в ручье Улак-Ваз, впадающем в Бланко. Американец по имени Перл (об этом написано в дневнике) проводил здесь промывку в 1907 году. Житель Нью-Йорка, беспутный сын богатых родителей, он, однако, предпочитал тратить время не на промывку песка, а на пьянство и распутство, и его отец закрыл лавочку – работы были свернуты в 1908 году. Он оставил дамбу, водопроводные трубы, задвижки, наковальню и другие полезные сооружения и устройства, которые Морд и Браун отремонтировали для своих нужд.

В устье Улак-Ваза Морд и Браун отпустили всех проводников-индейцев и направились вверх по ручью, где разбили лагерь «Кэмп-Улак» – на том самом месте, где работал Перл. Три недели – это были самые горячие для них дни – они провели в нелегких трудах по добыче золота.

Они восстановили старую дамбу Перла, чтобы направить ручей в шлюзовые промывочные приборы, где в потоке воды над рифленой поверхностью и мешковиной отделялись от песка более тяжелые золотые крупинки; ежедневный приход заносился в дневник. Оба работали как лошади, мокли под ливнями, терпели укусы туч москитов и комаров, каждый день извлекали из кожи от тридцати до пятидесяти клещей и жили в постоянном страхе перед ядовитыми змеями, которые были повсюду. У них кончились кофе, табак, съестные припасы. Бо́льшую часть свободного времени они проводили за картами. «Мы снова и снова обсуждали перспективы золотодобычи, – писал Морд, – и говорили о вероятном ходе войны, задаваясь вопросом: не втянулась ли уже в нее Америка?»

Еще они строили прожекты. «Мы нашли прекрасное место для аэродрома, – писал Браун, – по другую сторону реки. Возможно, мы разобьем постоянный лагерь на этом плато, если сумеем воплотить свои планы в жизнь».

Но затем настал сезон дождей, которые обрушились на них со всей яростью: ливни начинались с рева в вершинах деревьев и ежедневно оставляли на земле по нескольку дюймов воды. С каждым новым ливнем Улак-Ваз вздувался все больше, Морд и Браун пытались бороться с поднимающимся уровнем воды. 12 июня случилась катастрофа. Тропический ливень вызвал паводок, ручей разлился, и золотодобывающее оборудование унесло течением. «Очевидно, мы больше не сможем добывать золото, – жаловался в дневнике Морд. – Наша дамба полностью уничтожена, как и корыта. Лучше всего как можно скорее свернуть все работы и вернуться, спустившись по реке».

Морд и Браун оставили участок, загрузили лотки, оставшиеся припасы и золото и с невероятной скоростью понеслись вниз по вздувшемуся Улак-Вазу. Миновав Бланко и Куйямель, они свернули в Патуку. За один день они прошли по Патуке расстояние, на преодоление которого прежде ушло две недели, – тогда они плыли против течения, но пользовались мотором. Когда они наконец добрались до цивилизации – в одном из поселков на Патуке имелся радиоприемник, – Морд узнал о падении Франции. Ему сказали, что Америка «фактически вступила в войну, а официально это произойдет через день-два». Морд и Браун запаниковали при мысли о том, что застрянут в Гондурасе. «Мы решили поспешить и как можно быстрее достичь целей экспедиции». Можно спорить о том, что имелось в виду под этими загадочными словами, но, похоже, они поняли, что придется быстро придумать какую-нибудь легенду и раздобыть для Хея древние артефакты, якобы из «потерянного города». (До этого момента в дневниках не было упоминаний о том, что они нашли или вывезли какие-либо артефакты из Москитии.)

Они двинулись дальше по вышедшей из берегов Патуке, плывя днем, а иногда и по ночам, и 25 июня достигли лагуны Бруэрса (теперь – Брюс-лагуна) и моря. Там они провели неделю, уже без спешки, поскольку узнали, что Америка пока не собирается вступать в войну. Десятого июля Морд и Браун наконец добрались до столицы – Тегусигальпы. В какой-то момент между двумя этими датами Морд составил для своего нанимателя Джорджа Хея сфабрикованный доклад, который лег в основу статьи в «Нью-Йорк таймс».

