Алексей михайлович годы правления. Краткая биография алексея михайловича. Краткая биография царя Алексея Михайловича

Биография

Детство

До пятилетнего возраста молодой царевич Алексей оставался на попечении у царских «мам». С пяти лет под надзором Б. И. Морозова он стал учиться грамоте по букварю, затем приступил к чтению Часослова , Псалтыри и Деяний святых апостолов , в семь лет начал обучаться письму, а в девять - церковному пению. С течением времени у ребёнка (11-13 лет) составилась маленькая библиотека; из книг, ему принадлежавших, упоминаются, между прочим, Лексикон и Грамматика, изданные в Литве , а также Космография . В числе предметов «детской потехи» будущего царя встречаются: конь и детские латы «немецкого дела», музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, наряду с прежними образовательными средствами, заметны и нововведения, которые сделаны были не без прямого влияния Б. И. Морозова. Последний, как известно, одел в первый раз молодого царя с братом и другими детьми в немецкое платье. На 14-ом году царевича торжественно «объявили» народу, а c 16-ти лет он вступил на престол московский.

Характер и увлечения Алексея Михайловича

Со вступлением на престол царь Алексей стал лицом к лицу с целым рядом вопросов, волновавших русскую жизнь XVII века . Мало подготовленный к разрешению такого рода вопросов, он первоначально прислушивался влиянию бывшего своего дядьки Б. И. Морозова, но вскоре и сам стал принимать самостоятельное участие в делах. В этой деятельности окончательно сложились основные черты его характера. Самодержавный русский царь, судя по его собственным письмам, иностранцев (Мейерберга, Коллинза, Рейтенфельса, Лизека) и отношениям его к окружавшим, обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам Г. Котошихина , «гораздо тихим». Духовная атмосфера, среди которой жил царь Алексей, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нём религиозность. По понедельникам, средам и пятницам царь во все посты ничего не пил и не ел и вообще был ревностным исполнителем церковных обрядов. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, которое развивало у царя Алексея христианское смирение. «А мне грешному, - пишет он, - здешняя честь, аки прах» . Царское добродушие и смирение иногда, однако, сменялись кратковременными вспышками гнева. Однажды царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», велел боярам испробовать то же средство. Родион Стрешнев не согласился. Царь Алексей собственноручно «смирил» старика, но затем не знал, какими подарками его задобрить.

Самюэль Коллинз - английский врач при царском дворе - сообщает, что «Забава его состоит в соколиной и псовой охоте. Он содержит больше трехсот смотрителей за соколами и имеет лучших кречетов в свете, которые привозятся из Сибири и бьют уток и другую дичь. Он охотится на медведей, волков, тигров, лисиц или, лучше сказать, травит их собаками. Когда он выезжает, Восточные ворота и внутренняя стена города запираются до его возвращения. Он редко посещает своих подданных… Когда Царь отправляется за город или в поле для увеселений, он строго приказывает, чтобы никто не беспокоил его просьбами»

Письмо царя Алексея Михайловича своему двоюродному брату стольнику Афанасию Матюшкину, писанное тайнописью (тарабарщиной)

Вообще царь умел отзываться на чужое горе и радость; замечательны в этом отношении его письма к А. Ордину-Нащокину и князю Н. Одоевскому . Мало тёмных сторон можно отметить в характере царя Алексея. Он обладал скорее созерцательной, пассивной, а не практической, активной натурой. Он стоял на перекрёстке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примерял их в своём мировоззрении, но не предавался ни тому, ни другому со страстной энергией Петра . Царь был не только умным, но и образованным человеком своего века. Он много читал, писал письма, составил «Уложение сокольничья пути», пробовал писать свои воспоминания о польской войне, упражнялся в версификации. Он был человеком порядка по преимуществу; «делу время и потехе час » (то есть всему своё время) - писал он; или: «без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится ».

Известно, что Алексей Михайлович лично занимался вопросами организации армии. Сохранилось штатное расписание рейтарского полка , выполненное самим государем . Секретарь датского посольства Андрей Роде, свидетельствует, что государь занимался и артиллерией. Как записал он в своем дневнике: 11 апреля 1659 года «Полковник (Бауман) показал нам тоже чертеж пушки, которую изобрел сам великий князь (царь Алексей Михайлович)» . Алексей Михайлович очень интересовался европейской прессой, с которой знакомился по переводам, выполненным в Посольском приказе. Одну из статей (о том, что свергшие и казнившие своего короля англичане сильно жалеют об этом) царь лично зачёл боярам на заседании Думы. С 1659 г. Алексей Михайлович пытался наладить регулярную доставку в Россию иностранных газет. В 1665 г. с этой целью была организована первая регулярная почтовая линия, связавшая Москву с Ригой, а через неё с общеевропейской почтовой системой . Царь проявлял большой интерес к разным системам тайнописи. Вновь разработанные шифры использовали в дипломатической практике. В приказе Тайных дел хранились прорисовки египетских иероглифов, выполненных по книге египтолога А. Кирхера . В круг интересов царя входила астрология. Следуя советам своего врача Самуила Коллинса, он позволял на основе рекомендаций медицинской астрологии пускать себе кровь . Алексей Михайлович был настолько увлечен звёздным небом, что в начале 1670-х гг. он, через руководившего Посольским приказом А. С. Матвеева, попросил датского резидента достать ему телескоп . В последние годы жизни царь увлекся европейской музыкой. 21 октября 1674 г. Алексей Михайлович устроил для себя и ближних людей пир, который сопровождался очень необычной потехой: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все» .

Династия Романовых (до Петра III)
Роман Юрьевич Захарьин
Анастасия ,
жена Ивана IV Грозного
Фёдор I Иоаннович
Пётр I Великий
(2-я жена Екатерина I)
Анна Петровна
Александр Никитич Михаил Никитич Иван Никитич
Никита Иванович

Царствование

Женитьба. Морозов

Молодой царь сильно подчинился влиянию Бориса Морозова . Задумав жениться, он в 1647 году выбрал на смотре невест себе в жены Евфимию , дочь Рафа Всеволожского, но отказался от своего выбора благодаря интригам, в которые, вероятно, замешан был сам Б. И. Морозов. В 1648 году, 16 (26 по новому стилю) января, царь заключил брак с Марьей Ильиничной Милославской ; вскоре за тем Б. И. Морозов женился на её сестре Анне. Таким образом Б. И. Морозов и его тесть И. Д. Милославский приобрели первенствующее значение при дворе. К этому времени, однако, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Б. И. Морозова. Царским указом и боярским приговором 7 (17) февраля 1646 г. установлена была новая пошлина на соль. Эта пошлина заменила не только прежнюю соляную пошлину, но и ямские и стрелецкие деньги; она превосходила рыночную цену соли - главнейшего предмета потребления - приблизительно в 1⅓ раза и вызвала сильное недовольство со стороны населения. К этому присоединились злоупотребления И. Д. Милославского и молва о пристрастии царя и правителя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали народный бунт (Соляной бунт) в Москве и беспорядки в других городах; 1 (11) июня 1648 г. народ стал требовать у царя выдачи Б. Морозова, затем разграбил его дом и убил окольничего Плещеева и думного дьяка Чистого. Царь поспешил тайно отправить любимого им Б. И. Морозова в Кирилло-Белозерский монастырь , а народу выдал Плещеева. Новая пошлина на соль отменена была в том же году. После того, как народное волнение стихло, Морозов вернулся ко двору, пользовался царским расположением, но не имел первенствующего значения в управлении.

