Голодная лиса пробралась в сад. Прозаическая форма басни Эзопа «Лисица и виноград». Эзоп, Фрейд, Крылов

? Т ы узнаёшь в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?
Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова. Какую басню тебе интереснее читать: написанную прозой или стихами? Какая из басен помогает тебе лучше представить виноградные кисти? А внешний вид лисицы и её поведение? Где выразительнее речь лисицы?

В баснях рассказана одна и та же история. В басне Эзопа повествование очень короткое, только констатация фактов: мы узнаём, что Лисица увидела «виноградную лозу со свисающими гроздьями», «хотела до них добраться, да не смогла». Из текста Крылова можно представить, насколько зрелым и сочным был виноград («винограду кисти рделись», «кисти сочные, как яхонты горят»). Крылов описывает реакцию лисы на спелый виноград («У кумушки глаза и зубы разгорелись») и то, как она старается достать виноград («отколь и как она к ним не зайдёт», «пробившись попусту час целый») и её разочарование («пошла и говорит с досадою…»). В басне Эзопа Лисица говорит о ягодах, которые не смогла достать: «Они ещё зелёные». В басне Крылова Лисица говорит о винограде подробнее и выразительнее: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой». Она даже описывает вкусовые ощущения от кислого, незрелого винограда («тотчас оскомину набьёшь»), как будто уговаривая себя отказаться от попыток его попробовать.

? Найди пословицу в тексте басни Крылова.
Может ли она послужить моралью? Ещё раз вернись к басне Эзопа «Лисица и виноград». Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова?

В тексте басни Крылова есть пословица: «Видит око, да зуб неймёт». Смысл этой пословицы в том, что иногда человек попадает в такую ситуацию, когда цель близка, но достичь её по разным причинам он не может.
Мораль басни Эзопа по смыслу, конечно, применима к басне Крылова. Но можно обратить внимание на тон, которым рассказаны обе басни. Эзоп, рассказывая про Лисицу, чрезвычайно серьёзен и делает очень серьёзный нравоучительный вывод из своей басни. Крылов же рассказывает эту же историю остроумно и шутливо, называет Лису то кумой, то кумушкой, создаёт атмосферу живой разговорной речи, вкладывая в уста Лисицы целое житейское рассуждение. Поэтому такая серьёзная мораль, как в басне Эзопа, нéсколько не соответствует тону повествования Крылова.

? Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

Безусловно, историю про Лисицу и виноград можно считать бродячей историей.

? Рассмотри иллюстрацию Валентина Серова к этой басне.

Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? Рассмотри фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? Помогает ли поза лисицы понять, что она пытается с разных сторон подобраться к винограду?

Художник тончайшими линиями намечает контур дома, а также, видимо, тачку и какие-то инструменты для работы в саду: создаётся атмосфера близости человеческого жилья и, значит, опасности для Лисицы. Тело Лисицы изогнуто: она не просто стоит на задних лапах, она слегка откинулась назад и при этом задрала и чуть наклонила мордочку, чтобы лучше видеть висящий высоко виноград. Одной передней лапкой Лисица упирается в ствол дерева, а другая – по-собачьи опущена. Выражения мордочки не видно, лишь слегка угадывается досадливая гримаска, но поза настолько выразительна, что мы понимаем: Лисица разочарована, вот сейчас она опустится на передние лапы и побежит в лес.

? А ты понял(а), что смех бывает разным? Какой смех рассчитывают вызвать у вас авторы басен?

Что роднит Сократа и Эзопа? Некоторые исследователи сомневаются, что такие люди были на свете. К сожалению, ни от Сократа, ни от Эзопа не осталось авторских работ. Их сочинения дошли до нас в пересказе других людей. Но тем не менее и тот и другой оказали значительное влияние на нашу культуру. Однако первого антрополога, отравившегося ядом Цикуты, оставим в стороне и поговорим о баснописце и его наследниках: И. А. Крылове и З. Фрейде.

Эзоп

Древнегреческий поэт сочинял басни в прозе. Не является исключением и то произведение, которое рассматривается в настоящей статье. Форма басни Эзопа «Лисица и виноград» прозаическая.

Напомним сюжет. Лиса проголодалась и неожиданно увидела спелую гроздь винограда, а когда не смогла ее ухватить, то сказала сама себе, что жалеть не о чем, ибо «виноград зелен» (И. А. Крылов). Сама басня Эзопа занимает чуть больше места, чем наш пересказ, и написана она, конечно, более примечательным языком.