По возвращении в Нью-Йорк Морд многократно рассказывал историю обнаружения потерянного города Обезьяньего бога, каждый раз добавляя новые подробности. Слушателям все это нравилось. Довольно скромную коллекцию артефактов, собранных Мордом и Брауном, выставили в музее вместе с плоскодонкой, или долбленым каноэ. Из дневников становится ясно, что они спешно приобрели эти предметы, выйдя из джунглей западнее лагуны Бруэрса, около побережья. Один испанец показал им место, где имелось множество старинных вещей. Чтобы найти их, американцам пришлось заняться раскопками. Вероятно, тогда же они купили какие-то артефакты у местных жителей, но в дневниках об этом нет ни слова.

Морд и Браун не сделали ни малейшей попытки скрыть свои действия или изобрести какую-либо легенду. Трудно понять, почему они оставили такой откровенный документ, выставляющий их аферистами. Очевидно, они не собирались показывать эти записи своему нанимателю или кому-нибудь еще. Возможно, они переоценивали себя, предполагая, что находка сказочной золотой жилы оправдает их действия, и поэтому хотели рассказать обо всем потомству. Заявление о находке потерянного города, возможно, было необдуманным, но, скорее всего, Морд и Браун с самого начала планировали сообщить об этом, чтобы скрыть свои истинные намерения.

Наверняка известно следующее: несколько десятилетий многие задавались вопросом, нашел ли Морд город. До последнего времени все сходились на том, что он, вероятно, обнаружил некий археологический объект – возможно, даже важный. Но дневники доказывают, что Морд ничего не нашел: его «находка» была стопроцентным мошенничеством.


А как же трость с загадочными надписями? Недавно я связался с Дереком Пэрентом, который несколько десятилетий исследовал Москитию, изучал маршрут Морда, пытался расшифровать надписи на трости. Пэрент, вероятно, знает о Морде больше любого другого, и, кроме того, на протяжении нескольких десятилетий он тесно общался с родственниками Морда.

Многие годы Дэвид Морд отправлял Пэренту копии отрывков из дневников, по несколько страниц зараз. В одном из писем Пэрент сообщил мне, что записи об обнаружении города содержались в утраченных частях дневника.

«Каких еще утраченных частях?» – спросил я.

Вот тогда-то и стали очевидны уловки Дэвида Морда.

Дэвид Морд сказал Пэренту, что бо́льшая часть второго дневника утеряна. По его словам, сохранилась только первая страница, копию которой он и отправил Пэренту. Остальное исчезло, – по мнению Дэвида Морда, именно в этой части было описано путешествие по реке Паулайя до города Обезьяньего бога. Почему же она пропала? Как объяснял Пэренту Морд, это могло произойти сразу после смерти Теодора Морда, когда британская военная разведка приказала родственникам сжечь его бумаги, или в то время, когда дневники лежали на складе в Массачусетсе – там было сыро и водились крысы.

Я удивился, услышав это от Пэрента, ведь утраченные, по словам Дэвида Морда, страницы на самом деле никуда не пропадали. У меня есть полная копия второго дневника – все страницы пронумерованы, переплетены и снабжены твердой обложкой. В тексте не пропущена ни одна дата, нет ни одного изъятия. Предположительно утраченная часть записей из второго дневника касается лишь того времени, когда Морд отдыхал в лагуне Бруэрса, заводил приятельские отношения с местными американцами, ходил под парусами и ловил рыбу… и отправлялся на денек в поход, чтобы откопать какие-нибудь артефакты.

К чему этот обман? Можно предположить, что Дэвид Морд оберегал память о своем дяде или честь семьи, но, к сожалению, мы не можем выяснить его истинные мотивы: он отбывает тюремный срок за тяжелое преступление. После ареста Дэвида его жена (вероятно, сама не понимая, что делает) на время передала дневники в Национальное географическое общество.

Когда я поделился своими открытиями с Дереком Пэрентом и послал ему копию всего второго дневника, он ответил мне по электронной почте: «Я в полном шоке».

Несмотря на эти махинации, загадка трости никуда не исчезла. Получив копию второго дневника, Пэрент поделился со мной своей новой теорией. Он предполагает, что на трости, возможно, указаны направления от Кэмп-Улак или участка, где он расположен, к «местам, представляющим интерес». По его мнению, Морд нашел что-то и вырезал направления на своей трости, но не стал заносить их в дневник. Возможно, речь шла о вещах настолько важных, что он не мог доверить эти сведения даже дневнику, который вел на пару с Брауном.