Патриарх Никон

Царь Алексей возмужал и уже более не нуждался в опеке; сам он писал Никону в 1651 году , «что слово его стало во дворце добре страшно ». - Слова эти, однако, на деле не вполне оправдались. Мягкая, общительная натура царя нуждалась в советчике и друге. Таким «особенным», особенно любимым другом стал Никон. Будучи в то время митрополитом в Новгороде , где со свойственной ему энергией он в марте 1650 года усмирял мятежников, Никон овладел доверием царским, посвящён был в патриархи 25 июля 1652 года и стал оказывать прямое влияние на дела государственные. Из числа последних особенное внимание правительства привлекали внешние отношения. Патриарху Никону было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть. Однако царь не пожелал долго терпеть патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьёзным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь . Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако царь поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Для суда над Никоном в 1666г. был созван Церковный собор , на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон без разрешения царя оставил церковь и отрекся от патриаршества, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное заточение в монастырь. Одновременно Собор 1666-1667гг. поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников, которые стали именоваться старообрядцами. Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки властей. По Соборному уложению 1649г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформы Никона и Собор 1666-1667гг. положили начало расколу в Русской Православной Церкви.

Военная реформа

В 1648 году, используя опыт создания полков иноземного строя в период царствования своего отца, Алексей Михайлович начинает реформу армии .

В ходе реформы 1648 − 1654 годов были усилены и увеличены лучшие части «старого строя»: элитная московская поместная конница Государева полка, московские стрельцы и пушкари. Главным направлением реформы стало массовое создание полков нового строя: рейтарских , солдатских, драгунских и гусарского . Эти полки составили костяк новой армии царя Алексея Михайловича. Для выполнения целей реформы на службу было нанято большое количество европейских военных специалистов. Это стало возможным из-за окончания Тридцатилетней войны , что создало в Европе колоссальный для тех времен рынок военных профессионалов .

Дела на Украине. Польская война

Итоги и достижения царствования Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее можно выделить следующее: запрет беломестцам (монастырям и лицам, находившимся на государственной, военной или гражданской службе) владеть чёрными, тяглыми землями и промышленными, торговыми заведениями (лавками и проч.) на посаде; окончательное прикрепление тяглых классов, крестьян и посадских людей, к месту жительства; переход воспрещён был в 1648 г. не только крестьянам-хозяевам, но и детям их, братьям и племянникам.(По Соборному Уложению г.)

Алексей Михайлович (польская гравюра, 1664 год)

Основаны новые центральные учреждения, каковы приказы: Тайных дел (не позже 1658 года), Хлебный (не позже 1663 года), Рейтарский (с 1651 года), Счётных дел (упоминается с 1657 года), занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм, Малороссийский (упоминается с 1649 года), Литовский ( -), Монастырский ( -).

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований: в 1646 году и следующих годах совершена перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола, сделана неудачная вышеуказанная попытка введения новой соляной пошлины; указом от 30 апреля 1653 года запрещено было взымать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп и велено было зачислить в рублёвые пошлины, взимаемые в таможнях; в начале 1656 года (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги. Вскоре (с 1658 года) медный рубль стал цениться в 10, 12, а в 1660-х годах даже в 20 и 25 раз дешевле серебряного; наступившая вследствие этого страшная дороговизна вызвала народный мятеж (Медный бунт) 25 июля 1662 года . Мятеж усмирён обещанием царя наказать виновных и высылкой стрелецкого войска против мятежников. Указом от 19 июня 1667 года . велено было приступить к постройке кораблей в селе Дединове на Оке ; впрочем, выстроенный тогда же корабль сгорел в Астрахани .

В области законодательства: составлено и издано Соборное уложение (печаталось в 1-й раз 7-20 мая 1649 года) и пополняющие его в некоторых отношениях: Новоторговый устав 1667 года , Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 года , Новоуказные статьи о поместьях 1676 года , воинский устав в 1649 года. Также Россия объединилась с Украиной в 1654 году .

При царе Алексее продолжалось колонизационное движение в Сибирь . Прославились в этом отношении: А. Булыгин, О. Степанов, Е. Хабаров и другие. Основаны: Симбирск (1648 год), Нерчинск (1658 год), Иркутск (1659 год), Пенза (1663 год), Селенгинск (1666 год).

Матвеев

В последние годы правления царя Алексея при дворе особенно возвысился Артамон Сергеевич Матвеев . Через два года после смерти М. И. Милославской (4 марта г.) царь женился на его родственнице Наталье Кирилловне Нарышкиной , 22 января г. Матвеев, поклонник западноевропейских обычаев, давал театральные представления, на которые ходил не только сам царь, но и царица, царевичи и царевны (например, 2 ноября 1672 г. в селе Преображенском). 1-го сентября г. царь «объявил» народу своего сына Фёдора как наследника престола. 30 января года царь Алексей Михайлович Тишайший скончался на 47 году жизни.

Браки и дети

Свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Гравюра XVII века

Алексей Михайлович был отцом 16 детей от двух браков. Трое из его сыновей впоследствии царствовали. Ни одна из дочерей Алексея Михайловича не вышла замуж.

  • Наталья Кирилловна Нарышкина (3 ребенка):
    • Пётр (30 мая 1672 - 28 января 1725)
    • Наталья (август 1673 - июнь 1716)
    • Феодора (сентябрь 1674 - ноябрь 1678)

Памятники

Важнейшие сочинения по истории царствования царя Алексея

  • Аболенский Иван. Московское государство при царе Алексее Михайловиче и патриархе Никоне по запискам архидиакона Павла Алеппского. - Киев: Типография С.Т.Еремеева, 1876. - 203 с.
  • Берх В. Н. Царствование царя Алексея Михайловича, СПб., 1831.
  • Забелин И. Е. Царь Алексей Михайлович (в «Опытах изучения русских древ. и истор.», т. I, стр. 203-281; то же в «Отеч. зап.», т. 110, стр. 325-378)
  • Ключевский В. О. Исторические портреты. Статьи: «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства», «Добрые Люди древней Руси», «Характеристика царя Ивана Грозного», «Царь Алексей Михайлович», «Жизнь Петра Великого до начала Северной войны» . М., .
  • Медовиков П. Е. . - М: Типография Александра Семена, 1854. - 256 с.
  • Соловьёв С. М. История России, т. Х, XI и XII

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему:"Время правления Алексея Михайловича Романова".

План

1. Введение.

3. Медный и соляной бунты .

5.Последние годы правления Алексея Михайловича.

6. Заключение.

7. Список литературы.

1.Введение

Царь Алексей Михайлович возглавил страну в трудные годы, когда она ещё не оправилась от Смуты окончательно, и положение в России было более чем неспокойным. Не случайно этот век сами современники прозвали «бунташным веком». В то же время происходило множество перемен. Постепенно нивелировались прежние принципы и идеалы, многое менялось во всех сферах жизни людей. Общественное сознание также претерпело немалые трансформации. Потому пришедшая к власти династия искала новые формы власти и методы воздействия на людей. Алексей Михайлович являлся противоречивой личностью. Прозванный «Тишайшим», он, тем не менее, весьма часто впадал в гнев и был скор на расправу. По отношению к близким он был мягким и тихим, а в остальных случаях правитель отличался недоверием и подозрительностью. Будучи набожным и при этом мнительным, он во всём видел «дурной глаз», колдовство, что часто приводило к обвинениям и последующим наказаниям зачастую невиновных людей.