Каждая басня древнего грека содержит определенное очень точное наблюдение о людях и человеческой природе в целом, упакованное в емкую формулировку. Что хотел нам сказать Эзоп («Виноград и лисица»)? Мораль произведения такова: если люди не добиваются в жизни успеха в каком-то деле, то они грешат на обстоятельства, но оставляют без должного внимания свою персону.

Что такое «эзопов язык»?

Настолько запомнился всему человечеству, что живет в его коллективной памяти до сих пор. И полную ответственность за это несет не столько форма басни Эзопа «Лисица и виноград», сколько ее содержание. Хотя, наверное, и форма, и содержание сочинения в равной степени должны разделить лавры за бессмертную славу баснописца.

Однако поговорим о специфике «эзопового языка». В обычном смысле это устойчивое выражение означает иносказание. Однако не каждая такая формулировка может считаться достойной имени античного баснописца. Ценится только та, которая может блеснуть громадным смысловым содержанием на малом размере печатного или устного сообщения.

И. А. Крылов

Среди многочисленных поклонников Эзопа был и отечественный замечательный автор И. Он познакомился с древним греком при чтении француза - Лафонтена. И. настолько понравился сюжет, что он решил сочинить свою версию прочитанного. Думается, Ивана Андреевича, так же как и восхищала форма басни Эзопа «Лисица и виноград», но тем не менее он решил изложить тот же сюжет в стихах. При этом это был не просто банальный пересказ. В версии Крылова у лисицы появляется характер, вырисовывается картина, сценка оживает в воображении, приобретая объем.

З. Фрейд

Для отца психоанализа не форма басни Эзопа «Лисица и виноград» была важна, но ее смысл: человек склонен снимать с себя ответственность и винить во всем обстоятельства. Вообще, З. Фрейд во многом обязан своему умению чутко считывать смыслы античного наследия, проецируя их на современную реальность. Именно поэтому, наверное, в его психологической теории так много греческих корней («Царь Эдип» Софокла, например).

Чему нас учит в своих произведениях Эзоп? «Лисица и виноград» - басня, которая может быть использована как иллюстрация одного из психологических открытых Фрейдом, а именно рационализации: мы оправдываем себя таким образом, чтобы при этом не страдала наша самооценка. Разумеется, мы делаем это совершенно бессознательно.

Человек не может позволить себе купить какую-то вещь, например, дорогое пальто, и начинает убеждать себя, что у такой одежды много недостатков или у нее есть более дешевые аналоги, да и вообще, «не больно-то и хотелось». Знакомо, да? Именно это и хотел показать нам Эзоп. «Лисица и виноград» - басня, которая стала популярна и бессмертна.

1. Сюжет басни “Лиса и виноград”

2. Основной смысл басни Крылова “Лиса и виноград”

3. Заключение

Иван Андреевич Крылов жил и творил на стыке 18 и 19 веков. Он издавал сатирико-просветительские журналы, публиковал различные публицистические очерки. Но больше он известен как баснописец. Его 236 басен были при жизни писателя сгруппированы в 9 сборников, которые увидели свет в период с 1809 по 1843 год. Сюжет ряда произведений подобного жанра восходит к басням Лафонтена, однако немало у писателя есть вещей подобного плана с оригинальным, своим сюжетом. Басня Крылова “Лиса и виноград” — короткое, но очень емкое произведение, показывающее один из основных человеческих пороков.

Сюжет басни “Лиса и виноград”

Голодная лиса пришла в сад, в котором рос прекрасный виноград — зрелый, сочный и очень вкусный. Она хотела им полакомиться, но виноградные ветви росли слишком высоко, и лиса, несмотря на все её старания, никак не могла дотянуться до них. Она промучилась целый час, пытаясь и так и эдак добраться до винограда — ведь он манил её одним своим видом. Однако ничего у неё не получилось. Через час, злая и раздосадованная, она пошла прочь из сада, сказав напоследок, что виноград хорош, но ещё зелен.

Основной смысл басни Крылова “Лиса и виноград”

Очень часто бывает так, что человек не в состоянии что-либо сделать. Психологически гораздо проще признать, что в том, что не удалось завершить какое-либо действие или дело, виноваты обстоятельства. Собственные ошибки признавать гораздо сложнее — для этого необходимо быть объективным, сильным и знать свои сильные и слабые стороны. Это дано далеко не каждому человеку, поэтому для подавляющего большинства людей проще обвинить внешние обстоятельства в том, что не получилось что-либо сделать, чем признаться в собственной несостоятельности.