Пэрент взял данные, указанные на трости, и соотнес их с картой. По его словам, направления по странам света и расстояния соответствуют изгибам и поворотам реки Бланко, если следовать вверх по ее течению от устья ручья Улак-Ваз. Он считает, что на трости зафиксировано путешествие «вдоль берега реки к конечному пункту, ныне точно определенному». Конечный пункт, как установил Пэрент, представляет собой узкую долину площадью 300 акров, по которой течет река Бланко. Эта долина никогда не исследовалась. Возможно, там находится еще одно перспективное отложение наносного золота, к которому Морд надеялся вернуться позднее – скорее всего, без Брауна. Но не исключено, что на трости обозначено местонахождение другого объекта, представляющего интерес. Тайна остается неразгаданной.

Однако теперь мы знаем, что на трости нет засекреченных координат потерянного города. В дневниковой записи от 17 июня 1940 года, сделанной в последний день перед выходом из джунглей и прибытием в цивилизованное поселение, Морд написал: «Мы убеждены, что никакой великой цивилизации там не существовало. Важных археологических открытий сделать нельзя».

В ходе экспедиции в Гондурас группа археологов обнаружила затерянный город, построенный представителями неизвестной ранее цивилизацией. По словам исследователей, открытие напомнило им легенду о «Белом городе», также известном как «Город бога обезьян».

Ученым удалось составить карту площадей, земляных сооружений, холмов и пирамиды. Все каменные скульптуры и сооружения оказались нетронутыми и неразграбленными. В отличие от майя об этой цивилизации ничего неизвестно. Археологи даже не знают названия культуры. Чтобы добраться к руинам древнего города специалистам понадобилась помощь военных. Местонахождение города археологи держат в тайне, опасаясь разграбления.


По словам Кристофера Фишера, археолога из Государственного университет Колорадо, город не был разграблен в древности. «В основании пирамиды было найдено несколько артефактов, скорее всего, это были приношения», - продолжает археолог.

Исследователи нашли несколько искусно сделанных сосудов и зооморфных фигурок. Одна из самых интересных находок – фигурка, изображающая, вероятно, шамана в образе ягуара. Также не исключено, что артефакт связан с игрой в мяч, популярной в то время в Мезоамерике. Специалисты датировали фигурку 1000 – 1400 гг. н.э.

Руины были впервые обнаружены в мае 2012 года во время наблюдений с воздуха в районе Ла-Москития, обширного региона с большим количеством болот, рек и гор.

В XXI веке возможно открыть новые цивилизации. Доказательством тому стали публикации в гондурасской газете La Prensa и фотографии, опубликованные в американском журнале National Geographic в минувший понедельник.

Совместная экспедиция американских и гондурасских специалистов в начале этого года, пишут названные издания, обнаружила в джунглях Ла-Москития на северо-востоке Гондураса древнюю цивилизацию, которая может оказаться “Белым городом” (Ciudad Blanca) или “Городом обезьяньего бога”. Чтобы добраться до этого затерянного уголка, ученым понадобилась помощь военных.

Специалисты из Колорадского университета в Боулдере, Национального независимого университета Гондураса и Института антропологии и истории этой страны во главе с археологом Кристофером Фишером обнаружили в джунглях 52 артефакта, относящихся к периоду от 1000 до 1400 лет после нашей эры. Среди них - фигурка шамана в образе ягуара.

О “Белом городе” или “Городе обезьяньего бога” известно давно. Конкистадор Эрнан Кортес упоминал о нем в одном из писем королю Испании в XVI веке. Епископ Гондурасский Кристобаль де Педраса, проезжавший здесь в 1577 году, пересказывал местные легенды о богатом городе, где знать ела с золотых приборов.

В 1940 году американский авантюрист и путешественник Теодор Морде отправился в экспедицию в Восточный Гондурас. Как свидетельствует его дневник, после трех месяцев скитаний по джунглям однажды он с возвышенности увидел скрытые вековыми деревьями руины. Пробравшись к ним с помощью мачете, Морде и его компаньон нашли там “грубые каменные орудия”, “черепки древней посуды” и “острые, как бритва, ножи из вулканического стекла”.

Вернувшись в США, Морде в интервью рассказывал о “Белом городе”, но отказался сообщить его местонахождение. Повторной экспедиции в Ла-Москитию помешала война, а в июне 1954 года путешественника обнаружил повешенным его брат. Смерть Теодора Морде так и осталась загадкой.