Реформы, произведённые им и его фаворитом боярином Морозовым, вызвали в стране стихию бунтов и восстаний (Соляной и Медный бунты, Крестьянская война под предводительством Степана Разина). Учитывая постоянные военные столкновения с Польшей, Швецией, Турцией и крымскими татарами, следует признать период правления Алексея Михайловича был нестабильным и конфликтным. Все эти драматические события явились своеобразной проверкой на прочность нового царя из династии Романовых. Эпоха правления Алексея Романовича принесла и ещё одно дестабилизирующее явление в русском обществе - Раскол, связанный с именем патриарха Никона (1605 - 1681). Так возникла ещё одна угроза, направленная на этот раз не на государственные, а на духовные устои российской жизни. Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что государство в столь сложных условиях «не рухнуло, а, напротив, окрепло» [Платонов; 189]. Таким образом, период правления Алексея Михайловича оказалось временем подъёма - творческого, государственного, духовного, что, несомненно, увеличивает степень интереса к его личности в наши дни.

2. Внутреннее устройство при царе Алексее Михайловиче. Крепостное право.

Алексей Михайлович начал править страной в шестнадцать лет. Как и его отец, он не был самостоятелен в своём царствовании. Основную роль в управлении государством первые три года играл боярин Б.И. Морозов (1590 - 1661) - воспитатель Алексея Михайловича. Юный возраст царя, стремление к развлечениям и ранняя женитьба не позволили ему сразу приступить к государственным делам после венчания на царство. Это дало возможность предприимчивому Морозову быстро начать свою деятельность. Он принялся руководить сразу несколькими приказами, имеющими определяющее значение - финансовым (Большая казна), Стрелецким приказом и Иноземным приказом, а также монополией на питейное дело и аптекарским приказом. При этом следует отметить, что новый царь имел прекрасное образование и обладал немалыми талантами, а потому в скором времени смог сам начать исполнять свою миссию Божьего ставленника.

Основной заботой нового государя и правительства стало пополнение казны. С этой целью в 1646 году был издан указ, в котором приказывалось повысить пошлину на соль. Это привело к тому, что соль перестали покупать (ввиду её резкого подорожания). В результате, доходы казны резко упали. Одновременно с податного населения начали взыскивать недоимки по налогам, накопившимся за предыдущие два года. Эти действия вызвали крайнее недовольство населения.

Всё более укрепляя государственную власть, царь со временем начал опираться на административно-чиновничий аппарат. Система управления страной основывалась на Приказах - территориально-отраслевых органах централизованного управления. Приказы, которые появились в XVII веке (хотя зародились они ещё во времена существования Русского централизованного государства), сделались основой бюрократического механизма России.

Алексей Михайлович стремился реформировать государственное устройство страны. Одним из крупнейших его преобразований было создание свода законов государства - Соборного Уложения.

Соборное Уложение 1649 года является важнейшим источником права XVII века, в котором подробно освещается работа всех отраслей права - судебных органов, судопроизводства, гражданского, уголовного, административного, семейного и др. Уложение разграничивало феодальные владения (поместья и вотчины), приравнивало правовое положение крестьян и холопов, отменяло «урочные лета», нивелировало личность крепостного крестьянина и превращало её в товар. Закреплялось право продажи крестьян и право внесудебной расправы над ними. Таким образом, крепостное право при царе Алексее Михайловиче утвердилось окончательно. По словам С.Ф. Платонова, «отмена Уложением урочных лет, отведённых для поиска беглых крестьян, тем окончательно прикрепило тех к земле» [Платонов; 191].

Уложение касается и посадского населения. Теперь эта общественная прослойка прикреплена к посаду. Посадские превращаются в замкнутый класс, которому невозможно покинуть территорию. При этом и вход постороннему в посад запрещён. Таким образом посадское население обособляется и ограничивается в правах.

Уголовное право в Соборном Уложении систематизировало преступления и наказания в соответствии с феодальным правом. Самым тяжким преступлением было преступление против Бога и веры, а затем против царя и власти, государственные преступления. Завершали эту систему преступления против личности. Система наказаний выглядела устрашающей и предусматривала отрубание головы, повешение, утопление, закапывание живым в землю, залитие в глотку расплавленного металла, сожжение на костре, четвертование, колесование, различные телесные наказания. Широкое применение получило тюремное заключение как срочное, так и бессрочное [Цечоев; 201 - 202].

Воцарение на троне Алексея Михайловича совпало с новой эпохой исторического существования России. А.Н. Боханов пишет: «Раны Смуты были залечены, Русский дом сохранён и восстановлен, все “незваные гости” выдворены за его пределы, потому и возникала настоятельная потребность навести порядок и чистоту в управлении государством и русской жизни» [Боханов; 178]. Устремления молодого царя были направлены на укрепление нравственного состояния народа, на исполнение православных законов.

Россия в то время позиционировала себя как Государство-Церковь, страной, в которой духовные приоритеты являлись преобладающими. Смыслом существования человеческой личности являлась его причастность к общению с Богом . Именно родство во Христе определялось как доминирующая концепция земной жизни. «По этой причине, - утверждает крупный историк А.Н. Боханов, - ни при царе Алексее Михайловиче, ни до, ни после него невозможен был этнический национализм» [Боханов; 10].

Во времена правления второго царя из династии Романовых было открыто более ста пятидесяти монастырей, испытала взлёт русская православная культура, рождается литература светская, возникает светская живопись и даже начинают устраиваться первые комедийные представления при дворе. Об этих фактах царствования говорится гораздо меньше, чем о бунтах и восстаниях, но, тем не менее, они были и подтверждаются выдающимися отечественными историками (В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др.).

Алексей Михайлович оказался сторонником церковной реформы, за идеал державшей греческий образец. Поддержку государь получил от ставшего в 1652 году патриархом Никона. Церковная реформа последовала в скором времени, после чего и наступил раскол. В официальном письме, написанном в 1653 году, Никон велел приступить к преобразованиям. Этот процесс спровоцировал репрессии против тех, кто являлся апологетами старой веры. Таким образом объединение бывших единомышленников раскололось. Лидером противников нового стал протопоп Аввакум, который отверг новшества и превратился в «старообрядца». С тех пор его имя сделалось олицетворением движения раскольников. В свою очередь патриарх Никон стал главой официального - реформаторского направления церкви. В 1654 году он при поддержке Алексея Михайловича созывает Церковный Собор. На нём патриарх выказывает весьма крайние позиции, даже не подразумевая примирения сторон. После установления реформ противники Никона подверглись гонениям.

Никон и по отношению к царю вёл себя не очень этично, создавая тем самым условия для разрыва связи с ним. Никон активно проповедовал идею возрождения византинизма. Он желал также не только полной церковной власти, но части светской. Патриарх не скрывал своих убеждений: «священство царства преболе есть» [Лобачёв; 117]. Таким образом, основной причиной разрыва между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном было посягательство последнего на разделение светской власти.

Выступал патриарх и против Соборного Уложения 1649 года. Ему претил тот факт, что духовенство могло судиться светским судом, он открыто назвал документ «беззаконной книгой». Протестуя против этого, Никон сформулировал положение, которое препятствовало процессу обмирщения общества, лидерству духовной власти над светской. Разрыв Алексея Михайловича и Никона произошёл летом 1658 года. Впоследствии царь простил патриарха и проявил к нему, находящемуся в заточении, милосердие и сам попросил у него прощение.

Итак, внутренняя политика Алексея Михайловича была направлена на прекращение бунтов, мятежей и восстаний. Именно беспорядки побуждают его к составлению своего главного документа - Соборного Уложения 1649 года, охватившего все сферы жизни - гражданскую, уголовную, духовно-нравственную.

3. Медный и соляной бунты.