Сюжет басни “Лиса и виноград” очень ярко показывает этот человеческий порок. Раздосадованная и злая лиса, безуспешно пытающаяся достать хоть одну ягодку винограда — олицетворение несостоятельного в своих делах и поступках человека. Виноград здесь играет пассивную роль. Фактически на месте плодов винограда могли быть сливы, груши, яблоки или любые другие плоды. От этого смысл басни нисколько бы не поменялся.

Заключение

Басня “Лиса и виноград” написана очень живым и разговорным языком, легко читается. Несмотря на краткость произведения, полностью раскрыта основная идея басни — высмеивание того факта, что человеку проще обвинить в несостоятельности внешние обстоятельства, чем признать собственную вину. События, происходящие в басне, описаны невероятно красочным языком, благодаря чему основная идея произведения воспринимается острее и ярче.

Лисица и виноград рисунок

Басня Лисица и виноград читать текст

Голодная кума Лиса залезла в сад;
В нем винограду кисти рделись.
У кумушки глаза и зубы разгорелись;
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целый,
Пошла и говорит с досадою: "Ну что ж!
На взгляд-то он хорош,
Да зелен - ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь".

Лисица и виноград - Мораль басни Ивана Крылова

Кодга не получилось добится цели, начинают ее принижать. Очень часто в своих неудачах люди готовы обвинить кого угодно кроме самого себя.

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Крылова

Нужно уметь брать на себя ответственость за то, что происходит в твоей жизни.

Анализ басни Лисица и виноград, герои басни

О басне

Замечательный сатирик, историк, книголюб Иван Андреевич Крылов создал басню "Ворона и виноград" в период рассвета своей биографической и творческой зрелости. Эту интересную и поучительную басню можно найти и прочитать в одном из девяти басенных сборников известного баснописца, которые друг за другом появились ещё при его жизни.

За основу своей стихотворной басни Крылов взял прозаическую историю древнегреческого поэта Эзопа об алчной и несамостоятельной лисице, которая видит в саду гроздья винограда и старается допрыгнуть до них и съесть. Но, увы, у торопливой лисицы ничего не получается. Русский баснописец разнообразил эзоповский поучительный рассказ стройным слогом, острым юмором, лаконичностью и точностью языка.

урок басни

"Лисица и виноград", как и все басни Крылова, преподаёт урок. Урок силы, выносливости, преодоления лени и стремления к цели. Главная героиня лисица лишена этих качеств. Она пасует перед трудностью, оправдывая свою несостоятельность и слабость внешними причинами и обстоятельствами. Себя, "рыжую и хорошую" она не судит - во всём виноват виноград: дескать, он только на первый взгляд неплох, а на самом деле незрелый, зелёный. Есть особая порода людей, которым легче обвинить в своих бедах окружающих и саму жизнь, чем попытаться исправить ситуацию упорством, терпением, трудолюбием и желанием. Наша "лисица" - блистательный пример такой никчёмной породы.

Басня "Лисица и виноград" легка для чтения и запоминания. В ней нет тяжёлых синтаксических конструкций, которые были бы непонятны. Изначально басня предназначалась для широкого круга читателей и потому её стиль прост, лёгок и вместе с тем неповторим. Крылов сравнивает сочные кисти с яхонтом, глаза лисицы "разгорелись", а уж выражения про око, зуб и оскомину стали шедеврами во фразеологическом мире. Причём Крылов-юморист здесь ярок и запоминаем. Ладно бы глаза разгорелись, но вот зубы...Всем становится понятно, что лиса голодна и мечется от предвкушения вкусной трапезы. Словосочетание "кисти рделись" тоже любопытно. Это значит, что виноград созрел, покраснел. И здесь же антитеза - ягодки нет зрелой. Лисица выступает ещё и как противоречивая "барышня". Устаревшее слово отколь ничуть не портит басню, а делает её более народной.

Интересно, что Крылов показывает кратковременные старания лисицы: после часа бесполезных стараний её терпение лопается, и мы видим злую, раздосадованную неудачницу. Басня, безусловно, художественно и идейно совершенна. Это пример таланта, ума и любви к читателю.

Главные герои

  • Лисица
  • виноград - недостижимая цель

Крылатые выражения, которые пошли из басни Лисица и виноград

Фраза "Хоть видит око, да зуб неймёт" стала пословицей

Слушать Басню Ивана Крылова Лисица и виноград

Читает Дария Любивая на канале Читалкин