В 2012 году ученые Хьюстонского университета и Национального центра аэровоздушной лазерной картографии просканировали специальным оборудованием заброшенный уголок Ла- Москитии. На полученной 3D карте проступили очертания города. Президент Гондураса заявил тогда, что любая информация, связанная с обнаруженным «Белым городом», является “государственной тайной”.

Во избежание разграблений и визитов туристов место обнаружения цивилизации по-прежнему держится в секрете. Опубликованные журналом National Geographic фотографии свидетельствуют о том, что руины древней цивилизации - площади, земляные валы и пирамиды - на удивление хорошо сохранились.

Эльдорадо. Атлантида. Затерянный город Z. В поисках овеянных легендами земель многие поколения исследователей забредали и забредают в самые глухие уголки планеты. Обычно они возвращаются с пустыми руками, а то и не возвращаются вовсе. Но порой погоня за мифом может обернуться настоящим открытием.

18 февраля 2015 года с полевого аэродрома неподалеку от городка Катакамас в Гондурасе в небо поднялся вертолет. Пилот взял курс на северо-восток, на горы Ла-Москитии. Далеко внизу фермы мало-помалу сменились крутыми склонами, залитыми солнечным светом и покрытыми ковром тропических лесов. Лавируя между остроконечными вершинами, пилот направился к клиновидному пролому в далеком горном хребте. За проломом виднелась долина, опоясанная скалами: девственный изумрудно-золотой ландшафт с тенями плывущих облаков. Под вертолетом проплывали стаи белых цапель, а верхушки деревьев качались от возни невидимых обезьян. И никаких следов пребывания человека – ни дороги, ни тропы, ни облачка дыма. Пилот накренил вертолет и начал снижаться, выбрав открытое место. В числе прочих пассажиров на землю сошел археолог Кристофер Фишер. Уже давно ходили слухи о том, что где-то в окрестностях долины высится Белый город, Ciudad Blanca, – мифическое поселение из белого камня, известное также как затерянный «Город обезьяньего бога». Покинутый и преданный забвению, он лежит в руинах вот уже добрые пять веков. Оставалось только его отыскать.

В области Ла-Москития на территории Гондураса и Никарагуа раскинулся самый большой в Центральной Америке тропический лес – около 50000 квадратных километров густых зарослей, болот и рек. Быть может, с высоты он и выглядит вполне безобидно, но на самом деле таит множество опасностей – ядовитые змеи, кровожадные ягуары и вредные насекомые, переносчики пренеприятных болезней, в том числе смертельных. Неудивительно, что миф о сокровенном Белом городе оказался столь живучим – уж больно места тут глухие и неприступные. Истоки легенды окутаны тайной. Одни – исследователи, старатели и первые авиаторы – рассказывали, что видели над джунглями белые бастионы разрушенного города. Другие повторяли предания из хроник Эрнана Кортеса 1526 года, повествующих о богатых городах в сердце Гондураса. От индейцев Ла-Москитии – мискито, печ и тавахка – антропологам доводилось слышать истории о «Белом доме», убежище: там, дескать, коренные жители скрылись от испанских завоевателей, и больше их никто не видел.

Ла-Москития, сопредельная цивилизации майя, лежит у границ Мезоамерики. Но если майя – одна из наиболее изученных древних культур Америки, то коренной народ Ла-Москитии – один из самых загадочных. Знак вопроса, воплотившийся в легенду о Белом городе. Со временем этот миф стал частью национального самосознания жителей Гондураса. К началу 1930-х годов Ciudad Blanca захватил воображение американцев, и многие поверили в его существование. На поиски отправилось несколько экспедиций, три из них под эгидой Музея американских индейцев в Нью-Йорке. Их финансировал Джордж Густав Хей, заядлый коллекционер индейских артефактов. Первые две экспедиции привезли слухи о том, что где-то в глуши есть затерянный город с гигантской статуей обезьяньего бога.

Среди обнаруженных артефактов была высеченная из камня фигурка – полуягуар, получеловек – величиной примерно с кулак. Раскопки могут пролить свет на древнюю культуру, о которой известно так мало, что у нее даже нет названия.