Недовольство установленными порядками накапливалось, росло и в царствование Алексея Михайловича проявилось в целом ряде бунтов и открытых восстаний. Первые бунты носили местный характер и, загоревшись, быстро погасали. Совсем иная ситуация оказалась с последним бунтом - восстанием под предводительством Степана Разина, охватившим довольно широкую часть страны.

В 1648 году произошёл т.н. «соляной бунт». Он был вызван злоупотреблениями высших правительственных лиц, а именно Б.И. Морозовым, И.Д. Милославским (тесть царя), Л. С. Плещеевым (судья Земского приказа), П.Т. Траханиотовым (начальник Пушкарского приказа), Н.И. Чистым (думный дьяк). От народного гнева удалось царю с трудом спасти Морозова, Милославский сумел остаться в тени, но оставшимся троим пришлось расплачиваться за всех. Траханионов был казнён всенародно, Плещеева растерзала толпа, а Чистого убили в собственном доме. В течение нескольких дней Москва переживала дни настоящего террора. Народ торопился излить свою накопившуюся злобу. Всех, кого они считали виновными в своих бедствиях, разыскивали по всему городу, а найдя грабили, сжигали дома и имущество, убивали. Как писали современники происходящего, «зашатался весь мир» [Чистякова; 12]. Правительство приняло скорые меры для примирения с народом: стрельцов угощали мёдом и вином. Милославский кормил у себя в доме московские сотни несколько дней подряд. В итоге народу было обещано снижение цены на соль и уничтожение монополий. На места убитых поставили только тех людей, которые пользовались хорошей репутацией.

Ещё один из самых известных бунтов, случившихся в правление Алексея Михайловича - «медный» (или «денежный») бунт. Он был вызван падением стоимости медных денег (их было выпущено слишком много, а налоги взимались серебром) - отсюда его название, и произошёл 4 августа 1662 года. Правительство и царская семья вторично были вынуждены пережить очень неприятные и тяжёлые моменты. Но на этот раз расплачиваться пришлось и бунтовщикам. К началу мятежа царь находился в церкви в Коломенском, когда толпа, прибежавшая из Москвы, потребовала выдать боярина Милославского - «денежного вора», по её мнению. Недовольство вызывал и окольничий Ф.М. Ртищев. Он был обвинён в том, что первым подал мысль о выпуске медных денег.

Алексей Михайлович быстро понял, в чём дело. Он приказал обоим спрятаться в комнатах царицы и царевен, а сам остался в церкви до конца службы. Но мятежники не дали ему такой возможности: они вынудили его выйти на паперть и не выпускали до тех пор, пока он не поклялся расследовать дело. Сначала толпа было успокоилась и отошла, но на смену ей явилась новая. Это случилось в момент, когда государь уже сел на лошадь, чтобы ехать после обедни в Кремлёвский дворец. Новые мятежники вели себя уже по-другому. Они разговаривали с угрозами, без положенной перед царём вежливости. Они требовали выдать им неугодных бояр. Пришлось вызывать стрельцов, которые и разогнали толпу. Г.К. Котошихин (1630 - 1667), являясь в данный период чиновником Посольского приказа, оставил ценнейшие свидетельства о царствовании Алексея Михайловича. Так, в частности, он пишет о том, что мятежников нещадно «били, секли и ловили». И оттого, что восставшие были безоружны, им не оставалось ничего другого как «бегать и топитися в Москву реку» [Котошихин; 38]. Около девятисот человек погибло в этом столкновении с обеих сторон. Последовали и репрессии: множество бунтарей было объявлено в розыск и после поимки часть из них повесили, а часть сослали в Поволжские города и Сибирь. Но всё же мятежники добились главного, и в 1663 чеканка медных денег была прекращена.

Бунты были большим испытанием для молодого царя, заставили его повзрослеть, позволили ему приобрести политический опыт.

4. Присоединение Украины. Война с Польшей, Швецией. Гражданская война под предводительством Степана Разина.

Совершая военные реформы в середине XVII века, Алексей Михайлович принимает решение: России следует возвратить западные и северо-западные земли, которые были отторгнуты в начале века Швецией и Речью Посполитой в результате Смуты. Второй важнейшей задачей правительства было укрепление южных границ страны, ведь по-прежнему существовала угроза нападения турок и крымских татар. Не исключал из плана важнейших дел царь и последующее освоение Дальнего Востока и Сибири - проект, начатый ещё во времена Иоанна Грозного.

Национально-освободительная борьба Украины под предводительством Б.З. Хмельницкого (1595 - 1657), которая в итоге вылилась в освободительную войну (1648), явилась толчком для объявления войны Речи Посполитой. Формально это произошло 23 октября 1653 года, а непосредственно военные действия были начаты в 1654 году.

До этого Украина пять лет боролась с Польшей за свою независимость с опорой на Запорожскую Сечь и призывая всё это время на помощь Россию. Решающий момент наступил 8 января 1654 года. В этот день на Переяславской Раде вопрос о присоединении к России был решён положительно. Таким образом, Россия могла начинать войну по причине того, что она была призвана к этому действию. Просьба Украины о помощи служила нравственным оправданием.

Итак, в мае - июне 1654 года русская армия вместе с украинскими казаками пересекла границу Польши и начала освобождение ранее захваченных земель: новгород-северских и смоленских. Удалось взять значительное число городов, среди которых были Смоленск, Мстиславль, Могилёв, Витебск, Дорогобуж, Гомель, Новый Быхов, Полоцк, Чечерск и др.

Зимой 1654 - 1655 гг. польские войска делают попытку вторгнуться на Украину, но совместная армия России и Украины (командуют дружиной В.П. Шереметев и Б.З. Хмельницкий) пресекают это действие. Крахом оборачиваются и осада польскими войсками Могилёва. В свою очередь русские войска начинают наступление и берут Минск, Гродно, Каунас, Вильно. Летом 1665 года осуществлён выход к Брест-Литовску (командование ведётся русским князем К.Я. Черкасским и украинским полковником И.Н. Золотаренко).

Другим важнейшим внешнеполитическим событием было вступление в войну Швеции. Армия шведов оккупировала значительную часть территории Речи Посполитой. Боярин А.Л. Ордин-Нащокин, выдвинутый царём Алексеем, допустил ошибку, предположив, что в теперешнем своём положении Речь Посполитая не представляет никакой опасности для России. Главным врагом он считал теперь Шведцию. В мае 1656 года начинается война со Швецией, а 23 октября того же года Россия заключает временное соглашение о прекращении военных действий с Речью Посполитой. В 1655 году разгорается война между Польшей и Швецией. Русская армия принимает решение воспользоваться этой ситуацией и разворачивает наступление сразу в двух направлениях - рижском и ижорском. К маю 1658 году русская армия занимает целый ряд городов от Полоцка до Тарту. Но именно в этот момент получившая передышку польская армия находит в себе силы дать отпор и выгнать со своей территории шведских оккупантов. После этого поляки объявляют о своём отказе признать присоединение белорусских и украинских земель к России и начинают военные действия на востоке своей страны. Далее ситуация для российских войск ухудшается ещё более, поскольку украинский гетман И.Е. Выговской переходит на сторону врагов и, возглавив украинско-польско-татарское войско одерживает победу над войском князя А.Н. Трубецкого и преследует далее русские войска.

Указанные обстоятельства вынуждают Россию заключить мир со Швецией. Это событие произошло 20 декабря 1658 года и вошло в историю под названием Валиесарское перемирие. Условия договора позволяли России оставить себе прибалтийские города.