Фото: Среди руин археологи нашли тайный склад каменных изваяний – вероятно, приношение богам. В числе изваяний были чаши, украшенные изображениями грифов и змей. ">

Среди руин археологи нашли тайный склад каменных изваяний – вероятно, приношение богам. В числе изваяний были чаши, украшенные изображениями грифов и змей.

Третья экспедиция музея под руководством эксцентричного журналиста Теодора Морде высадилась в Гондурасе в 1940 году. Пять месяцев спустя Морде вернулся из джунглей с ящиками, битком набитыми артефактами. «Город обезьяньего бога был обнесен стенами, – писал Морде. – Мы шли вдоль одной стены, пока она не исчезла под насыпными холмами. Все указывает на то, что когда-то здесь были грандиозные сооружения». Морде отказался сообщить местонахождение города, объяснив это тем, что опасается грабителей, и пообещав через год вернуться и начать раскопки. Обещание свое он так и не выполнил, а в 1954 году свел счеты с жизнью.

В последующие десятилетия раскопки в Ла-Москитии тормозили не только суровые условия, но и твердая убежденность в том, что почвы тропических лесов Центральной и Южной Америки слишком неплодородны и потому жить на них могли разве что разрозненные племена собирателей и охотников. В принципе это так, но еще в 1930-е годы археологи обнаружили в Ла-Москитии несколько поселений – не исключено, что когда-то здесь существовала высокоразвитая культура, причем на достаточно обширной территории. И это неудивительно: тут сходились торговые пути, связывавшие индейцев майя с другими мезоамериканскими народами на севере и западе. Жители Ла-Москитии заимствовали некоторые особенности культуры майя – скажем, можно уловить сходство в планировке городов. Возможно, от индейцев майя к ним пришла и знаменитая мезоамериканская игра в мяч – ритуальное состязание, порой сопровождавшееся человеческими жертвоприношениями. Однако их реальные взаимоотношения с грозными соседями окутаны тайной. Некоторые археологи предполагают, что Ла-Москитию захватили воины майя из Копана. По мнению других, местная культура просто впитала черты могучей сопредельной цивилизации.

Между представителями двух культур было одно существенное различие – строительные материалы они выбирали разные. Нет никаких свидетельств того, что в Ла-Москитии использовался тесаный камень. Общественные здания сооружались из речного камня, земли, дерева, прутьев и обмазки. Быть может, украшенные и расписанные, они не уступали величественным храмам майя. Но покинутые жителями, они размывались дождем и сгнивали, превращаясь в отнюдь не живописные груды булыжника вперемешку с землей, которые тут же оккупировала буйная растительность. Возможно, полагает проводивший в Москитии исследования археолог Кристофер Бегли из Трансильванского университета в Лексингтоне, именно из-за того, что эта великолепная архитектура исчезла, создавшая ее культура остается «незаслуженно забытой».

В середине 1990-х годов режиссер-документалист Стив Элкинс, очарованный легендой о Белом городе, вознамерился его отыскать. Много лет он штудировал записи исследователей, археологов, золотоискателей, наркоторговцев и геологов. Стив расчертил карту Ла-Москитии на исследованные и неизведанные сегменты. По его просьбе ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА в штате Калифорния анализировали массу спутниковых и радиолокационных изображений Ла-Москитии в надежде различить признаки древних поселений. В отчете лаборатории представлено нечто похожее на «прямо- и криволинейные контуры» объектов, обнаруженных в трех долинах, названных Элкинсом Т-1, Т-2 и Т-3 («Т» от английского target – цель). Первой значилась неисследованная речная долина, опоясанная горными хребтами. Но одних снимков было мало. Элкинс должен был придумать кое-что получше, чтобы узнать, что скрывает густая листва джунглей.

И вот в 2010 году в журнале «Археология» ему попалась на глаза статья, в которой речь шла о том, как с помощью системы светового обнаружения и определения дальности «Лидар» проводилось топографическое исследование города майя Караколь в Белизе. Прибор, давший название системе, лидар, испускает сотни тысяч импульсов инфракрасных лазерных лучей, которые отражаются от тропического леса внизу. Каждое отражение фиксируется в виде точки в трехмерной системе координат. Из полученного множества точек с помощью особых программ удаляются импульсы, попавшие в деревья и подлесок, в результате чего остается изображение, составленное исключительно из импульсов, достигших поверхности Земли, – в том числе и очертания археологических объектов. Всего лишь 5 дней сканирования показали, что Караколь на самом деле в семь раз больше, чем считалось после 25 лет наземных исследований.

У лидара есть один недостаток – это дорогое удовольствие. Исследование Караколя проводил Национальный центр аэровоздушной лазерной картографии при Хьюстонском университете. Чтобы сканировать 143 квадратных километра трех долин, потребовалась бы четверть миллиона долларов. К счастью, к тому времени своей одержимостью Белым городом Элкинс заразил Билла Бененсона, другого кинорежиссера. Тот настолько увлекся проектом, что решил его финансировать.

Предварительные результаты превзошли все ожидания. Судя по полученным данным, в долине Т-1 на несколько километров растянулись древние руины. В долине Т-3 вырисовывались очертания археологического комплекса вдвое больше первого. Хотя крупные сооружения были заметны невооруженным глазом, для более точного анализа изображений был нужен археолог, умеющий обращаться с лидаром. Тогда Элкинс с Бененсоном призвали на помощь Криса Фишера, специалиста по Мезоамерике из Университета штата Колорадо. Так в феврале 2015 года судьба привела Фишера на берег безымянной реки в долине Т-1. Сверля глазами стену джунглей на другом берегу, он сгорал от нетерпения. Поисковая лихорадка охватила Криса, как только он увидел изображения с лидара. Этот прибор Фишер знал не понаслышке – лидар помог ему исследовать Ангамуко, древний город воинственного народа пурепеча (тарасков).

Народ пурепеча соперничал с ацтеками в Центральной Мексике с XI века и до прибытия испанцев в начале XVI. Если в мексиканских высокогорьях доколумбовой Америки сообщества расселялись по принципу «в тесноте, да не в обиде», в тропиках они были рассеяны на обширной территории – что-то вроде компактных Манхэттенов и громадных агломераций Лос-Анджелесов. Однако комплексы построек в долинах Т-1 и Т-3 казались весьма значительными – по величине они превосходили все поселения Ла-Москитии. Центральная часть комплекса Т-3 занимала около четырех квадратных километров – почти как сердце Копана, города майя. Центр Т-1 был меньше, зато более плотно застроен – по-видимому, он вмещал десять больших площадей, целую сеть взаимосвязанных насыпей, дорог, сельскохозяйственных террас, оросительных каналов, водохранилище, а возможно, и пирамиду. Фишер не сомневался, что оба комплекса подходят под археологическое определение города: поселения со сложной социальной организацией, четко спланированным пространством, тесно связанного с прилегающей территорией.

Фото: Археолог Оскар Нил Круз осторожно счищает землю с камня на месте древнего поселения в Москитии. Как оказалось впоследствии, это один из пяти десятков плоских камней, опоясывавших площадь, – первых архитектурных элементов, обнаруженных среди руин. Их назначение пока неизвестно. ">

Археолог Оскар Нил Круз осторожно счищает землю с камня на месте древнего поселения в Москитии. Как оказалось впоследствии, это один из пяти десятков плоских камней, опоясывавших площадь, – первых архитектурных элементов, обнаруженных среди руин. Их назначение пока неизвестно.

В наивной надежде отыскать мифический Белый город Элкинс и Бененсон, по-видимому, обнаружили два вполне реальных древних города. Заручившись поддержкой правительства Гондураса, они набрали команду, способную проникнуть в джунгли, чтобы произвести «наземный контроль» данных лидара. Помимо Фишера – самого опытного профи – в команде было еще два археолога (один из них – Оскар Нил Круз из Национального института антропологии и истории Гондураса), антрополог, специалист по работе с лидаром, два этноботаника, геохимик и географ. За компанию отправились съемочная группа Элкинса и наша команда из National Geographic. Даже для отчаянных любителей приключений это была дерзкая вылазка. Предстояло сражаться со змеями, насекомыми, грязью и нескончаемым дождем, мы могли подхватить малярию, лихорадку денге и целый букет других тропических болезней.