В августе 1659 года русские войска выходят из Киева и наносят Выговскому сокрушающий удар. Но и в дальнейшем Россия не была застрахована от измен со стороны украинских гетманов. Следующим изменником стал сын Б.З. Хмельницкого Ю.Б. Хмельницкий (1641 - 1685). Его предательство дало возможность полякам окружить русскую армию, действующую на Украине, и вынудить её капитулировать.

Шведы, воспользовавшись этим, начинают требовать от России возвращения завоёванных ранее земель. 21июня 1661 года города, завоёванные русской армией, были возвращены Швеции (Кардисский "вечный мир"). Правительству под началом царя Алексея Михайловича разрешить Балтийский вопрос не удалось.

В 1664 году русская армия вновь принялась теснить польские войска. Военные действия имели переменный успех, поскольку силы обеих враждующих сторон практически иссякли. Сложившаяся ситуация потребовала пойти на мирные переговоры, в результате чего Россия и Речь Посполитая подписали под Смоленском Андрусовское перемирие на тринадцать с половиной лет (30 января 1667 года). По условиям этого соглашения России отошли Левобережная Украина, черниговские и смоленские земли. На двухлетний период передавался России и Киев, который, впрочем, не был возвращён Речи Посполитой. Что же касается Запорожской Сечи, то она была поделена между Россией и Украиной, т.е., управлялась ими обоими. Важнейшим условием Андрусовского перемирия следует назвать общее противостояние татарской и турецкой угрозе. Так, вопрос западнорусских земель был наполовину решён.

В 1672 году Турция начала наступление на Правобережную Украину. Нанеся удар Польше и захватив важнейшие объекты - Каменец и Подолию - Турция вынудила поляков заключить соглашение, по условиям которого они обязаны были платить дань турецкому султану. Таким образом, значительная часть Правобережной Украины оказалась под гнётом турецких феодалов. Так начался новый этап в украинском освободительном движении. В этой борьбе ярко проявил себя кошевой атаман Иван Сирко (1610 - 1680). В июне 1669 года им был организован поход казаков к северному побережью Чёрного моря. Результатом этого похода стало легендарное разрушение крепости Очаков, которая являлась опорным пунктом турецкой армии для нападения на Украину.

В 1675 году правительство Алексея Михайловича отправило на подмогу Сирко войска, которые состояли из донских казаков и черкесов. Вместе с ними Сирко осуществил поход на Крым. Они благополучно перешли Сиваш и сумели подойти к Бахчисараю. Объединённое войско взяло город, освободив по пути множество невольников, после чего вернулись в Сечь. Турецкий султан требовал от Казаков покорности. Ответ казаков гениально отображен на картине И.Е. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Туркам так и не удалось завоевать Запорожскую Сечь, хотя они не раз предпринимали подобные попытки.

На этом потрясения и испытания не прекращались. Одно из них - бунт Стеньки Разина, который начался в 1670 году и длился практически год. На юго-восточной окраине и особенно на Дону сошлось большое множество беглых крестьян, холопов и осадчих. Дон был выбран ими по той причине, что там они могли чувствовать себя относительно спокойно. Старые заветы действовали и поныне: Дон не выдаёт никого, даже преступника, и эти порядки выполняло даже Московское правительство. После Андрусовского перемирия, когда Западная Украина снова стала принадлежать Польше, оттуда тоже хлынул народ к Дону. Это были самые отчаянные люди - настоящая казацкая голь, нищие, лишённые каких-либо средств. У них не было иного выхода, как собираться в разбойничьи шайки и промышлять различными преступными способами. Ситуацию усугубляло и то, что беглецы зачастую были людьми семейными, и им нужно было кормить детей.

В тот год хлеб на Дону не сеяли, а потому регион заволновался. Атмосфера накалялась, и не хватало только лидера - человека, который смог бы сплотить разрозненную массу и увлечь её за собой «заманчивой перспективой лёгкой добычи» [Шмурло; 325]. Таким лидером стал донской казак С.Т. Разин (1630 - 1671). Восставшие решили двинуться на Волгу, а оттуда - на Каспийское море. Беспощадно опустошив персидское побережье, банда Разина вернулась на Волгу с богатой добычей. Одарив астраханские власти щедрыми подарками, разинцы смогли беспрепятственно вернуться обратно на Дон. В Астрахани Разин и его ватага оказались больше на положении дорогих гостей, нежели банды мятежников. Сам атаман щедро наделял неимущих, сорил деньгами, золотом и серебром. Таким образом он легко завоевал авторитет у астраханской бедноты. Его казаки красовались перед горожанами в шёлковых и бархатных одеждах, хвастали драгоценными камнями и жемчугами и другими дарами Востока.

Весть о Разине и его более чем удачном набеге на Персию разлетелась по округе с невероятной быстротой. Со всех сторон к нему устремилась чернь, и очень скоро он сделался главой дружины в три тысячи человек. Со всеми он был весьма щедр, помогал голодным и бедным, давал приют. Н.И. Костомаров пишет: «Его называли батюшкой, считали чудодеем, верили в его ум, в силу и счастье» [Костомаров; 354].

Во второй раз Разин повёл свою ватагу не на Персию, а на Россию, на русские земли. Его целью теперь был не только грабёж. Подобно своему предшественнику И.И. Болотникову (1565 - 1608), который ранее вёл своё войско для того, чтобы низвергнуть существующий строй, Разин также настроил своих нищих вояк на переворот, призывая истреблять дворян, воевод, приказных людей и всех, кто имеет какое-либо отношение к начальствующим должностям. Он заманивал голытьбу захватом чужого имущества, сменой царских порядков, идеей равенства и сумел буквально наэлектризовать толпу и сделаться героем.

Итак, весной 1670 года Разин двинулся на Волгу и захватил два города: Царицын и Астрахань. Он сразу прославился неслыханными жестокостями. Далее он двинулся вверх по реке, овладел Самарой и Саратовом. Вскоре его войско значительно пополнилось казаками с Яика, различными инородцами (чувашами, мордвой, черемисами). С Волги восстание перекинулось вглубь страны, охватив Пензенский, Тамбовский, Нижегородский край. Его вспышки начинают возникать к северу от Волги, в Галицком уезде, везде вовлекая в мятеж крестьян и посадских. И всюду разинцы отмечали своё движение убийствами, пожарами, насилием и грабежами.

Но при всём при этом в деле Разина не было прочности. Первая значительная неудача под Симбирском нанесла серьёзный урон делу легендарного атамана, и личность его лишилась прежней притягательности. Правительство, проявив неимоверные усилия, всё-таки подавило опасное движение мятежников. Разин был казнён на плахе в 1671 году. Смерть предводителя крупнейшего крестьянского восстания не смогла убить память о нём: Разин вырос в народного героя, о котором слагаются народные песни и сказания. Показательно, что из народной памяти выветрились все зверства Разина и его казаков, и в образцах народного творчества о нём поётся и говорится с сочувствием и сожалением. Но в этом есть своя логика. Ореол, сложившийся вокруг личности Степана Разина, свидетельствовал о серьёзном поражении всей государственной системы России, о глубочайшем разладе между низшими и высшими классами. Жестокость дружины Разина указывает на произвол и несправедливость правящих лиц, и это был вполне адекватный ответ со стороны народа на социальное неблагополучие.

5. Последние годы правления Алексея Михайловича.