В помощь команде Элкинс и Бененсон наняли трех бывших офицеров из британских парашютно-десантных частей особого назначения, у которых была своя фирма, занимающаяся сопровождением съемочных групп на опасных территориях. Они первыми спустились с вертолета по веревке, чтобы, вооружившись мачете и бензопилой, очистить место для посадки и лагеря, пока вертолет летал обратно в Катакамас за Фишером и всеми остальными. Эндрю Вуд по прозвищу Вуди, командир сопровождающих, рассказывал потом, что, пока они трудились, на глаза им попадались дикие животные – тапир, джунглевые куры и паукообразные обезьяны. Они преспокойно бродили вокруг и лазали по деревьям, не проявляя ни малейших признаков страха. «Я в жизни ничего подобного не встречал, – сказал Вуди. – По-моему, эти звери никогда не видели людей».

На приподнятой террасе за посадочной площадкой в тени деревьев-великанов Вуд решил разбить лагерь. Чтобы туда попасть, нужно было перейти бревенчатый мост, да еще и забраться на земляную насыпь. Помня о том, что джунгли кишмя кишат змеями, Эндрю запретил членам команды покидать лагерь без сопровождения. Больше всего он опасался ядовитой копьеголовой змеи Фер-де-Ланс, которую часто называют «королевой гадюк». Если ее потревожить, она иногда может даже погнаться за незваным гостем. Но Фишеру не сиделось на месте. Опасности полевой работы ему не в диковинку, и он был полон решимости выступить в одиночку. Когда день уже клонился к вечеру, Вуд согласился сходить на разведку. Передовой отряд выстроился на берегу реки в полной экипировке, облачившись в защитные гетры и источая запах средств от насекомых. Навигатор Trimble, в который Фишер загрузил лидарные карты, показывал точное расположение относительно предполагаемых руин.

Глядя на навигатор, Фишер подсказывал дорогу Вуду, который прорубал проход сквозь заросли геликоний, осыпая всю команду дождем из опадающих цветков. Лес гудел от щебетанья птиц, кваканья лягушек и стрекотания насекомых. Перемесив две ямы с грязью (и увязнув в одной чуть не по пояс), мы вскарабкались на высокий обрывистый откос над поймой реки и очутились у подножия крутого, поросшего лесом холма – на рубеже предполагаемого города. «Лезем наверх!» – скомандовал Фишер. Цепляясь за стебли ползучих растений и торчащие из земли корни, мы взобрались на скользкий склон, устланный листвой. На заросшей вершине Крис Фишер указал на едва различимую, но все же явную прямоугольную впадину, похожую на очертания постройки. Опустившись на колени, Оскар Круз обнаружил нечто напоминающее остатки землебитного сооружения – не иначе как и вправду земляная пирамида. Фишер был на седьмом небе.

Вслед за Фишером и Вудом вся команда спустилась с пирамиды на одну из десяти предвкушаемых Крисом «площадей» – открытых пространств, где протекала общественная жизнь горожан. Внизу мы очутились на неестественно ровной лесной площадке наподобие футбольного поля. С трех сторон ее окружали узкие, длинные насыпи – остатки стен и зданий. Площадь прорезал овраг, обнажая поверхность, мощенную камнем. Перейдя через площадь, на другой стороне мы обнаружили ряд плоских камней, похожих на алтари, установленных на «треножники» из белых валунов. Но, увы, густая растительность по-прежнему скрывала планировку и масштабы древнего города. Тем временем солнце начало садиться, и пора было возвращаться в лагерь.

Проснувшись на следующее утро, мы снова отправились в джунгли. Густой туман разрывали крики ревунов. В зеленом сумраке все, казалось, было завешано коврами ползучих рас-тений и истекающих влагой цветов. В окружении гигантских деревьев и молчаливых холмов, хранящих память о других народах и других временах, я вдруг почувствовал, как мгновенье растворяется в потоке времени. Зашумели верхушки деревьев – на джунгли обрушился ливень. Мы тут же вымокли до нитки. Размахивая мачете, Фишер двинулся на север, чтобы исследовать другие площади города. С ним пошли Круз и Хуан Карлос Фернандес-Диас, специалист по работе с лидаром. Анна Коэн, докторантка из Вашингтонского университета, и антрополог Алисия Гонсалес остались расчищать камни от растительности. К полудню Фишер и его спутники вернулись, произведя съемку еще трех площадей и множества насыпей. Под проливным дождем все напились горячего чаю. Вуд велел возвращаться в лагерь, опасаясь, как бы река не стала подниматься. Члены команды гуськом тронулись в обратный путь. Вдруг оператор Лусиан Рид, шагавший почти в самом хвосте, воскликнул: «Эй, там какие-то странные камни!».

У подножия пирамиды, еле видные из-под земли, торчали верхушки искусно вырезанных каменных скульптур. Мало-помалу в лесных сумерках вырисовывались причудливые фигуры, увитые ползучими стеблями, задрапированные листьями и застланные мхом – оскаленная морда ягуара, каменный сосуд, украшенный головой грифа, большие чаши с резными изображениями змей и несколько предметов наподобие декорированных тронов или столов, которые археологи называют метате. Все артефакты были в идеальном состоянии – похоже, к ним никто не прикасался с тех самых пор, как их бросили здесь сотни лет назад. Раздались удивленные возгласы. Все столпились, напирая друг на друга. Фишер взял инициативу в свои руки, велев всем разойтись и оцепив находки ограждающей лентой. Но в душе он ликовал ничуть не меньше остальных – а может, даже больше. Хотя ученым были хорошо известны подобные предметы из других районов Ла-Москитии, в большинстве случаев это были разрозненные находки. Что-то попадалось Морде и другим исследователям, чем-то поживились местные жители и воры. Но до сих пор в литературе нет ни одного упоминания о целом тайнике. На поверхности виднелись 52 предмета – а кто знает, сколько еще скрывалось под землей! «Это важное ритуальное место, – заявил Фишер, – раз, вместо того чтобы хранить такие предметы роскоши, их оставили здесь, возможно, как подношение богам».

В последующие дни команда археологов исследовала каждый предмет на месте. Вооружившись лидаром, установленным на штатив, Фернандес просканировал артефакты, создав их трехмерные изображения. Все осталось на своих местах, ничего не трогали и не передвигали, отложив это на следующий раз, когда команда сможет вернуться, захватив снаряжение для тщательных раскопок. Сейчас, когда готовится эта статья, планируется еще одна, более масштабная экспедиция при полной поддержке правительства Гондураса. Нищей стране, измученной наркоторговлей и насилием, нужны благие вести. Пусть Белый город, Ciudad Blanca, всего лишь легенда – но все, что приближает ее к реальности, рождает радость в сердцах людей. Это предмет всеобщей гордости, свидетельство неразрывной связи гондурасцев с их прошлым. Узнав об обнаруженном тайнике, президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес распорядился, чтобы днем и ночью сокровище охраняли военные. Несколько недель спустя он, прилетев на вертолете, лично осмотрел место находки и заверил, что правительство будет делать «все возможное» для изучения и сохранения культурного наследия долины. Исследование только начинается. Впереди съемка большей части долины Т-1, не говоря уже о более масштабном комплексе руин Т-3, куда ученые пока не добрались. А кто знает, что скрывается под сенью листвы в других уголках Ла-Москитии? В последние годы кардинально изменился взгляд археологов на то, как народы доколумбовой Америки расселялись в тропических регионах. Раньше считалось, что малочис-ленные поселения были разбросаны на почти необитаемых территориях. Согласно новым представлениям, поселения были густонаселенными, а расстояния между ними – не такими уж запредельными.

Древняя Ла-Москития – кладезь тайн. Но время работает против нас. В феврале, когда мы летели из долины Т-1 обратно в Катакамас, уже через несколько километров девственный лес сменили холмы, обезображенные (скотоводам нужны новые пастбища) вырубками, – ветхими заплатами на роскошном зеленом ковре. Виргилио Паредес, директор Национального института антропологии и истории Гондураса, под эгидой которого проходила экспедиция, подсчитал, что при нынешних темпах вырубки до долины Т-1 доберутся через восемь лет, а то и раньше. И тогда сокровища культуры погибнут или станут добычей грабителей. Президент Эрнандес пообещал защитить регион от грабежей и сведения лесов, и с этой целью был учрежден заповедник по охране национального наследия «Ла-Москития» – территория площадью около 2 тысяч квадратных километров вокруг долин, где ведется лидарная съемка. Но дело это весьма щекотливое. Хотя вырубка леса запрещена законом – территория как будто бы охраняется в составе биосферных заповедников Тавахка-Асаньи и Рио-Платано – разведение скота в этой части Гондураса не только подспорье для экономики, но и старинная традиция. Если находки в долине Т-1 склонят чашу весов в пользу охраны этой древней земли, не так уж важно, был ли Белый город на самом деле. Погоня за мечтой уже вознаградила нас сполна.