В 1668 году начался бунт Соловецкого монастыря, длившийся до 1676 года. Монахи во главе с архимандритом Ильёй отказывались служить по новопечатным служебным книгам никоновской реформы. Царь довольно долго не принимал никаких действий против взбунтовавшейся братии, хотя его окружение было настроено по этому поводу самым непримиримым образом. И вот, наконец, 27 декабря 1667 года Алексей Михайлович издаёт указ о начале изоляции Соловецкого монастыря. Однако бунтовщики не спешили сдаваться, проявляя удивительную стойкость духа и героизм. В 1674 году на Соловки прибывает воевода И.А. Мещеринов. Его отряд в семьсот человек был хорошо вооружён. Вскоре его численность вырастает до тысячи стрельцов. 22 января 1676 года начинается жёсткое столкновение бунтовщиков и пришедшего на остров войска. В итоге монастырь оказывается полностью разгромленным. А 29 января этого же года умирает сам государь Алексей Михайлович. Но не только вынужденной осадой Соловецкого монастыря прославился последний этап его правления.

22 января 1671года ранее овдовевший царь женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной (1651 - 1694). В этом браке было рождено двое детей, один из которых - Пётр I. Женитьба оказала сильное влияние на мировоззрение и вкусы Алексея Михайловича. Благодаря трансформации взглядов и перемене окружения государя в России появляется первый Русский театр. Среди новых лиц, появившихся в его свите, следует выделить лютеранского пастора Иоганна Грегори (1631 - 1675), который по благословению царя ставит с набранными для этого дела людьми пьесу собственного авторства на библейский сюжет. Театральное представление приводит в восторг Алексея Михайловича, а его новое увлечение даёт мощный толчок для дальнейшего развития театра в России.

Импонирует царю и европейская музыка, и он разрешает ей доступ в российское государство. П.В. Седов пишет: «Играл в арганы немчин, и в сурну, и в трубы трубили, и в суренки играли, и по накрам, и по литаврам били ж во все» [Седов; 139]. Таким образом, благодаря Алексею Михайловичу в Россию впервые проникает орган.

Тем не менее, увлечение иностранными «диковинами» не мешало царю оставаться русским человеком, остающимся верным православным принципам миропорядка. В эту область иностранные веяния не допускались.

В то же время активно развиваются другие виды искусств: архитектура, живопись, литература (предполагается, что и сам Алексей Михайлович является автором нескольких книг, в частности, о соколиной охоте, страстным любителем которой он являлся).

В последний этап правления государя появляется истинное архитектурное чудо - дворец в Коломенском, считающийся непревзойдённым шедевром и на сегодняшний день. Можно утверждать, что дворец в Коломенском - отличительный знак XVII века, подобно тому, как Храм Василия Блаженного стал символом века XVI. За возникновение Коломенского дворца потомки обязаны благодарить царицу Наталью Кирилловну, которая сделалась его хозяйкой. Немаловажным является тот факт, что дворец был полностью творением рук русских мастеров (архитекторов и живописцев), что опровергает, время от времени, возникающее мнение о том, что Россия в этот период была «культурно отсталой» страной.

Государь живо интересовался иностранной прессой и даже сделал попытку наладить доставку в Россию газет из других государств. В результате этого интереса в 1665 году даже организовывается специальная почтовая линия - первая в России.

Нельзя не отметить огромную роль Алексея Михайловича и в деле расширения границ российского государства, в освоении Сибири. Благодаря экспедициям Е.П. Хабарова (1603 - 1671) и других путешественников русское продвижение дошло до Тихого океана и окончательно там укрепилось.

Царь Алексей Михайлович развил и обогатил дипломатические и торговые связи России с другими странами, сохраняя при этом национальное своеобразие и чистоту веры. Его роль в культурном прогрессе страны едва ли возможно переоценить.

6. Заключение.

Итак, царь Алексей Михайлович Романов правил Россией с 1645 по 1676 год. Его мировоззрение формировалось под влиянием идеи религиозно-нравственного совершенствования личности и общества, которые распространились после окончания Смуты. Первые годы правления не были самостоятельны: он практически в полной мере зависел от своего воспитателя и родственника боярина Б.И. Морозова. В более поздний период активно выдвигал перспективных деятелей, таких как Н.И.Одоевский, А.С. Матвеев, А.Л. Ордин-Нащекин. В период Московских восстаний государь приложил все усилия для того, чтобы спасти Морозова. Если говорить о внутренней политике, то следует отметить его непосредственное участие в составлении и утверждении Соборного уложения 1648 года. Им была поддержана линия, направленная на удовлетворение требований посадских людей и дворянства. Ставя во главу угла прочность государевой власти, возвёл в ранг самых тяжких преступлений любое покушение на жизнь и здоровье царя.

В правление Алексея Михайловича произошло угасание деятельности Земских соборов и Боярской думы, активизация приказной бюрократии. Он привлекал на российскую службу иностранцев, благодаря его поддержке резко возросло значение полков иноземного строя. Государь содействовал укреплению крепостного права и подавил городские восстания середины XVII века и Крестьянскую войну 1670 - 1671 гг.

При царе Алексее Михайловиче произошёл раскол русской православной церкви. Будучи сторонником патриарха Никона, царь разделял не только религиозные догматы, положенные в их основание, но преследовал и политические цели. Такие как: объединение церковных обрядов русской и греческой церквей, что было с его точки зрения необходимой предпосылкой для роста авторитета Российского государства среди славянских народов и в первую очередь среди тех, которые находились под властью Речи Посполитой.

Государь вёл активную внешнюю политику, наиболее значительным успехом, которой стало объединение России и Украины (1654). Он принимал личное участие военных действиях (походы 1654 - 1656), в русско-польской войне 1654 - 1667, в результате которой были возвращены Смоленск, Северская земля с Черниговом и Стародумом (Андрусовское перемирие 1667 г).

Алексей Михайлович был неравнодушен ко всему новому, что отчётливо проявилось в сфере искусства, культуры и быта. Царю удалось расширить не только границы государства, но и дипломатические и торговые связи. Примечательны слова А.Н. Боханова, который назвал царя Алексея Михайловича «эпонимом эпохи», в котором причудливо соединилась верность традициям и открытость для всего нового.

7.Список литературы.

1. Боханов А.Н. Царь Алексей Михайлович /А.Н. Боханов. - М.: Вече, 2012. - 368 с.

2. Гусев Г.А. Личность и мировоззрение царя Алексея Михайловича в отечественной историографии XIX-XX вв. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук /Г.А. Гусев. - М., 2005. - 232 с.

3. Захаревич А.В. История Отечества /А.В. Захаревич. - М.: ИТК «Дашков и К˚», 2005. - 755 с.

4. Ключевский В.О. Избранные лекции «Курса русской истории» / В. О. Ключевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.

5. Кожурин К.Я. Боярыня Морозова /К.Я. Кожурин. - М.: Молодая гвардия, 2012. - 380 с.

6. Костомаров Н.И. Бунт Стеньки Разина / Н.И. Костомаров. - М.: Чарли, 1994. — 640 с.

7. Котошихин Г.К. О России, в царствование Алексея Михайловича/ Г.К. Котошихин. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 272 с.

8. Лобачёв С.В. Патриарх Никон /С.В. Лобачёв. - СПб.: Искусство, 2003. - 424 с.

9. Платонов С.Ф. Русская история/ С.Ф. Платонов. - М.: Эксмо, 2015. - 432 с.

10. Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории / С.Г. Пушкарёв. - Ставрополь: Кавказский край, 1993. - 416 с.

11. Триста лет царствования дома Романовых. Репринтное издание. - М.: Ассоциация «Информ-Эко», 1990. - 174 с.

12. Цечоев В.К., Асташин В.Е. Отечественная история. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. - 528 с.

13. Чистякова Е.В., Богданов А.П. «Да будет потомкам явлено…». Очерки о русских историках второй половины XVII века и их трудах. - М.: УДН, 1988. - 136 с.

14. Шмурло Е.Ф. История России 862 - 1917 гг. / Е.Ф. Шмурло. - М.: Аграф, 1997. - 736 с.

Правления Алексея Михайловича реформирование ар-мии, создание полков нового строя, уменьшение роли дворянского ополчения укрепили вооружённые силы России. При Алексее Михайловиче Земские соборы собирались все реже.

Соборное Уложе-ние (1649)

Мятеж в Москве летом 1648 г. стал понемногу затихать. Однако вслед за Москвой волнения вспыхнули во многих провинциальных городах. Да и в самой сто-лице шаткий порядок едва держался. Среди придворной знати нашлись умные люди , сумевшие объяснить юному царю, что для подлинного умиротворения общества нужны серьёзные преобразо-вания. Земский собор, созванный в июле 1648 г., высказался за составление свода законов, призванного учесть требования сосло-вий. Царь поручил подготовить проект будущего свода боярину князю Н. И. Одоевскому .

Тревожные вести о новых волнениях заставляли правительство действовать быстро. Уже в сентябре 1648 г. новый Земский собор начал свою работу. На нём присутствовали около 350 выборных представителей от различных сословий, за исключением крестьян и холопов. Они выслушали весь текст проекта Уложения, обсудили его и в январе 1649 г. на Земском соборе утвердили своими подписями окончательный вариант Соборного Уложе-ния. Уложение было напечатано в виде книги.

Соборное уложение стало большим шагом вперёд в разви-тии российского законодательства. Оно систематизировало много-численные царские указы, появившиеся после Судебника 1550 г., и дополнило их рядом новых положений.

Соборное уложение представляло собой свод законов, исполнение и соблюде-ние которых являлось обязательным для всей страны. В Уложении подчёркивалась особая роль царя в стране; суровые наказания были предусмотрены за преступления против чести, здо-ровья царя, его семьи, церковных и государственных чиновников. Был установлен бессрочный сыск беглых крестьян, практически они превращались в крепостных (были прикреплены к земле свое-го хозяина), а также определены правовые нормы для служилых и посадских людей.

Восстания при Алексее Михайловиче

Церковный раскол Никона

Внешняя политика Алексея Михайловича

Правительство царя Алексея Михайловича начинает тяжёлую борьбу за Украину, Белоруссию и Прибалтику. Одновременно ни на день не ослабевает военная опасность на южной границе, где всегда можно было ожидать опустошительного набега крымских татар.

Возвращение Азова

В 1642 г. был созван Земский собор в связи с тем, что донские ка-заки захватили у турок город Азов. Они обратились за помощью к Москве с предложением присоединить Азов к России. Это означа-ло войну с Османской империей. Поэтому предложение казаков бы-ло отклонено, а Азов возвращён туркам.

Присоединение Украины

Земский собор в 1653 г. утвердил решение о принятии Украины в подданство русского царя.

Наследники Алексея Романова

Царь Алексей Михайлович Романов

Материал с сайта

Мария Ильинична Милославская (первая жена царя)

Наталья Кирилловна Нарышкина (вторая жена царя)

Иван (Иван V Алексеевич)

Алексей Михайлович Романов (Тишайший) (рожд. 17 (27) марта 1629 г. – смерть 29 января (8 февраля) 1676 г.) Государь, Царь и Великий Князь всея Руси 1645 - 1676 гг.

Детские годы

Алексей Михайлович родился в 1629 году, он был старшим сыном царя и его жены Евдокии Лукьяновны Стрешневой.

С пятилетнего возраста молодой царевич Алексей под надзором Б.И. Морозова начал учиться грамоте по букварю, после приступил к чтению книг. В 7 лет стал обучаться письму, а в 9 – церковному пению. К 12-ти годам у мальчика составилась небольшая библиотека из книг, ему принадлежавших. Среди них упоминаются, между прочим, лексикон и грамматика, изданные в Литве, а также «Космография».

В числе предметов «детской потехи» царевича встречаются музыкальные инструменты, немецкие карты и «печатные листы» (картинки). Таким образом, вместе с прежними образовательными средствами видны и нововведения, сделанные не без прямого влияния боярина Б.И. Морозова.

Вступление на престол

После смерти отца 16-ти летний Алексей Михайлович 17 июля 1645 г. стал вторым царем из . Со вступлением на престол он столкнулся лицом к лицу с целым рядом тревожных вопросов, волновавших русскую жизнь XVII столетия. Слишком мало подготовленный к разрешению подобных дел, он поначалу подчинился влиянию бывшего своего дядьки Морозова. Однако в скором времени начал принимать и самостоятельные решения.

Алексей Михайлович, как видно из его собственных писем, и отзывам иностранцев и русских подданных, обладал замечательно мягким, добродушным характером; был, по словам подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, «гораздо тихим», за что и получил прозвище Тишайший.

Характер царя

Духовная атмосфера, среди которой жил государь, его воспитание, характер и чтение церковных книг развили в нем религиозность. По понедельникам, средам и пятницам он во все посты ничего не пил и не ел, и вообще ревностно исполнял церковные обряды. К почитанию внешнего обряда присоединялось и внутреннее религиозное чувство, развивавшее у Алексея Михайловича христианское смирение. «А мне, грешному, – пишет он, – здешняя честь, аки прах».

Царское добродушие и смирение временами, однако, сменялись на кратковременные вспышки гнева. Как-то раз царь, которому пускал кровь немецкий «дохтур», повелел боярам испробовать то же средство. Р.Стрешнев отказался. Алексей Михайлович собственноручно «смирил» старика, но после не знал, какими подарками его задобрить.

Вообще государь умел отзываться на чужое горе и радость. Замечательные в этом отношении его письма. Мало темных сторон возможно отметить в царском характере. У него была скорей созерцательная, пассивная, а не практическая, активная натура; стоял на перекрестке между двумя направлениями, старорусским и западническим, примирял их в своем мировоззрении, однако не предавался со страстной энергией ни тому, ни другому.

Алексей Михайлович и Никон перед гробницей святителя Филиппа

Женитьба

Надумав жениться, Алексей Михайлович в 1647 г. выбрал себе в жены дочь Рафа Всеволожского. Однако пришлось отказаться от своего выбора из-за интриг, в которые, возможно, был замешан Морозов. 1648 год – царь заключил брак с Марьей Ильинишной Милославской. В скором времени Морозов женился на сестре ее Анне. В результате, Б.И. Морозов и тесть его И.Д. Милославский приобрели первенствующее значение при царском дворе. От этого брака родились сыновья – будущие цари Федор Алексеевич и Иван V и дочь Софья.

Соляной бунт

Однако к этому времени, уже ясно обнаружились результаты плохого внутреннего управления Морозова. 1646 год, 7 февраля – по его инициативе царским указом и боярским приговором установили новую пошлину на соль. Она была выше рыночной цены соли – одного из главнейших предметов потребления всего населения – примерно в полтора раза и вызвала сильное недовольство народа. К этому прибавилось злоупотребления Милославского и слухи о пристрастии государя к иностранным обычаям. Все эти причины вызвали Соляной бунт в Москве 2–4 июня 1648 г. и беспорядки в других городах.

Новую пошлину на соль отменили в том же году. Морозов продолжал пользоваться царским расположением, однако уже не имел первенствующего значения в управлении державой. Алексей Михайлович возмужал и больше не нуждался в опеке. Он писал в 1661 году, что «слово его стало во дворце добре страшно».

Алексей Михайлович и патриарх Никон

Патриарх Никон

Но мягкой, общительной натуре царя был необходим советчик и друг. Таким «собинным», любимым другом стал владыка Никон. Будучи митрополитом в Новгороде, где со свойственной ему энергией он в марте 1650 г. усмирял мятежников, Никон овладел доверием царя, посвящен был 25 июля 1652 г. в патриархи и начал оказывать прямое влияние на дела государства.

1653 год, 1 октября – Земской Собор в Москве принял решение о принятии Украины в состав России. Как следствие этого была объявлена Россией 23 октября того же года войны Речи Посполитой, притеснявшей украинцев.

Во время войн 1654–1658 гг. Алексей Михайлович часто отсутствовал в столице, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Вернувшись из военных походов, он начал тяготиться его влиянием. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и начали непочтительно относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не смогла снести обиды. 1658 год, 10 июля – он отказался от своего сана и уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Царь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Только в 1666 г. на Церковном Соборе под председательством патриархов Александрийского и Антиохийского Никона лишили архиерейского сана и заточили в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Во время военных походов Алексей Михайлович Романов побывал в западных городах – Витебске, Полоцке, Могилеве, Ковно, Гродно, Вильно. Там познакомился с похожим на европейский образом жизни. Вернувшись в Москву государь сделал перемены в придворной обстановке. Внутри дворца появились обои (золотые кожи) и мебель на немецкий и польский образец. Постепенно изменялась жизнь и простых горожан.

Земский собор

Церковный раскол

После устранения Никона не уничтожены были главные его нововведения – исправление церковных книг и изменения некоторых религиозных обрядов (форма церковных поклонов, крещение тремя перстами, использование для богослужения икон только греческого письма). Многие из священников и монастыри не согласились принимать этих новшеств. Они начали называть себя старообрядцами, а официальная Русская Православная Церковь стала именовать их раскольниками. 1666 год, 13 мая – в Успенском соборе Московского Кремля был предан анафеме один из руководителей старообрядцев – .

Внутренние беспорядки

Особо упорное сопротивление было оказано Соловецким монастырем; осажденный с 1668 г. правительственными войсками, он был взят воеводой Мещериновым 22 января 1676 г., мятежников повесили.

Тем временем на юге поднял бунт донской казак . Ограбив караван гостя Шорина в 1667 г., Разин двинулся на Яик, взял Яицкий городок, грабил персидские корабли, но в Астрахани принес повинную. В мае 1670 года он вновь отправился на Волгу, взял Царицын, Черный Яр, Астрахань, Саратов, Самару и поднял на восстание черемисов, чувашей, мордву, татар. Войско Разина под Симбирском разбил князь Ю. Барятинский. Разин бежал на Дон и, выданный там атаманом Корнилом Яковлевым, был казнен в Москве 27 мая 1671 г.

В скором времени после казни Разина началась война с Турцией из-за Малороссии. Война окончилась 20-ти летним миром только в 1681 году.

Результаты правления Алексея Михайловича

Из внутренних распоряжений при царе Алексее Михайловиче замечательно основание новых центральных учреждений (приказов): Тайных дел (не позже 1658 г.), Хлебный (не позднее 1663 г.), Рейтарский (с 1651 г.), Счетных дел, занятый проверкой прихода, расхода и остатков денежных сумм (с 1657 г.), Малороссийский (с 1649 г.), Литовский (в 1656–1667 гг.), Монастырский (в 1648–1677 гг.)

В финансовом отношении сделано также несколько преобразований. В 1646 году и последующих годах провели перепись тяглых дворов с их совершеннолетним и несовершеннолетним населением мужского пола. Указом от 30 апреля 1654 г. запрещалось взимать мелкие таможенные пошлины (мыт, проезжие пошлины и годовщину) или отдавать их на откуп.

Из за нехватки денежных средств во множестве были выпущены медные деньги. С 1660-х годов медный рубль начал цениться в 20–25 раз дешевле серебряного. В результате чего наступившая страшная дороговизна вызвала народный мятеж 25 июля 1662 г., названный Медным бунтом. Мятеж был усмирен высылкою против восставшего народа стрелецкого войска.

Указом от 19 июня 1667 г. приказано было приступить к постройке судов в селе Дединове на Оке.

В области законодательства было составлено и издано Соборное Уложение – свод законов Российского государства (печаталось в первый раз 7–20 мая 1649 г.). Его дополняли в некоторых отношениях Новоторговый устав 1667 г., Новоуказные статьи о разбойных и убийственных делах 1669 г., Новоуказные статьи о поместьях 1676 г.

Во время правления Алексея Михайловича Романова продолжалось колонизационное движение в Сибирь. Прославились в этом отношении: А.Булыгин, О.Степанов, Е.Хабаров и другие. Были основаны города Нерчинск (1658 г.), Иркутск (1659 г.), Селенгинск (1666 г.)

Последние годы правления. Смерть

В последние годы царствования Алексея Михайловича при царском дворе особо возвысился А.С. Матвеев. Спустя 2 года по смерти М.И. Милославской государь женился на родственнице Матвеева – Наталье Кирилловне Нарышкиной (22 января 1671 г.). От этого брака у Алексея Михайловича родился сын – будущий император .

Умер царь Алексей Михайлович Романов 29 января 1676 г. и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

Правления Алексей Михайловича (кратко)


Правления Алексей Михайловича (кратко)

Русскому царю Алексею Михайловичу не даром дали прозвище Тишайший. Оно было рождено его демонстративным христианским смирением в поведении самого царя. Он был тих и добродушен, старался выслушать каждого из своих приближённых. С иной стороны годы правления этого правителя историки часто называют «бунташным веком». Решения и действия следовавшие за ними нередко приводили к восстаниям и бунтам, которые тем не менее очень жёстко подавлялись.

Именно при царе Алексее Михайловиче начинается процесс сближения двух культур (западно-европейской и русской). По его приказу организовывается перевод на русский язык различных иностранных книг, научных и исторических трудов.

Однако, главным результатом правления этого царя стало полное превращение в абсолютную сословно-представительной монархии, а также законодательное утверждение крепостничества в качестве основы общественной и хозяйственной жизни.

Основные направления политики Алексей Михайловича:


Хронология правления Алексей Михайловича:

Основные даты периода правления:

· 1632-1634: Смоленская война. Страна вступает в войну с Речью Посполитой, удерживающей смоленские земли и не признающей прав Михаила на престол, считая Владислава законным царём.

· 1634: Мир с Речью Посполитой. Страна возвратила все отнятые у неё в ходе военных действий земли, а сам королевич Владислав отказался от претензий на власть в России. Смоленскую территорию вернуть так и не удалось.

· 1645 год: начало Соляного бунта, прокатившегося по всей стране. После этого бунта пошлина на соль была отменена.

· 1649 год: новое Соборное Уложение с новыми основами законодательства. Утверждается единоличная абсолютная власть царя.

· 1653-1655: Патриарх Никон проводит церковные реформы.

· 1654: в состав России входит Украина.

· 1654: Объявляется война Польше.

· 1656: Россия объявляет войну Швеции, но русское войско вскоре отступает. На Украине умирает Богдан Хмельницкий и начинается новая смута, требующая войны с Польшей. Россией заключается мир в Кардиссе.

· 1659: Основывается город Иркутск.

· 1662: начало Медного бунта из-за выпуска медных монет. Бунт сработал – медные деньги отменили.

· 1666-1667: Проходит Церковный Собор для осуществления суда над Никоном. Сам Патриарх считал церковную власть выше власти царя.

· 1667: Заключено Андрусовское перемирие с Речью Посполитой.

· 1670-1671: Восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Разина.